Как снять рабочее колесо центробежного насоса

Обновлено: 04.07.2024

Последовательность разборки насосов этой группы определяется особенностями конструкции насоса. Разборку центробежного насоса выполняют так. Отсоединяют от насоса механизм привода. Снимают арматуру и трубы, разбирают сальниковое уплотнение, снимают крышку ротора, поднимают ротор и выводят его из корпуса насоса. При разборке ротора насоса с вала спрессовывают муфту, подшипники качения и рабочее колесо. Разборка центробежного насоса, имеющего в качестве привода паровую турбину, имеет свои особенности. Обычно в этом случае насос выполнен в вертикальном варианте, и паровая турбина соединена с гидравлической частью насоса на фланце, а ротор турбины с ротором гидравлической части— с помощью полумуфт. В этом случае, отсоединив паровую турбину от гидравлической части насоса, его разборку и разборку турбины ведут параллельно. Так же поступают и при разборке осевого насоса, если он включает в себя паровую турбину и редуктор.

Ремонт вспомогательных паровых турбин и редукторов имеет много общего с ремонтом паровых турбин и редукторов ГТЗА и поэтому здесь не рассматривается.

При разборке гидравлической части пропеллерного осевого насоса отсоединяют приемный патрубок от основного корпуса, разбирают сальниковое устройство, разбирают основной корпус на две части, вынимают ротор, вывертывают трубку для смазки, снимают обтекатель, отвертывают крепежную гайку, спрессовывают рабочее колесо и выпрессовывают вкладыши.

К основным дефектам корпусов центробежных и осевых насосов относятся: пропуски перекачиваемой жидкости по разъемам корпусов и фланцев приемных и отливных патрубков; повреждения нарезных отверстий для крепежных изделий, эллиптичность посадочных мест уплотнительных колец; нарушения центровки корпуса насоса по отношению к механизму привода или к редуктору; наличие отдельных свищей, трещин и др.

Перед обработкой корпуса из него вывертывают все крепежные детали, а отверстия с сорванной резьбой просверливают на ближайший большой размер; затем вновь нарезают резьбу и изготовляют новые крепежные детали. Дефекты разъемов корпуса устраняют шабрением с точностью восемь пятен краски на площади 25x25 мм. Лапы или основания крепления корпуса к судовому фундаменту обрабатывают с точностью три-четыре пятна краски на площади 25x25 мм. После шабрения устанавливают крепежные изделия. При необходимости растачивают гнезда вкладышей и посадочные места под уплотнительные кольца. Трещины и свищи в корпусе устраняют заваркой; эту работу выполняют до обработки плоскостей и до расточки посадочных мест.

Основными дефектами рабочих колес центробежных и осевых насосов являются: разъедание лопаток и лопастей; разработка шпоночных пазов; ослабление посадки рабочих колес на валах; нарушения формы лопастей и уравновешенности рабочих колес.

При сплошном разъедании поверхности рабочего колеса центробежного насоса с глубиной раковин свыше 1 мм приходится устанавливать новое колесо. При местном разъедании или при меньшей глубине раковин допускается зачистка лопастей до полного удаления раковин. Уменьшение толщины лопастей после обработки не должно превышать 15% чертежной. При местном разъедании глубиной до 1,5 мм и нескученном расположении раковин (до трех на площади 25x25 мм) рабочие колеса могут быть оставлены без обработки, если поврежденная раковинами поверхность составляет не более 25% поверхности лопасти и раковины расположены не на выходных кромках лопастей.

Смятие кромок шпоночных пазов устраняют обычными способами. Вал насоса заменяют при значительном ослаблении посадки рабочего колеса. У рабочих колес, имеющих массивную ступицу, этот дефект можно устранить путем расточки ступицы рабочего колеса 3 и запрессовки втулки 1, которую стопорят винтами 2 (рис. 142). После закрепления втулки колесо растачивают по внутреннему диаметру, сообразуясь с диаметром вала, и продалбливают шпоночный паз. После устранения дефектов рабочее колесо статически балансируют.



Рис. 142. Расточка ступицы гидравлического колеса центробежного типа с установленной втулкой.



Рис. 143. Лопасти колеса, разделенные под заварку.

При сплошном разъедании лопастей рабочего колеса осевого насоса допускается обработка поверхности колеса опиловкой с последующей зачисткой и шлифованием до полного удаления раковин, если уменьшение толщины лопасти не будет превышать 15% чертежной. После указанной обработки могут быть оставлены единичные раковины глубиной не более 2 мм, кромки которых должны быть сглажены. Раковины на лопастях глубиной свыше 2 мм заваривают и зачищают. Трещины, раковины, обрывы на лопастях и места, пораженные кавитацией, вырубают, заваривают и зачищают. При обломе лопастей приваривают недостающую часть и обрабатывают ее (рис. 143). Ослабление посадки рабочего колеса (пропеллера) на валу устраняют путем расточки ступицы и запрессовки втулки (как и в рабочем колесе центробежного насоса).

Наиболее часто встречающимися дефектами валов центробежных и осевых насосов являются: износ рабочих шеек, риски и задиры на них (при работе на вкладышах скольжения); обрыв ниток резьбы на валах; уменьшение диаметров посадочных мест на валах для рабочих колес и муфт; разработка шпоночных пазов; износ рубашек, насаженных на валы, и ослабление их посадки; изгиб валов.

Валы гидравлической части насосов подлежат замене при наличии трещин на шейках, расслоения металла, сорванной и смятой резьбы. Изгиб валов устраняют правкой. При ослаблении посадки рубашек на валах их заменяют. Дефекты рубашек в виде износа, рисок и задиров устраняют проточкой, причем уменьшение толщины разрешается не более 20% чертежной. Износ и другие дефекты рабочих шеек устраняют проточкой и шлифованием; уменьшение диаметра при этом должно быть не более 3% чертежного. Разрешается восстановление номинальных размеров вала наплавкой с последующей обработкой и шлифованием.

Центробежный насос собирают в следующем порядке. В первую очередь в корпусе насоса должны быть установлены и закреплены уплотнительные полукольца. Затем на валу насоса закрепляют рабочее колесо, напрессовывают подшипники качения и соединительную полумуфту. Собранный ротор устанавливают в корпусе насоса, проверяют зазоры, ставят крышку насоса, проверяют легкость вращения ротора и при отсутствии задеваний о неподвижные части корпуса окончательно собирают крышку. После этого устанавливают сальниковое устройство, штуцера, трубки и другие детали. Установив и закрепив насос на фундаментной раме, прицентровывают к нему электродвигатель. Дальнейшие работы заключаются в испытании насоса в цехе и монтаже на судне.

Как уже указывалось, осевой (пропеллерный) насос состоит из паровой турбины, редуктора и гидравлической части. Существует несколько вариантов сборки насоса. Рассмотрим вариант, при котором параллельно ведут сборку турбины, редуктора и гидравлической части насоса, а затем редуктор, собранный с турбиной, прицентровывают к гидравлической части и собирают с ней. В этом случае обе половины корпуса насоса для удобства сборки устанавливают в горизонтальном положении плоскостями разъема вверх и подгоняют вкладыши по расточкам. Собрав обе половины корпуса, проверяют плотность прилегания плоскостей разъема и при необходимости дополнительно шабрят их. Собранный ротор устанавливают в подшипники и, собрав обе половины корпуса насоса, присоединяют к нему приемный патрубок. Установив насос в вертикальное положение, на его прилив-лапу помещают редуктор, собранный с турбиной. После этого центруют валы ротора насоса и редуктора, собирают корпус насоса и редуктора, а также фланцевое соединение валов, устанавливают сальниковое устройство, арматуру и детали, предусмотренные конструкцией. Испытав насос на стенде, готовят его к отправке на судно.

При ремонте вихревого насоса разбирают сальниковое уплотнение, отсоединяют боковую крышку от корпуса и вынимают из него ротор, спрессовывают с вала рабочее колесо и детали, предусмотренные конструкцией. Трещины и свищи в корпусе и крышке насоса устраняют заваркой с последующей зачисткой. Перемычка может иметь износ по внутренней поверхности и коррозию; при незначительных дефектах ограничиваются зачисткой этих поверхностей, а при значительных дефектные места наплавляют и зачищают. Втулки-вкладыши обычно заменяют новыми. Валы насосов ремонтируют так же, как валы центробежных и осевых насосов. Рабочее колесо насоса может иметь коррозионные повреждения на лопатках, ослабление посадки на валу, смятие кромок шпоночного паза. Незначительные коррозионные повреждения устраняют зачисткой, глубокие раковины — заваркой и зачисткой, ослабление посадки на валу — заменой вала. Дефекты шпоночного паза устраняют обычным способом.

При сборке насоса напрессовывают на вал рабочее колесо с пригонкой шпонки полумуфты и устанавливают детали, предусмотренные конструкцией. В корпус и крышку запрессовывают втулки и пришабривают их по валу. Собранный ротор помещают в корпус, устанавливают крышку и собирают, монтируя сальниковое уплотнение, арматуру и др.

Установив насос на фундаментную раму, прицентровывают к нему электродвигатель, после чего испытывают на стенде.

background image

ОСТОРОЖНО:
Во избежание повреждений крыльчатки используйте точки опоры для рычагов под лопастями
крыльчатки.

В насосе используется рабочее колесо одного из перечисленных типов. Выберите процедуру
демонтажа, соответствующую рабочему колесу, установленному в насосе:

• Рабочее колесо открытого типа
• Рабочее колесо закрытого типа
• Shearpeller

Демонтаж рабочего колеса открытого типа

1. Закрепите на верстаке задний съемный блок.
2. Зажмите вал для предотвращения поворота (122).
3. Снимите гайку крыльчатки (304) и кольцевую прокладку (412A).

4. С помощью двух монтировок, расположенных с противоположных сторон, снимите рабочее

колесо с вала. Монтировки необходимо располагать между крышкой и рабочим колесом.
Кроме того, можно использовать съемник крыльчатки.

Демонтаж рабочего колеса закрытого типа

1. Закрепите на верстаке задний съемный блок.
2. Зажмите вал для предотвращения поворота (122).
3. Снимите гайку крыльчатка (304) и кольцевую прокладку (412A).

Техническое обслуживание (продолжение)

Models 3180, 3181, 3185, and 3186 Руководство по установке, эксплуатации и техническому обслуживанию

ДмитрийМ

Решил починить насос, валявшийся сто лет в кладовке. Что это за марка (судя по исполнению и деталям фильтра) из СССР? Коллекторный узел вроде (??) был когда-то закрыт синей пластмассовой крышкой. Не могу снять крыльчатку, вроде винт был в центре штока колеса, исходя из исполнения рабочего колеса попытался крутить против часовой, сломал шлиц на винте из силумина :( . В основании центрального стержня есть шестигранник, но тоже не поддался, к тому же они как бы утоплен в самом рабочем колесе, вращаться вроде не может . Сдёрнуть съёмником страшно, колесо из такого же гнусного силумина (шпиатра), как бы не рассыпалось.

Предысторию этой насосной станции можно прочесть в материале. Сегодня, тема материала о том, как разобрать насос типа CAM 88 от производителя SPERONI. Так же, какие трудности при разборке могут возникнуть, если насос проработал много лет, и в агрессивной среде (постоянная сырость).

Открыв борно электродвигателя, из него выходила ржавая металлическая пыль. Внутри клеммной коробки был налёт этой пыли.

Следы металлической пыли

Всё это только подтвердило то, что скорее всего, вышел из строя подшипник, или оба.

Вскрытие покажет …

Естественно, делать какие-то выводы, можно только после разборки насоса. Чтобы определить, возможно ли восстановить насосную станцию, надо пытаться её разобрать. Почему именно пытаться? Как вы думаете, легко ли разобрать оборудование, проработавшее более 10 лет, в сырости? Вот, вот!

Разборка насоса

Демонтировал насосную станцию целиком, и вытащил из подвала дома. Теперь можно в удобной обстановке разбирать её.

Снятая насосная станция

Я не стал сразу снимать насос целиком, с гидроаккумулятора, а сначала, снял всё что можно.

Далее, я попытался открутить болты, стягивающие корпус электродвигателя. Увы, смог открутить только один. Три болта отломились, и в дальнейшем, предстоит дополнительные проблемы, по их извлечению.

Снимаем вентилятор и заднюю крышку электродвигателя

Ремонт насосной станции

Срезанные болты насоса

За годы эксплуатации, корпус насоса изъела коррозия. Дюралевый корпус местами покрыт язвами. Пришлось прилагать усилия, чтобы снять корпус насоса. Благо, съёмная часть насоса, выполнена из нержавейки!

Наконец, насос разобран.

Подшипник насоса - рассыпался

Осталась ещё одна непростая задача – снять рабочее колесо насоса. Почему непростая? Опять же, из-за многих лет работы.

Гайка крепления рабочего колеса открутилась нормально. Однако же, само колесо снять не получалось. Пробовал с помощью наставки и молотка, выбивать вал ротора – ничего. Колесо выходило только на половину. Уже расплескался вал ротора, и никак. Пришлось просто разбить колесо. Только тогда получилось снять втулку из сплава меди, шпонку.

Втулка рабочего колеса

В последствии, обработал болгаркой развальцованный вал, и перенарезал леркой резьбу.

Резьба вала, ротора насоса

Вал ротора насоса наконец освобождён, для дальнейших действий.

Что теперь?

Самое интересное ожидает впереди! Теперь, надо всё восстанавливать.

С подшипником проблем не возникло. Так как задний подшипник в хорошем состоянии, приобрёл только один подшипник. Его размеры, тип, можно увидеть на маркировке целого экземпляра. Это 202-й подшипник.

Маркировка подшипника

Купленный подшипник был насажен на вал

Ротор насоса с новым подшипником на валу

А дальше, пока – стоп! Почему? Потому что найти рабочее колесо в нашей местности, не так просто. Буду искать, или пытаться привезти по заказу.

Читайте также: