Спидометр для чего применяется информатика 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Учить определять состав и действия объектов.

Задачи:

  1. Учить описывать объект (предмет, существо, явление), называя составные части и действия, которые выполняет объект (или выполняют с объектом);
  2. Учить описывать состав и возможные действия объекта в табличном виде;
  3. Учить составлению загадок путём зашифровывания составных частей предметов или их действий;

2. Развивающие: развивать логическое мышление, память, воображение;

3. Воспитательные: воспитывать культуру общения у детей (умение выслушивать другого, работа в группах);

Оборудование: Текст письма, фото Боба и Янта, карточки для составления слова “путешествие”, рисунки космических кораблей, звёзды, конверты с игрой. Школьную доску оформить в соответствии с планом урока.

План урока:

Этап 1: Организационный.

Этап 2: Подготовка к активному восприятию нового материала.Дидактическая игра.

Этап 3: Постановка целей и задач.

Этап 4: Объяснение нового материала.Игровая форма “Путешествие по станциям”.

Этап 5: Закрепление.

Продолжение путешествия.
а) Выполнение заданий из тетради.
б) Игра “Кто это делает? С чем это делают?”
в) Физкультминутка.
г) Выполнение заданий из тетради (чайнворд, загадки).

Этап 6: Итог урока, домашнее задание.Шуточные стихотворения о составе и действиях предметов.

ХОД УРОКА

  1. Приветствие.
  2. Определение отсутствующих.
  3. Проверка готовности учащихся к уроку.
  4. Проверка готовности классного помещения к уроку.

Этап 2: Подготовка к активному восприятию нового материала.

Учитель: Сегодня у нас немного необычный урок. Мы с роботом Бобом и инопланетянином Янтом, с которыми вы встречаетесь почти на каждом уроке на страницах вашей тетради, приготовили для вас сюрприз. А какой, вы узнаете после того как ответите на все вопросы: (учитель задаёт вопросы, учащиеся отвечают, а на доске по слогам появляется слово “Путешествие”). Приложение 2.

ПУ- 1) С изучением какого устройства, полезного инструмента связано изучение информатики? (компьютера)

ТЕ- 2) На вопрос “Как это делается?” можно ответить с помощью пошагового плана действий. Как называется этот план? (алгоритм)

ШЕСТ- 3) С помощью какой фигуры на схеме алгоритма изображается ветвление? (ромба)

ВИ- 4) Какой вопрос записывается в ромбе? (на который можно ответить “да” или “нет”)

Е- 5) С какой команды начинается любой алгоритм? В какой фигуре записывается эта команда на схеме алгоритма? (начало, в овале)

А ещё Янт и Боб передали для вас письмо: (Учитель читает письмо).

Этап 3: Постановка целей и задач.

Учитель: Космические корабли перед вами на парте, за каждое верно выполненное задание и правильный ответ вы получите звезду. Звёзды будете прикреплять на свой космический корабль, эти звёзды определят вашу оценку в конце урока. Приложение 4.

Внимание, производится посадка, и мы отправляемся в путешествие по городам страны “Информатика”.

  1. Описывать объект (предмет, существо, явление), называя его составные части и действия, которые выполняет объект (или выполняют с объектом);
  2. Составные части и действия объектов будем записывать в таблицу;
  3. Научимся составлять загадки, для этого нужно будет зашифровать составные части предмета или его действия;

Этап 4: Объяснение нового материала.

- 1 остановка в Новогорске.

- На вопрос “Как это делается?” можно ответить с помощью пошагового плана действий. Этот план действий называется алгоритмом. С помощью алгоритма можно объяснить, как правильно съесть банан, вскипятить воду в чайнике, наловить рыбы, собрать яблоки в саду…

- А теперь представим себе, что человек, инопланетянин или робот, которому вы это объясняли, никогда не видел чайника, банана, рыбу или яблоню.… Сможет ли он понять и выполнить алгоритм?

- Значит нужно уметь отвечать не только на вопрос “Как это делается?”, но и на вопросы “Что это такое?”, “Кто это такой?”

- Чтобы ответить на эти вопросы, нужно сообщить о предмете или существе всё самое важное. Прежде всего нужно рассказать, из чего предмет состоит и что с ним можно делать (что есть у существа и что оно умеет делать).

  • карандаш (состоит из: оболочки, грифеля, возможно ластика; можно: рисовать, точить, держать в руке, вертеть, …);
  • велосипед (состоит из: колёс, руля, педалей, седла; можно: ездить, рулить, ремонтировать);
  • состоит из: корпуса, трубки и диска; можно: снимать трубку, набирать номер (телефон);
  • есть: лепестки, стебель, корень, листья; можно: сажать, поливать, нюхать, срезать (цветок);

Молодцы, хорошо отвечали. Наше путешествие продолжается.

Этап 5: Закрепление.

- 2 остановка в городе “Нужино”.

Учитель: Составные части и действия удобно записывать в таблицу. Найдите в рабочей тетради задание 1 и таблицу. Сверху в этой таблице записано название предмета (“Чайник”), в столбце “состав” мы запишем ответ на вопрос “Из чего состоит?”, а в столбце “действия” - ответ на вопрос “Что с ним можно делать?”.

Выполнить задание 1.(состав и действия чайника) (вместе с учащимися на доске)

Выполнить задание 2. (состав и действия школьника) (учащиеся самостоятельно) Обратить внимание на вопросы в таблице, отвечая на вопросы нужно описать не просто человека или ребёнка, а именно ученика.

Выполнить задание 3. Какие действия Красной Шапочки названы в описании? (Ходит по лесу, не боится волков, ходит всегда в шапочке, любит свою бабушку, носит в корзинке пирожки.)

- А теперь в “Малую Безделицу” и немного отдохнём.

Игра “Кто это делает? С чем это делают?” (в парах)

(Учащимся раздаются конверты с игрой, где даны 2 действия, записанные в круге и 10 объектов, записанных в овалах. Нужно распределить данные объекты по двум данным действиям, т. е. собрать две ромашки).

В наших кораблях от длительного путешествия появились неисправности, чтобы их устранить нужно быть очень внимательными и выполнить следующее задание.

(Читаются четверостишия, где перечисляются объекты с действиями, если называется объект с характерным ему действием, то учащиеся приседают, а если называется объект с нехарактерным ему действием, то учащиеся поднимают руки вверх, тем самым выражая протест).

Злой кабан сидел на ветке.
Соловей точил клыки.
Пароход давал гудки.
Мальчик хвостик свой ловил.
Рак усами шевелил.
Маша физику учила.
Стол гонялся за мышами.
Чиж летел под облаками.

Неисправности кораблей устранены, и мы отправляемся в город “Нью-Чайнворд”

Выполнить задание 4. (Объяснить детям правила заполнения чайнворда) Какие составные части предметов и существ названы в задании? (клюв – у аиста, полоски – у тигра, берега – у реки)

Какие действия предметов и существ названы? (вить гнездо – аист, печь – торт, охотиться – тигр, течь – река).

Следующая остановка в городе “Загадкинск”.

- В загадках очень часто описывается состав и действия предмета, по которым его можно отгадать.

- “Два кольца, два конца, посередине гвоздик.” (ножницы, состоят из: двух колец, двух концов, гвоздя).

- “Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадает, и никуда я не пойду, покуда он идёт” (дождь, действия: шумит, идёт, в дом не попадает).

Часто в загадках названия составных частей зашифрованы: вместо них называют похожие составные части других предметов. Например, “Что такое перед нами: две оглобли за ушами, на глазах по колесу и седёлка на носу? (очки) (заушники – оглобли, обод – колёса, душка – седёлка)

Выполнить задание 7. (Обратить внимание – используется 1 часть таблицы). Обсудить вслух и дописать текст загадки.

Выполнить задание 8. (Обратить внимание на то, что эти загадки нужно отгадать)

развивать у учащихся интерес к предмету, воспитывать целеустремлённость и трудолюбие.

Тип урока: 1 ч – изучение нового материала.

Структура урока, методы и затраты времени

Подготовка учащихся к уроку, проверка присутствующих на уроке

Объяснение темы, цели, плана проведения занятий

1. Как мы узнаём, что знали древние люди?

2. Можно ли узнать, что делали древние люди, по их рисункам?

3. Расскажи, что тебе известно о том, как древние люди передавали информацию на большие расстояния.

4. Придумай и расскажи короткую историю о том, как человек может передать информацию, не пользуясь словами.

5. Приведи пример из своей жизни, когда тебе приходилось пользоваться рисунком, чтобы передать информацию.

6. Как, по-твоему, удобнее передавать информацию: звуками (словами) или рисунками?

Формирование новых понятий, сравнительная характеристика

Закрепление полученных знаний

Выполнение заданий в учебнике и Р.Т. Ответы учащихся на вопросы преподавателя.

Подведение итогов урока. Задание на дом

Контрольные вопросы по новому материалу

КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ

§ 7. Сбор информации

Для того чтобы выжить в условиях дикой природы, люди вынуждены были собирать информацию о смене времён года, поведении животных, свойствах предметов и растений и многом другом.

! Сбор информации - это одно из действий с информацией.

Как люди собирают информацию? Например , они наблюдают. Наблюдать - это значит: смотреть, слушать, нюхать, трогать, пробовать на вкус. Тот предмет или явление, за которым мы наблюдаем (о котором собираем информацию), будем называть объектом наблюдения.

Рассмотрим пример

От солнца зависит жизнь человека, поэтому люди, издавна наблюдали за ним и выражали свои наблюдения в виде таких рисунков:

Наблюдать за солнцем - значит, смотреть, воспринимать его тепло и свет, запоминать, когда оно восходит и когда заходит, как высоко поднимается в небе.

Наблюдая за солнцем из года в год, люди заметили, что летом оно раньше восходит, позже заходит, выше поднимается и сильнее греет. Зимой оно восходит позже и раньше заходит, низко поднимается и мало греет. Зимой день короче ночи, а летом - длиннее.

Зимой природа спит. Выпадает снег. Всё в природе отдыхает. Некоторые животные (например, медведи) засыпают на всю зиму.

Весной все просыпается, расцветает. Летом созревают ягоды и фрукты. Осенью всё увядает и засыпает. Наблюдая за изменениями в природе из года в год, люди поняли, что существуют времена года, которым они дали названия (имена): зима, весна, лето и осень. Информацию о временах года люди используют для того, чтобы организовать свою жизнь. Так, зимой люди готовятся к лету. Они создают и ремонтируют тракторы и комбайны для работы в поле, шьют летнюю одежду. Летом люди выращивают и заготавливают зерно, картофель, овощи, фрукты, корма для животных, дрова, строят дома, шьют зимнюю одежду.

Если объект наблюдения очень мал, то человек использует микроскоп. Микроскоп - это прибор, который помогает рассмотреть очень маленький предмет, увеличив его изображение во много раз. Например , в микроскоп наблюдают за микробами, так как они очень маленькие.

Для наблюдения за объектами, которые находятся от нас на огромных расстояниях, люди придумали телескоп. С помощью телескопа можно разглядеть луну, планеты и звёзды.

! Наблюдение - это сбор информации с помощью органов чувств

(зрительной, звуковой, обонятельной, осязательной, вкусовой).

Наблюдение - это действие с информацией.

Информацию можно собрать также путём измере­ний. Современный человек для измерения использует различные устройства. Например , для измерения тем­пературы служит термометр.

С помощью термометра измеряют температуру воздуха в помещении или на улице, температуру воды в реке или в ванне, температуру тела чело­века.

Зачем люди делают это? У большинст­ва здоровых людей температура тела при­мерно тридцать шесть с половиной градусов. Повышенная или пониженная температура тела означает, что здоровье не в порядке.

Информация о температуре воды или воздуха нужна для того, чтобы выбрать одежду для улицы или решить, можно ли ку­паться в реке.

Чтобы определить, холодно, тепло или жарко на улице, человек может обойтись и без термометра - у него для этого есть органы чувств (кожа). Но термометр помогает определить точное значение температуры воды или воздуха. Существуют и другие инструменты для измерения. Это, например , линейка.

Линейкой можно измерить длину, ширину и высоту предмета, глубину ямы и многое другое.

Нужную информацию можно собрать, прочитав учебник, просмотрев телепередачу или пообщавшись с другими людьми.

Главное, что мы должны понять и запомнить

1. Сбор информации - это действие с информацией.

2. Собрать информацию - значит, понаблюдать, прочитать, пообщаться, измерить и так далее.

3. Собранную информацию человек запоминает и осуществляет другие действия с ней.

4. Информацию человек собирает с помощью своих органов чувств, а также используя специальные приспособления и приборы (термометр, линейка, телескоп, микроскоп и другие).

1. Придумай и расскажи короткую историю о том, как человек собирает информацию.

Читайте также: