Особенности вождения автомобиля в горных условиях

Обновлено: 05.07.2024

Если вы отправляетесь в путешествие на собственном автомобиле, то естественным желанием будет провести это время в свое удовольствие. Для того, чтобы так и произошло, следует быть внимательными и собранными, в частности, на незнакомым вам участках пути. Некоторые из них, к тому же, имеют свои особенности, как, например, горный серпантин. Каковы же особенности вождения в этой местности? Какие сложности могут возникнуть у водителя?

Прохождение поворотов. Подъем вашего автомобиля опель в гору будет происходить по серпантину, повороты которого могут быть достаточно крутыми. Поэтому не стоит развивать большую скорость на перегонах. Более того, уже при скорости в 60 км/час возможны заносы, а на мокром асфальте такое может произойти уже при 40 км/час. Перед вхождением в поворот следует снизить скорость автомобиля по максимуму, и завершить этот процесс до вхождения в поворот. Кроме того, следуя по внешней окружности поворота, следует прижиматься к обочине как можно больше. Таким образом, встречный автотранспорт, следующий вдоль пропасти, получить больше шансов для маневра.

opel

Подъемы и спуски. Эти сложные участки пути рекомендуется преодолевать на пониженной передаче, для того, чтобы в случае отказа тормозов иметь возможность остановить свое авто в специальном улавливающем тупике. Кстати, их расположение следует изучить заранее. Кроме того, следует двигаться со скоростью потока, чтобы не осложнять движение остальным машинам на дороге. Есть еще и неписаные правила для горных дорог: до обеда все поднимаются вверх, после обеда – спускаются. Особенно важно придерживаться этого правила в зимнее время года, когда единственный автомобиль может создать многокилометровую пробку.

Погодные условия. Любое ухудшение погоды может осложнить движение даже на обычном загородном шоссе, в том время как в горах ливень или туман могут стать настоящей катастрофой. Поэтому, лучше не выезжать на своем opel astra family в сложных погодных условиях, особенно если вы отправляетесь в горы.

Окружающие достопримечательности. Осуществляя вождение машины в горах смотреть нужно строго перед собой, следя за дорожной разметкой и знаками. А вот для осмотра живописных гор, оврагов и пропастей лучше остановится и выйти из авто.

Горные дороги – настоящее испытание на прочность для водителя. Ведь такие участки в основном представляют собой чреду крутых подъемов и спусков, резких и зачастую закрытых и непросматриваемых поворотов. Так, если на обычной дороге на 10 км приходится 10 закруглений, то на горной - порядка 700.

- Передвигаясь в горах, водитель должен быть максимально сконцентрирован на управлении машиной, поэтому о красотах окружающей природы придется на время забыть. И это нужно усвоить в первую очередь. Но чтобы "безболезненно" преодолеть перевалы, ущелья и серпантины, необходимо знать еще и несколько особенностей вождения автомобиля в горах.

- Подъем и спуск только на "пониженной". Зачастую горные подъемы очень затяжные и крутые. Преодолевая их, необходимо заведомо выбрать ту пониженную передачу, которой хватит "вскарабкаться" наверх. Обычно это или вторая (только в сочетании подъема с резким поворотом), или третья скорость. Переключение "коробки" на самом подъеме может стать причиной потери оборотов и скорости, что, скорее всего, приведет к полной остановке автомобиля. После подъема, как правило, наступает спуск. Чтобы удержать авто на комфортной скорости, следует тормозить двигателем, отпустив педаль газа и включив одну из пониженных скоростей.
- На машинах с автоматической трансмиссией скорости могут понижаться вручную. Если такая опция не предусмотрена, необходимо ограничить количество ступеней, переключая селектор АКПП в положение "2" или "3". Сбрасывать скорость одной педалью тормоза категорически не рекомендуется, поскольку это может привести к перегреву и кипению тормозной системы. Нередко в таких случая авто становится неуправляемым. Да и вообще тормозить на спусках нежелательно – машину может занести. Также не забывайте, что транспортное средство, движущееся на подъем, имеет преимущество в движении при разъезде в узком месте.
- Перед вхождением в плохо просматриваемый поворот желательно сбавить скорость до минимальной. Иногда повороты горных дорог очень непредсказуемы - из-за ограниченной видимости не всегда виден радиус закругления, который может доходить даже 180 градусов. Поэтому торопиться не стоит – иначе можно попросту не вписаться в поворот. На некоторых горных дорогах в помощь водителю установлены большие зеркала, которые позволяют "заглянуть" за поворот. На них тоже стоит обращать внимание. Кроме того, во время прохождения крутых поворотов руль приходится вращать активнее, поэтому держать его следует крепко и только обеими руками.
- Передвигаться на крутых горных спусках с выключенным зажиганием или сцеплением, а также на "нейтралке", категорически запрещено. Если такая "привычка" имеется, о ней следует забыть. Езда накатом в горах чревата самыми разными последствиями, вплоть до полной потери контроля над автомобилем.

- К обгону на горных дорогах следует относиться очень осторожно. Рекомендуется от такового и вовсе воздержаться на затяжных спусках, подъемах, "глухих" поворотах и узких участках проезжей части, даже если нет запрещающих знаков и/или разметки. Лучше проявить терпение и дождаться выезда на ровный путь.

-Многие трассы, пролегающие через горы, имеют площадки для отдыха или, как минимум, "карманы". Не следует игнорировать возможноcть воспользоваться ими, чтобы немного перевести дух и в то же время насладиться горными пейзажами. При передвижении по горным дорогам останавливаться на "передышку" необходимо всем автомобилистам, включая даже самых опытных. Кстати, если довелось остановиться на спуске, кроме первой передачи и стояночного тормоза должны быть задействованы упоры под колеса (если они отсутствуют, можно подложить те же камни). Напоследок отметим, что ездить по горным дорогам нужно с предельной осторожностью – прежде всего, адекватно оценивая свои навыки и возможности. И если есть сомнения, лучше выбрать другой маршрут, а не превращать поездку в стресс и элемент рискованного экстремального туризма.

Первая особенность любых гор – пониженное атмосферное давление, которое оказывает влияние не только на самочувствие людей, но и на работу машины. Вторая особенность – постоянные температурные колебания, осадки и туманы. Поэтому, всегда будьте готовы к тому, что сухая и чистая дорога под вами может неожиданно стать мокрой и скользкой, а все видимые ориентиры спрятаться в густом тумане.

Едем в горы. Общие правила езды по горным дорогам на автомобиле.

Отправляясь на авто в горы, необходимо изучить не только специально разработанные для горных дорог требования ПДД, но и правила езды на автомобиле по горным дорогам неформальные, основанные на многолетнем личном опыте водителей.

Двигаясь по горной дороге, старайтесь придерживаться правой границы своей полосы. При разъезде в узком месте преимущество дается автомобилю, движущемуся на подъем или находящемуся возле обрыва. Запрещается срезать углы на поворотах и пересекать сплошную линию дорожной разметки, особенно в зонах ограниченной видимости. Особенную опасность представляют закрытые повороты и участки дороги в верхних точках подъема перед переломами профиля, откуда в любую минуту может вывернуть автомобиль. Даже если вы не в первый раз едете по этой горной дороге и изучили все ее особенности, никогда не ослабляйте контроль над ситуацией на дороге и показаниями приборов.

Правила езды по горной дороге вверх.

Для того чтобы всегда иметь запас тяги, поддерживайте обороты двигателя на максимуме крутящего момента. Вовремя включайте низшую передачу, если, несмотря на полностью выжатый газ, обороты начинают снижаться. Перед подъемом сразу включайте передачу, позволяющую его пройти без остановок (обычно, вторую или третью). Перед серпантином, где подъем сочетается с крутыми поворотами, в целях безопасности лучше использовать первую передачу. На машинах с автоматическими коробками передач желательно использовать специальные режимы работы: 1, 2, 3, D2, D 3, ограничивающие предельную передачу, до которой производится переключение в процессе разгона. Благодаря этому, в отдельных ситуациях вы избежите необходимости постоянного переключения вверх-вниз.

Правила езды по горным дорогам вниз.

Движение по крутому спуску горной дороги вниз еще более опасно, чем движение вверх. Даже не думайте использовать движение накатом, а лучше сразу включите такую передачу, как если бы вам предстояло ехать по данному участку вверх. Для торможения используйте двигатель. Рабочими тормозами можно только чуть-чуть помочь, слегка подтормаживая. На автомобилях с автоматической коробкой передач для повышения эффекта торможения двигателем, при возможности, необходимо включить одну из пониженных передач.

Как правило, на некоторых затяжных спусках устраивают улавливатели – специальные отрезки дороги, расположенные обычно перед поворотами, ведущие на подъем и заканчивающиеся песчаным или гравийным участком. При выходе из строя тормозов, направив свой автомобиль на такой улавливатель, у вас есть возможность выполнить аварийную остановку.

Правила обгона на горных дорогах.

Если отказали тормоза.

И, напоследок, несколько общих рекомендаций для любителей езды на автомобиле по горным дорогам.

Совет 1. Находясь за рулем, максимально сконцентрируйтесь на дороге, не отвлекайтесь на красивые пейзажи! Для любования видами горной дороги лучше остановиться на специальной смотровой площадке.

Совет 2. Направляясь на высокогорье, даже летом, берите с собой теплые вещи. Вас может ожидать холод, сильный ветер и даже снег.

Совет 3. Проезжая закрытый поворот, никогда не выезжайте на встречную полосу. Перейдя на пониженную передачу, будьте всегда готовы к появлению встречного транспорта.

Совет 4. Из-за отсутствия у горных дорог обочин, останавливайтесь только на специально отведенных для этого площадках.

Совет 5. Никогда не пытайтесь никого обгонять перед закрытым поворотом! Это очень опасно!

Частные уроки вождения с автоинструктором на АКПП и МКПП призваны обучить новоиспеченного водителя как можно лучше управлять автомобилем в самых разных ситуациях. Однако часто случается так, что водитель попадает в нетипичные условия, отличающиеся от хорошо асфальтированных, привычным ему городских дорог – например, на дорогу в горах. Горные дороги не зря считаются одними из самых опасных участков движения, ведь природный рельеф диктует свои условия передвижения, не считаясь с удобством и возможностями для маневров водителя. Поэтому в такой ситуации нужно быть вдвойне внимательным и аккуратным, ведь речь идет о безопасности в экстремальных условиях.

Отличительные особенности горных дорог – длительные подъемы и спуски, крутые повороты, характеризующиеся затрудненной или вовсе закрытой видимостью, а также узкой проезжей поверхностью. Все это значительно осложняет движение на таких дорогах, особенно, если доводиться встретиться на них с другими автомобилями.

Чего не объясняют частные уроки вождения?

На частных уроках вождения учат водить только на городских трассах. А как же вести себя на горной дороге, чтобы не попасть в аварию? Вот несколько советов, которые помогут выбрать наиболее правильную стратегию поведения:

В ситуации, когда встречаются два автомобиля на горной дороге, следует уступить дорогу тому автомобилю, который идет на подъем.

Если на горной дороге есть какое-то препятствие (что не является редкостью в таких условиях), приоритет имеет тот автомобиль, который находится ближе к обрыву.

Длительные подъемы, если они не очень крутые, рекомендуется проезжать с прямой передачей и предварительным разгоном, интенсивность которого определяется ситуацией.

Если же спуск или подъем достаточно крутой, то следует заранее включить низшую передачу и на ней преодолевать такой участок. В этой ситуации лучше не останавливаться и не переключать передачи.

Если находитесь на спуске, ни в коем случае нельзя двигаться с выключенной передачей!

Распространенная в горах дорога-серпантин – настоящее испытание для водителя. Сложность ее преодоления заключается в том, что она характеризуется большим количеством уклонов различной крутизны, а также часто чередующиеся обороты влево и вправо. Самый сложный маневр на такой дороге – это поворот вверх с уклоном вправо. Старайтесь управлять автомобилем таким образом, чтобы максимально увеличить видимость и маневренность автомобиля.

Читайте также: