Оценка обзорности с рабочего места водителя

Обновлено: 18.05.2024

Цель работы: ознакомиться с аппаратурой, применяемой при оценке обзорности. Изучить методику определения обзорности. Оценить обзорность легкового автомобиля VAZ 21093 "Балтик".

Рисунок 1 – Схема установки измерительной рейки

Оценка обзорности (рисунок 2) через переднее окно автомобиля, а также через зоны переднего окна, очищаемые стеклоочистителями, производится по панорамным фотографиям с помощью эталонных контуров (рисунок 3).

Рисунок 2 – Оценка зон видимости

Рисунок 3 – Эталонные контуры

При нанесении эталонного контура на фотографию начало осей координат (точка 0) должно быть совмещено с точкой пересечения измерительной рейки и передвижной поперечной планки на фотографии (рисунок 4). Оценка размеров непросматриваемых зон производится по фотографиям с помощью порядной градусной сетки. Масштаб эталонного контура и порядной градусной сетки должен соответствовать масштабу фотографии.

Рисунок 4 – Наложение эталонного контура на ветровое стекло:

а – чистое; б – очищенное; 1 – измерительная рейка с поперечной планкой; 2 - панорама обзорности

Масштаб определяется как частное от деления линейного размера фотографии на ее угловой размер. Например, если фотография имеет по горизонтали размер 240 мм, а угловой размер составляет 120 0 , то для данной фотографии 1 градус будет соответствовать 2 мм.

Эталонный контур наносится на фотографию следующим образом. На луче 0 0 по шкале находится точка, соответствующая 30 0 , и через нее проводится дуга с центром в точке О до пересечения с соседними лучами 26 0 и 349 0 . На луче 180 0 по шкале находится точка, соответствующая 60 0 , и через нее проводится дуга с центром в точке О до пересечения с соседними лучами 167 0 и 186 0 . На луче 90 0 по шкале находится точка, соответствующая 17 0 , и соединяется прямыми линиями с полученными точками на соседних лучах 26 0 и 167 0 . На луче 270 0 по шкале находится точка, соответствующая 7 0 , и соединяется прямыми линиями с полученными точками на соседних лучах 349 0 и 186 0 (рисунок 2).

При построении эталонного контура для оценки обзорности через стекло, очищенное стеклоочистителем, проводятся такие же построения, кроме одного: на лучах 0 0 и 180 0 выбираются точки соответствующие 25 0 и 55 0 , по шкале (пунктирная линия) (рисунок 3). В зону эталонного контура не должны попадать какие-либо элементы конструкции автомобиля, за исключением внутренних зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей. Площадь эталонного контура для стекла, очищенного стеклоочистителем, должна очищаться щетками стеклоочистителей не менее чем на 95%.

После визуальной оценки обзорности проводится определение нормируемых показателей, величины которых заносятся в таблицу 1.

Вопрос: Каково значение обзорности автомобиля в обеспечении безопасности движения?

ГОСТ Р 51266-99. Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования. Методы испытаний

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства, в том числе троллейбусы, категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3 и устанавливает технические требования и методы испытаний в отношении передней обзорности с места водителя.

Стандарт не распространяется на АТС, оборудованные кузовами (кабинами), производство которых начато до 1 января 1977 г.

Инструментальные исследования конструкции сидений, рабочего места водителя, а также органов управления. Механизмы управления. Приборная панель. Расположение приборов в приборной панели. Рулевое колесо. Ориентировка на рабочем месте. Травмобезопасность.

Рубрика Транспорт
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.07.2008
Размер файла 12,4 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра "ТЭРА"

Выполнил:

Введение

Установлено, что заболевания с временной утратой трудоспособности у водителей встречаются чаще, чем у представителей большинства других профессиональных групп. Какие же факторы влияют на состояние здоровья водителей, их работоспособность, а, следовательно, и безопасность движения?

Уровень работоспособности находится в прямой зависимости от условий труда, быта, медицинского обслуживания и ряда других факторов. Одно из основных мест среди них занимает нервно-эмоциональное напряжение во время управления автомобилем, определяемое обстановкой на дорогах. Водитель современного автомобиля в условиях крупного города воспринимает множество производственно значимых раздражителей: 6 - 7 за каждую минуту. На эмоциональное напряжение водителя, кроме обстановки на магистралях, существенно влияет и тип автомобиля, его конструкция, интерьер кабины и ее цветовое оформление, расположение и компоновка органов управления, система подачи информации.

Одним из наиболее очевидных путей снижения напряжения трудовой деятельности водителей является коренное улучшение условий их труда. Они характеризуются постоянно перемещающимся рабочим местом, не удовлетворяющим современным требованиям к его организации и оснащению, неблагоприятным микроклиматом, загрязненностью воздушной среды токсичными и канцерогенными веществами, повышенным шумом и вибрацией.

Первые несколько десятилетий своего существования автомобиль воспринимался людьми, как роскошь. Сейчас он уже и не средство передвижения, а неотъемлемый элемент человеческого бытия. Автомобиль сегодня можно уподобить внешней оболочке человека. Меняться будет только форма. При этом нужно четко разделить транспортные средства для частных лиц и автомобили, как средство производства - грузовики, тракторы, автобусы и т.д., и здесь мы обращаемся именно к последнему направлению.

При конструировании кабин в нашей стране явно недостаточно учитываются физиологические, психологические и антропометрические особенности человека. Существующие государственные стандарты ряд важных параметров или не нормируют вообще, или задают нормативы, не соответствующие научно-обоснованным требованиям. В частности, ныне действующий государственный стандарт на рабочее место водителя грузового автомобиля ОСТ 37.001.413-86 уже устарел и требует дальнейшей доработки. Приведенные в этой статье результаты исследований подтверждают это.

Габаритные размеры автомобиля Урал 4320-01

1. Инструментальные исследования конструкции сидений, рабочего места водителя, а также органов управления

Инструментальным исследованиям конструкции сидений, рабочего места водителя, а также органов управления подвергся автомобиль с капотным типом кабины по четырем основным направлениям:

- общая компоновка рабочего места водителя, включающая в себя основные размеры: между сиденьем водителя - рулевым колесом - педалью подачи топлива - рычагом переключения передач (таблица 2);

- рабочая поза водителей с уровнями репрезентативности: 10% (рост 162±5 см) и 95% (рост 182±5 см.) (таблица 1);

- основные размеры сиденья водителя и его возможные регулировки (таблица 3);

- расположение педалей и механизмов управления (таблица 4; Рисунок 2).

Для экспертной (органолептической) оценки были привлечены три специалиста. Два из них соответствуют уровню репрезентативности 10% (рост 162+5 см), но различаются весом тела и комплекцией, и еще один соответствует уровню репрезентативности 95% (рост 182+5 см).

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что до настоящего момента нормативная документация, касающаяся организации рабочего места водителя автомобиля, не пересматривалась и не претерпевала изменений и дополнений, а новые конструкции кабин не проходили исследований по указанным свойствам.

Бесспорно, что грузовой транспорт необходимо разрабатывать в стране самостоятельно, так как это дает независимость от давления внешнего мира и возможность производить собственный валовый внутренний продукт. Но, к сожалению, выпускать самостоятельно качественный отечественный транспорт мы исторически не умеем. Русский автомобиль, как его не назови, в ближайшем будущем не станет удобной машиной. И дело не в советском менталитете, и не в бездарности отечественных конструкторов. Главная проблема - финансирование, а вернее, его отсутствие. Сегодня все автозаводы России, выпускающие грузовики, не могут ничего придумать для улучшения качества работы водителя в кабине, поскольку нет денег на такие разработки.

Установить автомобиль на ровной площадке, обеспечивающую достаточную обзорность.

Перед проведением измерений необходимо провести внешний осмотр зеркал заднего вида, произвести их настройку.

Измерить и обозначить поле обзора внутренних и внешних зеркал заднего вида, согласно Правилу № 46 ЕЭК ООН.

Сделать вывод о соответствии автомобиля требованиям обзорности зеркал заднего вида.

Контрольные вопросы.

Дайте определение понятию: зеркало заднего вида?

Виды зеркал заднего вида?

Классификация зеркал заднего вида?

Технические требования к зеркалам заднего вида?

Дайте определение понятию: поле обзора?

Технические требования к установке зеркал заднего вида?

Лабораторная работа №3 Оценка обзорности с рабочего места водителя согласно гост р 51709–2001

Цель работы Ознакомиться с аппаратурой, применяемой при оценке обзорности. Изучить методику определения показателей обзорности. Оценить обзорность конкретного автомобиля.

Задача: изучение аппаратуры, применяемой при оценке обзорности.

Оборудование и приборы: автомобиль, подготовленный к измерениям, трехмерный посадочный манекен, панорамная фотокамера, позволяющая производить фотографирование с углом зрения не менее 120° по горизонтали и 45° по вертикали, оборудованная уровнем для ее установки в горизонтальное положение, координатный кронштейн для установки фотокамеры, измерительная рейка с подвижной поперечной планкой, рулетка.

Порядок выполнения

1. Автомобиль устанавливается на горизонтальной площадке.

2. Фотокамера размещается над сиденьем водителя с помощью координатного кронштейна, обеспечивающего достаточную жесткость, чтобы центр передней линзы объекта фотокамеры был расположен в точке V. Установить фотокамеру по указателю уровня в горизонтальное положение.

3. Установить измерительную рейку перед испытуемым автомобилем на расстоянии 10 м от переднего бампера, расположив ее в вертикальной плоскости, проходящей через точку V, и параллельной продольной плоскости симметрии автомобиля (рисунок 3.1).


Рисунок 3.1 − Схема установки измерительной рейки

4. Произвести замер высоты расположения точки V над поверхностью дороги.

5. Установить поперечную передвижную планку измерительной рейки на высоте точки V от поверхности дороги.

6. Произвести фотографирование панорамы обзорности через переднее окно автомобиля.

7. Нанести на ветровое стекло разведенный в воде меловой порошок и привести в действие стеклоочистители.

8. Произвести фотографирование панорамы обзорности через зоны переднего окна, очищенные стеклоочистителями.

Оценка обзорности (рисунок 3.2) через переднее окно автомобиля, а также через зоны переднего окна, очищаемые стеклоочистителями, производится по панорамным фотографиям с помощью эталонных контуров (рисунок 3.3).


Рисунок 3.2 − Оценка зон видимости


Рисунок 3.3 − Эталонные контуры

При нанесении эталонного контура на фотографию начало осей координат (точка 0) должно быть совмещено с точкой пересечения измерительной рейки и передвижной поперечной планки на фотографии (рисунок 3.4).

Оценка размеров непросматриваемых зон производится по фотографиям с помощью порядной градусной сетки.

Масштаб эталонного контура и порядной градусной сетки должен соответствовать масштабу фотографии.


а – чистое; б – очищенное; 1 – измерительная рейка с поперечной планкой; 2 – панорама обзорности

Рисунок 3.4 – Наложение эталонного контура на ветровое стекло

Масштаб определяется как частное от деления линейного размера фотографии на ее угловой размер. Например, если фотография имеет по горизонтали размер 240 мм, а угловой размер составляет 120°, то для данной фотографии 1 градус будет соответствовать 2 мм.

Эталонный контур наносится на фотографию следующим образом. На луче 0° по шкале находится точка, соответствующая 30°, и через нее проводится дуга с центром в точке О до пересечения с соседними лучами 26°

и 349°. На луче 180° по шкале находится точка, соответствующая 60°, и через нее проводится дуга с центром в точке О до пересечения с соседними лучами 167° и 186°. На луче 90° по шкале находится точка, соответствующая 17°, и соединяется прямыми линиями с полученными точками на соседних лучах 26° и 167°. На луче 270° по шкале находится точка, соответствующая 7°, и соединяется прямыми линиями с полученными точками на соседних лучах 349° и 186° (рисунок 3.2).

При построении эталонного контура для оценки обзорности через стекло, очищенное стеклоочистителем, проводятся такие же построения, кроме одного: на лучах 0° и 180° выбираются точки соответствующие 25° и

55°, по шкале (пунктирная линия) (рисунок 3.3). В зону эталонного контура не должны попадать какие-либо элементы конструкции автомобиля, за исключением внутренних зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей. Площадь эталонного контура для стекла, очищенного стеклоочистителем, должна очищаться щетками стеклоочистителей не менее чем на 95 %.

После визуальной оценки обзорности проводится определение нормируемых показателей, величины которых

заносятся в таблицу 3.1.

Таблица 3.1 – Показатели обзорности

1. Угол по горизонтали до левой стойки или до зоны, очищенной стеклоочистителем

2. Угол по горизонтали до правой стойки или до зоны, очищенной стеклоочистителем

3. Угол по вертикали до верхней части лобового стекла или до зоны, очищенной стеклоочистителем

4. Угол по вертикали до края капота или до зоны, очищенной стеклоочистителем

6. Минимальное расстояние видимости до висящего светофора (Lmin)

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: