Техосмотр отменили или нет для легковых автомобилей в 2022 году

Обновлено: 04.07.2024

Правила техосмотра (ТО) в России лихорадит. Сначала их хотели ужесточить — для этого придумали ввести фотофиксацию ТО. Потом неожиданно отменили обязательное ТО для оформления полиса ОСАГО. А теперь МВД и вовсе предлагает сделать техосмотр для личных автомобилей добровольным, хотя уже в следующем году вступают в силу штрафы за его отсутствие. Чего ждать и к чему готовиться, разобрались вместе с руководителем Федерации автовладельцев России Максимом Едрышовым.

  • В России отменили обязательный техосмотр для ОСАГО.
  • С 1 марта 2022 года за отсутствие техосмотра будут штрафовать на 2 тыс. рублей.
  • МВД предлагает сделать техосмотр для личных автомобилей добровольным.

Что случилось?

15 июня Госдума в третьем, окончательном, чтении приняла закон, который отменяет обязательный техосмотр для оформления полиса ОСАГО. Это значит, что водителям в момент заключения договора ОСАГО больше не нужно предоставлять диагностическую карту, которую выдают по итогам ТО.

Этот закон вступит в силу 22 августа 2021 года.

Техосмотр больше не нужен?

Пока техосмотр никто не отменял. Более того — с 1 марта 2022 года в силу вступит новая редакция Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), по которой за отсутствие техосмотра физических лиц будут штрафовать на 2 тыс. рублей. Сейчас таких штрафов для владельцев легковых автомобилей нет.

МВД предлагает сделать техосмотр для легковых автомобилей добровольным.

Так, автовладельцы смогут пройти ТО в удобное время и в комфортных условиях, а значит, число аварий и неполадок снизится, считают авторы предложения.

Обязательным ТО останется для такси, грузовиков, машин предприятий и автобусов.

В РФ вводят новые правила техосмотра с 1 марта: какие проблемы нас ждут

Мотивировать людей проходить ТО, по мнению Едрышова, могли бы скидки и привилегии. Например, скидка 10–15% на полис ОСАГО, как в некоторых других странах мира.

А что с новыми правилами ТО?

С 1 марта 2021 года в России должны были заработать новые правила ТО. По ним оператор должен обязательно сфотографировать автомобиль на въезде и выезде из сервиса с привязкой к координатам и сразу залить их в специальную базу данных МВД — ЕАИС ТО.

Диагностические карты должны стать электронными. Технический эксперт будет подписывать ее квалифицированной электронной подписью.

Диагностическую карту аннулируют, если техосмотр автомобиля не проводился; при проведении ТО оказалось, что машина не соответствует обязательным требованиям безопасности транспортных средств или техосмотр проводился с нарушениями (не были проверены все необходимые узлы машины).

Но введение новых правил отложили — до 1 октября 2021 года.

Как это отразится на вас?

Некоторые пункты ТО уже работают по новым правилам. Но это не сделало систему прозрачнее. Автовладельцы по-прежнему покупают диагностические карты, просто теперь это стоит дороже.

По неофициальным данным, раньше в Москве можно было купить диагностическую карту за 1,5 тыс. рублей, а теперь цены на них варьируются от 3 тыс. рублей до 10 тыс. рублей.

Стоимость выросла, потому что теперь нужно подделывать фотографии того, как машина заезжает в сервис и выезжает из него.

Из-за ужесточения правил ТО машина может не пройти техосмотр, даже если на ее лобовом стекле будет маленький скол. Выбор простой: менять стекло или заплатить за диагностическую карту и ездить дальше.

Что делать?

  1. Если полис ОСАГО закончится до 22 августа 2021 года, то техосмотр пройти придется. Иначе не получится оформить новый полис ОСАГО.
  2. С 22 августа 2021 года по 1 марта 2022 года из-за пробела в законодательстве владельцам автомобилей нужно проходить техосмотр, но никакой ответственности за его отсутствие не будет.


Глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс — о либерализации автогражданки и обмане клиентов

Техосмотр отменили, но не всем

30 декабря 2021 года президент России Владимир Путин подписал закон об отмене обязательного техосмотра для личных легковых автомобилей и мотоциклов.

Прохождение техосмотра по-прежнему обязательно для коммерческого транспорта и ряда других ТС.

техосмотр


После того, как законопроект вступит в силу, придется немного скорректировать закон, который вводит штрафы с 1 марта 2022 года за отсутствие диагностической карты.

— Пункты техосмотра в массовом порядке будут закрываться из-за нерентабельности, потому что расходы никто не отменял, а доходы резко сократятся. Мы столкнемся с такой ситуацией весной, она будет нарастать и достигнет апогея летом. Особенно это коснется региональных центров и малых городов. Где будут проходить ТО такси, грузовые автомобили и автобусы, ясности нет.

Новый КоАП, новые нормы

кодекс

Это уже третья редакция проекта кодекса.


Лихачей в тюрьму

Совет Федерации одобрил введение уголовной ответственности для водителей-лихачей. Об этом 24 декабря заявила председатель Совфеда РФ Валентина Матвиенко на итоговом пленарном заседании палаты регионов. Соответствующий закон 22 декабря приняла Госдума в третьем чтении.

Наказание может последовать за выезд на встречную полосу или на встречные трамвайные пути, а также за превышение скорости более чем на 60 км/ч, если водитель ранее уже был пойман на таком нарушении два раза и лишен за это водительского удостоверения. Виновника могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 300 тыс. рублей или на сумму в размере заработной платы за период от года до двух. Также его могут лишить свободы на срок до двух лет и отстранить от права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Повторное нарушение карается штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс. рублей либо лишением свободы на срок до трех лет. Приговор может быть дополнен лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.

ограничение скорости

Автоэксперт также пояснил, что нововведение может привести к повышению уровня коррупции. На стадии обсуждения против закона высказались Верховный и Конституционный суды, но депутаты не прислушались к мнению правоведов.


Народные штрафы

ОСАГО ждут реформы

В 2022 году автомобилистов ждут существенные изменения в законе об ОСАГО. После Нового года вступят в силу новации, касающиеся обязательного страхования автомобилей, используемых инвалидами в соответствии с медицинскими показаниями.

страховая

Также в Государственную Думу внесен законопроект о создании перестраховочного пула на рынке ОСАГО. Обсуждается и повышение порога по выплатам за ущерб жизни и здоровью и запрет на учет износа автомобиля при расчете компенсации. Последняя инициатива пока не оформлена в виде законопроекта, уточнил Алферов.


Пороги, которые нам снижают

В правительстве обсуждают изменение нештрафуемого предела превышения скорости с 20 км/ч до 10 км/ч, а также снижение допустимого порога содержания алкоголя в крови водителя. Сегодня закон разрешает 0,3 промилле, а предлагается сделать допустимым показатель в 0,1 промилле.

алкотестер


Правила получения медсправки усложнят

Приказ Министерства здравоохранения, утверждающий новый порядок проведения обязательного медосвидетельствования водителей и кандидатов в водители, вступит в силу с 1 марта 2022 года. Как и раньше, обследование будут проходить будущие водители и те, кто меняет водительское удостоверение после истечения срока действия, а также автомобилисты, возвращающие себе права после лишения за управление транспортом в пьяном состоянии или за отказ от медосвидетельствования.

Цены на автомобили продолжат расти

Впрочем, совсем скоро все изменится — в 2022 году в силу вступит закон, отменяющий обязательный техосмотр для личного транспорта.

Какой закон отменяет техосмотр?

«Обязанность владельца по исключению из эксплуатации технически неисправного автомобиля вытекает из положений Правил дорожного движения Российской Федерации (водитель транспортного средства перед выездом обязан проверить и в пути обеспечить его исправное техническое состояние), вне зависимости от факта прохождения технического осмотра.

Техосмотр отменят для всех?

Однако в ряде случаев получать диагностическую карту все же придется. Например, если транспортному средству исполнилось четыре года и вы хотите провести в отношении него какие-либо регистрационные действия в ГИБДД — будь то постановка на учет или перерегистрация при смене собственника. Также техосмотр понадобится при регистрации изменений, внесенных в конструкцию автомобиля (допустим, вам захотелось установить прицеп или спойлер).

Проверок на дорогах станет меньше?

Мнение эксперта

— Ни перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация автомобиля, ни ответственность за нарушение этого запрета, ни полномочия ГИБДД по наказанию за это не отменены, и при выявлении таких неисправностей (даже у прошедших ТО автомобилей) наказания избежать не получится.

А штрафовать за техосмотр будут?

С марта 2022 года наказание за отсутствие техосмотра планируется ужесточить. За отсутствие действующей диагностической карты будут штрафовать на 2000 рублей. Однако актуален такой штраф будет опять-таки только для тех категорий водителей, кому положено иметь при себе техосмотр. Фиксацию нарушителей планируется организовать при помощи дорожных камер.

Сергей Радько, адвокат:

— Штраф в размере 2000 рублей, который с 1 марта 2022 года будет назначаться за управление транспортным средством, не имеющим действующей диагностической карты, большинству частных автовладельцев не грозит. В отношении же коммерческого и грузового транспорта порядок и периодичность прохождения ТО не изменились.

Почему отменяют техосмотр?

Статью 15 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3881; 2012, N 31, ст. 4319, 4320; 2020, N 14, ст. 2028; 2021, N 24, ст. 4188) дополнить частями 7-9 следующего содержания:

"7. Легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не связанных с иной деятельностью, в том числе с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием личного транспорта в служебных целях, не подлежат техническому осмотру, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза, по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию.

8. Если в отношении транспортного средства проведена проверка технического состояния в форме технического осмотра и выдана диагностическая карта, содержащая заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, проверка технического состояния данного транспортного средства в форме государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения не проводится, за исключением случаев визуального обнаружения признаков наличия у него технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения.

9. Владельцы транспортных средств, указанных в части 7 настоящей статьи, вправе обращаться за проведением технического осмотра по своему желанию.".

Статья 2

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5076; 2019, N 31, ст. 4415) дополнить пунктом 7 следующего содержания:

"7) диагностическая карта, которая содержит заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, оформлена в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и срок действия которой на дату совершения регистрационных действий не истек, - в случае постановки на государственный учет транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления, указываемый в документах, идентифицирующих транспортное средство, или в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления, указываемый в документах, идентифицирующих транспортное средство, или в случае совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и (или) заменой основного компонента транспортного средства.".

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Читайте также: