Самый старый мост через волгу

Обновлено: 05.07.2024

от набережной Космонавтов на ул. Большая Затонская в Саратове к ул. Лесозаводская в Энгельсе смотреть на карте

Саратовский мост (старый) через Волгу соединяет Саратов на правом берегу реки и Энгельс — на левом. Предназначен для автомобилей, имеется также тротуар для пешеходов. Мост Саратова служит связующей дорогой уже более 50 лет.

Строительство Саратовского моста

Проект был утвержден в 1958 году, торжественное открытие моста города Саратова состоялось в 1965 году. На тот момент считалось, что самый длинный мост — в Саратове, когда речь шла о мостовых дорогах для автомобилей во всей Европе. Автор проекта — В. Иодзевич. Мост в Саратове через Волгу — самый уникальный проект мостостроения в свое время не только из-за большой протяженности, но и благодаря переменной высоте сооружения. В работах применялись также новейшие технологии.

В процессе масштабного строительства моста через Волгу в Саратове были проведены работы по облагораживанию прилегающих территорий, в частности, в порядок привели набережную Космонавтов и прибрежную территорию Энгельса. В честь открытия движения состоялось шествие, на котором встретились жители некогда разделенных рекой городов.

Ремонт моста в Саратове

Необходимость в ремонте Саратовского моста проявилась в 2000-х годах, значимую роль в приближении путепровода к аварийному состоянию сыграла большая транспортная загруженность. На протяжении 8 лет, начиная с 2005 года, велись различные ремонтные работы. Реконструкция моста Саратова включала в себя замену оградительных перил, восстановление тротуара, частичное оборудование системы освещения.

В 2000 году в 15 км к северо-востоку от старого моста Саратова была открыта первая очередь нового Саратовского моста близ поселка Пристанное, в 2009 году состоялось открытие второй очереди.

Конструкция

Высота моста Саратова от нормального подпорного уровня меняется на разных участках:

  • Пролеты № 7 и 9 — 19,5 м;
  • Пролет № 8 — 23,1 м.

На нижних участках, не предназначенных для прохода судов, высота Саратовского моста снижается на 12 метров.

Камера

Как проехать к Саратовскому мосту

До Саратовского моста через Волгу можно также доехать на такси, заказав машину с помощью сервисов Такси Везёт (приложение RuTaxi), Яндекс. Такси, Maxim.


В начале ХХ века Симбирск мечтал вырваться вперёд по железнодорожной части. Его уже вовсю опережали Казань и Самара. Уже действовал Сызранский железнодорожный мост, и хотя это была территория Симбирской губернии, но уездный город Сызрань уже тогда тяготел к Самаре, что позже и зафиксировалось административно. Была к тому времени и в Симбирске своя ветка Московско-Казанской железной дороги, пущенная в 1898 году. Но она никак не сообщалась с левым берегом. Чтобы доставить грузы на проходящую по левобережью ветку Волго-Бугульминской железной дороги, их приходилось выгружать в Симбирске, везти на повозках к пристаням на Волге и переправлять на баржах и лодках, а зимой – на санях по льду. Весной и осенью, в периоды ледостава и ледохода, связи между берегами и вовсе не было никакой. Поэтому новый мост ждали с нетерпением.

И не зря в Симбирске воздвигли памятник Петру Столыпину. Местному обществу было, за что благодарить премьера, павшего в 1911 году от рук террориста. Решение о строительстве моста было принято Петром Аркадьевичем после его визита в Симбирск 24 (11) сентября 1910 года. Проплывая по Волге, Столыпин остановился в городе на несколько часов. Тут главу правительства и взяли в оборот симбирские купцы вместе с почётными гражданами. В обсуждении вопроса участвовал председатель правления Волго-Бугульминской железной дороги князь Долгорукий. Председатель совета министров согласился с доводами о важности строительства моста для экономики губернии.

1. Пожар на мосту в июле 1914 года. 2. Работы велись и летом, и зимой.

1. Пожар на мосту в июле 1914 года. 2. Работы велись и летом, и зимой. Фото: Из личного архива/ Иван Сивопляс

Строительство второго по величине моста в Европе началось весной 1913 года. Над проектом работал русский инженер и учёный Николай Аполлонович Белелюбский, уже построивший к этому времени в России около ста мостов. Строители должны были возвести пролётные строения над Волгой, островом и речкой Часовенной Воложкой, оборудовать береговые подходы и выполнить массу других работ.

Мистика и саботаж

Что только не препятствовало строительству! Сначала был пожар 1914 года. Этот день вообще характеризуется мистическим стечением обстоятельств.


Тогда, в 1914 году, в Симбирске неофициально находился не кто-нибудь, а директор департамента общих дел МВД, будущий российский премьер Борис Штюрмер. На посту председателя совета министров он был выдвиженцем Распутина и в лице многих россиян представлял тёмные, реакционные силы. В то время советником Симбирского губернского правления у губернатора Ключарёва служил его сын надворный советник Георгий Штюрмер. В тот день важный государственный чиновник приехал крестить своего внука Бориса в Богоявленской церкви Симбирска. 7 июля, в день пребывания Штюрмера-старшего, в нашем городе случился пожар на строящемся мосту. И в тот же день умер ребёнок, которого он приехал крестить.

Это во многом объясняется тем, что строители были в большой претензии к управлению Юзовского завода, обманывавшему их при расчётах. Отсюда – обида, равнодушие и злорадство. Завод понёс из-за пожара колоссальные убытки, поскольку страховка оказалась просроченной. А строителям пожар сохранил ещё на несколько месяцев их рабочие места.

Город на двух берегах

Во что обошёлся мост? Чаще указывают сумму 15 млн рублей. Но это четвёртая по счёту смета – от 1913 года, то есть ещё до пожара, войны и оползня. Сметы же в ходе работ пересматривались шесть раз. Последняя по времени относится к декабрю 1916 года и составляет 28.916.000 рублей золотом. Кроме пожара и оползня на удорожание повлияла инфляция в годы войны.

- Мост предполагали расширить под вторую железнодорожную колею. Соответственно, и проект делал институт железнодорожного ведомства. Но позже его откорректировали под строительство автомобильной переправы. Когда старый мост 1916 года реконструировали (поднимали на высоту от 2,5 до 8 метров в связи с заполнением Куйбышевского водохранилища), шпалы и рельсы положили на будущий автомобильный мост, и тот служил его временной заменой.

118 лет назад в Твери построили первый мост через Волгу


Затем в 1843-44 годах при городском голове Н.А. Аваеве, как писал тверской краевед Борис Ротермель, были планы построить мост на Знаменской площади (где сейчас городской сад), но, увы. Они тоже не были реализованы.

В 1888 году лед тронулся, и была составлена смета сначала на 392 тысячи рублей, плюс городская Дума Твери выделяла 25 тысяч и еще 2 тысячи по подписке собрали жители.

Кстати, тот самый понтонный (плашкоутный) мост через Волгу, который до этого прослужил 200 лет, стоил городу 15 тысяч рублей в год.

Но в 1895 году инженер-технолог Точиский предложил свой проект по системе Гербера (такие мосты строили в Германской и Австрийской империях), поэтому очертаниями Старый волжский мост в Твери напоминает мост Свободы (бывший Франца-Иосифа) через Дунай в Будапеште, 1894 - 1896 годов постройки.

И смета поднялась до 481 272 рублей.


Долгожданный мост был сооружен за три года чешским инженером Машеком. Перед открытием он прошел испытание нагрузкой в 622 тонны сплошного слоя песка на проезжей части моста и 617 кг/м3 на тротуаре.


После этого был принят. Торжественное открытие состоялось 8 сентября в 9 часов утра на левом берегу Волги. После крестного хода по такому случаю в час дня плашкоутный мост был разведен навсегда.



Строительство Нового моста через Волгу. Фото публикуется впервые (из архива Виктора Возика)

А история моста такова: его построили в Петербурге в 1843 — 1850-х годах. Это был один из первых постоянных чугунных мостов через Неву.

Проект этого моста был разработан инженером С.В. Кербедзу, и назывался он Благовещенским, в 1855 году его переименовали в Николаевский, а с 1917 года он получил имя лейтенанта Шмидта.

В 1930 году мост был реконструирован. Несущие арочные конструкции решили не отправлять в переплавку, а передали в город Калинин для возведения там второго моста через Волгу. Но построить его не успели – началась война. Чугунные конструкции так и остались в Ленинграде вплоть до начала 1950-х годов. После этого их доставили в Тверь.


Начало строительство Нового моста через Волгу. Фото публикуется впервые (из архива Виктора Возика)


Нововолжский мост имеет пять пролетов, каждый пролет состоит из девяти арок, сохраняя рисунок своего предшественника на Неве.


Длина моста – 281 метр, но с подходами он имеет 485 метров. Ширина – 19,6 метров, высота над уровнем воды составляет 15,3 метров.


Береговые пролеты выполнены из железобетонных балок, а пролеты моста — арочные. Арки и тимпаны (надарочные строения) изготовлены из серого чугуна. Элементы арок и тимпанов относятся к 1840-м годам. В 1994 году мост был дополнительно укреплен.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рекомендации:



Читайте также: