Ваз 2114 дымит синим дымом причины

Обновлено: 05.07.2024

Новая приора, блок М73 21126-1411020-12, I373DA02, при переключении с 1-й на 2-ю передачу (в момент выжатого сцепления-переключения передачи) обороты остаются на том уровне до которого были разогнаны и опускаются на уровень ХХ спустя 1-2 сек. Если газовать на месте, то зависаний нет, при переключении с 2-й на 3-ю меньше, с3-й на 4-ю практически нет зависов, ДПДЗ проверял-норма, РХХ проверял-норма, коврика нет, на других машинах у меня зависаний нет ( это для тех кто умничать любит). Что это - задумка производителя прошивки или неисправность?

Итак, расскажу вам о причинах почему дымит машина. Но сначала расскажу, то что было в моём случае, а позже вообще о общих возможных проблемах, в интернете стандартных статей полно!
Моя машина, калина 1.4 16 клапанная, дымила синим дымом и когда только заводилась и резко даёшь газу. Через некоторое время (пару минут) дым проходил. И бывало иногда на светофоре дымила когда газовал резко.

Проблема синего дыма — это когда масло попадает в топливо и сгорает — так и получается синий дым.

В моём случае ситуация была довольно страшная… Делали голову двигателя, масло съёмные колпачки менялись, выпускные клапана, поршневая и колечки. Всё это вышло довольно таки дорого… Кому интересны цены: колечки с поршневой на калину 1.4 особенные, не убиваемые и немецкие вроде и их очень тяжело достать… Мне достали за 7000р. Ремонт головы 5000р. Ну и плюс по мелочи… Это обошлось мне так, т.к. автосервис моей родни. После этого, моя машинка дымить совсем перестала и сейчас летает, ну или почти… Ещё не всё на ней сделал…

А теперь о возможных причинах:

Почему машина дымит синим дымом (цветом).

Основная же причина появления синего или сизого дыма — это сгорание масла, а значит попадание масла в цилиндры двигателя. А значит, если есть синий дым — значит, что ваша машинка прилично кушает масло! Следите за его уровнем! Масло может попадать через зазоры поршневой, колечек, между стержневой клапанов и направляющими втулками.

Основная причина появления такого дымка — это износ поршневой, колец и цилиндров. Часто в этом случае идёт потеря компрессии! Тут надо быть очень внимательным, т.к. бывают случаи, когда потери компрессии нету и тут сложно определить причину синего дыма.

Если дымит только на холодную — значит износ не большой и масло попадает мало… Тут можно повременить с заменой поршневой и лезть в голову машины. Причиной может быть слишком жидкое масло! Или появился не большой износ двигателя. Для того, чтобы в таких случаях масло не попадало в камеру сгорания — попробуйте заменить масло на густое. Так же попробуйте использовать присадки, которые не дают попадать маслу в камеру сгорания при маленьких зазорах.

Если износ маленький — синий дым появляется на холодном пуске и исчезает через некоторое время.

Если износ чрезмерный — синий дым может проявляется только на прогретом двигателе или увеличиваться вместе с увеличением прогрева.

Синий дым и расход масла очень часто так же появляются при отключении одного из цилиндров из-за неисправности зажигания (может быть например если сгорела катушка зажигания) или при отсутствии герметичности клапанов. Так же свечи будут иметь черный нагар и возможно с наростами!


После нескольких часов простоя автомобиля и последующего запуска двигателя в ряде случаев можно заметить появление густого дыма из выхлопной системы. Такой дым может быть белым, сизым или черным. Дымление может как исчезать, так и присутствовать после дальнейшего прогрева ДВС. Необходимо отметить, что если мотор дымит после прогрева, тогда это указывает на определеннее неисправности.

По цвету выхлопа можно точнее диагностировать поломку, а также выявить степень серьезности проблемы на различных стадиях. В определенных случаях появление дыма сопровождается:

  • затрудненным пуском холодного двигателя;
  • неустойчивой работой мотора на холостом ходу и под нагрузкой;
  • обороты на тахометре могут плавать;
  • наблюдается повышенный расход топлива и моторного масла;
  • двигатель теряет мощность и т.п.

Встречаются также ситуации, когда дымление холодного или горячего двигателя является единственным признаком неисправностей силового агрегата.

Читайте в этой статье

Итак, о чем же свидетельствует синий дым из выхлопной трубы?

Главной и наиболее частой причиной появления синего выхлопа является моторное масло, которое попало в цилиндры мотора. Оттенков синего дыма может быть много, от редкого еле синеватого, до густого темно-синего. Все зависит от степени неисправности и срока давности проблемы.

Актуально: Откуда масло в интеркулере? Разбираемся почему гонит масло в интеркулер

Дым синего цвета и расход масла

Причины дымления мотора

В списке основных неисправностей, которые вызывают повышенное дымообразование, выделяют:

  1. проблемы с системой топливоподачи;
  2. износ цилиндропоршневой группы;
  3. неполадки механизма газораспределения;
  4. сбои в работе системы охлаждения двигателя;

Появление дыма может быть вызвано неполноценным сгоранием топливно-воздушной смеси, сбоями в процессе сгорания, попаданием охлаждающей жидкости из системы охлаждения или моторного масла из системы смазки в камеру сгорания. Указанные неисправности способны окрашивать выхлопные газы в определенный цвет.

В качестве примера можно рассмотреть неэффективную работу системы охлаждения двигателя. Недостаточное охлаждение приводит к перегреву двигателя и разрушению поршневых колец. Проблемы с кольцами означают, что масло начинает попадать в цилиндры и мотор дымит.

Износ цилиндров

Износ цилиндров поршневой группы, как правило, сопровождается снижением компрессии в цилиндре и повышением давления картерных газов, что легко определяется соответствующими приборами. К тому же аварийный износ возникает в цилиндрах сразу, кроме того подобным дефектом чаще всего возникают посторонние шумы и уменьшающиеся с нагрузкой время прогрева двигателя из-за перебоя в цилиндрах, особенно при холодном пуске. Найти неисправный цилиндр нетрудно. Сравнив свечи зажигания или значение компрессии в каждом цилиндре. На свече обычно появляется черный налет, часто в виде наростов.

Кстати у двигателей, оборудованных турбо наддувом, повышенный расход масла и появление сизого дыма из выхлопной трубы может быть вызвано уплотнением ротора турбокомпрессора, что дает картину, схожую с историей про маслосъемные колпачки. Продиагностировать эту проблему очень легко: необходимо снять впускной ротор турбокомпрессора и заглянуть туда. Там обычно скапливается лужа масла. Вот, собственно и все, что я хотел вам рассказать, удачного дня вам на дорогах!

Чтобы на время избежать масложор в двигателе, и не допускать масляного голодания деталей мотора, используйте средства для повышения вязкости и остановки течи.

Например, стоп течь ликви моли, средство будет способствовать улучшению эластичности маслосъемных колпачков и различных резиновых уплотнителей.

Мотор дымит белым дымом

Белый дым в режиме прогрева зачастую является обычным паром, который конденсируется в выхлопной системе. Пар будет виден до того момента, пока выхлоп не нагреется. Также на конце трубы можно видеть капли воды. Если наружная температура низкая, тогда пар будет виден даже после прогрева мотора и его выхода на рабочую температуру. На густоту такого дыма дополнительное влияние оказывает влажность воздуха. Если влажность высокая, то и дыма будет больше.

Появление густого облака белого дыма в теплое время года после прогрева ДВС зачастую указывает на то, что в цилиндры попадает ОЖ. Частой причиной внезапного дымления белым паром является предшествующий перегрев двигателя. Вода является компонентом, который присутствует в составе охлаждающей жидкости. Получается, часть воды не успевает испариться в камере сгорания. Попадание ОЖ может происходить в результате разрушения прокладки ГБЦ или трещин в местах прохода каналов рубашки охлаждения, по которым движется охлаждающая жидкость.

Белый дым из выхлопной трубы на холодном двигателе

Густой белый дым из выхлопной трубы при запуске двигателя может образовываться в результате наличия конденсата на стенках внутри глушителя (чаще всего возникает по причине разницы температур). Находящаяся влага на стенках начинает нагреваться, после запуска двигателя, а после и вовсе испаряется. Образованная пара в таком случае может возникать как в теплую пору года, так и при холодных температурах (особенно этот эффект часто наблюдают водители оставившие свои автомобили на ночь под открытым небом, или в регионах с повышенной влажностью).

Двигатель дымит синим дымом

Двигатель начинает дымить синим или сизым дымом в том случае, если в цилиндры проникает избыточное количество моторного масла. Такой дым может быть голубым, синим или иметь похожие оттенки. Масляный дым двигателя более густой. Если поднести к выхлопной трубе бумагу, то на ней останутся жирные пятна.

Первым признаком, который укажет на причину дымления, является значительный перерасход масла (от 0.5 литра масла на 1 тыс. км. пробега). В ряде случаев выявить проблему только по цвету выхлопа сложно. Диагностику затрудняет наличие катализатора, который очищает выхлопные газы.

Определение поломки

Масло проникает в камеру сгорания как через поршневые кольца, так и сквозь неплотности между стержнем клапана и его направляющей втулкой. В первом случае имеет место износ ЦПГ. В списке возможных проблем находятся:

  • изношены компрессионные и маслосъемные кольца;
  • выработка канавок колец в самом поршне;
  • изменение формы стенок цилиндра, износ стенок;
  • наличие задиров на стенках цилиндров;

Что касается ГРМ, то масляный дым зачастую связан с износом стержня клапана, направляющих втулок и проблем с маслосъемными колпачками. Двигатель может также дымить синим выхлопом в том случае, если возникли проблемы с зажиганием. Для проверки можно выкрутить свечу зажигания на проблемном цилиндре. Наличие обильного нагара черного цвета укажет на проблему.

Достаточно редкой причиной дымления синим выхлопом может быть разрыв специальной мембраны регулятора на АКПП, которые имеют вакуумный датчик нагрузки. Особенностью конструкции выступает соединение такой коробки с впускным коллектором при помощи специального патрубка. В случае неисправности двигатель попросту тянет жидкое трансмиссионное масло из АКПП.

О чем говорит появление синего дыма из выхлопной трубы

От характера и времени появления дыма во многом зависят причины синего дыма из выхлопной трубы. При этом на практике можно выделить несколько основных случаев.

К ним относятся:

  • Появление дыма на холодном движке;
  • дым после прогрева.

Сине-белый дым появляется только при прогреве мотора, а затем постепенно проходит. В этом случае переживать не стоит. Вероятная причина проблемы – износ механизмов силового узла.

Пока двигатель холодный, небольшие объемы масла просачиваются в двигатель. Как только основные элементы нагреваются и расширяются, все нормализуется и становится на свои места.

Синий дым продолжает идти из глушителя даже после того как двигатель прогрелся. Более того, густой дым начинает валить еще сильнее. А это уже говорит о явных неисправностях двигателя. Скорее всего это появление больших зазоров и проникновение масла в камеру сгорания.

Такие неисправности всегда сопровождаются повышенным расходом масла, поэтому важно время от времени проверять уровень расходной жидкости и своевременно реагировать на появившиеся проблемы.

Синий выхлоп

Также проявляются такие косвенные причины как: — нестабильная работа мотора (троит), повышенный расход масла (иногда до 1 литра на 100 километров), а также быстрый выход из строя свечей зажигания. Происходит потеря компрессии в цилиндрах. Зачастую вы не можете запустить машину с утра в холодную погоду. Присутствует запах гари в салоне и рядом с автомобилем на улице.



Откуда дым в дизельном двигателе?


Что такое дым? Дым – это продукт сгорания, который выделяется при окислении топлива в камере сгорания автомобиля. Как правило, дым исходит из всего, что сгорает, а значит и мотор обладает подобными свойствами. Что касается бензинового, то наличие дыма даже на холостых оборотах является нормальным явлением. Однако дизельный мотор дымить не должен. Его наличие должно быть только при появлении нагрузки на двигателе. Так, например, при движении в гору многие грузовые автомобили оставляют после себя облако черного цвета, что свидетельствует о напряженной работе мотора. Но, стоит убрать ногу с газа – дым тут же перестает выходить из выхлопной трубы.

Самым важным в процессе диагностики принято считать цвет дыма. Как правило, о неисправностях можно судить при наличии следующих цветов в отработавших газов: черный, сизый и белый.


Почему дымит синим дымом из выхлопной трубы

Перед тем как диагностировать поломку, необходимо помнить, что количество и цвет дыма и пара из выхлопной трубы зависит от следующих факторов:

  • уровня нагрева двигателя;
  • качества моторного масла;
  • количество оборотов работы двигателя;
  • температура и влажность воздуха.

Обычно количество дыма больше в сырую погоду, поэтому отклонения в его цвете и примесях легче заметить именно тогда.

Цвет самого “синего” дыма может быть разным. Начиная голубым и заканчивая густым насыщенным синим. Однако в любом случае характерной особенностью является его маслянистость. Именно она и позволяет установить причину появления. Такой дым плохо рассеивается в воздухе, а в его составе присутствуют жирные капли, которые буквально вылетают из трубы вместе с газами. В отличие от белого дыма, который вызван появлением в цилиндрах охлаждающей жидкости, синий дым говорит автовладельцу о том, что в камеру сгорания попадает масло.

При малейших подозрениях на появление синего дыма из выхлопной трубы, необходимо замерить уровень масла в двигателе.

Кроме непосредственного появления синего дыма из выхлопной системы существует еще ряд косвенных признаков, указывающих на то, что внутрь цилиндра попадает масло:

  • двигатель “троит” (работает нестабильно);
  • значительно возрастает уровень расхода моторного масла (может достигать значения 1 литр на 100 км пробега);
  • быстрый выход из строя свечей зажигания;
  • снижение значения компрессии в одном или нескольких цилиндрах;
  • возможны проблемы с запуском машины в холодную погоду;
  • наличие запаха гари в салоне или вокруг машины.

Как масло попадает в цилиндры

Чаще всего (но не всегда) масло в камеру сгорания попадает одним из двух способов, в частности, через:

  • поршневые кольца;
  • зазор между стержнями клапанов и направляющими втулками;
  • проблемы с турбиной (на турбированных моторах).

Почему масло попадает в цилиндры

В соответствии с приведенной выше информацией можно легко обозначить те детали, неисправности в работе которых привели к появлению синего дыма из выхлопной трубы. В частности, к таким причинам относится:

  • полная или частичная разгерметизация клапана;
  • значительный износ или выход из строя маслосъемного колпачка;
  • появление царапин на поверхности цилиндра;
  • дефекты в работе поршневых колец;
  • изменение геометрических размеров одного или нескольких цилиндров.

При прогорании или негерметичности клапанов дым становится бело-голубым. Определить неисправность несложно. Для этого нужно измерить компрессию. Она будет незначительна или отсутствовать вовсе. Теперь рассмотрим некоторые из описанных ситуаций.

Износ маслосъемных колпачков

Когда они дубеют или трескаются количество попадающего в цилиндры масла увеличивается на холостом ходу и во время торможения двигателем. В это время во впускном коллекторе возникает большое разрежение. Вследствие этого возникает большая разница давления и масло просачивается в цилиндры и накапливается на стенках в выхлопной системе. В момент когда дроссельная заслонка открывается густота синего дыма с маслом увеличивается.

Дефекты в состоянии цилиндров

Поверхность изношенного цилиндра

Чаще всего это появление задир или различных дефектов на поверхности цилиндра. Из-за них происходит разгерметизация и масло поступает в камеру сгорания. Причинами появления обозначенных дефектов могут быть:

  • Наличие абразивных частиц в масле. Это может быть по причине низкого качества масла, засорения фильтра или значительного пробега машины без замены масла двигателя.
  • Коррозия на кольцах или цилиндрах. Она может возникнуть вследствие разных причин. Одна из распространенных — продолжительная стоянка автомобиля под открытым небом без запуска двигателя.
  • Дефекты во время ремонта двигателя или использование бракованных деталей (в частности, поршни и поршневые кольца).

Изменение геометрии цилиндра

По большому счету это естественный процесс, который происходит постепенно, по мере эксплуатации двигателя. Диагностику необходимо проводить на СТО, поскольку для этого используется специальное оборудование. Замеры проводят по:

  • по двум вертикальным плоскостям;
  • трем-четырем уровням по горизонтали.

Залегание колец

Они также являются частой причиной появления синего дыма из выхлопной трубы. Дело в том, что на поршне существуют отверстия, которые постепенно забиваются подгоревшим маслом. При этом клапана и цилиндры находятся в неплохом состоянии, и лишь коксуются кольца. Причина этого может заключаться в использовании некачественного топлива и/или масла. Из-за этого кольца плохо снимают тепло со стенок цилиндров. Синий дым в этом случае появляется при разгоне машины. При этом компрессия снижается.

Также нарушается работа системы вентиляции картерных газов. Она предназначена для отделения масла и регулирования скорости потока. Соответственно, когда происходит сбой в ее работе, то давление картерных газов повышается.

В случае неисправности цилиндропоршневой группы двигателя следует замерить компрессию. Однако, если появившиеся зазоры невелики, то существует вероятность того, что значение компрессии будет высоким, поскольку поступающее масло постепенно их уплотнит.

Что означает синий дым из выхлопной трубы

Причины возникновения синего дыма

Что означает синий дым из выхлопной трубы

Возможные причины синего дыма


Сизый дым появляется только на холодную

сизый дым из выхлопной трубы

Появление синего дыма из выхлопной трубы после длительной стоянки автомобиля говорит об износе маслосъемных колпачков. При постоянных перепадах температуры резинотехнические изделия теряют эластичность. На больших пробегах выработка втулки клапана и штока приводит к биению клапанов. Из-за потери упругости усилие обжатие штока уменьшается, поэтому между штоком клапана и колпачком появляется зазор, через который масло стекает в камеру сгорания. За время длительной стоянки в цилиндрах накапливается смазка, которая активно выгорает после запуска. Характерно, что спустя 3-5 минут работы двигателя прогрева сизый дым может практически исчезнуть.

Проверить сальники клапанов без разбора ГБЦ можно с помощью эндоскопа с поворотной камерой. Заглянув в цилиндры после длительной стоянки, можно увидеть свежие капли масла, стекшие на поршень через шток клапана. На многих авто при снятой клапанной крышке можно визуально оценить посадку колпачков, целостность обжимной пружины. Проверить упругость резины можно только после демонтажа сальников. Если вы ни разу не сталкивались с ремонтом двигателей и не имеете опыта проверки колпачков, лучшая диагностика – сравнение эластичности старого и нового сальников (достаточно их поочередно попытаться сжать).

Масло из воздуха

При такте всасывания воздух (или топливно-воздушная смесь в карбюраторных двигателях) предварительно проходит через воздушный фильтр. Нередко водитель не обращает внимания на состояние системы вентиляции картера, из-за чего каналы забиваются маслянистыми отложениями, и повысившееся давление картерных газов забрасывает моторное масло в корпус воздушного фильтра.

Грязный воздушный фильтр

У нерадивого водителя фильтрующий элемент часто не способен задержать жидкую смазку, и она с воздухом попадает в цилиндры.

У двигателей с турбонаддувом ротор смазывается жидким маслом при помощи специального маслонасоса. Вследствие износа увеличиваются зазоры в подшипниках, через которые масло начинает гнать в холодную (воздушную) полость турбины. Здесь оно распыляется крыльчаткой и смешивается с нагнетаемым воздухом, после чего поступает в камеру сгорания.

Еще редкий случай, имеющий место только на авто с коробкой-автоматом, оснащенной вакуумным датчиком нагрузки. Последний с помощью шланга подключается к впускному коллектору. Иногда бывает, что диафрагма датчика рвется, и разрежение в коллекторе сосет масло из коробки. Мало того, что коробка лишается одной из управляющих систем, теряет масло, так она еще является виновником дымления двигателя.

Белый дым из дизеля

Природа белого дыма разносторонняя. Во-первых, белый дым может возникать вследствие работы двигателя в зимний период. В этом случае, появление белого дыма – это абсолютно нормальное явление, потому как это не дым, а пар, возникающий в процессе испарения конденсата.

Другая причина белого дыма – это прокладка головки блока цилиндров пришла в негодность. В камеру сгорания проникла охлаждающая жидкость, которая оказывается в выхлопном газе в виде белого дыма. В этом случае необходимо заменить прокладку и провести промывку двигателя.

Пожалуй, это все причины дымления двигателя. Их устранение не всегда возможно собственными силами, поэтому, в ряде случаев, рекомендуем обратиться к автомобильным мастерам.

Братство колец

Теперь о том, как масло попадает из картера в рабочую камеру напрямую. Поршни двигателей внутреннего сгорания (ДВС) работают в условиях высоких температур и значительных сил трения. Для смазки и охлаждения трущихся поверхностей используется масло, заливаемое в картер двигателя. На стенки цилиндров оно подается разбрызгиванием или под давлением с помощью специальных поршневых форсунок.

При ходе поршня вверх на поверхность гильзы наносится масляная пленка, при ходе вниз — маслосъемное кольцо удаляет нагретую смазку, забирая тепло от стенок цилиндра. Для изоляции камеры сгорания от моторного масла, а также для создания в ней определенного давления (компрессии) используются компрессионные кольца.

Маслосъемные кольца поршня

Обычно поршни бензинового мотора имеют по 3 кольца (как у племени эльфов): одно нижнее — маслосъемное и два верхних — компрессионных.

В результате износа компрессионных колец горячие рабочие газы начинают прорываться в картерное пространство, что приводит к повышению в нем давления среды. А за счет разрежения, образующегося над головкой поршня, масло из картера подсасывается в полость цилиндра. Таким образом, масло поступает в цилиндры по причине износа деталей цилиндропоршневой группы (ЦПГ). Что может способствовать развитию этого процесса:

  • Износ маслосъемных и компрессионных колец. Приводит к увеличению зазоров, в результате чего пропадает барьер между газовой и масляной средами.
  • Выработка поршневых канавок. При увеличении их ширины ухудшается работа лабиринтного уплотнения, а также возникает подсасывающий эффект, за счет которого масло качается из картера в цилиндр, словно насосом.
  • Разрушение межканавочных перемычек. Этот дефект часто наблюдается на поршнях из-за такого явления, как термическая усталость материала.
  • Закоксовывание колец. При сгорании масла образуется нагар, который лишает кольца подвижности, и они теряют возможность упруго поджиматься к стенкам цилиндра.
  • Изменение формы стенок цилиндра, геометрии поршня.
  • Задиры, образующиеся на стенках цилиндров вследствие неправильной работы смазочной системы (масляное голодание).
  • Некачественные смазочные материалы или использование масла с несоответствующими эксплуатационными характеристиками, например, — не той вязкости.
  • Монтаж колец без использования специального съемника. Деталь при этом деформируется, что ведет к ускоренному износу зеркала цилиндра.

Маслосъемные кольца поршня

Это интересно: Где находится датчик положения распредвала на ваз 2110

Когда дубеет сальник клапана

Наконец, последний маршрут попадания масла в выпускной тракт бензинового ДВС — через клапанные уплотнения: маслосъемные колпачки или сальники клапана. В качестве уплотнения направляющих втулок применяются резиновые кольца.

Сальник клапана ГРМ

Симптомы масляного угара

Признаки поступления масла в горючую топливно-воздушную смесь:

Поиск неисправности следует начинать с проверки компрессии. Если же, как было сказано выше, результаты не являются достоверными, проверяют состояние маслосъемных колпачков, поскольку эта работа менее трудоемка по сравнению с разборкой ЦПГ. И только в последнюю очередь приступают к основательной разборке двигателя.

Даже если вы не в состоянии своими силами устранить причины синего дымления бензинового двигателя, хотя бы получить представление о возможных неисправностях вполне реально. А это позволит избежать лишних расходов при составлении план-графика восстановительных работ, который должны составить работники ремонтного сервиса.

Причины черного дыма

Выхлоп черного цвета, так характерный для дизельных двигателей, свидетельствует о частичном сгорании топлива, в то время, как остальная его часть догорает в выхлопной трубе. Причиной черного дыма принято считать ряд следующих факторов:

Синий дым из выхлопной

Когда машина работает, из выхлопной выбрасываются продукты горения, прошедшие стадию глушения звука и нейтрализации вредных веществ. Этот процесс всегда сопровождается образованием дыма. Особенно если двигатель еще холодный, а на улице стоит сырая погода или мороз, то дым будет более густой, так как в нем содержится большое количество конденсата (откуда он берется, рассказывается здесь).

Однако нередко выхлоп не просто дымит, а имеет определенный оттенок, по которому можно определить состояние двигателя. Рассмотрим, почему дым из выхлопной имеет синий оттенок.

Почему дымит синим дымом из выхлопной трубы

Единственная причина, по которой дымление имеет синеватый оттенок, это сгорание моторного масла в цилиндре. Часто эта проблема сопровождается попутными неполадками мотора, например, он начинает троить, постоянно нужно доливать масло, холостой ход агрегата невозможен без подгазовки, запуск двигателя в холодную погоду (чаще всего от такой проблемы страдает дизель) сильно затрудняется и т.д.

Синий дым из выхлопной

Определить попадание масла в глушитель можно при помощи простого теста. Заводим двигатель, берем лист бумаги и подставляем к выхлопной. Если труба будет выкидывать капли масла, на листе появятся жирные пятна. Результат такой проверки указывает на серьезные неполадки, которые нельзя игнорировать.

В противном случае придется выполнять дорогостоящий ремонт. Помимо капиталки двигателя очень скоро придется менять и каталитический нейтрализатор. Почему нельзя допускать попадание смазки и несгоревшего топлива в этот элемент, рассказывается в отдельном обзоре.

Синий дым из выхлопной

Обычно дымить сизым выхлопом будет старый мотор, который приближается к капитальному ремонту. Это обусловлено большой выработкой на деталях цилиндропоршневой группы (например, износ уплотнительных колец). При этом падает компрессия в ДВС, а также снижается мощность агрегата, из-за чего разгон транспорта становится менее динамичным.

Но нередко сизый дым может появляться из выхлопной трубы и некоторых новых автомобилей. Часто это наблюдается при прогреве в зимний период. Когда двигатель нагрелся, эффект исчезает. Такое может происходить, когда автомобилист использует синтетическое масло, а в инструкции по эксплуатации авто указывается полусинтетика или вообще минералка (о разнице этих материалов читайте здесь).

Такое происходит, когда жидкая смазка в холодном моторе проникает через компрессионные кольца в полость цилиндра. Когда загорается бензин (или дизель), вещество частично сгорает, а остальная часть будет вылетать в выпускной коллектор. По мере прогрева ДВС его детали немного расширяются от температуры, благодаря чему устраняется этот зазор, и дым исчезает.

Синий дым из выхлопной

На задымленность мотора влияют такие факторы:

  • Насколько нагрелся ДВС (о рабочей температуре мотора читайте в другой статье; что касается температурных режимов дизеля, читайте здесь);
  • Соответствует ли моторное масло требованиям производителя двс;
  • Число оборотов коленвала во время прогрева и езды;
  • Условий, в которых эксплуатируется машина (например, в сырую и холодную погоду в выхлопной системе образуется конденсат, который можно убрать при помощи быстрой езды на трассе при стабильных оборотах).

Чаще всего первые признаки проблем с мотором и попаданием масла в цилиндр можно заметить при обильном выделении дыма (осень и зима), пока машина прогревается. Регулярная проверка уровня масла в поддоне поможет определить, что мотор начал брать смазку, и ее нужно доливать.

Помимо синевы в выхлопе о наличии масла в цилиндрах могут свидетельствовать такие факторы:

  1. Силовой агрегат начинает троить;
  2. Двигатель начинает расходовать большое количество смазочного материала (в запущенных случаях этот показатель может увеличиться до 1000мл/100км);
  3. На свечах зажигания появился характерный нагар (подробней об этом эффекте рассказывается вдругом обзоре);
  4. Засорение форсунок, из-за чего солярка не распыляется в камере, а льется в нее;
  5. Падает компрессия (о том, что это такое, и как ее измерить, читайте здесь) либо во всех цилиндрах, ибо в одном из них;
  6. На морозе мотор стал хуже заводиться, а в процессе работы даже глохнуть (часто наблюдается у дизелей, так как в их случае от компрессии зависит качество сгорания топлива);
  7. В некоторых случаях может запахнуть гарью, которая проникает в салон (чтобы греть салон, печка берет воздух из подкапотного пространства, куда может поступать дым, если машина стоит, и ветер на улице дует сзади).

Как масло попадает в цилиндры

В цилиндр масло может попасть через:

  • Закоксованные компрессионные и маслосъемные кольца, установленные на поршнях;
  • Через появившийся зазор в направляющей втулке клапанов, а также из-за износа маслосъемных колпачков (сальников клапанов);
  • Если агрегат оснащается турбонагнетателем, то неисправности этого механизма также могут приводить к попаданию масла в раскаленную часть выхлопной системы.

Почему масло попадает в цилиндры

Итак, масло в раскаленную выхлопную систему или цилиндр двигателя может попасть при следующих неисправностях:

  1. Износился сальник клапана (подробней о замене этой детали рассказывается здесь);
  2. Нарушилась герметичность клапана (одного или нескольких);
  3. Образовались царапины на внутренней части цилиндров;
  4. Залегание поршневых колец или поломка некоторых из них;
  5. Нарушилась геометрия цилиндра(ов).

Когда прогорает клапан, это сразу же становится заметным – автомобиль оказывается менее динамичным. Один из признаков прогоревших клапанов – резкое снижение компрессии. Далее рассмотрим подробней эти проблемы.

Износ маслосъемных колпачков

Сальники клапанов должны быть эластичными. Они устанавливаются на штоке клапана, чтобы снимать с него смазку, предотвращающую его износ. Если эта деталь становится жесткой, она хуже обжимает шток, из-за чего некоторое количество смазки проступает в полость впускного или выпускного отверстия.

Синий дым из выхлопной

Когда водитель использует торможение мотором или пускает авто накатом, через задубевшие или растрескавшиеся колпачки масло в большем количестве попадает в цилиндр или остается на стенках выпускного коллектора. Как только температура в полости подскакивает, смазка начинает коптить, образуя дым с характерным оттенком.

Дефекты в состоянии цилиндров

Такое может происходить, когда в цилиндр попадает мусор, например, песчинки с воздухом, если воздушный фильтр порвался. Бывает, что при замене или проверке свечей зажигания автомобилист неаккуратен, и грязь из околосвечного пространства попадает в свечной колодец.

Во время работы посторонние абразивные частицы попадают между поршневым кольцом и стенкой цилиндра. Из-за сильного механического воздействия зеркало поверхности царапается, на нем образуются бороздки или задиры.

Синий дым из выхлопной

Это приводит к нарушению герметичности поршней и цилиндров, из-за чего масляного клина не достаточно, и смазка начинает проступать в рабочую полость.

Еще одна причина появления абразивных частиц в цилиндрах – некачественное масло. Некоторые автомобилисты игнорируют регламент замены смазки, а вместе с ней и масляного фильтра. По этой причине в среде скапливается большое количество металлических частиц (появляются в результате выработки на других деталях агрегата), и постепенно засоряют фильтр, что может привести к его разрыву.

Когда машина продолжительное время стоит, а ее мотор периодически не заводится, на кольцах может появляться ржавчина. Как только двигатель запускается, этот налет царапает стенки цилиндра.

Синий дым из выхлопной

Еще одна причина нарушения зеркала цилиндров – использование некачественных запчастей во время капитального ремонта мотора. Это могут быть дешевые кольца или поршни с браком.

Изменение геометрии цилиндра

В процессе эксплуатации силового агрегата геометрия цилиндров постепенно меняется. Конечно, это длительный процесс, поэтому он характерен для моторов с большим пробегом, и тем, которые уже приближаются к капитальному ремонту.

Синий дым из выхлопной

Чтобы определить эту неисправность, требуется отвезти машину на станцию техобслуживания. Процедура проводится на специальном оборудовании, поэтому ее нельзя выполнить в домашних условиях.

Залегание колец

Компрессионные и маслосъемные кольца делаются с немного большим диаметром, чем поршни. С одной стороны на них имеется разрез, который позволяет сжать кольцо во время установки. Со временем при использовании плохого масла или топлива и образования нагара кольцо прилипает к канавке поршня, из-за чего нарушается герметичность цилиндропоршневой группы.

Также образование нагара на кольцах нарушает теплоотвод от стенки цилиндра. Часто в этом случае образуется сизый дым, когда транспорт разгоняется. Такая проблема сопровождается снижением компрессии, а вместе с ней и динамики машины.

Синий дым из выхлопной

Еще одна причина появления сизого дыма из выхлопной – неисправность в работе вентиляции картера. Картерный газ, имеющий высокое давление, ищет, куда ему выйти и создает больший напор масла, которое начинает выдавливать между поршневыми кольцами. Чтобы убрать эту проблему, следует проверить маслоотделитель, находящийся в верхней части мотора (в старых классических автомобилях) под маслозаливной горловиной.

Нестандартные причины возникновения синего дыма

Помимо перечисленных неисправностей, образование синего дыма может быть и в более редких, нестандартных, ситуациях. Вот некоторые из них:

  1. Новая машина начала дымить. В основном подобный эффект появляется, когда двс прогревается. Основная причина – непритершиеся друг у другу детали. Когда мотор выходит на рабочий диапазон температуры, между элементами пропадает зазор, и агрегат перестает дымить.
  2. Если машина оснащается турбонагнетателем, то масло может дымить даже при исправной цилиндропоршневой группе и клапанах. Сама турбина работает за счет воздействия выхлопных газов на ее крыльчатку. При этом ее элементы постепенно нагреваются до температуры выхлопа, выходящего из цилиндра, что в некоторых случаях превышает 1000 градусов. Изношенные подшипники и уплотнительные втулки постепенно перестают задерживать поступающее для смазки масло, от чего некоторая его часть попадает в выпускной коллектор, в котором начинает коптить и сгорает. Такая проблема диагностируется частичным демонтажем турбины, после чего проверяется состояние ее крыльчатки и полости возле уплотнителей. Если на них видны следы масла, значит, сменные элементы нужно заменить на новые.

Синий дым из выхлопной

Вот еще некоторые более редкие причины попадания масла в цилиндры или выхлопную трубу:

  • В результате частой детонации мотора кольца или перемычки на поршнях ломаются;
  • При перегреве агрегата может измениться геометрия юбки поршня, что приводит к увеличению зазора, который не устраняется масляной пленкой;
  • В результате гидроудара (о том, что это такое, и как уберечь машину от подобной проблемы, читайте в другом обзоре) может деформироваться шатун. Подобная проблема может появиться, когда рвется ремень ГРМ (в некоторых моторах порванный ремень не приводит к контакту поршней и открытых клапанов);
  • Некоторые автовладельцы осознанно используют некачественную смазку, думая, что вся продукция одинакова. В результате – нагар на кольцах и их залегание;
  • Перегрев мотора или его некоторых элементов может привести к самовоспламенению топливно-воздушной смеси (часто это приводит к детонации) или калильному зажиганию. Как результат – завальцовывание поршневых колец, а иногда даже клин мотора.

Синий дым из выхлопной

Выводы

Список основных причин появления сизого выхлопа из трубы не такой уж и большой. В основном это сальники клапанов, изношенные кольца или в более запущенном случае – поцарапанный цилиндр. Ездить на таком транспорте разрешается, но это на свой страх и риск. Первая причина в том, что синий дым означает расход масла – его нужно будет доливать. Вторая причина – езда на неисправном моторе приводит к чрезмерному износу его некоторых деталей.

Вопросы и ответы:

Что делать, если из выхлопной трубы идет синий дым? В новых авто или после капремонта ДВС нужно немного подождать, пока детали притрутся. В остальных случаях придется отправляться на ремонт, так как это признак неисправности ДВС.

Почему у машины идет синий дым? Это происходит из-за того, что в цилиндры помимо топлива попадает еще и масло. В норме масло выгорает около 0.2% от расхода топлива. Если угар повысился до 1%, это говорит о неисправности мотора.

Читайте также: