Особенности вождения в китае

Обновлено: 05.07.2024

Я очень хорошо помню свои первые недели и месяцы в Китае. Я не уставал удивляться буквально всему и везде. Я с жадностью глотал эти новые для себя эмоции. И всеми силами пытался приспособиться к этому новому образу жизни.

Но одна вещь удивляла меня в Китае больше других – дорожное движение. Вот уж где действительно жесть, так это на китайских дорогах. Особенно в провинциальных городах.

Тут надо постоянно договариваться с собственной российской-водительской-эмоциональностью.

Я отчетливо помню тот день, когда я впервые сел за руль автомобиля в Китае. Мой маршрут был прост Сямэнь – Цюаньчжоу и занимал часа два. С первых же минут пути я понял, как ощущают себя пилоты реактивных истребителей в глубоком тылу врага. Обеими руками вцепившись в руль-штурвал, я каждую секунду был готов к тому, что сейчас со второстепенной дороги на меня спикирует какой-нибудь самосвал, груженый кирпичом, или мотоциклист-камикадзе с прицепленными газовыми баллонами бросится под колеса.

Меня искренне возмущало, что никто не знает, зачем нужна двойная сплошная. Что автобусы с людьми обгоняют грузовики на закрытых поворотах. Что таксисты со второстепенной выворачивают на главную, не сбавляя скорости. Что постоянно зажимают, вытесняют и агрессивно подрезают. Что тебе гудят по любому поводу, что никто никогда не уступит место в пробке, даже если твой поворотник уже устал мигать, и что культуры вождения нет вообще. Нет как понятия.

Прошло время. Китайские особенности движения начали восприниматься уже не так эмоционально. Я перестал нервничать, выражаться и топтать пол правой ногой, сидя на переднем сиденье в такси. И сейчас я ощущаю дорожное движение как данность. Я привык. И понял, как сделать так, чтобы дикие китайские нравы на дорогах перестали досаждать.

В этом деле главное - почувствовать вибрации улиц. Принять их. Раствориться. И стать частью потока. Нужно расслабиться и получать удовольствие. А еще нужно забыть свою российскую ментальность. И вообще забыть, что ты русский. Здесь это совсем ни к чему. Особенно в первое время.

Часто они делают все, что угодно, но тормозят в последнюю очередь.

Но китайские отцы, очевидно, говорят что-то другое своим детям.

На дорогах, впрочем, как и в жизни, китайцам свойственно объезжать проблемы, но не тормозить и разбираться.

И знаете что? Я, кажется, разгадал, в чем секрет!

Китай – это страна велосипедов. На протяжении многих десятков лет основным средством передвижения в Китае был велосипед. Поколения сменялись – велосипед оставался неизменной частью быта. Велосипед есть в каждой семье и у каждого китайца. На велосипедах ездили, ездят и будут ездить. В школу, институт, на работу, в магазин, в гости, да куда угодно…

А сейчас давайте задумаемся, что происходит, когда ты едешь себе на велосипеде и вдруг, по каким-то причинам, приходится тормозить? Совершенно верно! Потом нужно заново разгоняться. А значит - тратить силы. Впустую. Тормозить на велосипеде нужно лишь однажды – чтобы полностью остановиться, когда ты уже приехал в пункт назначения.

Какое дорожное движение в КНР - правостороннее или левостороннее?

Руль у китайских автомобилей (и тех, что у нас продаются, и тех, на которых по Китаю ездят) находится слева, как у российских, европейских и американских, соответственно и движение - как у нас, по правой стороне дороги, правостороннее то есть.

Движение в Китае правостороннее, но может показаться сначала, что правил дорожного движения в Китае не существует совсем т.к. на дорогах некоторая хаотичность, кто как хочет, тот так и ездит.

Возможно на это повлияло то, что рядом находится Гонконг, где движение левостороннее. В Китае даже мост решили построить, соединяющий правосторонее и левосторонее движение.

текст при наведении

О том, какое движение в других странах, вы можете узнать на этой страничке.

Но не переживайте, за счёт того, что движение в Китае спокойное – никто особо не гоняет по улицам, аварий в этой стране в разы меньше, чем в России. Поэтому можете спокойно вливаться в общий поток машин. :-)


Россияне наверняка думают, что китайские водители в большинстве своем ездят на своих же машинах. Как бы не так! В Южном Китае вы можете целый день ходить по городу и не увидеть ни одного Chery и Great Wall. Главное — не быть сбитым на тротуаре.

Оговорюсь сразу: Китай — большая, даже гигантская страна. Мои личные впечатления касаются курортного острова Хайнань, а конкретнее — города Санья. Уверен, что в других регионах картина может отличаться.

Нравы на южнокитайских дорогах

Раньше я думал, что самое наплевательское отношение к пешеходам — в Петербурге и Москве. Особенно это было заметно, когда возвращаешься на родину из благополучной Европы. Но китайцы ездят так, что кажется, они просто не замечают переходящих дорогу людей. Причем не имеет значения, есть ли пешеходный переход. Да что там. Даже красный свет не всегда служит гарантией того, что транспортный поток остановится. В итоге для неподготовленного человека простой переход дороги оборачивается реальным стрессом.

Когда прогуливаешься по городу, звук автомобильных клаксонов преследует тебя повсюду. Поначалу эта какофония повергла меня в шок. Сигналят все: автобусы, скутеры, легковушки и грузовики. Такое ощущение, что водители держатся не за обод руля, а за кнопку клаксона, на которую им непременно нужно нажимать каждую секунду.

Другой особенностью является практически повсеместная парковка на тротуарах. Где-то она законная, где-то нет. Тем не менее ни разу за весь месяц моего пребывания здесь я не видел борющихся с нарушителями полицейских рейдов с эвакуаторами.

IMG_2964.JPG

Никогда не смотрели ролики движения "СтопХам"? В них юные активисты, в частности, борются с любителями ездить по тротуарам. В Санья этим ребятам очень бы понравилось, работы тут для них — непочатый край. И минуты нельзя пройти по тротуару, чтобы не раздался сигнал клаксона едущего позади мотоцикла или скутера.

Вносят двухколесные агрессоры свою лепту и в процесс перехода дороги по "зебре". В большинстве известных стран в этот момент достаточно просто смотреть вправо и влево, контролируя транспортный поток, движущийся по дороге. Но ведь мы в Китае! Так что не забывайте смотреть и назад. Там наверняка едет пронырливый скутерист, использующий пешеходный переход по своему усмотрению.

Depositphotos_43137773_original.jpg

Но если вы уже решили, что китайцы сплошь безответственные лихачи и хамы, то это не совсем так. Превышений скорости, бессмысленных метаний по дороге, "подрезаний" и дорожных разборок, так любимых русскими Шумахерами, нет и в помине. Трафик достаточно плотный, но ДТП я видел всего пару раз.

В обоих случаях это были всего лишь мятые бамперы, ничего серьезного. Бесконечные гудки клаксонов, непрекращающиеся целый день и заставляющие шарахаться неподготовленного человека, на самом деле всего лишь предупреждение другим участникам движения, своеобразная страховка от непредвиденных маневров, а ни в коем случае ни хамство.

Да и злого умысла по отношению пешеходам у китайских водителей вовсе нет. Просто тот, у кого колес больше, тот и главнее. Такая китайская философия. И переходить дорогу можно без опаски, главное — предельно внимательно и аккуратно, а еще лучше — с оглядкой на местное пешее население. Уж оно-то точно знает повадки своих четырехколесных соотечественников.

Автопарк Южного Китая

Большинство автомобилей на китайских дорогах — это седаны. Как правило, модели среднего и бизнес-класса. Чуть в меньшем количестве встречаются среднеразмерные кроссоверы вроде Honda CR-V и Mazda CX-5. Более крупные представители этого класса, например, столь любимые россиянами Mercedes GL, попадаются гораздо реже, равно как и крупные внедорожники.

Немалое количество минивэнов на дорогах объясняется курортной спецификой города. Эти автомобили очень любят владельцы отелей, используя их для развозки гостей. Очень мало хэтчбеков, при прочих равных китаец выберет аналог в кузове "седан". Иногда, в основном в горных районах, встречаются пикапы, но, как правило, это старые китайские модели, использующиеся фермерами для рабочих нужд. А вот универсалов я практически не встречал. И еще немаловажный момент! Подавляющее большинство автомобилей имеет АКПП.

Depositphotos_17340001_original.jpg

Отдельно стоит упомянуть возраст автомобилей, используемых жителями Санья. Скажем так, машины старше десяти лет мне попадались крайне редко. Особенно контрастно это выглядит по сравнению с Европой, где, по субъективным ощущениям, машин производства конца девяностых в пользовании гораздо больше. К выбору цветов китайцы подходят достаточно консервативно, предпочитая спокойные, некричащие тона. Преобладают черный и серебристый колеры.

Многие полагают, что рядовые китайцы передвигаются в основном на продукции собственного производства, различных BYD и Geely. Это заблуждение. Большей частью по улицам города передвигаются японские и европейские модели. Я знал заранее, что мировые производители имеют тут сильные позиции, но то, что, гуляя по городу целый день, есть шанс вообще не встретить Geely или Great Wall, стало для меня откровением.

Наиболее распространенными марками в Санья являются WV и Toyota. "Фольксвагены" представлены различными вариантами Passat прошлого поколения и Jetta для местного рынка. Знакомый нам относительно новый B6/B7 именуется Magotan, но таких машин мало. Основная масса такси — также "Фольксвагены", хотя встречаются и корейские Hyundai Sonata местного производства.

autowp.ru_volkswagen_magotan_15.jpg

Очень разнообразен местный модельный ряд Toyota. Он состоит не только из знакомых нам Camry, Corolla, Highlander и RAV4. В Китае уже несколько лет производят в леворульном исполнении легендарную модель Crown. Не менее интересна модель Reiz — китайская вариация Mark Х.

china road

Некоторые туристы, приезжая в в Китай, предпочитают арендовать автомобиль, для того чтобы не быть ограниченными в своих передвижениях. Однако водить машину в чужой стране всегда непросто, даже если это такой современный и качественный автомобиль, как Форд Куга. Для того чтобы не попасть в неприятную или опасную ситуацию, управляя арендованным автомобилем, необходимо ознакомиться с некоторыми особенностями дорожного движения в Китае.

Особенности вождения в этой стране

В Китае автомобили движутся стремительно и хаотично. На замысловато переплетенных улицах полно двухколесных транспортных средств, которые тоже являются полноценными участниками движения. Стоит отметить, что китайцы очень любят ездить на велосипедах, этим транспортным средством пользуется приблизительно треть населения.

В Китае многие водители, особенно местные жители, не соблюдают правил дорожного движения, поэтому на дороге постоянно нужно быть максимально внимательным и собранным. Ведь многие автомобилисты тут игнорируют сигналы светофора и не пропускают пешеходов. В Китае, как и в любой незнакомой местности, безопаснее всего двигаться в потоке.

В Китае установлено множество знаков дорожного движения, но многие из них носят характер напоминания. Такие знаки просто напоминают участникам движения о том, что ехать нужно аккуратно и по правилам. Некоторые знаки напоминания выглядят очень необычно и привлекают внимание достаточно крупными размерами.

Для того чтобы иметь право водить автомобиль в Китае обязательно наличие водительского удостоверения международного образца. Некоторые водители также оформляют местное водительское удостоверение, которое действует в течение трех месяцев.

Каждому иностранцу, прежде чем арендовать Ford Kuga и отправляться в поездку по Китаю на машине, следует ознакомиться с особенностями вождения в этой стране. Знание многих тонкостей дорожного движения поможет водителю ездить правильно и аккуратно.

Читайте также: