Замена втулки шатуна камаз

Обновлено: 04.07.2024

Прошу извинить за несколько другой, чем тут принято, тон повествования, просто я писал это для другой конфы. А потом просто добавил сюда.

Значит так. В настоящих пацаномобилях поршневой палец не запрессовывается в шатун как на уёбищьных покемономобилях, а скользят в нём по бронзовой втулке. Вот эта втулка иммеет зазор между собой и пальцем от 0.015 мм до -0.002 (натяг). В процессе катания реальных пацанов на пацаномобиле это зазор, понятное дело увеличивается, особенно если лётает не пацан, а лох или покемон, который лъёт в мотор отработанное масло с папиного камаза, тогда во втулку вкрапливаются частицы износа и начинается выкрашивание втулки.
Вобчем её ресурс лежит от 30 до 200 тыс км.
Воот и в связи с тем, что прошлый хозяин моего пепелаца был лохом позорным, пришлось мне эти втулки поменять.
Для начала вытаскиваем старую втулку. Это не так просто как хотелось-бы - она нехило запрессована в шатун. Проблема решилась с помощью ножовки до металлу, нежно перепилив её она от руки выпала. Теперь внимание! Засаживаем новую втулку. А она, сволоч больше. Логично предположить, что если нагреть шатун она туды влезет - ан нет. В нагретом шатуне она вообще деформируется. Пришлось лёгкими постукиваниями тяжёлой кувалды засаживать её потихоньку.
Кстати втулки, за неимением оригинальных были взяты от змз406.
Опосля как втулка зашла (а она длиннее чем оригинальная) та сторона по которой прикладывалась кувалда имеет сплющенный вид. Стачиваем его болгаркой. Потом развальцовываем её с обоих концов подходящим конусом. А теперь, внимание! начинается самое интересное - это подгонка внутреннего диаметра под нужный зазор (помним какой он должен быть?). Для этого есть спецдевайс под названием развёртка. У меня она регулируемая - что есть гуд. После запрессовки втулки её внутреннийразмер был около 21 мм. А нужно около 22. Учитывая, что за проход развёртка снимает 0.1 мм занятие было весёлое! Кстати не следует зажимать развёртку в дрель, ибо развёртка имеет хон по которому сама заходит во втулку.
Вобчем проход туда - изменяем размер - проход сюда - изменяем разер - туда . . . .и т.д.
Под конец, когда фтулка подогана, с торцов зачем-то нужно снять фаску. Т.к. шарошки на 45 градусов у меня нет, то я максимально раздвинул развёртку и торцами ножей срезал что надо. Вот и всё. Фигня ремонт. Фото прилагаются

Зачем так сложно а отнести на координатку? Я за такую операцию (запрессовка плюс расточка) плачу 3,75 бакса. Раздвижная развертка очень грубый инструмент, как по мне.
Роман

Коленчатый вал перед установкой в блок цилиндров балансируется динамически относительно оси крайних коренных шеек на балансировочной машине. Перед балансировкой на каждую шейку устанавливается груз массой (8525±1) г. Центры тяжести грузов должны совпадать с осями шатунных шеек. Допустимая несбалансированность не должна превышать 80 г. Дисбаланс устраняется удалением металла сверлением в противовесах, изготовленных за одно целое с валом.

  • Непосредственно перед установкой коленчатого вала смажьте поверхность вкладышей коренных подшипников и коренные шейки вала чистым дизельным маслом.
  • Установите упорные полукольца вала в выточку последней коренной опоры так, чтобы стороны с канавками прилегали к упорным торцам вала. Болты крепления крышек коренных подшипников предварительно затягиваются со стороны правого, а затем со стороны левого рядов цилиндров с моментом затяжки 90— 120 Н*м, а затем окончательно — с моментом затяжки 210— 235 Н*м.

Сборка и установка газораспределительного механизма

Перед установкой в блок цилиндров распределительный вал собирается с корпусом заднего подшипника и распределительной шестерней. Перед сборкой с корпусом подшипника опорная шейка вала и втулка корпуса протираются салфеткой и смазываются чистым дизельным маслом. Шестерня после предварительного нагрева до температуры (100+-10) °С напрессовывается на шейку вала до упора. Зазор между шестерней и корпусом подшипника должен быть 0,25—0,30 мм.

Газораспределительный вал

Рис. 64. Распределительный вал в сборе:

1 — распределительный вал; 2 — корпус подшипника; 3 — распределительная шестерня; 4 — шпонка; 5 — подшипник

Перед установкой распределительного вала в блок цилиндров внутренняя поверхность опорных втулок и опорные шейки распределительного вала смазываются чистым дизельным маслом. Распределительный вал устанавливается аккуратно без повреждения рабочих поверхностей втулок.

Установка деталей газораспределительного механизма, передающих усилия от распределительного вала к коромыслам. Направляющие толкателей в комплекте с толкателями устанавливаются на штифты блока цилиндров и крепятся к блоку болтами. Болты затягиваются моментом затяжки 70—90 Н*м.

Штанги перед установкой в блок цилиндров протираются, а наконечники смазываются чистым дизельным маслом. Стойка с коромыслами клапанов в сборе должна легко без ударов войти на установочные штифты и шпильки. Коромысла клапанов устанавливаются так, чтобы сфера регулировочного винта была совмещена с наконечником штанги. Регулировочные винты должны быть ввернуты в коромысло до упора.

Установка распределительных шестерен за задний торец блока цилиндров

становка распределительных шестерен на задний торец блока цилиндров

Распределительные шестерни устанавливаются по меткам, как показано на рис. 3.

Затяжка болтов, крепящих ось ведущей шестерни привода распределительного вала к блоку, производится в 2 приема (предварительно и окончательно) моментом затяжки 50—60 Н*м.

Болт крепления роликоподшипника ведущей шестерни распределительного вала затягивается моментом затяжки 90—100 Н*м.

Окружной зазор в зацеплении шестерен газораспределительного механизма при рабочем положении двигателя составляет 0,1—0,3 мм. Замер производится щупом в 3 точках.

Размещение и установка шестерен привода агрегатов

Рис. 3. Размещение и установка шестерен привода агрегатов:

а — размещение распределительных шестерен в задней части двигателя; б — схема установки распределительных шестерен по меткам; 1 — болт М12Х1 крепления роликоподшипника; 2, 21 — промежуточные шестерни; 3 — болт; 4, 17 — шайбы; 5 — манжета; 6 — корпус заднего подшипника; 7 — прокладка; 8 — сухарь; 9 — вал шестерни привода топливного насоса высокого давления; 10 — шпонка; 11, 15 — шарикоподшипники; 12 — шестерня привода топливного насоса высокого давления; 13 — распределительный вал в сборе с шестерней; 14 — упорная шайба; 16 — ось; 18 — болт М10Х1; 19 — конический двухрядный роликоподшипник; 20 — шпонка; 22 — упорное кольцо; 23 — стопорное кольцо; 24 — ведущая шестерня коленчатого вала

Установка цилиндро-поршневой группы в блок цилиндров.

Установка гильз цилиндров в блок.

Перед установкой гильз цилиндров в блок на фаски наносится смазка типа ЦИАТИМ. Гильзы цилиндров вставляются в блок усилием руки осторожно, не допуская срезания выступающих из канавок уплотнительных колец. На верхнем торце каждой гильзы со стороны, обращенной к вентилятору, наносится номер цилиндра.

Подготовка и установка поршней в гильзы цилиндров в сборе с кольцами, пальцами и шатунами.

Поршень с пальцем и шатуном, показанный на рис. 4, собирается после нагрева поршня до температуры 80…100°С. Отверстия в шатуне под пальцем и сам палец предварительно обильно смазываются дизельным маслом. Палец устанавливается усилием большого пальца руки. Запрессовка пальца в поршень не допускается. Выточки на поршне и пазы под усы вкладышей на шатуне располагаются в одну сторону. Поршневые пальцы от осевого перемещения надежно фиксируются стопорными кольцами.

Поршневые кольца перед постановкой на поршень должны иметь определенные размеры. Зазор поршневых колец замеряется в калибре диаметром 120+0,03 мм. Размеры зазоров поршневых колец и допустимые зазоры в замках указаны в табл. 1

Установка поршня с шатуном в сборе в гильзу цилиндров

Рис. 4. Установка поршня с шатуном в сборе в гильзу цилиндров:

а — поршень с шатуном в сборе: А — выемки для клапанов; Б — уступ (выемка) для захода усика вкладыша; б — установка поршня с шатуном и кольцами в сборе в гильзу с помощью приспособления: 1 — поршень; 2 — обойма приспособления И-801.00.001; 3 — гильза цилиндров.

Компрессионные и маслосъемные кольца устанавливаются с помощью плунжерного расширителя маслосъемных колец. Он вставляется в канавку поршня и кольцо надевается так, чтобы стык расширителя находился под углом 180° к замку кольца. После этого устанавливаются компрессионное кольцо, покрытое молибденом, и компрессионное кольцо, покрытое хромом.

Замки смежных колец разводятся в разные стороны.

Подбор поршня производится по расстоянию от образующей шатунной шейки коленчатого вала в верхнем ее положении до упорного бурта гильзы таким образом, чтобы выход днища поршня над упорным буртом гильзы цилиндров находился в пределах 0,6—0,7 мм, как показано на рис. 5.

Размеры зазоров поршневых колец и допустимые зазоры в замках, мм

Параметры Зазор после восстановления Допустимый зазор
Замок в компрессионных поршневых кольцах 0,4—0,6 0,8
Замок в маслосъемных поршневых кольцах 0,30—0,45 0,7
Торцовый зазор верхнего компрессионного кольца 0,12—0,17 0,22
Торцовый зазор нижнего компрессионного кольца 0,09—0,14 0,19
Торцовый зазор маслосъемного кольца 0,07—0,11 0,2
Зазор в сопряжении поршень — гильза (при замере на расстоянии 0,119—0,162 мм от днища поршня) 0,12—0,16 0,22

Выход днища поршня над упорным буртиком гильзы цилиндров и установка уплотнений гильзы и головки в блоке

Рис. 5. Выход днища поршня над упорным буртиком гильзы цилиндров и установка уплотнений гильзы и головки в блоке:

а — величина выхода днища поршня над упорным буртиком гильзы цилиндров; б — уплотнения гильзы и головки цилиндров в блоке; I — поршень; 2 — опорный бурт гильзы цилиндров; 3 — уплотнительное кольцо головки цилиндров; 4 — уплотнительное кольцо гильзы цилиндров; 5 — головка цилиндров; 6 — прокладка головки цилиндра; 7 — блок цилиндров; 8 — уплотнительное кольцо нижней части опорного бурта гильзы цилиндров; 9 — гильза цилиндров

Подбор поршня для установки его в цилиндр по расстоянию от шейки коленчатого вала до верхнего края гильзы цилиндров

Рис. 6. Подбор поршня для установки его в цилиндр по расстоянию от шейки коленчатого вала до верхнего края гильзы цилиндров:

А — расстояние от шейки коленчатого вала до верхнего края гильзы цилиндров; Б — расстояние от оси пальца до плоскости выхода поршня из цилиндра; 1 — шейка коленчатого вала; 2 — гильза цилиндров; 3 — поршень

Методика производства измерений расстояния от образующей шатунной шейки коленчатого вала в верхнем ее положении до уплотнительного бурта гильзы цилиндров показана на рис. 68, а данные для подбора поршня по гильзе представлены в табл. 33. После подбора поршней на заводе-изготовителе индексы варианта поршня 10, 20, 30 и 40 наносятся на днище поршня и на нерабочем выступе торца гильзы.

При сборке цилиндро-поршневой группы необходимо подбирать поршни по гильзам таким образом, чтобы индексы у них были одинаковыми.

Схема нумерации цилиндров и порядок работы двигателя

Рис. 7. Схема нумерации цилиндров и порядок работы двигателя

При установке поршня в гильзу выточки под клапаны на поршне должны быть смещены ближе к оси коленчатого вала.

Суммарный зазор между торцами между нижних головок шатунов и щеками коленчатого вала должен быть не менее 0,15 мм.

Индекс варианта исполнения поршня Расстояние от образующей шатунной шейки до упорного бурта гильзы цилиндров, мм Расстояние от плоскости разъема до центра кольца, мм
10 260,12—260,24 75,67—75,71
20 260,24—260,35 75,78—75,82
30 260,35—260,46 75,89—75,93
40 260,46—260,57 76,00—76,04

Спаренность крышек с шатунами проверяется по меткам завода-изготовителя. На крышках шатунов выбивается порядковый номер цилиндра.

Комплекты шатунов с поршнями и кольцами в сборе устанавливаются на двигатель в соответствии с номерами цилиндров, выбитыми на крышке шатуна. Нумерация цилиндров двигателя показана на рис. 69.

Затяжка болтов крепления крышек шатунов производится удлинением болтов на 0,25—0,27 мм.

Сборка и установка головок цилиндров.

Стержни клапанов перед сборкой графитизируются, рабочие поверхности направляющих втулок клапанов и стержни клапанов смазываются чистым дизельным маслом. Посадка клапанов на седла должна быть герметичной. Проверка герметичности производится сухим воздухом при давлении 0,15 МПа. Допустимая утечка воздуха не должна превышать 3,6 см3/мин. Клапаны должны быть надежно зафиксированы сухарями.

Головка цилиндров перед установкой тщательно обдувается сжатым воздухом от компрессора. Стыки головки цилиндра и гильзы, головки и блока уплотняются прокладками, показанными на рис. 67, б. Кольца уплотнительного газового стыка после установки в головку обжимаются усилием 4500 Н. Выход (выступ) плоскости кольца из головки после обжатия не должен превышать 0,08 мм. Забоины и заусенцы на выступах не допускаются.

Выход днища поршня над упорным буртиком гильзы цилиндров и установка уплотнений гильзы и головки в блоке

Рис. 8. Выход днища поршня над упорным буртиком гильзы цилиндров и установка уплотнений гильзы и головки в блоке:

а — величина выхода днища поршня над упорным буртиком гильзы цилиндров; б — уплотнения гильзы и головки цилиндров в блоке; I — поршень; 2 — опорный бурт гильзы цилиндров; 3 — уплотнительное кольцо головки цилиндров; 4 — уплотнительное кольцо гильзы цилиндров; 5 — головка цилиндров; 6 — прокладка головки цилиндра; 7 — блок цилиндров; 8 — уплотнительное кольцо нижней части опорного бурта гильзы цилиндров; 9 — гильза цилиндров.

Перед установкой головок цилиндров на блок цилиндров плоскости их сопряжений, а также прокладки обдуваются сжатым воздухом. Резиновые уплотнительные кольца головок цилиндров устанавливаются плоской стороной к блоку цилиндров. Каждая головка цилиндра должна свободно, без ударов, устанавливаться на штифты. Резьба болтов крепления головки цилиндров смазывается тонким слоем графитовой смазки. Затяжка 6олтое производится равномерно, в 3 приема, чтобы исключить возможные перекосы головок. Моменты затяжки должны быть при 1-м приеме 40—50 Н*м; при 2-м приеме 120—150 Н*м, при 3-м приеме — 190—210 Н*м (рис. 70).

Топливный насос высокого давления (ТНВД) устанавливается в развале блока цилиндров на специальные поверхности.

Последовательность затяжка болтов головки блока

Рис. 9. Затяжка болтов головки блока:

1—2—3—4 — последовательность затяжки

Болты равномерно затягиваются в 2 приема в последовательности, указанной на рис. 71, а. Момент затяжки болтов при установке ТНВД составляет 40—80 Н*м.

Для установки ТНВД проворачивается коленчатый вал до такого положения, при котором фиксатор, расположенный на картере маховика, войдет в паз на маховике. При этом метка на заднем фланце ведущей полумуфты должна находиться сверху, что обеспечивает положение поршня первого цилиндра в конце такта сжатия. После этого устанавливается ТНВД. Для этого метки на корпусе насоса и муфте опережения впрыска совмещаются, как показано на рис. 71, б и корпус насоса закрепляется.

Вал ведомой шестерни привода топливного насоса собирается с подшипником и шестерней. В задний торец вала запрессовывается сухарь привода датчика электротахометра на глубину (7±0,2) мм. При напрессовке шестерни и подшипников на вал передача усилий через шарики не допускается. При установке собранного вала на двигатель метка на ведомой шестерне привода топливного насоса совмещается с меткой на шестерне распределительного вала, как показано на рис. 65, после чего в переднюю опору запрессовывается подшипник и устанавливается корпус заднего подшипника.

После установки топливного насоса затягиваются стяжные болты переднего фланца полумуфты ТНВД, подсоединяются масляные трубопроводы, устанавливаются форсунки, после чего подсоединяются топливопроводы низкого и высокого давления, производится окончательная регулировка впрыска топлива, устанавливается рукоятка фиксатора в мелкий паз на корпусе фиксатора для закрепления муфты на валу.

Клапанный механизм собирается и регулируется после притирки и контроля клапанов в клапанных гнездах. Регулировка клапанов производится при четырех положениях коленчатого вала. Первое положение коленчатого вала определяется относительно начала впрыска топлива в первом цилиндре. Последующие положения коленчатого вала определяются его поворотом на угол, указанный в табл. 34. При каждом положении регулируются зазоры клапанов одновременно двух цилиндров в порядке работы: 1—5—4—2—6—3—7—8.

Установка топливного насоса высокого давления (ТНВД) на двигателе

а — порядок затяжки болтов крепления ТНВД; б — установка муфты ТНВД на впрыск топлива в первый цилиндр двигателя; I, III, IV, II — последовательность затяжки болтов крепления ТНВД при установке его на двигатель; 1 — корпус ТНВД; 2 — муфта опережения впрыска топлива; 3 — диск вала привода ТНВД с гребенкой; 4 — вал привода муфты опережения впрыска топлива; 5 — крышка; 6 — метки гребенки на диске вала привода ТНВД; 7 — метка на корпусе муфты опережения впрыска; 8 — метка на корпусе ТНВД; 9, 12, 13, 15 — болты крепления ТНВД; 10 — секция подачи топлива к форсункам; 11 — направление порядка затяжки болтов крепления ТНВД; 14 — динамометрический ключ для затяжки болтов

Здравствуйте-подскаж ите пожалуйста можно ли на двигателе 2106 заменить упорные полукольца на снимая двигателя и не откручивания всех крышек коленчатого вала?

А стучат это так называемые гидрики на холодном двигателе масло густое и не проходит в них а точнее мало. от этого и стук.

за видео лайк,но зачем болты крепления ступицы к тормозному диску с головкой торкс. их потом замучаешься отварачивать.Можно с обычной шестигранной головкой.

Желательно в деталях по втулке шатуна на ford посоветовал бы Ж)) . пару раз крутанул у меня перестал есть масло красавчик чё ещё покажешь

вы это чего? где тут дырки? Это не дырки - это вентиляция картера, новые технологии. Я уверен если поставить поршень она еще поедет.

Мне приятель сказал на транзит и без втулки шатуна много чего чинить. Очень удобно доставать сальники в крутив туда саморез по металлу в обоиму лучше два. потом обычные пассатижи тянем и он у нас в руках.

А вот эту приспособу, как вы показали, для забивания втулок клапанов я в магазине у нас покупал 150р по моему стоит. Согласен классная вещь и выбивать и забивать очень удобно.

У сына на FORD и без втулки шатуна много чего навернулось. СПАСИБО. Очень помогли! Деу сенс из той же истории)

Спасибо большое за информацию! Весь ролик ждал что Вы скажете какой нормальный зазор в замке кольца для мотоциклетного двигателя с воздушным охлаждением. Но не услышал. Если не сложно - напишите нормальный диапазон зазора. Заранее спасибо! +++ за видео!

Сначала надо было сказать, что главный тормозной цилиндр уже проверен на предмет сброса рабочего давления при отпускании педали томоза. А потом уже супорта колоть. Но инфу принял. Спасибо.


В двигателях с большим пробегом время от времени приходится менять втулку шатуна. Насколько часто необходимо проделывать эту процедуру зависит от состояния данной детали.

Если пальчики легко выскальзывают из шатуна, то это означает, что пришло время менять втулку. Для этого не обязательно ехать в автосервис. Поменять ее можно своими руками в собственном гараже или в своей мастерской.

Для этого необходимо приобрести новые втулки и подготовить инструменты. Новая она должна быть идеальной цилиндрической формы. Если запчасть слегка погнутая, с зазубринами, то от покупки такого экземпляра лучше отказаться.

Инструмент и процесс замены

Из инструментов понадобятся головки на 15 и 24 мм, молоток, отвертка и тиски слесарные. Головки нужны для того, чтобы с их помощью тисками выдавить старую втулку из головки шатуна. Процесс не очень сложный, но требует определённого навыка и внимания. В этом деле не нужно торопиться, чтобы не испортить новую деталь.

Сначала нужно закрепить шатун со старой втулкой таким образом, чтобы при затягивании тисков головка на 15 мм выдавливала из основания износившуюся часть. Этот процесс нужно выполнять без спешки. Сначала она может плохо поддаваться, но потом легко выйдет из шатуна.

Следующий этап предусматривает установку туда новой втулки. Для начала нужно ее развернуть отверстием, через которое проводится подача масла к ответному отверстию в шатуне. Убедившись, что ориентация произведена правильно, необходимо их зажать в тисках.

После этого нужно крутить ручку тисков и следить за тем, как губы тисков загоняют новую втулку в шатун. Здесь проблем не должно возникнуть. Ничего разогревать или охлаждать, как некоторые советуют, тоже не нежно.

Для нормальной работы шатуна втулка должна входить плотно. Даже должен сниматься небольшой слой стружки. Если появилась стружка, то это означает, что все идет правильно.

После того, как основная деталь вошла в шатун, необходимо проверить совпадение отверстий. Если отверстия совпали можно переходить к заключительному этапу, к расточке.

Расточка втулок

Перед установкой шатуна с новой втулкой в мотор необходимо выполнить ее расточку. Для этого применяется расточный станок. Зазор между этими элементами должен быть точно 0.02 мм. Это оптимальный зазор.

Развертку лучше не делать, так как запчасть может перекоситься и придется покупать новую. После завершения расточки данные детали можно устанавливать в двигатель.

Читайте также: