Какие пружины поставить на ниссан кашкай

Обновлено: 19.05.2024

Практически все автомобили японских производителей прекрасно адаптированы к российским дорогам, и поломки подвесной системы, если и случаются, то не так часто. Основными причинами чаще всего являются безалаберная езда по рытвинам и глубоким ямам и довольно резкое торможение при попытке погасить большую скорость.

Подвеска автомобиля

Подвеска Кашкай J11 независимая многорычажная с передними стойками типа МакФерсон и телескопическими амортизаторами, расположенными сзади, с двумя пружинами на каждой оси и стабилизаторами поперечной устойчивости. Углы развала передних и задних колёс определены конструкцией и обычно не регулируются, а схождение можно регулировать как на задней, так и на передней оси.

Представление о подвеске Ниссан Кашкай J11 даёт схема её передней части.

Более сложная конструкция у задней части подвески, и она часто выходит из строя.

Когда стало заметно качание задней оси на большой скорости, снижается плавность хода и амортизаторы плохо гасят неровности дороги, нужно немедленно обратиться в автосервис.

Если шины неравномерно изнашиваются, значит, углы установки колёс нарушены, и необходимо их отрегулировать на СТО.

А этот рисунок поможет разобраться с задней частью подвески Кашкай 1.6.

Задняя подвеска Ниссан Кашкай

Причины выхода из строя подвески:

  1. На передней части подвески Ниссан Кашкай мал ресурс сайлентблоков передних рычагов и шаровых опор – всего лишь 30 тыс. км.
  2. Передние амортизационные стойки выдерживают пробег 80 тыс. км, а про опорные подшипники такого не скажешь, они подлежат замене через 50 тысяч.
  3. На переднем подрамнике через 40 тыс. км гремят задние сайлентблоки.
  4. Неудачная конструкция и размещение задних суппортов являются причинами попадания в них большого количества грязи. В результате они закисают, и при замене тормозных колодок каждый раз приходится чистить суппорт.
  5. На Кашкай J11 реечный механизм начинает громыхать через 60 тыс. км, и такая же продолжительность эксплуатации у рулевых тяг и наконечников.
  6. Слабое место в подвеске – сайлентблоки в задних развальных рычагах, после пятилетней эксплуатации резинометаллическая часть этого узла разрушается.
  7. Болезнь машин, стоящих на улицах большую часть без движения, – это окисление и выход из строя крестовин карданного вала гораздо быстрее положенного срока в 100 тысяч км.

При появлении хотя бы одного из этих симптомов надвигающегося выхода из строя элемента подвески, обращайтесь к специалистам автосервиса. Если нет возможности добраться до СТО, то в следующих разделах описан простой ремонт подвески, который вы сможете сделать своими руками.

Замена задних амортизаторов

На задней подвеске замену амортизаторов делать несложно, вся работа займёт по времени около часа. Для работы нужен изогнутый накидной ключ на 18, длинная головка тоже на 18 с трещоткой и, конечно, домкрат.

Порядок работы следующий:

    1. Поддомкрачиваем задний рычаг, отворачиваем гайки колеса и снимаем его.
    2. Из баллончика с WD-40 опрыскиваем нижний болт и верхнюю гайку.
    3. Даём жидкости время проникнуть на резьбовые соединения и отворачиваем нижний болт крепления амортизатора.

    Отворачиваем нижний болт крепления амортизатора

      1. Отворачиваем верхнюю гайку, подход с правой стороны затруднён из-за близкого расположения горловины бензобака, поэтому нужна длинная головка на 18.

      Для верхней гайки нужна головка на 18

      1. Снимаем старый задний амортизатор, прокачиваем новый и устанавливаем на место, закручиваем сначала верхнюю гайку, потом болт снизу, ставим колесо и убираем домкрат.

      Замена передних амортизационных стоек и опорного подшипника

      Лучше всего для Ниссан Кашкай подходят передние амортизаторы фирм Каяба, Boge, Sachs и Bilstein. Эти компании имеют высокий рейтинг. Замена передних стоек по сложности отличается от процесса замены задних амортизаторов. Вам понадобятся ключи на 13, 18, 19, шестигранник на 6 и пара ключей на 21, устройство для стяжки пружин, а также домкрат и ключ для гаек колёс.

      Выполнять эту работу рекомендуем следующим образом:

      Удаляем короб воздухозаборника

        1. Поднимите домкратом и снимите колесо, предварительно поставив упоры под задние колёса.
        2. Удерживая шестигранником на 6 от проворачивания, ослабьте затяжку верхней опоры переднего амортизатора ключом на 19.

        Ослабляем затяжку верхней опоры переднего амортизатора

          1. На передней стойке выньте из держателя провод датчика частоты вращения колеса.
          2. Тормозной шланг крепится на передней подвеске в амортизационной стойке пружинным фиксатором – вытащите его пассатижами и освободите шланг.

          Тормозной шланг снимаем пассатижами

            1. Отверните гайку крепления верхнего шарнира стойки стабилизатора и отведите его в сторону.

            Отворачиваем гайку крепления верхнего шарнира стойки стабилизатора

              1. Ключами на 21, одним придерживая, другим отворачивая гайку, освободите два болта, стягивающие крепление поворотного кулака, и отодвиньте его от стойки.

              Освобождаем два болта, стягивающие крепление поворотного кулака

                1. Выкрутите три болта крепления верхней опоры к кузову.
                2. Выньте амортизатор передний в Nissan Qashqai вместе с пружиной.

                Вынимаем амортизатор передний

                  1. Сожмите пружину с помощью приспособления для сжатия.

                  Сжимаем пружину с помощью приспособления для сжатия

                  1. Удерживая шестигранником шток стойки от проворачивания, выверните гайку верхней опоры ключом на 19.
                  2. Выньте верхнюю опору и отделите её от опорного подшипника.
                  3. Снимите пыльник переднего амортизатора, вытащите пружину, нижнюю прокладку и амортизатор.
                  4. Установку новой амортизационной стойки производите в обратной последовательности.

                  После того как мы отделили подшипник, необходимо его проверить на отсутствие внешних повреждений, лёгкость проворачивания без заедания и отсутствие коррозии и осевого смещения. Если ранее при поворачивании рулевого колеса был слышен скрип или хруст, то такой элемент необходимо заменить. Лучше всего установить подшипник пластинчатый вместо шарикового – такие изделия имеют больший срок службы и способны выдерживать высокую нагрузку.

                  Установка подшипника пластинчатого

                  Всегда меняйте одновременно оба амортизатора Ниссан Кашкай, отбойники и пружины с нижними прокладками, чтобы сохранить устойчивость и управляемость автомобиля, сделать езду на нем мягче.

                  Советы автовладельцам

                  Когда в движении автомобиль издаёт непонятные звуки, скрипы и стуки, то это не всегда повод для обращения на автосервис. Нужно учиться правильно диагностировать и разделять непонятные шумы и стуки.

                  На Кашкай обычно стучат изношенные втулки стабилизатора на кочках и неровностях дороги. Самый простой способ избавиться от стука и скрипа – это кольцо, вырезанное из одноразового шприца на 20 мл, которое надевается на втулку стабилизатора и затягивается хомутом. Шумы пропадают, и подвеска работает мягче.

                  Слабым местом на передней подвеске является опорный подшипник стойки, он издаёт скрипы, особенно хорошо слышные на мелких неровностях. Устраняют этот звук заменой подшипника, а некоторые автолюбители вставляют резиновое кольцо в верхнюю опору, таким образом, работа подшипника становится более мягкой.

                  Иногда скрип издаёт пружина, неправильно поставленная при замене и не попавшая в специальный вырез в посадочном месте. В таком случае её надо стянуть и развернуть на место, после этого скрип пропадает, и подвеска работает мягче. Делать эту работу рекомендуют только на СТО.

                  Заключение

                  Подвеска на Ниссан Кашкай – очень сложная и ответственная система, поэтому советуем автолюбителям при выходе из строя любого узла или детали обращаться в автосервис. Лишь опытные и квалифицированные специалисты могут правильно и грамотно определить, какие элементы вышли из строя, подобрать детали, согласно их артикулу, провести рестайлинг и наладить работу подвесной системы японского автомобиля.

                  Задние амортизаторы автомобиля Ниссан Кашкай j10 могут исправно работать до пробега 80 000 км. К сожалению, в условиях несовершенного покрытия дорог в Российской Федерации, проблемы с подвеской могут наблюдаться уже после 15 – 20 тыс. км. Вне зависимости от причины замены, выполнять работу следует с особой тщательностью, не допуская ошибок. В этой статье будут изложены основные инструкции по замене стоек задней и передней подвесок, а также рассказано об использовании аналогичных изделий вместо оригинальных заводских амортизаторов.

                  Ниссан Кашкай J10

                  Оригинальные амортизаторы Ниссан Кашкай J10 и J11: отличия, характеристики и артикулы

                  Следует знать об основных отличиях элементов подвески родственных моделей автомобилей. Иногда такие изделия являются взаимозаменяемыми, но если конструкция отличается, то даже небольшое несоответствие технических параметров может стать препятствием для установки новой детали.

                  Передние

                  Передние амортизаторы Ниссан Кашкай обоих поколений разделяются на правые и левые. Для J10 заводские изделия обозначаются следующими артикулами:

                  • E4302JE21A – правый.
                  • E4303JE21A – левый.

                  Технические характеристики стандартных передних стоек:

                  • Диаметр штока: 22 мм.
                  • Диаметр корпуса: 51 мм.
                  • Высота корпуса: 383 мм.
                  • Ход штока: 159 мм.

                  Передние амортизаторы Ниссан Кашкай

                  Для модели Ниссан Кашкай J11 параметры изделия будут отличаться в зависимости от страны производителя:

                  1. Российские (артикулы: прав. 54302ВМ92А; лев. 54303ВМ92А).
                  • Диаметр штока: 22 мм.
                  • Диаметр корпуса: 51 мм.
                  • Высота корпуса: 383 мм.
                  • Ход штока: 182 мм.
                  1. Английские (артикулы: прав. Е43024ЕА3А; лев. Е43034ЕА3А).
                  • Диаметр штока: 22 мм.
                  • Диаметр корпуса: 51 мм.
                  • Высота корпуса: 327 мм.
                  • Ход штока: 149 мм.

                  Внимание! Если автомобиль будет эксплуатироваться на территории РФ, то лучше выбирать стойки отечественной сборки, которые более адаптированы к плохим дорогам.

                  Задние

                  Задние амортизаторы Ниссан Кашкай J10 также не разделяются на правый и левый, но имеют незначительные отличия для эксплуатации в Европе и Японии. Артикулы изделий следующие:

                  • E6210JE21B – стандарт.
                  • E6210BR05A – для Европы.
                  • E6210JD03A – для Японии.

                  Стойки для второго поколения этой модели автомобиля также отличаются по стране производства:

                  • 56210BM90А – российская сборка.
                  • E62104EA2А – английская сборка

                  Задние амортизаторы Ниссан Кашкай имеют следующие основные характеристики:

                  • Диаметр штока: 22 мм.
                  • Диаметр корпуса: 51 мм.
                  • Высота корпуса: 383 мм.
                  • Ход штока: 182 мм.

                  Задние амортизаторы Ниссан Кашкай

                  Для Nissan Qashqai J11, который будет эксплуатироваться на территории России, также следует приобретать и устанавливать запасные части отечественной сборки.

                  Какие амортизаторные стойки установить на замену штатным

                  Оригинальные амортизаторные стойки не всегда являются самыми качественными для установки на некоторые модели машин. На Ниссан Кашкай J10 также можно подобрать аналоги, которые, по некоторым параметрам, будут превосходить заводские изделия.

                  Каяба

                  Известный японский производитель элементов подвески не обошел своим вниманием автомобиль этой марки. Для установки на Ниссан Кашкай рекомендуется приобретать стойки Каяба с номером 349078 (задние) и 339196 – прав. и 339197 лев. (передние).

                  Амортизаторы SS 20 также идеально подходят для установки на автомобили этой марки. В зависимости от условий эксплуатации стойки этого производителя разделяются на Комфорт Оптима, Стандарт, Шоссе, Спорт.

                  Более длинноходные от Икстрейла

                  Хороший вариант для лифтинга подвески – приобретение и установка амортизаторных стоек от Икстрейл. Стойки от этого производителя не только обладают большим ходом штока, но и отлично оптимизированы для эксплуатации на плохих дорогах.

                  Необходимость замены амортизаторов и причины их неисправности

                  Поменять амортизаторы просто необходимо, если шток стойки заклинило в корпусе. Когда изделие потекло, то его также придется менять в ближайшее время. Неисправность этой детали не только снижает комфортность управления машиной, но и может негативно влиять на другие элементы кузова.

                  Потек амортизатор

                  Причин неисправности может быть несколько:

                  • Брак изготовителя.
                  • Механические воздействия чрезмерной силы.
                  • Естественный износ.

                  Внимание! Масляные амортизаторы очень чувствительны к низким температурам воздуха и могут быстро выйти из строя при эксплуатации при сильных морозах.

                  Инструкция по замене амортизаторов Ниссан Кашкай J10

                  Если ремонтом двигателя и коробки современного автомобиля не рекомендуется заниматься в гаражных условиях, то установка новых амортизаторных стоек своими руками может быть легко осуществлена без каких-либо негативных последствий. Этот процесс не так сложен, как может показаться на первый взгляд, а при четком следовании инструкции, работа будет выполнена на профессиональном уровне.

                  Требуемые инструменты

                  Для замены стоек потребуется только приготовить набор ключей, домкрат и молоток. Если резьбовые соединения заржавели, то желательно обработать их за 20 минут до начала работы, проникающей смазкой. Для фиксации автомобиля могут также понадобиться противооткатные упоры, а чтобы повысить безопасность – блоки, бревна, колесные диски, которые следует подложить под днище авто при вывешенном колесе.

                  Внимание! Для замены амортизаторов Ниссан Кашкай лучше использовать набор торцовых головок и рукоятку с трещоткой.

                  Замена задних амортизаторов

                  Работа по замене задних амортизаторов выполняется в такой последовательности:

                  • Удалить колесо.
                  • Приподнять машину на домкрате.
                  • Удалить верхние и нижние болты крепления.
                  • Снять неисправную деталь.
                  • Установить новую стойку.

                  Замена задних амортизаторов

                  В процессе монтажа нового амортизатора необходимо качественно закрутить все резьбовые соединения.

                  Замена передних амортизаторов

                  Алгоритм замены передних амортизаторов слегка отличается, т. к. часть работ придется осуществлять со стороны моторного отсека. Процесс установки новых стоек следующий:

                  • Открыть крышку капота.
                  • Удалить стеклоочистители.
                  • Снять жабо (крепится на пистонах).
                  • Снять колесо.
                  • Отсоединить крепление тормозного шланга.
                  • Отключить провода датчика АБС.
                  • Открутить стойку стабилизатора.
                  • Удалить болты поворотного кулака.
                  • Открутить стойку от чашки.
                  • Снять амортизатор в сборе.

                  Замена передних амортизаторов

                  После удаления стойки, пружина фиксируется специальными стяжками, после чего, из нее извлекается амортизатор. Установка новой детали должна осуществляться строго в обратном снятию порядке.

                  Заключение

                  Установка новых амортизаторов на Ниссан Кашкай, как правило, не занимает много времени. Указанные в статье рекомендации полностью подходят для любых автомобилей этого типа, в том числе, выпущенных в период с 2008 по 2012 год.

                  Амортизаторы Ниссан Кашкай

                  Qashqai

                  Амортизаторы Ниссан Кашкай – элементы подвески, срок службы которых зависит от условий эксплуатации. При передвижении по ровному дорожному покрытию, в условиях городской езды деталь выхаживает 80-90 тысяч км пробега. При выработке ресурса производится замена амортизаторов. В статье речь идет о типах амортизаторных стоек и их аналогах. Подробно описан процесс замены амортизирующих элементов передней и задней подвески.

                  Амортизаторы Ниссан Кашкай

                  Передние амортизаторы для Nissan Qashqai J10 и J11

                  На кроссоверах Кашкай установленные впереди амортизаторы делятся на правые и левые. Если речь идет об автомобилях первого поколения (в кузове J10), то условно выделяют три типа амортизаторов. Разница между ними определяется длиной рабочего хода штока. Самый длинный шток идет на авто с пакетом для плохих дорог (третий тип).

                  Амортизаторы Ниссан Кашкай

                  Передние амортизаторы Кашкай j10 имеют следующие артикулы (сначала правые, затем левые):

                  • E4302JE21A и E4303JE21A (ход штока – 159 мм);
                  • E4302BR04A и E4303BR04A (182-миллиметровый ход);
                  • E4302BR05A и E4303BR05A (рабочий ход – 285 мм).

                  Критерий для разграничения амортизирующих устройств кроссовера второй генерации – страна сборки (Англия или Россия). Разница в том, что на авто петербургской сборки устанавливались высокие и адаптированные под наше дорожное покрытие детали.

                  Амортизаторы Ниссан Кашкай

                  Номера для поиска на амортизатор передний Кашкай j11 (правое колесо, затем левое):

                  • E43024EA3A и E43034EA3A – английская версия;
                  • 54302BM91A и 54303BM91A – российская версия.

                  Из-за высокой цены оригинальных запчастей ряд автовладельцев отдает предпочтение аналогам. Найти замену на третий тип амортизаторной стойки невозможно. В продаже не встретить и аналог на автомобиль второго поколения, собранный в нашей стране.

                  Амортизаторы Ниссан Кашкай

                  Артикулы заменителей следующие:

                  • Sachs – 314037 и 314038 (тип 1);
                  • KYB – 339196 и 339197 (тип 1);
                  • TRW – JGM1081T (тип 2, идут на оба колеса);
                  • Sachs – 317627 и 317626 (j11 английской сборки).

                  Задние амортизаторы Кашкая J10 и J11

                  Задние амортизаторы Кашкай первой и второй генерации не разграничиваются на правые и левые. Типизация сохраняется – в качестве критерия выступает длина рабочего хода штока и страна-производитель.

                  Амортизаторы Ниссан Кашкай

                  Номера в каталоге, позволяющие найти нужную деталь для замены:

                  • E6210BR04A – первый тип на j10;
                  • E6210JE21B, E6210BR05A (европейский рынок), E6210JD03A (японский рынок) – второй тип;
                  • 56210BM90A – петербургская сборка j11;
                  • E62104EA2A (Центральная Европа), E62104EA3B (Восточная Европа) – английская сборка j11.

                  Аналоги амортизационных стоек на задние колеса также покупают чаще ввиду невысокой стоимости. Каталожные номера выглядят следующим образом:

                  • первое поколение и тип – 315164 (Sachs), JGT1164T (TRW);
                  • первое поколение и второй тип – 314039 (Sachs), JGT1042T (TRW);
                  • версия из Англии, вторая генерация – 349078 (KYB), V11-035 (Jett).

                  Амортизаторы Ниссан Кашкай

                  Какие выбрать?

                  Передние и задние амортизаторы на Кашкай – какие лучше? С таким вопросом сталкивается каждый владелец автомобиля, когда подходит время замены детали. Средний ресурс составляет 80 тысяч км пробега, хотя опорные подшипники в подвеске меняются чаще.

                  Владельцы Кашкай отдают предпочтение амортизационным стойкам Sachs и Kayaba (немецкий и японский бренд соответственно). Японские изделия жестче, но имеют преимущество, поскольку дают хорошую управляемость быстро движущемся кроссовером и поглощает мелкие дефекты дорожного покрытия. Срок службы деталей от KYB повышен. Недостаток продукции на рынке – обилие подделок.

                  Амортизаторы Ниссан Кашкай

                  Любителям комфортной езды подойдут амортизаторные стойки Sachs. Обладая меньшим ресурсом, элементы подвески этого производителя занимают золотую середину по части жесткости и управляемости автомобиля.

                  В зависимости от того, какие именно амортизаторы установлены на конкретном Кашкае, меняется срок эксплуатации. Если речь идет о Токико, то замена может понадобиться уже через 50 тыс. км. Качественные Саксы выхаживают до 90 тысяч.

                  Амортизаторы Ниссан Кашкай

                  Замена передних амортизационных стоек Qashqai J10

                  Замена переднего амортизатора Ниссан Кашкай

                  Порядок действий следующий:

                  Замена переднего амортизатора Ниссан Кашкай

                  • Крепежная гайка расположенного в верхней части шарнира стойки стабилизатора откручивается. Шарнир закреплен на кронштейне амортизационной стойки. Во время откручивания нужно стараться не допустить проворачивания. Освобожденная стойка отводится в сторону.
                  • Поворотный кулак фиксируется к амортизационной стойке. Резьбовая поверхность контактирует с грязью, поэтому ее нужно очистить перед демонтажем.
                  • Амортизатор крепится на два стяжных болта (вверху и внизу). После очистки резьбы, стараясь не допустить проворачивания головки, свинчиваются обе гайки.
                  • На коробе воздухозаборника установлена решетка, которая для замены амортизатора снимается.
                  • Шток амортизационной стойки затянут гайкой (верхнее крепление). Гайка ослабляется, а шток при этом удерживается от проворачивания. Верхняя опора прикручена к кузову Кашкая, поэтому данное соединение также раскручивается.
                  • На финальном этапе амортизационная стойка снимается. Вместо нее ставится оригинальная запчасть или заменитель.

                  Замена переднего амортизатора Ниссан Кашкай

                  Замена амортизационной стойки предполагает последующую проверку угла наклона передних колес. Речь идет о развале-схождении. Процедуру лучше выполнить в автосервисе с соответствующим оборудованием. Если в результате замены амортизаторов передней подвески расположение колес поменялось, то резина может быстро износится. По этой причине пренебрегать проверкой не стоит.

                  Замена заднего амортизатора

                  1. Снимите колесо со стороны заменяемой пружины.

                  Замена пружины задней подвески Ниссан Кашкай

                  2. Установите опору под продольный рычаг задней подвески и опустите автомобиль, слегка нагрузив подвеску.

                  Замена пружины задней подвески Ниссан Кашкай

                  3. Удерживая от проворачивания болт нижнего крепления стойки стабилизатора к нижнему рычагу и отведите стойку в сторону.

                  Замена пружины задней подвески Ниссан Кашкай

                  4. Удерживая болт от проворачивания, вторым ключом отверните гайку крепления нижнего рычага к продольному рычагу и извлеките болт. Поддев монтажной лопаткой, извлеките проушину нижнего рычага из кронштейна на продольном рычаге.

                  Замена пружины задней подвески Ниссан Кашкай

                  5. Удерживая от проворачивания болт нижнего крепления амортизатора, отверните гайку крепления и извлеките болт. Поддев монтажной лопаткой, извлеките проушину амортизатора из кронштейна балки задней подвески.

                  ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.
                  Не отводите амортизатор в сторону на расстояние большее, чем это необходимо для работы, во избежание изгиба штока.
                  Не отсоединяйте одновременно нижние крепления обоих амортизаторов от балки задней подвески.

                  6. Слегка отжимая вниз балку задней подвески, разгрузите пружину…

                  Замена пружины задней подвески Ниссан Кашкай

                  7. …и извлеките ее.
                  ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.
                  Снятие и установку пружины выполняйте предельно осторожно во избежание выстреливания пружины из подвески и получения травм.

                  Замена пружины задней подвески Ниссан Кашкай

                  8. Снимите нижнюю…

                  Замена пружины задней подвески Ниссан Кашкай

                  9. …и верхнюю прокладки пружины.

                  Замена пружины задней подвески Ниссан Кашкай

                  ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.
                  Поврежденные прокладки пружины замените новыми.

                  10. Установите пружину с прокладками на автомобиль в порядке, обратном снятию. Вторую пружину заменяйте аналогично, но только после закрепления нижнего конца амортизатора, отсоединенного при замене первой пружины.

                  Замена пружины задней подвески Ниссан Кашкай

                  При установке пружины следите за тем, чтобы конец верхнего витка упирался в специальный упор в верхней прокладке.

                  Замена пружины задней подвески Ниссан Кашкай

                  Если у вас есть приспособление для сжатия пружины, снять пружину можно следующим образом.

                  1. Установите автомобиль на подъемник или поддомкратьте заднюю часть автомобиля и установите его на надежные опоры.

                  Замена пружины задней подвески Ниссан Кашкай

                  2. Сожмите пружину, поочередно вращая головки болтов приспособления для сжатия пружин…

                  Замена пружины задней подвески Ниссан Кашкай

                  3. …и снимите пружину с посадочных мест продольного рычага и кузова. Осторожно ослабьте пружину и снимите приспособление для сжатия пружин.

                  Замена пружины задней подвески Ниссан Кашкай

                  4. Сожмите новую пружину приспособлением для сжатия пружин, установите верхнюю и нижнюю прокладки на пружину.
                  5. Установите пружину в порядке обратном снятию.

                  Читайте также: