Втулки усиления нижнего рычага нива

Обновлено: 05.07.2024

Тема статьи — ось нижнего плеча старомодной нивы. Первая статья написана в 2010 году. Но, судя по количеству вопросов, явно требует корректировки. Структура статьи будет обычной: проблема сборки на заводе, конкретная тюнинговая деталь, особенности установки или эксплуатации. Эта статья будет базовой и базовой. В описании осей новой модели я постараюсь отобразить только отличия новой модели от старой. Эта запчасть ставилась на автомобили до октября-ноября 2008 года, но лучше смотреть конкретно на то, что АвтоТАЗ делает все возможное.

Ось нижнего рычага нивы, проблема

Поломки, основные причины

Ось нижнего рычага нивы, моя конструкция

Шаг вперед, покрытие

С декабря 2016 года нижняя ось нижнего плеча пшеничного поля, как старого, так и нового, покрыта покрытием. Слой технического цинка белого или желтого цвета наносится на заводе. Стороны одинаковы для экспорта и для внутреннего рынка. Покрытие — отличная защита от подделок. Если вы видите такие топоры в Интернете, и продавцы уверяют вас, что эти продукты предоставлены сайтом Niva Tuning или лично французом, и никакого освещения о них не будет — это чистая ложь.

Дополнение

немецкий орех М16 × 1,5

Резино-металлические шарниры передней подвески имеют ресурс не более 80-100 тыс. Км. В зависимости от условий эксплуатации существенно сокращается ресурс до замены сайлентблоков на полях 2121 и Урбан.
Диагностику следует проводить при следующих симптомах:

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Отсутствие своевременного внимания к проблеме приводит к повреждению соседних деталей подвески, ухудшению управляемости и безопасности движения.

Замена сайлентблоков верхних рычагов

Откручиваем колесные болты, снимаем колесо, предварительно установив надежную обойму.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Следовательно, это выглядит как запчасть, не пригодная для дальнейшей эксплуатации.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Ослабьте болтовое соединение верхнего шарового шарнира (3 шт.), Затем поднимите деталь. Осторожно, недостаточно сбалансированный элемент может стать причиной травмы.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Разберите верхний рычаг с помощью гаечных ключей 2 x 19. При подкислении используйте WD-40.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Установите элемент в тиски, открутите с торцов гайки 22мм, снимите упорную шайбу.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Вооружившись экстрактором, вытолкните сайлентблок наружу.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121
Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

При отсутствии специализированного приспособления допускается использование стамески. В этом случае с помощью молотка подденьте края и снимите петли.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Для установки новой детали требуются съемник и распорная втулка или инструментальная головка.
Для первого набора инструментов прикрепите один из сайлентблоков к втулке.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Зафиксируйте рычаг, вставьте всю ось в сборе, закрепите гайкой установленный резинометаллический шарнир. Установите оставшийся сайлентблок и кусок трубы (оправку) диаметром 160 мм между ними на место.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Приставьте чашку съемника к свободному концу.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Затягивайте гайки до полной установки элементов в исходное положение.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Во втором случае, поместив проушину на опору, забейте сайлентблок трубкой подходящего размера или головкой инструмента.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Второй этап с помощью подручных средств.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

После установки детали на автомобиль опустите автомобиль так, чтобы конструкция была полностью загружена. Полностью затяните гайки.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Замена нижних сайлентблоков

Помимо подвешивания автомобиля снимите колесо, отсоедините от нижнего шарового шарнира, снимите амортизатор с нижнего крепления к чашке рессоры.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Отсоедините зажим стабилизатора от звена.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Опустив рычаг, вытащите пружину.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

После фиксации вала рычага гаечным ключом на 19 мм отверните гайку на 24 мм и снимите шайбу.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Осторожно вытяните вал металлическим стержнем.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Снимите упорные шайбы.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Снимите нижний рычаг, не снимайте чашку пружины.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

С помощью съемника или тяжелого молотка вытащите сайлентблок.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Замена сайлентблоков переднего и заднего рычагов на новые производится аналогично процессу разборки. Для прижатия используйте съемник или инструментальную головку.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Как снять сайлентблоки при возникновении проблем?

Нередко сайлентблок выходит из строя, несмотря на все усилия. Помимо универсальной смазки WD-40 и керосина, поменять элемент поможет ножовка или фонарик (фонарик).
В первом случае попробуйте разрезать резиновый элемент, не касаясь рычага, затем удалите фрагменты отверткой или другим подходящим инструментом. Во втором нагрейте полимер до тех пор, пока он не подгорит, затем выбейте зажим молотком и отверткой.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Видео процесс монтажа сайлентблоков

Видео возможная причина лопнула втулка

При разборке передней подвески ВАЗ 2121 и ее модификаций многие автолюбители сталкиваются с вопросом, как снять болт крепления нижнего рычага Нивы. Дело в том, что этот болт является осью, на которой держится и вращается рычаг. Поэтому при ремонте каркаса обойти этот агрегат невозможно, болт все равно нужно удалить. Иногда решение проблемы бывает достаточно сложным и трудоемким, что не вредит автомобилистам, самостоятельно выполняющим обслуживание своей Нивы.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Зачем разбирается узел?

Есть несколько объективных причин, по которым необходимо разобрать всю переднюю подвеску со снятием нижних рычагов. Связаны с такими обстоятельствами:

  • чаще всего агрегат разбирают для замены втулок резинометаллических шарниров — сайлентблоков;
  • необходимо заменить нижний рычаг из-за повреждения или поломки;
  • необходимо снять переднюю спицу для замены или других ремонтных работ.

Проблема в том, что примерно в 50% автомобилей Нива болт, являющийся осью нижнего рычага, не хочет добровольно выходить из втулки передней поперечины. Другими словами, ось настолько закисает, что ее невозможно извлечь или даже повернуть. К тому же эта проблема отсутствует на Ниве советского производства.

Таким образом, возникает еще одна причина, по которой очень желательно демонтировать нижнюю часть подвески в первый год эксплуатации машины — профилактика.

Пока ось нижнего рычага не успела плотно прилегать к втулке, ее необходимо снять, очистить и смазать графитовой смазкой. Таким образом, вы сэкономите себе много хлопот в будущем, так как разборка застрявшего болта займет уйму времени в самый неподходящий момент.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Порядок предварительной разборки

Чтобы добраться до оси, снять ее и поменять сайлентблоки, нужно подготовить инструменты:

  • домкрат с ключом для колес;
  • гаечные ключи типоразмера;
  • набор головок и ручка;
  • для разборки резинометаллических петель желательно иметь съемник;
  • мощный молоток;
  • настраивать;
  • другие инструменты кузнеца.

Необязательно проводить работы по извлечению оси нижнего рычага из смотровой ямы или на лифте, достаточно открытой плоской площадки. Но некоторые операции удобнее выполнять из канавы, поэтому ее наличие желательно. Лучше всего надевать на руки тканевые перчатки, чтобы не задеть пальцы. После того, как автомобиль зафиксирован на месте с помощью устройств защиты от опрокидывания под задними колесами, можно приступить к разборке в следующей последовательности:

  1. Поднимите машину на домкрате, открутите и снимите переднее колесо. Поместите блок под нижний рычаг и опустите на него машину.
  2. Открутите 3 нижних крепления шарового шарнира и отделите ступицу от рычага.
  3. Снимите 2 гайки кронштейна, крепящие конец стабилизатора поперечной устойчивости к боковой стороне рычага. Используйте лопатку, чтобы снять ее со штифтов.
  4. Отсоедините амортизатор от опоры пружины, открутив его нижнюю опору. Поднимите автомобиль и снимите пружину. Нет необходимости снимать опорную площадку с рычага, если она вам не мешает.
  5. Удерживая длинную головку болта, удерживающего нижний рычаг, откручиваем гайку с другой стороны и снимаем ее вместе с шайбой.
  6. Используя молоток и круглый латунный переходник, осторожно вытяните вал из втулки. Между ним и рычагом вставлены разные прокладки, при вынимании они отвалятся. Шайбы нельзя потерять.

Замена втулок нижнего рычага ваз 2121

Регулировочные шайбы, расположенные между рычагом и втулкой передней поперечины, устанавливаются на Нива 2121 заводом-изготовителем. Их необходимо вернуть на место в том же количестве при сборке. После завершения разборки можно приступать к замене сайлентблоков с помощью съемника. При отсутствии этого старые резинометаллические втулки выталкиваются в тиски и на их место с помощью направляющей осторожно выдавливаются из отрезка трубы новые.

При сборке очень важно смазать всю поверхность вала нижнего рычага графитовой смазкой.

Это избавит вас от мучений и лишней траты времени при следующей разборке, если болт будет надежно зафиксирован.

Что делать, когда деталь прикипела?

Первые признаки проблем можно обнаружить на ранней стадии. Для этого отверните гайку оси гаечным ключом на 24 мм, затем попробуйте повернуть болт головкой с гаечным ключом. Если это невозможно сделать даже с вытянутым шатуном, будьте готовы к длительной работе — ось явно застряла. В некоторых особо запущенных случаях заблокированный болт даже не позволяет отпустить и извлечь пружину.

Есть несколько способов решить эту проблему, но ни один из них не является простым и займет от 1 до 5 часов в зависимости от степени закисления оси. Опытные владельцы Нивы 2121 практикуют следующий способ разборки детали:

Описанная процедура обычно занимает 1-2 часа. Если по прошествии этого времени вы не смогли ни передвинуть, ни повернуть стальной стержень, вам нужно перейти к кардинальным методам:

  • высверлить болт из втулки ручным сверлом;
  • полная разборка рамы и снятие передней поперечины.

Демонтированную балку необходимо отнести в ближайший автосервис, где шток будет вытягиваться прессом или пробивать на станке.


Так как после хорошего сезона осям нижних рычагов настал мягкий пушной зверёк, то при замене их решил заодно поставить втулки. Заказал их у токаря по моим чертежам, вышло это удовольствие аж целых 200р!

Замену осей и установку втулок производил на яме не снимая рычагов)))), да что там даже колёса не откручивал, правда понадобилось 4 домкрата, зато 1.5-2 часа и готово. Лишние скрипы и стуки ушли. А что стало с осями вы видите сами,



причем погнуло их на всех 360 градусах.
Так что следите за своими авто и вовремя их обслуживайте!

Резинометаллические шарниры передней подвески имеют ресурс не более 80-100 тыс. км. В зависимости от условий эксплуатации срок жизни до замены сайлентблоков на ниве 2121 и Урбан сокращается в разы.
Провести диагностику следует при следующих симптомах:

Отсутствие своевременного внимания к проблеме приводит к повреждению смежных деталей подвески, ухудшению управляемости и безопасности вождения.

Замена сайлентблоков верхних рычагов

Открутите болты колесных дисков, снимите колесо, предварительно установив надежную опору.

Так, выглядит запчасть, не пригодная к дальнейшей эксплуатации.

Освободите болтовое соединение верхней шаровой опоры (3 шт), после чего отведите деталь вверх. Внимание, недостаточно разгруженный элемент может стать причиной травмы.

Демонтируйте верхний рычаг в сборе, используя 2 ключа на 19. При закисании воспользуйтесь WD-40.

Установите элемент в тиски, отверните 22 мм гайки с торцов, снимите упорную шайбу.

Вооружившись съемником, выпрессуйте сайлент-блок.

В отсутствии специализированного приспособления допустимо использование зубила. В этом случае при помощи молотка подденьте кромки и извлеките шарниры.

Для монтажа новой детали необходимы съемник и распор либо инструментальная головка.
При первом наборе инструментов закрепите один из сайлент-блоков в проушине.

Закрепите рычаг, вставьте комплектную ось, зафиксируйте установленный резинометаллический шарнир гайкой. Установите на свое место оставшийся сайлентблок, а также 160 мм отрезок трубки (оправку) между ними.

Приложите чашку съемника к свободному торцу.

Закрутите гайки до полной установки элементов в первоначальное положение.

Во втором случае положив проушину на опору, забейте сайлент-блок трубой подходящего размера или инструментальной головкой.

Второй этап с помощью подручных средств.

Установив деталь на машину, опустите автомобиль таким образом, чтобы полностью нагрузить конструкцию. Затяните гайки до конца.

Замена нижних сайлентблоков

Помимо вывешивания автомобиля, снятия колеса, отсоединения от нижней шаровой опоры, демонтируйте амортизатор из нижнего крепления к чашке пружины.

Отсоедините обойму стабилизатора от тяги.

Опустив рычаг, выдерните пружину.

Зафиксировав ось рычага 19 мм ключом, отверните 24 мм гайку и снимите шайбу.

Аккуратно выколотите ось посредством металлического стержня.

Удалите упорные шайбы.

Выньте нижний рычаг, убирать чашку пружины не следует.

Используя съемник либо тяжелый молоток, выпресуйте сайлент-блок.

Замена сайлентблоков передних и задних рычагов на новые производится в аналогично процессу разборки. Для запрессовки используйте съемник или инструментальную головку.

Как снять сайлентблоки при возникновении проблем?

Нередки ситуации, когда сайлент-блок, несмотря на усилия, не поддается. Кроме универсальной смазки WD-40 и керосина, поменять элемент помогут ножовка или горелка (паяльная лампа).
В первом случае постарайтесь, не задев рычаг, распилить резиновый элемент, после чего удалите фрагменты отверткой или другим подходящим инструментов. Во втором – нагревайте полимер до тех пор, пока он не выгорит, затем выбейте обойму кувалдочкой и отверткой.

Видео процесс монтажа сайлентблоков

Видео возможная причина лопнула втулка

Снятие нижнего рычага подвески на автомобиле Ваз 2121 и Нива 2131 выполняют по тем же причинам, что и снятие верхнего рычага, то есть для его замены в случае механических повреждений, при обнаружение трещин и других дефектов, для замены сайлентблоков или при выполнение других работ, при которых его наличие будет мешать ходу их проведения. Подготовьте стандартный набор инструментов и проделайте следующую последовательность действий:

  • Устанавливаем автомобиль на домкрат и снимаем колесо с ремонтируемой стороны.
  • Ключом на тринадцать откручиваем три гайки болтов крепления корпуса нижней шаровой опоры и отсоединяем ее от нижнего рычага.
  • Далее отсоединяем от рычага обойму крепления подушки стабилизатора поперечной устойчивости.
  • После чего откручиваем болты и отсоединяем от нижней опорной чашки пружины крепление амортизатора.


  • Удерживая ось от проворачивания, ключом на двадцать четыре откручиваем гайку ее крепления.
  • Снимаем гайку и расположенную под ней шайбу.


  • Используя выколотку из мягкого металла, выбиваем ось со своего посадочного места и снимаем ее.


  • После чего снимаем оставшиеся упорные шайбы.
  • После чего снимаем сам рычаг в сборе с опорной чашкой пружины подвески.

На этом ремонтные работы по снятию нижнего рычага подвески на автомобиле Ваз 2121 и Нива 2131 завершены. Выполните необходимый ремонт, после чего установку проведите в обратной последовательности.

При разборке передней подвески ВАЗ 2121 и ее модификаций многие автолюбители сталкиваются с вопросом, как извлечь болт нижнего рычага Нива. Дело в том, что этот болт является осью, на которой держится и поворачивается рычаг. Поэтому при ремонте ходовой этот узел не обойти, болт все равно приходится снимать. Иногда решение проблемы бывает достаточно сложным и трудоемким, о чем не помешает знать автомобилистам, обслуживающим свою Ниву самостоятельно.


Зачем разбирается узел?

Существует несколько объективных причин, по которым необходимо производить разборку всей передней подвески со снятием нижних рычагов. Они связаны с такими обстоятельствами:

  • чаще всего узел разбирается для замены резинометаллических шарнирных втулок — сайлент-блоков;
  • нужна замена нижнего рычага в связи с его повреждением или поломкой;
  • требуется снять переднюю балку для ее замены или проведения других ремонтных работ.

Проблема заключается в том, что примерно на 50% автомобилей Нива болт, являющийся осью нижнего рычага, не желает добровольно покидать втулку передней балки. Иными словами, ось закисает настолько, что ее не то что вытянуть, а даже провернуть невозможно. Причем на Нивах, выпущенных еще в советскую эпоху, данная проблема отсутствует.

Отсюда возникает еще одна причина, из-за которой очень желательно разобрать нижнюю часть подвески в первый год эксплуатации машины, — профилактика.

Пока ось нижнего рычага не успела намертво прикипеть ко втулке, ее необходимо извлечь, почистить и смазать графитной смазкой. Этим вы избавите себя от многих проблем в будущем, поскольку демонтаж прикипевшего болта отнимет огромное количество времени в самый неподходящий момент.


Порядок предварительной разборки

Чтобы добраться до оси, снять ее и поменять сайлент-блоки, нужно подготовить инструменты:

  • домкрат с колесным ключом;
  • рожковые и накидные ключи стандартных размеров;
  • набор головок и вороток;
  • для демонтажа резинометаллических шарниров желательно иметь съемник;
  • мощный молоток;
  • монтировка;
  • прочие слесарные инструменты.

Проводить работы по снятию оси нижнего рычага не обязательно из смотровой ямы или на подъемнике, достаточно открытой ровной площадки. Но некоторые операции удобнее производить из канавы, так что ее наличие желательно. На руки лучше натянуть матерчатые перчатки, чтобы не посбивать пальцы. Зафиксировав автомобиль на месте с использованием противооткатных средств под задними колесами, можно приступать к разборке, проводящейся в такой последовательности:

  1. Поднять авто на домкрате, открутить и снять переднее колесо. Под нижний рычаг подставить колодку и опустить на нее машину.
  2. Раскрутить 3 крепления нижней шаровой опоры и отделить узел ступицы от рычага.
  3. Открутить 2 гайки кронштейна, прижимающего конец стабилизатора поперечной устойчивости к боковой части рычага. Монтажной лопаткой снять его со шпилек.
  4. Отсоединить амортизатор от опорной площадки пружины, раскрутив его нижнее крепление. Поднять автомобиль домкратом и вытащить пружину. Опорную площадку снимать с рычага не обязательно, разве что она вам мешает.
  5. Удерживая головку длинного болта, на котором держится нижний рычаг, открутить с другой стороны гайку и удалить ее вместе с шайбой.
  6. С помощью молотка и круглой наставки из латуни аккуратно выбить ось из втулки. Между ней и рычагом вставлено несколько регулировочных шайб, при выбивании они будут выпадать. Потерять шайбы нельзя.


Регулировочные шайбы, стоящие между рычагом и втулкой передней балки, ставятся на автомобиль Нива 2121 еще на заводе. Во время сборки их необходимо вернуть на место в том же количестве. По окончании разборки можно приступать к замене сайлент-блоков, используя съемник. При отсутствии такового старые резинометаллические втулки выбиваются в тисках, а на их место посредством наставки из отрезка трубы аккуратно запрессовываются новые.

Во время сборки узла очень важно обработать всю поверхность оси нижнего рычага графитной смазкой.

Это избавит вас от мучений и потерь большого количества времени при следующей разборке в том случае, если болт намертво прикипит.

Что делать, когда деталь прикипела?

Первые признаки неприятностей можно обнаружить заблаговременно. Для этого следует открутить гайку крепления оси ключом на 24 мм, а затем с помощью головки с воротком попытаться провернуть болт. Если это не удается сделать даже с удлиненным рычагом воротка, то готовьтесь к долгому труду — ось явно прикипела. В некоторых, особенно запущенных случаях прикипевший болт даже не дает высвободить и вытащить пружину.

Есть несколько способов решения проблемы, но ни один из них не является легким и потребует от 1 до 5 часов в зависимости от степени закисания оси. Бывалые владельцы Нивы 2121 практикуют следующий метод демонтажа детали:

Описанная процедура обычно занимает 1-2 часа. Если по истечении этого времени вам не удалось сдвинуть или провернуть стальной стержень, надо переходить к кардинальным способам:

  • высверливание болта из втулки ручной дрелью;
  • полная разборка ходовой части и снятие передней балки.

Демонтированную балку надо отвезти на ближайший автосервис, где выдавят стержень прессом либо высверлят его на станке.


Укрупненно



Еще записи по тегу "Нива"

Дорога Пермь-Уфа. Первый день южноуральской кругосветки

В этом году так сложились обстоятельства, что вновь не было возможности куда-то далеко уехать. Азиатские границы по прежнему закрыты - привет…

Замена моторного масла и масляный фильтр для Нивы

Продолжим рассказ о регламентных работах на моей Белке. Сегодня мы обсудим замену моторного масла, которое, как известно, надо менять каждые 10 тыс.…

Дорога смерти к Карону и пограничные укрепления напротив Джавайского ущелья

Итак, продолжим исследовать район между кишлаками Рузвай (в современной транскрипции Рузват) и Кеврон напротив устья Джавайского ущелья в контексте…

Какую ошибку допускают чаще всего при замене воздушного фильтра на Ниве

Вот и очередные 30 тыс.пробега подошли к концу. Пора менять не только моторное масло с масляным фильтром, но и бензиновый и воздушный фильтры. И если…

Шины Вли-5 - проверенная советская классика на Ниву опять появилась в продаже. Налетайте

Давайте вспомним добрую советскую классику, которой едва ли не столько же лет сколько самой Ниве. Самые первые Нивы, сходя с конвейера,…

Как заправляются на памирских АЗС?

Переночевав в Нижнем Намадгуте (Намадгут Боло) у гостеприимных владельцев гостевого дома Intizor Курманбека и Шойры (искренне советую) под стенами…

Встреча в пустыне: Нива, самолет, ОМОН и черепаха

Ко Дню черепахи. 28 апреля, распрощавшись с гостеприимной хозяйкой (привет, Гульнара!), я не так чтобы уж рано, но и не слишком поздно выехал из…

Дорога на Устюрт: Бейнеу-Каракалпакстан

Последняя декада апреля традиционное время старта на Мангышлак, ну или последних сборов для старта туда на майские. У кого как получится и как будет…

Выгулял Белку в зимнем лесу

1 января нового 2021 года выгулял Белку в зимнем лесу. Это уже почти стало традицией. А в последний день старого года ездили на берег Воткинского…

Усиление передней балки весьма полезно для тех джиперов которые используют свой автомобиль в различных трофи-рейдах и для любителей экстремальной езды.

Достаточно не значительно стукнуться нижним рычагом об камень или какое-нибудь другое препятствие, как может произойти неприятная поломка. Рычаг отклониться в сторону, колесо станет задевать об кузов или крыло, вызывая неприятный скрежет. Машинам будет повреждена. Так что это за поломка.

Всё просто. Ломается втулка оси нижнего рычага. Некоторые возразят, что достаточно установить защиту и проблем не будет, но в том то вся беда, что поломка возникает при воздействии на рычаг или сильном ударе в колесо.

Понятно, что машина останется на ходу, но последующий ремонт займёт много времени. Если вы спортсмены, то это гарантированный сход с дистанции, если любители, забравшиеся в дебри для приобретения необходимых навыков и получения адреналина, то будьте уверены, помощь друзей вам понадобится, а впоследствии и помощь эвакуатора.

Хорошо если всё это случилось недалеко от дома. Но представьте себе подобную неприятность за сотню вёрст… Понятно, что настроение испорченно и вы ругаете себя за неосторожную езду. Эти неприятности можно избежать, установив на нижнею ось железные втулки приварив их к балке. Совсем не сложный и не лишний тюнинг, защищающий балку и сайлентблоки от необязательных повреждений, приводящих к дорогому ремонту и замены передней балки.

Читайте также: