В каком году начали впервые устанавливать на автомобили вольво трехточечные ремни безопасности

Обновлено: 05.07.2024

Вот так работают ремни безопасности. Давайте узнаем историю этого приспособления в машине.

Почему не пристегнулся ?

Изобретатели изобретали, меняли, улучшали – а производители ни о каких ремнях и слышать не хотели. Во-первых, те были несовершенны, во-вторых, их надо было дополнительно крепить к сиденью. Первой машиной, изначально снабжённой ремнями безопасности, стала Tucker Torpedo в 1948 году. В 1959 году запатентованные трёхточечные ремни стали обязательной принадлежностью Volvo PV 544 и P120 Amazon, а через пару лет и многих автомобилей фирмы Saab.

Изобретателем трёхточечного ремня был авиационный инженер Volvo Нильс Болин (Nils Bohlin), который вначале работал в Saab. В 1985 году Германское патентное ведомство даже отметило это изобретение в числе восьми, принёсших человечеству самую большую пользу за последние 100 лет.

13 августа 1959 года с завода шведского автомобильного гиганта ‘Volvo’ вышел новенький автомобиль Volvo PV 544, оснащенный последней новинкой – трехточечными ремнями безопасности. Имя изобретателя этих чудо-ремней, спасших жизнь миллионам людей, так никогда и не прогремело на весь мир и известно лишь тем, кто специально интересовался этой темой. Действительно, швед Нильс Болин всегда был и оставался скромным инженером, который, как и многие гении, прежде всего интересовался собственно процессом изобретения, а не теми выгодами, которые это может ему принести.

Родился Нильс Ивар Болин (Nils Ivar Bohlin) в 1920 году в шведском городе Хернёсанд (Härnösand, Sweden). Диплом в области машиностроения Нильс получил в шведской школе Härnösand Läroverk в 1939 году, а в 1942-м он уже начал работать в качестве авиаконструктора в авиастроительной компании ‘Saab’. Именно тогда он сконцентрировал свое внимание на разработке и улучшении катапультируемых кресел.

В конце 1950-х Болин уже работал с автомобильным гигантом ‘Volvo’, где он числился инженером по безопасности. Именно здесь он и изобрел свои знаменитые трехточечные ремни безопасности, которые навсегда застолбили имя шведского изобретателя в истории автомобилестроения. Так, он работал над ремнем безопасности в течение года, и здесь ему очень пригодились навыки, полученные во время работы над катапультируемыми авиакреслами для ‘Saab’.
Патент на новый тип автомобильного ремня № 3043625 был получен в том же 1959-м, а спустя 10 лет, в 1969-м, Болин уже возглавлял Центральный научно-исследовательский отдел компании ‘Volvo’.

Сегодня трехточечный ремень безопасности стал стандартом для всех автомобилей, однако прошло какое-то время, пока водители во всем мире привыкли к нововведению и стали пользоваться им правильно. Чем же отличались новые, трехточечные ремни, от старых? Как оказалось, тем, что при столкновении они не давали водителю ‘клюнуть’ лицом вперед, а, коме того, новые ремни безопасности защелкивались одним кликом.

Он ушел из ‘Volvo’ в 1985 году. Известно, что Нильс был женат, и у них с женой (Majbrict Bohlin) было двое приемных детей, а позднее появилось много внуков.

Нильс Болин умер 26 сентября 2002 года, в возрасте 82 лет, от сердечного приступа; его похоронили в церкви Torpa Church в шведском городе Рамфалл (Ramfall).

А надо было пристегиваться !

Давайте произведем простые расчеты. Если авто, которое двигается со скоростью 50 км/ч, сталкивается с неподвижным препятствием, а деформация передней части его кузова составляет 50 см, то величина замедления будет равна 385 м/с2. Если взять среднестатистического водителя, масса которого составляет 80 кг, то на него в этот момент будет воздействовать сила, равная 30800 ньютонов.

Что это значит? Это значит, что при столкновении масса водителя увеличивается в 40 раз! Вряд ли нужно объяснять, какие травмы можно получить при таком столкновении. Как минимум, не совместимые с жизнью.

● при лобовом столкновении в 2,3 раза
● при боковом столкновении в 1,8 раза
● при опрокидывании автомобиля в 5 раз

Московский автомобильно-дорожный институт провел исследования, которые позволили установить, что чаще всего пассажиры и водители легковых автомобилей получают травмы грудной клетки и головы. При этом источником травм людей, которые находятся за рулем, в 68% является рулевая колонка, в 28,5% – ветровое стекло, в 23,1% – приборный щиток, в 12,5% – боковая стойка и в 3% – крыша.

​Volvo отмечает 60-летний юбилей изобретения трёхточечного ремня безопасности (видео)

Параллельная активация в социальных сетях предлагает пользователям делать селфи пристёгнутыми и отмечать друзей и родных соответствующим хэштегом.

V-образный трёхточечный ремень безопасности изобрёл в 1959 году инженер Volvo Нильс Болин (Nils Bohlin). Это уникальное изобретение и по сей день является самым эффективным средством защиты в случае столкновения.

​Volvo отмечает 60-летний юбилей изобретения трёхточечного ремня безопасности (видео)

Начиная с 60-х годов ремень безопасности Болина спас сотни тысяч человеческих жизней и предотвратил или снизил последствия травм для многих миллионов людей, ставших участниками ДТП. Трёхточечный ремень безопасности является одним из самых важных устройств безопасности, разработанных в автомобильной промышленности за всю её 120-летнюю историю. Эффективность изобретения Болина подтверждена Патентным бюро Германии, которое внесло ремень безопасности в список восьми патентов, имеющих самую высокую значимость для человечества за столетний период с 1885 по 1985 год.

Каждый день, садясь в свой автомобиль, мы рефлекторно пристёгиваем себя к креслу, и начинаем движение. Тех, кто не пристёгивается, мы обычно осуждаем, потому что это правило уже вошло в привычку.

А и впрямь, откуда?

Ходит гипотеза, что самый первый ремень безопасности сделали в 1885 году в США. Эдвард Клэгхорн запатентовал свою разработку в виде ремня для туристов, которые путешествовали в открытых каретах. Но есть и другая версия — она гласит, что первым ремни установил Адольф Пегу. Французский пилот аэроплана придумал такую конструкцию для того, чтобы иметь возможность дольше всех лететь вверх колёсами и поставить мировой рекорд. Впрочем, этим спорам нет конца.

Долгие годы ремни безопасности игнорировались потребителями автомобилей по причине категорического неудобства в использовании. Ремень просто сковывал действия человека, находящегося за рулем и скорее вредил, нежели защищал в аварии. Да и за доплату такие устройства устанавливать никто не хотел.

Трёхточечный ремень безопасности. История спасительной поддержки

Таким образом, начало полноценной жизни ремней пришлось на послевоенные годы, когда небезызвестный Генри Форд начал устанавливать ремни уже в базовую комплектацию своих автомобилей.

Трёхточечные, прямо как сейчас

Привычные нам ремни безопасности пришли в автомобилестроение тоже из авиации. А именно — из концерна SAAB. Там работал талантливый конструктор, занимавшийся системами удержания пилота, и звали его — Нильс Болин. Однако свое открытие он совершил будучи сотрудником компании Volvo, которая и считается родоначальником трёхточечных ремней безопасности. Нильс прекрасно знал что такое перегрузки, и понимал как удержать человеческое тело в кресле в случае аварии. Работа велась активно, и через год интенсивных испытаний Болин пришёл к выводу, что самым эффективным способом удержать водителя или пассажира в кресле в момент удара — это наличие двух ремней. Один — грудной, верхний, а второй —нижний, удерживающий остальную часть тела. Ремни объединили единой застёжкой в области бедра водителя. Простая конструкция ремня позволяла пристегиваться одной рукой, а сам ремень не мешал двигаться водителю. Именно эти ремни впервые применили на Volvo P120 и Volvo PV544, а спустя несколько лет они стали стандартными для передних сидений машин.

Трёхточечный ремень безопасности. История спасительной поддержки

Не всё так гладко

Конечно, первые подобные ремни были удобны, но пользоваться правильно ими умели далеко не все. Для корректной работы ремней необходимо было их отрегулировать так, чтобы между грудью и лямкой ремня можно было протолкнуть 2 пальца. Однако при такой конструкции ремни слегка прижимают водителя, поэтому последние их распускали. Соответственно, статические ремни могли калечить водителя и пассажира в случае аварии, из-за чего их укомплектовали инерционными механизмами.

Трёхточечный ремень безопасности. История спасительной поддержки

Доработки

Конструкция с жёсткой фиксацией не может быть идеальной по определению. В случае удара вся нагрузка через ремень передаётся на вашу грудную клетку, и, согласитесь, что это не очень приятно. Итогом доработок после проведения множества испытаний стали преднатяжители и ограничители ремней безопасности. Эти устройства помогли ремням стать более популярными и увеличить безопасность. Преднатяжитель должен реагировать на замедление автомобиля и просто притянуть водителя и пассажиров к спинкам сидений, исключая зазор между ремнями и телом человека.

Трёхточечный ремень безопасности. История спасительной поддержки

Вариации

Безусловно, данная конструкция прекрасно справляется со своими задачами в обычных гражданских автомобилях, а для остальных видов автомобилей, включая спорткары и суперкары, а также для сугубо гоночных автомобилей применяются иные ремни безопасности. Четырёхточечные, пятиточечные и иногда даже шеститочечные ремни. Их задача — плотно фиксировать пилота в своем кресле и защищать его от малейшей попытки выпасть из кресла в момент столкновения, а иногда и удержать в случае переворота автомобиля. Но некоторые эксперты из мира автомобилей прочат скорейшее обновление и привычных нам трёхточечных ремней. Что придёт на замену современным ремням? Поживём — увидим.

Трёхточечный ремень безопасности. История спасительной поддержки

Вместо послесловия

Нильс Болин получил мировое признание за свою работу и за создание трехточечного ремня безопасности. Многие люди, осознав, что изобретение Болина спасло им жизнь, приезжали к нему, чтобы лично высказать слова благодарности. Ниже приводятся награды, которые были присуждены Нильсу Болину и его изобретению — трехточечному ремню безопасности:

Трёхточечный ремень безопасности. История спасительной поддержки

  • 1956 Грант для проведения исследований в области авиационной медицины в США, Шведский Союз служащих и технических специалистов
  • 1965 Приз за лучший компонент автомобиля, способствующий повышению продаж в 1964 (сиденье Volvo), Ассоциация дилеров Volvo
  • 1975 Награда/медаль имени Ральфа Х. Исбранда за лучший технический доклад, Общество инженеров автомобильной промышленности и транспорта США (SAE)
  • 1977 Диплом, удостоверяющий ведущие достижения Болина в разработке систем безопасности для автомобилей Volvo, Международная медицинская ассоциация по ДТП и безопасности движения (6-я международная конференция)
  • 1979 Награда в области безопасности за особые достижения в разработке инженерных решений, Национальное управление по безопасности движения автотранспорта (NHTSA), США (конференция в Париже)
  • 1985 Патент Болина на ремень безопасности вошел в список восьми патентов, сыгравших наиболее важную роль в жизни человечества за последнее столетие (Бенц, Эдисон, Дизель), Патентное бюро Германии (ФРГ)
  • 1985 Награда за особые достижения, Национальное управление по безопасности движения автотранспорта (NHTSA), США (конференция в Оксфорде)
  • 1989 Имя Нильса Болина было занесено в Галерею Славы изобретателей систем безопасности и защиты здоровья, США
  • 1992 Награда в области безопасности, Вторая всемирная конференция по безопасности движения, Нью-Йорк (США)
  • 1995 Золотая медаль Королевской Шведской Академии Инженерных Наук
  • 1999 Имя Нильса Болина было занесено в Галерею Славы автомобильной промышленности
  • 2002 Имя Нильса Болина было занесено в Национальную галерею славы изобретателей

К моменту смерти официального изобретателя современных трехточечных ремней безопасности Нильса Болина, который умер от сердечного приступа в 82-летнем возрасте, специалисты-маркетологи из Volvo подсчитали, что изобретение позволило за 40 лет сохранить жизни более чем миллиону людей по всему миру. И это при том, что во многих странах до середины 70-х годов установка ремней безопасности не являлась обязательным требованием при изготовлении автомобилей. А уж обязанность автовладельцев по использованию ремней безопасности возникла еще позже. Например, в Германии, только со второй половины 1984 года появилось наказание за непристегнутый ремень водителя или переднего пассажира. К слову, с того момента количество пристегнутых водителей возросло сразу на 90%.


10 июля 1962 года Патентное ведомство Соединенных Штатов выдало шведскому инженеру Нильсу Болину патент на трехточечный автомобильный ремень безопасности "для использования в автомобилях, особенно дорожных транспортных средствах".

За четыре года до этого шведская Volvo Car Corporation наняла Болина, который ранее работал в шведской авиационной промышленности - в SAAB, в качестве главного инженера по технике безопасности. В то время использование ремней безопасности в автомобилях ограничивалось главным образом гонщиками - в 1954 году ассоциация Sports Car Club of America опубликовала рекомендации по использованию ремней безопасности на соревнованиях. В 1955 - в Калифорнии была предписана установка ремней безопасности во всех ппродаваемых автомоблях, а Ford в 1956 году начал двухлетнююю программу безопасности, основной упор которой делался именно на ремнях.

То, что сейчас кажется нам нормой тогда могло восприниматься "в штыки" - в Нью-Йорке в 1959 и 1960 году проваливались поправки в законодательство, направленные на обязательное наличие ремней безопасности в новых автомобилях (только в 1961 году было принято решение об обязательном наличии передних ремней в автомобилях, реализуемых в Нью-Йорке с 1 января 1962 года).

В 1951 году американскими инженерами Роджером Грисволдом и Хью ДеХейвеном был предложен Y-образный вариант с креплениями в трех точках, но особого распространения распространения он не получил. В то время на автомобили опционально ставили двухточечный ремень, закрепленный в пряжке над брюшной полостью. Но его проблемой было то, что он вызвал серьезные внутренние травмы в случае высокоскоростной аварии. Опираясь на идею Грисволда и ДеХейвена, Болин разработал свою систему трехточечного ремня безопасности менее чем за год, и Volvo представила его на своих автомобилях в 1959 году, прямо указывая, что новый ремень, "состоящий из двух ремней, соединенных на уровне бедра и скрепленных в единую опорную точку, значительно снижает травматизм эффективно удерживая как верхнюю, так и нижнюю часть корпуса и уменьшает влияние быстрого замедления, которое произошло при крушении".

17 августа 1959 года Болин подал заявку на патент в США на разработанный ремень безопасности. Патентное ведомство США выпустило патент № 3 043 625 на имя Нильса Ивара Болина, Гётеборг, Volvo от 10 июля 1962 года.
В патенте Болин объяснил свое изобретение: "Цель . заключается в обеспечениибезопасности ремнём, который независимо от прочности сиденья и его связи с транспортным средством в эффективном и физиологически благоприятном режиме, удерживает верхнюю и нижнюю часть тела закреплённного человека от существенного действия направленных вперед сил и который легко крепится и отстегивается". С 1963 года во всех автомобилях Volvo, реализуемых в США трёточечный ремень стал стандартной комплектацией.
Нильс Болин со своим изобретением

Volvo выпустила новый дизайн ремня безопасности для других производителей автомобилей, и он быстро стал стандартным во всем мире. В соответствии с национальным законом о безопасности движения и безопасности автомобилей 1966 года ремни безопасности стали обязательными для всех новых американских автомобилей с 1968 года. А с 1970 года такие рекомендации стали распространяться и на задние сиденья.

Но успехом эта система безопасности обязана, как ни странно, обычному невзрачному бумажному листку за номером 3 043 625.

Читайте также: