Шлюзы на оке проблемы

Обновлено: 05.07.2024

Круиз по Оке – удовольствие не из дешевых. Более того, цена тура на проход по российским рекам отличается в зависимости от того, летом или осенью он запланирован. Например, в августе за девятидневный круиз могут запросить 45 тысяч рублей, в сентябре цена упадет уже до 25 тысяч, а в октябре – до 16,8 тысячи.

И все равно это не бюджетный отдых. К тому же фанатов рек в России не так много, а на море цены не сильно выше – например, семидневный круиз из Сочи вдоль берега стоит в августе от 46,9 тысячи рублей.

Итак, большие речные теплоходы время от времени подходят к новой рязанской пристани в Лесопарке. Впрочем, не совсем большие. Судам больше, чем в две палубы высотой, по Оке пройти сложно.

Судоходство по Оке – головная боль, появившаяся у властей еще во времена позднего СССР. Сравнение современных фото с оставшимися нам в наследство от прадедушек поражает: там, где в начале XX века приветствуют друг друга гудками расходящиеся пароходы, сегодня может идти в высоких болотных сапогах одинокий рыбак.

У потери глубины Оки есть одна главная причина – исчезновение большей части лесов в средней полосе России. Из-за этого за зиму накапливается меньше снега, весной он быстрее тает, уровень грунтовых вод снижается, исчезают некоторые мелкие речушки. Ну и, само собой, берега подмываются, потому что их не держат корни крупных растений, и обрушиваются в русло, оседая на дне и повышая его уровень.

Кроме того, ученым стоит разобраться, злая или добрая была роль у советской системы мелиорации. Многие торфяные болота в Мещере к северу от Оки были осушены, вода по канавам и каналам стекла в реки, но уровень грунтовых вод опять-таки упал.

Рабочие суда речфлота – так называемые земснаряды – постоянно занимаются банальным углублением дна, хотя бы на фарватере. Вдоль Оки в ее верхнем и среднем течении строятся или реконструируются гидроузлы – плотины, задерживающие воду в русле и повышающие ее уровень. Ближайшие к Рязани подобные сооружения стоят в Кузьминском, возле родины Сергея Есенина, а также в Белоомуте – уже на территории Московской области. Правда, плотины корабли не могут перепрыгнуть, и им приходится проходить шлюзы, что немного замедляет движение.

В то же время – где вы видели вложения в инфраструктуру речных перевозок? Вдоль Оки почти все знаки для судов ржавые. Причалы тоже оставляют желать лучшего. Стоимость топлива никто и не пытается поддерживать на разумном уровне. Новые экономичные корабли появляются так редко, что люди их начинают фотографировать, как великую достопримечательность.

GidroU G 817

Речники, и не только они, хорошо помнят последствия обмеления Волги до критических для судоходства глубин, что практически разделило крупнейшую реку центральной России на две части. Происходило это в 2014 и 2015 году – впервые два сезона подряд. Чтобы ничего подобного больше не повторилось, по инициативе Минтранса РФ и Росморречфлота, поддержанной в правительства, было решено построить низконапорную волжскую плотину в районе Нижнего Новгорода.

GidroU 1 817

Низконапорная плотина на Волге поможет водному туризму

Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла поможет наладить полноценную навигацию на маловодном 40-километровом участке реки от Городца до Нижнего Новгорода. А заодно и даст импульс развитию водного туризма и судоходства по всему Волжскому бассейну. Об этом заявил министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Александр Герасименко. Распоряжение о выделении средств на строительство гидроузла появилось в начале августа, но о необходимости реализации этого проекта начали говорить еще лет 15 назад.

Низкий уровень воды в Волге практически остановил движение судов несколько лет назад. Гарантированная глубина для прохождения судов с осадкой 3,1 м не выдерживалась и постоянно снижалась. Время от времени этот участок возле Городца могли беспрепятственно проходить лишь теплоходы с осадкой не более 1,7 метра. С начала 2015 года были введены ограничения по движению судов с осадкой более 3,0 м, а затем пропуск был разрешен лишь судам с осадкой 2,4 метра.

Весной 2017 года министр транспорта РФ Максим Соколов высказал мнение, что строительство нового гидроузла необходимо, чтобы создать единую транспортную сеть на Волге с гарантированной глубиной прохождения 4,2 метра. Власти региона полагают, что в перспективе ГЭС также откроет новые возможности для регулярного судоходства и по рекам Оке, Ветлуге и Суре.

Нижегородский низконапорный узел на Волге планируют ввести в эксплуатацию к 2021 году. Распоряжение о его строительстве 8 августа подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Стоимость работ оценивается в 43,5 млрд рублей.

GidroU 3 817

На Багаевском гидроузле снизят уровень донской воды

В Ростове-на-Дону 18 августа заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк провёл совещание по рассмотрению материалов проектирования и строительства объектов Багаевского гидроузла на реке Дон.

К тому же, благодаря снижению НПУ на 0,8 м, становится возможным уложиться в выделенный бюджет проекта. Максимальный размер финансирования проектирования и строительства гидроузла составляет 22 млрд рублей. Однако, по расчетам, выполненным на основании изысканий и комплексных гидротехнических испытаний, при НПУ 2,8 м общая стоимость строительства превысит 30 млрд рублей. Наоборот, при НПУ 2,0 м стоимость вновь сокращается менее чем до 22 млрд рублей. Экономия выходит за счет косвенных затрат, то есть средств, выделяемых на защиту населенных пунктов от подтопления, расселение затопляемых территорий, выкуп земель и прочих.

Проект нового гидроузла на Дону в хуторе Арпачин Багаевского района предусматривает возведение судоходного шлюза, рыбопропускных сооружений, плотины и инженерных сооружений, предохраняющих от затопления и подтопления территории. Строительство планируют начать в нынешнем году, а завершить к 2020 году. Напомним, в феврале прошлого года премьер-министр России подписал распоряжение о включении проекта в стратегию развития внутреннего водного транспорта РФ до 2030 года. Финансироваться он будет за счёт федерального бюджета. Затраты на его реализацию составят около 22 млрд рублей.

На Оке возобновилось большое судоходство. Вернуть реке полноценный статус одной из важнейших водных артерий позволила реконструкция старого шлюза, который прослужил более ста лет. Плотину существенно расширили, а все управление теперь осуществляется практически одной кнопкой. Как провожают сухогрузы?

Смотрим

Вести в 20:00. В Иваново вернулись первые российские десантники из состава ОДКБ

Вести в 20:00. В Иваново вернулись первые российские десантники из состава ОДКБ

Вести в 20:00. Сыну королевы Елизаветы советуют идти на мировую

Вести в 20:00. Сыну королевы Елизаветы советуют идти на мировую

Вести в 20:00. США демонстрируют хроническую недоговороспрособность

Вести в 20:00. США демонстрируют хроническую недоговороспрособность

Вести в 20:00. Принц Эндрю поплатился

Вести в 20:00. В американской тюрьме Бут пытается выжить

Вести в 20:00. В американской тюрьме Бут пытается выжить

Вести в 20:00. Россия иллюзий не строит

Вести в 20:00. Жестокое преступление на Алтае

Вести в 20:00. Красная площадь осталась без достопримечательности

Вести в 20:00. Красная площадь осталась без достопримечательности

Популярное видео

Видео из Сети. Москвичей ждет слякоть, атмосферное давление упадет ниже барического "плинтуса"

ЧП. В сеть выложили видео смертельного сальто подростка в Обнинске

Вести в 20:00. Принц Эндрю поплатился

Новые серии

Смотрим все бесплатно после регистрации

Выпуски передач

Афиша. 16 января 2022 года

Афиша. 15 января 2022 года

Судьба человека с Борисом Корчевниковым. Эфир от 14.01.2022. Алексей Кортнев

Вести. Эфир от 14.01.2022 (11:00)

Шедевры старого кино. Мхатовцы. Виктор Станицын (Вступительное слово к фильму

Мхатовцы. Виктор Станицын (Вступительное слово к фильму "Без вины виноватые")








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Читайте также: