Машина скатилась в другую машину без водителя что делать

Обновлено: 02.07.2024

В Мурманске произошло дорожно-транспортное происшествие с участием двух автомобилей, в которых не оказалось водителей. Владелица одного из них неправильно припарковала свое транспортное средство.

Инцидент случился возле дома № 34 на Кольском проспекте. Дама, вернувшаяся с работы, оставила свою машину на привычном месте и поднялась в квартиру. Но через некоторое время ее автомобиль покатился и врезался в другой — припаркованный в метре от него.

Но если на Кольском проспекте проблема была урегулирована и забыта, в Сети, куда перекочевали подробности конфликта, ее раздули до городских масштабов. Водители продолжали спорить, кого винить в этом нестандартном ДТП. Вмешался здесь случай, провидение или все-таки человеческий фактор? Большинство участников обсуждения придерживались мнения, что в случившемся повинна девушка, чье транспортное средство покатилось. Больше всего людей волновал вопрос, что, собственно говоря, случилось. Либо она оставила машину на ручнике, не включив первую передачу, и ручник примерз. Либо она включила только передачу.

Тем временем РЖД предлагает ввести уголовную ответственность для водителей за аварии на путях.

Автомобилистка задела чужую машину, оставила записку, пообещала компенсацию и переехала в другой город. Потерпевшая две недели ждала обещанных денег, но без ГИБДД не обошлось: разбираемся, что делать в подобных случаях


Важное изменение для водителей в 2022: постепенно затронет всех

Стражи правопорядка объяснили, что объявят автомобилистку в розыск: на это отводится 60 дней. После чего ее ждет суд по факту лишения прав. Также предстоит выяснить, был ли у виновницы оформлен полис ОСАГО, как она уверяла. В противном случае стоимость ущерба придется взыскивать в рамках гражданского иска.

How to 16 декабря 2019 Чужие следы: что делать, если машину повредили во дворе


Цыплаков уточнил, что виновница совершила две главные ошибки: покинула место ДТП, а потом стала уклоняться от добровольного возмещения ущерба, предлагая потерпевшей стороне обратиться в страховую компанию.

Юрист Европейской юридической службы Евгений Иванов считает, что потерпевшей следовало сразу потребовать у автора записки прислать фотографии полиса ОСАГО и документов на автомобиль, а в случае отказа — сразу вызывать сотрудников ГИБДД. Если бы виновница передумала возмещать ущерб ее можно было бы проще разыскать благодаря документам.

Оказавшимся в подобной ситуации водителям представитель юридической фирмы советует сначала зафиксировать при помощи фото или видео положение своего поврежденного автомобиля относительно объектов дорожной инфраструктуры, все следы и предметы, относящиеся к ДТП. Если автомобиль виновника при этом стоит рядом — сфотографировать и его. Если оставивший номер телефона участник аварии отказывается в ближайшее время прибыть для оформления. Юрист рекомендует сообщить в полицию и получить инструкции по дальнейшим действиям: дождаться экипажа ГИБДД или же ехать на ближайший пост ДПС.

По словам эксперта, КоАП разделяет ответственность не выполнившего свои обязанности водителя в зависимости от того, пытался ли он скрыться с места происшествия в целях избежать привлечения к ответственности или же лишь осложнил процедуру оформления ДТП.


В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда, водитель считается оставившим место ДТП в случаях, если он:

  • покинул место аварии до того, как сотрудники полиции оформили ДТП;
  • оставил место ДТП до заполнения Европротокола;
  • не вернулся к месту ДТП после того, как доставил пострадавшего на своем автомобиле в лечебное учреждение в экстренном случае.

При этом при незначительной аварии и отсутствии разногласий между участниками можно договориться без привлечения третьих лиц и оформить Европротокол — поэтому без инспекторов ГИБДД можно вообще обойтись.

Произошло ДТП из-за заноса авто

В ДТП виновность распределяется в 2022 году таким образом: чьё нарушение ПДД привело к происшествию, тот и виноват. В случае, если машину занесло, то в подавляющем большинстве случаев сотрудники ГИБДД выпишут нарушение одного-единственного пункта 10.1. Таким образом в ДТП с заносом виновность ляжет именно на водителя повреждённого автомобиля. Но это далеко не всегда справедливо и правомерно. Нужно ещё оценить дорожное покрытие – оно должно быть качественным в измеримых нормах. В статье мы выясним, что делать в первую очередь, если ваш автомобиль занесло, и вы попали в ДТП, что нужно предпринять для возмещения ущерба, можно ли просто уехать, если пострадала только ваша машина, и другие вопросы.

Совершили ДТП из-за заноса: что делать в первую очередь в 2022 году?

И здесь сразу придётся напомнить об элементарных обязанностях, которые, увы, большинство водителей, не знают:

  1. немедленно остановить машину и не перемещать её, а также не перемещать любые предметы и вещи, имеющие отношение к ДТП с заносом вашего автомобиля,
  2. включить "аварийку",
  3. выставить аварийный знак (за 15 метров или более в направлении против хода движения от вашего авто в пределах населённых пунктов и за 30 метров – вне населённых),
  4. далее в зависимости от наличия вреда здоровью: если есть пострадавшие и погибшие – вызывать скорую и ГИБДД; если нет, то зафиксировать на фото и видео обстоятельства ДТП и автомобиль (автомобили) и убрать их с проезжей части, если они создают помехи, далее оформить европротокол, если соблюдены условия, либо разъехаться – также при соблюдении условий для возможности этого.

И запомните, указанные действия необходимо произвести, вне зависимости от того, что ущерб причинён только вашему автомобилю, и вы не имеете претензий к самому себе. Также если вы договорились с потерпевшим (или виновником) водителем, то всё равно сначала нужно выполнить все пункты выше.

А теперь более важные тонкости, касающиеся именно ДТП на дороге из-за заноса машины!

В такого рода происшествии дальнейшее развитие сценария по виновности и ответственности может сильно зависеть от того, как именно оформлялось ДТП, что зафиксировано, а что – нет, и от мельчайших обстоятельств аварии, которые не всегда очевидны на месте происшествия, учитывая растерянное или шоковое состояние водителей.

Итак, важно ещё на этапе оформления такого инцидента, чтобы было сделано следующее (конечно, если вы полностью не признаёте свою вину):

  • сохранена запись с видеорегистратора при его наличии,
  • если регистратора у вас нет – срочно ищите очевидцев на других автомобилях, остановившихся помочь или поглазеть,
  • на крайний случай подойдут и свидетели,
  • ваше ДТП с заносом должно быть оформлено сотрудниками ГИБДД, а не европротоколом,
  • должна быть составлена схема ДТП, в которой перед подписью нужно проверить правильность всех указанных обстоятельств, расстояний по замерам между предметами и автомобилями, тормозного пути, только после этого подписывайте её,
  • если в схеме что-то неверно замерено, укажите это прямо в схеме и поставьте подпись; далее сфотографируйте, а лучше снимите видеозапись так, чтобы можно было по окружающим предметам понять корректное расстояние (например, если тормозной путь указан меньше, сфотографируйте весь след вместе с вашим автомобилем – далее длину можно будет определить по длине вашей машины).

Что делать, если машину занесло и попали в аварию

Но есть ещё более важное действие! О нём мы и поговорим немного ниже.

Могу ли я просто уехать, если пострадала только моя машина?

Да. Но только в том случае, если вы точно уверены, что никто из очевидцев не сообщит в полицию о том, что вашу машину занесло на дороге, и вы попали в ДТП; происшествие не попало под объективы камер наружного наблюдения и вообще вас не видели сами сотрудники ГИБДД.

Дело в том, что вы обязаны сразу после ДТП выставить аварийный знак, включить "аварийку" и не трогать остановленный автомобиль. Но дальше вы можете уехать с места происшествия, но только если соблюдены условия для оформления европротокола. То есть само извещение заполнять не обязательно, но важно, чтобы критерии для законной возможности оформить аварию без сотрудников полиции соблюдались. Так говорит пункт 2.6.1 ПДД.

А условия для оформления европротокола следующие:

  • пострадали только автомобили, и их два (не меньше и не больше),
  • у обоих есть полисы ОСАГО,
  • обстоятельства ДТП не вызывают разногласий между участниками.

И вот только в таком случае вы имеете право "скрыться" с места аварии. Таким образом, вы не можете уехать, если:

  • вашу машину занесло, но никто другой не пострадал – повреждена только ваша машина (отлетел бампер, перевернулась в результате скользкой дороги и тому подобное), так как для возможности уехать должно быть два участника ДТП,
  • если повреждён ваш автомобиль и что-то другое, не являющееся транспортным средством (дерево, забор, ограждение, отбойник, элементы дорожной инфраструктуры и так далее), то вы также не можете покинуть место аварии, так как у этого второго предмета есть хозяин, и он в данном случае участник ДТП, а у него нет и не может быть ОСАГО (ведь это не автомобиль),
  • более того, по пункту выше вы не имеете формального права уехать с места происшествия, даже если возместили ущерб из своего карман хозяину забора, к примеру,
  • если в результате заноса пострадали люди, в том числе даже если только вы сами получили всего лишь царапину.

Нужно ли заставить сотрудников ГИБДД замерить скользкость дороги?

Нужно по приезду полицейских для оформления ДТП настоять на замере скользкости покрытия дороги. Но вот незадача! Вы не уполномочены заставить инспектора произвести замер коэффициента сцепления дорожного полотна – а именно этот показатель вам нужен, чтобы в дальнейшем попытаться остаться невиновным в такого рода ДТП.

Объясним подробнее. Согласно пункта 269 Административного регламента, введённого Приказом №664 МВД РФ, сотрудник ГИБДД по прибытии на место ДТП обязан, помимо прочих процедур:

  • определить все причины и условия, которые поспособствовали совершению ДТП с заносом,
  • выявить наличие дорожных условий в этом отношении,
  • выявить недостатки дороги посредством изучения дороги (в том числе и просто визуального),
  • в том числе изучить такие недостатки с помощью технических средств в виде измерительных приборов,
  • составить акт по форме Приложения 4 Приказа №664 о выявленных причинах и условиях из 1 пункта выше.

То есть, на первый взгляд кажется, что приехавший оформлять ДТП инспектор должен изучить дорогу и выявить её недостатки, отразив их в соответствующем акте. Однако, такое почти происходит довольно редко по нескольким причинам:

  1. у редких сотрудников ГИБДД не то что с собой, даже в подразделении бывают измерительные приборы для выявления коэффициента скользкости дорожного полотна,
  2. и в этом случае прямой обязанности привлекать к замерам другие организации, в том числе дорожные службы, у которых такой прибор есть, тоже нет,
  3. инспектор вообще может указать на то, что визуально исследовал дорожное покрытие и не выявил никаких его недостатков – измерение попросту не требуется.

Максимально подробно мы описывали данную ситуацию с судебной практикой в специальной статье о гололёде. Однако, здесь у нас есть важное преимущество – если вашу машину занесло вне гололёда, то состояние дороги не изменится по прошествии некоторого времени. Достаточного, чтобы вы самостоятельно наняли экспертную компанию, которая после замера дала бы заключение о состоянии скользкости дороги.

Однако, что касается второго пункта – обязанности инспектора привлекать сторонние службы для сбора данных о ДТП – то здесь также есть тонкость. В силу пункта 2 статьи 10 закона О полиции, сотрудник должен их привлекать при осуществлении своей деятельности. И вот официальный ответ ГИБДД по этому поводу:

Ответ ГИБДД о взаимодействии с дорожниками при замере дороги в ДТП с заносом

Тем не менее, на практике 2022 года добиться этого достаточно сложно. Но можно написать ходатайство об этом – оно пишется на отдельном листе бумаги сразу на месте ДТП из-за заноса и в свободной форме. Вы можете скачать образец такого ходатайства.

И нужно нам это как раз для того, чтобы переложить вину на дорожные службы при объективной оценке состояния дороги как ненадлежащей. Давайте поговорим об этом подробнее!

Автомобиль занесло и попали в ДТП – кто виноват?

Итак, здесь у нас два противоположных полюса, и, к сожалению, в подавляющем большинстве случаев судебной практики в 2022 году виновником такого ДТП оказывается водитель автомобиля, который занесло.

Универсальный пункт 10.1 ПДД и виновность водителя

Транспортные средства по закону признаются источником повышенной опасности из-за того, что у водителя нет возможности постоянно контролировать его движение и немедленно остановить. То есть во всём виновата высокая скорость автомобилей.

И есть в ПДД злополучный пункт 10.1, который указывает водителю ехать не просто с разрешённой скоростью движения, но и с учётом ещё двух факторов:

  • с учётом дорожных условий,
  • с учётом погодных условий,
  • чтобы немедленно остановить машину при обнаружении опасности, которую водитель объективно был в состоянии обнаружить.

По последнему пункту приведём пример. Если вы ехали слишком быстро по трассе, и не успели остановиться перед лежащим на дороге деревом, то нарушили пункт 10.1. Если это дерево упало неожиданно, то виноват тот, кто допустил его падение, так как это был опасность, которую вы были не в состоянии обнаружить.

Так вот, в судебной практике почти всегда при заносе оказывается виноват водитель, который не соблюдал скоростной режим с учётом либо дорожных, либо метеорологических условий. Уж очень любят сотрудники ГИБДД "рисовать" и вменять водителю это универсальное нарушение, а суды при попытке обжалования почти всегда поддерживают полицейских.

Можно ли переложить вину на дорожников?

И при совпадении обоих факторов, а также правильном преподнесении суду доводов, что вы не были в состоянии обнаружить, что вашу машину занесёт, и произойдёт ДТП, потому что рассчитывали и были вправе рассчитывать, что дорожное покрытие соответствует требованиям к его эксплуатационному содержанию, вполне можно доказать вину дорожников.

Вот пример одного из решений суда в Башкортостане, где суд переложил вину на дорожников (решение бывает периодически недоступно на сайте суда, к сожалению). С дополнительными актами судебной практики вы можете ознакомиться в нашей статье про ДТП в гололёд.

Какая ответственность за занос автомобиля и ДТП в связи с этим?

За нарушение пункта 10.1 ПДД ответственности в 2022 году не существует. Просто в действующем КоАП РФ нет статьи, которая бы предусматривала соответствующее наказание. Только если вы превысите установленное на данном участке Правилами или знаками ограничение скорости, то будете оштрафованы по одной из частей статьи 12.9 Кодекса.


Многие опытные водители стараются оставить машину на первой передаче, без ручника, чтобы он не примерз или не сломался, и машина бы не скатилась с горки. На старых авто на ночной стоянке тормоза примерзают и блокируют колеса. Поэтому бывалые считают: поставишь на ручник, будут проблемы. Причем даже пересев на новые современные авто, они продолжают оставлять машину на скорости.

Как показывает практика, если оставить на передаче современную машину на горке, она начинает ехать. Причем, как описывают водители, они едва успевают предотвратить ДТП. Машина двигается назад рывками. Так что некоторые всё же решают ставить машину на ручник.


Водители пугаются, едут в автосервис, проверяют, всё ли в порядке с мотором или сцеплением. Всё в норме. Просто новые машины не созданы для того, чтобы на передаче удерживать собственный вес, если так делать, то можно повредить клапаны и попасть на капремонт агрегата.

Читайте также: