Тойота конкурентные преимущества компании

Обновлено: 19.05.2024

Персоны (7) работают сейчас - 3 работали ранее - 4

ФИОГородДолжность
Кода Хироаки (Hiroaki Koda)Токио
Перевезенцев СергейМоскваИТ-директор (CIO)
Тойода Акио Президент
* Персоны, ранее работавшие в компании
ФИОДолжностьКомментарий
Цветков Владимир ИосифовичДиректор направления / подразделения / департамента2005 - 2008
Иванов Сергей (VBH)ИТ-директор (CIO)2004 - 2008
Ненадович Драган (Dragan Nenadovic)------
Долгов ДмитрийИсследователь---

Продукты (18)

Цифровой паспорт (8 проектов)

Активы

Toyota Motor Corporation (яп. トヨタ自動車株式会社 тоёта дзидо:ся кабусикигайся?, TYO: 7203.T) или Toyota — крупнейшая японская автомобилестроительная корпорация, также предоставляющая финансовые услуги и имеющая несколько дополнительных направлений в бизнесе. Штаб-квартира — в городе Тоёта, префектура Айти (Япония). Компания занимает 5 место в Fortune Global 500 (2010 год).

Toyota Motor Corporation является основным членом Toyota Group. С этой компанией в основном ассоциируется бренд Toyota. Логотип компании изображает стилизованную ткацкую петлю и связан с тем, что свою деятельность компания начинала с выпуска автоматических ткацких станков.

Показатели деятельности

2021: Toyota впервые в истории заняла 1 место по продажам авто в США

В 2021 г Toyota впервые в истории заняла 1 место по продажам авто в США. Американский автомобильный гигант General Motors впервые за 90 лет потерял звание лучшего продавца автомобилей в Америке.

Toyota заняла первое место, продав в 2021 году более 2,3 миллиона автомобилей, увеличив продажи на 10%.

GM заявила, что ее продажи, упавшие на 13%, пострадали из-за повсеместной нехватки полупроводников, от которой страдает вся автомобильная промышленность.

2020: Доля на мировом рынке автомобилей - 12,9%

Доля Toyota на мировом рынке автомобилей составила 12,9% (данные Nikkei). Подробнее здесь.

2019: В числе самых прибыльных компаний мира





Владельцы

Основные владельцы акций компании на декабрь 2008 года: The Master Trust Bank of Japan (6,29 %), Japan Trustee Services Bank (6,29 %), Toyota Industries Corporation (5,81 %), 9 % — казначейские акции.

Председатель правления компании — Фудзио Тё. Президент — Акио Тоёда.

Активы

Компания выпускает пассажирские, грузовые автомобили и автобусы под брендами Toyota, Lexus, Scion, Daihatsu, Hino.

Toyota в России

В России на 2011 год интересы компании представляют две дочерних компании:

ООО "Тойота Мотор" (отвечает за реализацию автомобилей), головной офис в Москве; ООО "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия" (отвечает за производство автомобилей в России), головной офис в Санкт-Петербурге.

Продажа автомобилей в России

2004—2009 — Томоаки Ниситани; с июня 2009 — Такэси Исогая.

Производство автомобилей в России

2005—2008 годы — Масааки Мидзукава; 2008—2011 годы — Мицуаки Сугимори; с начала 2011 года — Ёсинори Мацунага.

Технологии Toyota

История

Покупка картографического сервиса Carmera

15 июля 2021 года стало известно о продаже Carmera японскому автогиганту Toyota. Последний заключил сделку через дочернюю Woven Planet Holdings, созданную специально для инвестирования, разработки и последующего вывода на рынок технологий будущего транспорта, таких как беспилотное вождение. Подробнее здесь.

Кибератака на производителя автозапчастей Toyota Auto Body

В мае 2021 года американский производитель автозапчастей Toyota Auto Body, входящий в группу Toyota Motor, сообщила о проведении кибератаки на компанию. В результате взлома была похищена секретная информация. Подробнее здесь.

Покупка подразделения беспилотных авто у Lyft за $550 млн

В конце апреля 2021 года главный конкурент Uber в США, компания Lyft, продала свое подразделение беспилотных автомобилей компании Toyota за $550 млн. Ожидается, что сделка будет закрыта в третьем квартале 2021 года. Подробнее здесь.

Лидерство по продажам авто в мире - 9,53 млн единиц

В 2020 году Toyota Motor обогнала Volkswagen, став тем самым крупнейшим автопроизводителем в мире. Японская компания впервые за пять лет заняла эту позицию. Подробнее здесь.

Объявление о создании Prime Planet Energy & Solutions - СП с Panasonic Corporation

3 февраля 2020 года TAdviser стало известно, что японские корпорации Toyota Motor Corporation и Panasonic Corporation объявили о создании совместной компании Prime Planet Energy & Solutions, Inc., специализирующейся на производстве призматических литий-ионных аккумуляторов для автомобилей. Подробнее здесь.

Инвестирование $394 млн в Joby Aviation

В середине января 2020 года стало известно об инвестировании Toyota в Joby Aviation. Сумма вложений составила $394 млн. Подробнее здесь.

Начало строительства города будущего Woven City

В 2019 г Toyota начала строить город-утопию, где люди, роботы и искусственный интеллект будут существовать в одной экосистеме. Подробнее здесь

Утечка данных 3,1 млн клиентов

В конце марта 2019 года Toyota сообщила об утечке данных 3,1 млн автовладельцев, которая произошла в результате кибератаки на дилерские центры в Японии. Этот инцидент стал вторым за пять недель.

  • Toyota Tokyo Sales Holdings;
  • Tokyo Tokyo Motor;
  • Tokyo Toyopet;
  • Toyota Tokyo Corolla;
  • Nets Toyota Tokyo;
  • Lexus Koishikawa Sales;
  • Jamil Shoji (Lexus Nerima);
  • Toyota West Tokyo Corolla.

В компании заверили, что злоумышленники не получили доступ к данным банковских карт клиентов. Автопроизводитель принес извинения клиентам и заявил, что усиливает меры информационной безопасности.



Практически одновременно вьетнамское представительство Toyota сообщило о подобном киберинциденте, но не стало раскрывать детали.

В феврале 2019 года австралийское подразделение Toyota подверглось кибератаке, в результате которой произошел сбой в работе нескольких корпоративных ИТ-систем.

Эксперты по безопасности считают, что атаки на дочерние компании и дилеров Toyota являются частью широкомасштабной скоординированной операции, приписываемой вьетнамской хакерской группе APT32, также известной как OceanLotus и Cobalt Kitty, передает издание ZDNet. [1]

2017: Создание системы мониторинга работы сердца в автомобилях

В июне 2017 года японский автогигант Toyota Motor анонсировал совместный с Мичиганским университетом проект разработки системы мониторинга работы сердца для транспортных средств. По мнению разработчиков, новая технология поможет снизить количество пострадавших в ДТП, возникших в результате сердечных приступов. Подробнее о системе смотрите здесь.

2009: Первые убытки за 59 лет

В мае 2009 года компания завершила финансовый год с убытками. Этого не было с 1950 года.

2008: Убыток по итогам года $4,3 млрд

За 2007—2008 финансовый год, закончившийся 31 марта 2008 года, корпорация продала 9,37 млн автомобилей. Выручка за 2008 год составила $204,352 млрд, чистая прибыль — $-4,349 млрд.

2007: Toyota впервые становится крупнейшим производителем авто в мире



1963: Выпуск первого авто за пределами Японии

1947: Старт производства автомобилей модели SA

После войны в 1947 году начался выпуск коммерческих пассажирских авто модели SA. В 1950 году была создана отдельная компания по продажам — Toyota Motor Sales Co. (она просуществовала до июля 1982 года).

В апреле 1956 года была создана дилерская сеть Toyopet.

В 1957 году Toyota Crown стал первым японским автомобилем, экспортируемым в Америку (не только в США, но и в Бразилию).

1941: Производство только грузовиков для армии

Во время Второй мировой войны компания практически занималась только производством грузовиков для Японской императорской армии. Из-за строгого дефицита в тогдашней Японии военные грузовики делались в самых упрощенных вариантах, например, с одной фарой. Некоторые считают, что война быстро закончилась из-за бомбардировок союзников в городе Аити, уничтоживших заводы Toyota.

1937: Выделение производства авто в отдельную компанию Toyota Motor

1936: Выпуск первого пассажирского авто модели АА

Производство пассажирского авто модели АА началось в 1936 году. Ранние модели напоминали уже существовавшие модели Dodge Power Wagon и Chevrolet.

1935: Выпуск первого грузовика

В 1934 году компания произвела свой первый двигатель типа А, который был использован в первой модели пассажирского автомобиля А1 в мае 1935 года и в грузовике G1 в августе 1935 года.

1933: Создание подразделения по производству автомобилей

В 1933 году компания по производству автоматических ткацких станков Toyoda Automatic Loom Works создала новое отделение, специализирующееся на производстве автомобилей; его руководителем стал Киитиро Тоёда. В 1929 году Киитиро Тоёда совершил поездки в Европу и США для изучения автомобильной промышленности и в 1930 году приступил к разработке автомобилей с бензиновым двигателем. Правительство Японии всячески поощряло такую инициативу компании Toyoda Automatic Loom Works.

Японский автоконцерн Тойота в третий раз повысил прогноз по результатам финансового года, который завершился 31 марта 2014г. Теперь он ожидает получить чистую прибыль в размере 1,9 трлн иен (18,8 млрд долл.). Такой результат может стать абсолютным рекордом с момента основания компании в 1937г. Если прогноз руководства оправдается, чистая прибыль Тойота по сравнению с предыдущим финансовым годом вырастет на 98%. В апреле 2012г. - марте 2013г. Тойота заработала 962 млрд иен (9,3 млрд долл.). Ранее аналитики концерна предсказывали, что прибыль компании составит 1,67 трлн иен. Если прогноз руководства оправдается, чистая прибыль Тойта по сравнению с предыдущим финансовым годом вырастет на 98%. В апреле 2012г. - марте 2013г. Тойота заработала 962 млрд иен (9,3 млрд долл.). Ранее аналитики концерна предсказывали, что прибыль компании составит 1,67 трлн иен.

"Пересмотр прогноза в сторону повышения основан на усилении эффективности наших действий: снижение затрат и маркетинговая деятельность. Мы изменили и ожидания по международному обменному курсу валют", - говорится в заявлении Тойота.

Несмотря на первенство, Тойота всерьез готовится к угрозе со стороны американских производителей. Также японцам придется противостоять агрессивной политике Volkswagen, который все более интенсивно вкладывается в производство в США и Китае.

За октябрь-декабрь 2013г. Тойта отчиталась о пятикратном росте чистой прибыли - до 525 млрд иен (5,21 млрд долл.) с 99,9 млрд иен (9,8 млрд долл.) за аналогичный период годом ранее. В пересчете на обыкновенную акцию это равняется 165,7 иен (1,6 долл.) Выручка за IV квартал 2013г. выросла в годовом исчислении на 24% - с 5,32 трлн иен до 6,59 трлн иен (что примерно равняется росту с 51 млрд долл. до 64 млрд долл.). Такое резкое улучшение показателей эксперты связывают с падением курса японской иены, которое ускорилось к концу 2013г.

"После землетрясения в 2011г. и отзыва сотен тысяч автомобилей за несколько лет Тойота постепенно восстанавливает свои позиции. Снижение курса иены - важный фактор для успешности компании: так она становится более конкурентоспособной на мировом рынке. Особенно это заметно в сравнении с корейскими автопроизводителями, ведь южнокорейская вона за последнее время несколько подорожала", - отмечают японские аналитики

Однако в течение января 2014г. иена заметно укрепилась: если месяцем ранее за 1 долл. давали около 105 иен, то сейчас - 101 иену. Повышение курса национальной валюты стало сегодня одной из причин обвала японского фондового рынка - за один день индекс Nikkei снизился на 4,2%, а акции Тойота подешевели на 5,7%.

Пока Тойоте рост курса не угрожает - прогноз на 2013-14 финансовый год сделан исходя из курса в 100 иен за 1 долл. К тому же аналитики предполагают, что к концу 2014г. японская валюта подешевеет до 110 иен/долл., а снижение курса японской валюты к американской всего на 1 иену увеличит годовую операционную прибыль Тойота на 40 млрд иен.

Тойота является одним из ведущих автопроизводителей. Компания сохранила статус крупнейшего в мире автопроизводителя по итогам первого полугодия 2013г., обогнав американский концерн General Motors и немецкий Volkswagen и подняв продажи своих машин на иностранных рынках до рекордного уровня. По итогам I полугодия 2013г. объем продаж достиг 9,111 млн единиц.

Тойота вернула себе титул мирового лидера в 2012г., вновь обогнав американского конкурента General Motors по объему продаж на мировом рынке. В 2011г. Тойота утратила лидерство из-за землетрясения и цунами в Японии и наводнения в Таиланде, которые нарушили цепочку поставок автогиганта. Московское представительство Тойота было открыто в 1998г.

Сейчас Тойота третий мировой производитель автомобилей после General Motors и Ford. Это крупнейшая дилерская сеть в мире. Это высокое качество собранных автомобилей по всему миру. Интересно разобраться в том, как фабрика по производству ткацких станков прошла путь до мирового лидера, название которой всегда ассоциируется с мировым именем.

Одной из явных черт не только Тойоты, но и большинства других крупных международных компаний является выдающаяся личность руководителя. В успешных международных компаниях лидер отвечает за видение, разработку стратегии, инициирование масштабных изменений, развитие корпоративного бренда. От персональных качеств, видения и харизмы лидера напрямую зависит успех компании на международной сцене. В этом смысле правило увлекающего лидера соблюдено было всегда, со дня создания компании и возглавления ее Киитиро Тоёдой и по сегодняшний день с председателем правления Фудзио Тё и президентом Акиро Тоёдой

Люди - основное конкурентное преимущество. И хотя это актуально для любого бизнеса, но для Тойоты, как международной корпорации это, пожалуй, насущнее, чем для кого-либо еще. К подбору персонала в компании относятся более чем серьезно и чтобы попасть на работу туда, необходимо доказать наличие таких качеств как мобильность, креативность, коммуникабельность, быстрота реакции, готовность к изменениям, ориентация на постоянное развитие, космополитизм. Согласитесь, это описание мало напоминает рядового менеджера по продажам. Найти таких людей - задача не из легких.

Следующая задача, которую ставит перед собой руководство компании - это монолитная команда, мощная корпоративная культура - это также факторы из разряда `the must'. Без серьезного перевеса центростремительных сил над центробежными большой корпорации трудно быть эффективной и крайне непросто сохранить свою целостность. И добиться этого можно тщательно продуманной и хорошо срежессированной деятельностью. Внутренний брендинг компании и мощный PR, регулярные мероприятия по командообразованию, поддержка единого корпоративного духа на всех уровнях управления, реальная забота штаба о филиалах - вот неполный, но впечатляющий список целей, которым стремится компания Тойота в работе с персоналом.

Огромный скачок эффективности Тойоты дал перевод в онлайн части бизнес-процессов и всех информационных потоков. Интернет представляет собой идеальную среду для удаленного обмена информацией и ее распределенной обработки. В процессе перехода на онлайновые бизнес-процессы ключевую важность приобретали такие факторы, как четкое планирование процесса внедрения, обучение персонала новым методам, быстрый Интернет, грамотно спроектированная информационная и аппаратная инфраструктура, защита информации.

Как уже говорилось выше, одним из главных факторов успеха и залогом устойчивого роста для компании Тойота стала продуманная рыночная стратегия, базирующаяся на тщательном анализе ситуации на внешних рынках и тенденций развития отрасли. Для успешной реализации стратегия компании опирается на поддержку персонала и сопровождается соответствующими изменениями в технологиях и бизнес-процессах.

Для обеспечения быстрого роста международной корпорации кровно необходима система клонирования новых подразделений, филиалов. Создается она с использованием всего накопленного в корпорации опыта, формализуется с помощью системы четких правил, и внедряется, как правило, кросс-функциональной проектной командой. [1]

Культура коммуникаций, ориентация на самообучающуюся организацию - это обязательная практика для Тойоты, как и для подавляющего большинства крупных международных компаний. Одним из главных конкурентных преимуществ Тойоты считается возможность аккумулировать успешный опыт и быстро распространять его по всей организации. Регулярные встречи ключевых сотрудников региональных филиалов хоть и затратны, но при этом несут огромную ценность для развития бизнеса, дают возможность избегать ошибок и использовать лучший опыт, накопленный в компании. [9]

В конце 50-х годов ХХ века, когда Тойота создавала свою "бережливую производственную систему" следуя за идеями Эдварда Деминга и Генри Форда, эта компания совершила в автомобильной промышленности настоящую революцию. С тех далеких пор эти бережливые технологии уже далеко за пределами производственных цехов. Однако, принципы бережливого производства остались неизменными: подход, рассматривающий компанию как систему взаимосвязанных непрерывных процессов и сочетающий концепцию ликвидации потерь, управление запасами по принципу just-in-time, встроенное качество, вовлечение рабочих. Все это поддерживается корпоративной культурой, сфокусированной на решении проблем, и использованием таких инструментов, как кайдзен (непрерывное совершенствование), канбан (непрерывное пополнение запасов), пока-йоке (защита от ошибок), 5S (организация рабочего места), составление карт потоков создания ценности.

В качестве резюме все вышеперечисленных факторов, руководством компаний создан список из 14 пунктов, неукоснительное соблюдение которых сохраняет компанию на позиции одного из мировых лидеров:

  • 1. Принимай управленческие решения с учётом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям.
  • 2. Процесс в виде непрерывного потока способствует выявлению проблем.
  • 3. Используй "вытягивающую" схему, чтобы избежать перепроизводства. Организация работы производства требует, чтобы потребитель получил то, что ему требуется, в нужное время и в нужном количестве.
  • 4. Выравнивай объёмы работ. Для того, чтобы создать правильное бережливое производство и добиться улучшения качества обслуживания, нужно выровнять график производства, не всегда строго следуя порядку поступления заказов.
  • 5. Останавливай производство, если того требует качество.
  • 6. Стандартные задачи и делегирование полномочий сотрудникам - основа непрерывного совершенствования.
  • 7. Используй визуальный контроль, чтобы ни одна проблема не осталась незамеченной.
  • 8. Используй только надёжную, испытанную технологию.
  • 9. Воспитывай лидеров, которые досконально знают своё дело, исповедуют философию компании и могут научить этому других.
  • 10. Воспитывай незаурядных людей и формируй команды, исповедующие корпоративную философию.
  • 11. Уважай своих партнёров и поставщиков, ставь перед ними трудные задачи и помогай совершенствоваться.
  • 12. Хочешь разобраться в ситуации - посмотри на всё своими глазами.
  • 13. Принимай решение не торопясь, взвесив все возможные варианты.
  • 14. Сделай свою компанию обучающейся организацией за счёт неустанного анализа и непрерывного совершенствования.

Компания преуспевает, так как создает противоречия и парадоксы во многих аспектах организационной жизни. Сотрудники должны работать в атмосфере, где они постоянно сталкиваются с вызовами и проблемами, и должны предлагать свежие идеи. Вот почему Тойота постоянно развивается. Жесткие и мягкие инновации работают в тандеме, они заставляют компанию двигаться вперед. Но эксперты и соперники, оценивая причины успеха компании, зачастую не придают никакого значения противоречиям.

Компания Тойота уверена, что эффективность не может гарантировать успеха. Ни одна компания не практикует тейлоризм лучше, чем Toyota. Компания рассматривает работников не просто как пару рук, но как специалистов. Поэтому Тойота делает большие вложения в людей и в организационный потенциал, компания собирает идеи повсюду - в цехах, в офисе, в отрасли.

Исследование человеческого сознания показало, что, когда человек сталкивается с противоположными точками зрения, он видит другие аспекты вопроса и находит эффективное решение. Именно поэтому Тойота поддерживает противоречивые мнения в организации и заставляет сотрудников искать решения, полагаясь на противоречия, а, не стремясь к компромиссу. Подобные тенденции порождают инновационные идеи, которые помогают компании держаться впереди своих соперников.

Пожалуй, нет ни одного современного человека, который не знал бы о существовании марки Toyota. Японский автопром сам по себе является отдельным столпом на рынке, и Тойота в нем — наиболее яркий и крупный производитель.

Компания уже давно обосновалась на всех мало-мальски значимых рынках на планете, и отлично себя чувствует на них. Машины Toyota и Lexus— пользуются спросом практически в любой точке мира, где они представлены.

Не буду скрывать, я являюсь поклонником данной марки автомобилей. Более того, я не являюсь ярым фанатом, прекрасно понимаю и недостатки машин этого производителя, однако, несмотря на них, лично для себя я всегда отдам приоритет именно им.

И основано мое теплое отношение к этой марке на философии этого производителя, которая проходит нитью практически через все автомобили Toyota. Компания не старается совершить техническую революцию, она не бежит впереди паровоза и не направляет рынок. В машинах этого производителя вы не найдете практически ни одного инновационного решения, которое уже до этого не было бы представлено на рынке. Однако практически все, что выпускает Тойота на рынок — это очень надежные узлы и агрегаты, которые проходят очень длительные испытания и тесты.

Да, следует сразу оговориться, у Тойоты тоже бывают неудачные решения. Например, можно вспомнить коробку-робот, которую устанавливали на машины Toyota Corolla X до рестайлинга. Однако компания очень быстро отказалась от провального агрегата и вернулась к проверенному варианту: четырехступенчатой гидротрансформаторной АКПП. Да, такая трансмиссия в 2010 и, тем более, в 2012 году выглядела просто-напросто устарелой, однако надежность этого агрегата столь велика, что даже механическая коробка вряд ли способна пережить эту АКПП.

И так — во всем. Даже жгуты проводов, патрубки и другие второстепенные и третьестепенные детали выполнены с таким отношением, будто сборщики этого авто собирали его лично для себя. У Тойот на вторичке безбожно мотают пробег, затем продают — а они продолжают ходить!

Конечно, абсолютно вечного нет ничего. Тем более, как я уже писал выше, неудачные решения есть и у Тойоты. Но если смотреть по средней температуре по больнице, то данный японский производитель в плане надежности своих автомобилей на голову обходит конкурентов.

Да, часто говорят, что у Тойот нет души — и это можно понять. Да, эти машины не отличаются инновационными решениями. Но в плане технической части даже сегодня авто этого производителя имеют потрясающий запас надежности. И в современном мире, где все производители выпускают свои авто с расчетом разве что на гарантийный период да чуть сверху — это действительно то, что вызывает уважение.

Бренд Toyota (Тойота) на сегодняшний день считается крупнейшим, мировым производителем автомобилей. Ежегодно с конвейеров компании сходит свыше 5,5 млн. авто. В пересчете на временные рамки, каждую 6 секунду в мире появляется новое авто этого бренда. Как удалось японским создателям перейти от изготовления текстильных станков к лидерству в мировой автоиндустрии, узнаете дальше.

Предпосылки развития компании

Логотип

Предшественником в создании величайшего магната в автоиндустрии стала компания Toyoda Automatic Loom Works. Она занималась производством станков для текстильной промышленности. Особенность оборудования заключалась в самопроизвольной остановке станка при появлении проблемы в работе (принцип дзидока).

1929 г. — создатель автоматических ткацких станков Сакити Тойода (Sakichi Toyoda) продаст патент на изобретение британцам, а прибыль от продажи он вложит в развитие бизнеса сына Киитиро Тоёда.

Сакити Тойода родился в семье плотника 14 февраля 1867 г. В 1890 г. он создает деревянный станок с ручным приводом, а спустя 6 лет первый в Японии электрический ткацкий станок. На этом Тойода не останавливается, в 1924 г. появляется автоматический текстильный станок, который не требует остановки оборудования для замены челноков. В этом же году у Сакити родился сын Киитиро, который создаст собственную автомобильную компанию Тойота.

После подробного изучения автомобильной индустрии Европы, США в 1930 году Киитиро Тойода начнет производство собственного автомобиля. 1933 г. для компании Toyoda Automatic Loom Works ознаменуется появлением дочерней ветви по выпуску автомобилей под руководством Киитиро Тойода. Этот факт станет знаменательным для развития автомобильной промышленности Японии и мира.

Этапы развития бренда

Первые успехи

История великого автомобильного бренда начинается с 1933 г. Спустя 2 года появляются две модели авто: легковая Model A1 (переименованная позже в Model AA) и грузовая Model G1. Модели оснащены двигателем типа А собственной разработки, но во многом напоминают известные авто Chevrolet, Dodge Power Wagon.

Грузовые машины G1 пришлись по вкусу китайской власти, корпорация экспортировала в Китай целую партию грузовиков. Теперь бренд стали узнавать не только на территории Японии, но и за ее пределами.

1937 г. — компания становится самостоятельной, переходит на новый этап развития уже как Toyota Motor Co., Ltd. Обновленное название бренда звучит мягче, обещает принести удачу (написанное катаканой слово Toyota состоит из 8 черточек, что по японским поверьям символизирует успех).

Удар войны по производству

Военные годы приостановили развитие компании и выпуск новых моделей. Все внимание уделялось производству грузовых машин для японской армии. Острый дефицит сырья заметно ощущался, производились упрощенные модели, некоторые грузовики делались даже с одной фарой.

В период войны пострадали и мощности компании в префектуре Аити, это усложнило дальнейшее развитие марки, но не остановило. Несмотря на сложности, в 1947 г. компании удалось выпустить новые пассажирские авто (Model SA).

В чем суть философии бережливого производства вы можете узнать из видео.

Производство и реализация были разделены, в 1950 г. появилась Toyota Motor Sales Co, она занималась исключительно продажей продукции.

На пути к известности

1952 г. — скончался первый руководитель Тойоты, но концерн продолжил активную деятельность. 1956 г. — японские автомобили попали на американский рынок. Подробное изучение требований населения позволили бренду успешно закрепиться в США, Бразилии, а затем проследовать в Европу и Австралию.

В истории развития марки наблюдается стремительный рост и успех. 1961 г. — на рынке появляется Toyota Publica, компактный, ресурсосберегающий автомобиль. 1962 г. — выпущен юбилейный (миллионный) автомобиль, 1966 г. — произошел выпуск новой модели Corolla, который произвел фурор в мировом автопроме.

1967 г. — бренд наращивает производство, было подписано сразу два сотрудничества с автопроизводителями Hino, Daihatsu.

Мировая слава

В 80-е годы концерн ожидает ряд приятных изменений:

Выпуск автомобилей марки растет в геометрической прогрессии, к 1996 г. количество произведенных авто достигло 90 млн., в 1999 г. превысило 100 млн.

В борьбе за чистоту планеты создаются гибридные автомобили Raum (1996), Avensis и внедорожник Land Cruiser 100 (1998), а также известная модель Prius, выпуск и продажа ее превысили 50 тысяч только за 2000 г.

2002–2009 гг. — компания активно участвует в гонках Формула-1.

Как создавался и развивался бренд Toyota на протяжении всего времени вы можете посмотреть в видео.

Конкуренты бренда

Непрерывные темпы изобретения новых технологий производства, внедрение в бюджетные автооборудования и функций, свойственных для первоклассных моделей, гибкость в экологических и ресурсосберегающих вопросах повысили спрос на продукцию бренда. Японские автомобили оказались для потребителя компактными, комфортными и экономичными, а главное, доступными в ценовом отношении.

2007–2009 гг. — Тойота занимает лидирующие позиции. Мировой кризис 2008 г. также отразился на концерне, 2009 г. он завершает с убытками. Но это не помешало бренду обогнать своих главных соперников: мирового гиганта General Motors (GM) и Volkswagen.

2012 г. — концерн выходит на лидирующую позицию. Своевременная реакция на тенденции в моде, на предпочтения покупателей, приемлемая цена в соотношении с высоким качеством позволяют компании удерживать лидерство, не уступать конкурентам. Кроме того, руководство концерна заботится и о состоятельных клиентах, предлагая им высококлассные машины марки Lexus.

2013 г. — Тойота признана самой дорогой маркой в мире.

Toyota в России

Toyota Land Cruiser 200

2015 г. — Тойота преуспела другие японские марки. Самыми популярными на российском рынке признаны модели авто Land Cruiser Prado, Toyota Camry, Land Cruiser 200 и RAV4.

Первенство среди полноразмерных внедорожников премиум-сегмента на сегодняшний день занимает Toyota Land Cruiser 200. Доля авто на рынке составила 45%.

Доля бренда на мировом рынке

Toyota Motors Corporation занимается производством и продажей авто для перевозки пассажиров, грузов. Большая часть заводов концерна сконцентрированы на территории Японии, некоторые мощности расположились и в других странах. Например, крупные заводы в США, Таиланде, Канаде и Индонезии, где численность сотрудников варьируется от 5,5 тыс. до 10 тыс. человек.

По данным 2015 г. из количества приобретенных за год авто (91 млн.) 9,6% пришлось на бренд Тойота.

Продукция концерна активно покупается, доля автомобилей Тойота в некоторых регионах составила:

  • Япония (46,8%);
  • Северная Америка (13,5%);
  • Азия (13,4%);
  • европейские страны (4,6%).

Руководство бренда максимально исключило операции и процессы в технологическом процессе, которые не приносят ценности для потребителя. Желание совершенствоваться, удовлетворять желания клиентов обеспечивают успех и лидерство концерна Тойота.

Он начал с того, что побеседовал с постояльцами Marriott Hotel на Лонг-Айленд, где проживала весьма состоятельная публика. Опрос не отличался размахом: Судзуки опросил всего две группы, чуть больше десяти человек в каждой. Среди опрошенных были владельцы машин разных марок. Так, в группе А четыре человека имели Audi 5000, один был владельцем BMW 528e, у двоих были Benz 190E, а трое имели Volvo 740/760. Группа Б имела приблизительно тот же состав. Судзуки задавал владельцам машин одни и те же вопросы: почему они выбрали именно эту марку, почему они решили, что им не подходят модели других производителей того же класса, и что они думают о разных машинах. Результаты он свел в несколько таблиц, обобщив и подытожив оценки, которые были достаточно эмоциональными и не отличались технической точностью (см. рис. 5.1 и 5.2).



Рис. 5.2. Представления потребителей о дорогих машинах (1980-е годы)

На рис. 5.1 показано, на каком основании одну модель предпочитали другим. Здесь нет ничего неожиданного, но заметьте, как точно отражены в этой таблице общие представления о разных машинах в середине 1980-х годов. Всего несколько слов несут в себе колоссальное количество информации. Наглядный пример визуального менеджмента в действии о котором говорит принцип 7: используй визуальный контроль, чтобы ни одна проблема не осталась незамеченной. С помощью этой лаконичной таблицы Судзуки удалось на одном листке собрать самые важные точки зрения, отталкиваясь от которых можно было принимать решение.

2. Высокое качество.

3. Стоимость при перепродаже.

4. Эксплуатационные характеристики (удобство, ход, мощность).

Судзуки был поражен тем, что для владельцев Mercedes-Benz на первом месте стояли социальный статус и престиж, а рабочие характеристики оказались лишь на четвертом месте. Сам он всегда считал, что машина – не красивая игрушка, а средство передвижения. Возможно, именно предубеждения, свойственные инженеру, мешали Судзуки примириться с тем, что для владельцев Mercedes-Benz престиж важнее рабочих качеств машины. В конце концов, это же машина, а не безделушка. Судзуки считал:

Машина нужна не для того, чтобы на нее любоваться, это прежде всего средство передвижения. Так я считал раньше. Я намерен создать машину, которая опередит Mercedes-Benz по важнейшей характеристике автомобиля – ходовым качествам.

Но отличные рабочие качества и человеческая теплота являются в определенной степени взаимоисключающими характеристиками, потому что теплота и человечность неизбежно уходят с повышением эффективности. Если соединять эти качества механически, что-то неизбежно будет потеряно. Судзуки хотел добиться слияния этих характеристик, которые должны были стать частью единого целого. Это требовало очень высокого уровня технологии и проектирования. Для начала он решил выразить поставленные цели в количественных показателях.


Рис. 5.3. Задачи, которые стояли перед Lexus (целевые показатели для Lexus сравниваются с двумя моделями автомобилей на основе двигателей 4.2L.)

Судзуки поразмыслил еще немного. Взвесил отдельные составляющие.

Если вы хотите создать машину, которая развивает высокую скорость, нужно снизить аэродинамическое сопротивление. При скорости 250 км/ч уровень аэродинамического сопротивления воздуха достигает 95 % и выше, то есть чем ниже коэффициент сопротивления, тем больше предельная скорость машины. Таким образом, два этих показателя не противоречат друг другу. Подобным образом экономия топлива гармонично сочетается с задачей снижения массы автомобиля. При этом непонятно, что делать с уровнем шума, ведь, стараясь снизить его до предела, мы наращиваем массу машины. Здесь требуется принципиально новый подход. Мы будем не поглощать шум, который издает машина, а станем работать над его источником, то есть создадим двигатель, который работает тише.

1. Добиться плавного хода за счет устранения источника шума и вибрации (а не принятия мер постфактум).

2. Разработать концепцию, которая позволит эффективно сочетать взаимоисключающие требования, и добиться их оптимального соотношения без ущерба для дизайна.

Оказалось, что решить первую задачу можно за счет высокой точности изготовления деталей.

Читайте также: