Замена щеток генератора нива 2131

Обновлено: 05.07.2024

Но система электроники является одним из самых уязвимых мест автомобиля. При регулярном осмотре электроэлементов, при своевременном удалении с них грязи и влаги, ремонт не потребуется даже на протяжении всей эксплуатации автомобиля.

Работа генератора

Хоть он имеет небольшие габариты, генератор обладает большой прочностью. Чтобы не возникла поломка и не вышел из строя автомобильный регулятор, владелец должен соблюдать правила эксплуатации автомашины.

Неисправности, что случаются в работе генератора

  • поврежден или полностью изношен шкив;
  • изношены токосъёмные щетки;
  • поломка выпрямителя;
  • поломка регулятора напряжения;
  • изношен коллектор;
  • изношен или полностью разрушен подшипник;
  • повреждены провода зарядной цепи.

Владельцу автомобиля необходимо ознакомиться с основными причинами, при которых возникают неисправности генератора. Кроме того, необходимо знать и способы устранения этих поломок, а также меры профилактики, чтобы их предотвратить.

На работу последнего влияет скорость движения автомобиля и обороты его двигателя, так как генератор соединен ремнем с его коленным валом. Чтобы отрегулировать выдаваемый ток, установлен реле-регулятор напряжения. Кроме того, в современных генераторах встроены интегральные регуляторы напряжения.

Если неисправность механического вида, то к ней относят поломку крепления, корпуса, неисправное состояние прижимных пружин, подшипников, ременного привода или другие поломки, которые не связаны с электрикой.

При первом виде неисправностей возможны обрывы обмотки, выгорание или износ щетки, может пробивать ротор, а между витками возникать замыкание. Могут оказаться в неисправном состоянии диодный мост и реле-регулятор.

Характер неисправности

В конструкции генератора медные либо меднографитовые щетки используются для подвода напряжения к коллекторным пластинам. Соответственно, сила электромагнитной индукции, возникающая при протекании тока по обмотке якоря, зависит от качества контакта между щетками и коллекторными пластинами.

Поскольку якорь в процессе работы постоянно вращается, происходит истирание и уменьшение длины щеток (в значительно меньшей степени изнашиваются и сами пластины). Для компенсации износа в щеткодержателе предусмотрены пружины, которые прижимают щетки к коллекторным пластинам. Но когда износ становится критическим, усилия пружин недостаточно для хорошего контакта, что приводит к падению протекающей в цепи силы тока.

Генератор Нива 2121, 21213, 21214: какой установлен, замена

Основные характеристики генератора, установленного заводом-производителем в Нива 21214, 21213, 2121, будут рассмотрены на примере генератора типа 9412.3701:

  • ток – 80А;
  • напряжение – 13,2 В,
  • вращение – правое.

Стоимость штатных моделей электрогенераторов составляет 5-7 тыс. рублей. При возникновении поломки агрегата возможна замена его составных частей либо полная замена на оригинал или аналоги. Цена наиболее распространенных представлена в таблице.

АналогАртикулСтоимость, в рублях
Генератор ВАЗ-2104-21073,212149412.3701-035900
Генератор ВАЗ-2104-21073,21214372.3701-03/053800
Генератор ВАЗ 2121-21213,212149412.37015450

Из таблицы видно, что в процессе замены генератора на Ниве можно отдать предпочтение более дешевому универсальному аналогу.

А еще интересно: Датчик распредвала Шевроле Нива

В процессе эксплуатации любого автомобиля нередко возникают какие-либо неприятные ситуации в виде выхода из строя того или иного элемента. Нива не является исключением, и чаще всего страдает генератор.

Если кажется, что генератор неисправен, рекомендуется проверить его работоспособность с помощью мультиметра. Для этого потребуется запустить двигатель и проверить напряжение на клеммах аккумулятора. Стандартное значение, которое должен показывать мультиметр, составляет 13,6 В.

Если показатели во время замера выше, значит, в конструкции произошел обрыв или замыкание обмоток. То же самое можно сказать и про случай, когда напряжение ниже указанного числа. Данную процедуру проводят вне зависимости от двигателя: инжектор или карбюратор.

Также, если поломка вызвана другой причиной, можно выполнить замену самого генератора. Обычно за проведением замены обращаются в специальные СТО, но при необходимости работы можно выполнить и своими руками.

Замена ремня генератора

  • отвертка;
  • домкрат;
  • набор ключей.
  1. Нужно снять разъем с датчика положения коленвала.
  2. Отвинтить и вынуть болт, которым крепится датчик.
  3. Гайку, прикрепляющую генератор, нужно немного ослабить и сдвинуть его к блоку. При смещенном генераторе его ремень ослабится и снимется без проблем.
  4. С помощью домкрата, установленного с той стороны, где размещен генератор, поднять машину, включив первую передачу.
  5. Потянуть за ремень, чтобы он отошел от шкива помпы. Покрутить колесо, чтобы на шкив перешло место оттяжки.
  6. Затем снять ремень с других шкивов.
  7. Новый вначале нужно надеть на шкив генератора и шкив коленвала, и только потом набросить на шкив помпы.
  8. Поворачивать колесо до тех пор, пока ремень не окажется на шкиве.
  9. Поставить генератор на место, и натянув ремень, прикрепить его гайкой к кронштейну.
  10. Поставить на место датчик положения коленвала.

Процесс по замене ремня генератора закончен.

Как поменять щетки на генераторе своими руками


Щетки генератора очень важны для снабжения автомобиля достаточным количеством электроэнергии, а также отвода ее излишков. Если они будут неисправны, то автомобиль из-за перебоев в системе электропитания не сможет нормально функционировать.

Общая информация о щетках генератора

Щетки генератора иногда называют угольными щетками. Это связано с тем, что они изготавливаются из графита. Стоит отметить, что применение щеток генератора достаточно широко и не ограничивается только автомобиля. Они ставятся на любом виде оборудования, которое имеет в своей конструкции электрический двигатель. Самой распространенной моделью щеток в современной машинной промышленности, являтся ЭГ-4.



Отметим, что щетки генератора ЭГ-4 подходят для автомобилей самых разных годов выпуска. Вторыми по популярности являются ЭГ-61, которые отличаются большей степенью надежности. В совокупности, эти щетки стоят на 80 процентах автомобилей.


Если говорить о машинах отечественного производства, то в них щетки генератора располагаются чуть ниже правой фары. Чтобы добраться до них, достаточно открыть капот и заглянуть в генератор.

Видео. Замена щеток генератора ВАЗ 2109

Напомним, что в предыдущей статье мы рассказывали как чистить кондиционер автомобиля своими руками. Выполнить чистку можно в гаражных условиях, стоит только приобрести необходимый инструмент.

В каких случаях следует производить замену щеток генератора?

Чтобы у вас не возникало проблем с генератор транспортного средства, вы должны производить проверку щеток генератора каждые 50 тысяч километров. При этом, вы должны понимать, что это отдельная процедура, которая не входит в стандартное техническое обслуживание. Именно не знание списка работ, которые входят в ТО, чаще всего приводит к неожиданной поломке щеток генератора.


Стоит отметить, что как для проверки щеток генератора, так и для их замены, вам ненужно снимать генератор, что очень удобно. Также, стоит заметить, что о том, что пора менять угольные щетки, вам могут подсказать некоторые типичные симптомы:

1. Резкое и беспричинное отключение разнообразных электронных приборов транспортного средства. 2. Уменьшение интенсивности свечения ламп салона и фар. 3. Общее снижение напряжение в электрической цепи транспортного средства. 4. Очень быстрая разрядка аккумуляторной батареи транспортного средства.

Каждый из описанных выше симптомов, прямо сообщает водителю, что пришла пора менять щетки генератора. Замена щеток генератора своими руками

Работы по замене щеток генератора – это очень простой процесс, с которым справится даже самый неопытный автовладелец. Прежде, чем производить замену угольных щеток, вы должны отсоединить минусовый провод от аккумуляторной батареи и снять регулятор. Видео. Как поменять щетки на генераторе своими руками

Далее вам нужно произвести следующие не сложные манипуляции:

– при помощи щетки с мягким ворсом произведите очистку от грязи, пыли и сажи гнездо держателя щеток генератора; – смонтируйте новые щетки генератора и удостоверьтесь, что они свободно перемещаются внутри держателя; – установите на место регулятор и верните минусовый провод на аккумуляторную батарею.

Как заменить ролик натяжения

Устройство ролика генератора довольно простое. Подшипник — его главная деталь. При ослаблении или замедлении ремня, необходимо проверить сам подшипник, прокрутив его вручную. У исправного ролика вращение тихое, отсутствуют рывки и закусывания. При неисправном состоянии ролика, необходимо провести его замену, что возможно даже в гараже, с минимальным набором приспособлений.

Монтировку или другой инструмент, который сможет воспрепятствовать движению коленчатого вала, установить так, чтобы диск сцепления был заблокирован. Ослабив болт, которым крепится ролик, снять напряжение, поступающее на ремень. Выкрутив полностью осевой болт, ролик натяжения снимают. Затем производят установку нового ролика и регулируют натяжение ремня.

Заменив ролик, нужно провести повторный осмотр и проверить его работу. В руководстве по эксплуатации есть подробная инструкция, касающаяся описанной проблемы.

Инструкция по замене

Щетки генератора

Основными признаками неисправности щеток считаются:

  • в напряжении происходят просадки;
  • не держит заряд аккумулятор;
  • слабый свет фар ночью, моргание;
  • магнитола отключается и др.

Нюансы

Генератор Нива - 2121, 21213, 21214

При замене генератора на Нива 21213, 2121, 21214 возникает ряд тонкостей, и один из них – это расположение генераторного агрегата. Он находится в нижней части моторного отсека.

Собственно, поэтому и возникают проблемы с эксплуатацией конструкции: во время езды на генератор попадают различные загрязнения, а также капает охладительная жидкость. Если не хочется постоянно менять генераторный блок, то рекомендуется перенести его наверх.

Чтобы в процессе эксплуатации автомобиля не возникало никаких проблем, важно следить за состоянием машины. И в первую очередь рекомендуется регулярно проводить осмотр генератора.

Своевременный осмотр поможет избежать неприятных ситуаций в виде поломок составляющих элементов генератора, и как следствие, выхода из строя целых электрических систем.

А еще интересно: В чем отличия Лады Бронто от обычной Нивы?

Замена щетки генератора

При замене щеток регулятор напряжения снимается вместе с ними в сборе. При этом снимается минусовая клемма аккумулятора и отсоединяются провода, которые идут от кожуха генератора.

Потом отсоединяется колодка проводов. С их наконечников с положительным выводом, необходимо снять резиновый колпачок, выполняющий защитные функции. Затем с данных проводов нужно открутить гайку, с помощью которой они были прикреплены к блоку генератора, и снять их.

Отсоединив пружинные фиксаторы генератора, следует снять его черный кожух, сделанный из пластика. С помощью крестовой отвертки открутить крепления регулятора напряжения. Достать его в комплекте со щетками. Затем отключить колодку проводов от него.

Заменить щетки генератора и установить назад, придерживаясь обратного порядка.

Мы зарегистрировали подозрительный траффик, исходящий из вашей сети.
С помощью этой страницы мы сможем определить, что запросы отправляете именно вы, а не робот.
Поставьте отметку, чтобы продолжить.

Если вдруг что-то пойдет не так, попробуйте другой вариант.

Проверка генератора

См. также Проверка генератора мультиметром

Для того чтобы убедиться в исправности регулятора напряжения, выключите все потребители, кроме фар дальнего света, и вновь измерьте напряжение. Оно должно быть в пределах 13,2–14,7 В для генератора 9412.3701 и 13,6–14,6 В для генератора 371.3701.

проверка регулятора напряжения

Определить исправность каждого диода (основного или дополнительного) можно только на снятом выпрямительном блоке омметром или контрольной лампой. Выпрямительный блок при выходе из строя рекомендуется заменять в сборе. Допускается замена отдельных вентилей, однако для основных вентилей потребуется их перепрессовка в держателе – операция, требующая аккуратности и навыка. Обмотки статора и ротора проверяются специальным дефектоскопом или электронным осциллографом – по форме кривых напряжения.

Видео

Замена генератора на Ниве

Если у вашей инжекторной Нивы накрылся генератор и его срочно нужно заменить, то для этого не обязательно заезжать в сервис, так как дело это не сложное и вполне по силам нормальному мужику.

Заменить генератор можно без ямы и без подъёмника. Даже поддомкрачивать не обязательно, вполне можно обойтись ковриком из картона или типа того.

Перед началом работы отсоедините клеммы аккумулятора!

Генератор расположен в правой части двигателя внизу но его можно увидеть и сверху, сразу под помпой.

103164.jpg

103165.jpg

Но заменить его можно только снизу. Для этого нужно снять защиту картера и защиту генератора. На защите картера три болта под ключ на 13, а на защите генератора три самореза под ключ на 10.

Откручивать лучше головками, на крайняк накидными и на всякий случай приготовить ВДешку, так как место довольно загрязняемое и намокаемое и рожковый ключ там обычно бесполезен.

103166.jpg

После снятия защиты генератор отлично виден и полностью доступен.

103167.jpg

Крепиться генератор двумя болтами с самоконтрящимися гайками под ключ на 13, один на опорную лапку и один на натяжную.

103167a.jpg

Сначала снимается болт на верхнем, натяжном креплении, после чего генератор надо подтолкнуть вверх и снять ремень со шкива. Ремень один — на генератор и на помпу.

Перед тем как снять натяжной болт подёргайте ремень, чтобы почувствовать его натяжку, и при сборке сделать такую же.

103168.jpg

Далее генератор оттягивается вниз, и отсоединяются провода эл. проводки — мамка просто выдёргивается, а силовые под резиновой защитой, откручиваются ключом на 10.

103171.jpg

Затем откручивается гайка на опорной лапе, расположенная с тыльной стороны, после чего болт вынимается вперёд и генератор снимается.

103169.jpg

103172.jpg

Установка нового генератора проделывается в обратном порядке. Единственно, что придётся сделать дополнительно — это натянуть ремень. Для этого можно использовать любой рычаг, который вставляется между движком и генератором.

В следующей статье будем ремонтировать старый генератор.

Замена генератора ВАЗ 2121 Нива Фото инструкция как поменять генератор на Ниве

Но система электроники является одним из самых уязвимых мест автомобиля. При регулярном осмотре электроэлементов, при своевременном удалении с них грязи и влаги, ремонт не потребуется даже на протяжении всей эксплуатации автомобиля.

Характер неисправности

В конструкции генератора медные либо меднографитовые щетки используются для подвода напряжения к коллекторным пластинам. Соответственно, сила электромагнитной индукции, возникающая при протекании тока по обмотке якоря, зависит от качества контакта между щетками и коллекторными пластинами.

Поскольку якорь в процессе работы постоянно вращается, происходит истирание и уменьшение длины щеток (в значительно меньшей степени изнашиваются и сами пластины). Для компенсации износа в щеткодержателе предусмотрены пружины, которые прижимают щетки к коллекторным пластинам. Но когда износ становится критическим, усилия пружин недостаточно для хорошего контакта, что приводит к падению протекающей в цепи силы тока.

Основные характеристики генератора, установленного заводом-производителем в Нива 21214, 21213, 2121, будут рассмотрены на примере генератора типа 9412.3701:

  • ток – 80А;
  • напряжение – 13,2 В,
  • вращение – правое.

Стоимость штатных моделей электрогенераторов составляет 5-7 тыс. рублей. При возникновении поломки агрегата возможна замена его составных частей либо полная замена на оригинал или аналоги. Цена наиболее распространенных представлена в таблице.

Аналог Артикул Стоимость, в рублях
Генератор ВАЗ-2104-21073,21214 9412.3701-03 5900
Генератор ВАЗ-2104-21073,21214 372.3701-03/05 3800
Генератор ВАЗ 2121-21213,21214 9412.3701 5450

Из таблицы видно, что в процессе замены генератора на Ниве можно отдать предпочтение более дешевому универсальному аналогу.

А еще интересно: Датчик распредвала Шевроле Нива

В процессе эксплуатации любого автомобиля нередко возникают какие-либо неприятные ситуации в виде выхода из строя того или иного элемента. Нива не является исключением, и чаще всего страдает генератор.

Если кажется, что генератор неисправен, рекомендуется проверить его работоспособность с помощью мультиметра. Для этого потребуется запустить двигатель и проверить напряжение на клеммах аккумулятора. Стандартное значение, которое должен показывать мультиметр, составляет 13,6 В.

Если показатели во время замера выше, значит, в конструкции произошел обрыв или замыкание обмоток. То же самое можно сказать и про случай, когда напряжение ниже указанного числа. Данную процедуру проводят вне зависимости от двигателя: инжектор или карбюратор.

Также, если поломка вызвана другой причиной, можно выполнить замену самого генератора. Обычно за проведением замены обращаются в специальные СТО, но при необходимости работы можно выполнить и своими руками.

Замена ремня генератора

  1. Нужно снять разъем с датчика положения коленвала.
  2. Отвинтить и вынуть болт, которым крепится датчик.
  3. Гайку, прикрепляющую генератор, нужно немного ослабить и сдвинуть его к блоку. При смещенном генераторе его ремень ослабится и снимется без проблем.
  4. С помощью домкрата, установленного с той стороны, где размещен генератор, поднять машину, включив первую передачу.
  5. Потянуть за ремень, чтобы он отошел от шкива помпы. Покрутить колесо, чтобы на шкив перешло место оттяжки.
  6. Затем снять ремень с других шкивов.
  7. Новый вначале нужно надеть на шкив генератора и шкив коленвала, и только потом набросить на шкив помпы.
  8. Поворачивать колесо до тех пор, пока ремень не окажется на шкиве.
  9. Поставить генератор на место, и натянув ремень, прикрепить его гайкой к кронштейну.
  10. Поставить на место датчик положения коленвала.

Процесс по замене ремня генератора закончен.

Проводка и соединения

Одно из самых слабых мест в схеме питания Нивы (да и любого другого автомобиля) – соединение силового провода с генератором. Устройство расположено низко и практически не защищено от воды и грязи. Даже если это соединение выглядит нормальным, имеет смысл его разобрать и осмотреть место контакта. Разбираем, осматриваем, при необходимости зачищаем, наносим токопроводящую смазку, собираем.

Наконечники силовых проводов явно требуют чистки

Следующее слабое место – соединение минусового провода АКБ с двигателем. Расположено оно не в самом удачном месте и постоянно в грязи. В результате соединение окисляется и хороший контакт пропадает. Делаем то же самое: разбираем, чистим, собираем.

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Соединение минусового провода с массой на Ниве

Стоит также осмотреть наконечники на клеммах аккумуляторной батареи. Они могут быть окислены (белый налет) или болтаться. Чистим, наносим токопроводящую смазку, затягиваем.

Наконечник на клемме

Наконечник на клемме аккумуляторной батарее Шевроле просто лопнул

В остальном же проводка и соединения на Нивах ведут себя вполне корректно, но это не значит, что все это будет стоять вечно. Не ленимся, осматриваем соединения, провода. При необходимости прозваниваем.

Как поменять щетки на генераторе своими руками

Щетки генератора очень важны для снабжения автомобиля достаточным количеством электроэнергии, а также отвода ее излишков. Если они будут неисправны, то автомобиль из-за перебоев в системе электропитания не сможет нормально функционировать.

Общая информация о щетках генератора

Щетки генератора иногда называют угольными щетками. Это связано с тем, что они изготавливаются из графита. Стоит отметить, что применение щеток генератора достаточно широко и не ограничивается только автомобиля. Они ставятся на любом виде оборудования, которое имеет в своей конструкции электрический двигатель. Самой распространенной моделью щеток в современной машинной промышленности, являтся ЭГ-4.

Отметим, что щетки генератора ЭГ-4 подходят для автомобилей самых разных годов выпуска. Вторыми по популярности являются ЭГ-61, которые отличаются большей степенью надежности. В совокупности, эти щетки стоят на 80 процентах автомобилей.

Если говорить о машинах отечественного производства, то в них щетки генератора располагаются чуть ниже правой фары. Чтобы добраться до них, достаточно открыть капот и заглянуть в генератор.

Видео. Замена щеток генератора ВАЗ 2109

Напомним, что в предыдущей статье мы рассказывали как чистить кондиционер автомобиля своими руками. Выполнить чистку можно в гаражных условиях, стоит только приобрести необходимый инструмент.

В каких случаях следует производить замену щеток генератора?

Чтобы у вас не возникало проблем с генератор транспортного средства, вы должны производить проверку щеток генератора каждые 50 тысяч километров. При этом, вы должны понимать, что это отдельная процедура, которая не входит в стандартное техническое обслуживание. Именно не знание списка работ, которые входят в ТО, чаще всего приводит к неожиданной поломке щеток генератора.

Стоит отметить, что как для проверки щеток генератора, так и для их замены, вам ненужно снимать генератор, что очень удобно. Также, стоит заметить, что о том, что пора менять угольные щетки, вам могут подсказать некоторые типичные симптомы:

1. Резкое и беспричинное отключение разнообразных электронных приборов транспортного средства. 2. Уменьшение интенсивности свечения ламп салона и фар. 3. Общее снижение напряжение в электрической цепи транспортного средства. 4. Очень быстрая разрядка аккумуляторной батареи транспортного средства.

Каждый из описанных выше симптомов, прямо сообщает водителю, что пришла пора менять щетки генератора. Замена щеток генератора своими руками

Работы по замене щеток генератора – это очень простой процесс, с которым справится даже самый неопытный автовладелец. Прежде, чем производить замену угольных щеток, вы должны отсоединить минусовый провод от аккумуляторной батареи и снять регулятор. Видео. Как поменять щетки на генераторе своими руками

Далее вам нужно произвести следующие не сложные манипуляции:

– при помощи щетки с мягким ворсом произведите очистку от грязи, пыли и сажи гнездо держателя щеток генератора; – смонтируйте новые щетки генератора и удостоверьтесь, что они свободно перемещаются внутри держателя; – установите на место регулятор и верните минусовый провод на аккумуляторную батарею.

Как заменить ролик натяжения

Устройство ролика генератора довольно простое. Подшипник — его главная деталь. При ослаблении или замедлении ремня, необходимо проверить сам подшипник, прокрутив его вручную. У исправного ролика вращение тихое, отсутствуют рывки и закусывания. При неисправном состоянии ролика, необходимо провести его замену, что возможно даже в гараже, с минимальным набором приспособлений.

Монтировку или другой инструмент, который сможет воспрепятствовать движению коленчатого вала, установить так, чтобы диск сцепления был заблокирован. Ослабив болт, которым крепится ролик, снять напряжение, поступающее на ремень. Выкрутив полностью осевой болт, ролик натяжения снимают. Затем производят установку нового ролика и регулируют натяжение ремня.

Заменив ролик, нужно провести повторный осмотр и проверить его работу. В руководстве по эксплуатации есть подробная инструкция, касающаяся описанной проблемы.

Что делать, если генератор вышел из строя в дороге?

Поломка влечет за собой не только потерю заряда аккумулятора. Если генератор заклинит, может оборваться ручей ковый ремень. В этом случае потеряет работоспособность все навесное оборудование автомобиля. Дальнейшее движение станет невозможным.Если ремонт в полевых условиях невозможен, постарайтесь дотянуть до ближайшего сервиса на аккумуляторе.

Отсоедините регулятор напряжения и плату диодного моста. Прозвоните диоды и соединительные шины тестером.Неисправные радиодетали обычно видно без измерения. Их ремонт невозможен, только замена.Осмотрите токосъемные дорожки ротора. Медная поверхность должна быть без оксидного налета, трещин и прочих повреждений.

При необходимости можно зачистить ее мелкой шкуркой.Подключите тестер к обмоткам статора и ротора, и проверьте их на обрыв или короткое замыкание. Замена генератора не потребуется, обмотки легко восстанавливаются.После устранения поломок, соберите корпус, не повреждая внутренние части. Установите узел на место, затяните приводной ремень, и проверните коленвал, не заводя двигатель.

Замена щёток генератора шевроле нива

На моей любимой ШНиве зимой стал быстро разряжаться аккумулятор. Приходилось его заряжать каждые 2 недели. Причин для такого поведения аккумулятора может быть несколько, но так как уже начал подсвистывать подшипник генератора то решил начать с его ревизии.

На моем автомобиле генератор установлен 80А 2123-3701010-01 (9402.3701-01). Расположение генератора на двигателе верхнее. Это очень упрощает задачу его снятия с автомобиля.

Для снятия генератора мне потребовались:

  1. Ключ на 10, 8, 13
  2. Желательна трещотка с головкой на 8, 10, 13

Сначала необходимо ослабить натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов (некоторые по привычке называют его ремень генератора нивы, но это неправильно т.к. этот ремень крутит еще и помпу и насос гидроусилителя) иначе сбросить его не получится. Для этого необходимо ослабить гайки крепления кронштейна натяжного ролика (две гайки на 8 одну гайку на 10) и выкрутить регулировочный болт на 10. До дальней гайки на 8 дотянуться рожковым ключом проблематично, я использовал трещотку с головкой на 8.

Замена щёток генератора шевроле нива

Сначала ослабляем 3 гайки, а затем начинаем выкручивать регулировочный болт до тех пор, пока не появится слабина в ремне и не удастся его скинуть с шкива генератора.

Замена щёток генератора шевроле нива

Замена щёток генератора шевроле нива

Далее ключем на 13 отварачиваем две гайки и вынимаем 2 болта крепления генератора к двигателю.

Замена щёток генератора шевроле нива

Замена щёток генератора шевроле нива

Ниже на фото показано место установки генератора с установленными на место болтами крепления (чтоб не потерялись

Замена щёток генератора шевроле нива

Генератор с автомобиля снят и теперь можно заняться его разборкой и проверкой.

Разборка генератора шевроле нива 80А 2123-3701010-01 (9402.3701-01)

Начал я со снятия шкива генератора. Тут меня поджидала первая проблемка. Гайка шкива никак не хотела откручиваться. Руками шкив было не удержать, а тисков у меня дома нет. После нескольких неудачных попыток все же мне удалось достаточно хорошо зафиксировать шкив с помощью старого ремня привода вспомогательных агрегатов.

Я обмотал шкив два раза старым ремнем, далее с небольшим отступом завязал узел. Между шкивом и узлом засунул накидной длинный ключ и несколько раз его провернул, затягивая ремень на шкиве. Установил ключ под шкив таким образом, чтоб он фиксировал шкив от проворачивания при откручивании гайки, т.е. при движении кривого шестигранника с головкой вниз (на фото ниже).

Замена щёток генератора шевроле нива

Даже при такой фиксации шкива мне не сразу удалось открутить гайку. Мне помог длинный тяжелый ключ. Я им бил со всего размаху по самому концу шестигранника. После пятого или седьмого удара гайка поддалась и далее открутилась рукой.

Замена щёток генератора шевроле нива

На фото ниже все то, что снялось вместе со шкивом. Порядок (с права на лево) соответствует порядку снятия с генератора.

Замена щёток генератора шевроле нива

Далее снимаем пластиковую крышку генератора. Для этого надо предварительно отщелкнуть три пластиковые защелки. После этого крышка легко сдвигается с корпуса генератора.

Замена щёток генератора шевроле нива

Вот фото внутренностей моего генератора, которые были скрыты под крышкой.

Замена щёток генератора шевроле нива

Для замены или проверки технического состояния щеток, а также для разборки генератора, необходимо снять с генератора регулятор напряжения в сборе с щеткодержателем. Он прикручен двумя шурупами к корпусу генератора. Необходимо также отключить идущий к нему провод.

Замена щёток генератора шевроле нива

Откручиваем 4 стяжных винта и разъединяем переднюю крышку генератора и корпус.

Замена щёток генератора шевроле нива

Ротор из подшипника можно выбить следующим способом:

Замена щёток генератора шевроле нива

Замена щёток генератора шевроле нива

Так как изначально планировал заменить передний подшипник генератора (он начал скрипеть и пищать на холодную) то церемониться с ним не стал, а просто выбил его попавшейся под руку головкой. Впрочем (скажу забегая в перед) зря я так с ним обошелся. Купленный мной в магазине новый подшипник имел люфты большие, чем родной французский подшипник, отходивший на машине почти 10 лет. Нужно было бы его просто открыть, промыть и снова забить смазкой.

Замена щёток генератора шевроле нива

Проверка и ремонт генератора нива шевроле

Так как мой генератор был рабочий и нуждался лишь в ревизии, тут пока не будет конкретных советов. Я лишь опишу то, что сделал я и на что я обращал внимание.

    При снятии регулятора напряжения с щеткодержателем необходимо убедиться, что щетки выступают из щеткодержателя не менее чем на 5 мм. Проверьте легкость перемещения щеток в щеткодержателе. В противном случае регулятор необходимо заменить.

Замена щёток генератора шевроле нива

Также необходимо проверить сопротивление обмоток ротора генератора. Для этого измеряем сопротивление между двумя контактными кольцами. Если омметр покажет бесконечность, значит, в обмотках обрыв и нужно заменить ротор.

Замена щёток генератора шевроле нива

Обязательно необходимо зачистить все места электрического контакта. Важными являются место контакта конденсатора на корпус генератора (зачистить), провод конденсатора (зачистить и затянуть). Немало важно надежно притянуть конденсатор с помощью винтов к корпусу, что обеспечит надежный контакт.

Замена щёток генератора шевроле нива

Замена щёток генератора шевроле нива

Сборка генератора шевроле нива 80А 2123-3701010-01 (9402.3701-01)

Как я уже писал выше, новые подшипники из магазина, имели люфт больший, чем проходившие 10 лет родные французские подшипники. Так что всем советую аккуратнее выпрессовывать их, чтоб была возможность поставить их обратно, после чистки и смазки.

Замена щёток генератора шевроле нива

Снятый с генератора родной французский подшипник.

Замена щёток генератора шевроле нива

Купленный в магазине подшипник для замены уже имеет значительный люфт.

Новый подшипник в переднюю крышку устанавливаем очень легкими ударами молотка, исключительно по внешнему кольцу подшипника, ударами по кругу. Предварительно конечно необходимо вычистить и промыть место посадки подшипника в крышке.

Замена щёток генератора шевроле нива

Вставляем ротор осью в подшипник. Для его осаживания слегка постукиваем молотком по передней крышке генератора в направлении стрелок.

Замена щёток генератора шевроле нива

Далее все скручиваем и устанавливаем в обратной последовательности. Затягивание шкива производил аналогично его откручиванию (см. вверху), т.е. удерживал от проворачивания старым ремнем а по шестиграннику стучал тяжелым рожковым ключем.

Примечание

Хочу отметить один момент. Часто, генератор выдает пониженное напряжение по причине окисления контактов. Поэтому, при сборке генератора, обязательно нужно зачистить и протянуть все электрические соединения. Больное место генератора нивы шевроле это контактный болт. У него в результате эксплуатации ослабляется гайка, которая его притягивает к выпрямительному блоку. Попавшая влага окисляет плоскости контакта и увеличивает его сопротивление. Поэтому настоятельно рекомендую раскрутить полностью этот болт и зачистить все элементы этого соединения. Также при сборке необходимо хорошо контактный болт зафиксировать на выпрямительном блоке.

Для того, чтобы вырабатываемый генератором ток не терялся на соединениях, советую зачистить и протянуть электрические соединения генератор — аккумулятор, аккумулятор-масса, двигатель — масса.

Замена щёток генератора шевроле нива

Приветствую читателей и гостей бортжурнала моей машины)
Сегодня поменял на генераторе изношенные практически в ноль щётки, но сперва небольшая предыстория:
Когда пробег был около 100000 решил купить в запас щетки генератора, они же реле регулятор. Поскольку мне попадались записи в бортжурналах шнивоводов о том, что генератор от червонца к нам подходит, купил десяточные щетки. Но как выяснилось позже, десяточный генератор ставился ориентировочно до 2009 года (за подсказки на эту тему отдельное спасибо драйвчанам master-comp и Prorock2 . Как выяснилось, у этих генераторов разные не только щетки, но и диодные мосты, наличие дополнительных диодов. По индексам генераторы на шниве и червонце отличаются только последними цифрами, они могут быть от 01 до 04. У меня с завода стоит вот такой генератор:

Замена щёток генератора шевроле нива

На прошлой неделе при пробеге в 129 с копейками тысяч захотел посмотреть состояние щёток — в итоге они оказались практически полностью изношенными, и, как выяснилось, у меня на генераторе стояли щетки не от десятки с круглой "шоколадкой", а какие-то свои щётки с двумя проводками и квадратной "шоколадкой", которые были куплены за 460 рублей в ближайшем магазине запчастей (почти вдвое дороже десяточных) и ждали своего часа. А ждать им пришлось не долго))

Позавчера, возвращаясь с работы из соседнего города обратил внимание, что напряжение держится в пределах 13,6-13,7В. А сегодня поехали с корешем в деревню за картофаном, но когда выехали обратно загорелась в полнакала лампа аккумулятора и напряжение упало до 11,4 вольт. Хорошо что генератор на шниве установлен в легко доступном месте (хотя на первых шнивах он был расположен как на классике, так что не всем повезло)

В итоге ремонт занял от силы 10 минут)) Из инструментов нужны только плоская отвёртка и гаечные ключи на 10 и на 6.
Сначала стоит снять клемму с аккумулятора. Лично я решил не снимать, чтобы не настраивать заново магнитолу, но при этом нужно СОБЛЮДАТЬ БОЛЬШУЮ ОСТОРОЖНОСТЬ! Можно сделать мощное КЗ! Итак, ключом на 10 отвинчиваем гайку с гровером и снимаем силовые провода с клеммы генератора:

Разборка и сборка генератора Нива Шевроле (Ваз-2123)

Разбираем генератор для проверки и замены регулятора напряжения, выпрямительного блока, ротора, статора и подшипников.

Замену регулятора напряжения можно выполнить на автомобиле,

Замена щёток генератора шевроле нива

Замена щёток генератора шевроле нива

Помечаем взаимное положение статора и крышек генератора.

Замена щёток генератора шевроле нива

Замена щёток генератора шевроле нива

Передний подшипник заменяется только в сборе с передней крышкой генератора, т. к. он запрессован и завальцован в крышку.

Замена щёток генератора шевроле нива

. и вынимаем его из передней крышки генератора.

Сборку генератора выполняем в обратной последовательности.

Для установки заднего подшипника опираем передний конец вала ротора о деревянный брусок.

Замена щёток генератора шевроле нива

. и, равномерно заворачивая стяжные болты, запрессовываем статор в переднюю крышку.

Электрооборудование автомобиля представляет собой взаимосвязанный комплекс. Генератор, аккумуляторная батарея, стартер, освещение, вспомогательное оборудование… Вся схема построена вокруг источника электроэнергии. Стало быть, поломка и последующий ремонт – это серьезная проблема для владельца ВАЗ 2121. Подключение такое же, как и на остальных автомобилях ВАЗ тех лет выпуска. А нагрузка существенно выше. Современные моторы добавляют таких потребителей, как электронные модули управления двигателем. Электрические вентиляторы охлаждения и дополнительные системы комфорта, увеличивают потребляемый ток.

Сколько должен выдавать генератор на ниве?

Существует три вида генераторов, которые можно установить на популярные российские внедорожники. Напряжение на выходе одинаковое, а вот остальные параметры разнятся.



Для карбюраторных моторов достаточно мощности 600-750 Вт. Максимальный ток, который можно было снять – 40-50 ампер.

Важно! Генератор для старых модификаций НИВЫ нельзя ставить на новые моторы. Перегрузка быстро выведет его из строя, потребуется ремонт.

Если замена необходима – такое решение может быть только временным. Инжекторные моторы, выпускавшиеся до 2003 года, комплектовались с мощностью от 1100 до 2000 Вт. Ток нагрузки от 80 до 130 ампер. Оба поколения комплектовались моноклиновым шкивом. Генераторы этого типа
можно установить на старые карбюраторные ДВС без последствий. Современные верхневальные моторы оснащены аналогичными источниками энергии, только шкив рассчитан на большую нагрузку – он поликлиновый, как и ремень.

Описание устройства

На автомобилях Нива 21214 стоит генератор типа 9412.3701, на ВАЗ 21213 – типа 371.3701, на Ниве Шевроле установлен генератор 2123. Все они представляют собой электромашины переменного тока с электромагнитным возбуждением, имеющие встроенный выпрямительный блок с кремниевыми диодами и электронным регулятором напряжения. Максимальный ток, который вырабатывает генераторный узел типа 9412.3701, составляет 80 А, напряжение — 13,2 — 14,7 В, вращение – правое.

Конструкция узла 21214

Крышки узла крепятся со статором с помощью 4-болтов. В крышках установлены подшипники. В них осуществляется вращение вала ротора. В переднем подшипнике внутренняя обойма зажата гайкой вместе с упорным кольцом и шайбой. В задней крышке также запрессован 2-й подшипник.

Статор имеет 3-х фазную обмотку, одни из концов которой соединяются с выпрямительным блоком, состоящим из 6 диодов. Из них — 3 диода отрицательные, 3 — положительные. Соответственно полярности они впрессованы в пластины. Вся конструкция составляет выпрямительный блок, который расположен на тыльной крышке генераторного узла закрытого защитным кожухом.

В конструкцию узла входят также контактные кольца, щетки. На тыльной стороне задней крышки находится щеткодержатель, который конструктивно соединен с регулятором напряжения. В выпрямителе находится конденсатор, обеспечивающий защиту электросети от скачков напряжения.

Генератор Нива 21214

Признаки неисправностей:

Лампа контроля на приборной панели. Это самый надежный индикатор, поскольку подключение ее питание берется именно от регулятора напряжения. Как снять генератор на ниве:

Что делать, если генератор вышел из строя в дороге?

Поломка влечет за собой не только потерю заряда аккумулятора. Если генератор заклинит, может оборваться ручей ковый ремень. В этом случае потеряет работоспособность все навесное оборудование автомобиля. Дальнейшее движение станет невозможным. Если ремонт в полевых условиях невозможен, постарайтесь дотянуть до ближайшего сервиса на аккумуляторе. В дневное время суток необходимо выключить все световые приборы, включая Дхо. Блоки комфорта должны быть обесточены. Отключите один из вентиляторов охлаждения радиатора (если на улице не слишком жарко). При экономном расходовании ампер-часов, на одном аккумуляторе можно ехать до 3 часов.

Ремонт генератора

Чтобы понять, как работает устройство, изучите компоновочную схему:

Основных причин для ремонта три:

  • Перегорел регулятор напряжения.
  • Вышел из строя диодный мост.
  • Обрыв или короткое замыкание в обмотках.

Неисправности и принцип работы щеток генератора

В системе электрооборудования вашего железного коня предусмотрена индикация неисправностей в случае, когда не работает генератор ВАЗ 2107, на панели приборов загорается сигнальная лампа красного цвета с символикой аккумулятора.

Довольно часто причиной является износ, либо зависание щеток Тем, кто знаком с принципом работы генератора известно, что через щетки на якорь поступает напряжение возбуждения, которое не только запускает электрическую машину (генератор) в работу, но и регулирует ее выходную мощность.

Непосредственно само регулирование происходит за счет специального устройства, реле-регулятора которое может быть реализовано непосредственно на щеткодержателе либо устанавливаться отдельно (на более ранних моделях).

Как правило, подобная неисправность проявляется постепенно, сопровождаясь поначалу короткими перебоями в работе генератора, приводя постепенно к его полному отказу, однако возможны и другие варианты, например внезапный отказ.

А вот ремонт электрической части рассмотрим подробнее:

Для начала, генератор надо снять. Перед отсоединением проводки, тщательно зарисуйте или сфотографируйте схему соединения. Расположите узел на чистой поверхности, мусор не должен попадать внутрь. Как подключить генератор на ниве:

Отсоедините регулятор напряжения и плату диодного моста. Прозвоните диоды и соединительные шины тестером.

Неисправные радиодетали обычно видно без измерения. Их ремонт невозможен, только замена.

Осмотрите токосъемные дорожки ротора. Медная поверхность должна быть без оксидного налета, трещин и прочих повреждений.

При необходимости можно зачистить ее мелкой шкуркой. Подключите тестер к обмоткам статора и ротора, и проверьте их на обрыв или короткое замыкание. Замена генератора не потребуется, обмотки легко восстанавливаются. После устранения поломок, соберите корпус, не повреждая внутренние части. Установите узел на место, затяните приводной ремень, и проверните коленвал, не заводя двигатель. Тем самым, вы проверите правильность установки. Затем заведите мотор, и проверьте напряжение заряда. Если оно превышает 13,8 вольт – ремонт завершен успешно.

Как поменять щетки на генераторе своими руками

Щетки генератора очень важны для снабжения автомобиля достаточным количеством электроэнергии, а также отвода ее излишков. Если они будут неисправны, то автомобиль из-за перебоев в системе электропитания не сможет нормально функционировать.

Общая информация о щетках генератора

Щетки генератора иногда называют угольными щетками. Это связано с тем, что они изготавливаются из графита. Стоит отметить, что применение щеток генератора достаточно широко и не ограничивается только автомобиля. Они ставятся на любом виде оборудования, которое имеет в своей конструкции электрический двигатель. Самой распространенной моделью щеток в современной машинной промышленности, являтся ЭГ-4.

Отметим, что щетки генератора ЭГ-4 подходят для автомобилей самых разных годов выпуска. Вторыми по популярности являются ЭГ-61, которые отличаются большей степенью надежности. В совокупности, эти щетки стоят на 80 процентах автомобилей.

Если говорить о машинах отечественного производства, то в них щетки генератора располагаются чуть ниже правой фары. Чтобы добраться до них, достаточно открыть капот и заглянуть в генератор.

Видео. Замена щеток генератора ВАЗ 2109

Напомним, что в предыдущей статье мы рассказывали как чистить кондиционер автомобиля своими руками. Выполнить чистку можно в гаражных условиях, стоит только приобрести необходимый инструмент.

В каких случаях следует производить замену щеток генератора?

Чтобы у вас не возникало проблем с генератор транспортного средства, вы должны производить проверку щеток генератора каждые 50 тысяч километров. При этом, вы должны понимать, что это отдельная процедура, которая не входит в стандартное техническое обслуживание. Именно не знание списка работ, которые входят в ТО, чаще всего приводит к неожиданной поломке щеток генератора.

Стоит отметить, что как для проверки щеток генератора, так и для их замены, вам ненужно снимать генератор, что очень удобно. Также, стоит заметить, что о том, что пора менять угольные щетки, вам могут подсказать некоторые типичные симптомы:

1. Резкое и беспричинное отключение разнообразных электронных приборов транспортного средства. 2. Уменьшение интенсивности свечения ламп салона и фар. 3. Общее снижение напряжение в электрической цепи транспортного средства. 4. Очень быстрая разрядка аккумуляторной батареи транспортного средства.

Каждый из описанных выше симптомов, прямо сообщает водителю, что пришла пора менять щетки генератора. Замена щеток генератора своими руками

Работы по замене щеток генератора – это очень простой процесс, с которым справится даже самый неопытный автовладелец. Прежде, чем производить замену угольных щеток, вы должны отсоединить минусовый провод от аккумуляторной батареи и снять регулятор. Видео. Как поменять щетки на генераторе своими руками

Далее вам нужно произвести следующие не сложные манипуляции:

– при помощи щетки с мягким ворсом произведите очистку от грязи, пыли и сажи гнездо держателя щеток генератора; – смонтируйте новые щетки генератора и удостоверьтесь, что они свободно перемещаются внутри держателя; – установите на место регулятор и верните минусовый провод на аккумуляторную батарею.

Читайте также: