В частности при появлении заноса водитель должен не отпускать педаль газа

Обновлено: 07.07.2024

Совсем не обязательно быть гонщиком профессионального уровня, дабы знать, что делать в случае заноса на дорогах. Рассмотрим предпосылки потери контроля над автомобилем, а также все возможные способы выхода ситуации, когда начался снос либо занос автомобиля.

Разница между сносом и заносом

С точки зрения физики, занос – это приложение к задней оси силы перпендикулярно направленной прямолинейному движению. Именно такой вектор приложения силы в скольжении разворачивает автомобиль вокруг своей оси. При этом обязательно присутствует разница коэффициента сцепления задних и передних осей. Говоря простыми словами, во время заноса корма автомобиля пытается обогнать носовую часть.

Немного иную природу имеет снос. Подобное явление возможно только у передней оси. В случае сноса автомобиль не меняет вектор своего движения вслед за поворотом рулевого колеса. Виной этому становится потеря колесами поворотной оси сцепления с дорожным покрытием. При сносе автомобиль даже несмотря на полностью вывернутые колеса может лишь немного отклониться от прямолинейного вектора.

Когда нужно быть наготове


Лишь в редком случае потеря контроля над автомобилем может быть следствием непредвиденных обстоятельств (к примеру, разрыв шины при движении на большой скорости). В большинстве случаев такое явление имеет конкретные предпосылки:

Основа основ

Даже идеальное понимание теоретических принципов выхода из заноса и борьбы со сносом не поможет вам, если не придерживаться нескольких простых правил:


  • удобная посадка и правильное положение рук на руле. Последний фактор особенно важен, так как в возвращении контроля над авто важна каждая доля секунды;
  • концентрация, которая соизмеряется дорожными обстоятельствами. Не стоит отвлекаться от дороги, если вы двигаетесь в условиях плохой видимости или скользкого дорожного покрытия.

Авто с ведущей задней осью

В случае заноса заднеприводного автомобиля порядок действий следующий:

  1. необходимо ударить по сцеплению и принять ногу с педали газа. Если в авто установлена АКПП, достаточно просто отпустить педаль акселератор. Работой ногами вы способствуете возвращению сцепления задних колес с дорожным полотном;
  2. в тот же момент необходимо начать выворачивать руль в сторону заноса. Если вас разворачивает по часовой стрелке, руль необходимо крутить в противоположную сторону.

Передний привод

Для переднеприводного авто порядок действий следующий:

  1. выкрутить руль в сторону заноса;
  2. ни в коем случае не отпускать газ; соизмерив усилие, можно даже прибавить колесам тяги. Сила, которую необходимо применить, будет зависеть от степени развития заноса. В начальной стадии развития достаточно будет даже 30% хода педали. Для преодоления глубокого заноса педаль необходимо вжимать до пола.

Суть манипуляций в том, чтобы начать выполнение которых нужно молниеносно, в том, чтобы ведущей осью вытащить автомобиль из заноса.

Скольжение полноприводного автомобиля – наиболее сложная из представленных ситуация. Проблема заключается в том, что с педалью акселератора связаны сразу все колеса. При этом каждое колесо получает свою порцию крутящего момента от двигателя. Зависит этот фактор сразу от нескольких параметров: типа полного привода, настройки дифференциала, выбранного водителем режима управления системой 4х4, наличие интеллектуальных систем стабилизации и прочих. Каждый внедорожник либо кроссовер в этом плане индивидуален.

Точных рекомендаций, которые сработали б в 100% экстремальных ситуаций, дать водителям авто с полным приводом невозможно.

Единственное условие, которое сохраняет свою верность – вращение руля в сторону заноса. А вот с газом нужно быть особенно аккуратным. Профессионалы рекомендуют нажимать педаль акселератора ровно настолько, чтобы не потерять тягу на колесах. Добавлять газ, как мы это сделали бы в случае переднеприводного авто или, наоборот, отпустить полностью, управляя машиной с ведущей задней осью, нельзя.

Как не допустить динамический занос

Главная ошибка многих водителей – запоздалая реакция на поведение автомобиля. Даже для опытных водителей скольжение не является обычной ситуацией, поэтому они не только часто теряются, но и делают все с опозданием.


Сделать это достаточно сложно, поэтому даже хорошему водителю для этого может потребоваться несколько приемов. Важно, чтобы амплитуда поворота руля при каждой последующей попытке поймать заднюю часть авто была меньше предыдущей. Только в таком случае вам удастся вернуть контроль над машиной.

Забыть о тормозах

Нажимать на тормоза – это то, что ни в коем случае делать нельзя. Почему? – спросите вы. Если машину начало заносить, нажатие на тормоза спровоцирует дополнительную разгрузку задних колес. Это приведет к еще большей потере сцепления задней оси с дорогой.

Стоит признать, что для едва не для 90% водителей на дорогах, нажатие на педаль тормоза – практически инстинктивное движение. Чтобы не усугубить ситуацию, вдавив инстинктивно тормоза, первое время вам нужно периодически напоминать себе об этом правиле. Лучше всего закрепить его практикой.

Вам придется избавиться еще от одного пагубного инстинкта. Большинство водителей, не ощущая отклика от авто при повороте рулевого колеса, начинают выкручивать руль еще на больший угол. Делать нужно диаметрально противоположное – немного уменьшить угол поворота руля. Нажимать на газ в этот момент категорически запрещено.

Если в момент начала сноса была нажата педаль газа, ее нужно в прямом смысле бросить. Так вы немного пригрузите поворотную ось. Также можно легко нажать педаль тормоза. Если на авто не установлена система АБС, ее работу можно имитировать прерывистыми нажатиями на педаль. Важно не допустить блокировку колес ведущей оси.

Как только машина начнет поворачивать, можно опять немного довернуть руль. Таким способом вы сможете нащупать грань сцепление колес с дорожным полотном, побороть снос и не допустить занос автомобиля.

Практические занятия

Даже идеальное понимание теории не поможет вам адекватно действовать в экстренной ситуации. Главный ключ – практика. Вам необходимо научиться чувствовать автомобиль, ощущать силу инерции, чтобы адекватно работать педалями и рулем.

Начинать такую практику лучше всего зимой, так как сухое покрытие будет сильно изнашивать узлы и агрегаты вашего автомобиля. Для практики вам нужно найти пустынный участок дороги, где вы могли бы без лишних опасений попробовать спровоцировать занос, снос либо скольжение всех четырех колес. Разумеется, отточить приемы контраварийного вождения можно и на специализированных курсах.

Рядом с моим домом находится стадион. В недавнем прошлом в зимнее время на нём заливали каток. По вечерам в будни и в течение дня в выходные на нём бывало довольно людно. Народ отдыхал на коньках и катал своих малых чад на санках. А ближе к ночи, когда каток пустел, сюда приезжали любители быстрой езды, отрабатывать гонки на льду. Машины заносило градусов на девяносто. Я часто наблюдал за ними из окна дома. С лидером гонок я был знаком, в одной из статей рассказывал о нём. Звали его Георгий Петрович. Я бывал у него в гостях. Расспрашивал о кубках, стоящих на стенке, где и когда он их завоевал. В одной из таких бесед рассказал ему, как однажды в начале марта меня закрутило на повороте скользкой дороге, и как мне повезло, что в тот момент на ней не было ни встречных, ни попутных машин…

И вот, что он рассказал мне о заносе, о его причинах, опасностях и о том, как из него благополучно выйти.

Основной причиной заноса является потеря сцепления колёс с дорогой. Очень часто заносы происходят зимой на скользкой дороге, летом они случаются на мокрой дороге после дождя. Колёса начинают скользить, поперечная сила, действующая на автомобиль, пытается повернуть его в сторону, происходит смещение задней части автомобиля вправо или влево.
В случае отсутствия действий по стабилизации положения машины или выполнения их с грубыми ошибками, боковое скольжение автомобиля перейдёт в его вращение, утратившую управление машину снесёт с проезжей части на обочину или на встречную полосу движения. Чаще всего к заносу приводит экстренное торможение. В случае скользкой поверхности проезжей части, когда дорога покрыта наледью, снегом, водой или на чистом асфальте присутствуют пятна снега или льда, для потери управления автомобилем достаточно резкого поворота рулевого колеса или чересчур активного нажатия на педаль акселератора. Занос может произойти также при установке на одну ось шин с различным рисунком протектора. Если не выровнять автомобиль. последствия заноса будут, мягко говоря, довольно неприятными. Закрученный автомобиль может оказаться виновником ДТП с далеко идущими последствиями.

Как выйти из заноса?

Мы имеем два типа привода колёс: переднеприводный и заднеприводный. В обоих случаях нужно, прежде всего водителю не терять присутствие духа, не теряться. Конечно, с опытом и приобретением уверенности в действиях выйти из него несложно.

Если вас занесло (задок автомобиля пошел вбок: влево или вправо), а это происходит мгновенно, нужно не мешкая плавно повернуть руль в сторону заноса. Вправо заносит задок – руль поворачивайте вправо. Влево заносит задок, руль поворачивайте влево.

Дальнейшие действия водителей переднеприводного и заднеприводного автомобиля по его стабилизации отличаются.

Действия водителя переднеприводного автомобиля:

1. Плавно нажать на педаль акселератора, увеличив, тем самым, подачу топлива, а, следовательно, обороты двигателя. Тянущее усилие ведущих передних колеса также увеличится, машина выберется из заноса. Если колёса при этом начнут пробуксовывать, не пугайтесь, они лучше сцепляются с дорогой, это способствует выходу автомобиля из заноса.

2. После того, как направление продольной оси совпадет с направлением движения, педаль акселератора следует плавно отпустить, прекратив пробуксовку колес, поскольку это может привести к новому заносу, но уже в другую сторону.

3. Если же после попытки выровнять положение машины, её занесло в другую сторону, нужно повторить указанные действия, избегая резких поворотов руля.

Действия водителя заднеприводного автомобиля:

1. Отпустить педаль акселератора. Обороты двигателя упадут, скорость вращения задних ведущих колес уменьшится и сцепление шин с дорогой частично восстановится.

3. Зад автомобиля, скорее всего, занесёт в другую сторону, но уже на меньший угол, поэтому для выхода из заноса нужно будет повторить указанные действия.

Для приобретения навыка выхода из заноса желательно довести действия до автоматизма, найдя подходящую для тренировок обледеневшую или покрытую снегом площадку, без автомобильного движения.

Мы это делали в ночное время на катке, Ты же помнишь? Сейчас найти такую площадку трудно.

Поэтому советую для исключения заносов быть осторожным на скользкой обледенелой, накатанной дороге, особенно на поворотах и при обгоне. Тогда всё будет хорошо.

Как водитель должен воздействовать на педаль управления подачей топлива при возникновении заноса, вызванного резким ускорением движения?

Правильный ответ: 3
Не делая никаких резких движений рулём, следует уменьшить нажатие на педаль газа и сцепление колёс с дорогой восстановится.

Комментарии

У вас нет ошибок

На нашем сайте собрана вся актуальная информация, необходимая для успешной подготовки к сдаче теоретического экзамена на знание Правил Дорожного Движения 2022 года в ГИБДД/ГАИ России для получения водительских прав категорий АВ/CD(СД). Все официальные экзаменационные билеты ПДД с комментариями, ответами и пояснениями к вопросам составлены при участии А.И.Копусова-Долинина - автора известной серии книг "Экзамен в ГИБДД" в соответствии с изменениями на 2 января 2020. Тест на знание ПДД дополнен статистикой и содержит карты и перфокарты, рейтинг автошкол и инструкторов. Учи вопросы ПДД 2022 РФ онлайн с официальными билетами, решай марафон 800 вопросов и сдавай экзамен как в ГАИ РФ, а также проверить штрафы ГИБДД.
Смотреть рейтинг автошкол.

Страшный сон новичка и не только. Как выйти из неуправляемого заноса?

Ну что, дорогие друзья, остаются считанные дни, все ждут первого снега. Ранним утром уже начинаются первые заморозки. Некоторые, особо ответственные водители уже переобулись. Как раз сегодня, 15 октября, как правило, самый оптимальный вариант, чтобы поменять колеса своему железному другу.

На дороге существует огромное количество опасных маневров, один из них - занос, неуправляемый занос. Их отличие понятно по названию.

Причины появления заноса:

  1. Автомобиль заходит в поворот со слишком высокой скоростью;
  2. Неправильное давление в шинах;
  3. Дорожное покрытие неоднородное;
  4. При резком торможении.

Приведем пример

Однажды я ехал из Казани в Киров. Дорога выдалась очень трудной и продолжительной. Я попал в самый погодный коллапс (в конце апреля). Шел снег, ледяной дождь, на трассе полная “каша”. Ехать нужно аккуратно и внимательно, скорость держал стабильно 80 км/ч. Но как только я начал подъезжать к городу, расслабился так сказать. Немного поднажал на педаль газа, чувствуя облегчение. Это была излишняя самоуверенность. Совершенно внезапно мой автомобиль стал пытаться развернуться, пошел из стороны в сторону, амплитуда увеличивалась с каждым вилянием задней оси (это называется ритмический занос). Я не стал поддаваться панике и вышел из заноса. Вот только до самого Кирова ехал со скоростью в 60 км/ч. Всё-таки не один был в салоне автомобиля, ответственность за пассажиров на мне.

Главный вопрос - как выйти из заноса?

Снос задней оси автомобиля происходит из-за неравномерного распределения нагрузки на переднюю и заднюю ось. У задних колес теряется сцепление с дорогой, и автомобиль начинает нести “боком”.

При сносе задней оси автомобиля с передним приводом необходимо вывернуть руль в сторону заноса и плавно нажать педаль газа. Передний привод “тянет за собой”. Таким образом, вы должны нормализовать положение автомобиля на дороге.

Если же у вас автомобиль с задним приводом, то выворачиваем руль в сторону заноса, отпускаем педаль газа и тормоза. Заднеприводный автомобиль “толкает”.

При неправильных попытках выхода из заноса может появиться ритмический занос. Автомобиль мотает из стороны в сторону. Придется хорошенько поработать рулем, выправляя автомобиль (опять же руль в сторону заноса).

Снос передней оси возникает при плохом сцеплении передних колес автомобиля с дорогой. Автомобиль не вписывается в поворот и вылетает за пределы дороги. В основном такой занос появляется при вхождении в поворот на большой скорости.

В такой ситуации руль просто перестает слушаться водителя. Необходимо уменьшить угол поворота руля и пропустить педаль газа, автомобиль должен сам зацепиться за дорогу.

А вот если вы решили просто выжать педаль тормоза, тем самым пытаясь выйти из заноса, то, скорее всего маневр закончится плачевно. Если на дороге гололед, а вы выжали тормоз - колеса заблокируются, автомобиль понесет дальше по траектории. Если даже так случилось, то не стоит паниковать. Нужно отпустить педаль тормоза, чтобы колеса возобновили вращение, и появилось сцепление с дорогой. Затем снова тормозить, но уже более плавно и аккуратно.

Читайте также: