Волга протекает в марий эл

Обновлено: 02.07.2024

Цель урока: сформировать у учащихся знания об особенностях внутренних вод своей местности.

    Образовательные:
    • дать классификацию внутренних вод Марий Эл;
    • рассмотреть крупные реки и их особенности (питание, характер течения, режим, хозяйственное использование);
    • изучить озера республики, их происхождение и значение;
    • привести примеры опасных стихийных явлений, наблюдаемых на территории респ.;
    • дать представление об экологической ситуации внутренних вод Марий Эл.
    • воспитывать чувство любви к малой родине, гордость за природное наследие, чувство ответственности за нее, стремление к ее возрождению и охране;
    • формировать экологическую культуру учащихся;
    • продолжать формировать познавательный интерес учащихся, желание самостоятельного поиска знаний;
    • развивать творческое мышление и навыки.
    • развивать умения выделять причинно-следственные связи, развивать географическое мышление;
    • формировать правильную и выразительную устную речь, внимание учащихся;
    • продолжать формировать умение работать с картой: показывать и находить реки и озера на физической карте и наносить их на контурную карту, умение выступать перед аудиторией.

    Форма урока: урок-экспедиция (некоторые учащиеся получают опережающие задания).

    Учебно-методический комплекс: физическая карта Марий Эл; контурная карта; иллюстрации, изображающие реки Илеть, Малая Кокшага, Волга, Ветлуга; озера: пойменные, карстовые, старицы; магнитофон с песнями “Гляжу в озера…”, “ Из далека долго…”; рисунки детей, аппликации, творческие проекты и т.д., национальные костюмы.

    Оформление доски, стендов: тема урока, цитата, иллюстрации, схема по внутренним водам, рекам, озерам, болотам

    Куда ни глянь – светлы до ослепленья
    Вокруг озера, реки и поля.
    Мы говорим с особенным волненьем:
    – Привет тебе, марийская земля!

    Иван Пиняев.

    1. Организационный момент.

    2. Переход к изучению новой темы.

    Звучит медленная марийская мелодия.

    В течение нескольких уроков мы знакомились с внутренними водами России – нашей большой Родины, а этот урок посвящен малой Родине – Республике Марий Эл и ее внутренним водам.

    3. Изучение новой темы.

    1. Типы внутренних вод республики.

    Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие, и этот эпиграф отражает цель урока, в течение которого мы совершим путешествие вместе с марийским богатырем Онаром по его владениям – краю марийскому, во время которого мы познакомимся с крупными реками,озерами, болотами своей малой родины и оценим их состояние сегодня.

    Выходит Онар в национальном костюме, читает стихотворение, подходя к учащимся.

    Пойдем в мой край, в поля, в луга марийские,
    Нигде я лучше края не встречал,
    Я тут на ты, с любым ручьем и рощею,
    Тут для меня начало всех начал.

    – Много мной исхожено, много мною пройдено, много я повидал такой красоты земли родной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Пришел к вам, чтобы своими знаниями поделиться и от вас услышать что-нибудь новое и интересное.

    – Поможем Онару и дадим классификацию внутренних вод. В схему вместо знаков вопроса расставьте виды внутренних вод, которые, по-вашему мнению, встречаются в нашей республике.

    Схема заполняется на доске в течение урока.

    2. Реки республики.

    Онар открывает книгу и читает летопись:

    – На территории республики протекает значительное количество рек – 476, с общей протяженностью 7000м., 689 озер, и значительная площадь занята болотами. Часть рек берет свое начало в острогах Марийско-Вятского Увала, и текут на северо-восток и относятся к бассейну Вятки, а другие на юго-запад и являются притоками реки Волги.

    Задание: посмотреть на карту и назвать эти реки.

    Ответ: притоки реки Волги – Илеть, Сура, Кокшага, Ветлуга; притоки реки Вятки – Немда, Буй, Уржумка.

    3. Волга – основная река республики.

    Волга – основная река в пределах республики. Она принимает в свое русло 14 рек, из них 9 – левые притоки луговой стороны, а 5 – правые горной, которые отличаются режимом и питанием.

    Задание: работа со схемой.

    Да не полно летопись гласит,
    Здесь красоты родной не видно.
    Отправимся друзья мы в путь недлинный
    Воспеть красоты Родины своей.

    – Кто из вас хочет поехать вместе с Онаром, чтобы все понять и проанализировать на месте, поднимите руки. Настоящие путешественники всегда записывают свои наблюдения в экспедиционный дневник, и мы тоже будем вести некоторые записи в своих тетрадях.
    Итак, в путь! Вверх по Волге от г. Волжска.

    Дети смотрят на карту и иллюстрацию реки Волги, а Онар читает стихотворение:

    Люблю ее всю в пятнах света,
    Всю в окаймленье ивняка…
    Но Волга для России - это
    Гораздо больше, чем река.

    Е. Евтушенко

    Звучит песня "Из далека долго, течет река Волга".

    – Волга – основная жизненная артерия республики и протекает по ее территории на протяжении 150 км. Открыл дневник Онар и записывает основные параметры реки.

    Задание: поможем Онару, назовем основные параметры реки.

    Ответ: исток – Валдайская возвышенность, устье – Каспийское море, характер течения – равнинный (течение медленное, берега пологие, много меандр и стариц), питание – смешанное (зимой и весной – снеговое, летом – дождевое), весеннее половодье, летом и осенью – межень, но часто прерывается дождевыми паводками.

    Онар. Да, в летописях много сказано о страшных наводнениях на Волге, об оползнях. Например, в 1709 г уровень воды в реке поднялся до 13 м, а в 1556 г грандиозный оползень уничтожил город Васильсурск, стоящий у места впадения реки Суры в Волгу. Сейчас наводнения уже оказывают меньшее влияние. А почему?

    Ответ: так как река Волга имеет не естественный, а зарегулированный режим, на ее берегах создано несколько водохранилищ: Горьковское, Чебоксарское, Куйбышевское и т.д., которые регулируют сток воды в рек.

    Онар. А какое значение оказали водохранилища на природу республики?

    Ответ: эти изменения принесли республике неисчислимые потери. Под водохранилищами погибли земли, луга, затоплены населенные пункты, поднялся уровень грунтовых вод, поэтому многие низкие территории заболачиваются, усыхают леса, вода стала подниматься в подвалы домов нашего города.

    – Волга как река перестала существовать, она превратилась в водоем озерного типа. В связи с этим ухудшилось санитарно-гигиеническое состояние волжской воды из-за загрязнения ее коммунально-бытовыми стоками. В г.Козьмодемьянске в Волгу сливают свои стоки молокозавод, мясокомбинат, очистные сооружения, канализация, предприятия города.
    А ведь Волга это не только река. В ее русле значительное количество небольших пойменных озер и стариц.

    4. Пойменные озера.

    – Пойменные озера очень многочисленные, во многих случаях безымянные. Они имеют постоянную или временную связь с рекой. По форме узкие, сильно вытянутые, чем напоминают русло реки.

    Просмотр иллюстраций и рисунков детей, изображающих пойменные озера.

    – Например: Ахмыловское (Горномарийский район ); Марьер (Звениговский район). Только здесь произрастает водяной орех – чилим!
    На основе их созданы водные памятники природы – Ахмыловское озеро, Большой и Малый Марьер. Онар произвел запись в свой дневник, и вы запишите в тетрадь названия пойменных озер.

    – Волга с обоих берегов принимает многочисленные притоки.

    Задание: назовите самые крупные из них?

    Ответ: Илеть, Кокшага, Ветлуга.

    – И первый приток, который встречаем мы, двигаясь вверх по течению, это река Илеть.

    Учитель показывает иллюстрацию с изображением реки. Выходит ученица в костюме и рассказывает дополнительный материал от имени реки Илеть.

    6. Провальные озера.

    – В летописи описано много удивительных и загадочных случаев в районе этой реки.

    Инсценированная легенда об образовании провального озера.

    – Было ли это в реальности неизвестно, однако, сам факт неожиданного исчезновения и появления озер в республике не новость. Многие из них карстового происхождения. (См. схему на доске.)

    Вопрос: а что называется карстовым процессом?

    Ответ: в недрах земли происходит растворение подземными водами известняковых пород, возникают провалы, и образуются озера, отличающиеся большой глубиной, питающиеся ключами, насыщенные всевозможными воронками и углублениями.

    – Примеров тому множество. Это Кичиер, Яльчик и Зрыв – самое глубокое озеро Марий Эл (его глубина составляет 56 м). Все они являются водными памятниками природы, на многих из них построены дома отдыха, санатории, детские лагеря.

    Онар вместе с экспедицией делают запись в дневнике.

    Онар. Несомненно, озера, особенно лесные, подарок для всех нас. Однако для отдельных людей появление карстовых озер обернулось трагедией. Недалеко от села Пектубаево (Оршанский район) есть деревня Провалы. Да-да, так она и называется “Провалы”. Рассказывают, что за одну ночь под землю ушли сразу 3 дома вместе с жильцами. Селяне утром встали и видят перед глазами пустырь вместо домов. Никто из тех, кто жил в них, не спасся. После этого трагического случая и назвали деревню “Провалы”. И это не единственный случай, это встречается очень часто, но иногда провалы такие небольшие, что люди этого не замечают.

    Красива сторона Илетьская,
    Но путь наш труден и далек.
    Мы дальше отправляемся в поход.

    7. Малая Кокшага.

    – Посмотрел Онар карту и видит название Ерш-река. Что это?

    Учитель показывает иллюстрации, рисунки, дополнительный материал о Малой Кокшаге.

    8. Междюнные озера.

    В бассейне рек Большой и Малой Кокшаги встречаются междюнные озера. Они занимают котловины между дюнами, грядами, холмами. Обычно имеют заболоченные берега, отличающиеся мутной водой, не очень глубокие, но значительные по размерам. Например: Большой Мартын (Медведевский район), Таир (Звениговский район), Карасьяр (Горномарийский район).

    Заполняется схема на доске.

    9. Ветлуга и ее притоки.

    И путь наш продолжается и заканчивается рекой Ветлугой – самым значительным притоком Волги

    Учитель показывает иллюстрации, рисунки, дополнительный материал о реке Ветлуге.

    10. Болота. Их виды и значение.

    – В долине Ветлуги и, особенно, в Марийской низменности много болот. Почти лишено болот правобережье Волги.

    Вопрос: как вы думаете, почему?

    Ученики разбирают виды болот и их размещение по территории Марий Эл. Заполняется схема на доске.

    Вопрос: какое значение имеют болота?

    Ответ: болота дают начало рекам, поддерживают их режим, ягодники, место обитания птиц, животных.

    – Некоторые болота являются природно-территориальными памятниками. Например: болото Карасьяр (Горномарийский район), Подвесное (Юринский район), Большеозерское (Горномарийский район), Мадарское (Килемарский р-н), Марьерское (Звениговский р-н).
    Охране подлежат торфяные залежи, местообитания животных, виды древесно-кустарниковой растительности.

    11. Подземные воды.

    Онар. Устал я от длинного путешествия, присяду, напьюсь, воды родниковой (пьет из деревянной чаши). Вкусна ж водица из минерального источника “Зеленый ключ”, что находится на территории национального парка “Марий Чодра” в Волжском районе. Этот ключ подлежит охране и имеет оздоровительное значение как источник столовой воды.

    4. Выводы.

    Волнует сердце сторона родная
    Все, что увидит мой сыновний взор.
    Платками белыми, гусиной стаей.
    Серебряными слитками озер.

    Звучит песня в исполнении Николая Баскова “Живи мой край – мари. ”

    – Доволен Онар своим путешествием, красива родная природа, но больно ему за современное экологическое состояние рек, озер, болот, подземных вод. Ведь природа очень уязвима, медленно будет восстанавливаться она после нарушений, а может, вообще, не восстановиться.

    Задание: предложите меры по охране родной природы.

    Ответ: запрещение охоты на редкие и исчезающие виды; ограничение числа туристов; составление списка заповедных районов; программы по исследованию; полная очистка отходов предприятий; запрещение слива стоков с прилегающих территорий; экономное, бережное отношение к расходу воды.

    Демонстрация творческих проектов по теме “Сбережем природу”.

    – Но, пожалуй, самое главное – это сыновнее отношение каждого из нас к матери- природе, тогда все наболевшие проблемы будут решены в ближайшие годы.

    5. Закрепление изученного материала.

    Онар. А теперь проверим, внимательны ли вы были во время нашего путешествия.

    Онар и ученицы в костюмах рек Илеть, Кокшага и Ветлуга проводят викторину, загадывают загадки, головоломки и т.д.

    6. Домашнее задание.

    1. Стр. 20-26 из учебника “География Марий Эл”.
    2. Выучить номенклатуры рек и озер с последующим нанесением по памяти на контурную карту.

    Республика богата водными ресурсами. Ее главной артерией является река Волга с ее крупными притоками. Она протекает по территории Марий Эл на протяжении 155 км. Наиболее крупные притоки Волги - реки Ветлуга, Сура, Большая и Малая Кокшага, Илеть. Самая длинная река Марий Эл - Малая Кокшага (219 км).

    Реки Илеть, Большая Кокшага, Ишут и Кундыш относятся к наиболее экологически чистым рекам Европы. И потому в республике хорошо развит водный туризм. Особенно популярны походы на байдарках. Рыбалка в Марий Эл порадует даже самого взыскательного рыболова. В реках республики водятся такие ценные породы рыб как осетр, стерлядь, белорыбица, сом, сазан, сырок, вобла и т.д.

    Речка Вонча – самая чистая река в мире, а не только Республики Марий Эл и Европы.

    В целом в республике насчитывается 476 рек, около 600 озер и 155 прудов. Озера – это народное достояние края. Провальные, междюнные, пойменные, они манят к себе прохладой и освежающей водой. Самая большая группа озер находится на краю уступа Сотнурской возвышенности, где цепочкой расположены 11 озер. Общая площадь озер республики – около 200 кв. км. Самое большое озеро Марий Эл –Яльчик (до 195 га) Самое глубокое озеро Марий Эл – Табашинское (56 м). Самое прозрачное озеро Марий Эл – Нужъяр (8 м). Самое глубокое карстовое озеро в Республике Марий Эл – Зрыв. Его глубина достигает 56 метров. Большинство провальных озер, находящихся в лесных массивах, очень живописны. На их берегах расположены туристские стоянки, спортивно-оздоровительные лагеря, дома отдыха и санатории.

    Запрашиваемая Вами страница не найдена. Возможно, вы пришли по неверной ссылке или неправильно указали путь в адресной строке.
    Чтобы найти интересующую Вас информацию, пожалуйста, воспользуйтесь поиском на нашем сайте или выберите нужный раздел ниже с помощью карты сайта.

    Карта сайта

    Поволжский государственный
    технологический университет

    Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-75758 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 8 мая 2019 года

    Авторы: Н. О. Тельнова (Природа), М. Д. Горячко (Население, Хозяйство), В. С. Патрушев (Археология), Г. Н. Айплатов (Исторический очерк), И. Ф. Ялтаев (Исторический очерк), А. Н. Прокинова (Здравоохранение), О. И. Бирюкова (Литература), П. С. Павлинов (Архитектура) /2011/. Н. О. Тельнова (физико-географический очерк), Ю. Б. Коряков (население), М. Д. Горячко (население, хозяйство), М. М. Михайлов (религия), В. С. Патрушев (археология), Г. Н. Айплатов (исторический очерк), И. Ф. Ялтаев (исторический очерк), А. Н. Прокинова (здравоохранение), О. И. Бирюкова (литература), П. С. Павлинов (архитектура) /2018/. Актуализация: редакция БРЭ /2020/ Авторы: Н. О. Тельнова (Природа), М. Д. Горячко (Население, Хозяйство), В. С. Патрушев (Археология), Г. Н. Айплатов (Исторический очерк), И. Ф. Ялтаев (Исторический очерк); >>


    Читайте также: