Как подключить бабину от оки на буран

Обновлено: 05.07.2024

Собираю хитрую систему зажигания для классики. Подарили двухвыводную катушку от 406 двигла(на Оке почти такая же). На ней 2 разъема. Подскажите, в какой идет + от замка зажигания, а какой подавать на коммутатор?

О О - высоковольтные
------- - сердечник
/ \ - вот 2 разъема. Где + от замка - справа или слева?

А смысл? Ежли такой вопрос задаешь, то накой хрен ваще "хитрую систему" собирать, ведь даж элементарных познаний в электротехнике НЕТУ!

Неистребимо чувство прекрасного в людях. Одни на Оку зубильные катушки городят, другие на классику оковьи.

Главное понять, какова цель такой переделки. Ну разьве что катушку дареную пристроить чтоб без дела не валялась :)

Это все понятно. Никто особо и не хаял. Просто целесообразность такой переделки весьма сомнительна. На классике обычная зубильная БСЗ прекрасно работает и ставится легко. Установочные размеры катушки совпадают, только коммутатор куда-то приладить. Даже жгуты есть готовые. А тут. Куда-то приладить 2 катушки и 2 коммутатора, жгут сделать - это пол беды. ВВ провода будут ХЗ, какой длины и от какой машины. Но самое мутиво-переделка трамблера. Надо 2-й ДХ городить, а места там не очень. И надо оба ДХ строго под прямым углом расположить, иначе УОЗ не выставить. И ради чего все это? От ВВ-распределителя избавиться? На классике он даже понадежнее зубильного и хлопот особых не доставляет. Запасная крышка и бегунок много места не занимают и стоят копейки.

Есть же серийно выпускающийся 4 тактный "Буран". Но у него всего 27 л.с. и стоит он аж 355 тыс. руб.! По меркам регионов - неподъемная сумма. Что делать если надоел "горящий" РМЗ, а денег на 4 такта нет? Правильно - установить своими руками под капот нормальный мотор!

Выбор донора невелик. Движки от ВАЗа продаются в каждом втором гараже за шапку сухарей. Поэтому лучший выбор - мотор от "Зубила" 2108. Подойдет как карбюраторная так и инжекторная версия. Инжектор лучше запускается в морозы, но в нем больше электрики. С карбюратором все наоборот. В любом случае, объем работы по "пересадке" сердца одинаковый.

Главная задача - спроектировать крепление двигателя. Рецепт прост - сварка и болгарка. Для вибро развязки некоторые "Кулибины" используют опоры от Волги.

Система охлаждения тоже имеет свои секреты. Из-за дефицита места вместо родного термостата лучше заменить на деталь от Лады Гранты. Такое решение укоротит шланги и получится сэкономить пространство. Радиатор не обязательно использовать большой. Можно взять от "Оки". Вентилятору охлаждения необходимо добавить принудительное включение.

Есть нюанс со стартером. Родной крутит мотор не в ту сторону. Поэтому потребуется изготовление переходной пластины под стартер от "классики". От нее же можно взять красивые раздельные приборы.

Вариатор Сафари тоже потребует "творчества". Срастить его без помощи токаря с мотором не получится. Но едва ли этими проблемами можно напугать бывалого бураниста!

Что же в итоге?

Закончив работу мы получим двоякий результат. С одной стороны - сумасшедшая тяга и бесконечный ресурс! Но есть и обратная сторона. Буран с мотором РМЗ едет как утюг. А мотор от ВАЗ весит аж 128 кг! Без учета радиатора и антифриза. Поэтому впору задуматься об изготовлении расширителя-накладки или внедрения второй лыжи.

Представленный на фото снегоход продается всего за 80 000 руб. Неплохой вариант для "тягача", если рельеф позволяет использовать монстра с подобным распределением веса.

Напишите в комментариях, доводилось ли встречать подобные переделки на Буранах?

Зажигание на ?Буране?

Для быстрого передвижения и перевозки грузов по снегу служит неприхотливый и надежный снегоход ?Буран?. Обладая хорошей маневренностью, он может без труда преодолевать как заснеженную целину, так и лесные участки. За счет простоты устройства эта машина отличается легкостью эксплуатации и непритязательностью обслуживания. Одним из надежных узлов данного снегохода является его система зажигания.

Разновидности систем зажигания

До девяностых годов снегоходы марки ?Буран? были оборудованы простым контактным зажиганием, которое в начале 90-х заменило электронное шестиконтактное. В его состав, кроме кнопок и проводов, входили такие основные элементы:

  • коммутатор, имеющий шесть выводов с разъемами или клеммами на концах проводов;
  • основание (магдино) с двумя управляющими катушками;
  • маховик с магнитами;
  • бобина (высоковольтный трансформатор), из которой идут провода на свечи. Их существует два вида: двойная и одинарная бобина, что соответствует подключению необходимого числа свечей. В случае использования одинарного трансформатора на ?Буране? подключения устанавливается два.

Зажигание на ?Буране?

Особенностью данного зажигания являлась передача двух управляющих сигналов, благодаря которым образовывалась искра на свечах и более точно формировался угол опережения зажигания.

Но со временем самым распространенным вариантом для данных снегоходов стало пяти контактное зажигание. Оно получило популярность благодаря тому, что требуемые характеристики стало возможным добиться с помощью одного управляющего импульса и соответственно ? одной катушки. Поэтому в нем коммутатор имеет пять проводов (на один вывод меньше).

Благодаря уменьшению составляющих (исключения из схемы одной катушки) пятиконтактное устройство стало более простым и надежным, соответственно, этому варианту при выборе стали отдавать предпочтение.

Установка и регулировка зажигания

На снегоходе ?Буран? пятиконтактное зажигание монтируется согласно схеме. Его подключение и установка проходит в таком порядке:

    в коммутаторе белый провод замыкают на корпус (массу). Это следует сделать качественно, иначе работа данного устройства станет невозможной;
  • на трансформатор подводится синий провод коммутатора, включив в цепь замок зажигания. Второй провод трансформатора заземляется;
  • на зарядную катушку (через аварийный выключатель и кнопку ?стоп?) идут два провода ? черный и красный;
  • последний, желтый (иногда ? зеленый), провод крепится к управляющей катушке на магдино.


После монтажа следует установка УОЗ с помощью стробоскопа, для каждого мотора и коммутатора эти значения индивидуальны. Как пример возьмем 34-сильный мотор и коммутатор 453631.006-01 и рассмотрим, какой будет заводская установка данного угла при разном количестве оборотов.

Изначально выкрутив левую свечу, выставляем данный поршень в ВМТ (верхнюю мертвую точку). Самому это можно сделать с помощью шила или отвертки, которые вставляются в отверстие от свечи. После чего нужно поставить метку (краской или лаком для ногтей) на шкиве вариатора, а напротив нее еще одну на кожухе охлаждения. Запитав стробоскоп и подсоединив провод сигнала к высоковольтному проводу свечи, следует завести снегоход. Заводская установка угла выглядит так:

    минус 1,5C? с погрешностью +/- 0,5 при оборотах в минуту 400;
  • 9C? с погрешностью +/- 2 при оборотах в минуту 3000;
  • 11C? с погрешностью +/- 2 при оборотах в минуту 5500.

Производители систем зажигания и примерные цены

Для снегохода ?Буран? пятиконтактное зажигание, в основном, выпускают отечественные производители:


2- Основание. В общем случае это круглый алюминиевый корпус, на которой смонтированы катушки с проводами и клеммами. Основания бывают разные, на сегодняшний день их каких только не встретишь. На фото моя коллекция, и поверьте, это далеко не все что может быть:

Кроме этих основных составляющих, в системе зажигания есть еще провода, разъемы, кнопки и разные другие элементы.

Напряжение, вырабатываемое зарядной катушкой L1, поступает на выпрямительный мост коммутатора, собранного на диодах VD1…VD4. Выпрямленное напряжение, через диод VD5 и первичную обмотку Т1, заряжает накопительный конденсатор C1.

Выход управляющей катушки L2 подключен к управляющему электроду тиристора VS1. В реальной схеме он подключен не напрямую, там присутствуют еще элементы, но суть та же. Напряжение управляющей катушки L2 сдвинуто во времени относительно напряжения L1 так, что сначала заряжается C1 и только после этого на управляющий электрод тиристора поступает управляющий импульс. Тиристор открывается, напряжение конденсатора прикладывается к первичной обмотке Т1 (диод VD5 при этом включен обратно и не мешает), в результате чего в свечах возникает искра. Конденсатор при этом разряжается, отдавая накопленную энергию искре.

После разряда конденсатора все процессы повторяются снова, двигатель заводится, и начинает работать.

Чтобы заглушить двигатель, нажимают кнопку SB1, в результате чего закорачивается зарядная катушка L1, зарядное напряжение пропадает, конденсатор перестает заряжаться, вместе с этим пропадает искра и двигатель глохнет. Точно таким же образом работает аварийный выключатель SB2.

Теоретически, двигатель так же можно заглушить замком зажигания, повернув ключ и разорвав контакты SA1. Теоретически то можно, но практически подобные действия почти всегда заканчиваются походом в магазин за новым коммутатором. Почему? Об этом дальше. Вот, в целом, и все об основных принципах работы. Все остальное – детали, и о них далее.

Читайте также: