Почему так много требуется водителей такси

Обновлено: 04.07.2024

До эпидемии коронавируса работа таксиста была востребована: заказов поступало много, за поездкой в аэропорт или на другой конец города водители охотились. Но сейчас всё изменилось: ни заказов, ни денег, ни поездок. Лайф пообщался с водителем сервиса "Яндекс.Такси" о выживании в кризис.

Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock

Станислав работает таксистом в Москве больше двух лет. До кризиса он зарабатывал 40–60 тысяч в месяц, работая по 12–15 часов в сутки и практически без выходных. Но с середины марта 2020 года ситуация изменилась: сначала снизилось количество заказов, затем исчезли поездки в аэропорты, которые составляли значительную долю заработка водителя, в итоге таксисты превратились в доставщиков на автомобилях.

— В марте таксистов обязали носить защитные маски и перчатки, обрабатывать салон автомобиля санитайзером. Таксопарк, в котором я арендую автомобиль, — официальный, аккредитованный таксопарк "Яндекса". В первую неделю пандемии мне выдали одну одноразовую медицинскую маску, пару перчаток и антисептик. Посоветовали возить маску с собой в бардачке и надевать, если гаишник остановит. Во все остальные дни и недели никакие средства защиты не выдавались, пришлось покупать за свой счёт, — рассказывает Станислав.

Под маской курьера. Сколько зарабатывает доставщик "Яндекс.Еды" и хватает ли ему на жизнь

В первую нерабочую неделю, когда большинство людей были переведены на режим самоизоляции, у таксистов пропали корпоративные заказы. В первых числах апреля общее число поездок снизилось, по словам Станислава, примерно на 80%.

Теперь про деньги

Фото © ТАСС / Гавриил Григоров

Фото © ТАСС / Гавриил Григоров

До кризиса аренда машины в таксопарке стоила от 1500 до 3000 рублей в сутки, зависит от класса авто. Hyndai Solaris можно было арендовать за 1800, Skoda Octavia относится к комфорт-классу, стоит 2300, а KIA Optima или Toyota Camry — класса "комфорт плюс" — около 3000 рублей. Чем дороже машина, тем больше возможностей у таксиста: на "солярисе" водителю не открываются заказы комфорт-класса и класса "комфорт плюс", доступны только эконом-сегмент или доставка. Но если заказов нет, то и отбить аренду машины водители не могут, поэтому сначала им предоставили скидку в 30%, а затем в 50%.

Выручка Станислава в марте. Скриншот © LIFE

Выручка Станислава в марте. Скриншот © LIFE

— Как правило, за первые пять часов работы ты ничего не зарабатываешь: отбиваешь аренду и бензин, потому что в таксопарке машины обычно стоят с пустым баком. Всё остальное время — это уже плюс-минус твой доход. Но тут тоже не всё так просто, — отмечает водитель.

Доставка. Главное по теме:

Под маской курьера. Сколько зарабатывает доставщик "Яндекс.Еды" и хватает ли ему на жизнь

7 мая 2020, 06:47

Доставка здоровья. Можно ли сейчас онлайн заказывать лекарства на дом?

28 апреля 2020, 04:30

Еда с последствиями. Как не отравиться, заказав еду с доставкой

21 апреля 2020, 10:30

В хороший, докризисный день Станислав — водитель с высоким рейтингом в сервисе "Яндекс.Такси" и с автомобилем из официального таксопарка — за 12 часов работы на "хёндай-солярисе" мог на своём виртуальном счету сервиса увидеть сумму в 7000 рублей. Но это не те деньги, которые получает таксист, — это выручка. Из неё 21% в среднем забирает себе агрегатор, то есть сам "Яндекс". За поездки на автомобилях комфорт-класса агрегатор берёт 23%, за "комфорт плюс" — 25%.

Выручка Станислава за одну смену в мае. Скриншот © LIFE

Выручка Станислава за одну смену в мае. Скриншот © LIFE

Получается, что прибыль водителя за 12 часов работы — 2000 рублей.

— Сейчас, когда заказов практически нет, о таком доходе даже говорить нечего. Вчера я отработал почти три часа, но за это время отбил только аренду, даже в плюс не вышел. Я редко выхожу на смены, но ежедневно арендую авто в таксопарке, чтобы работать курьером в других компаниях. Арендодатель не против, ведь все машины в лизинге, который ему нужно платить. Поэтому он готов сдавать мне автомобиль, чтобы этими деньгами платить по счетам, — добавляет Станислав.

Хотел временно подработать

После переезда в другой город с работой было тяжело. У меня был свой уже не новый, но неплохой автомобиль. Поэтому возникла мысль пойти в такси. Устроиться получилось очень легко — на оформление ушло меньше часа.

Никто не проверял ни техническое состояние машины, ни умения — стаж определили по дате получения водительского удостоверения. По душе пришелся свободный график, общение с пассажирами не напрягало, нравились ежедневные выплаты и чаевые — так я называю все: и деньги сверх стоимости поездки, и сдачу, которую не забрали.

Как было раньше

Немного поездив на своей машине и поработав через приложение, я понял, что это невыгодно: плохое состояние дорог в Туле убивало машину день за днем. Поэтому я перешел в таксопарк на штатное авто. Там был сменный график и свои диспетчеры. Схема простая: клиент звонил оператору, тот говорил в эфир адрес. Все подключенные таксисты начинали в ответ кричать по рации свои номера.

Чтобы тебя услышали, нужна была радиоустановка в автомобиле. Они были по 100, 200, 500 Вт. Последняя — самая мощная, но очень дорогая. Но за ней все равно охотились все уважающие себя таксисты. Вспоминаю это время с ностальгией. Но потом начались проблемы с выплатами, у руководства была задача оштрафовать водителя по любому поводу — в итоге я зарабатывал только 30–40 % от своей выручки.

Как теперь

Как строится работа

Если берешь заказы через приложение, то просто запускаешь его, когда готов выйти на линию, и все. Нам нужно проходить фотоконтроль каждые 10 дней — все ради безопасности пассажира. Но многие приводят в порядок свое авто с помощью фотошопа, а заодно меняют цифры и печати в удостоверениях. Так на работу попадают или непрофессионалы, или неадекватные водители.

Таксопарки с диспетчером никуда не исчезли, теперь они просто пользуются мобильными — звонит диспетчер, предлагает заказ, если тебе выгодно, то берешь. По второй схеме я работаю с межгородом — в случае если заказа обратно или туда нет, беру попутчиков по BlaBlaCar, чтобы отбить стоимость бензина. Не скажу, что это работа мечты, но мне она определенно нравится. Общение с людьми тоже дает свои плоды — нашел несколько деловых контактов по второй работе.

Такси для клиентов стало значительно дешевле

Заработок нестабильный

Бывает, что нужно ездить в аэропорт каждый день, а бывает и неделя простоя. По городу необходимо получить очень много заказов, чтобы вышли те же деньги, что за межгород. По городу выгодно выходить на линию, когда за поездку считается сумма с коэффициентом увеличения цены, который стабильно повышается в снегопад, мороз, сильный дождь и, конечно же, в час пик.

Мне часто приходится встречать и провожать иностранцев в аэропорты. Я стараюсь, чтобы они чувствовали себя комфортно, общаюсь с ними на ломаном английском и с онлайн-переводчиком. Иногда на новогодние праздники они оставляют чаевые в валюте, это очень поднимает настроение и мотивирует работать дальше.

Самые частые просьбы

Какие бывают пассажиры

Таксисты работают по 12–14 часов, и человеку за рулем нужно обязательно обладать стрессоустойчивостью, так как пассажиры бывают разные. Я заметил, что те, кто вызывает по телефону, часто выходят долго, они не могут найти мою машину, бывают сильно нетрезвые. Иногда огромных размеров люди садятся спереди и не могут там даже пристегнуть ремень, хотя на заднем сиденье могли бы устроиться легко. Одну мадам я возил 2,5 часа в пригород и обратно, и все это время она разговаривала по телефону! За ту поездку я понял, что главные проблемы в жизни — это волосы и ногти.

Пассажиры, которые заказывают через приложение, сильно отличаются: выходят быстро, что очень важно, особенно в пиковые нагрузки. Но и тут иногда бывают люди, для которых 100 рублей — это много, и они своим поведением показывают, что им все обязаны: долго идут, зная, что машина уже ждет, пытаются изменить маршрут, не увеличивая цену. Ругаться с такими смысла нет, стараюсь отменить такие поездки или высадить.

Все эти правила существуют для того, чтобы сервис в целом был удобен и безопасен для клиентов. В качестве пряника приложение нередко доплачивает водителю за заказы. Клиент платит одну сумму, а система начисляет бонус до приемлемой суммы за такую работу.

Вещи забывают в такси часто

Пару раз оставляли телефоны, я возвращал и не требовал за это денег, но люди сами давали. Однажды иногородние ребята думали, что забыли у меня макбук, и предлагали € 500, если верну. Но у меня его, к сожалению, не было. Они забыли его явно не у меня, хотя и не поверили — решили проверить с полицией по видеокамерам. Но в машину садились они уже без компьютера.

Безопасность

Раньше клиент вызывал такси с городского телефона или просто ловил машину у обочины, и мы о нем не знали ничего, кроме того, откуда и куда его везти. В автомобиль мог сесть кто угодно, и, случись что, человека найти было практически невозможно.

Теперь пассажиров мы не боимся. У нас масса информации о них: телефон, номер паспорта, к которому привязана SIM-карта, и даже ссылки на профили в социальных сетях. Понятно, что при желании и упорстве можно придумать, как обмануть систему, но нам стало спокойнее. А пассажирам тем более: они понимают, что вероятность совершения преступных действий против них исключена, все действия фиксируются.

Dodo


Артём (имя героя изменено по его просьбе) работает в такси уже год, а до этого пытался построить карьеру в крупной страховой компании. На хлеб с маслом хватает, но и неадекватных пассажиров тоже полно.

— Есть такой старый анекдот, мол, все таксисты — на самом деле успешные бизнесмены, а в сфере перевозки подрабатывают в свободное время…

Про Новый год ничего не могу сказать: я в праздники не работал. Хотя мой сменщик таксовал год назад с семи утра 31 декабря ровно сутки. Со всеми чаевыми вышло $400.

— Кстати, о чаевых. Кто их чаще всего оставляет?

— Никогда не угадаешь! Человек может ехать и конфликтовать с тобой, а потом даст 50 рублей на чай. А бывает, пассажир всю дорогу мило беседует, а по итогу — 10 копеек.

— Вы к какой категории водителей себя относите: к тем, кто готов психологом полчаса побыть, или к тем, кто в дороге предпочитает молчать?

Но это ещё ничего! У моего сменщика была история похуже. Подвозил компанию: двух девушек и столько же парней. Ехали они из клуба. Вдруг одна из девочек попросила её высадить около дома. Так парень наклонился и со всей дури ударил её в нос! Её подруга тут же начала голосить. И спустя пару секунд тоже оказалась со сломанным носом. Сменщику повезло: он увидел экипаж ГАИ и остановился. Правоохранители сразу поняли, что происходит неладное, и подошли. В итоге в отделение забрали всех. Напарника моего, конечно, скоро отпустили. Но шесть часов он потерял. Что было дальше с компанией — не знает.

— А что насчёт животных? У нас всего пара служб, поэтому бывает очень сложно отвезти питомца, например, к ветеринару.

— Если человек в комментариях к заказу отметил, что едет с животным и оно помещается на руках, то, конечно, не отказываю.


— Какие ещё просьбы от пассажиров поступают?

— Я нередко таксую ночью, поэтому постоянно вожу нетрезвых людей. Чаще всего они просят по Bluetooth свою музыку включить. Но я этого не делаю: вкусы у всех разные, ехать, отсчитывая минуты до конца путешествия, не хочется. Однако стараюсь не конфликтовать: кто знает, что у человека в кармане лежит.

— Допустим, вы уже приехали в точку отправления, а человек просит его подождать 10—15 минут, пока он в магазине. Выполните просьбу или отмените заказ?

— Всё по ситуации! Горят коэффициенты — отменю и сразу приму другой. А если дело происходит ночью, когда желающих не так много, могу и подождать, мне не сложно.

— В конце поездки каждый пассажир ставит оценку. Влияет ли этот рейтинг на ваш заработок?

— А если пассажир жалобу написал в службу поддержки?

— На ковёр начальство, конечно же, не вызовет. Да и ничего не случится, максимум предупреждение пришлют. Даже если вам деньги вернут за поездку, то их из заработка водителя не вычтут.

Конечно, другое дело, когда что-то действительно серьёзное случилось: тогда таксиста и заблокировать могут. Но я с подобным не сталкивался.

— Рейтинг есть и у пассажиров. Какой в нём смысл?

— Никакого! Мы его не видим, как и ваше имя в приложении.

— А адрес, куда нужно человека отвезти?

— Есть система привилегий: бронза, серебро, золото и платина. Твой уровень зависит от количества заказов, которые ты выполнил в прошлом месяце. При золоте и платине ты видишь точку Б. Если у тебя бронза или серебро, то конечный пункт будет показан только в случае, когда поездка занимает более 20 минут.

— Вы можете отказаться от рейса, если ехать далеко?

— Да, конечно. Например, наш автопарк в аэропорт не возит: обратно придётся возвращаться пустым.

— Я часто вызываю такси из пригорода в центр. Водители нередко сами отменяют поездку. Почему? Ведь цена и до 26 рублей доходить может.

— Таксисты очень часто становятся участниками аварий. Одна из самых распространённых причин следующая: водители не придерживаются нормы в 12 часов, а ездят, пока за рулём не засыпают. Сколько вы в сутки трудитесь?

— А есть время простоя, когда заказов нет вообще?

— Да. И бывает очень смешно, когда мимо такого таксиста проезжаешь уже с пятым-шестым заказом, а он всё так же стоит курит, надеясь содрать 50 рублей с клиента и поехать домой. Но никаких войн у нас нет, колёса тоже никто не прокалывает.

— Когда только права получил: 10 лет назад. Но тогда никаких приложений и не существовало. Сейчас пассажиров от борта не беру. А зачем? Заказов предостаточно.

— Это люди, которые работают на своих машинах или на арендованных. И они, понятное дело, не хотят делиться деньгами ни с кем. Ведь в тухлый день можно только на аренду и заработать.

Однако всем без исключения водителям нужно проходить фотоконтроль раз в десять дней. Ты просто снимаешь авто со всех сторон, не забывая про багажник и салон.

— На какой машине больше всего нравится работать?

Пьяных таксистов в городе тоже видел, причём не единожды! Даже как-то с таким в качестве пассажира пришлось ехать. Но когда он два раза не остановился на красном и ещё машину подрезал — я вызвал ГАИ. Поэтому вместо очередной попытки содрать деньги лучше бы ввели дополнительные экзамены при устройстве на работу. Поверьте: статистика ДТП сразу улучшится.

Источник информации: Вероника Сайко, AV.BY

Я в шоферы бы пошёл…


Фото: tildacdn

Таксист не на своей машине

Автомобилисты, которые получили менее удачный опыт работы в такси, заявили, что аренда — самая большая статья расходов.


Фото: yandex-taxi63


Фото: yandex dzen

Работу рентабельной не назовешь

Сергей добавил, что сегодня большинство таксистов арендует машину — цена около 1 500 руб. в сутки. Если за 12 часов заработаешь 5 000, то 1500—2000 тратишь на бензин. 1500 — отдаёшь за аренду. На руках остаётся максимум 2000 рублей.


Фото: inhimkicity


Фото: ostrovrusa

Читайте также: