Картина женщина за рулем кто художник

Обновлено: 05.07.2024

Metro продолжает рассказывать о тайнах картин из собрания Третьяковской галереи в рамках проекта "Интенсив ХХ". Свою, пожалуй, самую известную картину Юрий Пименов назвал "Новая Москва". Место, изображённое на ней, – это самое начало Охотного Ряда, которое к концу 30-х обросло новыми домами: станцией метро "Театральная", гостиницей "Москва" и зданием Совета труда и обороны (ныне здание Госдумы).

При чём здесь кинематограф

Чтобы сделать фотографию особенно современной, художник решил выбрать необычный, "киношный" подход. "Это кинематографичный ракурс. Женщина на переднем плане выглядит как Любовь Орлова за рулём автомобиля", – сказала Metro сотрудник Третьяковской галереи Фаина Балаховская.
С того же ракурса в 44-м Пименов напишет солдата за рулём грузовика, чтобы подчеркнуть контраст между 30-ми и военным временем.

Кто сидит за рулём

"Женщина за рулём – это тоже было новым явлением для того времени, – объяснила Фаина Балаховская. – Кстати, известно, что на картине изображена жена Пименова, которая часто позировала для его картин".
Наталья Аполлинариевна, по словам самого Юрия Пименова, была его лучшей моделью, музой и другом.

Что это было за время

"Ещё одна важная вещь, на которую следует обратить внимание в этой картине, – это дата её создания, – посоветовала посетителям Третьяковской галереи Фаина Балаховская. – 1937 год у нас редко ассоциируется с такими мажорными красками".
Стоит сказать, что в советском искусствоведении эту картину рассматривали как эталон социалистического реализма.

Юрий Пименов Городской пезаж

Юрий Пименов родился в семье юриста, но он с детства любил живопись, как и его отец. Семья жила недалеко от Третьяковки, потому в детстве художник часто посещал её, рассматривая полотна знаменитых мастеров. Особенно будущему художнику нравилось рассматривать пейзажи авторов-передвижников.

Москва Юрия Пименова

Даешь тяжелую индустрию!

Юрий Пименов Даешь тяжелую индустрию!

Новая Москва. 1937

Юрий Пименов Новая Москва. 1937 год

Новая Москва. 1960

Юрий Пименов Новая Москва. 1960 год

А это уже Новая Москва 1960-го года. Как быстро меняется город!

Хочется еще заметить не только новое в пейзаже. Новой является и техника исполнения Полотно выполнено легкими полупрозрачными мазками, создающими впечатление живости и воздушности картины. При взгляде на пейзаж ощущается движение, дуновение ветерка. Зритель сразу погружается в жизнь столицы тех лет.

Фронтовая дорога

Юрий Пименов Фронтовая дорога

Москва и во время войны занимала в картинах художника особое место. Любовь к Москве была безграничной, он не оставил ее даже в тяжелые годы осады немцами в декабре 1941 года. В нескольких его картинах изображена Москва тех лет, трудных для столицы.

Новые кварталы

Юрий Пименов Новые кварталы

Его картины пронизаны любовью к Москве, ее новостройкам, вечно торопящимся прохожим, шумным улицам и площадям. Он рисовал московские будни, но в них всегда чувствовалось присутствие праздника жизни.

Писал он эти картины всю свою жизнь.

Начало любви

Юрий Пименов Начало любви

Раннее утро в Москве

Юрий Пименов Раннее утро в Москве

Первые модницы нового квартала

Юрий Пименов Первые модницы нового квартала

Свадьба на завтрашней улице

Юрий Пименов Свадьба на завтрашней улице

Новые номера

Юрий Пименов Новые номера

Движущиеся границы города

Юрий Пименов Движущиеся границы города

Девушки из магазина

Юрий Пименов Девушки из магазина

Лирическое новоселье

Юрий Пименов Лирическое новоселье

Тропинки к автобусам

Юрий Пименов Тропинки к автобусам

Вид из окна. Москва

Юрий Пименов Вид из окна. Москва

Но именно в этом будничном пейзаже он видит романтику новой жизни, в противовес с раздражением старых кварталов. Именно так изображал Пименов свою Москву, город будущего.

Вокруг творчества Юрия Пименова не утихают споры. Одни считают его прекрасным живописцем , другие — типичным советским художником , прогнувшимся под власть. Да , советский быт и весь уклад жизни Пименов изображал в светлых и радостных тонах. Но что водило его кистью — свойственный этому человеку позитивный взгляд на мир , страх перед властью или банальное желание жить спокойно и благополучно? Попробуем разобраться.

Дороги Юрия Пименова. Восемь фактов о творческом пути художника

Но есть в биографии Юрия Пименова факты , которые расшатывают эту простую конструкцию.

Юрий Иванович Пименов. Весеннее окно

1. Первые шаги

Юрий Пименов родился в 1903 году в Москве. Его отец был помощником присяжного поверенного , а мать происходила из купеческого рода. Учитель рисования в гимназии заметил талант мальчика и помог ему поступить в Замоскворецкую школу рисования. Немало времени подросток проводил в Третьяковской галерее , возле пейзажей Саврасова , Сомова , Левитана. Вряд ли он тогда мог представить , что через два десятка лет сам напишет картину , которая займет место в одном из залов Третьяковки. Кроме того , Юра Пименов был завсегдатаем галереи Сергея Щукина. И также , любуясь полотнами импрессионистов , скорее всего , не предполагал , что выберет именно это направление живописи. Но — не сразу.

Юрий Иванович Пименов. Московские крыши

В 1920-м Юрий Пименов поступил во ВХУТЕМАС ( Высшие художественно-технические мастерские), там он учился у Сергея Милютина , Вадима Фалилеева и Владимира Фаворского. Но на дальнейшее творчество Пименова повлияли не только учителя , но и соученики — Александр Дейнека, Александр Тышлер, Петр Вильямс, Андрей Гончаров.

Юрий Иванович Пименов. Художники в мастерской (А.Д. Гончаров и Ю.И. Пименов)

В 1925-м группа выпускников Вхутемаса основала ОСТ — Общество художников-станковистов. В числе учредителей были Юрий Пименов и его однокашники Вильямс и Дейнека.

ОСТ-овцы отвергали реализм

в духе передвижников , их работы по стилистике были близки к конструктивизму и европейскому экспрессионизму. Главной темой станковистов стала жизнь молодой советской страны — труд , спорт Картины Пименова в этот период — яркие и динамичные , их отличает графичность и четкость композиции.

Юрий Иванович Пименов. Футбол

Юрий Иванович Пименов.

Юрий Иванович Пименов. Инвалиды войны

Юрий Иванович Пименов. Пианист

Юрий Иванович Пименов. На Северном фронте. Взятие английского блокгауза

Юрий Иванович Пименов. Порт

Юрий Иванович Пименов. Бега

3. Странствия по миру

В 1920−30-х советское государство еще не отгородилось железным занавесом , а напротив , стремилось презентовать во всем мире свои достижения , в том числе и в искусстве. Так что молодых художников критиковали за буржуазность , но в то же время они могли участвовать в крупных международных выставках и выезжать за рубеж.

Юрий Иванович Пименов. Венеция. Лавка соломенных шляп

Юрий Иванович Пименов. Венеция. Одинокая продавщица цветов

Юрий Иванович Пименов. Венецианские окна

Юрий Иванович Пименов. Физкультурный парад

4. Попутчица

В 1931 году Юрий Пименов женился на машинистке-стенографистке Наталье Бернадской. Они прожили вместе всю жизнь. Наталья Константиновна стала не просто женой художника и , как это часто бывает , его моделью и музой , но и помощником. Она училась у Пименова , со временем сама стала художником театра и помогала мужу в создании театральных костюмов.

Портрет Н.К. Пименовой в белой шляпе. Юрий Пименов. 1943. Источник Пименов писал: «В моей жизни жен

Портрет Н.К. Пименовой в белой шляпе. Юрий Пименов. 1943. Источник

5. Крутой поворот

Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? Читать дальше

Надо сказать , что критика , даже самая безжалостная , в 1920-х была лишь частью творческой полемики и не приводила к каким-либо репрессиям. Но постепенно ситуация стала иной. В 1932-м постановлением партии все существовавшие творческие объединения были ликвидированы. Взамен был создан единый для всех Московский областной союз советских художников ( со временем он станет Московским отделением Союза советских художников).

В 1934 году на Первом съезде советских писателей единственно верным методом для всей советской культуры был признан социалистический реализм

Novoja Moskva.jpg

Фронтовая дорога (картина)



Мотивы "Новой Москвы" были использованы художником в написанной им в 1944 году картине "Фронтовая дорога". Эмоциональное содержание картины построено на контрасте между ставшим уже знакомым советскому зрителю образом мирной, меняющейся Москвы и разграбленного и разрушенного в результате фашистского нашествия города, изображенного на картине "Фронтовая дорога"

Источники

Примечания

  1. 12 История русского и советского искусства. Под ред. Д. В. Сарабьянова. Высшая школа, 1979. С. 324
  2. ↑Ю. И. Пименов. Новая Москва. 1937.
  • Картины по алфавиту
  • Картины 1937 года
  • Картины из собраний Государственной Третьяковской галереи
  • Картины Юрия Пименова
  • Москва в живописи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Новая Москва (картина)" в других словарях:

Новая Москва — Новая Москва: Новая Москва (фильм), Песня о Москве, Весёлая Москва кинокомедия, СССР, 1938 год. Режиссёр Александр Медведкин. Новая Москва (картина) картина Юрия Ивановича Пименова, 1937 год. Новая Москва (Приморский край) … Википедия

Москва в произведениях искусства — Существует множество произведений искусства, в которых изображается Москва. Содержание 1 Тексты 1.1 Поэзия 1.2 Художественная проза … Википедия

НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ Фоменко-Носовского — (сокр.НХ), хронология исторических событий древности и Средневековья, построенная в 1973 2006 российскими математиками академиком А. Т. Фоменко (см. ФОМЕНКО Анатолий Тимофеевич) и Г. В.Носовским (см. НОСОВСКИЙ Глеб Владимирович) (присоединившимся … Энциклопедический словарь

Читайте также: