Запрессовка пальца в поршень ваз 2106

Обновлено: 02.07.2024

27- ширина верхней головки шатуна (выдержива­ется точно).

Пример расчета: D=79; В=67,3; С=31,2.

Если в этом случае использовать приспособление рекомендуемое производителем 02.7853.9500, то этот размер должен быть равен 4.7 мм.

При этом винт 7 должен затягиваться неплотно. Так как его плотное затягивание может привести к заклиниванию.

Во время запрессовки поршневого пальца следите за тем, чтобы поршень плотно прижимался к верхней головке шатуна.

Работы должны проводиться очень быстро, потому что головка шатуна очень быстро охлаждается, что, в конце концов, приводит к тому, что палец займет неправильное положение и изменить его будет нельзя.

Как выпрессовывать поршневые пальцы с помощью оправки?

Также вам могут быть интересны эти заметки…

Расшифровка цифр на резине

Расшифровка цифр на резине

Почему простакова отрицательный персонаж

Оправка для поршневых пальцев ваз

В двигателях автомобилей ВАЗ поршневой палец запрессовывается в нагретую головку шатуна. Расчетный натяг в соединении после запрессовки должен быть примерно 0,04 мм. В соединении палец-поршень расчетный зазор около 0,01 мм. При температуре поршня и пальца, равной 20 градусов, последний должен легко проталкиваться в поршень усилием руки. А вот смазанный моторным маслом палец не должен выпадать из поршня в вертикальном положении.

Приспособления для запрессовки поршневого пальца в верхнюю головку шатуна, чертежи, схемы и размеры.

У двигателей ВАЗ-2101, ВАЗ-2103 (диаметр цилиндра 76 мм) для запрессовки пальца рекомендуется использовать приспособление А.60325 с размером, определяющим положение пальца, равным 2,01-2,03 мм. Для двигателей ВАЗ-2105, ВАЗ-2106 (диаметр цилиндра 79 мм) предназначено другое приспособление 02.7853.9500 с соответствующим размером, равным 4,7-4,71 мм.

Как видим, рекомендуемые допуски размеров в первом случае 0,2 мм, во втором 0,1 мм. По идее, приспособление должно обеспечивать симметричное положение пальца в шатуне и соответственно в поршне (с допускаемыми отклонениями). Однако, практика показывает, что длины частей пальца, выступающих из верхней головки шатуна, могут отличаться на 1 мм и более.

Это происходит из-за различных расстояний между внутренними торцевыми плоскостями бобышек поршней, поставляемых в запасные части. К тому же, могут существенно отличаться по длине поршневые пальцы (свободный размер). Таким образом, рекомендуемые заводом приспособления можно использовать не всегда. Для выхода из этого положения вместо двух приспособлений используется одно, но регулируемое.

Запрессовка поршневого пальца в верхнюю головку шатуна.

Регулируемый размер А* вычисляется по формуле : А = 0,5 (D-B-C+27) мм, где :

В — длина пальца; С — расстояние между внутренними торцевыми плоскостями бобышек поршня; D — диаметр цилиндра; 27 — ширина верхней головки шатуна (выдерживается точно).

Пример расчета:

D=79; B=67,3; С=31,2, тогда А = 0,5 (79-67,3-31,2+27)=3.75 мм. Заметим, что у приспособления 02.7853.9500 этот размер равен 4,7-4,71 мм.

На практике довольно часто приходится сталкиваться со случаями, когда приспособления ВАЗ и рассматриваемое регулируемое приспособление просто неприменимы. Дело в том, что у поршневых пальцев, поставляемых в запасные части, отверстие не предназначено для использования упомянутых приспособлений. Впечатление такое, что и сверление этих пальцев производится с двух сторон, при этом нет точного совпадения осей отверстий.

При сборке группы ша- . тун — палец — поршень необходимо обеспечить расширение головки шатуна путем его нагрева до температуры 240°С, чтобы дать возможность вставить палец. Для нагрева используется электропечь с термостатической регулировкой. При укладывании в печь верхнюю головку шатуна необходимо располагать внутрь печи.

Печь регулируют на температуру 240°С. Когда погаснет сигнальная лампа, указывающая на достижение установленной температуры, можно извлечь шатуны щипцами. Если шатуны вводятся в печь, уже нагретую до 240°С, необходимо выдержать их в печи в течение 15 мин.

Запрессовку пальца следует выполнять как можно скорее, так как шатун быстро охлаждается, а в охлажденном шатуне нельзя изменить положение пальца. Поршневой палец устанавливают в следующей последовательности.

Рис. 28. Установка поршневого пальца двигателей моделей 2101 и 2103 на приспособление А.60325 (а) и запрессовка его в поршень и головку шатуна (б)

Рис. 29. Приспособление А.60325 для запрессовки поршневого пальца двигателей моделей 2101 и 2103

Рис. 29. Приспособление А.60325 для запрессовки поршневого пальца двигателей моделей 2101 и 2103

Приготовить палец 1 (рис. 28), предназначенный для сборки, надев его на валик приспособления А.60325 (рис. 29), для запрессовки пальца двигателя модели 2101, 2103. Установить на конце этого валика направляющую 2, закрепив ее упорным винтом 3. Винт затягивают неплотно, чтобы не произошло заклинивания вследствие расширения пальца в контакте с нагретым шатуном.

После извлечения из печи быстрым движением зажать шатун в тисках. Надеть поршень на шатун, следя, чтобы отверстие под палец совпадало с отверстием верхней головки шатуна. Затем закрепленный на приспособлении А.60325 поршневой палец протолкнуть в бобышку и верхнюю головку шатуна (рис. 28, б) так, чтобы заплечик 4 приспособления соприкасался с бобышкой. Во время этой операции поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки пальца (показано стрелкой на рис. 28, б). Таким образом поршень сможет занять нужное положение. При запрессовке поршневого пальца в поршень двигателя модели 21011 необходимо пользоваться приспособлением 02.7853.9500 вместо А.60325.

После охлаждения шатуна смазать палец маслом для двигателя через отверстия в бобышках поршня.

После сборки группы шатун — палец — поршень следует проверить прочность запрессовки пальца с помощью динамометрического ключа и приспособления А.95615 (рис.30) в следующем порядке.

Рис. 30. Установка собранного комплекта поршень - шатун - палец на приспособление А.95615 для испытания на выпрессовывание

Рис. 30. Установка собранного комплекта поршень — шатун — палец на приспособление А.95615 для испытания на выпрессовывание

Рис. 31. Проверка перпендикулярности осей комплекта поршень - палец - шатун: 1 - собранный комплект шатун - поршень - палец; 2 - выдвижные ножи; 3 - базовая поверхность; 4 - калибр

Рис. 31. Проверка перпендикулярности осей комплекта поршень — палец — шатун: 1 — собранный комплект шатун — поршень — палец; 2 — выдвижные ножи; 3 — базовая поверхность; 4 — калибр

Зажать основание 4 приспособления в тиски и установить на нем группу шатун — палец — поршень.

Опустить кронштейн 8 индикатора, вставить в отверстие пальца резьбовой стержень 3 и продвинуть его в отверстие бобышки до упора головки 2 стержня в торец пальца. На конец стержня навернуть гайку 5 и подвернуть ее так, чтобы она, соприкасаясь с опорой, выбрала возможные зазоры.

Приподнять кронштейн индикатора до горизонтального положения, закрепить его рукояткой 7 и установить штифт / индикатора 9 на головке 2 стержня, вставленного в палец. Установить на нуль индикатор и вставить в паз резьбового стержня упор 6 во избежание проворачивания стержня.

Динамометрическим ключом завернуть гайку 5 (момент затяжки 1,3 кгс-м, соответствующий осевой нагрузке 400 кгс).

Посадка пальца в шатуне будет правильной, если после прекращения действия динамометрического ключа и возвращения гайки в первоначальное положение стрелка индикатора возвратится на нуль. Натяг в сопряжении пальца с верхней головкой шатуна должен быть 0,010-0,042 мм.

В случае проскальзывания пальца в верхней головке шатуна- заменить шатун новым.

По окончании сборочных операций, прежде чем установить группу шатун — палец — поршень в двигатель, следует проверить перпендикулярность осей группы с помощью прибора Ар.5051 (рис. 31). Для проверки нижнюю головку шатуна (без вкладышей) центрируют на выдвижных ножах 2, а на днище поршня устанавливают калибр 4. Набором щупов проверяют зазор между вертикальной плитой приспособления и вертикальной плоскостью калибра на расстоянии 125 мм от угла или верхнего конца калибра (в зависимости от того, чем он касается плиты — углом или верхним концом). Зазор не должен превышать 0,4 мм; если зазор больше, шатун необходимо заменить.

Читать далее про автомобили ВАЗ…

Приспособление для снятия поршневого пальца.

рисунке 92 изображено приспособление для снятия поршневого пальца. Одним из его узлов является гайка (1) в форме кубика, которая также является и корпусом приспособления. К ней крепится хомут (2), служащий для захват поршня. На хомуте имеется отверстие для свободного выхода поршневого пальца. Палец выпрессовывают из бобышек поршня с помощью винта (3) и двух оправок (4). Вначале в поршневой палец устанавливают маленькую оправку, с помощью которой поршневой палец удаляется наполовину, а затем большую оправку для его полного удаления.

Рис. 88. Съем подшипника

Рис. 89. Выпрессовка детали из отверстия Рис. 93. Регулируемые съемники с двумя и тремя захватами: 1 — коническая гайка; 2 — винт. На


рисунке 93 изображены съемники с двумя и тремя захватами. Нужное положение захватов устанавливается специальной гайкой (1). При работе коническую гайку отворачивают до того, пока два захвата не охватят снимаемую деталь. Конец винта (2) упирают в торец снимаемой детали, а захватами зацепляют деталь. После этого затягивают коническую гайку, фиксируя тем самым положение захватов. Деталь снимают поворотом винта. Съемники изготовляют и с тремя захватами. Три захвата, расположенные под углом друг к другу в 2,1 рад (120°), при работе обеспечивают центральное положение съемника относительно снимаемой детали. Приспособления для сборки Соединения с переходной посадкой или с натягом создают ударами или запрессовкой при применении направляющего приспособления и без него. На

рисунке 94 изображена сборка втулки, когда втулка запрессовывается ударами молотка без ее центровки. Недостатком этого способа является то, что втулка легко перекашивается в отверстии и деформируется. На

рисунке 95 втулка запрессовывается с помощью направляющей оправки (1). Последняя входит в отверстие подставки (2) с малым зазором, что предотвращает перекос и деформацию втулки. Запрессовка производится ударами молотка или прессом. На

рисунке 96 изображена направляющая оправка, применяемая при запрессовке деталей больших размеров. Нижняя часть направляющей оправки (2) имеет скользящую посадку, и ее диаметр соответствует диаметру отверстия детали (1), в которое запрессовывается втулка. Собираемую деталь устанавливают на верхнюю часть оправки и фиксируют резьбовой головкой (3). Затем деталь запрессовывают в отверстие. Для сборки с успехом применяют трубчатые оправки разной формы. На


рисунке 97, а показана сборка шарикоподшипника с помощью трубчатой оправки. Оправка изготовлена из более мягкого материала по сравнению с материалом подшипника; при этом ее внутренний диаметр меньше диаметра отверстия подшипника, а толщина стенки на некоторую величину меньше толщины внутреннего кольца подшипника. На верхней части оправки устанавливают головку, служащую для равномерного распределения ударов поде-тали.

Ремонт шатунов УАЗ-3151

Ремонт шатунов сводится к замене втулки верхней головки и последующей обработке ее под поршневой палец номинального размера или к обработке, имеющейся в шатуне втулки под палец ремонтного размера

В запасные части поставляются втулки одного размера, изготовленные из бронзовой ленты ОЦС4–4–2,5 толщиной 1 мм.

При запрессовке новой втулки в шатун обеспечьте совпадение отверстия во втулке с отверстием в верхней головке шатуна.

Отверстия служат для подачи смазки к поршневому пальцу.

После запрессовки втулки уплотните ее внутреннюю поверхность гладкой брошью до диаметра 24,3+0,045 мм, а затем разверните или расточите под номинальный или ремонтный размер с допуском +0,007 –0,003 мм.

Например, втулку разверните или расточите под палец номинального размера до диаметра 25 +0,007–0,003 мм или под палец ремонтного размера до диаметра 25,20 +0,07 –0,003 мм.

Расстояние между осями отверстий нижней и верхней головок шатуна должно быть (168±0,05) мм [(175±0,05) мм для двигателей модели 4218];

допустимая непараллельность осей в двух взаимно перпендикулярных плоскостях на длине 100 мм должна быть не более 0,04 мм; овальность и конусность не должны превышать 0,005 мм.

Чтобы выдержать указанные размеры и допуски, разверните втулку верхней головки шатуна в кондукторе.


Рис. 1. Доводка отверстия в верхней головке шатуна: 1 – державка; 2 – шлифовальная головка; 3 – зажим

После развертывания производите доводку отверстия на специальной шлифовальной головке, держа шатун в руках (рис. 1).

Шлифовальные бруски головки установите микрометрическим винтом на требуемый ремонтный размер.

Шатуны, отверстия под вкладыши в нижней головке которых имеют овальность более 0,05 мм, подлежат замене.

Замена и ремонт поршневых пальцев

Ремонтные размеры поршневых пальцев и номера комплектов приведены в табл. 2

Для замены поршневых пальцев без предварительной обработки отверстий в поршне и в верхней головке шатуна применяются поршневые пальцы, увеличенные по диаметру на 0,08 мм.

Применение пальцев, увеличенных на 0,12 мм и 0,20 мм, требует предварительной обработки отверстий в бобышках поршня и в верхней головке шатуна как описано выше.

Рис. 2. Снятие стопорного кольца поршневого пальца


Рис. 3. Приспособление для выпрессовки и запрессовки поршневого пальца: 1 – направляющая; 2 – палец; 3 – плунжер

Перед выпрессовкой поршневого пальца извлеките из поршня стопорные кольца поршневого пальца плоскогубцами, как показано на рис. 2.

Выпрессовку и запрессовку пальца производите на приспособлении, как показано на рис. 3.

Перед выпрессовкой пальца нагрейте поршень в горячей воде до 70°С.

Ремонт поршневых пальцев состоит в перешлифовке их с больших ремонтных размеров на меньшие или в хромировании с последующей обработкой под номинальный или ремонтный размер.

Пальцы, имеющие изломы, выкрашивания и трещины любого размера и расположения, а также следы перегрева (цвета побежалости) ремонту не подлежат.

Сборка шатунно–поршневой группы

Рис. 4. Подбор поршневого пальца

Поршневой палец к верхней головке шатуна подбирайте с зазором 0,0045 – 0,0095 мм.

При нормальной комнатной температуре палец должен плавно перемещаться в отверстии верхней головки шатуна от усилия большого пальца руки (рис. 4).

Поршневой палец при этом должен быть слегка смазан маловязким маслом.

Палец устанавливайте в поршень с натягом 0,0025–0,0075 мм.

Практически поршневой палец подбирается таким образом, чтобы при нормальной комнатной температуре (20°С) он не входил бы в поршень от усилия руки, а при нагревании поршня в горячей воде до температуры 70°С входил бы в него свободно.

Поэтому перед сборкой поршень нагрейте в горячей воде до 70°С.

Запрессовка пальца без предварительного подогрева поршня приведет к порче поверхности отверстий в бобышках поршня, а также к деформации самого поршня.

Сборку шатунно-поршневой группы производите на том же приспособлении, что и разборку (см. рис. 3).

Для обеспечения правильной балансировки двигателя разница в весе установленных в двигатель поршней в сборе с шатунами не должна превышать 8 г.

Стопорные кольца поршневого пальца должны сидеть в своих канавках с небольшим натягом. Не применяйте кольца, бывшие в употреблении.

Учитывая сложность подбора поршневого пальца к поршню и шатуну (для обеспечения номинальных посадок), поршни поставляются в запчасти в сборе с поршневым пальцем, стопорными и поршневыми кольцами.

Читайте также: