Схема эбу м73 ителма

Обновлено: 07.07.2024

появился на конвейере
ВАЗа
в 2008 году в связи с переходом на нормы токсичности
Евро-3
. С точки зрения схемотехники этот блок — ближайший родственник уже знакомых нам
Микас-11 и Январь-7.2+
Новые контроллеры М73

производятся двумя заводами:
НПО ИТЭЛМА и АВТЭЛ.Аппаратно контроллеры идентичны, но софт там принципиально разный.
Построен на базе процессора ST10F

Аппаратно блок практически идентичен Январь 7.2+

, отличие только в резисторах, отвечающих за конфигурацию процессора. Это позволяет, с некоторыми ограничениями,
произвести переделку М7.3 в Январь 7.2+
С 2007 года начат выпуск блоков управления на базе процессора ST 10- (Январь 7.2+, М73) М 73 блок управления для автомобилей с нормами токсичности Евро-3 — аналог Bosch 7.9.7+ Программное обеспечение блоков управления М73 и Январь 7.2+ несовместимо. Устанавливаются на автомобили: С конца 2007года — передний привод, С 2008 года — классика, С 2009 года — Калина, Приора

ЭБУ M73

ЭБУ M73 появился на конвейере ВАЗа в 2008 году в связи с переходом на нормы токсичности Евро-3. С точки зрения схемотехники этот блок — ближайший родственник уже знакомых нам Микас-11 и Январь-7.2+ .



Фото платы ЭБУ М73

Существуют 2 разновидности ПО для данного ЭБУ:

Проекты ИТЭЛМА имеют ПО, родственное Микас-11. Принципиальное отличие только в алгоритме работы канала детонации (в Микас-11 реализована модель ЭЛКАР, которую в упрощенном виде мы знаем еще со времен Микас-7.1, а в ПО M73 реализована модель ВАЗ, похожая на модель ЭБУ Январь-5/7). Теоретически, данное ПО может работать с ДАД, причем, режим работы ДМРВ/ДАД переключается флагом комплектации).

Калибровки М73 ЭЛКАР/ИТЭЛМА в ChipTuningPRO

Проект ВАЗ имеет собственное ПО, которое является дальнейшим развитием ПО Январь-7.2. Многие калибровки в данном ПО похожи на аналогичные калибровки ЭБУ Январь-7.2 как по названию, так и по алгоритмическому назначению.

Калибровки М73 ВАЗ в ChipTuningPRO

Вы можете работать с M73, если вы приобрели дополнительные модули к загрузчику и ChipTuningPRO.

Диагностика ЭБУ с ПО ВАЗ (21067-1411020-22) возможна с помощью текущей версии SMS-Diagnostics, если выбрать тип ЭБУ Bosch M7.9.7 (диагностические протоколы идентичны). Протокол ПО АВТЭЛ похож на протокол ЭБУ Микас-11. Поддержка диагностики этих ЭБУ уже реализована в SMS-Diagnostics.










В электронных блоках управления М73 ВАЗ (ЭБУ) применяются микроконтроллеры ST10F273. Но в продаже их нет, можно заменить на ST10F276 который стоит 4$ на алиэкспресс, а ST10F273 почему то намного дороже. ST10F276 в отличии от ST10F273 имеет большую память т.е. он не хуже чем ST10F273 и отлично подходит для замены.

Для упрощения диагностики были обозначены основные элементы и точки диагностики:


Зеленым обозначен транзистор и резистор управления вентилятором применяется на Калине и Приоре.

Основные неисправности М73:

1) Основная микросхема которая управляет большинством железа в машине — TLE6240. Если не работает: Главное реле, форсунки, бензонасос … то причиной может быть эта микросхема или диоды рядом с ней (два диода). На выходе TLE6240 минус, к примеру на катушку Главное реле приходит +12В , а минус подает TLE6240.

2) При проблемах с регулятором холостого хода РХХ — TLE4729, это микросхема управляет шаговым двигателем.

3) Питание обеспечивает микросхема TLE4471 +5В контрольный точки обозначены на плате. Обратите внимание, что на схеме три микросхемы по питанию, по факту в М73 одна TLE4471, а в Январь 7,2+ еще TDA3664.

4) Варистор на плате один и бывает замыкает накоротко +/-12В в следствии перенапряжения по питанию ЭБУ.

5) Транзисторы и шунты, рядом с ними, бывают выгорают (зачастую на 16 клапанных двигателях) , визуально может и не видно быть.

6) Если контроллер не выходит на связь по линии диагностики то причиной может быть — L9637 драйвер K-line или кварц (в случае если контроллер вообще не подает признаков жизни).

7) Самая неприятная неисправность — залило блок Тосолом (он же Антифриз), частое явление на авто Калина: в следствии чего замыкают дорожки, разъедает Тосол пятаки,дорожки и проникает во все труднодоступные щели. Выход — промывка платы в растворе соды с дистиллированной водой, в идеале в ультразвуковой ванне. Желательно удалить с платы кварц и микроконтроллер с платы перед купанием в ультразвуковой ванне . От процедуры промывки зависит будет ли оставшийся Тосол и дальше разъедать плату или нет. Процедуру нужно повторить несколько раз, желательно искупать еще и в спирту, а дальше тщательная сушка.

Плата 16клап. М73 :


Плата Январь 7,2+ :


Январь 7,2+ отличается от М73 — конфигурацией резисторов вокруг контроллера, наличием стабилизатора напряжения TDA3664, памятью M95080.

Описание контактов ЭБУ :

зелёным цветом обозначены контакты, используемые в системах с 2-мя ДК (Euro III) Красным цветом обозначены контакты, используемые в 16 кл системах 21124

В дополнение можно отметить, что ST10F273 является микроконтроллером, а не процессором. То, что он сложнее чем микроконтроллер PIC12F675 не делает его процессором. Убедится можно на офф. сайте или на Википедии где есть даже примеры фирм производителей микроконтроллеров куда и входит STM, а также можно посмотреть что производит фирма STM и там нет процессоров. К примеру Intell (офф. сайт) (Википедия) выпускает процессоры, она четко пишет что у них процессоры, а не микроконтроллеры. Почему в быту все говорят на микроконтроллер процессор — так всем проще видимо.

Что нужно чтоб получился с М73 инженерный блок? Нужна микросхема и прошивка. Микросхема это ключ уникальный DS2401 ее нужно впаять в ЭБУ , а прошивку нужно купить на офф.сайте у разработчика Sceptic.

Если у вас Январь 7,2+ то его можно переделать в М73 (перепаять конфигурационные резисторы).

Внимание остерегайтесь подделок:


Было заказано 3шт 276 контроллера и все три с одинаковым браком: при подаче питания короткое замыкание

[66,64 Kb] (cкачиваний: 65) даташит на ST10F273 и ST10F276

[77,93 Kb] (cкачиваний: 101) схему в P-CAD ЭБУ М73

[146,9 Kb] (cкачиваний: 134) схема в формате .pdf






Закрытые версии ЭБУ

Как работать с прошивками для блока М73

На сегодняшний день на АвтоВАЗе серийно устанавливаются 2 принципиальных типа контроллеров ЭСУД:- BOSCH 7.9.7+ — М73

Принципиально ЭБУ построены на базе 16-ти разрядного процессораST10F273выпускаемого фирмой STMicroelectronics. Поговорим о М73.

Конфигурации процессоров отличаются вариантами расположения на плате конфигурационных резисторов и соответственно совершенно разным софтом.

Конфигурация 1

Конфигурация 2

Визуально корпуса ЭБУ отличаются креплением крышки контроллера:

Программно конфигурации ЭБУ отличаются сильнее.

Конфигурация 1: Полный размер Флешь 917,504 кБ. Программно отличаются между собой главным образом бутлоадером (начальным загрузчиком).

Данный тип конфигурации очень близок к Я72+ и является его логическим продолжением, поэтому контроллеры М73 данной конфигурации безопасно переделываются в Я72+.

Итак загрузчики:


Далее используя загрузчики, осуществляем программирование ЭБУ.

ВАЖНО!


После перепрограммирования не забываем восстановить исходную конфигурацию процессора.

Надеюсь, что эта публикация поможет начинающим чип-тюнерам при работе с ЭБУ М73 и сбережет нервы и средства, защитив их от неправильных действий. О возможности восстановления блоков и структуре памяти ST10 поговорим попозже, т.е. продолжение следует.

Серийные ЭБУ нередко в целях "экономии" не содержат каких-либо цепей, неименование которых никак не сказывается на работоспособности блока, но жизненно важных для тюнинговых нужд. Ниже описаны способы доработки ЭБУ.

Январь 7.2

При установке в Январь 7.2 двухрежимной прошивки для работы с ГБО возникает проблема управления переключением (газовый клапан управляется +12V, а прошивка - замыканием на массу, приходится ставить реле для "инвертирования" сигнала) и может возникнуть проблема при снятии ГБО с авто - на входе переключения постоянно присутствует +12V и при неподключеной системе ГБО будет включена вторая (газовая) половина, в которой, как правило, отключены форсунки и бензонасос. Избежать этого возможно с помощью небольшой переделки - нужно переставить один резистор как указано на фото, т.е отпаять резистор и перенести его на место, указанное стрелкой. В результате этой переделки, вход переключения прошивок подтягивается к массе, а управлять переключением прошивок можно плюсом, т.е подавать сигнал непосредственно с газового клапана. Естественно, расположение прошивок в блоке должно быть "наоборот" - первой в наборе должна стоять прошивка под ГБО, второй - бензиновая.


Январь 7.2+

Для возможности переключения двухрежимных коммерческих прошивок (переключение подачей +12 на 57 контакт ЭБУ) данные блоки требуют небольшой доработки - следует убедиться в наличии на плате резистора, отмеченного красным квадратом. Если резистора нет, его необходимо установить. Сопротивление 3,3-10 килоом, типоразмер 0805.



Методика переделки 8V блока Январь 7.2 для работы на двигателе 16V



Переделка ЭБУ M73 в Январь-7.2+

Переделка ЭБУ M73 с незакрытыми процессорами.


После того, как вы перепаяли резисторы, убедитесь, что процессор не закрыт. Для этого выполните чтение прошивки через бутлоадер с помощью модуля BSL ST10F27x (с замыканием 104-й ноги процессора на землю через резистор, более подробно это описано в справке к CombiLoader).
Проверьте считанную прошивку: если после считывания FLASH буфер будет заполнен повторяющимися значениями 9B 00 9B 00 9B 00, то процессор закрыт и необходимо воспользоваться методом, описанным ниже.
После проверки запишите в блок прошивку от Января-7.2+ с помощью модуля BSL ST10F27x (с замыканием 104-й ноги процессора на землю через резистор). На этом переделку можно считать законченной.

Переделка ЭБУ M73 с закрытыми процессорами.

Особенности "классических" блоков


Отличия в аппаратных реализациях.

В 2010 г. появились новые версии аппаратной реализации ЭБУ M73. С целью удешевления из схемы была удалена микросхема TDA3664, которая обеспечивала питание процессора (и, соответсвенно, ОЗУ) во время отключения зажигания. Разумеется, при этом данные всех адаптаций терялись бы, но в новых прошивках I(А)303CF06 и I(А)327RD08 перед отключением питания процессора данные адаптаций записываются в EEPROM. При включении зажигания содержимое из EEPROM записывается в ОЗУ, таким образом, ЭБУ ведет себя точно также, как если бы питание не отключалось. Такие ЭБУ не допускается переделывать в Январь-7.2+, так как отсутствие микросхемы TDA3664 приведет к неправильной работе блока в качестве Января-7.2+. В крайнем случае, можно установить вместо TDA3664 обычный стабилизатор 78L05.

Переделка ЭБУ Январь 7.2+ в M73.

При "обратной" переделке, когда Январь 7.2+ переделывается в М73, возможны ситуации, когда загорается "Check Engine", выдавая ошибки "обрыв цепи главного реле" и "борт напряжение ниже порога". В этом случае необходимо проконтролировать наличие резистора номиналом 90,9 кОм, стоящего в цепи от 44 ножки ЭБУ до процессора. Расположение смотрите на фото:

Roy

Автор: Roy,
23 октября 2008 в По нашемаркам

Сейчас на странице 0 пользователей

  • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
  • Ответы 540
  • Создано 13 г
  • Последний ответ 27 мая

Лучшие авторы в этой теме

romik 22 публикации

Roy 17 публикаций

Mexanik 14 публикаций

Rakso 33 публикации

Популярные дни

Популярные публикации

Bug-8

Mexanik

Mexanik

25 октября 2008

Спасибо за ответ! Хотелось бы ещё узнать следуещее: Если для прошивки Итэлмы M73 использовать ST10Flasher v 1.5 имеет ли значение какой тип микросхемы eeprom в блоке (95080 или 95160)? На какой скор

Gektor

Gektor

Нашел.. Суть переделки состоит в установки микросхемы 8025.Нужно сравнить разницу с платой М73 317DA02,допустим.А микруху можно взять с залитых тосолом Я7.2.Можешь воспользоваться фото но оно не

ЭБУ М73 21067-1411020-22 подключенный к ромокабелю

После первой неудачной попытки перепрошивки своего ЭБУ, занялся я поиском информации, а можно ли его перепрошить без вскрытия и перепайки резисторов? Благодаря консультации одного из пользователей на драйве, оказалось, что сделать это можно. Нужно было только заиметь определённую программу. И такая программа у меня появилась :)

Снял я ЭБУ с машины и подключил по схеме указанной ранее

Подключение ЭБУ

ЭБУ М73 21067-1411020-22 подключенный к ромокабелю

Прошивка ЭБУ М73 21067-1411020-22 прошивкой I327RD08 от Ledocol

Заменитель катализатора на ВАЗ-21074 и заглушка для датчика кислорода

При установке заглушки я использовал медную смазку в тюбике производства ВМПАвто, которая как раз рекомендуется при сборке выхлопных систем, чтобы исключить прикипание деталей.

После чего, демонтировал низко висящий катализатор

Катализатор на ВАЗ-21074

и имплантировал на его место проставку-заменитель. Получилось так:

Проставка заменитель катализатора на ВАЗ-21074

Разъём с проводами идущий ко второму датчику кислорода я заглушил и замотал в пакет скотчем. Позже куплю к нему ответную часть, залью её силиконом и сделаю заглушку, чтобы не портились контакты.

После чего, установил на место блок ЭБУ и попробовал завести машину. Что можно сказать по работе двигателя на новой прошивке — на мой взгляд двигатель стал работать менее ровно, подозреваю, что это следствие отключенного датчика детонации в прошивке ЕВРО-2. По бортовому компьютеру расход бензина ниже не стал, а на мой взгляд остался примерно таким же — 1,0 или 1,1 литра в час. Как эта прошивка ведёт себя на трассе я сказать пока не могу, все выходные у нас лили дожди, и из гаража я поэтому не выезжал.

Попробовал подключится к ЭБУ с помощью OpenDiagFree и проверить параметры работы двигателя. Никаких отклонений я не обнаружил, всё работает как и раньше, только на мой взгляд на холостом ходу менее ровно.

Подключение к ЭБУ М73 21067-1411020-22 с прошивкой I327RD08 от Ledocol

Диагностика ЭБУ М73 21067-1411020-22 с прошивкой I327RD08 от Ledocol

На следующих выходным покатаюсь с новой прошивкой по трассе и тогда будет видно, как она себя проявит и что с ней делать дальше.

Читайте также: