Что происходит в салоне автомобиля в момент дтп

Обновлено: 04.07.2024

Авария может оказаться смертельной как для водителя, так и для пассажиров. Эти рекомендации помогут остаться в живых, если что-то пошло не так на дороге.

Что нужно сделать перед поездкой

Вне зависимости от того, на чём вы собираетесь ехать, нужно не забывать про три важные вещи.

Пристегнуться

Как бы банально это ни звучало, но всегда нужно пристёгиваться. Конечно, вы можете вспомнить историю, которую слышали от дяди Васи, о том, что его троюродный племянник по маминой линии остался жив только благодаря тому, что был не пристёгнут.

Статистика говорит об обратном: ремни безопасности повышают шанс остаться в живых на 75%. При лобовом ударе ремни безопасности увеличивают ваши шансы выжить в 2,3 раза, при боковом — в 1,8 раза, при опрокидывании — в 5 раз.

Отрегулировать подголовник

На них удобно спать, но они придуманы не для этого. Они предназначены для того, чтобы спасти ваши шейные позвонки от перелома при ударе сзади или в конечной фазе лобового удара. Так что перед поездкой обязательно отрегулируйте их. Верхняя точка подголовника должна быть вровень с макушкой.

Выбрать безопасное место

То, где вы сидите, тоже имеет значение. Если речь идёт о каком-то старом автомобиле, например ВАЗ-2106 или ВАЗ-2110, то лучше всего будет расположиться за водителем. Второе по безопасности место — посередине. Самое ненадёжное место — спереди, справа от водителя. Дело в том, что водитель в момент, когда ДТП уже неизбежно, на уровне инстинктов отводит удар от себя, подставляя под удар правую часть автомобиля.

Если же говорить о современных иномарках, то самым безопасным местом в них будет переднее пассажирское. Там есть подушки безопасности и более продвинутые ремни безопасности. Сзади лучшим будет место за водителем, затем место посередине.

Однако всё это имеет значение только в том случае, если вы не забыли пристегнуться. Иначе вам предстоит встретиться лицом к лицу с подушкой безопасности, вылетающей со скоростью примерно 300 км/ч.

Что делать в момент аварии

При лобовом ударе

Упритесь руками в переднюю панель или кресло, если вы сидите сзади, а ногами в пол. Голову втяните в плечи так, чтобы подбородок был прижат к груди. Когда вас сначала кинет вперёд, голова уткнётся в грудь. Когда же вас откинет назад, подголовник смягчит удар.

Если вы за рулём, то упритесь руками в руль, а ногами в педали и пол. Левая нога должна до упора вдавить педаль сцепления или расположиться на площадке слева, а правая изо всех сил давить на тормоз. Сиденье, кстати, у вас должно быть отрегулировано правильно: когда лопатки прижаты к спинке, вытянутая рука должна лежать на руле в районе запястья.

При боковом ударе

Если боковой удар пришёлся на вашу сторону, лучше всего отпрянуть от места удара как можно дальше и зафиксироваться, схватившись за спинку сиденья или за ручку противоположной двери. Если вы сидите сзади, лягте на кресло или на колени соседа и подожмите под себя ноги, чтобы их не сломало от резкого удара.

Если вы оказались на переднем сиденье, лечь на колени к водителю, не помешав ему, не получится. Так что просто отодвиньтесь от места предполагаемого удара подальше, упритесь ногами в пол и защитите руками голову, втянув её в плечи, как при лобовом ударе.

При ударе сзади

Если вы понимаете, что удар произойдёт сзади, упритесь ногами в пол и прижмите голову к подголовнику. Если подголовника нет, сползите на сиденье пониже и уткнитесь затылком в спинку. Почти наверняка это спасёт вас от смерти, инвалидности и перелома шейных позвонков.

При перевороте

Сгруппируйтесь и зафиксируйтесь, ухватившись изо всех сил за что-то неподвижное, например за спинку сиденья или за дверную ручку. За потолочные ручки над дверями лучше не браться, они очень хилые. Ни в коем случае не отстёгивайте ремень безопасности. Он удерживает вас и не даёт хаотично перемещаться по салону.

При затоплении

Если машина провалилась под лёд или упала в водоём, главное — не паниковать и попытаться как можно быстрее открыть двери и окна, чтобы всплыть. Если автомобиль уже погрузился в воду, наружное давление не даст этого сделать. Ждите, пока кузов почти полностью заполнится водой. Когда останется совсем немного воздуха, нужно глубоко вдохнуть, открыть двери (давление к этому моменту выровняется) и всплывать.

Если вы чувствуете, что сейчас произойдёт столкновение, но не понимаете, с какой стороны, сгруппируйтесь: приподнимите колени к животу, втяните голову в плечи и накройте её руками. В таком положении, даже если автомобиль будет смят, вам будет проще дышать и дожидаться помощи.

Не думайте, что выпрыгнуть из машины на полном ходу — хорошая идея. Это работает только в голливудских боевиках. В реальной жизни на скорости более 60 км/ч безопаснее оставаться в машине, особенно если она современная. Программируемые зоны деформации, ремни, подголовники и подушки безопасности помогут вам выжить.

Невнимательность водителя после ДТП может привести к лишению его прав

Дорожно-транспортное происшествие – это всегда психотравмирущая ситуация. Даже опытный водитель может растеряться и забыть, как действовать и на что обратить особое внимание. Потому так часто участникам ДТП приходится сталкиваться с неприятными последствиями из-за того, что они не учли, казалось бы, незначительные детали.

Что делать водителю в случае ДТП?

Если произошло ДТП, в первую очередь водитель должен:

  1. Остановить автомобиль и не перемещать его с места ДТП.
  2. Включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
  3. Не перемещать предметы, имеющие отношения к происшествию (например, детали автомобиля, находящиеся на асфальте).
  4. Соблюдать меры предосторожности на проезжей части.
  5. Определить, имеются ли очевидцы ДТП, и по возможности зафиксировать их данные (Ф.И.О., адрес, телефон).

Можно убрать с дороги автомобиль, если из-за ДТП образовалась пробка?

Автомобиль можно переместить с проезжей части к ее краю на незначительное расстояние, если в результате ДТП созданы помехи для дорожного движения либо движение автомобилей стало невозможным. Но прежде с помощью фото- или видеосъемки необходимо зафиксировать расположение автомобилей на месте ДТП и предложить сделать это второму участнику происшествия.

Не рекомендуется передвигать автомобили, несмотря на помехи движению, если между водителями возник спор о том, кто виноват в аварии. Картина произошедшего позволит сотрудникам ГИБДД установить истинного виновника ДТП.

Водитель будет наказан за неосторожность на месте аварии?

Правило о предусмотрительном поведении на месте ДТП было установлено в декабре 2018 г. Если водитель его проигнорировал и в результате, к примеру, на него был совершен наезд мимо проезжающим автомобилем, он может быть привлечен к административной ответственности и должен будет уплатить штраф (ст. 12.27 КоАП РФ).

Как избежать проблем при оформлении ДТП водителями самостоятельно?

Ошибка сотрудника ГИБДД может привести к лишению прав?

Оформление ДТП проходит при участии сотрудников ГИБДД, если сумма ущерба составляет более 100 тыс. руб., есть пострадавшие или у участников происшествия возникли разногласия.

В такой ситуации нужно обязательно проверить, правильно ли сотрудники ГИБДД составили схему дорожно-транспортного происшествия. Некорректное отражение расположения автомобилей на схеме может привести к наложению на водителя штрафа либо лишению водительских прав. Например, если из-за такого неверного отражения, согласно схеме, автомобиль оказался частично на полосе встречного движения, то водитель может не только автоматически стать виновником ДТП, но и лишиться водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев.

К сожалению, часто водители не глядя подписывают некорректные схемы и протоколы. Потом обжаловать их в суде практически бесполезно.

Откуда берутся потерпевшие, если в ДТП не было пострадавших, и какими будут последствия?

В результате в отношении ни о чем не подозревающего второго водителя, который оказался виновником небольшого ДТП, возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ. Он может быть подвергнут административному наказанию в виде лишения водительских прав сроком от одного года до полутора лет.

Оспорить такую ситуацию в суде крайне сложно. Потребуется проведение неоднократных медицинских экспертиз и исследований, придется потратить много времени и денежных средств.

Практика показывает, что обычно негативные последствия ДТП возникают по невнимательности водителя. Помните: при возникновении разногласий с сотрудниками ГИБДД или другими водителями лучше обратиться к юристу или адвокату; не следует подписывать неточный или не до конца понятный документ без консультации со специалистом.

Страх, беспомощность, потерянность или, быть может, отчаяние… Какие же эмоции на самом деле испытывают люди в тот момент, когда понимают, что серьезной автокатастрофы уже не избежать? Этим вопросом, как оказалось, задаются многие из тех счастливчиков, кому не довелось побывать в смертельно опасных дорожных ситуациях.

Порой даже самые порядочные, аккуратные и предусмотрительные автомобилисты становятся героями новостных сюжетов с громкими заголовками о смертельных ДТП. И вроде никаких Правил не нарушали — ехали себе со скоростью 85 км/ч по загородной трассе, никого не обгоняли, не подрезали, на рожон не лезли — а в кювет все равно улетели. Случиться на дороге может всякое: и лихач, не думающий даже о себе, и беспощадный гололед, и коварная яма на дороге, мечтающей о капитальном ремонте с прошлого века, и неисправность авто.

Другой водитель даже и не думал перебирать в памяти дорогие сердцу имена. Да, он чувствовал себя совершенно беспомощным — словно его, не умеющего плавать, бросили в воду без спасательного жилета. Но место философских размышлений, отдающих глубоким пессимизмом, в его голове заняло волнительное предвкушение чего-то нового. Не плохого, не хорошего — просто ранее неизведанного.

– Думал, что так бывает только в голливудских фильмах, но жизнь действительно пролетела перед глазами, — вспоминает третий автомобилист, побывавший в тяжелом ДТП.

По его словам, пока он кувыркался в машине, скатывающейся со склона, мозг подбрасывал ему воспоминания из раннего детства и фотографии родных, друзей, окружающих, каких-то ярких моментов. Он слышал голос отца, крики своих детей. Наш герой будто вновь пережил все то, что отложилось в памяти.

Еще один водитель признался, что за пару мгновений до удара его охватил ступор — он, оцепенев, смотрел вперед, даже не пытаясь предотвратить аварию. В тот момент разум рулевого словно отключился: он потерялся во времени, в пространстве — никак не мог понять, что же с ним сейчас происходит и куда он направляется. В общем, полная дезориентация.

ДТП Шок Первые реакции при угрозе жизни

При виде аварии на дороге всегда возникало тягостное чувство, но не было даже мысли, что я сама могу оказаться в такой ситуации.

До недавнего времени я легкомысленно относилась к вопросам собственной безопасности. Ремнем в машине пристегивалась, только когда ехала с мужем, потому что он на этом настаивал, т.к. сам в прошлом попадал в ДТП.

Вот и вчера в 20:30 я возвращалась на такси с консультации. Водитель стал поворачивать с проспекта во дворы, в этот момент я с ужасом увидела, как на нас на скорости едет другая машина.

Водитель впал в ступор, только успев сматериться перед тем как я ощутила сильный удар от столкновения. Дальше я не понимала, что происходит, в глазах началась какая-то карусель. Помню только, как ударилась головой о сиденье водителя, кажется. Придя немного в себя, я стала оглядываться по сторонам, вспоминать детали произошедшего, свой адрес. Я посмотрела на водителя, он сидел в ступоре и молчал с ошарашенными глазами.


Фото с места происшествия

Как позднее выяснилось, женщина, ехавшая на мерседесе навстречу, врезалась в бампер машины таксиста. Мне крупно повезло, что она въехала не в заднюю дверь, со стороны которой я сидела. Последствия могли бы быть печальны.

Придя в себя после аварии, я выбежала из машины, увидела как с лица капает кровь. Позже выяснилось, что осколками разбитого окна мне поцарапало лоб, в больнице диагностировали ушиб головы и сотрясение мозга. Только сегодня увидела ушибы в других местах на теле.

Хочется поблагодарить сотрудников ГИБДД, которые оперативно приехали, нашли и вернули мне телефон, и бригаду скорой помощи, врачей в травмпункте, которые быстро оказали необходимую медицинскую помощь. Работа у врачей нелегкая, в каждую смену много больных, травмированных в результате аварий, бытовых травм, пострадавших в пьяной драке, бомжей.

Сейчас лежу дома, восстанавливаюсь, в стационар ложиться не стала. Думаю, недели через 2 всё будет сносно и я смогу вернуться к работе.

Обязательно пристегивайтесь ремнями безопасности, они могут спасти жизнь! Но это понимаешь тогда, когда случилось то, чего не ждал ниоткуда.

Психогенные расстройства, возникающие при угрожающих жизни ситуациях, считаются непатологическими, когда преобладает эмоциональная напряженность, повышенная возбужденность, психовегетативные реакции, но с сохранением критической оценки и целенаправленности действий.

В более сложных случаях могут возникать депрессивные, истерические состояния со снижением критической оценки и нарушением целенаправленной деятельности, вплоть до острого психоза.

К счастью, моё состояние не было патологичным, т.к. я не утратила способность критично мыслить и действовать.


Первый период в такой ситуации - фаза острого шока, продолжительностью от нескольких минут до недели. 60% пострадавших в этот момент не способны оказывать помощь, реагируют на ситуацию молча, с остекленевшим взглядом.

Эта фаза у меня длилась около часа, однако было понимание, что нужно делать, не было ни страха, ни слёз, ни ступора, скорее, наоборот.

При гиперкинетической реакции во время шока возникает хаотичное двигательное возбуждение, которое прекращается обычно через 15-20 минут.

При гипокинетической реакции - двигательная заторможенность, ступор, безучастность ко всему происходящему, что я и наблюдала у водителя. Ступор может длиться от нескольких часов до 2-3 дней.

Далее следует фаза противошока, длительностью от 3 до 5 часов, характеризуется высоким уровнем мобилизации ресурсов, человек может проявлять геройство. Также может включаться рефлекторное поведение, направленное исключительно на спасение собственной жизни.

Потом наступает фаза психофизиологической демобилизации, "стресс осознания".

Длительность реакций зависит от степени тяжести происшествия, индивидуальных особенностей и скорости оказания помощи. У меня эти реакции прошли одна за другой в течение 3-х часов.

Когда всё улеглось, позволила себе разрядить напряжение, заплакать.

Главное, правильно переработать случившееся, чтобы не развилось посттравматическое стрессовое расстройство и страхи (страх выходить из дома, ехать в машине, садиться за руль, например).

Это происшествие помогло оценить собственную стрессоустойчивость как вполне оптимальную. Я этому рада. И рада, что обошлось без потерь.

Читайте также: