Как работают шлюзы на волге зимой

Обновлено: 05.07.2024

Знаете ли Вы как работает шлюз? Как и многие, в общих чертах, я тоже имел представление и даже пару раз проходил шлюзование, находясь на борту метеора. А на прошлой неделе удалось познакомиться с этим процессом поближе и рассмотреть и зафиксировать его с различных point view. Предлагаю и Вам, в начале рабочего дня, сделать небольшую паузу и прогуляться по Нижегородскому шлюзу:

Вам слово:
Да, забыла написать, процесс прохода через шлюз абсолютно бесплатный как для больших судов, так и для небольших яхт.
Вам приходилось проходить через шлюз?

3 интересных поста по этой теме

– Советую заглянуть в главный пост, тут кое-что интересное. Жми сюда

Первый судоходный шлюз, в котором осуществлялось попеременное выравнивание уровня воды, был изобретен Цяо Вэйюэ в 984 году и возведен на Великом Китайском канале. Шлюз представлял собой прямолинейный участок длиной 76 метров, который был ограничен с двух сторон воротами. Они были изготовлены из деревянных брусьев и перемещались вертикально. Берега шлюза были укреплены, а над ним размещался навес. В течение 11 века строители возводили шлюзы по всей длине Великого Китайского канала. Как же работает современный судоходный шлюз? Об этом в сегодняшнем выпуске!

Итак, шлюз — это гидротехническое сооружение на судоходных и водных путях, которое обеспечивает переход судов из одного водного бассейна в другой с различными уровнями воды в них. С двух сторон шлюз ограничен затворами или воротами, между которыми располагается герметичная камера с регулируемым уровнем воды. Камера любого шлюза имеет габариты, достаточные для размещения в ней одного или нескольких судов. При этом, в отличие от судоподъемников, камера шлюза не может менять свое положение или габариты. Однако уровень воды в ней может изменяться.

Ворота представляют собой металлические щиты, расположенные на обоих концах камеры. Они служат для пропускания и выпускания судов и герметизируют камеру во время переправки кораблей. В подходных каналах обеспечиваются безопасные условия движения и стоянки судов у причальных стенок.

Одним из самых важных в конструкции шлюзов является водопроводное устройство. Оно предназначено для наполнения и опустошения камеры. Как правило, в качестве такого устройства используется плоский щитовой затвор. В крупных шлюзах могут применяться и специальные насосы.

Принцип работы шлюза заключается в следующем: сначала открываются входные ворота, и судно заходит внутрь камеры и швартуется к тумбам. Затем входные ворота закрываются, и открывается перепускной клапан, вызывая падение или подъём уровня воды в камере с находящимся в ней кораблем. Это достигается за счет переливания или перекачивания воды из соседнего резервуара по направлению следования судна. Когда вода достигает необходимого уровня, равного тому, который имеется за выходными воротами камеры, затворы открываются, и судно выходит из шлюза.

Процесс пропускания судна через шлюз длится, как правило, от 10 до 20 минут в зависимости от размера камеры и перепада уровня воды. При шлюзовании чередуют направление пропускания судов: после того как судно, идущее вниз по течению, завершило шлюзование, в камеру с уже пониженным уровнем воды заходит судно, движущееся в обратном направлении. Таким образом не приходится выполнять лишнее заполнение либо слив воды из камеры.

Первый раз я узнала что такое проходить шлюзы в 2009 году в речном круизе по Волге по маршруту "Ярославль-Чебоксары-Ярославль".

Ранним утром я проснулась от солнечных лучей, выглянула в окно каюты и поняла, что мы "в море" . Да, именно так можно сказать, когда ты в водохранилище. Тут мы проходили Горьковское водохранилище - нам повезло с погодой, была середина лета, жаркий солнечный день.

Сам шлюз мы проходили совсем недолго по времени. Проём, куда заходит судно, называется камера и в зависимости от направления ( в какую сторону плывешь) твой теплоход или другое судно - поднимается или опускается в шлюзе.

Зрелище классное, для тех, кто знает - обычное дело, но меня поразала ювелирная работа капитана! Спасибо Ему. В то время, как мы подходили к шлюзу с нами поравнялся такой же четырехпалубник, как и мы - "Константин Коротков" (мы плавали на теплоходе "Михаил Фрунзе"). И оба теплохода начали друг за другом входить в шлюз. Там ведь не широко и сама эта камера для судов не такая и длинная. Но мастера - капитаны точно встали друг за другом, почти впритык, рядом, пришвартовались и начала прибывать вода, а следовательно и мы стали подниматься.

Мощные потоки с густой белой пеной рванули из-под каменных плит. Очень захватывающе. Когда теплоход стоит в шлюзе только ленивый не выйдет на палубу и не станет наблюдать за этим. )) И у нас было то же самое. Теплоход, находясь в камере шлюза, поднимается или опускается примерно на 8 метров, как нам рассказали матросы, которые швартовали корабль в шлюзе. Но в разных шлюзах, наверное, по-разному. Не могу тут ничего сказать, не была в других шлюзах.

Над шлюзом проходит мост, там двухсторонее оживленное движение, местность вокруг зеленая, всегда интересно увидеть новые места и открыть для себя что-то новое! Так было и у меня в тот раз. Все очень понравилось.


Это был день 1 мая. Я нанял такси, чтобы проехать по так называемому "рыбинскому кольцу" и осмотреть гидроузел, состоящий из нескольких частей на бывших рукавах Волги и Шексны. Почему кольцу? Потому, что выехав из западной части города и проехав через все плотины, можно вернуть к Рыбинскому автомобильному мосту через Волгу, проделав таким образом круг.
Почему на такси? Потому, что городской транспорт там довольно сложный, ходит нечасто, есть пересадки и это в совокупности может занять много времени. Но главное - никто не будет тебе останавливать в точках, где есть хоть какой-то обзор и более того - показывать эти точки. Таксисты местные разумеется этот маршрут хорошо знают. Взял водитель с меня 600 рублей, высадив в конце пути у моста, на той стороне Волги, прямо напротив Спасо-Преображенского собора.


1. Проезжаем где-то в западной части Рыбинска, в зоне советских микрорайонов. Кстати в Рыбинске есть троллейбус, несмотря на то, что город совсем небольшой, в отличие от того-же миллионного Воронежа, где убивают весь транспорт, кроме автобусов и маршруток.


2. Храм Александра Невского в бывшей деревне Макарово. Сейчас это часть города. Храму не повезло, его закончили строить в 1918 году.
Второе рождение у него состоялось в 90-е годы.
Следует пояснить, что заезд на Рыбинский гидроузел находится в западной и удаленной от центра на несколько километров части города. Раньше это была уже сельская местность.

Вкратце о самой ГЭС.
Решение ее строить было принято в СССР в начале 30-х годов прошлого века. На тот момент это был очень новаторский проект, а сама станция была второй в стране после Днепрогэса и самой ПЕРВОЙ на Волге. Строительство велось в основном силами заключенных Волголага с 1935 года и полностью закончено лишь к 1955 году. К моменту начала войны, большая часть гидроэлектростанции была построена и она сыграла важную роль в обеспечении электроэнергией прифронтовой Москвы.
Особенностью станции является размещение её сооружений в двух отдельных створах, расположенных в 10 км друг от друга: на Волге находятся водосбросная плотина и судоходные шлюзы, на Шексне (вблизи её впадения в Волгу) - здание ГЭС. При этом создаётся единое для обеих рек водохранилище, которое охватывает районы протекания рек - Волга, Молога и Шексна. Это крупное водохранилище все с детства хорошо видели на всех картах нашей страны. Наверное даже двоечник по географии мог его показать, настолько приметны очертания этого крупного водоема, находящегося в 350 километрах севернее столицы нашей страны.
На сегодняшний день станция уже не является такой мощной как казалось в ту далекую эпоху, но она продолжает работать.


3. Микрорайон Переборы на самом западе Рыбинска у бывшего русла Волги. Район возник в середине XX века, на месте одноименной деревни во время строительства Рыбинской ГЭС.


4. Закладной камень так и не построенного памятника погибшим узникам Волголага, в Переборах у дороги на Рыбинскую ГЭС.
"30 октября 2002 года рядом с узкоколейкой, по которой приходили эшелоны с заключенными, установлена гранитная многотонная глыба с мемориальной доской – закладной камень памятника погибшим узникам Волголага."
В справке в сети пишут, что две трети заключенных были все таки уголовниками а не политическими. А сама их численность достигала к 1941 году - 85 тысяч человек.


5. Заезд на дамбу ГЭС. Рядом на нее заходит железнодрожная ветка, построенная при строительстве станции, которая продит через весь гидроузел с ответвлениями.


6. Рыбинский кабельный завод, который находится в Переборах.


7. Ну вот мы и на дамбе, где расположена водосливная плотина и шлюзы. Она проложена через бывшее русло Волги. Вдали видно здание водосливной плотины.


8. Суда, которые выстроились на верхнем бьефе у входа в шлюзы.


9. В Переборах находится что-то похожее на небольшой речной порт.


10. Нижний бьеф водосливной плотины. Бывшее русло Волги.


11. Эти здания сейчас признаны памятниками архитектуры середины XX века.


12. Монумент "Мать-Волга" стоит на стрелке Рыбинского водохранилища между плотиной и шлюзами. Нормально увидеть вблизи её можно только с воды с борта проходящих судов. 1953 год.


13. Проезжаем через здание водосливной плотины.


14. Вот тут рядом находятся шлюзы Рыбинской ГЭС.


14. Короткая остановка, чтобы сфотографировать водосливную плотину с удобной точки у дороги.
С ее помощью регулируется сток воды из водохранилища и предотвращаются сильные паводки, которые случались в предыдущие эпохи.


16. Русло Волги.


17. Переезжаем мост у шлюзовых камер.


18. Тоже короткая остановка. Вижу старый забор из сталинской эпохи.


20. Здание двухниточного шлюза, по которому проходит важнейший внутренний речной путь России, связывающий 5 морей. Длина камер - 300 метров.
Думаю, что многие проходили его на круизных судах. Интересно, а в наше время с судов разрешают все это фотографировать? Со стороны все равно толком ничего не видно. Иное дело с судов.


22. Судоходный канал прорытый при строительстве. Находится в нижнем бьефе.


23. Вдали хорошо виден город Рыбинск, а слева поселок Волжский, который был построен на полуострове Каменниковский, который образовался после затопления водохранилища. Хотя по факту это остров, между двумя плотинами.


24. А это учреждения пенитециарной системы ФСИН РФ. Скорее всего оставшиеся от бывшего Волголага.
Очень удачное место расположения - на острове.


25. Проезжаем мимо них. В одну из них даже заходит железная дорога, впрочем давно не используемая.


26. Микрорайон или поселок - Волжский.


27. Является удаленным районом города Рыбинска. Пишут, что тут при Союзе были какие-то закрытые предприятия.
Разумеется, что этот район родился благодаря постройке ГЭС.


30. Заехали в Волжский на берег русла Волги.


32. Тут город Рыбинск уже виден ближе. Виден в том числе и дом где я остановился.


33. Вид в сторону водосливной плотины и шлюзов.


35. ЛЭП точно такая как и в Вышгороде на Киевской ГЭС.


36. Оставновка у дороги перед собственно зданием электростанции.


37. Здесь находятся какие-то подразделения ГЭС и старая железная дорога. Кстати это крайняя точка местной жд ветки.


38. Водохранилище еще хранит следы недавней зимы.


41. Вид на здание ГЭС со стороны водохранилища.
У него потрясающая история. Запускали станцию в тяжелейшее для страны время, в ноябре 1941 года! А перекрытие плотин и начало заполнения Рыбинского водохранилища началось весной 1941 года. Здание станции при этом еще не было до конца достроено, но стране нужно было электричество.


43. Цитата:
"Пуск первых гидроагрегатов происходил в самый тяжёлый период Великой Отечественной войны, при этом агрегаты работали в недостроенном здании ГЭС, а чтобы его защитить от дождя и снега, над ними был раскинут брезентовый шатёр и придумана оригинальная система маскировки от авиаударов. За годы войны вместе с Угличской ГЭС рыбинские энергетики выработали около 4 млрд кВт·ч. электроэнергии, освободив для нужд народного хозяйства 5 млн т местного топлива. За бесперебойное энергоснабжение Москвы в военное время коллективу Рыбинской ГЭС было передано на вечное хранение Красное знамя Наркомата электростанций и ЦК профсоюза работников электротехнической промышленности."


44. Остановка за зданием электростанции.
ГЭС имеет 6 гидроагрегатов, которые как пишут, в настоящее время проходят модернизацию. Или уже прошли.


45. Вид на русло Шексны, на котором была построена Рыбинская ГЭС.


47. Рыбинское море.


50. Тут находятся места массового отдыха горожан.


51. Снова въезжаем в Рыбинск уже с северной стороны.


52. Левобережный район Рыбинска, который находится за Рыбинским мостом через Волгу.


53. Тут я так понял - сплошной частный сектор.


54. Старый деревянный дом, который привлек мое внимание.


56. Видна центральная набережная.

Читайте также: