Как звали центуриона прокуратура из мастера и маргариты

Обновлено: 05.07.2024

мастер и маргарита

Как и в случае с Азазелло имя Абадонна - это лишь слегка измененное имя реального демона - Абаддон или Аваддон (ивр. истребление) или греческий аналог: Аполлион, то есть губитель — в иудейской (а затем и в христианской) теологии — ангел (демон) истребления, разрушения и смерти. Первоначально имя обозначало не сущность, а место. В раввинистической литературе и в Ветхом Завете Аваддоном именуется одна из областей ада (Геенны). Так в Ветхом Завете этот термин употребляется шесть раз. В Откровении же св. Иоанна Богослова Аваддон уже однозначно персонифицирован и представляет собой повелителя бездны, смерти и ада, ведущего полчища саранчи. Цитировать откровение не буду но если интересно - 9:7-11.


абаддон

Кстати Абаддон упоминается в другом романе Булгакова - "Белая гвардия", где пациент Алексея Турбина, больной сифилисом и начитавшийся Откровения Иоанна Богослова поэт Русаков связывает этого ангела с военным вождем большевиков Л. Д. Троцким, имя которого будто бы "по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион, что значит губитель".

Есть мнение, что образ демона войны Булгаков углядел в стихотворение поэта Василия Жуковского "Аббадона" (1815), представляющему собой вольный перевод эпилога поэмы немецкого романтика Фридриха Готлиба Клопштока "Мессиада" (1751-1773).

В "Мастере и Маргарите" Абаддона - демон войны, хранящий живой хрустальный глобус Воланда, где гибнут люди и дымятся поражаемые бомбами и снарядами дома, а Аббадона беспристрастно наблюдает, чтобы страдания для обеих воюющих сторон были одинаковыми.

Война, развязанная Абадоной и предстающая взору Маргариты, - это вполне конкретная война. На глобусе Воланда "кусок земли, бок которого моет океан", ставший театром военных действий, представляет собой Пиренейский полуостров. Здесь расположена Испания, где в 1936-1939 гг. происходила кровопролитная гражданская война.

Иешуа Га-Ноцри

Персонаж отождествляемый с Христом. Вообще назвать героя Булгакова Христом у меня все таки не получается. Это фантазия на тему Христа человека, я и не знаю есть ли ей аналоги в литературе. Христос - Богочелвоек, Иешуа - человек. Из всех персонажей литературы более всего мне он напомнил Князя Мышкина. Такой же наивный и открытый, исполненный доброты.

Имя "Иешуа Га-Ноцри" Булгаков встретил в пьесе Сергея Чевкина "Иешуа Ганоцри. Беспристрастное открытие истины" (1922), а затем проверил его по трудам историков. В булгаковском архиве сохранились выписки из книги немецкого философа Артура Древса (1865-1935) "Миф о Христе", переведенной на русский в 1924 г., где утверждалось, что по-древнееврейски слово "нацар", или "нацер", означает "отрасль " или "ветвь", а "Иешуа" или "Иошуа" - "помощь Ягве" или "помощь божию".

Правда, в другой своей работе, "Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем", появившейся на русском в 1930 г. Древе отдавал предпочтение иной этимологии слова "нацер" (еще один вариант - "ноцер") - "страж", "пастух", присоединяясь к мнению британского историка библии Уильяма Смита (1846-1894) о том, что еще до нашей эры среди евреев существовала секта назореев, или назарян, почитавших культового бога Иисуса (Иошуа, Иешуа) "га-ноцри", т.е. "Иисуса-хранителя".

иешуа


В середине кадр из фильма Бортко "Мастер и Маргарита" в роли Иешуа Сергей Безруков

В архиве писателя сохранились и выписки из книги английского историка и богослова епископа Фридерика В. Фаррара "Жизнь Иисуса Христа" (1873), доказывающего традиционную этимологию. Согласное ей "Га-Ноцри" означает Назаретянин, древнееврейское "Иешуа" - "чье спасение есть Иегова", а город Назарет английский историк связывает с городом Эн-Сарид, который упоминал и Булгаков, заставляя Пилата во сне видеть "нищего из Эн-Сарида". Из книги Фарра Булгаков срисовал внешний вид Иешуа - прозаический и в чем-то жалкий.

Кстати в нецензурированной версии Вавилонского Талмуда упоминается проповедник по имени Иешу, который также именуется Иешу-ха-Ноцри, которого некоторые еврейские исследователи отождествляют с Иисусом из Назарета, несмотря на значительные фактологические и временны́е расхождения между сведениями о нём и евангельской фабулой.

Почему текст Булгакова так далек от Евангельского? Не знаю. Может быть прав Александр Мень, говорящий о том, что "писатель использовал модную тогда гипотезу, будто евангелисты передали факты неверно". Но мне кажется, что Булгаков преследовал немного другие цели. Что важнее в Христе - чудеса или учение? Учение? Ну так вот и взгляните на человека, исповедующего это учение.. Слабо?

Левий Матвей

Бывший сборщик податей, единственный ученик Иешуа Га-Ноцри. В его образе сложились образы всех апостолов, но прежде всего Матфея, которому традиция приписывает авторство "логий" - древнейших заметок о жизни Иисуса Христа, которые легли в основу трех Евангелий: Матфея, Луки и Марка, называемых синоптическими.

По утверждению Га-Ноцри: ". Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и неправильно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал"

О том, почему Булгаковский текст так далек от канонического я писал выше.

левий матвей


Левий Матвей в исполнении Льва Дурова (в фильме Ю.Кары 1994 года) и в исполнении Семена Стругачева (в серилае Бортко). На поледней картинке Евангелист Матфей.

Единственный эпизод, который хотел бы вспомнить, эпизод отречения Левия Матвия. Чем то этот эпизод роднит Матвия с апостолом Петром, только вот отрекается он от Бога. Когда Иешуа висит на кресте Матвий кричит: "Я ошибался! - кричал совсем охрипший Левий, - ты бог зла! Или твои глаза совсем закрыл дым из курительниц храма, а уши твои перестали что-либо слышать, кроме трубных звуков священников? Ты не всемогущий бог. Ты черный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!". На этот крик на Ершалаим находит с запада находит гроза.

Этот эпизод - вновь отсылает нас к образу дьявола. Фактически нечистый дух спасает Иешуа от страданий. Страдания безвинного Булгаковскому Воланду так же противны, как грехи, за которые он казнит жителей Москвы.

Мастер

Безусловно образ гения, человека явно лишнего в мире - образ автобиографичный. "Человек примерно лет тридцати восьми" предстает в лечебнице перед Иваном Бездомным - это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г. (38 лет ему исполнилось 15-го числа, через 10 дней после того, как Мастер и его возлюбленная покинули Москву. Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова и практически всех его произведений. В "Мастере и Маргарите" фигурировал заголовок "Ударим по пилатчине!", Булгакова травили заголовками "Ударим по булгаковщине!".

Но в образе мастера можно узнать и кое кого другого. Во первых, как Воланд отсылает нас к Мефистофелю из "Фауста" Гете, так и в Мастере можно угледеть что-то от героя великого твореня Гете, только схож он более не с доктором Фаустом, а с его приятелем - Вагнером. Слова Мастера о том, что "я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий" и что "в особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик" почти буквально воспроизводит сентенцию доктора Вагнера. Перед тем, как отпустить Мастера, сатана спрашивает у него: "Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула?" У Гете гомункула создал именно Вагнер.


Михаил Булгаков, Александр Галибин в роли мастера и картина Евгения Семенюка

Так же его портрет: "бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос", выдает несомненное сходство с Николаем Васильевичем Гоголем. Обращенные к Мастеру слова Воланда: "А чем же вы будете жить?" - это парафраз известного высказывания поэта и журналиста Николая Алексеевича Некрасова, адресованного Гоголю в 1848 году. Ну а сожжение мастером своего романа. прямая параллель с "Мертвыми душами"

Вообще исследователи еще много параллелей проводили. Но по моему первичен тут образ Булгакова, все остальное - это только штрихи, добавленные мастером к своему портрету.

Кстати умирая, в бреду Михаил Афанасьевич просил жену принести вязанную шапочку с буквой М. Ту, которой никогда у него не было, которую Маргарита подарила Мастеру.

Маргарита

Как-то мы в институте обсуждали сериал "Мастер и Маргарита" (кстати мне он понравился). И наш преподаватель (кажется вел он что-то связанное с радиотехникой) заметил: "А вот актриса играющая Маргариту наверняка мало кого уговорит, потому что Маргарита у каждого своя". По моему абсолютно врено. Но все же.

Главным прототипом Маргариты послужила третья жена писателя Е. С. Булгакова, которую Булгаков "увел" у военначальника Е. А. Шиловского. (в романе говорится о нем, как о каком-то муже. а это тоже была интересная личность. По телеканалу культура периодически показывают фильм "Генерал Рощин, муж Маргариты" (вот о нем на сайте телеканала, очень рекомендую, а вот БИО генерала)

В литературном же плане Маргарита безусловно восходит к Маргарите "Фауста" Иоганна Вольфганга Гёте. Отсюда и имя. Так же Булгаков подчеркивает также связь Маргариты с французскими королевами, носившими имя Маргарита - Маргарите Наваррской и Маргарите Валуа. Узнавший Маргариту по дороге на Великий бал у Сатаны толстяк называет ее "светлая королева Марго" и лопочет, "мешая русские фразы с французскими, какой-то вздор про кровавую свадьбу своего друга в Париже Гессара".

маргарита


Елена Сергеевна Булгакова, Анна Ковальчук в роли Маргариты и иллюстрация Евгения Семенюка

Свадьба Маргариты Валуа с королем Наваррским Генрихом - будущим французским королем Генрихом IV, как отмечалось в словарной статье, "отпразднованная с большой пышностью, закончилась Варфоломеевской ночью или парижской кровавой свадьбой" 24 августа 1572 г.

Фауст и Маргарита воссоединяются на небесах, в свете. Вечная любовь гетевской Гретхен помогает ее возлюбленному обрести награду - традиционный свет, который его слепит, и потому она должна стать его проводником в мире света.

Булгаковская Маргарита тоже своей вечной любовью помогает Мастеру - новому Фаусту обрести то, что он заслужил. Но награда героя здесь - не свет, а покой, и в царстве покоя, в последнем приюте у Воланда или даже, точнее, на границе двух миров - света и тьмы, Маргарита становится поводырем и хранителем своего возлюбленного: "Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я".

Понтий Пилат

На этом герое я свое добровольное исследование хочу закончить. Хотя было бы интересно и про москвичей что-нибудь сказать. но обойдусь без этого. Итак. ключевой персонаж романа - римский прокуратор Иудеи в конце 20-х - начале 30-х гг. н. э. всадник Понтий Пилат.

В образе Пилата Булгаковым запечатлен человек, терзающийся муками совести за то, что отправил на смерть невинного. В финале романа Пилату даруется прощение.

Образ прокуратора Иудеи историчен. По легенде родом он из Германии (ее же можно назвать прородиной Воланда-Меистофеля). Он судил Христа, и во время суда "умыл руки", т.е. отказался от ответственности в совершенной казни. Через год после распятия Христа он был отозван из Палестины. дальнейшая его судьба неизвестна. Есть две легенды о его кончине:
Император Тиверий, получив исцеление "гнойного струпа" на лбу от платка Вероники, на котором отпечаталось изображение Иисуса, разгневался на П. П., казнившего столь искусного врача. Цезарь вызвал его в Рим и хотел предать смерти, но "Пилат, узнав об этом, сам умертвил себя своим собственным ножом. Тело Пилата было брошено в Тибр; но Тибр не принимал его; потом бросали в другие места, пока не погрузили в один глубокий колодец, окруженный горами, где оно до сих пор находится"

Другая легенда такова. В Швейцарских Альпах есть гора, связанная с именем Пилата. По легенде с нее он и бросился в пропасть, не выдержав чувства вины за содеянное. И там он будто бы и доселе появляется в великую пятницу и умывает себе руки, тщетно стараясь очистить себя от соучастия в ужасном преступлении.

Именно там, где-то в горах Воланд вместе с Мастером и Маргаритой и находят несчастного прокуратора, возвещая ему о прощении.

Кстати, эфиопская православная церковь (есть и такая см. википедию) канонизировала иудейского прокуратора и его жену Прокулу.

Главным грехом Булгаков называет трусость. Пилат струсил, он не смог оправдать столь симпатичного ему философа. Трусость стало причиной его предательства (а у Данте предатели находятся на самом последнем кругу ада) и его мук.

Так же проводят параллель образом Пилата и идеями Льва Николаевича Толстого (я цитирую отрывками куда более полно это можно прочитать в булгаковской энциклопедии, на которую я постоянно ссылаюсь)
"- Подошел я к стражнику, - рассказывал Лев Николаевич, - и спрашиваю его: "Чего это у тебя сбоку висит? Нож, что ли?"
- Какой нож? Это не нож, а тесак.
- Что же ты им будешь делать? Хлеб резать?
- Какой там хлеб?!
- Ну, так мужика, который тебя хлебом кормит.
- Ну что ж, и буду резать мужика.
- Ведь сам ты тоже мужик. Как же тебе не совестно резать своего брата мужика?
- Хоть совестно, а резать буду, потому такова моя должность.
- Зачем же ты пошел на такую должность?
- А затем, что вся цена мне в месяц шестнадцать целковых, а платят мне тридцать два целковых, потому и пошел на эту должность.
- Ответ стражника, - с усмешкой заметил Толстой, - объяснил мне много непонятных вещей в жизни. Взять хотя бы Столыпина. Я хорошо знал его отца и его когда-то качал на коленях. Может быть, и ему совестно вешать (для подавления революционных выступлений Столыпин ввел военно-полевые суды, нередко применявшие смертную казнь), а вешает, потому что такова его должность. А на эту должность пошел, потому что красная цена ему даже не шестнадцать целковых, а, может, ломаный грош, получает же он - тысяч восемьдесят в год.

И таковы все эти порядочные люди, из так называемого высшего общества. Милы, любезны, учтивы, пока дело не коснется должности, а по должности - звери и палачи. Таков, например, был известный шеф жандармов Мезенцев, убитый за свои зверства революционерами (генерал-адъютанта Н. В. Мезенцева (1827-1878) заколол кинжалом революционер-народник и писатель С. М. Степняк (Кравчинский) (1851-1895). А вне должности был премилый и добродушный человек; я его хорошо знал".

понтий пилат


В середине кадр из сериала Бортко. Понтия Пилата играет Кирилл Лавров

И в финале, когда Маргарита и Мастер видят сидящего в кресле на плоской горной вершине П. П., Воланд сообщает им, что прокуратор все время говорит "одно и то же. Он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность". Как и Толстой, Булгаков утверждал, что никакими должностными обязанностями нельзя оправдать преступного насилия над людьми. Для П. П. слова о должности - только попытка успокоить больную совесть.

И тут хочется вспомнить годы написания романа - годы предательств, репрессий, доносов. Чем оправдывали себя тысячи чекистов, следователей, палачей? Плохой должностью? Приказом свыше? Так же оправдывали себя в последствии начальники концентрационных лагерей и офицеры вермахта. А не отправил ли один из них на казнь явившегося во второй раз Христа, лишая мир спасения.

Читайте также: