Замена втулки шатуна ваз

Обновлено: 05.07.2024

Здрасте. Мой первый пост на Вашем форуме. Немного о себе! Чинить моторы мое хобби с 1998 г. какие были машины во владении, все прокапиталены
Вобщем суть вопроса вот в чем. Сейчас строю 3S-GTE прокаченный.
После, так называемого процесса дефектовки, были удалены в помойку втклки головок шатунов . вставлены новые и. теперь Я в шоке от от технологии их развертки. Шатуны уже 10 месяцев лежат, не знаю что делать.
. Что делать? как развернуть? Живу в сибири, здесь все говорят что от руки даивсенах. смотрю на них как на дураков, а они на меня как на дурака.

Втулки ВГШ после установки по-правильному необходимо растачивать и хонинговать. Но. есть 2 варианта, которые приблизительно выглядят так:
1. Если припуск установленной втулки больше 0,05-0,1 мм - расточка, затем хонингование.
2. Если припуск меньше 0,05-0,1 мм - можно ограничиться только хонингованием.

Расточку легко сделать на токарном станке с помощью планшайбы, проточенной в станке, и креплении на нее шатуна. Также легко расточить ВГШ на фрезерном станке с помощью расточной головки .

Хонингование теоретически можно заменить разворачиванием, но качество поверхности и точность при хонинговании на порядок выше .

За 10 месяцев можно было как минимум 10 раз прислать шатуны и получить готовые взад .

По отмывке на фото - замечание . Нельзя греть шатуны паяльной лампой, если нет задачи отнести их потом в помойку - вместе с мотором .

Кстати, если в шатунах втулки, зачем такой способ сборки? Или это какие-то другие шатуны.

AB-Engine писал(а): 1. Если припуск установленной втулки больше 0,05-0,1 мм - расточка, затем хонингование.
2. Если припуск меньше 0,05-0,1 мм - можно ограничиться только хонингованием. .

А. а с кем вы тут сейчас разговаривали.

Так внимание по порядку. ПРИПУСК УСТАНОВЛЕННОЙ ВТУЛКИ это что такое?

P.S. Вобана. А почему нельзя поялкой греть?

AB-Engine писал(а): Нельзя греть шатуны паяльной лампой, если нет задачи отнести их потом в помойку - вместе с мотором .

Кстати, если в шатунах втулки, зачем такой способ сборки? Или это какие-то другие шатуны.

ДА! Это другие шатуны. Втулки в шатунах c турбо-мотора меняю. А это был ремонт простого 3S-FE.

Почему нельзя пaяльной лампой садить палцы? Чес-слово первый раз слышу.

5.1 Выпрессовать изношенную втулку (оправка 67.7853-9611, пресс типа Р 324 ГАРО или молоток, подставка технологическая).

5.2 Запрессовать новую втулку в шатун (пресс по п.5.1 и оправка 67.7853-9610).

5.3 Просверлить отверстие во втулке диаметром 4 мм через отверстие в головке шатуна (сверло диаметром 4 мм, машина сверлильная пневматическая типа МП-12-120/0,8).

Дубликат Взам. Подп.

Изм Лист № документа Подпись Дата Изм. Лист № документа Подпись Дата

Дубликат Взам. Подп.

6.1 Подобрать поршни и поршневые пальцы:

- промерить диаметры цилиндров и поршней и рассчитать зазор между цилиндром и поршнем. Промер диаметра цилиндра производить по п.4.2.1 настоящей ТИ. Промер диаметра поршня производится в плоскости перпендикулярной оси поршневого пальца на расстоянии 52 мм от днища поршня (микрометр МК 100-1).

Расчетный зазор для новых деталей должен составлять 0,025…0,045 мм. Максимально допустимый зазор при износе деталей 0,1 мм. При зазоре более 0,1 мм блок цилиндров подлежит ремонту.

Подобрать поршни к цилиндрам, обеспечив зазор 0,05 мм. По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов (А, Б, С, Д и Е) через 0,01 мм, а по диаметру отверстия под поршневой палец на три категории (1, 2, 3) через 0,004 мм. В запасные части поставляются поршни номинальных (76 мм, 79 мм или 82 мм) и ремонтных (увеличенных на 0,4 мм или 0,8 мм) размеров классов А, С, Е. Класс 1, рис.39, поршня (буквы А, С или Е) и категория 2 отверстия под поршневой палец (цифра 1, 2 или 3) наносятся на

днище поршня методом клеймения. Ремонтные поршни, диаметр которых увеличен на 0,4 мм или на 0,8 мм, маркируются треугольником или квадратом соответственно. Маркировка 3 наносится рядом с маркировкой класса поршня и категории отверстия под поршневой палец методом клеймения.

Подбор поршней ремонтных размеров по диаметру производить согласно таблице 19 в соответствии с моделью двигателя.

Ремонтный размер цилиндра, мм

Диаметр цилиндра после

Изм Лист № документа Подпись Дата Изм. Лист № документа Подпись Дата

Дубликат Взам. Подп.

- произвести подбор поршней по массе. По массе поршни одно-

го двигателя не должны отличаться друг от друга более, чем на ± 2,5 г. В запасные части поршни поставляются в упаковке по 4 шт. одной весовой группы. При отсутствии комплекта поршней одной весовой группы произвести подгонку поршней по массе удалением части металла путем сверления углублений на основании бобышек под поршневой палец, как показано на рисунке.40. Глубина сверлений не

должна быть более 4,5 мм (весы типа ВЛТ-10-1, машина пневматическая сверлильная типа ИП-1011, сверло диаметром 8 мм);

- подобрать поршневые пальцы по диаметру отверстий в бобышках поршней в соответствии с маркировкой категории, обозначенной на днище поршня (цифра 1, 2 или 3).

- проверить посадку выбранных поршневых пальцев в отверстиях бобышек поршней. Поршневой палец, смазанный моторным маслом, должен входить в отверстие поршня от нажатия большого пальца руки и не выпадать, находясь в вертикальном положении, как показано на рисунке 41. При тугой или слабой посадках палец подлежит замене на палец другой категории, соответственно меньшей или большей.

6.2 Подобрать поршневые кольца.

Номинальный или ремонтный размеры поршневых колец указаны на упаковке. На торцевых поверхностях чугунных поршневых колец ремонтных размеров имеется маркировка величины ремонтного увеличения в сотых долях миллиметра (40 или 80).

- произвести при необходимости расконсервацию поршневых колец (уайт-спирит, салфетка техническая или ветошь обтирочная);

- проверить зазоры по высоте между поршневыми канавками и кольцами и зазоры в замках колец. Зазор между кольцом 1, рис.42, и стенкой канавки поршня 2 для верхнего компрессионного кольца должен быть от 0,04 до 0,07 мм, для второго - от 0,03 до 0,06 мм, для чугунного маслосъемного кольца - от 0,02 до 0,05 мм. Для стальных трехэлементных маслосъемных колец данный зазор не измеряется. Зазор в замке поршневых колец должен быть от 0,25 до 0,45 мм. Поршневое кольцо с зазором в замке превышающем 0,45 мм заменить, при зазоре менее 0,25 мм допускается запилить стыковые поверхности кольца (набор щупов, надфиль).

Изм Лист № документа Подпись Дата Изм. Лист № документа Подпись Дата

Дубликат Взам. Подп.

6.3 Собрать шатунно-поршневую группу:

чатки); - установить на валик 1, рис.43, приспособления поршневой

палец 2, направляющую 3 и завернуть упорный винт 4. Винт 4 не затягивать во избежание заклинивания пальца при его расширении от контакта с нагретым шатуном (приспособление А.60325 – для поршней 2101 - 1004015 ,

приспособление А.60325 и технологическая шайба с внутренним диаметром 15 мм, наружным диаметром 21,5 мм и толщиной 4 мм – для поршней 2108/21083 – 1004015 , приспособление

02.7853-9500 – для поршней 21011/2105 1004015 );

- извлечь из электропечи нагретый шатун, быстро закрепить его за нижнюю головку в тисках (тиски с алюминиевыми накладками, перчатки);

- надеть поршень на головку шатуна, совместить отверстие под поршневой палец с отверстием верхней головки шатуна и ввести в отверстие приспособление в сборе с поршневым пальцем 1, рис.44, до упора заплечиков валика 2 в бобышку поршня. При этом поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки пальца;

- смазать поршневой палец моторным маслом. Масло наносить после охлаждения шатуна через отверстия в бобышках поршня (масло моторное);

- проверить качество запрессовки пальца в шатун (приспособление А.95615, ключ динамометрический типа 02.7812-4013);

- закрепить в тисках основание 1, рис.45, приспособления. Ослабить рукояткой 4 крепление кронштейна 5 и опустить кронштейн с индикатором 6 вниз;

Изм Лист № документа Подпись Дата Изм. Лист № документа Подпись Дата

Дубликат Взам. Подп.

- ввести в отверстие поршневого пальца резьбовой стержень 9 до упора головки 8 стержня в торец пальца. Ввести резьбовую часть стержня в основание 1 приспособления и навернуть гайку 2 до выбора возможных зазоров;

- приподнять кронштейн 5 до горизонтального положения, закрепить его рукояткой 4 и установить шток 7 индикатора 6 на головке 8 резьбового стержня. Ввернуть упор 3 стержня и установить на ноль шкалу индикатора;

- создать динамометрическим ключом момент затяжки гайки 2 от 13,0 до 14,0 Н.м (от 1,3 до 1,4 кгс.м), что соответствует осевой нагрузке на палец от 400 до 430 кгс.

Посадка пальца считается правильной, если после возвращения гайки 2 в исходное положение стрелка индикатора 6 возвращается на ноль. В случае перемещения (проскальзывания) пальца

в верхней головке шатуна шатун подлежит замене;

- для шатунов 21213-1004045 и 2110-1004045 –

установить в кольцевую канавку отверстия бобышки поршня 1, рис. 46, стопорное кольцо 2 поршневого пальца. Смазать отверстия в бобышках поршня и отверстие во втулке верхней головки шатуна моторным маслом. Установить поршневой палец 3 в поршень 1 и шатун 4. Маркировка номера цилиндра на шатуне и маркировка на поршне должны находиться с одной стороны. Установить второе стопорное кольцо 2 в кольцевую канавку отверстия бобышки поршня (отвертка плоская, масло моторное);

- установить поршневые кольца;

- нанести на поршневые кольца и канавки поршней тонкий слой моторного масла (масло моторное);

- установить на поршень маслосъемное чугунное или стальное кольцо. Перед установкой чугунного маслосъемного кольца расположить стык пружинного расширителя диаметрально противоположно замку кольца. Детали стального трехэлементного маслосъемного кольца устанавливать в следующей последовательности:

расширитель; верхнее маслосъемное кольцо;

нижнее маслосъемное кольцо.

Стык расширителя должен располагаться острием вверх, как показано на рисунке 47. Не допускается соединение концов расширителя внахлест. Подгонка расширителя не допускается;

- установить нижнее компрессионное кольцо так, чтобы имеющаяся на нем маркировка "ВЕРХ" или "ТОР" была обращена к днищу поршня, а выточка на кольце - в противоположную сторону;

- установить верхнее компрессионное кольцо;

Изм Лист № документа Подпись Дата Изм. Лист № документа Подпись Дата

Дубликат Взам. Подп.

- произвести ориентацию замков колец на поршне. Для комплекта колец с чугунным маслосъемным кольцом ориентацию замков произвести согласно рис.48. Для комплекта со стальным маслосъемным кольцом - согласно рис.49.

6.4 Установить коленчатый вал:

- установить и закрепить блок цилиндров на стенде Ач.22204 (инструмент и оснастка по

- подобрать комплекты вкладышей. Комплекты вкладышей коренных и шатунных подшипников для ремонтного коленвала подобрать согласно величине уменьшения диаметра коренных и шатунных шеек. Маркировка величины уменьшения наносится на первой щеке коленвала (например, К 0,25; Ш 0,50). Маркировка размерности комплекта вкладышей наносится на упаковке. Кроме того, на вкладышах ремонтных размеров, на наружной поверхности, нанесена маркировка величины ремонтного уменьшения (-0,25; -0,50; -0,75; -1,00);

- смазать моторным маслом вкладыши коренных и шатунных подшипников, упорные полукольца, а также коренные и шатунные шейки коленчатого вала (масло моторное);

- уложить вкладыши в гнезда коренных подшипников. Вкладыши с проточкой установить на блок цилиндров в постели первого, второго, четвертого и пятого коренных подшипников, вкладыши без проточки – в крышки коренных подшипников и в постель третьего коренного подшипника;

Изм Лист № документа Подпись Дата Изм. Лист № документа Подпись Дата

Дубликат Взам. Подп.

- на двигателях ВАЗ 2101 - 2106, 21073, 2121, 21213 - 21214-10, 2123, 2130 - запрессо-

вать в коленчатый вал передний подшипник первичного вала коробки передач (молоток с пластмассовым бойком);

- уложить в коренные подшипники коленчатый вал и вставить два упорных полукольца:

- на двигателях ВАЗ 2101 - 2106, 21073, 2121, 21213 - 21214-10, 2123, 2130 - в гнезда задней опоры;

- на двигателях ВАЗ 2108 – 21083, 2110, 2111, 2112 - в гнезда средней опоры.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Упорные полукольца установить выемками к упорным поверхностям коленчатого вала. Со стороны привода ГРМ установить сталеалюминиевое полукольцо (дет.2101-1005183), со стороны маховика - металлокерамическое (желтого цвета,

- установить крышки коренных подшипников в соответствии с метками. Метки на крышках должны располагаться со стороны установки водяного насоса;

- завернуть и затянуть болты крепления крышек коренных подшипников в соответствиями с требованиями Приложения 2 (головка сменная 17, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП – 3111);

- проверить вращение коленчатого вала. Вал должен вращаться от усилия руки свободно и без заеданий. При тугом вращении или наличии заеданий необходимо снять коленчатый

вал и повторить операцию по подбору комплекта вкладышей;

- проверить осевой зазор коленчатого вала. Установить на блок цилиндров 1, рис.50, стойку 2 с индикатором 3. Опереть измерительный стержень индикатора на фланец коленчатого вала 4, как показано на рисунке, и выставить шкалу индикатора на ноль. Перемещая коленчатый вал с помощью отверток 5, замерить осевой зазор вала 4. Осевой зазор коленчатого

вала должен быть в пределах 0,06…0,26 мм. При осевом зазоре более 0,26 мм произвести регулировку зазора путем замены нормальных упорных полуколец увеличенными на 0,127 мм полукольцами. Увеличенные сталеалюминиевые полукольца имеют на стальной основе маркировку "Р". Увеличенные металлокерамические полукольца не маркируются и имеют толщину 2,44…2,49 мм (штатив ШМ-ПВ-8, индикатор ИЧ-10, отвертка плоская - 2 шт., микрометр МК 25-1).

6.5 Установить держатель заднего сальника и маховик:

- нанести на посадочную поверхность заднего сальника коленчатого вала герметик и запрессовать сальник в держатель. Попадание герметика на рабочую поверхность сальника не допускается (для двигателей ВАЗ 2108 – 21083, 2110, 2111, 2112 оправка 67.7853-9571, моло-

всем доброго времени суток!
Прошу подсказать мне . Столкнулся с проблемой в нашем небольшом городе . Делаю капитальный ремонт двиг 14B Toyota Dyna 95г. остановилось все на втулках шатуна , а точнее отдал гильзовать блок ,купил новые поршни и надо поменять втулки в шатуне . Объездил магазины о ктр. знаю . в одном нашел эти втулки! Но токарь объясняет , что не будет ставить эти втулки объясняя это тем,что палец с нового поршня в ней свободно ходит (еще не запресованой в шатун) . Говорит , что я не первый приезжаю с такой проблемой . Мол нужны другие втулки чтоб палец не лез туда . под разточку короч ! что даже браться не будут за это . откликнитесь,пожалуйста кто сталкивался . ремонт встал .
вроде объяснил доходчиво . всем спасибо заранее .

всем доброго времени суток!
Прошу подсказать мне . Столкнулся с проблемой в нашем небольшом городе . Делаю капитальный ремонт двиг 14B Toyota Dyna 95г. остановилось все на втулках шатуна , а точнее отдал гильзовать блок ,купил новые поршни и надо поменять втулки в шатуне . Объездил магазины о ктр. знаю . в одном нашел эти втулки! Но токарь объясняет , что не будет ставить эти втулки объясняя это тем,что палец с нового поршня в ней свободно ходит (еще не запресованой в шатун) . Говорит , что я не первый приезжаю с такой проблемой . Мол нужны другие втулки чтоб палец не лез туда . под разточку короч ! что даже браться не будут за это . откликнитесь,пожалуйста кто сталкивался . ремонт встал .
вро объяснил доходчиво . всем спасибо заранее .

Палец должен ходить во втулке. Не болтаться конечно, но от руки свободно. Как собственно и палец в поршне (плавающие пальцы). Собирайте по мануалу

я конечно движки никогда не собирал, но всегда подслушиваю мотористов))
У самого автомобили имеются.
Так вот как то в ухо залетело что втулка чуть сожмётся когда её запресуют .
Я тебя полнял что палец свободно ходит во втулке.
То есть посмотри свободно ли входит втулка в шатун, если туго как раз он чуть сдавится. Надеюсь тебе помог и обязательно отпишись по окончании.

Продублируй вопрос мотористу, если нет по грузовикам, возможно мотористу по легковым иномаркам.
Я прав , не?

Палец должен ходить во втулке. Не болтаться конечно, но от руки свободно. Как собственно и палец в поршне (плавающие пальцы). Собирайте по мануалу

спасибо.Я то такого же мнения , вот токарь внес туда частицу сомнения своим псевдо опытом , наверно , ремонта Российских двиг (без обид).Короче буду искать другого токаря кто перепресует мне эти втулки . теперь буду переживать по поводу как мне загильзует он . г.Барнаул ,отзовитесь! подскажите знающих токарей . спасибо

я конечно движки никогда не собирал, но всегда подслушиваю мотористов))
У самого автомобили имеются.
Так вот как то в ухо залетело что втулка чуть сожмётся когда её запресуют .
Я тебя полнял что палец свободно ходит во втулке.
То есть посмотри свободно ли входит втулка в шатун, если туго как раз он чуть сдавится. Надеюсь тебе помог и обязательно отпишись по окончании.

Продублируй вопрос мотористу, если нет по грузовикам, возможно мотористу по легковым иномаркам.
Я прав , не?

я думаю,вы правы . Мастер ктр. мне делает двиг (за 30 тыс,но это совсем другая история) того же мнения . просто не повезло с токарем . Хотя "контора" "славится" в нашем городе . по крайней мере в моих кругах .

вопрос по втулкам шатуна ⇐ Town, Lite, Master, - Ace. Дизельный двигатель

Всем привет!Предистория: капиталю мотор 2СТ(новые поршня и т.д. медленно ,но верно)), при сборке поршневой наткнулся на еле заметный люфт поршневого пальца в втулке шатуна.как пишут в мурзилке допустимый зазор 0,007-0,15. при замере нутромером и микрометром вычислил зазор 0,30. - соответственно было решено менять втулки. пришлось отложить сборку еще на недельку, ну да ладно ..заказал втулки TAIHO P045HSTD( япония), пришли, я их в руки и бегом на перепресовку в контору , которая профессиОНАЛьно занимается этими делами(Камская механика-большая серьезная контора) ,так мол и так ,нужно перепресовать,развернуть, короче сделать все красиво,в ответ "Канеш, базара нет, сто лет такие вещи делаем" 1500рэ и вечером заберешь! по рукам, жду с нетерпением готовые шатуны. через два часа звонок: Мля, втулки походу китайские,начали менять-разворачивать зазор ушел к 0,40. че ты мол привез, качество не то и т. .д . я тут же в ответ: сейчас приеду, покажете,расскажите :bur: :bur: в ответ-короче,приезжай завтра, мне срочно надо уехать. вообщем чую я ,что накосячил мастер что то)) СОБСТВЕННО ВОПРОС к уважаемым мотористам турбодизелей: может ну их на**й-эти 0,15 мм, пока не поздно) ?кто как решал похожие проблемы? пысы: ответы , типа найди др . мастера и т.д. прошу не писать-это и так понятно, но больше вариантов нет.

Мастер накосячил (бывает, человеческий фактор) и несёт чушь. Покупайте новые втулки (за чей счёт, сами разбирайтесь) и пусть переделывают. Если диаметр во втулке изначально так провален, то это сразу видно, она сразу после запрессовки (без мехобработки) на пальце болтаться будет. Обычно втулка при запрессовке сжимается и палец в неё вообще не лезет. При мехобработке зазор может "уйти" от нуля к 0,40 только с помощью криворукого оператора станка. А то, что втулки китайские, да качество не то - тупая попытка оправдаться. Резцу или хонголовке (смотря чем обрабатывают) происхождение втулок совершенно по барабану. А зазор этот очень важен, пренебрегать им ни в коем случае нельзя.

Здравствуйте, тема уже старая, но для меня актуальна.
Люфт большой в старых втулках. Заказал новые как и ТС. Получил, а в них палец уже люфтит. С токарем переговорил , он говорит что должен быть припуск на обработку. И после запресовки говорит что втулка садиться примерно на две сотки. так что проточка невозможна. Теперь не знаю как быть?

Читайте также: