Спидометр па8115 схема подключения

Обновлено: 16.05.2024

На автомобиле установлены контрольно-измерительные лого-метрические приборы магнитоэлектрического типа: указатель температуры воды, указатель уровня топлива, указатели давления воздуха и указатель давления масла, спидометр.

На автомобилях МАЗ установлен электрический спидометр (рис. 119), который отличается от других наличием электрического привода вместо гибкого троса.

На ведомый вал коробки передач насажена трехзаходная червячная шестерня 8, которая входит в зацепление с червячком 9, выполненным как одно целое с валиком. На хвостовике валика насажена прямозубая цилиндрическая шестерня 7, находящаяся в зацеплении с шестерней 10 привода датчика спидометра. Эти шестерни являются сменными и в зависимости от общего передаточного числа заднего моста и типа шин могут иметь разное количество зубьев.


Рис. 119. Схема подключения спидометра:

1 — штепсельный разъем; 2 — предохранитель на 2 а; 3 — электродвигатель спидометра; 4 — спидометр; 5 — счетный узел; 6 — червячная передача; 7 — ведущая цилиндрическая шестерня; 8 — ведущая червячная шестерня; 9 — червяк; 10 — ведомая цилиндрическая шестерня; 11 — искрогасящее сопротивление; 12 — коллектор; 13 — датчик спидометра; 14 — сальник

Привод спидометра оснащен датчиком 13 типа МЭ-302В герметизированного исполнения с закрытой штепсельной вилкой. Датчик представляет собой коммутирующий прибор, преобразующий постоянный ток в пульсирующий ток переменной частоты.

Частота пульсирующего тока зависит от скорости вращения коллектора (якоря) датчика.

Ведомый валик спидометра приводит во вращение коллектор 12 датчика. Коллектор установлен внутри датчика на двух шариковых подшипниках. На траверсах в датчике смонтировано пять электрощеток, которые прижимаются к коллектору пружинами. Ток со щеток поступает в штепсельный разъем 1 и по проводам к электродвигателю 3 спидометра. Для защиты от грязи штепсельный разъем снабжен резиновым кожухом, надетым одной стороной на хлорвиниловую трубку провода, а другой на гайку.

Указатель спидометра представляет собой прибор, скомпонованный как одно целое с электродвигателем. Внутри двигателя установлены три катушки возбуждения, между которыми вращается на двух шариковых подшипниках постоянный магнит.

Система электроспидометра питается от аккумуляторных батарей и защищена предохранителем на 2 а.

На автомобиле установлены два одинаковых и независимых друг от друга указателя, выполненные по схеме, изображенной на рис. 118, в.

В зависимости от давления воздуха мембрана датчика прогибается, воздействуя на реостат и изменяя величину его сопротивления R. В остальном работа указателей не отличается от работы разобранных выше приборов.

Один из указателей показывает давление в воздушных баллонах автомобиля; другой — непосредственно в тормозных камерах при нажатии на педаль тормоза.



Рис. 118. Схемы указателей:

а — температуры воды; б — уровня топлива; в — давления воздуха и масла;

1 — датчик; 2 — указатель; 3 — постоянный магнит; 4 — постоянный дисковый магнит

Прибор выполнен по схеме, показанной на рис. 118, в, и работает аналогично указателю давления воздуха.



Рис. 118. Схемы указателей:

а — температуры воды; б — уровня топлива; в — давления воздуха и масла;

1 — датчик; 2 — указатель; 3 — постоянный магнит; 4 — постоянный дисковый магнит

Указатель температуры воды состоит из корпуса, в котором смонтирован пластмассовый каркас, несущий на себе обмотки К1, К2 и КЗ (рис. 118, а). Между обмотками помещена ось, на которую насажен постоянный дисковый магнит 4 и стрелка прибора. В одном углу каркаса запрессован постоянный магнит 3. При отсутствии тока в цепи взаимодействуют поля магнитов 4 и 3 и располагают стрелку в крайнем левом положении. При включении тока последний проходит последовательно соединенные обмотки К2 и КЗ и резистор Rтк (сопротивление температурной компенсации). Одновременно ток проходит по катушке К1 и через нее по полупроводниковому резистору R, установленному в корпусе датчика 1 указателя 2 температуры. Полупроводниковый резистор датчика изменяет свое сопротивление в зависимости от температуры и тем самым регулирует силу тока в цепи катушки К1. Так как в катушках К2 и КЗ сила тока не изменяется, то положение стрелки прибора зависит от взаимодействия постоянных магнитных полей катушек К2 и КЗ с полем катушки К1, изменяющим свою величину. Результирующее поле всех катушек устанавливает дисковый магнит 4, связанный со стрелкой, в соответствующее положение.



Рис. 118. Схемы указателей:

а — температуры воды; б — уровня топлива; в — давления воздуха и масла;

1 — датчик; 2 — указатель; 3 — постоянный магнит; 4 — постоянный дисковый магнит

Указатель уровня топлива устроен и работает аналогично указателю температуры воды (рис. 118, б) с той лишь разницей, что вместо полупроводникового резистора в датчик встроен реостат, изменяющий свое сопротивление в зависимости от положения поплавка датчика в баке.

Кроме того, в цепь катушки К1 введен дополнительный резистор Rдоб, предназначенный для ограничения силы тока в катушке при выключенном реостате датчика, что предотвращает перегрев изоляции обмотки катушки.



Рис. 118. Схемы указателей:

а — температуры воды; б — уровня топлива; в — давления воздуха и масла;

1 — датчик; 2 — указатель; 3 — постоянный магнит; 4 — постоянный дисковый магнит

Для тех владельцев МАЗов, что работают сами на себя, нет какой-то более менее ощутимой разницы в том, что электронный спидометр МАЗ оборудован не гибким тросом, а электрическим приводом спидометра . Зато водителям в организациях это отличие может показаться весьма существенным, и вот почему.


Если привычные маршруты проходят вдали от больших городов и на дальние расстояния, то водителя это будет только радовать. А вот если путевой лист сообщает водителю о необходимости много времени проводить в городе, то это становится большой проблемой. Пробки! Бич современных городов и кошмарный сон водителей, хуже даже, чем некоторые неисправности МАЗ.

Схема установки спидометра МАЗ

Электронный спидометр 81.3802 (код ОКП 45 7381 3627) и 811.3802 (код ОКП 45 7381 3629) соответствуют ТУ37.453.180-2005 и предназначен для установки на автомобили и автобусы ПАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, ЛиАЗ.

Электронный спидометр 81.3802, 811.3802 для ПАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, ЛиАЗ, характеристики, совместимые датчики скорости, назначение выводов и контактов колодок, режим теста.

Электронные спидометры 81.3802 и 811.3802 служат для:

Электронный спидометр 81.3802 и 811.3802 по габаритным и присоединительным размерам взаимозаменяем со спидометром VDO Kienzle 1323.

Электронные спидометры 81.3802 и 811.3802 рассчитаны на эксплуатацию в комплекте с датчиками скорости:

Электронный спидометр 81.3802 предназначен для работы в бортовой сети автомобиля с напряжением 24 В, спидометр 811.3802 – 12 В.

Внешний вид и состав электронного спидометра 81.3802 и 811.3802 для ПАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, ЛиАЗ.


Основные технические характеристики электронного спидометра 81.3802 и 811.3802 для ПАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, ЛиАЗ.

Форма — меандр
Период — период сигнала с датчика скорости
Длительность импульса, с — 16/К ± 10%
Напряжение низкого уровня, В — 0 — 1,9
Напряжение высокого уровня, В — 7,2-8,8
Сопротивление нагрузки, кОм, не менее — 10

Напряжение при скорости меньше 3 км/ч, В — Uп ± 10%
Напряжение при другой скорости, В — 0 — 1,9
Ток в нагрузку, мА, не более — 200

Напряжение при скорости больше предельной, В — Uп ± 10%
Напряжение при другой скорости, В — 0 — 1,9
Ток в нагрузку, мА, не более — 200

Напряжение при частоте входного сигнала с датчика скорости большей 133Гц, В — Uп ± 10%
Напряжение при другой частоте входного сигнала с датчика скорости, В — 0 — 1,9
Ток в нагрузку, мА, не более — 200

Подключение электронного спидометра 81.3802 и 811.3802 для ПАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, ЛиАЗ.

Для подключения внешних цепей к спидометру 81.3802 и 811.3802 необходимо использовать гнездовые колодки и гнезда, приведенные ниже или аналогичные.

Назначение выводов и контактов штыревых колодок электронного спидометра 81.3802 и 811.3802 для ПАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, ЛиАЗ.

Разъем А.
Разъем В.
Разъем C.
Разъем D.

Маркировка разъемов и контактов нанесена на крышке электронного спидометра 81.3802 и 811.3802.

Режим теста электронного спидометра 81.3802 и 811.3802.

При подключении к спидометру 81.3802 и 811.3802 напряжения питания от аккумулятора стрелочный прибор и жидко-кристаллический индикатор (ЖКИ) должны отработать режим теста. На ЖКИ высветятся все сегменты, а стрелка дойдет до максимального значения шкалы и вернется на нулевую отметку.

По завершению теста, если включен замок зажигания, спидометр 81.3802 и 811.3802 должен находится в полностью рабочем состоянии. Если замок зажигания выключен – спидометр 81.3802 и 811.3802 будет работать в режиме энергосбережения. На ЖКИ отсутствует информация, измеритель частоты входного сигнала с датчика скорости выключен, стрелка находится на нулевой отметке шкалы.

Читайте также: