Система удаления выхлопных газов

Обновлено: 04.07.2024

ВЕНТИЛЯЦИЯ ГАРАЖА
Вентиляция гаражей предназначена для обеспечения воздухообмена в используемых помещениях и удаления выхлопных газов.

Для вентиляции гаража на один или два автомобиля необходим качественный воздухообмен. Создание комфортного микроклимата в гараже обеспечивает вытяжная вентиляция и система удаления выхлопных газов.

Вытяжная вентиляция гаража может быть как естественной так и принудительной, с использованием вентилятора. Принцип устройства естественной вентиляции следующий:

- на стене у ворот или в самих воротах устанавливаются регулируемые жалюзи или щелевые решетки, через которые поступает свежий воздух.
- в самом гараже, на противоположной от ворот стене, вертикально монтируем вытяжной воздуховод.
- на воздуховод устанавливаем две щелевые решетки. Одну у пола, вторую под потолком.
-воздуховод выводим из гаража, на 50-70 сантиметров.

Если гараж находится в подвале или пристроен к жилому дому, воздуховод необходимо вывести выше уровня кровли, для того, чтобы избежать попадания загрязненного воздуха через окна в жилые помещения.

На окончание воздуховода устанавливаем вытяжной зонт или, что более эффективно - дефлектор. Дефлектор создает область пониженного давления в воздуховоде.

При наличии в гараже смотровой ямы, от приточной жаллюзийной или щелевой решетки прокладываем воздуховод к самой яме. Вытяжной воздуховод, соответственно, опускаем ниже, к краю смотровой ямы гаража.

Приточный и вытяжной воздуховоды, зонт и дефлектор изготавливаются из оцинкованной стали.

При устройстве принудительной вытяжной вентиляции в гараже, принцип устройства системы такой же как и у естественной вентиляции, но с монтажом в вытяжной воздуховод канального вентилятора. Регулировка количества поступающего и удаляемого воздуха осуществляется с помощью жаллюзийных и щелевых решеток.

При регулярном выполнении в гараже ремонтных работ требуется более серьезный подход к вентиляции. В помещении гаража от работающих двигателей выделяются вредные вещества содержащиеся в выхлопных газах автомобиля. В этом случае помимо системы общеобменной вентиляции необходима система удаления выхлопных газов.

Система удаления выхлопных газов устанавливается отдельно от системы общеобменной вентиляции.

Газоприемная насадка надевается на выхлопную трубу автомобиля и крепится к гибкому, термостойкому вытяжному шлангу. При наличии достаточного пространства в гараже, желательно под потолком или на стене установить вытяжную катушку на которую после окончания работ с заведенным двигателем шланг вместе с газоприемной насадкой сматывается и не мешает проведению дальнейших работ.

От вытяжной катушки воздуховод из оцинкованной стали подводится к вытяжному высокооборотному вентилятору. При включении вентилятора выхлопные газы удаляются из помещения гаража. При недостатке свободного пространства в гараже вытяжной шланг непосредственно крепится к воздуховоду и подвешивается к потолку с помощью подвеса после окончания работ.

Шланги для отвода выхлопных газов

Удаление выхлопных газов из ремонтных цехов автопредприятия, ремзоны автосервиса или личного гаража предполагает наличие необходимого для этого оборудования.
Для осуществления этой операции используются следующие устройства и приспособления: гофрированные газоотводные шланги, изготовленные из специальной стеклоткани, устойчивой к воздействию высоких температур; неопреновые насадки на гофрированные шланги; катушки, на барабаны которых сматываются шланги в нерабочем состоянии, и, наконец, радиальные вентиляторы одностороннего всасывания.
В совокупности все вышеперечисленные устройства и приспособления обеспечивают практически полное удаление выхлопных газов из помещения, в котором производится обслуживание автомобиля с работающим двигателем.


Загрязнение воздуха в закрытых помещениях, в которых производятся работы по ремонту и обслуживанию автотранспорта, представляет серьезную опасность для человека. Без ее решения невозможно создать современное предприятие, отвечающее высоким стандартам фирм-производителей автомобилей, клиентов и контролирующих органов. Основной загрязнитель воздуха, конечно же, – выхлопной газ от автомобиля, передвигающегося к рабочему посту или находящегося на диагностическом стенде.

Дышите… не дышите? Системы удаления выхлопных газов

Основой систем удаления выхлопных газов является возможность улавливания и удаления выхлопных газов непосредственно от выхлопной трубы автомобиля. Поэтому системы удаления выхлопных газов обеспечивают 100% удаление загрязнений из рабочей зоны и могут применяться в самых различных помещениях, где производятся работы с автотранспортом.

Для любых помещений, в воздушную среду которых могут выделяться выхлопные газы, построение системы удаления выхлопных газов является единственным способом вентиляции помещения в которых они выделяются, обеспечивающим чистую воздушную среду в зоне дыхания рабочего и в закрытом помещении при минимальных затратах на свое построение и дальнейшие эксплуатационные затраты.

Благодаря такому способу вентиляции не допускается распространение выхлопных газов по всему помещению, в рабочей зоне обеспечивается чистая воздушная среда и при этом уменьшаются затраты на тепло-электроэнергию.

Экологическая необходимость внедрения
Необходимость внедрения системы удаления выхлопных газов очевидна, так как хорошо известно, насколько опасно находиться в помещении вместе с автомобилем, двигатель которого включен. Даже непродолжительное пребывание в загазованном помещении может привести к смертельному исходу.

Обычная вентиляционная система не может обеспечить ПДК вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах, в зоне дыхания человека, а значит, сотрудники автопредприятий и автосервиса постоянно подвергаются воздействию монооксида углерода СО, оксидов азота NO, NO2, диоксида серы SO2, углеводородов, свинца, кадмия и т.д. В результате воздействия таких загрязнителей, вызывается расстройство нервной и сердечно-сосудистой системы, со временем происходит разрушение костной ткани и ухудшение зрения, а также приобретаются такие заболевания, как атеросклероз, хронический гастрит, бронхит, ларингит, рак легких.

Экономическая эффективность внедрения
Целесообразность капиталовложений на оборудование помещений автопредприятий и автосервиса системой удаления выхлопных газов легко обосновывается. Как только система местной вытяжной вентиляции смонтирована, расходы на общеобменную приточно-вытяжную вентиляцию немедленно уменьшатся.

Измерения показали, что экономия электроэнергии достигает 60%, а это выше, чем экономия, получаемая от применения систем рекуперации тепла. Основной причиной такой экономии является сокращение использования общеобменной вентиляции. Другие исследования показывают, что чистая воздушная среда повышает производительность рабочих на 10-20%. В результате затрат на улучшение воздушной среды на рабочих местах снижается количество профзаболеваний и, как следствие, уменьшается текучесть кадров.

Дышите… не дышите? Системы удаления выхлопных газов

Оборудование для системы удаления выхлопных газов
При проектировании или реорганизации автосервиса большое значение имеет рациональное расположение постов обслуживания. В свою очередь, размещение ремонтных постов в производственной зоне зависит от типа вытяжной системы удаления выхлопных газов (СУВГ).

Простое устройство для небольшого бокса обычно состоит из вытяжного шланга с газоприемной насадкой, снабженного балансиром. Балансир поддерживает шланг, чтобы он не мешал работе. Эта система крепится на монтажный кронштейн к стене, колонне или к опорной стойке. На кронштейне, в свою очередь, крепится вентилятор, выводящий выхлопные газы в магистраль вытяжки, либо непосредственно на улицу. Такая система проста в использовании, удобна и не занимает много места. Однако стоит учитывать, что она подходит лишь для фиксированных рабочих мест. Радиус действия шланга, как правило, таков, чтобы можно было поднять на подъемнике автомобиль, подключенный к системе.

Другим относительно дешевым решением является СУВГ на консольно-поворотном устройстве. Она также предназначена для фиксированных рабочих мест, однако благодаря консольно-поворотному устройству захватывает достаточно большую площадь. Система действует по тому же принципу, что и описанная выше. Она не занимает место, так как крепится на достаточной высоте, чтобы не мешать движению в автосервисе. Вытяжной шланг подвешивается на балансире и не загромождает рабочее место. В нерабочем состоянии он удерживается балансиром в виде плавно изгибающейся петли и не касается пола.

Более сложной, современной и эффективной системой являются вытяжные барабанные катушки. Вытяжной шланг намотан на катушку, за счет чего максимально освобождается рабочее место и сохраняется дорогостоящий шланг. Если автомобиль поднимают или опускают на подъемнике, то шланг перемещается вслед за ним.

Катушка может быть конструктивно объединена с вентилятором (или один более мощный вентилятор вытягивает выхлопные газы от нескольких катушек, объединенных воздуховодами). Размер катушки зависит от используемого шланга (по термостойкости), его диаметра и длины. В конечном счете, тип оборудования зависит от объема двигателей ремонтируемых автомобилей. Система может быть также подключена к централизованной вытяжной вентиляции.

Катушка может крепиться на потолке, на стене, на опорной стойке или на специальной поворотной консоли. Консольно-поворотный механизм позволяет расширить зону действия катушки и обслуживать несколько постов. Он состоит из консольной балки, на которой закреплены гибкие и жесткие воздуховоды. Консоль может поворачиваться на 180°. В нерабочее время катушка на консоли отодвигается к стене.

При подсоединении к выхлопной трубе автомобиля шланг разматывается, а фиксатор удерживает барабан в требуемом положении. Когда шланг не нужен, он наматывается на барабан катушки под воздействием возвратного механизма, расположенного внутри барабана.
Вытяжные катушки могут быть снабжены механическим или электрическим приводом. Электропривод особенно удобен при работе с крупногабаритным транспортом, а также в помещениях с высокими потолками. Управление катушкой производится с помощью пульта. Пульт может быть расположен в любом удобном для этого месте. Существуют и пульты в виде брелока для дистанционного управления системой.

В качестве СУВГ для обеспечения максимальной свободы перемещения автомобилей и гибкости размещения постов рационально использовать рельсовые системы. Пряморельсовая вытяжная система представляет собой наиболее универсальное решение для удаления выхлопных газов, обеспечивающее свободу перемещения автомобиля по прямой внутри протяженного помещения. Особенно хорошо они вписываются в автосервисы поточного типа, где въезд в ремонтную зону происходит с одной стороны помещения, а выезд – с другой. Таким образом, автомобили проходят участки обслуживания колонной, как на конвейере. Такая система может комплектоваться средствами автоматического отсоединения газоприемной насадки от выхлопной трубы автомобиля. Основой вытяжной системы является алюминиевый рельс-воздуховод круглого сечения. Рельс-воздуховод имеет продольный паз, снабженный резиновыми уплотнителями, внутри которого перемещается подвижная каретка. На каретке закреплен вытяжной термостойкий шланг и балансир, поддерживающий шланг при помощи резиновой поддержки. Вытяжной шланг с газоприемной насадкой подключен к выхлопной трубе автомобиля. Каретка скользит между резиновыми уплотнителями и выбрасывает внутрь полого воздуховода удаляемые выхлопные газы. Рельс-воздуховод при помощи концевой заглушки с переходником или специального отвода подключается к воздуховоду, ведущему к вытяжному вентилятору. Для самостоятельного возврата каретки рельс-воздуховод монтируется под углом к горизонтали. Освободившаяся каретка возвращается к въезду в гараж под действием силы тяжести.

Вытяжная система со скользящим балансиром специально предназначена для оборудования небольших гаражей, а также пожарных станций, станций скорой помощи, гаражей МЧС или воинских частей. Экономичный, вполне работоспособный вариант. Система позволяет удалять выхлопные газы от выхлопной трубы автомобиля, обеспечивая свободу перемещения последнего внутри помещения. Зона обслуживания автомобиля и его перемещение ограничены длиной термошланга и рельса.

Такая система применяется в случае, если автомобили паркуются в колонну.
Основой вытяжной системы является алюминиевый трек (направляющий рельс) прямоугольного сечения. По треку, вслед за автомобилем, перемещается роликовая каретка, на которой закреплен балансир, поддерживающий вытяжной шланг. Вытяжной шланг с помощью насадки соединен с выхлопной трубой автомобиля. Система предлагается в виде стандартных комплектов.

Основные преимущества рельсовых СУВГ следуют из их конструктивных особенностей. Это гибкость системы, низкая трудоемкость монтажа; легкое дооснащение в случае увеличения производительности; минимальные потребности в пространстве для размещения; оптимальное соотношение цена/количество. Рельсовые системы являются наиболее энергосберегающими и экономичными, хотя и недешевыми.

Рельс-воздуховод при помощи отвода подключается к воздуховоду, ведущему к вытяжному вентилятору. После выезда автомобиля из гаража, освободившаяся каретка переводится на возвратный рельс, по которому перемещается обратно ко въезду в гараж.

Другой способ комплексного решения проблемы вытяжки выхлопных газов – системы вытяжки, монтируемые под полом. Подобные системы часто использовались в автопарках в советские времена. Из пола или из стены торчал патрубок, к которому присоединяли шланг. В остальном принцип действия системы тот же. Сейчас подобные устройства используются крайне редко, поскольку пол забетонирован, а помещение в большинстве случаев арендованное. Да и стационарность системы не добавляет ей очков. Зато в случае наличия технической возможности подпольная вытяжная система вполне может дать ощутимую экономию при установке.

Существует и СГУ, не нуждающаяся в каком-либо монтаже. Это передвижная система, расположенная на тележке. Ее можно подвезти к любому автомобилю и вывести шланг на улицу. Вес такой системы составляет всего около 25-30 кг, и есть возможность регулировать шланг по высоте.

Шланги и насадки
Шланг, по которому выводятся отработавшие газы, – одна из самых важных частей системы. Он должен выдерживать высокую температуру и быть стойким к механическим повреждениям и химическим воздействиям, а также к деформации – на случай, если по нему проедет автомобиль. Все эти требования приводят к тому, что шланги достаточно дороги. Кроме того, при выборе шланга нужно учитывать, машины с каким объемом двигателя будут к нему подключаться. От этого зависит термостойкость нужного вам шланга – от 150 до 650°С, а также диаметр шланга. Существуют специальные удлинители и разветвители для обслуживания автомобилей с двумя выхлопными трубами. Выбирая шланг, не забывайте: это именно тот случай, когда скупой платит дважды.

Газоприемные насадки – небольшая, но важная часть. Правильная насадка должна иметь отверстия для подсоса холодного воздуха, который разбавляет горячий выхлопной газ, и тем самым продлевает срок службы шланга. Резиновые насадки удобны еще и тем, что быстро восстанавливают форму в случае наезда на нее автомобиля. Металлические насадки лишены всех этих преимуществ, но гораздо дешевле.

Читайте также: