Замена сальника дроссельной заслонки ваз

Обновлено: 05.07.2024

Дроссельная заслонка предназначена для подачи кислорода, который нужен мотору для слаженной работы. Клапан регулирует подачу воздуха в двигатель, во время сгорания бензина. Клапан периодически открывается, пропуская воздух внутрь. Предварительно, он проходит очистку через специальный воздушный фильтр. Когда происходит нажатие на педаль газа, происходит открытие заслонки для проникновения внутрь воздуха.

В это время на табло тахометра становиться больше количество оборотов. В большинстве авто управление дроссельной заслонкой происходит с помощью электроники, которая значительно упрощает процесс (в отличие от механического использования). Дроссельная заслонка находится под капотом машины, по центру. Стандартно она располагается между такими устройствами, как впускной коллектор и воздушный фильтр. В отдельных вариациях сборки расположение может быть со стороны пассажира. В рабочем процессе дроссельной заслонки участвуют сразу несколько специализированных датчиков: тот, который меряет расход воздуха и выполняет контроль его электронной подачи в мотор. Некачественная работа заслонки может быть вызвана также загрязнением внутри клапана – если не вовремя менять воздушный фильтр.

Дроссельный патрубок — система подачи воздуха в двигатель, в сборе имеет в своем составе несколько датчиков: ДПДЗ(Датчик положения дроссельной заслонки), РХХ(регулятор холостого хода). В проточной части дроссельного патрубка находится несколько отверстий отбора разряжения для работы системы вентиляции картерных газов и работы адсорбера (система улавливания паров бензина).

Порядок выполнения работы

Чем ещё заняться на выходных, если никуда не получилось уехать.

Ещё при покупке машины увидел что под дроссельной заслонкой на жгутах проводов и вакуумных трубках масляный налёт. Долго не мог вычислить откуда точно идёт эта грязь. В процессе замены впускного коллектора и снятия дроссельной заслонки своими глазами увидел как выглядит прокладка между ней и впускным коллектором. К тому моменту под заслонкой всё выглядело вот так плачевно:

Поискал и нашёл на клубном форуме соответствующую тему, где добрые люди поделились номерами прокладки и сальника, которые надо менять при таких симптомах. Их и заказал.

При снятии заслонки отчётливо видно что зелёная прокладка явно травила, всё в масляно-топливной смеси.

Заслонку хорошенько помыл очистителем карбюратора, разобрал, заменил маленький сальник вала дроссельной заслонки. По факту оказалось что грязь шла именно из под зелёной прокладки, т.к. внутри корпуса всё было сухо, но сальник всё равно поменял.

Когда автомобиль при старте с места (резком) начинает на секундочку захлебываться, а в некоторых случаях даже глохнет — это 99% подсос воздуха. Поскольку лишний воздух, попадающий в цилиндры двигателя, вызывает резкое обеднение смеси и, как следствие, трудности воспламенения. Мотор троит и может глохнуть на холостых.

Симптомы подсоса воздуха

Симптомы подсоса воздуха двигателем чаще всего однозначны:

  1. Неуверенный старт по утрам.
  2. Неустойчивый холостой ход – обороты холостого хода постоянно меняются и ниже 1000 об/мин. двигатель может глохнуть. На авто с карбюраторным двигателем, винт качества и количества стает малозначимым для настройки режима ХХ поскольку воздух идет в обход канала ХХ.
  3. Падение мощности — во впускном тракте на системах с MAF (датчик массового расхода воздуха) — низкие обороты холостого хода; на системах с MAP сенсором (датчик абсолютного давления) наоборот — повышенные обороты ХХ, ошибки по лямбде, бедная смесь, пропуски воспламенения.
  4. Увеличение расход топлива — чтобы трогаться и продолжать движение, нужно постоянно держать высокие обороты, при этом дольше находится на пониженной передаче.

Места подсоса воздуха

К основным местам, через которые может происходить подсос, относится:

  • прокладка впускного коллектора;
  • прокладка на дроссельной заслонке;
  • участок патрубка от воздушного фильтра до дроссельного узла;
  • уплотнительные кольца форсунок;
  • вакуумный усилитель тормозов;
  • вакуумные шланги;
  • клапан адсорбера;
  • регулятор холостого хода (если он есть).

Отдельно стоит рассматривать места подсос воздуха на карбюраторных двигателях — там нет электроники, и воздух может сосать лишь на вакуумном усилителе или где-то в карбюратор.

Места подсоса (карбюратор)

  1. У винта качества топливной смеси.
  2. За прокладку под карбюратором – участки с копотью верный признак.
  3. Сквозь не плотное прилегание дроссельной заслонки.
  4. Через оси дросселей.
  5. Нарушения целостности диафрагм демпфера дросселя, экономайзера или пускового.

Чистка дроссельной заслонки своими руками

После того как дроссельная заслонка извлечена надо выполнить очистку загрязнённого диска и окружающего его пространства. Для удаления грязи можно использовать специальный жидкий растворитель.

Клапан холостого хода, если он установлен чистить нужно обязательно. Строго запрещено выполнять чистку дроссельной заслонки используя механические инструменты и абразивные материалы.

Появление на корпусе дросселя царапин отрицательно скажется на последующей работе. Необходимо использовать растворитель.

Подсос воздуха во впускном коллекторе

Суть подсоса воздуха во впускном тракте заключается в том, что в двигатель вместе с топливом поступает лишний и неучтенный датчиком ДМРВ или ДАД воздух, что и приводит к обедненной топливовоздушной смеси в цилиндрах. А это, в свою очередь, способствует неправильной работе двигателя.

Причина подсоса воздуха

  1. Механическое воздействие.
  2. Перегрев (влияет на эластичность прокладок и герметика).
  3. Чрезмерное злоупотребление средствами чистки карбюраторов (сильно размягчает герметик и прокладки).

Для чего нужна дроссельная заслонка

Прежде чем мы расскажем, как провести чистку заслонки, давайте разберемся по порядку, что такое дроссельная заслонка, почему она изнашивается и только после этого можно давать какие-либо рекомендации по уходу. У каждой неполадки есть свои причины – либо течение времени, либо внешнее воздействие (в качестве аналогии можно привести организм человека, который может страдать как от естественного старения, так и от полученных травм, что является причиной неправильной его работы). Так и в машине.

Итак, зачем же нужна дроссельная заслонка? Ее наличие обусловлено тем, что в машине необходима регулировка потока воздуха, который поступает непосредственно в двигатель, для нормальной езды. Как только вы нажимаете на педаль газа, чтобы привести авто в движение, срабатывает тросовый или электронный привод (в зависимости от комплектации автомобиля), который и поворачивает заслонку. А она в свою очередь таким образом предоставляет доступ потоку воздуха во впускной коллектор. Соответственно, как только вы отпускаете педаль газа, происходит совсем противоположная реакция: заслонка поворачивается обратно, и воздух не имеет возможности поступать внутрь.


Как найти подсос воздуха в коллекторе

На бензиновых двигателях неучтённый датчиками воздух попадает во впускной коллектор через неплотности или повреждения воздуховодов, прохудившиеся уплотнения форсунок, а также через шланги вакуумной системы тормозов.

Со стандартными местами подсоса разобрались, теперь также стоит выяснить, как искать подсос воздуха. Для этого существует несколько основных методов поиска.


Простой дымогенератор из сигареты

Масляный дымогенератор своими руками

Самый простой способ проверить есть ли подсос воздуха во впускном тракте после расходомера – открутить воздухоподводящий патрубок вместе с датчиком от корпуса воздушного фильтра и запустить двигатель. Затем прикрыть рукой узел с датчиком и смотреть на реакцию — если все в норме, то мотор должен заглохнуть, сильно сжав патрубок после датчика воздуха. В противном случае этого не произойдет и скорее всего можно будет услышать шипение. Если не удается найти подсос воздуха таким методом, то тогда нужно продолжить поиски уже другими доступными способами.

Зачастую ищут подсос либо пережимом шлангов, либо опрыскиванием вероятных мест горючими смесями, такими как: бензин, карбклинер или ВД-40. Но самым эффективным методом поиска места пропускания неучтенного воздуха, является применение дымогенератора.

Поиск подсоса воздуха

Как правило, проблемы с ХХ как и появление ошибки обедненной смеси, случаются только при сильном подсосе. Незначительный подсос можно определить при наблюдении топливной коррекции на холостых и повышенных оборотах.

Проверка подсоса воздуха, пережимая шланги

Чтобы найти место просачивания лишнего воздуха, запускаем двигатель и даем ему некоторое время поработать, а в это время ставим ухо востро и пытаемся услышать шипение, и если засечь не удалось, то пережимаем шланги, которые идут к впускному коллектору (от регулятора давления топлива, вакуумного усилителя и пр.). Когда после пережимания и отпускания наблюдаются изменения в работе двигателя, значит, неисправность на данном участке.

Также, иногда, применяют метод поиска сжатым воздухом. Для этого нужно на заглушенном двигателе закрыть патрубок от фильтра и через любую трубку качать воздух, предварительно обработав мыльным раствором весь впускной тракт.

Поиск подсоса воздуха методом пролива бензином

Как обнаружить подсос опрыскиванием

Установить место, где идет подсос воздуха в двигатель, эффективно помогает метод опрыскивания мест соединений какой-нибудь горючей смесью при работающем моторе. Это может быть как обычный бензин, так и очиститель. О том, что вы нашли место, где подсасывает, подскажет изменение оборотов двигателя (упадут или увеличатся). Нужно набрать в небольшой шприц горячей смеси и тонкой струйкой брызгать все места, где может быть подсос. Ведь когда бензин или другая горючая жидкость попадает на место нарушения герметичности, то в виде паров сразу же просачивается в камеру сгорания, что и приводит к скачку или падению оборотов.

Определяем место подсоса воздуха

Самый эффективный способ определения места подсоса воздуха — визуальный.

Правда, для этого придётся либо найти, либо собрать простейший дымогенератор. Дым, запущенный в систему впуска, моментально покажет место подсоса с высокой точностью. Понятно, что дымогенератор есть даже не каждой СТО, поэтому простейший прибор можно собрать своими руками.

Дымогенератор своими руками

Для этого пригодится продувочный пневматический пистолет, компрессор с ресивером и пачка сигарет для дыма. Пистолет просто подключается к воздушному ресиверу или компрессору, в носик пистолета вставляется сигарета, нагнетается давление порядка 0,5-0,8 атм и дым под давлением поступает во впускной коллектор.

Снятие/установка прокладки


Работы выполняйте с соблюдением норм и правил личной безопасности. Не забывайте о правилах противопожарной безопасности. Ведь в работе допускается использование горюче-смазочных материалов, в частности бензина.

Решив приобрести заводскую прокладку, направляйтесь в специализированный магазин, благо их сейчас полно.

Рекомендуется работы по демонтажу и монтажу проводить с напарником. Дополнительная голова и руки ещё никому не мешали.

Неисправности дроссельной заслонки и методы их устранения

Прежде чем обсудить диагностику и признаки неисправности датчика расположения дроссельной заслонки, поговорим о значимости датчика. Датчик положения дроссельной заслонки играет огромную роль в управлении двигателем автомобиля, потому как благодаря его показаниям блоком управления производится расчёт пропорций топлива, а также корректировка момента зажигания. В случае поломки этого датчика водитель сразу получает уведомление об ошибке через блок управления. Уведомление об ошибке появляется на панели приборов, а именно вы увидите загоревшуюся лампочку – “Chek”. Обратите внимание на то, что возникшая ошибка указывает исключительно на неисправность в цепочке датчика положения дроссельной заслонки, но не может локализировать её. То есть в случае нарушения настроек датчика блок не сможет распознать ошибку.

Для устранения поломки каждому водителю необходимо знать элементарные признаки неисправности. Многие водители при сталкивании с такой проблемой решают почистить или заменить дроссельную заслонку, но после этого могут подняться обороты. Для того чтобы вернуть прежние обороты нужно отрегулировать дроссельную заслонку, а как именно это сделать мы расскажем немного позже.

Электрическая система руководства двигателем фиксирует отказы, касающиеся обрыва проводов или их замыкания. В системе зажигания и питания могут наблюдаться некие признаки неисправности. Также вследствие поломки может возникать подсос воздуха через так называемую дроссельную заслонку или подняться обороты. Обороты имеют определённые внешние признаки, но коды ошибок не помечаются в памяти электрического блока. Рассмотрим основные признаки поломок:


Устройство дроссельной заслонки

  • Небольшое затруднение во время запуска двигателя;
  • Чувствуются провалы или рывки во время функционирования двигателя;
  • Достаточно маленькая мощность;
  • Частое возникновение детонации;
  • Проваливания, задерживания и подёргивания;
  • Функционирование двигателя с небольшими перебоями;
  • Увеличение топливного расхода;
  • В системе выпускания выхлопных газов при переработке бензина возникает специфический бензиновый запах;
  • Неустойчивость при функционировании двигателя, а во время работы на холодном ходу остановка;
  • Иногда самовоспламеняется топливная смесь;
  • Во впускном трубопроводе или глушителе слышны некие хлопки.

Если вы обнаружили, какую-то из вышеперечисленных неисправностей, но системой самодиагностики не определяется код поломки по датчику расположения дроссельной заслонки, не нужно делать поспешные выводы и менять его. В таком случае обнаруженные вами неисправности могут создаваться абсолютно другими причинами.

Теперь поговорим о том, как диагностировать подсос воздуха через дроссель. Перед тем как исправлять причины, по которым появился подсос воздуха, ознакомьтесь с последствиями. Естественно после избегания проблем с подсосом воздуха могут возникнуть неприятные последствия, а именно повысится обороты. Для того чтобы определиться происходит ли вообще подсос воздуха и его причинами проверьте такие места:

Из чего изготавливается прокладка, какие материалы можно использовать

Новые прокладки изготавливаются, как правило из паронита или фторопласта четвёртого поколения, изготовленного на основе политетрафторэтилена.


При самостоятельном изготовлении можно использовать в качестве рабочего материала паронит или теплоизолированный картон, некоторые умудряются даже из обычной обувной коробки вырезать. Мы конечно же этого делать не рекомендуем.

После того, как вы определились с материалом алгоритм довольно прост:

  • прикладываете материал к дроссельной заслонке;
  • очерчивает контур;
  • пробиваете дырки в нужных местах;
  • подгоняете все в нужный размер.


Обратите внимание! Коэффициент теплопроводности обычного картона составляет всего 0,15, а показатели теплопроводного 0,44.

Важно, что толщина прокладки влияет на теплопроводность. Поэтому не переусердствуйте. Используйте материал толщиной 0,5-1,5 мм, не более.

Фото и видеоинструкция для всех, кто планирует снимать дроссельную заслонку с целью чистки и замены на автомобилях ваз 2114, 2113, 2115

Для снятия дроссельного узла не обязательно сливать охлаждающую жидкость. Для этого нужно приготовить 2 болта М12. Длина болтов не важна.

Процедура снятия

  1. Если у вас двигатель 11183 (1,6i) то снимаем декоративную накладку двигателя.
  2. Откручиваем крышку расширительного бачка, чтобы сбросить давление в системе.
  3. Затем снимаем шланг подвода воздуха к дроссельной заслонке.
  4. Отсоединяем от сектора трос привода дроссельной заслонки.
  5. Отсоединяем провода от датчика положения дроссельной заслонки.
  6. Отсоединяем провода от регулятора холостого хода.

  7. При помощи отвертки ослабляем затяжку хомутов крепления 2х шлангов подвода охлаждающей жидкости(1), шланга системы вентиляции картера (2) и шланга адсорбера (3).
  8. Затем отсоединяем от дроссельного узла шланг системы вентиляции картера и шланг адсорбера.
  9. При помощи торцового ключа на 13 откручиваем 2 гайки крепления дроссельного узла к фланцу ресивера.
  10. Теперь нужно снять дроссельный узел со шпилек и поднять настолько, насколько позволяют шланги.
  11. По очереди отсоединяем шланги подвода охлаждающей жидкости и глушим их болтами м12. Чтобы болты не выпали, затяните хомуты.
  12. Если у вас двигатель 11183 (1,6i) то нужно извлечь уплотнительное резиновое кольцо из канавки фланца ресивера. Поврежденное кольцо нужно поменять. Если у вас двигатель 2111 (1,5i) то нужно снять со шпилек ресивера уплотнительную прокладку. Поврежденную прокладку нужно поменять.
  13. Ставим дроссельный узел на место в обратном порядке.

Видео по теме:

Прокладка дроссельной заслонки должна обеспечивать изоляцию теплоты силового агрегата от впускного коллектора и воздушных масс, поступающих в него.

Прокладка дроссельной заслонки

Чем больше t 0 , тем меньше плотность воздуха. Следовательно, сокращается объем кислорода, подпадающего в силовой агрегат.

Уменьшение объёма воздуха, необходимого для стабильной работы двигателя, неизбежно приводит к перерасходу топлива. Мотору элементарно не хватает кислорода.

Снятие/установка прокладки

Прокладка на заслонке

Работы выполняйте с соблюдением норм и правил личной безопасности. Не забывайте о правилах противопожарной безопасности. Ведь в работе допускается использование горюче-смазочных материалов, в частности бензина.

Решив приобрести заводскую прокладку, направляйтесь в специализированный магазин, благо их сейчас полно.

Рекомендуется работы по демонтажу и монтажу проводить с напарником. Дополнительная голова и руки ещё никому не мешали.

Из чего изготавливается прокладка, какие материалы можно использовать

Новые прокладки изготавливаются, как правило из паронита или фторопласта четвёртого поколения, изготовленного на основе политетрафторэтилена.

Прокладки изготавливаются из паронита или фторопласта четвёртого поколения

При самостоятельном изготовлении можно использовать в качестве рабочего материала паронит или теплоизолированный картон, некоторые умудряются даже из обычной обувной коробки вырезать. Мы конечно же этого делать не рекомендуем.

После того, как вы определились с материалом алгоритм довольно прост:

  • прикладываете материал к дроссельной заслонке;
  • очерчивает контур;
  • пробиваете дырки в нужных местах;
  • подгоняете все в нужный размер.

Прокладка дрюссельной заслонки, сделанная своими руками

Обратите внимание! Коэффициент теплопроводности обычного картона составляет всего 0,15, а показатели теплопроводного 0,44.

Важно, что толщина прокладки влияет на теплопроводность. Поэтому не переусердствуйте. Используйте материал толщиной 0,5-1,5 мм, не более.

В заключение

Если вы не уверены в собственных силах процесс замены прокладки дроссельной заслонки поручите мастерам СТО. Именно мастера со стажем ежедневно сталкивающиеся с этой проблемой выполнят качественную замену. Дадут гарантию на выполненные работы, хотя за услугу придётся платить из собственного кармана.

Читайте также: