Метод сузуки для фортепиано

Обновлено: 05.07.2024

Девочки, если знаете такой метод и (или) пробовали его, поделитесь успехами, личным опытом.

Комментарии

Знакома.Орели пошла в 4 года к преподавателю, который знаком с его методикой.Не могу сказать, что Орели прям без обучения сама играть может.Но даётся ей это нереально легко.Мне сложнее запомнить и где какая нота и по памяти сыграть, а она обучается очень быстро.Ещё стала везде угадывать знакомые мелодии.например, Турецкий марш Моцарта и в мультиках в момент узнаёт в поющих фонтанах, т.е.в неожиданных местах.Орели с октября ходит на музыку и вот такие результаты.играет сейчас Жили у бабуси 2 весёлых гуся, ну и просто лёгкие мелодии.

я хоть и закончила музыкальную школу по настоянию родителей, но к мызыке у меня отношение не очень… у дочки в школе раз в неделю мызыка, недавно был открытый урок, учительница говорила по какому методу они учатся, но я не запомнила, но какой-то другой, по-моему… с 3 класса начнут учить 1 инструмент… думаю нам хватит, дополнительно не думаю заниматься.

Зато, наверное, хорошо чувствуешь музыку. Не обязательно потом профессионально играть, можно для общего развития. Музыка многое дает.

Нет… вообще не чувствую и не люблю. ))))считаю, что для меня это было впустую потраченное время… музыкой как и другими видами творчества нельзя заниматься из под палки. ))))

а я бы рада была, если б родители заставили мкня если честно, я такой раздолбайкой была, еле осилила эту музыкалку… нудно много работать для результата… а я ленивая…

так можно про любой вид деятельности сказать — повторение мать ученья, занимайся с ребёнком регулярно чем то и он достигнет определённых успехов в этой области. согласна что музыка помогает всесторонне развиваться и что при регулярных занятиях можно научиться играть на любых инструментах, но все таки талант у ребёнка должен быть музыкальный чтобы затем выйти за рамки просто хорошего владения инструментом. Соня с двух лет ходит на музыку каждую неделю, в этом году пианино купили потому что стало больше домашки с кибордом, но цели глобальной нет чтобы это её призванием стало, просто для общего развития занимаемся и потому что ей пока нравится

Это отрывок из метода Сузуки. У него не только повторение. И цель — воспитание развитых людей, не обязательно потом заниматься профессионально музыкой, но понимать и суметь сыграть хотя бы для себя и своего круга.

Нормально музыка у нее пошла? Вы так рано отдали, мне кажется.

мы без какой то глобальной цели ходим) так, для общего развития) ей нравится, но больше нравится та часть урока когда они поют-танцуют и с музыкальными инструментами возятся или ноты рисуют. часть урока когда за кибордом занятие она заметно интерес теряет

Да, мне бы тоже для общего развития.

Хотела тебя спросить, со скольки можно брать ребенка с собой? Мечтаю начать кататься на лошади, не профессионально, а для удовольствия — 1 раз в неделю хотя бы.

У нас есть детский сад и школа Сузуки, очень хорошая говорят, дети с 3х лет играют на музыкальных инструментах

Метод Сузуки мы начали воплощать при помощи внедрения мелодий (пьесс/этюдов) для 1 и 2 класса скрипки. Я их записала на микро SD карточку, поставила карточку в дочкин плеер. Она умеет его включать и искать любимую мелодию. Думаю, что запомнив звучания мелодий, ребенку легче будет учиться их воспроизводить на музыкальном инструменте.

Для общего развития у ребенка есть набор ударных инструментов, гармоника, рекордер, свисток, ксилофон (с правильным звучанием клавиш!).

Пианино, как мне объяснили, надо начинать, когда рука ребенка будет умещаться в октаву.

Мне бы хотелось, чтобы у ребенка развили слух, и дали муз. основы — сольфеджио.

Галина, совершенно не обязательно рука должна умещаться в октаву, у меня она еле умещалась и к пятому классу. У моей учительницы были малюсенькие ручки, которые октаву тоже с трудом натягивали, но она виртуозно играла. Думаю, лет с пяти уже осознанно можно обучать, но я хочу попробовать с трёх, пусть привыкает.

Это мне педагог по музыке сказала. Если руку не так, как надо поставить, — потом не переучишь или трудно будет.

А зачем ты торопишься обучать так рано? Ознакомить и в виде игры — это я еще понимаю.

Понимаешь, от рук много зависит. Скорее всего, если у учительницы ручки маленькие, то не все произведения она возьмет, а только те, где не надо брать всю октаву разом. В-общем, выбор ограничен.

Шиничи Судзуки

Несколько фактов из биографии:

Скрипка в жизни Судзуки

Шиничи начал играть на скрипке интуитивно: повторял услышанные музыкальные произведения, не зная ни нотной грамоты, ни имён великих композиторов. Спустя несколько лет он учится скрипке у Кох Андо в Токио, а затем Шиничи продолжил учёбу в Берлинской консерватории в классе Карла Клингера.

Педагогическая деятельность Судзуки началась по возвращении домой — он работал в Императорской музыкальной школе и музыкальной школе Кунитати в Токио, параллельно играл в струнном квартете со своими братьями, и с концертами они выступали по всей стране.

Но вторая мировая война многое изменила. Фабрика была разрушена — и в 39 лет Судзуки начал давать уроки игры на скрипке на дому. Тогда же он стал работать с детьми-сиротами (самому младшему из которых было всего 3,5 года). В то время Судзуки просто хотел вернуть радость в детство ребят разрушенной войной Японии.

Благодаря опыту работы с маленькими детьми у Судзуки рождается и собственная философия развития творческих способностей. Его мечтой становится обучить музыкальному языку всех детей мира.

Три открытия Судзуки

Первые попытки Судзуки научиться играть на скрипке самостоятельно в результате привели его к главной идее будущей педагогической теории:

Что же ещё повлияло на Шиничи Судзуки? Говорят, что было как минимум 3 ярких события в его жизни, которые помогли создать собственный метод. Не на основе уже существующих методик, а благодаря собственному жизненному опыту.

Третьим открытием Судзуки обязан случаю, когда приятель попросил его научить игре на скрипке своего четырёхлетнего сына. Сначала Шиничи отказал ему, ссылаясь на невозможность такого обучения: маленький ребёнок просто не смог бы удержать скрипку в руках. Но после он понял ограниченность своего мышления — почему бы не сделать скрипку подходящего размера?

Все наблюдения Судзуки в результате сложились в собственный метод. Появилась убеждённость в том, что каждый ребёнок может научиться чему угодно, в том числе игре на музыкальном инструменте, так же легко, как он обучается родному языку. Путём копирования того, что вызывает интерес, и благодаря благоприятной для изучения конкретного навыка окружающей среде. Шиничи Судзуки в силу своей любви к музыке наглядно показал, как дети ещё в раннем возрасте легко осваивают музыкальный язык. А его методика стала известна всеми миру и нашла десятки тысяч последователей.

«Моя цель — сделать из малыша не музыканта, а хорошего, благородного человека. Полюбив хорошую музыку, мои ученики будут стремиться к красоте и гармонии во всех сторонах жизни.

О методике

Расскажем о принципах метода и покажем архивные видео с концертами под руководством Судзуки.

Принцип раннего начала

На первые годы жизни приходится львиная доля развития умственных способностей человека и координации мышц. 2-4 года считаются пиковыми для усвоения родного языка. А значит, слух ребёнка от природы настроен на восприятие, поэтому начинать музыкальное развитие, как считал Судзуки, стоит именно в этом возрасте.

Окружение ребёнка музыкой, так же как он с рождения окружён звуками родной речи, помогает впитывать и усваивать её значительно быстрее, чем во взрослом возрасте. Поэтому, чтобы музыка стала частью жизни человека, стоит начинать знакомить ребёнка с ней чем раньше, тем лучше.

Принцип вовлечённости родителей

Судзуки отводил большую роль в музыкальном воспитании детей семье. Для него была важна не столько увлечённость родителей обучением ребёнка, сколько их собственное музыкальное развитие. Благодаря личному примеру старших дети полностью оказываются в окружении музыки и с энтузиазмом стараются подражать своим любимым родственникам, добиваясь всё больших успехов в музыке.

Концерты, выставки, обучение индивидуальное и в группах, а также домашнее музицирование — всё это влияет на развитие способностей и любви к музыке у ребёнка.

Принцип любви и интереса

Пожалуй, это важнейшая составляющая любого метода обучения. И опыт многих талантливых педагогов XX века тому подтверждение.

Судзуки и в то время увидел, что интерес — это лучшее побуждение. В первую очередь нужно заинтересовать ребёнка новым опытом — вовлекать в музыкальную среду. А затем только любовь и искренняя поддержка в совершенствовании навыка со стороны взрослых помогут ребёнку с удовольствием осваивать все основы языка музыки.

Позитивный настрой должен создаваться и на уроках музыки, и во время домашних занятий. Вся семья должна поощрять успехи ребёнка в музыке. Мотивирует играть дальше и игра старших детей в семье или сверстников. Поэтому в школах Судзуки всегда были и индивидуальные уроки, и групповые. Так дети могли активно слушать более технически совершенную игру и стремиться достичь такого уровня.

Принцип обучения без нот

В изучении родной речи Судзуки обратил внимание на то, что дети учатся читать спустя несколько лет после того, как научились говорить. В музыке педагог тоже использовал этот принцип — обучение без нот. Благодаря копированию, постановке руки, активному вовлечению в музыкальную среду и прослушиванию Судзуки стремился добиться точной интонации и красивого звучания. То есть детей сперва нужно научить пользоваться музыкальным инструментом, чтобы тот овладел техникой обращения с ним.

По мнению Судзуки, такой метод даёт ребёнку большие преимущества, поскольку у ребёнка гораздо лучше развивается музыкальный слух и музыкальная память. При этом он может играть сложные произведения, не ограничивая себя способностью понимать печатные ноты. Педагог считал, что в раннем возрасте можно максимально раскрыть потенциал ребёнка, не сковывая его нотной грамотой и не отбивая интерес к музыке.

В то же время педагоги традиционных методик отмечают, что ребёнка, уже научившегося хорошо играть музыку на слух и запоминать её, потом очень трудно заставить читать ноты, возвращаясь назад к самым простым и неинтересным произведениям, что может негативно отразиться на прогрессе ребёнка в дальнейшем, когда понадобится читать по нотам сложные партитуры, плохо воспринимаемые на слух.

Принцип единого репертуара

В школах Судзуки есть ещё одна особенность. Для каждого инструмента предусмотрен определённый репертуар. Благодаря этому дети всего мира из разных школ легко играют на концертах друг с другом без репетиции.

Школы разных стран проводят слёты, концерты, летние лагеря, где 10, 50, 100, 1000 маленьких детей из разных стран, разных национальностей исполняют вместе одно произведение. Так происходит и общение друг с другом на языке музыки.

Первый национальный концерт

Большой концерт по методу Судзуки

Работа над каждым музыкальным произведением начиналась с разучивания музыкального текста. И лишь потом наступало время отработки хорошего звука и фразировки. Ученики Судзуки продолжали месяцами работать над пьесами, чтобы добиться максимальной выразительности игры.

Шиничи Судзуки говорил:

Постоянная практика, повторение — лишь они помогают развивать способности и приобретать и развивать навыки. Не только с точки зрения техники, но и с точки зрения художественного воплощения.

Музыка как средство раскрытия способностей

Воспитание отнюдь, по мнению Судзуки, не должно сводиться лишь к овладению музыкальными навыками. У него не было цели отыскивать или воспитывать гениев. Педагог, будучи сам талантливым музыкантом, видел в обучении игре на скрипке один из способов развития детей и воспитании в них чуткости и благородства, стремления к гармонии и красоте во всех сферах жизни.

Ещё больше интересных ссылок:

Музыкально-эстетическое воспитание молодого поколения. Основные принципы методики Судзуки. Психолого-педагогические (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон) и музыкально-педагогические исследования формирования эмоциональности в процессе занятий.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 13.02.2017
Размер файла 561,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Красноярского края

Методика Судзуки как средство формирования эмоциональности у учащихся младших классов

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Основополагающие принципы методики Сузуки (Судзуки)

1.2 Организация слушания и повторения

1.3 Роль родителей учеников

1.4 Организация обучения в школах Судзуки

1.5. Психолого-педагогические особенности у младшего школьного

1.6 Формирование эмоциональности младших школьников в процессе обучения музыке

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.2 Вокально-хоровые занятия с элементами методики Судзуки

Актуальность темы исследования. Музыкально-эстетическое воспитание подрастающего поколения приобретает в наши дни особую актуальность. Несомненно, что личностному и творческому росту способствует формирование у детей более сложной структуры эмоционального переживания, обогащение сферы доступных эмоциональных состояний, понимание эмоционального содержания музыкальных произведений. Музыка по самой своей природе является наиболее эмоциональным из видов искусств. Ее нельзя воспринимать, постигать, исполнять без эмоций. Из этого следует, что музыка является наиболее действенным средством развития эмоциональности у учащихся.

Актуальность темы обусловлена несколькими причинами, которые нашли отражение в документах и решениях на государственном уровне:

2. Исследованием проблем развития эмоциональности изучалась в отечественной науке в различных аспектах. Закономерности развития эмоций изучали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, Ю.А. Цагарелли рассматривали эмоциональную отзывчивость на музыку как главную составляющую музыкальности человека. Пути развития у детей младшего школьного возраста эмоциональности в урочной и внеурочной работе изучали многие педагоги-методисты (Н.Л. Гродзенская, В.Н. Шацкая и др.). Однако до сих пор ощущается нехватка практически эффективных и интересных детям методик развития эмоциональности у учащихся младших классов в процессе занятий музыкой.

Объект исследования: Формирование эмоциональности у учащихся младших классов посредством применения методики Сузуки.

Предмет исследования: Методика Сузуки.

Цель работы: теоретически исследовать и практически проверить возможности применения методики Сузуки для формирования эмоциональности у учащихся младших классов в вокально-хоровой деятельности.

Исходя из заявленной цели, решаются задачи:

1) изучить литературу по проблеме исследования, осветить основополагающие принципы методики Судзуки;

2) проанализировать конкретные направления работы по методике Судзуки (организация слушания и повторения, роль родителей, организация работы в школах Судзуки);

3) изучить основы формирования эмоциональности младших школьников в процессе занятий музыкой;

4) провести практическую работу по апробации возможностей применения методики Судзуки в вокально-хоровой деятельности для развития эмоциональности учащихся младшего школьного возраста.

- теоретические - теоретическое сравнение и обобщение;

- эмпирические - наблюдение, обобщение опыта,

Методологической основой работы стали:

- работы, описывающие различные аспекты методики Сузуки (В. Перов);

- психолого-педагогические (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон) и музыкально-педагогические исследования формирования эмоциональности в процессе занятий музыкой.

Структура работы представлена введением, теоретической (из пяти параграфов) и практической частей, заключением, библиографией (20 наименований) и приложениями (5). Объем работы составляет 33 страницы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

музыка воспитание педагогический эмоциональность

1.1 Основополагающие принципы методики Сузуки (Судзуки)

Появление своей уникальной методики С. Сузуки (Синичи Судзуки) относил к тому моменту, когда открыл для себя факт, что дети с невероятной легкостью овладевают родным языком. Детский мозг в состоянии освоить десятки языков, в том числе музыкальный и художественный язык. Достаточно создать для ребенка определенную обучающую среду и способы побуждения - тогда ребенок может выучить все, что угодно. Развитие методики Сузуки происходило в течение достаточно долгого периода, каждый шаг методики годами апробировался.

Другой принцип метода Сузуки - вызвать у детей интерес к музыке. По убеждению педагога, это лучший способ побуждения (в отличие от принуждения). Если у ребенка возникает интерес к инструменту, он может достичь успехов за самое короткое время, а порой и превосходит все ожидания учителя. С интересом к музыке прямо связан принцип активного, целенаправленного слушания музыки.

Важный принцип - использование способности детей к копированию, подражанию. Большое внимание сосредоточено на донотном периоде - в это время ребенок старается достичь правильной постановки рук, точной интонации, красивого звучания, законченности музыкальных фраз, и делается это путем подражания [11].

Одним из ключевых необходимо считать пошаговый подход. Учеба по методике Сузуки происходит планомерно, с постепенным усложнением материала. Пошаговый подход отражен в учебниках Сузуки для разных инструментов.

И, наконец, принцип привлечения к работе родителей. Методика Сузуки не действует без музыкальной атмосферы в семье, без активного участия в музыкальном воспитании родителей и ближайшего семейного окружения ребенка.

Таким образом, нами выделены две группы принципов методики Сузуки:

- психолого-педагогические - вера в ребенка, стимулирование интереса и мотивации детей, атмосфера сотрудничества, привлечение родителей;

- музыкально-методические - подход к музыке как к слову, активное слушание, копирование, повторение, пошаговый подход.

Далее более подробно будут рассмотрены конкретные подходы и приемы в методике Сузуки.

1.2 Организация слушания и повторения

Музыкальное образование ребенка должно начинаться сразу после его рождения в процессе повторяющихся игровых действий при одном и том же музыкальном сопровождении. Так, на подготовительных этапах в школах Сузуки используются ненастоящие инструменты (например, деревянная скрипка без струн и настоящий смычок). Ставится запись и ребенок изображает, будто он играет. Аналогично практикуется игра на фортепиано с закрытой крышкой (при имитации исполнения произведения можно напевать его).

Таким образом, активное слушание, улучшающее повторение - ведущие аспекты методики Сузуки. Активное слушание - это не только слушание, но и параллельно какая-либо еще музыкальная деятельность (чаще всего - подпевание, пение). Повторение направляет внимание учеников на шлифовку музыкально-исполнительских навыков, Методика Сузуки дает ясные рекомендации относительно количества и протяженности повторений при разучивании произведений.

1.3 Роль родителей учеников

Родители в школах Сузуки непременно присутствуют на уроках и учат произведения, исполняемые детьми. На родителях лежит и разучивание произведений дома. Рекомендации Сузуки для родителей просты: регулярно посещать уроки музыки, заниматься с детьми дома, самим учиться играть, чтобы понять тонкости методики [11, с. 71, 81].

Приведем описание педагогического процесса с участием родителей в школе Сузуки. В школу приходят совсем маленькие дети, и сразу скрипка в руки им не дается. Сначала учат маму сыграть легкое произведение, чтобы она могла учить ребенка дома. Так как основное место обучения ребенка - это семья, важно, чтобы родители знали о правильной осанке, постановке руки, но не в теории, а на своей собственной практике.

Организация домашних занятий лежит на родителях. Так как маленьким детям трудно концентрироваться в течение долгого времени, ежедневные домашние занятия должны состоять из нескольких мини-уроков по 3-5 минут. Во время домашних заданий основное внимание уделяется правильному положению за инструментом и извлечению красивого звука.

Сузуки настаивал на том, чтобы мать еженедельно устраивала показательные концерты ребенка для всех членов семьи, чтобы они вместе радовались успехам малыша. В течение первых месяцев, когда учеба продвигается слишком медленно, а учитель и мать заняты лишь правильным положением рук и умением держать смычок, такие еженедельные концерты являются отличной мотивацией для ребенка. Любой, даже малый шаг вперед должен быть замечен и поддержан.

Возможна организация коллективных занятий и выступлений, организуемых несколькими семьями.

Совместное музицирование может принимать разные формы: пение и аккомпанемент (кто-то играет, малыш поет), игра в четыре руки на фортепиано, ансамбль фортепиано и скрипки, две, три и даже 10 скрипок вместе.

Совместное музицирование возможно и на основе использования элементарных (детских) инструментов. Например, пение и бубен, ксилофон и барабан и т. д. [11, с. 84-85].

1.4 Организация обучения в школах Сузуки

Отделения школы воспитания талантов по методике Сузуки есть по всей Японии. Туда принимают любого ребенка без всяких предварительных испытаний [13, с. 35].

Многие школы первые 2-3 месяца проводят курсы для родителей так, чтобы те смогли в будущем помогать ребенку в занятиях дома.

В среднем школа Сузуки состоит из 7-8 классов, и обучение заканчивается к 12-14 годам (зависит от инструмента). Дети сдают экзамен перед международной комиссией, после чего вручается Диплом Сузуки. Затем дети поступают в традиционные учебные заведения (музыкальные училища, школы, консерватории и т. д.).

Во многих странах есть специальные школы, готовящие преподавателей по методу Сузуки. Набор в эти школы проходит по конкурсу. Есть специальные курсы по выходным дням. Требования к будущему педагогу: любовь к детям, бескорыстная творческая деятельность, образование на уровне музыкального училища или консерватории. Желателен опыт работы с детьми и знание иностранных языков. Полный курс обучения для педагогов длится 5 лет. В конце каждого года проводится экзамен с присвоением уровня, то есть педагог, сдавший экзамен за первый год, имеет первый уровень, за второй - второй и т. д. Только начиная с третьего уровня педагог имеет право открыть свою школу Сузуки. Ассоциация публикует список педагогов, сдавших экзамены, с указанием уровня, домашнего адреса и номера телефона. Есть возможность написать любому педагогу и задать вопрос [11, с. 87].

Для школ Сузуки сегодня разработаны специальные сборники по инструментам, которые включают известные произведения композиторов разных стран. Обязательность репертуара вызвана не столько убеждением, что предлагаемые произведения являются единственно достойными изучения, сколько принципом коллективности исполнения. Помимо этого школы Сузуки проводят слеты, концерты, летние лагеря, где 10, 50, 100, 100 маленьких детей из разных стран исполняют вместе одно произведение. Это возможно только благодаря единому репертуару. В старших классах, кроме обязательных произведений, дети вместе с педагогом могут выбрать несколько произведений по своему вкусу.

Доброжелательная атмосфера в школе создается, в числе прочего, посредством игр. Сузуки приводит описания некоторых из них:

- показ начала пьесы без скрипки и смычка, только жестами (дети отгадывают, какую пьесу задумал педагог) [13, с. 71, 172]

Описание данных игровых приемов дано в Приложении 2.

1.5 Психолого-педагогические особенности у младшего школьного возраста

Младший школьный возраст - важный и особый период в жизни ребёнка. Наиболее полно данный этап теоретически осмыслен и представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, а также их последователей (Л.И. Айдаровой, А.К. Дусавицкого, А.К. Марковой, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман и др.).

Возрастные рамки младшего школьного возраста - это 6 (7) - 10-лет, т.е. те дети, которые обучаются в 1-4 классах начальной школы.

Социальная ситуация развития ребёнка, сложившаяся в начале младшего школьного возраста, требует особой деятельности, которая получила название учебной [14]. В ее структуру входят:

1. Учебная задача - это то, что ученик должен освоить;

2. Учебное действие - это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает;

3.Действие контроля - это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу;

4. Действие оценки - определение того, достиг ли ученик результата или нет.

Отличительной особенностью положения младшего школьника, по мнению В.С. Мухиной, состоит в том, что теперь жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил, а учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью, за которую он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. [20, с. 40].

В.В. Давыдов рассматривает учебную деятельность как один из типов воспроизводящей деятельности, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте, поскольку она детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие, формирование личности в целом [13, с. 45-68].

Младший школьный возраст является важнейшим этапом существенных изменений в физиологическом и психическом развитии ребенка. Учебная деятельность в этот период требует развития высших психических функций - произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения, которые начинают приобретать самостоятельность.

1.6 Формирование эмоциональности младших школьников в процессе музыкального обучения

Эмоции занимают важное место в жизни людей, поскольку оказывают сильнейшее влияние на поведение и деятельность человека. Ученые (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов и др.) указывают на регулирующую роль эмоций в жизнедеятельности человека, а также на развитие эмоциональной сферы детей в процессе усвоения общественно-исторического опыта [4; 14].

А.Н. Леонтьев, говоря о функциях эмоций, отмечает, что они играют роль внутренних сигналов. Выступая в форме переживания, как эмоциональный процесс (в виде желания, стремления), эмоции отражают смысл, значение объектов и ситуаций, воздействующих на человека. Эмоции, по мнению А.Н. Леонтьева, возникают вслед за актуализацией мотива (потребности) и прежде рациональной оценки субъектом своей деятельности. Ученый отмечает, что, даже когда мотивы не осознаются, они все же находят свое психическое отражение, но в особой форме - в форме эмоциональной окраски действий [9].

П.М. Якобсон, рассматривая эстетические эмоции и чувства, также отмечает их отражательно-оценочную функцию. Ученый выдвигает положение о том, что только эмоциональный отклик является признаком художественного восприятия произведения искусства. Эстетические чувства возникают на основе жизненного опыта, наличия в нем полноценных художественных впечатлений, а также на основе определенных знаний о воспринимаемом предмете [20].

В.Н. Шацкая, Н.Л. Гродзенская в своих работах показали, что чувства, которые вызывают у ребенка музыкальные произведения, вначале не отличаются многообразием и глубиной. Обычно это или радостное возбуждение, или спокойная сосредоточенность. Исследователи отмечают, что чем меньше возраст ребенка, тем более непосредственно он реагирует на музыку. С приобретением опыта восприятия музыкальных произведений чувства детей, вызванные звучанием музыки, опираются на все более полное понимание ее содержания и осознание развития музыкального образа [5; 19].

Ю.А. Цагарелли выделял:

- внешнюю эмоциональную отзывчивость на музыку как психомоторную реакцию на компоненты музыкальной выразительности;

- внутреннюю эмоциональную отзывчивость на музыку как постижение эмоционального содержания музыкальных стимулов [17].

Н.А. Ветлугина определяет динамику данного развития: от безотчетного эмоционального отклика на яркое, красивое - к возникновению разнообразных оттенков чувств, а затем к пониманию отдельных связей между эмоциональным содержанием произведения и способами его выражения, к осознанному эмоциональному отношению [2].

Признаки особой отзывчивости на музыку: эмоциональный отклик, способность ориентироваться в музыке как в жизненном явлении, умение реагировать на заложенное в ней образно-эмоциональное содержание, умение вслушиваться, дифференцировать, сопоставлять простейшие свойства звука, контрастные музыкальные образы, различные музыкальные настроения, а также возникновение творческих проявлений, предпочтений и положительного оценочного отношения к музыке [2].

Таким образом, эмоциональность - это сложное по своему составу качество личности, обеспечивающее возможность непосредственно пережить, познать и выразить отношение к звучащей музыке. Музыка как один из важных факторов развития эмоциональной сферы ребенка, обогащает его переживания и является источником формирования ценностных отношений развивающейся личности. В качестве основного условия развития эмоциональной отзывчивости на музыку исследователи видят необходимость совместной деятельности со взрослым, насыщенной эмоциями, ярко выраженным эмоциональным отношением к музыке. А это как раз то, что и предлагает методика Сузуки.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Нами была проведена диагностика уровня развития эмоциональности отзывчивости на музыку. Для диагностики нами были подобраны методики:

Полное описание методик представлено в Приложениях 3-4.

Охарактеризуем результаты работы по данным методикам.

Методика 1. Определение образов двух контрастных пьес (Т.Г. Рубан).

Анализ полученных результатов показал, что слуховой опыт детей достаточен для определения общего настроения музыкального произведения и отдельных средств музыкальной выразительности. При определении общего характера, настроения музыкального произведения большинство детей ориентируются на 1-3 средства музыкальной выразительности (темп, динамику, тембр). Это показывают высказывания детей о музыке:

Высказывания учащихся о музыке были довольно разнообразны и интересны. Ученики не только говорили о характере музыки, но и обращали внимание на тип движения мелодии, характер звукоизвлечения, связывали громкость и настроение и т. п.

Более чем у половины учеников отмечались внемузыкальные ассоциации. Дети с высоким уровнем по данной методике стремились услышать музыкальный образ в развитии, динамике.

Количественные результаты отражены в Таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1 Уровни определения образов двух контрастных пьес хоровой студии по методике 1

Синити Судзуки является японским скрипачом, который прославился на весь мир, как автор известной методики раннего развития. Ученики Судзуки 3-4 лет играли на струнных инструментах настолько непринуждённо, что методика автора признана уникальной и применяется для развития детей многих стран мира и в настоящее время.

Ученица Судзуки 4 лет

Сам он родился в японской многодетной семье, был одним из двенадцати детей, его отец - скрипичный мастер, владел скрипичным заводом, на котором Судзуки проводил много времени, помогая на семейном поприще, скрипка же была для него просто забавой. В более сознательном возрасте, вдохновившись игрой на скрипке российского скрипача, который был виртуозом в этом деле, он решил сам научиться играть и, путешествуя по миру, задержался в Германии, где закончил Берлинскую консерваторию. А в 1931 году его назначили ведущим профессором Императорской консерватории в Токио.

Синити Судзуки - японский скрипач

Его ученики добивались необыкновенных результатов за очень короткое время, играли легко и непринуждённо, ошеломляя публику и поражая окружающих своим чистым исполнением, которого не могли добиться даже музыканты с многолетним стажем!

  • Начинать обучение ребёнка следует как можно раньше, так как первые годы жизни наиболее благоприятны для восприятия информации. Ребёнок должен быть от рождения окружён музыкой, так же как он окружен звуками родной речи.
  • Ребёнку необходимо видеть вовлечённость родителей в процесс обучения. Они должны быть настолько увлечены обучением своего чада, чтобы самим заниматься на музыкальных инструментах. Родитель должен выполнять роль педагога дома и подавать хороший пример, а также радоваться успехам своего ребёнка, посещая вместе с ним концерты, выставки и иные педагогические мероприятия. Видя энтузиазм и гордость родителей, дети хотят добиваться ещё большего успеха и учатся с удовольствием.
  • Классическая музыка обладает успокоительным эффектом, а когда малыш осваивает речь, он активно учится, общаясь со своими родителями. По такому же принципу ребёнок обучается музыке: его с рождения нужно окружить качественными музыкальными произведениями для гармоничного развития.
  • Детей сперва нужно научить пользоваться музыкальным инструментом, чтобы тот овладел техникой обращения с ним, а уже потом обучать нотной грамоте.
  • Подобно тому, как ребёнок осваивает речь родного языка (посредством общения с членами своей семьи и с друзьями), должно проходить и обучение музыке. Малыш постоянно должен вовлекаться в музыкальную среду. Положительный пример является хорошей мотивацией для достижения более совершенного исполнения музыкальных произведений.
  • Особое место в методике Судзуки играет развитие памяти - её нужно постоянно развивать и не останавливаться на достигнутом. В действительности его ученики играли музыкальные произведения по памяти и совсем не использовали ноты.

Судзуки создал отдельный репертуар обучения игры для каждого музыкального инструмента. В разных странах мира дети обучаются по его методике на одних и тех же произведениях. Сами школы работают совместно, устраивая летние лагеря, поездки и концерты для взаимодействия детей друг с другом.

Профессор Синити Судзуки за свою жизнь удостоился многих почётных степеней. Он был номинирован на Нобелевскую премию мира. Более того, являлся высокодуховным, нравственным человеком. Он ценил в людях благородство и честность, считая, что человек с добрым сердцем всегда добьётся успеха и найдёт своё счастье.

Читайте также: