Насос гур маз 5440 схема

Обновлено: 30.06.2024

Предназначение - насос системы гидравлического усилителя рулевого привода (насос гур НШ 32УК-3, НШ 32У-0303001-Б) с клапаном расхода и давления предназначен для нагнетания рабочей жидкости (масла) в систему. Комплектуется приводным шкивом и механизмом регулирования натяжных приводных ремней. Приводится в действие приводными ремнями от шкива, расположенного на переднем конце коленчатого вала двигателя.

Применение - в автомобилях МАЗ-531605, -533602, -533603, -533605, -533608, -533702, -543202, -543203, -543205, -543208, -5440, -544008, -544020, -551603, -551605, -555102, -630303, -630305, -630308, -631705, -631708, -642205, -642208, -642505, -642508, -6430, -643068

Технические характеристики:

Давление срабатывания клапана расхода и давления - 9,5 – 11 МПа

Производительность при температуре рабочей жидкости 40-50°С и давлении 5МПа:

При замене деталей распределителя (кроме крышки и уплотнительных элементов), корпуса 3 и гайки-рейки 4 с винтом 2 рулевого механизма (рис.52) необходимо после сборки произвести установку золотника в нейтральное положение, для чего:

  • установить рулевой механизм на стенд, оборудованный насосом и манометром;
  • застопорить вал сектора и заглушить пробками каналы К и F (рис.118) для соединения с полостями цилиндра; канал В соединить с насосом, а канал А - со сливом;
  • при работающем насосе поворотом вала 18 найти положение, при котором давление в системе будет минимальным; завернуть болт в радиальное отверстие вала 18 и застопорить торсион относительно вала. При застопоренном торсионе золотник должен четко возвращаться в нейтральное положение при снятии момента с вала 18 (давление в канале В должно падать до величины, превышающей давление нейтрали не более чем на 0,1 МПа (1 кгс/см2);
  • при несовпадении круговых пазов на торсионе и валу просверлить отверстие на больший диаметр и установить новый штифт 19.

Рулевой механизм МАЗ

Распределитель гидроусилителя руля МАЗ

Чтобы следить за состоянием и исправной работой гидроусилителя, необходимо знать его устройство. Основные составляющие – распределитель, насос и гидравлический цилиндр. Насос поддерживает нужное давление и обеспечивает циркуляцию масла. Он приходит в движение с помощью приводного ремня.

При вращении лопасти захватывают рабочую жидкость, и под давлением перекачивают её в цилиндр. На грузовиках обычно устанавливают гидравлические цилиндры двустороннего действия. Распределитель находится на рулевом валу или на элементах рулевого привода. Он задает направление для специальной жидкости, при повороте руля в разные стороны жидкость подается из одной полости в другую. Вал, торсион и золотник – главные части распределителя. Механизм работы гидроусилителя показан на видео:

Устройство несложное как для опытных водителей, так и для новичков.


Во многих моделях грузовиков, чтобы произвести диагностику гидроусилителя, нужно откинуть кабину. Снять и разобрать ГУР МАЗа по силам любому автовладельцу. В демонтажных работах важно соблюдение техники безопасности.

Заранее приготовьте ветошь, спиртовой раствор, наждачную бумагу и набор инструментов. Перед снятием насоса ГУРа нужно откачать жидкость и убрать приводные ремни. Сложный момент в процессе демонтажа – освободить насос от соединительных шлангов. Вместе с насосом снимается натяжной механизм. При извлечении насоса оцените состояние шлангов на предмет потёртостей. Осмотрите насос после снятия, в его деталях не должно встречаться дефектов. Пришедшие в негодность составляющие лучше заменить новыми. После демонтажа следует очистить от грязи все составные элементы. Теперь можно приступить к ремонту ГУР.

Банальной причиной поломки может быть недостаток масла в бачке насоса. Для решения проблемы достаточно восполнить жидкость до необходимой отметки. Повреждения в системе могут возникнуть из-за засорения фильтра, признаками являются помутнение или пена в бачке. Замените фильтр и полностью промойте систему.

Неисправности бывают обусловлены трещинами, вмятинами, сколами на отдельных компонентах. Небольшие дефекты можно выровнять наждачной бумагой или шлифовальным станком. Элементы с дефектами гораздо проще заменить. При наличии свободного хода отрегулируйте рулевое колесо. Осмотрите состояние винтовых пар, при изношенности – замените детали.

Чтобы удалить воздушные пробки, вам нужно прокачать систему. Поверните ключ зажигания для запуска стартера и включения двигателя. Осуществляйте прокачку на минимальных оборотах двигателя. Открутите перепускной клапан и поворачивайте руль в крайнее правое положение. Потом заполните насос новым маслом и включите двигатель. Добавляйте масло в бачок, но не допускайте образования пузырей воздуха. Закройте припускной клапан и снова поверните руль вправо до упора, а затем влево. Откройте клапан, выпуская воздух, затем снова закрутите и повторите манипуляции с рулем. Сигналом к завершению прокачки станет отсутствие воздушных пузырьков. Простая процедура прокачки поможет повысить эффективность функционирования ГУР и избежать поломок.


Система рулевого управления - важный для водителя механизм. Она требует особого внимания. Обязательно следить за состоянием гидроусилителя. Силовые цилиндры ГУР МАЗа просты в обслуживании, надёжны и долговечны. Но не стоит жалеть времени для проверки герметичности всех соединений и уплотнений шлангов, это гарантия вашей безопасности. Перетянутый приводной ремень приводит к быстрому износу подшипника и втулки, правильно регулируйте уровень натяжения. Не держите руль в крайнем положении больше пяти секунд, это приводит к перенагрузке устройства. Контролируйте уровень жидкости в системе.

Частота замены масла зависит от среднегодового пробега. Следите за данными на одометре. При значении 15-20 тысяч километров достаточно менять масло раз в полугодие. Не экономьте при замене, используйте качественные проверенные марки, рекомендованные производителем авто. Жидкость в системе не должна опускаться ниже критического уровня, иначе ГУР начинает работать в усиленном режиме, и быстро выходит из строя.


В системе рулевого управления автомобиля МАЗ неотъемлемой её частью является насос гидроусилителя 630300-3407010, одной из составных частей которого является клапан расхода и давления 5336-3407260, запасная часть МАЗ.

Клапан 5336-3407260 применяется для регулировки давления гидравлического масла в системе гидроусиления рулевого управления при увеличении или уменьшении частоты вращения шкива 5336-3407261 насоса 630300-3407010 гидроусилителя руля.

Клапан расхода и давления 5336-3407260 применяется в системах гидроусиления рулевого управления автомобилей МАЗ модели 5432, 5433, 5434, 5440, 6422, 6425, 6430, 5336, 5337, 5340, 6303, 6312, 5551, 5550, 5516, 6501, 6516 и их модификации.

На приведённой ниже схеме насоса гидроусилителя рулевого управления автомобиля МАЗ клапан расхода и давления 5336-3407260 позиция №9.

Читайте также: