Проверка и регулировка стартера со снятием с трактора

Обновлено: 02.07.2024

При включении стартера привод должен перемещаться на шлицевой части вала без заеданий и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины. При повороте шестерни от руки по часовой стрелке якорь не должен вращаться. При обратном вращении шестерня должна вращаться вместе с валом.

Наружный торец шестерни в выключенном положении должен находиться на расстоянии А не более 21,5 мм от привалочной плоскости фланца стартера.

Проверять полный вылет шестерни необходимо при включенном тяговом реле. Для этого следует подключить тяговое реле по схеме показанной на рисунке ниже.

При этом расстояние между торцом шестерни и упорной втулкой должно быть 4+1 мм. Этот зазор регулируется поворотом эксцентриковой оси рычага привода. После регулировки следует затянуть гайку оси.

Исправность стартера, правильность его сборки и регулировки определяется проверкой стартера на холостом ходу и при полном торможении. Для проверки стартера необходимы : низковольтный источник или хорошо заряженная аккумуляторная батарея, вольтметр постоянного тока со шкалой от 0 до 30 Вольт, амперметр постоянного тока с шунтом до 500 Ампер, тахометр со шкалой до 10 000 оборотов в минуту.

Ток и частоту вращения вала якоря при испытании на холостом ходу измеряют через 30 секунд после включения стартера. Стартер считается выдержавшим испытание на холостом ходу, если при напряжении 12 Вольт он потребляет ток не более 75 Ампер. При этом развивает частоту вращения не менее 5000 оборотов в минуту.

При тугом вращении вала якоря, которое обычно вызывается перекосами в результате неправильной сборки стартера или задевания якоря за полюсы, а также при замыкании между витками, стартер потребляет ток большой силы при частоте вращения меньше указанной. Малая сила потребляемого тока и пониженная частота вращения вала якоря при нормальном напряжении на зажимах стартера свидетельствуют о плохом контакте в соединениях проводов внутри стартера или о пониженном натяжении пружин щеток.

Проверку стартера при полном торможении необходимо производить на стенде типа Э242. Исправный стартер при питании от полностью заряженной аккумуляторной батареи потребляет ток не более 520 Ампер при напряжении не менее 8 Вольт и развивает момент, равный примерно 16 Нм (1,6 кгсм).

Если потребляемый ток выше 520 Ампер, а тормозной момент ниже 16 Нм (1,6 кгсм), то это указывает на неисправность обмотки якоря или обмотки возбуждения. Если тормозной момент и потребляемый ток ниже нормальной величины, то это, при нормальном напряжении на зажимах стартера указывает на плохие контакты внутри стартера или на слабое натяжение пружин щеток.

Пониженное напряжение на зажимах стартера, менее 8 Вольт, указывает на плохие контакты в проводах или на неисправность аккумуляторной батареи. При нагрузке шестерни тормозным моментом муфта свободного хода не должна пробуксовывать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

По окончании практического занятия студент, как будущий механик – специалист по организации и обеспечению технической эксплуатации машин, должен, в объеме изученного материала, овладеть следующими знаниями и навыками:

а) определять последовательность выполнения разборочно-сборочных работ;

б) проводить дефектовку деталей субъективными методами и с использованием контрольно-измерительного инструмента, приспособлений, приборов и стендов;

в) определять техническое состояние деталей электрооборудования тракторов и автомобилей.

В частности студент должен уметь:

выполнять разборку и сборку узлов и механизмов тракторов, самоходных шасси и автомобилей с соблюдением требований техники безопасности, с сохранением первоначального состояния деталей, с сохранением комплектности и принадлежности деталей и др. правилами разборочно-сборочных работ;

грамотно выбрать, подготовить и использовать контрольно-измерительный инструмент;

пользовать справочной литературой при выполнении аналитического расчета агрегата, а также иных работ.

ОБОРУДОВАНИЕ. Стартер с непосредственным механическим включением, стартер с электромагнитным включением. Разрезы стартеров, стенд КИ-968, пружинный динамометр, плакаты стартеров, инструкционная карта и методическое обеспечение рабочего места.

Содержание и последовательность выполнения работы

Для выполнения данного занятия необходимо ознакомиться с инструкционной картой и теоретическими материалами заданной темы в литературе: [1] с. 245-248, [3] с. 252, [8] с. 235-239, [9] с. 60, [10] с. 93-94.

Основные технические данные стартера _____________ двигателя _____________

(для 1 звена ЗМЗ-53А; 2 - П- 350; 3 - КамАЗ- 5320; 4 - ВАЗ- 21011; 5 - Д- 245)

Номинальное напряжение, В

Давление пружины на щетку, Н

Минимально допустимая высота щетки, мм

Параметры холостого хода: ток не больше, А

Частота вращения, не меньше, мин – 1

Параметры полного торможения: напряжение на зажимах, не больше, В

Ток, не больше, А

Крутящий момент, не больше. Нм

Ход занятия

Изучить электрические схемы стартеров. Разобрать стартер, изучить устройство и работу. Собрать стартер. Проверить усилие пружин щеткоудерживателя, отрегулировать включение стартера на стенде провести испытание на режимах холостого хода и полного торможения.

Особенности конструкции сопряжений стартера

(заполняется в ходе занятия)

Зазор между торцом шестерни и упорной шайбой при полном включении стартера, мм ____.

Результаты испытания стартера в режиме холостого хода: напряжение, В ___________

сила тока, А ___________ частота вращения, мин – 1 ___________.

Результаты испытания стартера при полном торможении: крутящий момент, Нм ___________, напряжение, В ___________, сила тока, А ____________.

С помощью схемы на рис. 1 укажите отличия системы электрического пуска трактора МТЗ-80.


О твет:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рис. 1 – Схема системы пуска трактора МТЗ-80

Контрольные вопросы

Для чего предназначена муфта свободного хода стартера?

Для чего и как регулируется момент включения основных и дополнительных контактов выключателя стартера?

Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе:

1.Назначение генераторных установок переменного тока.

2. Устройство и принцип действия индукторных генераторов.

3.Реле регуляторы. Корректировка напряжения.

4.Устройство электрического стартера. Система управления стартерами.

5.Техническое обслуживание. Электромеханическая характеристика стартера.

6.Возможные неисправности генераторных установок переменного тока и способы их устранения.

7. Возможные неисправности электрического стартера и способы их устранения.

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1 Для чего служит стартер, устройство и принцип его работы?

2 Как производится включение приводной зубчатой шестерни стартера с венцом маховика?

3 Для чего предназначена, как работает и как устроена муфта свободного хода?

4 Как осуществляется включение стартера в электрическую цепь?

5 Расскажите последовательность регулировки момента замыкания контактов включения стартера?

1 Стартер предназначен для запуска двигателя, он заводит двигатель благодаря тому что входит в зацепление с зубчатым венцом маховика, и раскручивает его при необходимой скорости

2 Оно осуществляется благодаря работе тягового реле, которое вводит в зацепление с маховиком

3 Эта муфта предназначена для того чтобы при начатии работы двигателя своим ходом приводная шестерня стартера прокручивалась и не создавала препятствия этому.

4 Последовательно, сначала тяговое реле, после чего сам электродвигатель стартера

На современных тракторах МТЗ стартер двигателя состоит из электромотора, втягивающего реле стартера и механизма привода. Конструкция отличается надежностью и продуманностью, поэтому обычно служит много лет без каких-либо проблем. Но при превышении нагрузки при работе трактора тяговое реле может прогореть в районе болтовых креплений. Как устроено втягивающее реле стартера МТЗ? В чем отличие между тяговыми реле на тракторах 80, 82, 1221 и других? Как заменить выгоревшее реле стартера? На эти и другие вопросы дадим ответы далее в статье.

Принцип работы втягивающего реле стартера на МТЗ

Втягивающее реле на тракторе МТЗ управляет работой электрического стартера и неподвижно смонтировано на его корпусе.


Тяговое реле представляет собой соленоид цилиндрической формы, который совмещен с контактной группой. Именно втягивающее реле производит подключение стартера к АКБ, а также механически соединяет стартер и маховик, когда запускается силовая установка.


Втягивающее реле стартера МТЗ одновременно относится к механической и электрической системе стартера, контролируя их сопряженную работу.

Основные задачи тягового реле следующие:

  • Соединение бендикса при запуске мотора с зубчатым венцом маховика и удержание его в нужном положении до момента отпускания ключа зажигания.
  • Подсоединение мотора стартера к аккумулятору.
  • Отключение стартера в момент отпускания ключа зажигания.

Несмотря на то, что фактически втягивающее реле является составным элементом стартера МТЗ, смонтированным на его корпусе, тяговое реле считается самостоятельным узлом, который отвечает за стабильную работу системы запуска двигателя.


Конструкция втягивающего реле на примере стартера СТ212-А для Д-240 (МТЗ-80, МТЗ-82)

Конструкция втягивающего реле стартеров МТЗ 80 и 82 идентичны, поскольку на оба трактора устанавливается дизельный двигатель Д-240. Подходящим вариантом стартера для такого мотора является СТ212-А. Встретить его на тракторах можно достаточно часто, это одна из наиболее распространенных модификаций. Рассмотрим механизм тягового реле на примере этого стартера.


На схеме цифрами обозначены следующие компоненты:

2. стальной якорь круглого сечения;

3. соленоид возбуждения;

7. жесткий кожух;

9. соединительная шина;

10. цилиндрический поршень;

11. сервисная обмотка;

12. шунтовая обмотка;

14. возвратная пружина;

18. стопорное полукольцо;

21. шестеренка привода;

22. муфта свободного хода;

23. буферная пружина;

24. втулка отводки;

26. промежуточная опора;

27. наружная обойма;

28. роликовый механизм;

Втягивающее реле соединяет шестерню привода с венцом маховика дизельного агрегата и запитывает электрическую систему стартера МТЗ путем подключения его к аккумулятору. Тяговое реле зафиксировано на литом фланце, который соединяет его с крышкой со стороны привода.


У втягивающего реле стартера две обмотки:

  1. большая втягивающая (сервисная) (11),
  2. удерживающая, намотанная поверх первой (шунтовая) (12).

Когда реле включается, обе обмотки создают магнитное поле, которое затягивает якорь в пространство внутри обмоток. Якорь представлен в виде стального стержня с круглым сечением. Он не имеет жесткого крепления, легко передвигается и даже вынимается, если это необходимо.

Перемещение якоря через рычаг (16) приводит в движение привод стартера МТЗ. Он в свою очередь передвигается по винтовым шлицам вала якоря. Шестеренка привода стартера приходит в соединение с венцом маховика.

В крайнем положении якорь тягового реле надавливает на плунжер (для этого на торце стального стержня имеется специальное углубление), а его контактный диск (он также изготовлен из стали) замыкает главные контакты реле. В результате такой передачи движения к стартеру подключается АКБ.

В тот момент, когда главные контакты замыкаются, втягивающая обмотка реле выводится из цепи. После этого якорь втягивающего реле держится внутри обмотки магнитным полем, созданным исключительно удерживающей обмоткой.

На случай попадания зубцов шестерни на зубья маховика устанавливается буферная пружина. Она перемещает рычаг включения, что дает возможность контактам замкнуться. Таким образом, стартер МТЗ в любом случае начнет вращаться, и при повороте шестеренки буферная пружина зацепит ее с венцом маховика.

Во время работы стартера контакты реле остаются замкнутыми благодаря включенной в цепь удерживающей обмотке. Размыкается соединение только после отключения механизма. После этого возвратная пружина (14) расцепляет привод и маховик. Следствием этого является возврат якоря в первоначальное положение (в этой позиции он выступает из цилиндрической катушки). Как следствие – стартер отключается.

Корпус тягового реле выполнен из диэлектрика. В зависимости от модификации он может разбираться или быть неразборным. Корпус тягового реле жестко зафиксирован на стартере.


Клеммы (контактные болты) расположены на торце корпуса. Поскольку через контакты втягивающего реле стартера МТЗ проходят высокие токи (до 800 А), контактные болты производятся из латуни, стали или меди. Клеммы из других металлов не выдержали бы настолько большой ток и расплавились бы.

Как снять тяговое реле стартера МТЗ

Втягивающее реле стартера МТЗ 80, 82, 1221 снимается только после демонтажа стартера. Далее выполняются следующие действия.


Как проявляются проблемы с втягивающим реле стартера на МТЗ

Тяговое реле отвечает за подключение стартера МТЗ к аккумуляторной батарее и запускает дизельный двигатель. Поэтому неисправности этого узла напрямую влияют на работу мотора трактора. Заподозрить наличие поломки можно по следующим характерным признакам:

  • Слышен скрежет при включении стартера.

Появление металлического скрежета при включении стартера может свидетельствовать о том, что тяговое реле и сцепляющий механизм работают разлаженно, их положение нужно отрегулировать.


  • Втягивающее реле стартера МТЗ работает, но нет вращения якоря.

Это одна из самых распространенных поломок тягового реле. Она вызвана прогоранием контактных болтов.

  • Стартер МТЗ не выключается после пуска дизеля.

Эта проблема также может указывать на сгорание контактов тягового реле.

  • Слабое вращение стартера при нормальном заряде АКБ.


Если быстрая замена тягового реле невозможна, поверните на 180 градусов сгоревшие контактные болты. Но обязательно замените втягивающее реле МТЗ по мере возможности.

Чтобы исключить другие повреждения, которые могут давать схожую картину, проводится диагностика аккумуляторной батареи.

Выбор втягивающего реле стартера МТЗ

Выбирать под замену тяговое реле стартера МТЗ 80, 82, 1221 нужно в точном соответствии с рекомендациями производителя. Втягивающее реле другой модели может просто не встать или делать работу стартера нестабильной.

Читайте также: