Почему в салонах тойота пропали машины

Обновлено: 19.05.2024

За сценой событий в Казахстане – теневые кланы, играющие свою игру. А со стороны внешних наблюдателей – поиски геополитических заговоров и интриг… В обоих случаях все очень быстро развивается, власти не успевают за событиями. Подробности.

Зачем Сталин вернул погоны в Красную армию

Тимур Шерзад, журналист

6 января 1943 года в РККА вновь появились офицерские погоны. Это был важный символический шаг – разрушившая старую Россию революция привела к упразднению погон и офицерских званий. Но они вернулись в Вооруженные силы. Почему? Подробности.

Сбережения и мечты обиженных бедных съела пандемия

Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ

Главные события 2022 года в политике

Как победили Гитлера под Москвой

Украина готовится к войне

Новый год в Казахстане начался с массовых беспорядков

В Казахстане вспыхнули протесты из-за резкого роста цен на газ. На фоне массовых беспорядков в Алма-Ате введен режим чрезвычайного положения. Протестующие взяли штурмом ряд административных зданий, захватили арсеналы оружия, вступили в столкновения с полицией

Города России украсились к празднованию Нового года и Рождества

Главный вход на территорию ВДНХ выглядит сегодня именно так – с большими светящимися цифрами 2022. Москва и многие другие крупнейшие города России искусно украшены к празднованию Нового года. Как это сделано – в репортаже газеты ВЗГЛЯД

Украинские авиастроители представили первый серийный Ан-178

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.

  • Положительно
  • Отрицательно
  • Затрудняюсь ответить
  • Лучше предыдущего
  • Хуже предыдущего
  • Таким же
  • Приглашать гостей
  • Ходить в гости
  • Не хожу в гости и не приглашаю их

Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Главная тема

русский мир

ввод миротворцев

Видео


миротворческие силы

армия и вооружение

литовский транзит

логистическая проблема

Миллиарды рублей

открывающиеся возможности

длинные праздники

Диалог с ЕС

на ваш взгляд

Продажи новых автомобилей в России падают уже два месяца подряд. В августе они упали на 17%, до 114 тыс. машин. Хотя за восемь месяцев рынок в целом вырос на 21%. Такие данные приводит Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Парадокс в том, что проблема заключается не в спросе. Как отмечают в АЕБ, спрос со стороны покупателей как раз остается стабильным.

Но в третьем квартале 2021 года производители электронных чипов почти совсем остановились из-за распространения индийского штамма коронавируса. Глобальная нехватка полупроводников привела к дефициту машин в автосалонах по всему миру и к падению продаж. В Великобритании, например, продажи новых авто рухнули в июле на треть, что стало самым низким уровнем продаж в этот месяц с 1998 года. В августе снова падение – на 22%.

Продажи в августе упали не только у автомобилей Lada, но также у Kia (корейцы занимают второе место по объему продаж после российской марки) – на 13%, у Hyundai (третье место) – на 19%, у Renault (четвертое место) падение на 11%. Замыкает пятерку лидеров Toyota, чьи продажи снизились на 4%. В топ-10 самых продаваемых марок вошли также Volkswagen, Skoda и Nissan, у которых продажи обвалились более чем на треть.

Еще одна причина дефицита на авторынке – это отложенный спрос, считает генеральный директор ГК АВТОDOM Андрей Ольховский. Он поясняет, что в первой половине года автомобили поступали, но они передавались клиентам, которые заключили контракты в более ранний период. А потом началась проблема с импортными комплектующими, которая подтолкнула ожидания покупателей.

«Условия сейчас диктуют автодилеры. Теперь нельзя прийти в салон и попросить скидку.

Ситуация настолько непростая и неопределенная, что даже на новогодние праздники можно не дождаться традиционных распродаж автомобилей прошлого года. Это стало уже таким обыденным явлением, что многие россияне специально ждут конца года, чтобы подешевле купить автомобиль. В этом году при сохранении дефицита в автосалонах даже новогодних скидок можно не дождаться.

На эту тему

Сами автопроизводители уверяют, что дефицит импортных комплектующих продлится до апреля–мая следующего года. Однако и этот прогноз может оказаться слишком оптимистичным.

Тот самый Toyota RAV4, который показали Наталье

Автомобильный рынок высококонкурентен, бренды наперебой рекламируют свои машины, борются за каждого клиента, тем более что в нынешних условиях людей с деньгами становится все меньше. Казалось бы, есть у тебя наличка — с покупкой авто не должно быть проблем, дилеры с руками оторвут. Но нет: оказывается, ты еще должен побороться за свой автомобиль. Вот и жительница Новосибирска Наталья Игонина не может получить свой заказанный и предоплаченный Toyota RAV4, потому что ее просят докупить дополнительное оборудование на рублей. Клиентка не хочет никаких допов, но без них машину ей не продают — подробности этой истории узнал наш коллега Дмитрий Косенко.

Предварительный договор, в котором прописана стоимость автомобиля в 2,4 миллиона рублей. Правда, есть предупреждение, что продавец может по разным причинам пересмотреть итоговую цену

Фото: Наталья Игонина

— Менеджер озвучил условие, что я должна приобрести у них еще дополнительное оборудование на 200 тысяч рублей, иначе машину не продадут. Спрашиваю: а если мне оно не нужно? Говорят, что тогда они откажутся подписывать основной договор, как будто они не могут выполнить. Поэтому я решила дождаться, когда придет авто, чтобы они не могли сказать, что не могут выполнить условия договора. Еще раз разговаривали с менеджером, он еще раз подтвердил, что если я не буду брать на 200 тысяч допов, то машину не получу. Когда я сказала, что не буду брать допы, то уклонились от заключения договора, — рассказывает клиентка.

Список дополнительного оборудования и расценки

Фото: Наталья Игонина

Что за допы такие на 200 тысяч? Охранный комплекс за рублей, керамическое покрытие автомобиля за рублей, накладка на бампер за рублей, дефлекторы на окна за рублей.

Потом, по её словам, и вовсе выяснилось, что на этот Toyota RAV4 уже установлено допоборудование. И либо она берет машину с допами, либо ждет другую, но уже в июне.

Переписка с менеджером салона

Коллаж: Юрий Орлов

Журналист НГС позвонил в этот дилерский центр и попробовал узнать, можно ли заказать перламутровый Toyota RAV4 STYLE и что будет с допоборудованием. Но конкретного ответа не получил.

— Чтобы забронировать этот автомобиль, вы вносите предоплату 5 000 рублей. Предварительно цена прописывается. С чего вы взяли, что допоборудование? Вы ничего не будете ставить? Приезжайте, на месте все обсудим, — объяснил Виктор, специалист отдела продаж.

— Ситуация изначально клиентом искажена, комментировать мы это не будем. Где-то доля правды, где-то неправды. Мы с ней работаем. Никаких ее прав мы не нарушили. Предложили ей решение вопроса, она стоит на своем, интерпретирует по-своему, — сообщила руководитель клиентской службы Елена Щербак.

Наталья Игонина тем временем пока остается без машины при своих деньгах. И не знает, когда и как ее получит. Девушка написала несколько жалоб и готова идти даже в суд.

Впервые о нехватке машин заговорили в августе 2020 года. Но если изначально речь шла о премиум-марках, то уже совсем скоро дефицит распространился на массовые бренды, в том числе Ладу.

Одной из причин такой ситуации являются сниженные объемы производства и поставок из-за пандемии. В конце октября 2020 года стало известно, что дефицит затронул и автомобили с пробегом.

В результате дилеры начали с удвоенным усердием навешивать допы с баснословными наценками. У россиян фактически полностью пропала возможность купить новый автомобиль по цене, указанной на сайте производителя, то есть без сторонних наценок.

РОАД — некоммерческая организация, объединяющая большинство официальных автодилеров в РФ. Ассоциация представляет интересы автодилеров на государственном уровне. В настоящее время в нее входят 1250 центров по всей стране.

2021 год оказался тяжелым для российского авторынка: уход автопроизводителей из России на фоне пандемии COVID-19, перебои с поставками полупроводников и жадность автодилеров привели к дефициту автомобилей и рекордному росту цен на них. Сегодня покупка машины превратилась в непростую задачу, а ее целесообразность в такое время ставится под сомнение многими экспертами. О причинах кризиса на российском авторынке и о перспективах на 2022 корреспондент РИАМО поговорил с экспертами.

Движение вверх

На протяжении всего 2021 года российский авторынок испытывал дефицит автомобилей и комплектующих, что оказало влияние на цены в отрасли. Как говорит в беседе с РИАМО доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации и кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ имени Плеханова Михаил Хачатурян, все началось с того, что спрос на автомобили упал из-за падения уровня доходов населения.

По словам Хачатуряна, американские и некоторые европейские компании ушли с рынка не столько из-за политических и экономических санкций против России, сколько из-за падения спроса и закрытия производств в стране в пандемию COVID-19.

Из-за всех этих факторов цены на автомобили комфорт-класса в этом году уже выросли на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а автосалоны сегодня продают машины выше рекомендованных розничных цен (РРЦ).

Полупроводниковый кризис

Между тем большие проблемы в нынешнем году пришли не только на российский, но и на мировой авторынок. Как объясняет Михаил Хачатурян, глобальная автопромышленность стала жертвой кризиса производства полупроводников.

Азиатские заводы стали в первую очередь удовлетворять спрос производителей гаджетов и компьютеров. Причина в том, что производители смартфонов и планшетов могут платить за полупроводники больше, чем автопроизводители, поскольку работают на более высокой марже.

При этом спрос на полупроводники в мировой автомобильной отрасли сегодня очень высок. Поэтому собеседник РИАМО не исключает, что в начале 2022 года производство новых автомобилей по всему миру вообще встанет на один-два месяца, чтобы накопить базу микросхем. Дело в том, что автопроизводителям просто нерентабельно выпускать по десять машин в месяц — стоимость амортизации и обслуживания всего производства куда выше, чем прибыль от штучного выпуска.

По словам Алексея Старикова, сегодня ситуация с полупроводниками во всем мире находится на этапе стагнации, без ухудшений или улучшений. А потому сегодня трудно прогнозировать сроки нормализации объема поставок микрочипов и, как следствие, автомобилей дилерам.

О том, чтобы снизить влияние Азии на рынок полупроводников, сегодня, кажется, задумался весь мир. Компания Intel уже выделила 80 миллиардов евро на постройку собственных заводов по производству микросхем. Правда, строительство таких заводов потребует несколько лет, а потому в ближайшее время они вряд ли смогут разрешить полупроводниковый кризис.

Навязанные предложения

В условиях, когда мировой авторынок в целом и его российский сегмент в частности оказались в весьма непростой ситуации, автодилеры не нашли ничего лучше, чем продавать машины только с дорогими дополнениями в комплекте. Как объясняет Дмитрий Матвеев, сейчас в автосалонах почти невозможно найти машины, на которые дилеры не установили бы дополнительное оборудование.

По мнению Михаила Хачатуряна, стремление дилеров накрутить ценники вполне понятно и соответствует логике рыночных отношений. Но это стремление должно разумно ограничиваться либо самими автопроизводителями, либо, что более эффективно, ужесточением мер регулирования со стороны государства.

Дилемма покупателя

Несмотря на все проблемы, настигшие российский авторынок, сегодня покупатели имеют возможность выбрать автомобиль с учетом его наличия у дилеров, оформить заказ желаемой комплектации или рассмотреть предложения на вторичном рынке. Но стоит ли покупать машину в такое время в принципе?

В свою очередь, Дмитрий Матвеев считает, что если у человека нет машины, то сейчас не лучшее время ее покупать. Если же машина есть, то ее можно считать активом, растущим в цене. Между тем, поскольку поставки новых автомобилей значительно задерживаются, россияне стали постепенно переключаться на вторичный рынок машин, особенно на свежие авто возрастом не более года.

Как отмечает собеседница РИАМО, по состоянию на август 2021 года средняя цена подержанного автомобиля на вторичном рынке в России выросла на треть — зато там нет проблем с наличием машин.

По словам Дмитрия Матвеева, сложилась парадоксальная ситуация, когда вторичный авторынок в России оказался максимально близок по ценам к рынку новых авто. Порой б/у-автомобили в более дорогой комплектации стоят дороже новых автомобилей в комплектации на порядок ниже.

Туманные перспективы

Специалисты, опрошенные РИАМО, сходятся в том, что будущий 2022 год вряд ли принесет с собой решение проблем как для российского, так и для мирового авторынков. Так, по мнению Алексея Старикова, ситуация с объемом поставляемых дилерам автомобилей в ближайшие 12 месяцев может улучшиться незначительно — в пределах 5%.

В своих прогнозах собеседница РИАМО придерживается базового сценария, при котором первая половина года будет хуже января-июня 2021 года, однако по итогам 2022 года рынок может выровняться по мере решения проблем с поставками машин.

Дмитрий Матвеев обращает внимание, что цены на автомобили коррелируют с движением курса валют, поскольку компоненты для машин покупают за евро и доллары. А потому, чтобы предположить, что будет с ценами на новые автомобили, стоит следить за валютными котировками. Впрочем, как отмечает эксперт, цены на все автомобили однозначно будут расти, ориентировочно по 3% в месяц — предпосылок к их снижению нет. При этом лидерами роста, по мнению Матвеева, станут европейские и корейские автомобили.

Как прогнозирует Михаил Хачатурян, больших изменений цен на автомобили стоит ждать лишь в случае глобальных изменений: прекращения пандемии, восстановления рынка полупроводников и существенного роста платежеспособности населения.

Читайте также: