На шиномонтаже сломали болт кто виноват

Обновлено: 04.07.2024

Наш читатель, владелец автомобиля Mercedes ML, недавно попал в крайне неприятную и очень опасную ситуацию на трассе М6 (Минск — Гродно) в 10 км от Минска. Мужчина возвращался домой, когда машина повела себя странно. Он стал скидывать скорость, а где-то на 80 км/ч заднее левое колесо просто сорвалось со своего места. Машина упала на тормозной диск и благополучно остановилась. Из-за чего такое могло произойти?

Автовладелец приехал на шиномонтаж, чтобы заменить колеса. У мужчины два комплекта, поэтому ничего сложного в процедуре не было: один комплект сняли, другой отбалансировали и установили на машину. Мужчина забрал автомобиль и уехал на нем домой. Все было хорошо.

— Машина стояла в гараже, посторонние туда попасть не могли. А через день я поехал на ней по делам в город. Решил вопросы и возвращался по трассе М6 (Минск — Гродно). Тогда все и произошло, — рассказал корреспонденту Onliner.by мужчина.

Сначала водитель услышал непривычный шум. Он заострил на нем внимание, но списал звук на особенности дорожного полотна. Затем появилось биение руля — дело принимало серьезный оборот, водитель стал быстро снижать скорость.

— Успел замедлиться со 100 км/ч где-то до 80 км/ч, может быт, чуть меньше. И заднее левое колесо просто вырвало, я видел, как оно на огромной скорости покатилось вперед. Машина упала на тормозной диск и так остановилась. Большое счастье, что никого не зацепило, — отметил водитель.


Как лучше поступить в сложившейся ситуации, мужчина не знал. Первым делом позвонил в страховую компанию, ведь на машину оформлено полное каско.

— По телефону мне ответили, что будут уточнять информацию, но может оказаться, что случай не страховой, так как машина, предварительно, находилась в исправном состоянии. Мне сказали вызывать на место ГАИ и эвакуатор.

Инспекторы приехали довольно быстро.

— Мне сказали, что я нарушил ПДД, так как в обязанности водителя входит проверка транспортного средства перед началом движения (п. 9.3 ПДД). Интересно, многие ли водители перед каждой поездкой проверяют, прикручены ли их колеса? Но я все подписал, с нарушением согласился. Мне было важно, чтобы ГАИ составила все необходимые документы для страховой, — рассказал автовладелец.

Уже потом, оценивая произошедшее, мужчина понял, насколько ему, в сущности, повезло. Колесо катилось параллельно разделительному ограждению. Что было бы, если бы оно попало на встречную полосу и стало причиной серьезного ДТП?


— Интересно, как повели себя другие водители, пока я ждал на трассе ГАИ. Сначала подъехали ребята на старенькой машине. Оказывается, они привезли укатившееся колесо. Я видел, что оно очень далеко отлетело, и сам за ним не пошел. Во-первых, трудновато было бы в одиночку прикатить его по трассе, а во-вторых, я подумал, что для ГАИ, может быть, важно знать, где это колесо очутилось, — предположил водитель.

Парни предложили помочь: попытаться установить колесо обратно. Автовладелец отказался.

— Я приехал на СТО, попросил вызвать директора. Приехал мужчина, который меня выслушал. Я хотел решить проблему, ведь явно в произошедшем моей вины нет. Как я мог предугадать, что колесо плохо прикрутили? — отметил водитель. — Но представитель шиномонтажа на продуктивный диалог не шел: стал рассказывать мне, что знает случаи, когда водители специально откручивали колеса ради получения страховки. Я объяснил, что не собираюсь зарабатывать на этом случае. Открутить колесо и ехать по трассе по соседству с фурами ради страховки — это же нужно быть сумасшедшим. Да и со страховкой был большой вопрос.


Договорились, что с шиномонтажа перезвонят на следующий день. Но никто больше не звонил.

Позиция СТО

Корреспондент Onliner.by связался с шиномонтажом, на котором проводились работы по замене колес. Там настаивают на том, что услуга была выполнена качественно и с соблюдением всех норм и правил.

— У нас есть видеозапись, на которой видно, как работники прикручивают каждое колесо, используя специальный ключ, как проверяют момент затяжки. Мы уверены, что с нашей стороны все было сделано добросовестно, — заявил представитель станции.


Он отметил, что впервые сталкивается с подобным в своей практике.

— Насколько нам известно, произошедшее является ДТП. Соответственно, все дальнейшие вопросы водитель должен выяснять со своей страховой компанией, — добавили на шиномонтаже.

Оставалось ждать помощи от страховой. Там машину отправили на станцию техобслуживания. Как минимум тормозной диск нуждался в замене.

— С этим тоже интересная штука: по технологии диски меняют только парой. Страховая согласна возместить стоимость одного поврежденного. Соответственно, второй установят за мой счет. То же самое с тормозными колодками — за них я тоже буду платить сам, — рассказал водитель. — Я не эксперт, но ведь очевидно, что в такой ситуации я — потерпевшая сторона. Я заплатил деньги на шиномонтаже, плачу деньги за страховку, а в итоге оказался сам во всем виноват? Кто должен покрывать расходы на ремонт авто? Неужели снова я?


На всякий случай мужчина обратился за консультацией к адвокату.

— Мне сказали, что в теории можно было бы судиться с СТО. Но, скорее всего, это ни к чему не приведет. Слишком много времени, нервов и средств, а будет ли хоть какой-то результат — большой вопрос.

Дополнено. Комментарий юриста

Были ли у водителя другие варианты, чтобы претендовать на возмещение ущерба? Были, и сразу два. Ситуацию прокомментировал Onliner.by адвокат Сергей Зикрацкий.

Второй вариант: водитель сам заказывает экспертизу. Получив результаты, он может обратиться с претензиями к шиномонтажу, а затем, если понадобится, пойти в суд.

Самое главное: в обоих вариантах важно было сохранить автомобиль в том виде, в котором он был после происшествия. То есть машину следовало эвакуировать, а не устанавливать на нее колесо. Это принципиальный момент для проведения экспертизы. Поскольку водитель уже поставил запаску, вкрутил все болты, о проведении исследования причин происшествия, по всей видимости, речь уже не ведется.

Сергей Письменский

Вопрос в следующем - на СТО делали развал-схождение и пришлось частично разбирать подвеску, дабы подогнуть кулак. При установке всех деталей на место сломали передний верхний рычаг, затягивая болт. Болт тянули обычным ключом, не динамометрическим. Всё видел своими глазами вместе с другом. Я считаю, что виноват мастер, т.к. приложил излишнее усилие, он утверждает, что сам рычаг "устал" за 110 тыс. пробега. Рычаг цельный чугунный родной мерседесовский! И ы этом же диалоге мастер говорит, что эти рычаги долговечные, можно на разборке поискать. На полный привод мерседеса е-класса на разборках деталей нет, т.к. машин таких не много. Новый рычаг стоит 11 тыс. + установка. По моему мнению сервис должен мне бесплатно установить рычаг, купив его за своё счёт. Прав я или нет? Есть ли какие-нибудь нормативные документы регламентирующие подобные ситуации?

Виной всему – почти повсеместное использование пневматических гайковертов на новосибирских станциях шиномонтажа. Почему нельзя затягивать колесные гайки и болты пневмоинстурментом?

«Пневмоинструмент не обеспечивает заданный натяг, возможна как недотяжка, так и перетяжка. В зависимости от конструкции гаек, упорных конусов и т. д. нужен статический момент, а не динамический, ударный. И вообще

«Сегодня переобувался на шиномонтажке - сломали шпильки на ступицах. В сервисе сказали - распространенная проблема на Ниссанах.

Главный минус при затягивании гаек с помощью пневмопистолета - большое усилие затяжки, что вызывает деформацию резьбы как на гайках, так и на болтах. При такой затяжке многократно превышается усилие, которое установлено заводом-изготовителем автомобиля. При следующем снятии колес возникает большая вероятность облома колесной шпильки.

Дело, конечно, не только в пневматическом гайковерте – дело в голове мастера шиномонтажа. Гайку можно перетянуть и другими способами. Допустим, горе-работник шиномонтажной мастерской во всю дурь может попрыгать на рукоятке баллонного ключа, и даже резьба болта при этом может выдержать. Но если в дороге колесо будет повреждено, а нужно установить запасное, не каждый автолюбитель справится с перетянутым креплением при помощи стандартного баллонного ключа.

Профессионалы шиномонтажного дела рекомендуют доверять лишь динамометрическому ключу со шкалой и его ближайшему родственнику — щелчковому ключу.

Только они помогают затянуть крепеж колеса как положено, практически как при конвейерной сборке. Вот почему необходимо обзавестись подобным инструментом или выбрать сервис, где не пренебрегают вышесказанным. Опытные мастера шиномонтажек затягивают крепеж с моментом 112–115 Нм, а в фирменных сервисах сверяются с техническим регламентом завода-изготовителя.

В шиномонтажных мастерских есть даже своя теория, оправдывающая использование пневмоинструмента для затягивания гаек.

В конструкции пневмопистолета есть регулировка максимального усилия, передаваемого на патрон пневмогайковерта, благодаря чему можно регулировать момент затяжки гаек на болтах. Именно это и является основным аргументом мастеров шиномонтажа в пользу использования пневматического гайковерта при затяжке болтов – якобы момент затяжки выставлен на минимум, а значит болты и гайки не будут перетянуты.

Однако профессионалы шиномонтажного дела отлично знают - пневматические устройства лучше не использовать полностью при креплении колеса, учитывая факт, что в подавляющем большинстве случаев пневмогайковерты в шинных центрах – недорогая китайская продукция и регулировка момента затяжки – это первое, что в них ломается (если она работала вообще). Доверять этим устройствам нет абсолютно никаких оснований.


Страшный сон любого водителя: оторвавшееся колесо от впереди идущей машины с огромной скоростью летит навстречу его автомобиля. Ситуация практически неуправляемая. Одинокое тяжелое колесо может легко поменять направление, задев любое препятствие, а то и вовсе начать скакать, угрожая приземлиться прямиком на крышу и лобовое стекло мчащихся в потоке автомобилей. Кто виноват и что делать, если вы попали в такую историю?


А что если водитель не хочет признавать свою вину? Тогда поможет обращение к экспертам, которые разберут автомобиль по винтикам, выяснят причину отделения колеса и огласят свой вердикт, от которого уже не отделаться и который безоговорочно примет суд. Причем оплата услуг эксперта ляжет на плечи виновника ДТП. Впрочем, как правило, разбирательство подобных дел проходит в рамках страховых компаний.

Какие ключи и домкрат лучше всего подойдут для быстрой замены колеса


Прежде всего, следует оформить ДТП и потребовать возмещение ущерба со страховой компании виновника. А вот он, если уверен, что виноваты работники сервиса или шиномонтажа, вправе привлечь к ответственности СТО, на котором они работают. Если дирекция сервиса не согласна с обвинением, то она должна провести экспертизу за свой счет, по результатам которой и даст свой ответ. Ежели после экспертизы водитель получил отрицательный ответ, то самое время изучить заключение экспертов и отправляться в суд.

Стоит помнить: в случае, когда суд не признает вину автосервиса, то затраты по экспертизе и прочие судебные расходы лягут на водителя. Ну и главное, нужно быть готовым к тому, что все это займет время и придется потратить свои нервы.

Однако если в споре со станцией технического обслуживания водитель докажет, что колесо отвалилось из-за халатности механиков, то усилия будут компенсированы финансово. Впрочем, куда проще всякий раз контролировать исправность своего транспортного средства, проверять перед поездкой колесные болты, давление в шинах, работу фар, рулевого управления и тормозов. Это избавит от неприятностей и сохранит толщину вашего кошелька.

Читайте также: