Замена сальников клапанов лада

Обновлено: 05.07.2024

Дорогие друзья, сегодня мы вам расскажем подробно и с фотографиями о том, как самостоятельно заменить маслосъемные колпачки на ВАЗ-2112, 2111 и 2112, оснащенных 16 клапанным двигателем. Вся прелесть нашего повествования в том, что для того что бы заменить маслоотражающие колпачки мы не будем снимать головку с двигателя, а это значительная экономия время и трудозатрат, не нужно сливать тосол, откручивать коллектор и т.д.

При этом мы сделаем это без использования дорогущего рассухаривателя, который позволяет это делать, а будем использовать обычный рассухариватель клапанов для ВАЗ-2110, который можно купить на авторынке за 200 рублей. Еще до начала работ рекомендую приобрести данный рассухариватель, если опыт рассухаривания-засухаривания мал, то взять про запас пяток сухариков, так же нам понадобится анаэробный (не используйте силиконовый) герметик, в отличии от обычного силиконового при контактировании с маслом он не забивает каналы а растворяется в нем, и еще купите за 50 рублей ключик для натяжки ролика ГРМ, так как ремень придется снимать и потом выставлять по меткам. Кстати не повредит заменить попутно и сам ремень ГРМ и ролики в идеале. Если готовы сделать это самостоятельно – нет проблем, если решимости не хватает – могу порекомендовать обратиться для замены ремня ГРМ в Минске к ребятам, сделают точно хорошо и недорого.

Отключаем датчики, шланги, тросики

Ну а если готовы сделать все своими руками – тогда приступим. Для начала снимаем пластиковую крышку с двигателя и получаем доступ к “впускному коллектору” 🙂 На фото ниже она уже снята и зелеными кружками обведены два болта крепления тросика газа, откручиваем их и вынимаем тросик из зацепления с дроссельной заслонкой в месте указанным зеленой стрелкой. Красными кружками обведены хомуты, которые нужно ослабить для рассоединения шлангов, а синим кружком обведен разъем датчика мгновенного расхода воздуха, отключаем его, так же синяя стрелка показывает место, гне снизу дроссельной заслонки еще два разъема, снимаем и их. Можно сразу отключить и модуль зажигания.

Модуль зажигания

Снимаем высоковольтные провода, и откручиваем три гайки модуля зажигания. Зеленым на фото ниже обведен разъем модуля, который так же нужно отключить. Вынимаем модуль зажигания.

Гофра

Снимаем воздушный фильтр с корпусом и ДМРВ, хомут уже ослаблен, разъем отключен, смотрим что у нас в гофре приема воздуха происходит…

Хомуты ресивера

откручиваем верхние хомуты резинок впускного ресивера

Впускной ресивер

Откручиваем две гайки впускного ресивера, на фото указаны стрелками.

Снятый ресивер

Тянем на себя ресивер, снимаем и откладываем в сторону.

Клапанная крышка

Видим вот такую картину и приступаем к откручиванию клапанной крышки, болты обведены на фото ниже:

Снимаем клапанную крышку с нашей десятки и откладываем в сторону, для последующей промывки и прочистки

Крышка распределительных валов

Получаем доступ к крышке распределительных валов. Что бы ее снять, нам нужно открутить 20 болтов, обведены на фото:

Пластиковая защита

Но прежде чем их открутить, я бы рекомендовал скинуть ремень ГРМ, для того что бы снять ремень ГРМ на 16 клапанном двигателе ВАЗ-2112 нам нужно открутить пластиковую защиту механизма ГРМ. Для этого откручиваем болты, обведены на фото ниже.

Генератор

Теперь, что бы ее снять, нам придется сначала снять ремень генератора, он будет мешать. Для этого ослабляем болт натяжения и болты на генераторе, нижний болт на фото не видно, расположение указано стрелкой


Снимаем защитный кожух и я бы до того как снять ремень рекомендовал бы сдернуть болты шкивов распредвалов, для этого садим друга в авто, ставим на 5 передачу и просим нажать на тормоз. Откручиваем болты, потом по принципу, который описан в материале про замену ремня ГРМ на ваз-2112, ВАЗ-2111 и ВАЗ-2110 откручиваем натяжной и направляющий ролики и снимаем ремень, после чего аккуратно демонтируем шкивы распредвалов, не потеряйте “сухарики” которыми они контрятся к распределительным валам

Кронштейн

Откручиваем болты крепления ВНУТРЕННЕГО кожуха защиты ГРМ. Теперь приступаем к откручиванию болта верхней опоры двигателя, и снятию непосредственно самого кронштейна опоры, который прикручен к головке двигателя. Обратите внимание, он держится на трех гайках и для их откручивания нам понадобится головка на “15”. Откручиваем и отодвигаем назад кронштейн, снимать со шпилек не обязательно.

Крышка распредвалов

После этого откручиваем 20 болтов крепления крышки распредвалов и снимаем оную вместе с распредвалами, перед нами будет следующая картина.


Теперь наша задача изъять гидрокомпенсаторы. Можно аккуратно плоскогубцами вынимать их по одному, я бы рекомендовал их разложить что бы при установке не перепутать, так как каждый гидрик уже притерся к своему посадочному месту в головке блока. Гидрики промывать не рекомендую, если конечно они у вас не цокали, проверить на работоспособность можно нажатием на оные – неисправный гидрик проваливается легко под давлением пальца, без усилий. Хранить их рекомендую ПЕРЕВЕРНУВ от их привычного положения. Завоздушивания гидриков бояться не стоит. Итак снимаем гидрики и вот уже можно рассухаривать, но сделать это обычным рассухаривателем казалось бы не получится, ведь между клапаном и поршнем даже в ВМТ есть расстояние, которое будет давать клапану возможность уходить вниз, и не даст его рассухарить. Вот тут то нам и пригодится дедовский способ. Берем веревку подходящего диаметра, чтоб легко проходила в свечное отверствие, ставим 1 и 4 поршни в нижнюю точку, запихиваем в нужную камеру веревки сколько влезет, и поднимаем потом поршень пока он не упрется вверх максимально сжав веревку в некую цельную массу подперев тем самым тарелки клапанов 🙂 Вот так как на фото:

Новый и старые маслосъемные колпачки

Рассухариваем четыре клапана и меняем маслоотражательный колпачки. Внимание, постарайтесь не поцарапать зеркала посадочных колодцев гидриков. Аккуратно используйте штатный рассухариватель. Сами маслосъемные колпачки можно вынимать без специального съемника, мне удобно было использовать узкие длинные круглогубцы, чтоб не поцарапать зеркала. Вот какая картина представилась моим глазам, думаю комментарии излишни.

Трещетка

Для того, что бы проворачивать коленвал я использовал головку на 17 с удлинителем и трещеткой.

Маслосъемные колпачки “запрессовывать” можно длинным ключиком торцовым на 12. Я вообще спилил на нем грани, обработал чтоб были не острые и получился замечательный такой инструмент для запрессовки маслосъемных колпачков. Аккуратно насаживаем их на клапан предварительно смазав маслом внутренние грани соприкосновения чтоб не повредить чистым моторным маслом ну или тем что в двигателе. И потом легким постукиванием по запресовальщику до характерного ощущения что они уперлись в металл. Не почутсвовать невозможно, не переусердствуйте.


Засухариваем клапана, смазываем гидрики и ставим на место. Каждый в идеале на свое место где он и стоял. Крышку распредвалов тщательно отмываем и обезжириваем места нанесения герметика. Напоминаю, мы при сборке используем анаэробный герметик. Вот схема нанесения герметика.

Внимание! Не забудьте при установки ОБЯЗАТЕЛЬНО смазать моторным маслом шейки и кулачки распредвалов.

Крышка распредвалов

Обтягиваем крышку распредвалов вот по этой схеме:


Не забудьте запрессовать на место сальники распредвалов 🙂 Кстати с задней стороны есть две заглушки распредвалов, которые являются достаточно капризной штукой и иногда вылетают из своих посадочных мест. Их я тоже садил на герметик. Теперь садим на герметик клапанную крышку, честно говоря затягивать ее по большому счету пофигу как, я начал с центрального болта и пошел по спирали. Ставим на место шкивы коленвалов, выставляем местки ГРМ, как – смотрите в статье по замене ремня ГРМ. Кстати есть приятный нюанс – выставить метки ГРМ можно не снимая шкив генератора с коленвала, иначе там метку не видать. Приятным бонусом является наличие метки на маховике, можно увидеть под резиновой заглушкой сверху КПП, вот фото.



Дополнительная проблема с которой я столкнулся при сборке – при затяжке натяжного ролика ГРМ слизало резьбу на шпильке


Ничего критичного в этом нет, берем съемник для шпилек

И топаем на рынок за новой шпилькой, им же ее и заворачиваем на место.

Герметик в шприце

Кстати анаэробный герметик часто продается в шприцах, не пугайтесь, это нормально

Ключ для натяжки ремня ГРМ

Для натяжки ролика ГРМ используем такой вот ключик:

Вобщем сборку осуществляем в обратном порядке, не должно остаться лишних болтиков, с ГРМ не шутят, после затяжки ролика ремня проверьте еще раз метки, проверните коленвал на пару оборотов и снова сверьте метки на маховике и шкивах распредвалов. Таким образом мы с минимальными трудозатратами заменили маслосъемные колпачки на ВАЗ-2112, ВАЗ-2111 и ВАЗ-2110 с двигателем 1.5 16V Удачи вам и поменьше поломок!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


2. Открепите зубчатое колесо от распредвала.

3. Открепите крышку ГБЦ.


4. Открепите колодку проводов от датчика фазы. Затем, отожмите ее крепитель.


5. Вывинтите болт, две скрепляющие гайки задней крышки головки блока.


Примечание

Резиновое кольцо находится под головкой болта. Порванное, очень обжатое, твёрдое кольцо – заменить.


6. Открепите крышку так, что бы штифт датчика фазы соответствовал пазу в крышке.

Примечание



В кольцевом пазу крышки зафиксируйте уплотняющее кольцо. Порванное, очень обжатое, твёрдое кольцо – заменить.


7. Открепите 4-ре скрепляющих гайки переднего А, 6-ть заднего Б подшипников распредвала. Открепите сначала шайбы, потом корпуса.

8. Если вы заметили, что шпонка в пазу распредвала зафиксирована не прочно, достаньте её.


9. Открепите распредвал от головки блока.


10. Открепите сальник от распредвала.


11. Необходимо прокрутить коленвал, что бы поршень цилиндра, на котором меняете колпачки, был в положении ВМТ . Вывинтите свечу 1-ого цилиндра, что бы клапан не упал, между впуском и поршнем через свечное отверстие закрепите оловянный прут.

Примечание

12. Достаньте толкатель впуска 1-ого цилиндра и регулировочную шайбу.

Примечание

Без резких причин шайбу не доставать.


13. Зафиксируйте прибор для сжатия пружин клапанов на пружины впуска 1-ого цилиндра. Делайте по примеру на фото. Сожмите прибором пружины клапана.

Примечание


Так выглядит прибор для сжатия пружин клапанов.


14. Достаньте с помощью пинцета 2-а сухаря. Открепите прибор.

Совет

Если сухари не получается достать, возьмите молоток, затем ударьте слегка по тарелке пружин.


15. Достаньте верхнюю тарелку пружин, внутреннюю, наружную пружины клапана.


16. Сожмите направляющую втулку клапана с маслосъёмным колпачком.


17. Зафиксируйте на колпачке цангу.


18. Возьмите боёк, ударьте по втулке прибора.


19. Таким образом, сжав колпачок с втулки. Достаньте его из цанги.

Примечание



На изображение инерционный съёмник маслосъёмных колпачков.

Предупреждение

Если отсутствует специальный прибор для снятия колпачков, медленно открепите их с помощью плоскогубцев. Силу направляйте вверх, колпачки не прокручивать, это может привести к их порче. 2-е отвертки в данной процедуре использовать нежелательно.


20. Советуем снять пружины с новых колпачков так, как во время прохождения через проточки под сухари на клапанах есть вероятность поломки.

Совет

В том случае, если в набор колпачков не входит втулка, зафиксируйте её на стержне клапана, что бы не повредить острыми краями рабочую кромку колпачка.


21. Положите колпачок в моторное масло и закрепите его в оправу.


22. Аккуратно утрамбуйте колпачок в нижнюю тарелку, до упора.


23. Если открепили пружину, закрепите обратно.

Примечание

Открепите направляющую втулку со стрежня клапана (если крепили её).


24. Зафиксируйте тарелку клапана и пружины в противоположном порядке снятию. Достаньте оловянный прут. Зафиксируйте сухари в проточки стержня клапана.

Совет


25. Закрепите толкатель клапана и шайбу.

26. Подобным способом поменяйте маслосъёмные колпачки выпуска 1-ого цилиндра и обоих клапанов 4-ого цилиндра.

27. Поменяйте колпачки 2-ого –3-его цилиндров. Держа ремень привода ГРМ, прокрутите на половину коленвал.

Замена маслосъемных колпачков (сальников клапанов)

В одной из предыдущих статей о причинах повышенного расхода масла в двигателе я писал о маслосъемных колпачках, или как их еще называют — сальники клапанов. Они предназначены для того, чтобы масло из головки блока цилиндров не попадало в камеру сгорания через направляющие втулки клапанов. Они могут либо износиться, либо же наоборот — затвердеть, что приводит к печальным последствиям. Масло начинает проникать в камеру сгорания, и будет сгорать вместе с бензином.

  • Снять клапанную крышку
  • Скинуть ремень ГРМ и снять звезду распредвала, предварительно отвернув болт ее крепления, после чего вынув шпонку
  • Открутить и вынуть распредвал
  • Извлечь толкатели клапанов вместе с регулировочными шайбами (обязательно сложите их в том же порядке, чтобы назад поставить так же)

В результате получаем примерно следующую картину:

Далее все готово для того, чтобы приступать к работе, и здесь нам понадобятся следующие инструменты:

  • Пинцет или длинногубцы
  • Магнитная рукоятка
  • Отвертка плоская
  • Оловянный пруток или длинная веревка (потом объясню)
  • Свечной ключ
  • Рассухариватель клапанов
  • Съемник маслосъемных колпачков: для Калины подходит восьмерочный

Хочу обратить внимание на то, что рассухариватель у меня на фото изображен не весь, он еще включает в себя специальную рейку, чтобы выполнять этот процесс было гораздо быстрее и легче. Ниже увидите все на деле. Рейку устанавливаем таким образом, чтобы отверстия находились в задней части двигателя. Одевается она на шпильки крепления распредвала. Наглядно все хорошо показано на фото:

Теперь в первое слева отверстие просовываем сам рычаг рассухаривателя, чтобы в конечном счете им можно было надавить на пружину клапана. Вот так все это выглядит на деле:

Итак, первым делом выкручиваем свечи зажигания и устанавливаем поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ), после чего слегка изогнутый оловянный пруток (или другой из мягкого металла) просовываем в свечное отверстие. Нам необходимо, чтобы он попал между поршнем и клапаном.

Затем нужно выполнить следующие меры предосторожности, чтобы во время выполнения работы не повредить поверхность ГБЦ. Нам понадобится пластиковая бутылка. Вырезаем небольшой кусок из нее, чтобы его можно было свернуть в трубочку. Высота полученного цилиндра должна получиться примерно равной глубине колодца клапана:

Когда будете нажимать рычаг вниз, необходимо, чтобы тот самый пруток, который просовывали в отверстие, попал именно между поршнем и клапаном, иначе рассухарить ничего не получится. Если при таком подходе у вас ничего не получается, есть еще один способ — я им пользовался при ремонте Ауди 100. В свечное отверстие просовывал веревку. Важно, чтобы она была в меру гибкой и не совсем тонкой — что-то типа толстого шнурка с обуви. Наталкивать придется много, чтобы она заполнила всю камеру сгорания.

Когда клапан упирается, то под действием рычага, пружина сжимается, тем самым дает нам возможность добраться до сухарей:

В этот самый момент нужно пинцетом или магнитной рукояткой вытащить их, чтобы освободить клапан от пружины:

После того, как оба сухаря извлечены, потихоньку отпускаем рычаг и откидываем его назад — он нам пока не понадобится. Далее снимаем верхнюю тарелку:

Затем вынимаем пружины, как наружную, так и внутреннюю:

Теперь можно приступать непосредственно к замене маслосъемных колпачков. Для этого понадобится специальный съемник. Одеваем его на колпачок и постукиваем по оси грузиком сверху вниз несколько раз, пока съемник как положено захватит колпачок.

Затем пробуем аккуратно тянуть вверх, чтобы снять колпачок с клапана.

Перед заменой, новые колпачки необходимо окунуть их в масло. Затем обязательно перед установкой надеть на клапан пластиковый колпачок (защитный), который должен быть в комплекте с сальниками:

И теперь обратной стороной съемника напрессовываем сальник на клапан до упора:

Далее снимаем защитный колпачок, одеваем на место две пружины и верхнюю тарелку клапана, и опять же, при помощи рассухаривателя сжимаем пружину, устанавливая сухари на место. Это удобно делать пинцетом или длинногубцами. С остальными цилиндрами проводим аналогичную операцию. Затем все собираем в обратной последовательности. Если расход масла остался выше допустимого уровня, а компрессия в моторе нормальная, то скорее всего дело в направляющих втулках.

Надеюсь, ничего не упустил, а то пишу все это уже с полузакрытыми глазами.

Замена заднего и переднего сальника коленвала ваз 2114 8/16 клапаном



Каждое автотранспортное средство имеет 2 сальника на коленвала, которые находятся в разных концах автомобиля. Самым простым будет снять передний сальник, а с задним будет немного сложнее. Изначально необходимо извлечь маховик в последующем держатель сальника выбить и поменять на новый. Очень редко автовладельцы готовы менять задний сальник собственноручно. Данная процедура сложная и требует профессиональных навыков.

Замена маслосъемных колпачков — Лада Калина Хэтчбек, 1.6 л., 2008 года на DRIVE2

Пожалуй, самая крапотливая замена, в нашем восстановительном процессе

Читайте также: