Принцип работы коробки отбора мощности газ 66

Обновлено: 08.07.2024

Раздаточная коробка или раздатка – особый модуль, который монтируют на автомобилях, сконструированных специально для поездок по бездорожью и пересеченной местности. Раздатка обеспечивает равное распределение усилий между ведущими мостам автомобиля. Именно раздатка ГАЗ 66, устройство и конструкция которой были предметом особого внимания конструкторов, обеспечила автомобилю почти легендарную проходимость. ГАЗ-66 вошел в историю отечественного автомобилестроения как один из наиболее удачных грузовиков. Реализованные при его разработке конструктивные решения позволили преодолевать бездорожье, которое большинству автомобилям не под силу. Немалый вклад внесла конструкция раздатки.

Описание и принцип работы раздатки

Раздаточная коробка схожа с коробкой трансмиссии в плане как внешнего вида, так и функционала. Ее главное назначение – равномерное распределять нагрузки на все мосты. В зависимости от типа автомобиля раздатка может подключаться только к переднему мосту либо также к пониженной передаче.

Принцип работы состоит в следующем:

  1. При включенном сцеплении крутящий момент передается на ведущий вал раздаточной коробки и далее на задние колеса. Это обеспечивается за счет зацепления шестерни-каретки с соответствующими шестернями.
  2. Если зацепления нет, то крутящий момент на колеса передаваться не будет.
  3. Также зацепление шестерни-каретки с надлежащей шестерней обеспечивает включение понижающей передачи. Используется при движении по вязкому грунту или в гору под нагрузкой. В результате возрастают тяговые усилия на колесах и повышается проходимость. Это работает только на полном приводе, чтобы избежать перегрузки привода заднего моста.

Раздаточная коробка


Раздатка помогает равномерно распределять нагрузку



Обслуживание

Отличительная особенность двигателей ГАЗ-66 – высокий показатель надежности. Единственным требованием производителя было проведение регулярного и качественного технического обслуживания. Чтобы выполнить диагностику состояния мотора, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Заливать внутрь силовых агрегатов проверенные марки горюче-смазочных материалов или оценивать состояние жидкостей в процессе эксплуатации.
  2. Во время проведения каждого второго технического обслуживания осуществлять подтяжку головок блоков цилиндров. Операцию рекомендуется выполнять на выключенном и остывшем двигателе.
  3. Не добиваться перегрева мотора во время езды на транспортном средстве.
  4. Периодически осуществлять проверку гаек крепления выпускной трубы. Такая осмотрительность позволит избежать проникновения внутрь трубы воды.

Дополнительно владельцу грузовика рекомендуется регулярно проверять состояние поршневых колец и вкладышей подшипников. Если при проведении осмотра были обнаружены деформации элементов или неисправности, их следует заменить.

Устройство

В сети огромное количество рисунков и фотографий, по которым раздатка и схема КПП ГАЗ 66 могут быть изучены в подробностях. Также есть видео по разбору, ремонту и сборке, которые позволяют рассмотреть все детали.

Основные элементы коробки ГАЗ-66:

  1. Картер. Изготавливается из чугуна методом сварки. Заполнен трансмиссионным маслом. На крышке установлен механизм переключения передач и включения переднего ведущего моста.
  2. Ведущий вал. Он расположен в картере и соединен с вторичным валом КПП. Имеет шлицы, на которых установлена шестерня-каретка, обеспечивающая включение заднего моста и понижающей передачи.
  3. Вал заднего моста. На нем имеется шестерня, входящее в зацепление с шестерней-кареткой.
  4. Промежуточный вал, обеспечивающий передачу крутящего момента на передний мост.

Передачи в раздатке имеют передаточные числа 1,98 и 1, соответственно для пониженной и прямой передачи. При этом передаточные числа КПП ГАЗ 66 сделаны с шагом в 14,7.

Это описание раздаточной коробки на двухосный автомобиль. В раздатке для трехосного варианта предусмотрены два положения рычага понижающих передач, что обеспечивает автоматическое подключение переднего моста при включении пониженной передачи.

Раздаточная коробка может иметь несколько режимов работы:

  • подключена только задняя ось;
  • подключены две приводные оси;
  • две оси подключены с межосевой блокировкой;
  • подключение обеих осей с пониженной передачей и межосевой блокировкой;
  • подключение обеих осей с автоматической блокировкой дифференциала.


Полноприводный автомобиль ГАЗ-66

Автомобиль ГАЗ-66 высокой проходимости и грузоподъемностью 2 тонны предназначен для перевозки грузов и людей в различных дорожных условиях и по бездорожью. Автомобиль изготовлен в разных исполнениях и рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от плюс 50 до минус 45 °С. Автомобиль ГАЗ-66 может буксировать прицеп, имеющий сцепное устройство, электровыводы, а также двухпроводный пневматический привод тормозной системы. Автомобиль оснащается восьмицилиндровым карбюраторным двигателем ГАЗ-53 жидкостного охлаждения. Все колеса автомобиля ГАЗ-66 — односкатные ведущие. Размер шин 12,00-18. Трансмиссия — восьмиступенчатая без межосевого дифференциала. Диапазон передаточных чисел трансмиссии -14,7. Главная передача — гипоидная. Установлены самоблокирующиеся кулачковые межколесные дифференциалы. В состав оборудования машины входили также гидроусилитель руля, гидровакуумный усилитель в приводе тормозов, омыватель лобового стекла. Основные модификации автомобиля ГАЗ-66 ГАЗ-66-11 — основная модификация; ГАЗ-66-12 — с лебедкой; ГАЗ-66-14 — с экранированным электрооборудованием; ГАЗ-66-15 — с лебедкой и экранированным электрооборудованием. Общие данные и параметры ГАЗ-66 Тип — Грузовой двухосный автомобиль с приводом на обе оси Масса перевозимого груза, кг — 2000 Наибольшая полная масса прицепа, кг — 2000 Полная масса автомобиля не более, кг: — без лебедки — 5770 — с лебедкой — 5940 Масса автомобиля в снаряженном состоянии (без дополнительного оборудования), кг: — без лебедки — 3440 — с лебедкой — 3610 Габаритные размеры машины ГАЗ-66 (мм) длина — 5805 ширина — 2525 высота (по кабине, без нагрузки) — 2490 База — 3300 Колея передних колес — 1800 Колея задних колес — 1750 Дорожный просвет автомобиля с полной нагрузкой (под картером переднего и заднего мостов) — 315 Радиус поворота по колее наружного переднего колеса, м — 9,5 Наибольшая скорость с полной нагрузкой, без прицепа, на горизонтальных участках ровного шоссе, км/ч, не менее — 90

Контрольный расход топлива при замере в летнее время для обкатанного автомобиля, движущегося с полной нагрузкой на четвертой передаче с постоянной скоростью 60 км/ч по сухой ровной дороге с усовершенствованным покрытием и короткими подъемами, не превышающими 0,5°, л/100 км — 20

Путь торможения автомобиля с полной нагрузкой без прицепа, движущегося со скоростью 50 км/ч, м — 25 Глубина преодолеваемого брода по твердому дну не более,м — 1 Углы свеса (с полной нагрузкой), град.: — передний — 35 — задний — 32 Наибольший угол преодолеваемого автомобилем подъема с полной нагрузкой, град. — 31 Погрузочная высота, мм — 1110 Двигатель автомобиля ГАЗ-66 Тип — 4-тактный, карбюраторный, бензиновый Число цилиндров и их расположение — 8, V-образное Диаметр цилиндров, мм — 92 Ход поршня, мм — 80 Рабочий объем цилиндров, л — 4,25 Степень сжатия — 7,6 Номинальная мощность брутто (с ограничителем) при 3200 об/мин, кВт (л.с.) — 88,5 (120) Максимальный крутящий момент при 2000—2500 об/мин, Нм (кг/см) — 29 (29) Порядок работы цилиндров 1 —5—4—2—6—3—7—8 Направление вращения коленчатого вала — правое Система смазки — Комбинированная: под давлением и разбрызгиванием, с полнопоточной фильтрацией. Охлаждение двигателя — Жидкостное, принудительное, с центробежным насосом и расширительным бачком. В системе охлаждения имеется термостат, установленный в выпускном патрубке. Карбюратор — К-135, двухкамерный, балансированный с падающим потоком Ограничитель частоты вращения — Пневмоцентробежного типа Пусковой подогреватель — ПЖБ-12 Трансмиссия ГАЗ-66 Сцепление ГАЗ-66 — Однодисковое, сухое Коробка передач ГАЗ-66 — Трехходовая. 4-ступенчатая Передаточные числа коробки передач — 1 передача—6,55; 2 передача—3,09; 3 передача—1,71; 4 передача—1,0; задний ход—7,77 Раздаточная коробка — Имеет две передачи: прямую и понижающую с передаточным числом 1,982 Карданная передача — Открытая. Имеет три вала. Главная передача ведущих мостов — Коническая, гипоидного типа. Дифференциал — Кулачкового типа. Поворотные кулаки ГАЗ-66 — Имеются шарниры равных угловых скоростей (ШРУС). Полуоси — Полностью разгруженные. Ходовая часть ГАЗ-66 Рама — Штампованная, клепаная. Колеса — Дисковые с ободом 228Г-457, с бортовым и разрезным замочным кольцами. Шины — Пневматические, размером 320—457 (12,00—18) Установка передних колес — Угол развала колес 0°45′. Угол бокового наклона шкворня 9°. Угол наклона нижнего конца шкворня вперед 3°30′. Схождение колес 2—5 мм. Рессоры — Четыре, продольные, полуэллиптические Амортизаторы — Гидравлические, телескопические, двустороннего действия. Установлены на обоих мостах автомобиля. Рулевое управление машины ГАЗ-66 Тип рулевого механизма ГАЗ-66 — Глобоидиый червяк с трехгребневык роликом 21,3 (среднее). Усилитель рулевого привода — Гидравлический Продольная рулевая тяга — Трубчатая. Соединения тяги с сошкой и рычагом поворотного кулака имеют шаровые пальцы и пружины, затяжка которых регулируется. Поперечная рулевая тяга — Стержневая, соединена с поворотными кулаками посредством шаровых пальцев. Тормоза ГАЗ-66 Рабочая тормозная система ГАЗ-66 — Двухконтурная с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем в каждом контуре; имеет дзухнроводный пневмовывод для управления тормозами прицепа. Тормозные механизмы —- колодочные, барабанного типа. Запасная тормозная система — Каждый контур рабочей тормозной системы. Стояночная тормозная система — С механическим приводом к тормозному механизму, расположенному на трансмиссии. Кабина и платформа машины ГАЗ-66 Кабина — Двухместная, металлическая, откидывающаяся вперед. Кабина оборудована отопителем, стеклоочистителем, электрическим омывателем ветрового стекла, двумя противосолнечными козырьками, двумя зеркалами заднего вида, спальным местом водителя, кронштейнами для крепления ремней безопасности, двумя ковриками для пола, знаком автопоезда. Платформа — Металлическая. Откидной борт задний (деревометаллический). Спецоборудование машины ГАЗ-66 Коробка отбора мощности КОМ — Имеет две передачи: дли наматывания и разматывания троса лебедки. Лебедка — Предельное тяговое усилие на тросе 3000 Н (3000 кгс) при полностью намотанном (верхний ряд навивки) и 4000 —4500 Н (4000—4500 кгс) при полностью размотанном барабане (нижний ряд навивки). Длина троса 50 м. Привод лебедки карданными валами от коробки отбора мощности.

Читайте также: