Почему колеса автомобиля пробуксовывают на скользкой дороге

Обновлено: 08.07.2024

1.
Влажность= Pв.п/Pн.п * 100
При температуре 15 градусов Pн.п =1.71 кПа
0.8=Рв.п./1.71
Рв.п.=1.368 кПа= 1368 Па
2.
48.2 / 5 = 9.64 г - водяного пара на 1 м^3
При температуре 15 градусов плотность насыщенного пара равна 12.8 г/м^3
Влажность= Плотность водяного пара/Плотность насыщенного пара * 100%
Влажность= 9.64/12.8 * 100=75%
Вл=Рв.п./Рн.п * 100
0.75=Рв.п./1.71кПа=>Pв.п.=1.312кПа= 1312 Па - парциальное давление.

Кинетическая энергия определяется по
формуле: m*V*V/2.
Потенциальная энергия поднятого тела - по
формуле: m*g*h.
Приравняв их и, сократив массу получим, что
кинетическая энергия будет равна
потенциальной,
когда тело, летящее со скоростью V,
находится на высоте h = (V*V) / (2*g).

Автомобили нередко вязнут в мокром снегу и начинают беспомощно буксовать. Как выбраться из ловушки, не прибегая к спецсредствам, таким, как лебедка, трос и цепи противоскольжения?

Обильные снегопады и оттепель превращают придворовые территории в снежную ловушку. Размякший снег продавливается, и выезжающий транспорт накатывает глубокие колеи. Чем дольше зима, тем глубже они становятся. В итоге простой въезд и выезд превращаются в испытание для техники. На ровных участках можно так забуксовать, что придется крепко повозиться, пока не вытянешь машину на свободную дорогу. Как же беспроблемно миновать колею?


Часто после снегопадов видишь, как во время пробуксовок некоторые автомобилисты крутят колеса до тех пор, пока не сгорит сцепление. Другие же действуют осмотрительнее и пытаются раскачать машину. Если и это не помогает выбраться, то подкладывают под колеса дощечки, ветви кустарника и тряпки из ближайших мусорных баков. Но действуют такие приспособления не всегда. Бывалые водители, хорошо знакомые с особенностями русских зим, советуют выбираться из плена по-другому: на спущенных колесах.

Во дворе

Если придворовые территории хоть немного чистят и главная проблема — это ложбинки и колея, где колеса безнадежно скользят, то спустить шины можно наполовину. Хватит примерно 1.2-1.0 атмосферы, чтобы получить неплохой зацеп. Примерно такое же давление используют джиперы для поездок по грязи и песку.

Физику процесса можно описать следующим образом. Полуспущенное колесо обмякает и расползается под массой автомобиля. Пятно контакта увеличивается, а вместе с ним уменьшается и давление машины на поверхность. Но главное в другом. Сплющенная резина формирует дополнительную кромку, работающую наподобие намотанных на покрышку цепей противоскольжения. Кромка врезается в лед и не дает скользить колесу. Кроме того, создается дополнительное плечо силы, резина плотнее прилегает к поверхности, пробивает водную пленку, царапается за лед протектором и создает усилие для трения. Чем больше резиновая кромка, тем меньше шансов сорвать колеса в пробуксовку. Поэтому на полуспущенных колесах машина легче выбирается из скользкой колеи.


На дороге

Сгладить неприятности рыскания можно с помощью снижения давления в шинах. Если покрышки накачаны примерно до 1.5 атм, то они меньше реагируют на раскачку и за счет мягкости сглаживают боковые уводы, вызывающие рыскания. Правда, разгоняться на недокачанных колесах свыше 80 км/ч нельзя. Иначе потерявшая жесткость покрышка при резких торможениях или при боковых перегрузках может подломиться и соскочить с обода, что приведет к резкому падению давления и потере управляемости.


По снегу

Недокачанные колеса пригодятся и для движения по снегу. К примеру, если проезды к сельским домам занесло, а пробиться на дачу надо, то можно спустить давление в шинах до 0.5 атм. Тогда пятно контакта колес увеличится более чем в полтора раза и давление на поверхность снизится. Машина будет меньше проваливаться и сможет проехать заснеженный участок. Владельцы внедорожников знают об этом приеме и на спущенных колесах путешествуют не только по снежной целине, но и по рыхлому песку.

Правда, с таким давлением категорически нельзя буксовать и разгоняться свыше 40 км/ч, так как спущенные на три четверти покрышки перестают держать нагрузки и могут легко разбортироваться при неаккуратных действиях акселератором. Как только заснеженный участок пройден, давление необходимо вновь поднять до предписанных инструкцией значений.

На скользкой дороге увеличивается тормозной путь. Кроме того, автомобиль может угодить в занос — так называют боковое скольжение задней оси автомобиля в повороте, превышающее боковое скольжение передней оси. При этом автомобиль доворачивается в сторону предполагаемого поворота больше, чем это нужно для прохождения изгиба дороги. Такому явлению чаще подвержены заднеприводные автомобили. Метод борьбы с заносом и на передне-, и на заднеприводных автомобилях — поворот рулевого колеса в сторону заноса. При этом на заднем приводе следует уменьшить подачу топлива в двигатель, а на переднем — немного увеличить.

Полноприводный автомобиль в повороте также способен доставить неискушенному водителю неприятные ощущения.

Хорошо, если автомобиль оборудован электронной системой стабилизации курсовой устойчивости, а если нет, то будьте осторожны — полный привод коварен. Лучший метод борьбы и с заносом, и со сносом —это заблаговременно снизить скорость перед поворотом.

Откуда берется скользкая дорога?

Дорогу можно считать скользкой, когда коэффициент сцепления шин с покрытием ниже, чем среднестатистический. У каждого времени года он свой. Начнем мы, конечно, с королевы скользких дорог — зимы, которая хоть и закончилась, согласно календарю, но еще успеет попортить нервы водителям в северных регионах страны.

Тут все элементарно: любая вода, попавшая на дорогу, превращается в лед. Причем это может быть и поток воды из прорвавшейся канализации, и дождь, и подтаявший за день снег, который в холодную ночь превратился в лед. Но не только лед опасен на зимней дороге. Сочетание снегопада, отрицательной температуры воздуха и интенсивного движения машин может приводить к тому, что верхний слой укатанного снега становится очень скользким. Раннее срабатывание AБС даже при небольшом нажатии на педаль тормоза свидетельствует о том, что покрытие очень скользкое.

304

Наиболее скользкие участки зимой:

Чтобы выжить на зимних дорогах, нужно сделать две вещи: правильно подготовиться и спокойно, вдумчиво преодолевать скользкую зимнюю дорогу.

Ну а когда зима будет, что называется, в разгаре, просто помните о тех участках на дороге, где обычно очень скользко. Именно там следует быть вдвойне осторожнее и внимательнее за рулем.

Весна

Если вы ездите с севера на юг и обратно на дальние расстояния, то не торопитесь менять зимнюю резину на летнюю сразу с наступлением календарной весны. Да, в крупных городах на дорогах уже не встретить признаков зимы, но на трассе вас еще могут подстерегать опасные участки. Лучше лишнюю неделю поцокать по дорогам шипами, чем несколько недель ждать машину из кузовного ремонта после даже небольшой аварии.

А еще весной дорога может стать очень скользкой в следующих ситуациях:

Скользкая дорога: как по ней проехать — советы эксперта

Лето, казалось бы, время года, когда о скользких дорогах можно забыть. Но это не так. Надо помнить о некоторых особенностях.

  • В сильную жару на поверхности асфальта вытапливается слой полужидкого битума, который может оказаться очень скользким.
  • Ремонт и укладка нового асфальта происходит преимущественно летом, а свежеуложенный асфальт обладает невысоким коэффициентом трения.
  • Большегрузы продавливают в размягчившемся от жары дорожном покрытии глубокие колеи. Начинается обильный летний дождь, и вот уже в колеях 5–10 см воды. Если заехать в такую колею только левыми или только правыми колеса на большой скорости, автомобиль может занести.

Скользкая дорога: как по ней проехать — советы эксперта

Осень

Туман осенью — привычное дело. Асфальт при этом становится влажным и скользким. А еще осенью чаще идут дожди, которые делают мокрой не только дорогу, но и обочину. И снова на дороге оказывается много грязи. Но есть еще одна неприятность, характерная, скорее, для городских дорог. За короткий промежуток времени с деревьев опадают листья, порой застилая всю проезжую часть. А листва весьма скользкая субстанция. Проезжая по участкам дороги, присыпанным листвой, будьте предельно внимательны и осторожны.

Скользкая дорога: как по ней проехать — советы эксперта

Круг замкнулся, пора думать о зимней резине. Кстати, глубина протектора зимних шин должна быть не менее 4 мм.

Всесезонный совет

Если дорожные условия изменились, первым делом следует оценить качество сцепления шин с асфальтом. Выберите прямой и хорошо просматриваемый участок дороги, на котором нет встречного и попутного транспорта позади вас, припаркованных автомобилей, пешеходов поблизости, и попробуйте интенсивно затормозить. Если система ABS не застрекочет, значит сцепление с дорогой хорошее и можно продолжать ехать в прежнем темпе. В противном случае лучше сбавить скорость. И помните, что дорога может стать скользкой в любой момент: при изменении погоды, при изменении цвета асфальта, при изменении характера бликов на дороге от встречных фар в темное время суток. Чаще всего обычному водителю для предотвращения аварийной ситуации следует тормозить. Об этом же однозначно говорят и Правила дорожного движения. Поэтому самый главный совет в экстремальной ситуации на любой дороге — ПРОБУЙТЕ ТОРМОЗИТЬ.

движение по льду без пробуксовки

Почувствуй силу!

При движении по скользкой дороге крайне важно уметь контролировать автомобиль педалью газа, грамотно дозируя тягу. Если водитель слишком сильно нажмёт на газ, то ведущие колёса прокрутятся на месте и машина начнёт буксовать без движения вперёд – этого категорически нельзя допускать. Ведь при возникновении пробуксовки протектор шин забивает снегом, льдом или грязью, что только снижает коэффициент сцепления и увеличивает пробуксовку.

Правила движения по льду

Как правильно тронуться?

Если у вас автомобиль с механической коробкой передач, то на скользкой дороге можно попробовать начинать движение не с первой передачи, а сразу со второй. Такой приём позволить избежать пробуксовки, так как, несмотря на высокие обороты двигателя, колёса будут вращаться очень медленно. На машинах с АКПП можно включить зимний режим, в котором коробка автоматически будет начинать движение со второй передачи. Работать педалью газа нужно очень аккуратно, даже если на колёса установлена шипованная резина, она не защищает от пробуксовки.

борьба с пробуксовкой на льду

Как крутить руль?

Ещё одно правило безопасной езды по скользкой дороге – это аккуратное руление. Категорически нельзя допускать резких поворотов, руль нужно вращать плавно и на небольшие углы. Прямостоящие колёса менее склонны к возникновению пробуксовки, чем повёрнутые в сторону. Если машина не хочет ехать вперёд, то не нужно сильнее давить на газ, лучше всего откатиться назад и опять тронуться вперёд. Ледяные горки лучше всего штурмовать, предварительно набрав скорость, чтобы пройти её ходом.

Читайте также: