Установка карданных валов на маз

Обновлено: 30.06.2024

Проездив 9 лет на МАЗ-500, отметил для себя, что в машине присутствует конструктивный недостаток или прямо с завода, плохо балансируются карданные передачи. Также обращало на себя внимание то, что на МАЗ-54329 стоит подвесной подшипник, а на пятисотом его нет.

Так, пришел к решению, установить подвесной подшипник самостоятельно. Благо, старый карданный вал был и можно было неспеша начать переделку.

  1. МАЗовский подвесной подшипник;
  2. Кардан, соединяющий КПП со средним мостом от КамАЗ-5410;
  3. Два МАЗовских фланца от кардана МАЗ-500.

Положив все это в машину, поехал к токарю. Токаря попросил выточить втулки на вторичный вал КПП с тем расчетом, чтобы на нем закрепить внутреннюю часть подвесного подшипника. На счет длины переднего кардана сказал, что сейчас съезжу и замеряю длину.

Приехав в гараж, я снял карданный вал и на его место закрепил КамАЗовский кардан. Выдвинул кардан на рабочую длину, а затем рулеткой замерил расстояние от фланца карданного вала до фланца КПП. Записав результат, опять поехал к токарю.

Токарь довольно быстро справился с задачей и подогнал посредством втулок подвесной подшипник к валу. После этого, вымерили длину первого кардана, а затем очертили положение вала относительно уже обрезанного кардана для того, чтобы фланцы были взаимно соосны отверстий.

Для того, чтобы сварить кардан в центрах токарного станка, пришлось опять снять подвесной подшипник с вала, а крестовину с кардана передней части. Вставив вал в патрон токарного станка, совместили по меткам трубу кардана и прижали его задней бабкой. Благо, в задней части кардана есть центрирующая засверловка.

После этого, сварщик прихватил кардан в трех местах. Далее, кардан был снят и проварен вкруговую. Вся эта работа по изготовлению карданного вала заняла часа три.

Вернувшись к машине, также сделал усиление ленты резинки. Для этого, собрал ленту на болты с пластиной и на край ленты с двух внутренних сторон приварил прихватками проволоку шестерку. Затем, собрал передний кардан и начал установку его на место.

Сначала, прикрутил кардан к КПП, а затем, совместив правильно первый и второй кардан, собрал карданную передачу воедино. После этого, взял швеллер по длине равный внутренней ширине рамы и вставил его полкой вниз внутрь рамы. Примерил подвесной подшипник и отметил места его крепления.

Следующим шагом, просверлил отверстия и закрепил подвесной подшипник на швеллере. Осталось только вложить 6 мм пластины внутрь рамы и прикрутить их болтами к вертикальной полке рамы, а затем уже на месте приварить по месту пластины к швеллеру и раскосынить их.

Вот так, удалось с использованием КамАЗовского кардана и самостоятельно изготовленного переднего кардана, сделать работоспособную карданную передачу.

Крепление подвесного, сделано наподобие МАЗ-54329 и подрезанный карданный вал также использован от него.

Поездив некоторое время, выявил плюсы такой переделки. Во-первых, полностью пропала какая либо вибрация. Во-вторых, в кабине уменьшился уровень шума и даже звук стал иной при движении.

Возникло ощущение чужой машины, когда все работает нормально, но не так как было. Из минусов, нахожу только то, что на одну крестовину в конструкции стало больше.

ВНИМАНИЕ! Мы не занимаемся продажей и распространением автозапчастей.

Вал карданный промежуточный в сборе (533703-2202010-010)

Карданная передача в сборе привода заднего моста (543203-2201006-010)

Карданный вал в сборе привода заднего моста (54325-2201010-10)

Карданный вал в сборе привода заднего моста (54325-2201010-10)

Карданный вал в сборе привода среднего моста (5434-2203010-10)

Карданный вал в сборе привода среднего моста (5434-2203010-10)

Карданный вал в сборе привода среднего моста (5516-2205010-30)

Подшипник шариковый радиальный промежуточной опоры карданного вала (6-312А)


Условные обозначения: 1 - МАЗ-54323 - 5432-2201010-02 Вал карданный; МАЗ-5551 - 5551-2201010 Вал карданный; 2 - 201514 Болт М 10х1х16; 3 - 43111- 2205025-02 Крестовина в сборе; 4 - 264040 Масленка Ц 6 ХР; 5 - 6422- 2201040 Крышка подшипников; 6 - 14707- KAC10 Подшипник; 7 - 131- 2205042-Б Уплотнение торцевое; 8 - 4310- 2205026-10 Крестовина в сборе; 9 - 1310- 2205030-01 Крестовина; 10 - МАЗ-54323,5551 - 500А- 2201049-11 Фланец-вилка; МАЗ-64229,5516 - 6422- 2201049 Фланец-вилка; 11 - 200- 2201087-T Обойма сальника; 12 - 500- 2201089 Кольцо сальника; 13 - 6422- 2201041 Пластина; 14 - 500A- 2202080 Пластина; 15 - МАЗ-54323,5551 - 6422- 2205015 Вал карданный; МАЗ-5516 - 5516- 2205015 Вал карданный; 16 - 500A- 2201090-Б Сальник; 17 - 500A- 2201047-Б Вилка в сборе; 18 - 371264 Болт М10х1-6дх40; 19 - 252136 Шайба 10 ОТ; 20 - 250688 Гайка М10х1-5Н; 21 - 7522- 2201026 Крестовина в сборе; 22 - МАЗ-64229 - 6303- 2201010-02 Вал карданный; МАЗ-5516 - 5516- 2201010 Вал карданный; 23 - МАЗ-64229 - 6422- 2205010-02 Вал карданный; МАЗ-5516 - 5616 2205010-01 Вал карданный; 24 - 264020 Масленка

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________



Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Карданная передача автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Устройство деталей карданных валов Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Конструктивно карданные валы автомобилей Маз выполнены по единой схеме и отличаются только длиной. У автомобилей, имеющих наибольшую базу, карданный вал длиннее, чем у короткобазных автомобилей.

Небольшие базы автомобилей позволили осуществить однокарданную схему, т. е. без промежуточной опоры (как это, например, было у автомобиля МАЗ-5551).

Карданный вал Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 непосредственно соединяет коробку передач с главной передачей заднего моста.

Преимущество такой схемы очевидно, если учесть отсутствие обычно недостаточно долговечной промежуточной опоры и меньшее количество шарнирных соединений.

Карданная передача автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 50) состоит из карданного вала и двух карданов.

Карданный вал 3 изготовлен из тонкостенной стальной электросварной трубы.

К заднему концу трубы после напрессовки приварена вилка шарнира, а к переднему концу — наконечник со шлицами.

На шлицы этого наконечника надета скользящая вилка 7 карданного вала, длина шлицевой части которой больше длины шлицев наконечника.

Наличие шлицевого соединения в кардане Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 обеспечивает возможность изменения его длины (расстояния между шарнирами) при прогибе рессор, который вызывает некоторое продольное перемещение заднего моста.

В этом случае шлицевой конец вала перемещается в скользящей вилке настолько, насколько это необходимо вследствие изменения расстояния между карданами.

Для предохранения шлицевого соединения от повышенного износа в результате загрязнения и потери смазки к скользящей вилке с одной стороны приварена металлическая заглушка, а с другой стороны шлицевого соединения имеется уплотнение, представляющее собой войлочное кольцо 5, смонтированное в металлической обойме 6 в виде колпачковой гайки, прижимающей сальник к торцу скользящей вилки при навертывании на ее резьбовой конец.


Рис. 50. Карданная передача Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — фланец-вилка; 2 — балансировочная пластина; 3 — карданный вал; 4 — кольцо сальника; 5 — уплотннтельное кольцо; 6 — обойма уплотнительного кольца; 7 — скользящая вилка; 8 — масленка скользящей вилки; 9 — масленка крестовины; 10 — крестовина; 11 — сальник
игольчатого подшипника; 12 — стопорная пластина; 13 — игольчатый подшипник; 14 — крышка подшипника.

Смазка в шлицевое соединение подводится через масленку 8, ввернутую в отверстие на вилке.

Передний и задний кардан Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 конструктивно выполнены совершенно одинаковыми.

Каждый кардан состоит из фланца-вилки 1 и крестовины 10, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках. Крестовины, изготовленные из высококачественной стали, имеют четыре крестообразно расположенные цапфы.

На цапфах крестовины в стаканах смонтированы игольчатые подшипники, не имеющие внутреннего кольца.

Поэтому к цапфам крестовины, на которые опираются иголки подшипника, предъявляются требования, аналогичные внутреннему кольцу подшипника.

В связи с этим цапфы крестовины кардана Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 подвергаются механической обработке (шлифованию), обеспечивающей высокую геометрическую точность и правильность формы.

В игольчатый подшипник 13 установлено 38 игл диаметром 3 мм и длиной 18 мм, подсобранных так, чтобы между иглами и цапфой крестовины был необходимый зазор. Вследствие этого разбирать подшипник и переставлять иглы из одного корпуса в другой не разрешается.

Подшипник вставляется в вилку по ходовой посадке. От осевого перемещения под действием центробежных сил стаканы подшипников удерживаются крышками 14, которые закреплены двумя болтами, ввернутыми в тело вилки.

Для предотвращения самоотвертывания этих болтов установлена тонкая стопорная пластина, усики которой отгибаются на грани болтов. Крестовина в вилке центрируется относительно донышек стаканов игольчатых подшипников.

Увеличенные зазоры между торцами крестовины и донышками стаканов подшипников карданного вала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 могут вызывать повышенные ударные нагрузки; уменьшенные зазоры могут также привести к разрушению (выдавливанию) донышек подшипников.

Поэтому к точности изготовления крестовины, подшипников и вилок, а также к сборке этих деталей предъявляются повышенные требования.

Игольчатые подшипники крестовин уплотняются сальниками 11, смонтированными в стакане подшипников.

Сальники подшипников двухкромчатые, имеют масло- и грязезащитные кромки и пружину.

Смазка к игольчатым подшипникам поступает по отверстиям в торцах цапф крестовины из угловой масленки 9, ввернутой в центральную часть крестовины.

При заполнении кардана Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 слишком большим количеством смазки и повышении давления внутри него вследствие нагревания во время работы лишняя смазка вытекает наружу через предохранительный клапан.

Это предохраняет сальники подшипников от повреждения в результате повышенного давления смазки.

Карданные валы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 в собранном виде подвергают на заводе динамической балансировке. Дисбаланс уменьшают с помощью пластин, которые приваривают на скользящей вилке.

Величина допустимого дисбаланса во время заводской балансировки не превышает 65 Гсм.

Для обеспечения равномерного вращения карданного вала отклонение осей шарниров в продольной плоскости не должно превышать 3°.

Биение вала в сборе с карданами не должно быть больше 1 мм. На трубах вала и скользящей вилки выбиты стрелки.

Поэтому необходимо помечать все детали кардана при разборке карданного вала, чтобы при сборке все детали (вилки, подшипники, крышки и т. п.) устанавливать на те же места, а трубу вала и скользящую вилку собирать так, чтобы стрелки находились на одной линии.

Если балансировка карданного вала нарушена, что может произойти при неправильной сборке или изгибе вилок, ослаблении крепления крышек подшипников, потере балансировочных пластин, то могут появиться вибрации карданного вала, ощущаемые при движении автомобиля с определенной скоростью.

Техническое обслуживание карданной передачи Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Обслуживание карданной передачи заключается в периодической смазке карданов и скользящего шлицевого соединения в соответствии с указаниями в карте смазки.

При износе или разрушении сальников игольчатых подшипников их следует заменять, новыми, так как цапфы крестовин и сами подшипники быстро изнашиваются в результате загрязнения или вытекания смазки.

Необходимо также следить за состоянием сальника на конце скользящей вилки.

При нарушении этого уплотнения износ шлицевого соединения возрастет, что может привести к повышенному биению карданного вала.

Следует регулярно осматривать крепления крышек игольчатых подшипников, проверять затяжку болтов фланцев карданов.

При ослаблении крепления крышек игольчатых подшипников возрастает осевой люфт между донышком подшипника и цапфой крестовины, что может привести к разрушению донышка подшипника или обрыву крепления крышек, а в итоге — к разрушению карданного вала.

Крепление фланцев карданного вала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 проверять при каждом техническом обслуживании при расторможенном стояночном тормозе, приняв меры для безопасной работы под автомобилем.

Рычаг переключения передач при проверке поставить в нейтральное положение, а под шины колес подложить упоры, препятствующие перемещению автомобиля.

Люфт, обнаруженный при покачивании фланцев вилок, должен быть устранен.

Для этого отсоединить соответствующий конец карданного вала и, вынув шплинт, надежно затянуть гайку крепления фланцев, после чего вновь зашплинтовать ее.

Карданы и шлицевое соединение карданного вала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 смазывать в соответствии с рекомендациями карты смазки.

Во избежание повреждения сальников подшипников рекомендуется обращать внимание на состояние предохранительного клапана, расположенного в центре крестовины. Обязательно перед смазкой очистить его от грязи.

Клапан должен срабатывать при давлении 3,5—5 кГ/см2.

Ремонт карданной передачи Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Для ремонта карданного вала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 снять его с автомобиля и разобрать.

При снятии карданного вала с автомобиля вначале отсоединить фланец скользящей вилки, а затем фланец второго конца вала.

Разборку кардана Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 выполнять в следующей последовательности:

- зажать вал в тисках, снять стопорные болты и крышки игольчатых подшипников;

- при помощи молотка и медной выколотки выбить подшипник крестовины внутрь вилки, а противоположный — наружу и вынуть крестовины из отверстий вилки;

- таким же способом выпрессовать подшипники из второй вилки кардана.

Разборка кардана скользящей вилки аналогична. Игольчатые подшипники разбирать не следует.

В каждом подшипнике иглы подобраны комплектно и заменять или добавлять их из другого подшипника не рекомендуется. Неисправный подшипник заменить новым.

После разборки детали промыть в керосине или в дизельном топливе и обдуть сжатым воздухом, после чего проверить состояние игольчатых подшипников, крестовин, шлицевого соединения, сальников и карданного вала.

При осмотре крестовины обращать внимание на состояние шеек под игольчатые подшипники. Наличие вмятин от игл не допускается.

Износ шеек крестовины допускается до диаметра 33,58 мм.

Скользящая вилка карданного вала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 не должна иметь трещин; допускается увеличение ширины впадины шлицев до размера 5,15 мм.

Вал, имеющий вмятины (или скручивание трубы), к дальнейшей эксплуатации непригоден и подлежит замене.

Биение карданного вала в любой точке по длине не должно быть более 1 мм. Валы, имеющие большое биение, правят на прессе.

Карданный вал после ремонта рекомендуется отбалансировать, так как повышенный дисбаланс (более 130 Гсм) может привести к серьезной аварии.

Допускается уменьшение толщины шлица (на шлицевом хвостовике вала) до размера 4,8 мм.

Карданный вал Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 собирают в последовательности, обратной разборке. При этом необходимо, чтобы:

- перед сборкой игольчатые подшипники были промыты и смазаны трансмиссионным маслом, а шлицевое соединение скользящей вилки смазкой 1-13;

- крестовина кардана провертывалась в игольчатых подшипниках свободно, без заеданий;

- ушки скользящей вилки и вилки карданного вала находились в одной плоскости. Для этого стрелки, выбитые на валу и скользящей вилке, должны быть расположены на одной прямой;

- скользящая вилка перемещалась по шлицам карданного вала от усилия руки без ощутимой угловой игры.

Читайте также: