Высотное положение лада это

Обновлено: 17.05.2024

Тональность - это высотное положение лада. Иначе говоря - имя его основного звука, тоники.
А гамма - это последовательность звуков, лестница. Поскольку у гаммы обычно тоже есть тоника, то гамма тоже может обладать своей тональностью. Но лад при этом она может иметь какой угодно из множества возможных.

Нет, конечно. От каждой ноты может быть построена определенная тональность. Например - до-мажор, ре-мажор, ми-мажор и т. д.

гамма это последовательность звуков в гармонии, в каком либо аккорде например. А тональность определяется по первому аккорду песни и может меняться - процесс называется модуляцией.

Звукоряд - любая абстрактная последовательность звуков разной высоты, используемых для создания музыки.

Каждый отдельный звук называется ступенью звукоряда.

Лад - это способ организации отношений между ступенями. Наиболее распространёнными являются минорный и мажорный лады, но есть и другие (в народной музыке и в музыке древних культур).

Гамма - это все ступени любого звукоряда, выстроенные одна за другой в порядке повышения (или понижения) высоты звука.

Частный случай гаммы - хроматическая (по полутонам, 12 полутонов в октаве) и диатоническая (звукоряд одной тональности, 7 нот, выстроенных по тонам и полутонам в особом порядке).

Тональность - это вообще другое. Тональность - это, с гармонической точки зрения, СВОЙСТВО современной музыкальной системы, обуславливающее существование параллельного мажорного и минорного ладов, их подчинение опорному звуку (тонике, т. е. "тональному центру"), а также их гармонизацию с помощью аккордов (тонических, доминантных и субдоминантных). Тональность как явление существует не просто так, а благодаря физическим законам (в частности, обертонам звука, дающим музыке серию объективно существующих консонансов и диссонансов).

С мелодической точки зрения, тональность - это высота мажорного или минорного лада. Если, например, лад мажорный, а его тоника - нота фа, то получается тональность фа мажор. И все отношения в ладу строятся от ноты фа.

Переход из одной тональности в другую в процессе игры произведения называется модуляцией. А перенос мелодии из одной тональности в другую (для удобства исполнения) называется транспозицией.

Так что тональность и гамма - это разные понятия. Гаммы могут быть разными. например, гамма может быть и атональной, т. е. не подчиняющейся принципу тональности и не имеющей тонального центра.

Для простоты можно представить себе, что гамма - это спектр каких-то звуков, взятых по порядку. А тональность - это частный случай мажорной или минорной организации отношений между звуками.

Музыканты, которым не довелось получить музыкального образования невольно вздрагивают, когда речь заходит о теории музыки. Теория навевает скуку и кварто-квинтовый круг мажорных и минорных тональностей не исключение. Страх увязнуть в теоретических дебрях лишает музыкантов инструмента, который сильно облегчает жизнь. Даже человек без музыкального слуха с его помощью сможет сочинить аккомпанемент в считанные минуты.

В этой статье нет сильного углубления в теорию музыки. По прочтении вы узнаете, что такое кварто-квинтовый круг тональностей, зачем он нужен, как им пользоваться и применять на практике.

Что такое квинтовый круг тональностей

Квинтовый круг тональностей — это графическая схема изображения мажорных и минорных тональностей, которые группируются по степени родства и количества общих нот. Интервал между соседними тональностями в квинтовом круге составляет чистую квинту.

На внешней стороне кварто-квинтового круга изображены мажорные тональности, на внутренней — их параллельные миноры.

Помимо визуализации отношений между мажорными и минорными тональностями, квинтовый круг позволит моментально определить количество знаков при ключе в каждой из тональностей и поможет решать на практике более тривиальные задачи, с которыми рано или поздно сталкиваются как начинающие, так и опытные музыканты, композиторы и аранжировщики.

Схема кварто-квинтового круга

Что нужно знать, чтобы выучить квинтовый круг

Чтобы быстро выучить и понять суть кварто-квинтового круга тональностей, разберемся в этих терминах:

  • музыкальный интервал;
  • тональность;
  • знаки альтерации.

Музыкальный интервал

Музыкальный интервал — это сочетание двух звуков, взятых одновременно (гармонический интервал) или последовательно (мелодический интервал). Нижний звук интервала называется основанием, верхний — вершиной.

Гармонические интервалы подразделяются простые и составные, консонансы и диссонансы. Для работы с квинтовым кругом требуется знать 2 простых совершенных консонанса: квинту и кварту.

Таблица простых музыкальных интервалов

НазваниеТоновая величинаХарактер звучания
Прима0 (унисон)Абсолютный консонанс
Секунда (малая)0,5 (полутон)Диссонанс
Секунда (большая)1 (целый тон)Диссонанс
Терция (малая)1,5 (полудитон)Несовершенный консонанс
Терция (большая)2 (дитон)Несовершенный консонанс
Кварта (чистая)2,5Совершенный консонанс
Кварта (увеличенная)3 (тритон)Диссонанс
Квинта (уменьшенная)3 (тритон)Диссонанс
Квинта (чистая)3,5Совершенный консонанс
Секста (малая)4Несовершенный консонанс
Секста (большая)4,5Несовершенный консонанс
Септима (малая)5Диссонанс
Септима (большая)5,5Диссонанс
Октава6Абсолютный консонанс
Таблица простых музыкальных интервалов

Из этой таблицы видно, что тоновая величина чистой квинты — 3,5 тона, чистой кварты — 2,5 тона. С помощью этих интервалов строится кварто-квинтовый круг тональностей.

Магия кварто-квинтового круга заключается в том, что чистая квинта — это обращение чистой кварты, т.е. если переместить основание чистой квинты на октаву вниз — получится чистая кварта.

Что такое тональность

Тональность — это высотное положение лада, построенного от определенной ноты. Другими словами: тональность — это высота звучания музыкального произведения, которая определяется тоникой.

Параллельные тональности — это мажорная и минорная тональность, которые имеют разные тоники, но содержат одинаковый набор нот и ключевых знаков.

Знаки альтерации

Знаки альтерации – это знаки, которые используются при нотном письме и обозначают повышение или понижение высотности звука без изменения его названия.

Как пользоваться кварто-квинтовым кругом

Теперь вы знаете всю необходимую теорию, чтобы начать пользоваться кварто-квинтовым кругом тональностей. В этом разделе мы рассмотрим основные варианты его использования, которые существенно облегчат жизнь начинающим и профессиональным музыкантам.

Транспозиция

Самое очевидное применение кварто-квинтового круга — транспозиция. Может возникнуть ситуация, когда вы хотите спеть какую-нибудь лёгкую песню, но её тональность не подходит под ваш голосовой диапазон. В таком случае мы представляем, что наш кварто-квинтовый круг — это довольно понятная схема аккордов и их последовательностей, а не схема тональностей.

Поворачиваем квинтовый круг по часовой стрелке или против — получаем другую тональность. Аккорды изменятся, но их функции сохранятся.

Пробуем петь в новой тональности и радуемся. Если тональность не подошла — снова вращаем наш круг до тех пор, пока не найдём комфортную тональность.

В оригинале эта песня исполняется в тональности Ля минор. Находим на квинтовом круге эту тональность, внимательно смотрим на то, как расположены аккорды песни на квинтовом круге и поворачиваем его.

Транспозиция тональности по кварто-квинтовому кругу

Мы транспонировали песню из тональности Ля минор в Ми минор. Осталось попробовать спеть в новой тональности и определить подходит она или нет.

Если не можете запомнить как располагаются аккорды песни на квинтовом круге — можно записать результаты транспонирования в виде таблицы.

Ля минорAmGDmAm
Ми минорEmDAmEm
Транспонирование тональности

Сочинение музыки

Тональности До мажор и Ля минор на квинтовом круге

Тональности Соль мажор и Ми минор на квинтовом круге

Тональности Ми мажор и До-диез минор на квинтовом круге

В предыдущем разделе статьи мы уже говорили, что можно воспринимать кварто-квинтовый круг не как схему тональностей, а как схему аккордов для гитары.

Это даёт нам возможность не задумываться каждый раз, когда мы хотим сочинить гитарный аккомпанемент к своей песне и не тратить время на бесконечное перебирание базовых аккордов и их последовательностей. Всё что нужно уже есть в кварто-квинтовом круге тональностей.

Тоника, доминанта и субдоминанта — это основные устойчивые ступени лада и квинтовый круг позволяет сразу найти доминанту и субдоминанту для любой тональности.

Доминанта и субдоминанта создают основное движение в музыкальном произведении.

Доминанта имеет максимальное напряжение и стремится разрешиться в тонику. Субдоминанта уводит нас в противоположную сторону, поэтому субдоминанту часто используют для модуляции.

Если посмотреть на любую тональность на квинтовом круге, то доминанта всегда будет следующей нотой после тоники по часовой стрелке, а субдоминанта — следующей нотой против часовой стрелки.

Например, для тональности До мажор доминантой будет Соль, субдоминантой — Фа.

То же правило справедливо для минорных тональностей, с одной оговоркой — минорный аккорд не может быть полноценной доминантой и следует использовать мажорный аккорд в тех случаях, когда он должен разрешиться в тонику. Таким образом, в тональности Ля минор субдоминантой будет Ре минор, а доминантой Ми мажор.

Давайте рассмотрим несколько тональностей на квинтовом круге и разберемся в этом. Мы видим, что в тональности До мажор и её параллельной тональности Ля минор самыми логичными и ожидаемыми будут аккорды C, G, F, Am, Dm, Em. К этим аккордам добавится Ми мажор, если речь идет о минорной тональности.

Подавляющее большинство популярной музыки написано по такой схеме, не выходя за рамки тональности в квинтовом круге. Именно эти аккорды стоит использовать в первую очередь при написании гитарного аккомпанемента.

Если такой подход кажется вам скучным и вы хотите как-то разнообразить аккомпанемент — можете позаимствовать аккорды из соседних тональностей.

Заимствование аккордов

Мы уже выяснили, что кварто-квинтовый круг тональностей — это графическое изображение мажорных и минорных тональностей, которые группируются по степени родства и количества общих нот.

Из этого следует, что две соседние тональности на квинтовом круге идеально подходят для заимствования аккордов. Это нужно в том случае, если вам недостаточно стандартных аккордов и вы хотите разнообразить гитарный аккомпанемент.

Сравните тональности До мажор и Соль мажор. На рисунке видно, что они имеют 4 общих аккорда. Это значит, что в нашем аккомпанементе в До мажор или Ля минор вполне неплохо приживутся аккорды D и Bm. Но можно пойти ещё дальше и попробовать использовать другие аккорды. Квинтовый круг в этом плане дает массу возможностей для экспериментов.

Заимствование аккордов из соседних тональностей с помощью кварто-квинтового круга

Модуляция

Модуляция — это смена тональности в процессе исполнения музыкального произведения. Чаще всего модуляция производится в родственную тональность, и тут нам на помощь опять приходит кварто-квинтовый круг.

Для модуляции используется модуляционная связка. Самая распространенная модуляционная связка — общий аккорд для двух тональностей и аккорд, свойственный только для той тональности, в которую будет производиться модуляция.

Доминантсептаккорд, который является доминантой в новой тональности используется для этих целей чаще всего.

Модуляция в соседнюю тональность с помощью кварто-квинтового круга

Определение количества знаков в тональности

Страшный сон учеников музыкальных школ — задача на определение количества ключевых знаков в тональности. Детей заставляют учить считалочки на уроках сольфеджио, вместо того чтобы определить количество диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу.

Определение количества знаков в тональности по квинтовому кругу

Например, нам нужно вычислить количество диезов в тональности Соль мажор или Ми минор. Смотрим на кварто-квинтовый круг — видим, что в этих тональностях 1 диез. Чтобы определить какая это нота — используем коричневую стрелку и ноты внутри круга.

Стрелка начинается в ноте Фа. Значит в тональностях Соль мажор и Ми минор нет чистой ноты Фа, но есть нота Фа-диез.

Смотрим на Ре мажор и Си минор. Видим, что в этих тональностях два диеза. Опять смотрим на коричневую стрелку и видим, что первый диез это Фа-диез, второй — До-диез. Порядок диезов всегда будет одинаковый. Все что нужно — посмотреть на стрелку и отсчитать количество диезов, обозначенное серым цветом на внешней стороне круга.

То же правило работает и для вычисления количества бемолей, но в этом случае нам поможет синяя стрелка.

Заключение

Как видите, кварто-квинтовый круг мажорных и минорных тональностей используется для решения целого спектра музыкальных задач. С его помощью вы сделаете свою музыку гармонически интересной и выразительной. Сначала это кажется сложным, но с практикой приходит полное понимание сути этого инструмента.

Лад - это взаимоотношение устойчивых и неустойчивых ступеней между собой. В зависимости от расстояний между ступенями и от степени их устойчивости, существуют разные лады. МАЖОРНЫМ ладом называют такой лад, устойчивые ступени которого образуют мажорное трезвучие (первая терция большая), МИНОРНЫЙ лад - минорное трезвучие (первая терция малая). Высотное положение лада называется Тональностью. Высота ТОНИКИ устанавливает высоту всех остальных ступеней. Параллельно-переменный лад - это попеременное использование в произведении параллельных тональностей (чередование устоев двух родственных ладовых систем). При пении мелодии в переменном ладу настраиваться нужно на начальную тональность.

Параллельные тональности - это такие две тональности (мажорная и минорная), у которых одинаковые ключевые знаки.

Тоника минорной тональности на полтора тона ниже мажорной тоники. Например: до мажор - ля минор.

Разбор примеров на русской народной песне и номерах.


В приведенном примере первый двутакт выдержан в ля мажоре. Однако в дальнейшем движении мелодии четко вырисовывается параллельный минор, в котором и заканчивается песня. Такой вид переменного лада, при котором взаимодействуют тоники параллельных тональностей, называется параллельно-переменным.

Работа с номерами 326 и 327. Пение с листа.

Диктант. Мелодия записана на доске. Задача: правильно расставить ритм. Диктант номер 324. Пение диктанта.

Закрепление пройденного материала.

  • - что такое лад? созвучие лад песня
  • - какие лады существуют?
  • - что такое параллельно-переменный лад?

В ходе выполнения домашнего задания и задания на уроке проводится оценка проделанной работы каждого ученика по 5-ти бальной системе.

1. Звук — колебания, воспринимаемые человеческим слухом.
2. Ключ — знак, который ставится на одной из линий нотного стана и дает название ноте на этой линии.
3. Равномерно-темперированный строй основан на делении октавы на 12 равных полутонов.
4. Альтерация в ладу — повышение или понижение неустойчивых ступеней лада для обострения их тяготения в устойчивые ступени.
5. Энгармонизм — равенство звуков, интервалов, аккордов и тональностей по звучанию при различном значении и написании.
6. Диатонический тон и полутон образованы соседними ступенями.
7. Хроматический тон и полутон образованы звуками одной ступени, взятой с повышением и понижением, или звуками, расположенными через одну ступень.
8. Ритм — последовательность звуков одинаковой или различной длительности.
9. Метр — чередование сильных и слабых долей.
10. Тактовый размер — это конкретное выражение метра в виде дроби, числитель которой показывает, сколько в такте долей, а знаменатель — длительность доли. Простой размер состоит из одной метрической ячейки (2 или 3 доли), сложный — из нескольких, сложный смешанный — из разных простых ячеек. Переменный размер — размер с изменяющимся количеством долей.
11. Темп — это скорость исполнения музыкального произведения.
12. Синкопа — это несовпадение метрического и ритмического акцента.
13. Интервал — это расстояние между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно.
14. Обращение интервала — это результат перенесения нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.
15. Аккорд — это одновременное или последовательное сочетание трех или более звуков, расположенных по определенному принципу. Вариант классический: сочетание трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
16. Обращение аккорда — это такое его положение, при котором в басу находится терция, квинта или септима.
17. Лад — это система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых ступеней.
18. Тональность — это высотное положение лада.
19. Период — это наименьшая форма, выражающая относительно развитую и законченную музыкальную мысль.
20. Предложение — часть периода, отграниченная каденцией.
21. Группировка — разделение в такте нотных знаков на группу соответственно строению размера.
22. Ритмическое деление — деление длительностей на равные части.
23. Особый вид ритмического деления — дробление длительностей на части, не совпадающее с их основным делением.
24. Родственные тональности — тональности, тонические трезвучия которых есть на ступенях основной тональности.
25. Диатоника — семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам.
26. Мелизмы — небольшие устойчивые мелодические украшения, обозначаемые условными знаками или мелкими нотами.
27. Пентатоника — звуковая система из пяти звуков в пределах октавы.
28. Аббревиатуры — упрощенные и сокращенные обозначения в нотном письме.
29. Ступеневая величина интервалов — количество охватываемых ими ступеней, а тоновая величина интервалов — количество заключенных в нем тонов и полутонов.
30. Трезвучие — аккорд из 3 звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
31. Септаккорд — аккорд из 4 звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
32. Каденция — последовательность нескольких звуков или аккордов, заключающих построение. Полная каденция — каденция, заканчивающаяся на T, половинная — на D. Серединная каденция — каденция в середине построения, заключительная — в конце.
33. Родство тональностей — большая или меньшая близость тональностей, определяется количеством общих звуков, интервалов, аккордов.
34. Модуляция — переход из одной тональности в другую с каденцией в ней.
35. Отклонение — переход из одной тональности в другую без каденции в ней.
36. Хроматическая гамма: мажор вверх — не изменяются III и VI, остальные — не изменяются I и V.
37. Секвенция — повторение мелодического или гармонического оборота на другой высоте.
38. Диатонические интервалы — интервалы, которые могут быть построены в натуральном мажоре и миноре. К ним относятся все чистые, малые, большие и тритоны.
39. Хроматические интервалы — интервалы, которые не могут быть построены в натуральном мажоре и миноре. К ним относятся все увеличенные и уменьшенные (кроме тритонов), дважды увеличенные и дважды уменьшённые.
40. Характерные интервалы — интервалы, которые не могут быть построены в натуральном мажоре и миноре, но строятся в гармоническом мажоре и миноре с использованием гармонических ступеней (VI пониженной в мажоре и VII повышенной в миноре).
41. Консонанс — интервал или аккорд, звучащий достаточно мягко и не требующий разрешения.
42. Диссонанс — интервал или аккорд, звучащий достаточно жестко и требующий разрешения.

43. Ладовый диссонанс — интервал, звучащий как консонанс, но требующий разрешения в ладу.
44. Разрешение — переход неустойчивых звуков в устойчивые.

Читайте также: