Зачем нужны колеса автомобилю

Обновлено: 02.07.2024

Каждая шина имеет свою размерность. Например, в обозначении 225/45 R18 сначала указана ширина (225 мм), затем процентное отношение высоты профиля к ширине (45%) и посадочный диаметр (18 дюймов). Ну а буква R обозначает вовсе не радиус, а радиальный тип конструкции шины (намотки корда).

Скоростные покрышки имеют меньшую высоту профиля. С ростом скорости растут центробежные нагрузки. Чем выше масса покрышки, тем труднее ей справляться с разрывающим ее моментом инерции. Поэтому для скоростных машин, способных нестись по немецким автобанам на 250 км/ч производят колеса с высотой профиля в 40% и даже в 35%. Чем этот показатель меньше, тем легче покрышка, и меньше центробежные разрывающие ее нагрузки.

На самом деле это не совсем так. Зацеп колеса зависит от массы машины и от коэффициента сцепления резиновой смеси. Поэтому два колеса из одинаковой резины, но с разной шириной профиля будут тормозить одинаково. Но широкие колеса все же имеют некоторые преимущества для динамичной езды. Дело в том, что с ростом скорости увеличивается трение, и растет сопротивление покрышек поверхности. И чем выше давление, тем сильнее изнашивается покрышка.

Поэтому, чтобы сократить износ протектора о поверхность и снизить нагрев резины, уменьшают давление колес на асфальт с помощью увеличения пятна контакта резины. Колеса делают широкими. Они меньше истираются на высоких скоростях, отчего удлиняется и срок их службы. В особенности это актуально для машин с мощными моторами.

Широкие колеса заметнее тяжелее обычных стандартных, а значит растут неподрессоренные массы и увеличиваются ударные нагрузки на подвеску, что ведет к снижению ее ресурса.

В общем, использование широких катков в городе вызывает много вопросов. Не говоря уже о том, что нестандартные колеса с большой шириной профиля намного дороже штатных узких шин.

Без автомобиля своей жизни не представляют как жители крупных мегаполисов, так и сельские обитатели. Одной из ключевых составляющих железного коня являются колеса. Это не удивительно, ведь именно от веса, состава и их расположения на ступице зависит срок службы большинства элементов подвески и, что немаловажно, безопасность передвижения по дорогам.

Общие сведения

Чтобы выяснить, насколько качественные колеса установил на машину владелец, стоит понять, как устроено обыкновенное автомобильное колесо. Принцип работы автомобильного колеса достаточно прост: конструкция, имеющая равномерно распределённый вес, вращается вокруг оси и осуществляет движение машины. Принцип работы не зависит от того, о передней или задней оси идет речь, — расположение креплений и различных подвижных частей в обоих случаях одинаково.

Renault Megane 2004

Чтобы колесо не нагружало ось чрезмерно или неравномерно, при каждом шиномонтаже производят тщательный контроль распределения веса. Зачем это нужно?

Если баланс нарушен, то при движении будет чувствоваться биение, а управляемость машины станет хуже в несколько раз.

Вообще говоря, состав колеса не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Так, список всех составляющих достаточно широк и занимает несколько десятков строчек, с учетом всех креплений и их элементов.

В составе колеса одной из самых важных частей является диск. Он может быть выполнен как из металла, так и особого состава, включающего в себя несколько различных сплавов. При этом стальной диск обладает самым большим весом и не выглядит привлекательно. Вес кованых и литых дисков значительно ниже, благодаря облегченному составу, а их прочность в несколько раз выше.

Шина — это еще одна часть, которая входит в конструкцию колеса современного автомобиля. В отличие от старых моделей, покрышка не имеет камеры. Шины, в зависимости от типа и размера, имеют различный вес и строение, а потому их срок службы может разниться. Так, грузовые покрышки изготовлены из более прочного и жесткого сплава и обладают большим весом, а потому имеют повышенный срок службы и готовы выдерживать сотни тысяч километров пробега без риска преждевременного износа.

Принцип работы подобной системы достаточно прост. Так, диск осуществляет равномерное распределение нагрузки на обод при движении и соединяет ступицу автомобиля непосредственно с колесом сборе. Работа покрышки заключается в том, чтобы обеспечивать надежное сцепление машины с дорогой. Схема работы зимней резины — в том, чтобы обеспечивать управляемость в лед, а летней — в дождь и влажную погоду, при сохранении высокого срока службы.

Советы и рекомендации

Надежная работа автомобиля — залог уверенности за рулем и максимальной безопасности даже при движении на больших скоростях.

Грамотное и своевременное обслуживание колес, знание их строения и принципа работы помогут не только избежать большинства проблем на дороге, но и оградить владельца от недобросовестных сотрудников киномонтажей, которые нередко предлагают ненужные и весьма дорогостоящие работы.

Срок службы покрышки, в среднем, составляет порядка 50 тысяч километров. Как правило, этого пробега достаточно, чтобы осуществился полный износ протектора и его стирание. По приезде в шиномонтаж, владельцу может быть предложена услуга по восстановлению протектора, однако от нее все же стоит отказаться.

Чтобы определить, каков срок до замены резины на новую, стоит обратить внимание на его протектор. Зачем же стоит смотреть именно на него? Как правило, протектор состоит из системы индикаторов, которые явно дадут знать владельцу о остаточной высоте объемного рисунка. Так, если протектор в средней части стерся до индикатора наибольшей толщины, срок до замены составляет порядка 5 тысяч километров.

Итак, зачем стоит избегать услуг по восстановлению структуры протектора? Строение покрышки таково, что при первом стирании протектора нарушается сама структура, и восстановить ее уже невозможно. Если все же придется прибегнуть к услуге восстановления протектора, то срок службы восстановленной резины окажется крайне малым, и в итоге потраченные деньги окажутся выброшенными на ветер.

Еще одна немаловажная часть обслуживания колеса автомобиля — это грамотное обслуживание колесного диска. От качества этой части колеса зависит безопасность вождения, поскольку наличие повреждений и трещин вполне может привести к потере управления на высокой скорости.

Для стального диска алгоритм обслуживания достаточно прост. Необходимо внимательно осмотреть всю конструкцию с обеих сторон и определить, имеют ли место значительные сколы краски, ржавчина или иные признаки того, что деталь имеет значительный износ.

Чтобы этого избежать, производят регулярную проверку и балансировку колесных дисков автомобиля при помощи балансировочных весов. Для этого применяется специальное оборудование, которое с высокой точностью может выдавать информацию о том, какие дефекты имеет деталь. Если в качестве краски появляются сомнения, лучшим решением будет немедленное ее восстановление.

Это действительно важно, поскольку металл, подверженный эрозии, станет разрушаться достаточно быстро. В конечном счете, подобный процесс приведет к разрушению структуры самого диска, и на высоких скоростях он может попросту треснуть.

Для литого диска важно отсутствие трещин, которые нередко появляются при проезде ухабов и попадании в ямы. При обнаружении подобного дефекта, следует незамедлительно заменить деталь на новую, во избежание риска аварии и потери управления.

Renault Laguna универсал

Подводя итоги

Грамотное обслуживание колес автомобиля — это залог безопасного и комфортного вождения. Зная расположение и назначение всех составляющих колеса, владелец убережет себя от недобросовестных сотрудников шиномонтажей, будет способен производить начальную диагностику самостоятельно и, в конечном счете, экономить немалые средства на услугах специализированных сервисов.

Нет надобности рассказывать, зачем автомобилю нужны шины. Любой автовладелец знает, что шины – это всё: и управляемость авто, и его поведение на трассе, а также безопасность самого водителя, его попутчиков и других участников движения. Что же надо знать о шинах для того, чтобы вышеперечисленные характеристики проявляли себя в полной мере?

Типы автомобильных шин

Огромное количество наименований автомобильных шин, которые представлены сейчас на рынке, можно все-таки подвергнуть классификации и разделить по таким параметрам, как назначение шин, форма их профиля, габариты, конструкция и принцип герметизации.

Исходя из этих параметров, можно отдельно говорить о резине для большегрузных авто и легковых моделях, для грузовиков малой и средней тоннажности, для автобусов, троллейбусов и прочем транспорте.

Если принимать во внимание форму профиля автомобильной шины, то всю продукцию такого рода можно разделить на резину обычного профиля (это камерные и бескамерные автошины), низкопрофильную резину, арочные шины и пневмокатки.

С учетом габаритов, резину подразделяют на такие классы, как крупногабаритные (350 мм ширина профиля), среднегабаритные (ширина профиля составляет 200-350 мм) и малогабаритные (менее 200 мм).

- Дорожные шины. Их можно опознать по характерному рисунку протектора, где четко различаются продольные, и заметны поперечные канавки. На протекторе такой резины нет микрорисунка, зато есть округленный переход от самого протектора к боковине шины.

Дорожные шины нет смысла использовать в зимнее время, а ездить на них оптимально по мокрым грунтовым дорогам. Увидеть такую резину чаще всего можно на скоростном авто, благодаря своей высокой износостойкости они обеспечивают отличную связь с дорогой даже на больших скоростях.

Какие требования предъявляются к рабочей шине?

Рабочая шина – это шина без повреждений, хорошо накачанная и правильно установленная на диск. Резина в нормальном состоянии просто обязана отлично пружинить, амортизировать, а также уметь направлять автомобиль по прямой, отличаться эффективным протектором и долгим сроком эксплуатации.

Шина, как известно, призвана помогать автомобилю хорошо держать дорогу, поэтому правильной резиной можно считать ту, которая может выдерживать приличные нагрузки в продольном и поперечном сечении и делать это на трассе при любых погодных условиях.

Из чего состоят современные шины?

Автошина является достаточно сложной конструкцией, изготовленной из более десяти различных компонентов. Кроме того, в конструкцию шины входят такие важные и обязательные элементы, как каркас, необходимый для обеспечения амортизации, и протектор, ответственный за устойчивость автомобиля при движении.

Основные заблуждения об автошинах

Об универсальности резины можно говорить только относительно рисунка ее протектора, который может быть до некоторой степени схожим и у летней, и у зимней шины. И все же протектор хотя и является основной составляющей шины, но он не единственный важный ее элемент.

По поводу зимней резины есть такое общераспространенное мнение, что шипованные шины помогут водителю на любой самой опасной обледенелой дороге. Увы, это не всегда так, и никакие шины не спасут, если водитель сам не думает о соблюдении простых правил безопасности.

К тому же на ровной, пусть и скользкой трассе, эта резина обеспечивает хорошее сцепление с поверхностью дороги, но такое ее качество резко снижается при езде по слякоти и по очищенной от снега трассе.

Как выбрать и не ошибиться?

Огромный выбор шин на авторынке делает их покупку порой затруднительным мероприятием. На что в первую очередь ориентироваться при выборе резины для своего авто?

Для начала надо знать типоразмер шин, который обычно указывает сам автопроизводитель в сервисной книге. Там рекомендовано несколько типоразмеров покрышек, которые подходят для конкретной модели автомобиля.

Делает он это неспроста, ведь для того, чтобы подобрать шины, оптимальные для автомобиля, в расчет берутся многие технические показатели модели: вес, время разгона, предельная скорость, угол крена. В этой связи доверять данным производителя – достаточно мудрый ход, который поможет выбрать шины, позволяющие автомобили ездить безопасно и эффективно.

К примеру, летом при движении по мокрой трассе возникает порой эффект аквапланирования, что делает автомобиль плохо управляемым и представляет угрозу безопасности. Помня об этом, на летний период стоит выбирать шины с протектором, рисунок которого щедро снабжен водоотталкивающими канавками.

И здесь снова необходимо обратить внимание на рисунок протектора резины, который намного грубее, чем у летних автошин, а также содержит многочисленные углубления и специальную маркировку (M+S).

Правильный уход и эксплуатация

Знания о правильном уходе и эксплуатации шин помогут увеличить их рабочий ресурс, а автовладельцу – сэкономить приличную сумму денег.

Правильно выбрав резину для своего авто (с учетом данных автопроизводителя), автолюбитель уже может рассчитывать на ее долговременную службу. Ведь если покрышка соответствует рекомендуемым для конкретной модели характеристикам, то она может:

· оптимально долго выдерживать вес этого авто,

· обеспечивать ему оптимальный разгон,

· поддерживать нужный уровень скорости,

· осуществлять эффективное торможение.

Не стоит забывать также и о таком важном пункте, как давление в шинах. Их постоянная эксплуатация при сниженном давлении приведет к печальным последствиям. Причем чаще всего возникает неисправимый ущерб: резина лопается.

Необходим и регулярный осмотр покрышек, а именно:

1. проверка протектора на наличие на нем трещин и проколов,

2. осмотр боковин на предмет наличия деформаций и повреждений.

Если обнаружился существенный износ, стоит обратиться в автомастерскую, где проведут диагностику автошин, установят причину их повреждений, проведут монтаж-демонтаж автопокрышек.

Зависит долговечность резины и от манеры езды автолюбителя. Если водить без резкого ускорения движения, избегать частого резкого торможения, это может воспрепятствовать быстрому износу покрышек, уберечь их от перегрева и лишних нагрузок.

Многое зависит и от внешних факторов, от климатических, а также погодных условий. Например, температура воздуха влияет на износостойкость шин, а удары о бордюр, разнообразные препятствия, проходимые на высокой скорости, становятся причиной необратимых повреждений.


Автомобили и другие машины, предназначенные для передвижения суходолом, имеют колеса, потому что они облегчают им движение. Если предмет трется о землю, движение его замедляется. Зато колеса облегчают передвижение, потому что они легко вращаются и только незначительная их часть касается земли.
Интересные факты:
— Снег и лед намного более скользкие от земли и камней. Вот почему лыжи и коньки не нуждаются в колесах.
— Вообразите себе, как трудно было бы авто двигаться, если бы оно все касалось земли, а не только его колеса.
— Самый длинный в мире автомобиль имеет 26 колес. В нем удалось даже поместить небольшой плавательный бассейн.

Путешествуя на автомобиле по стране, довольно часто можно встретить на дорогах грузовые автомобили, на раме или прицепе которых из двух-трех осей одна находится в подвешенном состоянии и не соприкасается с дорожным полотном. Справедливый вопрос: для чего это нужно?


Согласитесь: одно дело, когда при двух осях на телеге их общая нагрузка не должна превышать 14 тонн, и совсем другое, когда свыше двадцати. Ко всему прочему, дополнительные колеса уменьшают нагрузку на ведущий мост, на ходовую часть в целом, снижает разрушительное влияние на дорожное покрытие, и с ней фура, разумеется, при правильном распределении груза, более устойчива на ходу.

При этом, говоря о максимально допустимой нагрузке, стоит принимать во внимание не только вышеуказанные параметры, но и расстояние между осями, которое может повлиять, как на снижение показателя допустимой нагрузки на одну ось, так и на повышение.


В зависимости от грузовика и степени загрузки, ось опускается автоматически, либо ее активирует водитель. Для этого в кабине есть специальная кнопка, а на самом прицепе — отдельная панель управления.

Когда тягач налегке, она втягивается, и тогда снижается сопротивление качению, а следовательно, и расход топлива, и износ резины, и выбросы CO2 в атмосферу. Также грузовик с поднятой осью заметно лучше управляется и маневрирует. Да и у водителя тягача, помимо традиционных запасок, всегда есть две дополнительных.

Читайте также: