Замена механики на автомат мазда 3 бк

Обновлено: 15.05.2024

Первое поколение компактных японских автомобилей Mazda 3, получив индивидуальный индекс BK, выпускались автопроизводителем с 2003 по 2009 года в кузовах седана и пятидверного хэтчбека. Данная линейка, пришедшая на смену легендарной Мазда 323, в 2006 году прошла через плановый рестайлинг, в результате которого были обновлены экстерьер и оснащение салона транспортных средств. Что же касается автоматической трансмиссии, то ее функции с начала производства выполнял легендарный американский 4х-ступенчатый автомат, про который мы и поговорим в данной статье, обсудив какое масло в АКПП Мазда 3 BK необходимо заливать и какими спецификациями оно должно обладать.

Масла в коробку автомат Мазда 3 BK

Легендарная 4х-ступенчатая АКПП 4F27E, разработанная корпорацией Форд для своих переднеприводных моделей, позже была установлена и на первом поколении Мазда 3 БК, получив индивидуальное название FN4A-EL. Что же касается допусков масла для этой автоматической трансмиссии, то компания Mazda призывает автовладельцев заливать в нее масло с допуском ATF M-III, предлагая продукцию собственного производства, но при этом не исключая и возможности приобретения ее аналогов.

масло в акпп мазда 3 bk

Мазда 3 БК масло в АКПП FN4A-EL (4 передачи)

Несмотря на то, что АКПП FN4A-EL обладает приличным запасом прочности и отличается продолжительной работоспособностью, подходить к подбору трансмиссионной жидкости для нее необходимо с особой осторожностью. В идеале, конечно, заливать оригинальное масло Mazda ATF M-III. Однако в целях экономии можно прибегнуть к приобретению и его аналогов, при условии, что они соответствуют спецификации ATF M-III. Из самых популярных трансмиссионных масел можно выделить ZIC ATF MULTI и SHELL SPIRAX S6 ATF.

Средняя цена: 5550 рублей

1 литр Артикул: 0000-77-110E01

Средняя цена: 1800 рублей

1 литр Артикул: 132628

Средняя цена: 3000 рублей

1 литр Артикул: 550046519

Трансмиссионное масло АКПП Mazda 3 BK 1.6

В тандеме с 1.6-литровым мотором Мазда 3 БК, работали как классическая 6-ступенчатая механика, так и 4х-ступенчатая АКПП FN4A-EL, про которую мы уже рассказывали выше. Остается только констатировать, что к приобретению стоит рассматривать трансмиссионную жидкость с допуском ATF M-III, выбирая между оригиналом Mazda ATF M-III и его заменителями(IDEMITSU ATF, BARDAHL ATF SPEED DIII и так далее).

Средняя цена: 5550 рублей

1 литр Артикул: 0000-77-110E01

Средняя цена: 2100 рублей

1 литр Артикул: 30450244-724

Объем трансмиссионной жидкости в автомате Мазда 3 BK

Четырехступенчатая гидромеханическая АКПП FN4A-EL Mazda 3 BK вмещает в себя порядка 5.9 литров трансмиссионной жидкости. Однако стоит понимать, что аппаратная замена потребует приобретения большего объема трансмиссионной жидкости. А вот частичная обойдется дешевле, так как определенное количество масла остается в автомате при его сливе через сливную пробку.

Когда необходима замена масла в АКПП Mazda 3 BK

Интервал замены трансмиссионной жидкости в автомате FN4A-EL Мазда 3 БК зависит от многих факторов, которые непосредственно влияют на загрязнение масла в АКПП. К примеру таких как манера вождения водителя, техническое состояние автомата и так далее. Соответственно, рекомендуем вам регулярно проверять уровень масла в АКПП вашего японского автомобиля, при этом и оценивая техническое состояние трансмиссионной жидкости. На практике же, масло в АКПП FN4A-EL нуждается в замене на пробеге 50-60 тысяч километров. Но все, как говорится, индивидуально.

Как выбрать масло в двигатель Мазда 3 БК и не наткнуться на подделку? Расскажем в этой статье.

Как проверить уровень трансмиссионной жидкости в автомате Мазда 3 BK

Чтобы проверить уровень масла в АКПП FN4A-EL Mazda 3 BK достаточно воспользоваться контрольным щупом, выполнив следующие действия:

  • прогреваем масло в автомате до 55 градусов
  • ставим автомобиль на ровную площадку без уклонов
  • протираем щуп от старого масла
  • производим замеры, обращая внимание на контрольные деления данного щупа

Проверка уровня масла в АКПП с использованием щупа

Замена масла АКПП Мазда 3 BK

Как уже говорилась, замена масла в автомате Mazda 3 BK может быть полной и частичной. Полная замена вытеснением позволяет заменить масло в автомате в полном объеме, но при этом стоит дороже и требует наличия вакуумной установки. Частичная же замена является предельно доступной как в плане цены, так и в плане ее реализации. Чтобы ее выполнить, необходимо:

Кирилл Н

Кирилл Н

Ну а далее по порядку. приобрел машину Мазду 3 2.0 АКПП 2009(bk, рестайл ) с неисправной коробкой. Теперь нуждаюсь в грамотных советах как быть дальше, так как вопросов куча. А именно
1)лучше восстановить родную акпп или же ставить контактную?
2)если ставить контракт, то коробка встанет только от американки или же пойдет с европейской или аксела (по вину показывает, что у меня 4-ступ 4f27e, вроде такая на форд идет)
3)если ставить контракт, то в нее просто надо масло залить и просто поставить или же надо будет через комп ее прошивать (привязывать, адаптировать и тд)?
4)какое масло и сколько лить.
Заранее всех благодарю за помощь!

Сергей Шмелёв

Кирилл, Мне кажется этими вопросами стоило озадачиться до покупки авто.
1. Я за замену коробки.
2. Должна подойти и европейская и американская и японская. Двухлитровая.
3. Поставить, залить масло и на тест-драйв.
4. ATF M5, примерно 7 литров.

Кирилл Н

Полазив в интернете, уточнил маркировку своей коробки ( 4f27e или же fn4a-el). Она шла и на форд, и на Мазду. Вопрос с восстановлением отпал, поэтому решил брать контракт. Те, кто занимается продажей двс и акпп, нашли мне коробку с такой же маркировкой(8TR) и разъемами фишек, но она у них 5-и ступка. Гарантируют, что встанет без проблем, но разве так может быть?

Кирилл Н

Сергей, коробки у них одинаковые, но у моторов разные мощности (наверно из-за прошивки). Как с этим быть, если мотор Америка, а коробка от европейца или японцах?

Сергей Шмелёв

Кирилл, всё встанет, но работать не будет так как предлагаемая пятиступка

FS5A-EL от М3 BL. Надо пробовать искать такую же кпп.

Кирилл Н

Сергей, они мне предлагают коробку от М3, но в кузове как у меня- bk.но насколько я знаю, в моем кузове у моторов 2.0 ставили только 4-ступки.

Сергей Шмелёв

Кирилл, врать не буду, но на авто.ру стоят двухлитровые ВК с пятиступенчатым автоматом. Может и у вас такой? 4 ступка точно ставилась на 1.6, на 2.0 не помню.


Попинал по колёсам

ЭБУ от автомата на механику


Знаю, что такое муфта VVT

Возможно! А конкретней про сами ЭБУ, т.е. который снимать и который ставить, оба сильверовские или блэковские, или сильвер/блэк замена? Если от одного поколения то в салоне одна фишка не подойдёт, от мехи она уже. нужно найти распиновку этих разьёмов.для того чтобы знать какие провода на блокировку стартера, тамже должен быть провод который идёт на лампу заднего хода, провода на спидометр и может ещё чтото. Потом по схеме их сращивать, перемыкать и т.д.
Если поколения мозгов разные, то геморроя по сращиванию с проводкой больше, схемы есть на форуме.

Trueno 101 4A-FE, А240Е > С50 > (56), полированный впуск HAND MADE, прямой тракт HAND MADE, короткоходная кулиса HAND MADE, резаные пружины, оптика HAND MADE

СПАРЦО
АЧ КО ЭС
ЕБАХЧ
МИЧЛЕН
5 ЦЫГАН
РЕМБО
АРЕХИ
ПРО ШПРОТ
СТРИТ ЦИЛЮЛИТ


Попинал по колёсам

Возможно! А конкретней про сами ЭБУ, т.е. который снимать и который ставить, оба сильверовские или блэковские, или сильвер/блэк замена? Если от одного поколения то в салоне одна фишка не подойдёт, от мехи она уже. нужно найти распиновку этих разьёмов.для того чтобы знать какие провода на блокировку стартера, тамже должен быть провод который идёт на лампу заднего хода, провода на спидометр и может ещё чтото. Потом по схеме их сращивать, перемыкать и т.д.
Если поколения мозгов разные, то геморроя по сращиванию с проводкой больше, схемы есть на форуме.


Двигатель блэк был на автомате, сейчас двиг с С56, а ЭБУ остался автоматный. Проводка вообще сборная из 2е карб. и блэковской. Вопрос стоит в корректности работы автоматного мозга с механикой в части топливоподачи и зажигания.


Знаю, что такое муфта VVT

Двигатель блэк был на автомате, сейчас двиг с С56, а ЭБУ остался автоматный. Проводка вообще сборная из 2е карб. и блэковской. Вопрос стоит в корректности работы автоматного мозга с механикой в части топливоподачи и зажигания.

Если вопрос заключается в этом, то работать нормально всё будет, просто тебе нужно будет перемкнуть блокировку стартера и сделать чтобы лампочка на ЗХ горела, тут есть тема по этому поводу, попробуй через поиск, там и фотки чё перемкнуть нужно и всё всё всё. Многие так делают)))

Trueno 101 4A-FE, А240Е > С50 > (56), полированный впуск HAND MADE, прямой тракт HAND MADE, короткоходная кулиса HAND MADE, резаные пружины, оптика HAND MADE

СПАРЦО
АЧ КО ЭС
ЕБАХЧ
МИЧЛЕН
5 ЦЫГАН
РЕМБО
АРЕХИ
ПРО ШПРОТ
СТРИТ ЦИЛЮЛИТ


Попинал по колёсам

Если вопрос заключается в этом, то работать нормально всё будет, просто тебе нужно будет перемкнуть блокировку стартера и сделать чтобы лампочка на ЗХ горела, тут есть тема по этому поводу, попробуй через поиск, там и фотки чё перемкнуть нужно и всё всё всё. Многие так делают)))

Спасибо за ответы. Вообще уже почти 3 года езжу на автоматном ЭБУ с механикой, все включается, загорается, работает. Но все время беспокоит дикая отдымка не сгоревшим топливом при резком открытии дросселей. Как одну из причин этой проблемы подозревал именно в не родном ЭБУ.


Знаю, что такое муфта VVT

Спасибо за ответы. Вообще уже почти 3 года езжу на автоматном ЭБУ с механикой, все включается, загорается, работает. Но все время беспокоит дикая отдымка не сгоревшим топливом при резком открытии дросселей. Как одну из причин этой проблемы подозревал именно в не родном ЭБУ.

У меня ксати тоже есть отдымка несгоревшим топливом, особенно бывает что с холостых после интенсивной езды газанёш и прям облако хорошее вылетает, но в основном нормально всё, у меня фе, форсы ближе к камере сгорания стоят чем было изначально, думал может изза этого так "богатит" местами. да и свечи нужно менять. но наврятли это изза ЭБУ, потомучно тот разьём отвечает только на работу коробки и всё, а зажигание и топливоподача одинакова что на мкп что на акп. так что отдымка несгоревшим топливом кроется в другом. )))

Trueno 101 4A-FE, А240Е > С50 > (56), полированный впуск HAND MADE, прямой тракт HAND MADE, короткоходная кулиса HAND MADE, резаные пружины, оптика HAND MADE

СПАРЦО
АЧ КО ЭС
ЕБАХЧ
МИЧЛЕН
5 ЦЫГАН
РЕМБО
АРЕХИ
ПРО ШПРОТ
СТРИТ ЦИЛЮЛИТ


а у вас затупы в районе 3-4 тыс оборотов не наблюдаются,особено в холодную погоду или когда тачка постоит сутки??


Знаю, что такое муфта VVT

а у вас затупы в районе 3-4 тыс оборотов не наблюдаются,особено в холодную погоду или когда тачка постоит сутки??

Trueno 101 4A-FE, А240Е > С50 > (56), полированный впуск HAND MADE, прямой тракт HAND MADE, короткоходная кулиса HAND MADE, резаные пружины, оптика HAND MADE

СПАРЦО
АЧ КО ЭС
ЕБАХЧ
МИЧЛЕН
5 ЦЫГАН
РЕМБО
АРЕХИ
ПРО ШПРОТ
СТРИТ ЦИЛЮЛИТ


Попинал по колёсам

а у вас затупы в районе 3-4 тыс оборотов не наблюдаются,особено в холодную погоду или когда тачка постоит сутки??


Знаю, что такое муфта VVT

Trueno 101 4A-FE, А240Е > С50 > (56), полированный впуск HAND MADE, прямой тракт HAND MADE, короткоходная кулиса HAND MADE, резаные пружины, оптика HAND MADE

СПАРЦО
АЧ КО ЭС
ЕБАХЧ
МИЧЛЕН
5 ЦЫГАН
РЕМБО
АРЕХИ
ПРО ШПРОТ
СТРИТ ЦИЛЮЛИТ


короче тоже была машина со свапом блек,симптомы такие же с дымом из выхлопа,только еще тупила на указанных оборотах,поменяли практически все кроме мозга,вот думаю может в автоматных мозгах вина была.

Дадько Ильч глаголит, что АТ и МТ мозги отличаются ТОЛЬКО ТЕМ, что на АТ есть схема управления автоматом (мозги от одного движка, естессно). Все остальное - идентично.
Буду свапаться в районе конца мая, проверим )) Мозги менять не буду.

Toyota Corolla BZ -Touring AE101 '96 "Serenity" - "Самый нераллийный автомобиль"
Toyota Levin AE101 GT Apex " Firefly " - техничка и просто для души


Просто удивительно, сколько гонщиков, даже в Формуле-1, думают, что тормоза предназначены только для торможения! (с) Марио Андретти
phone: 8 (9ОЗ) 5ОЗ-1З-2З


Попинал по колёсам

Дадько Ильч глаголит, что АТ и МТ мозги отличаются ТОЛЬКО ТЕМ, что на АТ есть схема управления автоматом (мозги от одного движка, естессно). Все остальное - идентично.
Буду свапаться в районе конца мая, проверим )) Мозги менять не буду.


Ни пуха тебе ни пера и чтобы все гладко прошло.
После свапа дай весточку, если не трудно будет, как эта троица: двиг+коробка+автоматныйЭБУ уживаются вместе.
А мы все, у кого есть сомнения, будем ждать результата.

Оке! Спасибо! На самом деле, таким образом тут в клубе свапалось много народу, например, один из последних Valad (Влад) из Красноярска, так что вопросы насчет уживания таких девайсов уже можно задавать ему прям сейчас, ездит и рад безмерно, свапался около 2х месяцев назад, кажется, на 56ю коробку.

А вопрос чисто из любопытства - если вы Протехнициан, то следовательно мы все с нашими знаниями машин по опыту и книгам должны тихонько курить в сторонке ))) В смысле, у вас же опыта поболее нашего должно быть! Или этот опыт - только в рамках тойотовского сервиса? Свап АТ на МТ конечно в него не входит ))

Toyota Corolla BZ -Touring AE101 '96 "Serenity" - "Самый нераллийный автомобиль"
Toyota Levin AE101 GT Apex " Firefly " - техничка и просто для души


Просто удивительно, сколько гонщиков, даже в Формуле-1, думают, что тормоза предназначены только для торможения! (с) Марио Андретти
phone: 8 (9ОЗ) 5ОЗ-1З-2З


Попинал по колёсам

А вообще, давно собираюсь, да никак руки не доходят перевести ЭСУД на "Январь". Не сочтите это за глумление над японскими инженерами.
Появится возможность индивидуальной настройки работы двигателя в режиме реального времени, отслеживания состава топлива по отработанным газам с помощью ШДК итд итп.
Для этого есть в наличии ПАК "Матрица".
Спасибо коллеги, что не оставили без внимания, затронутую мной тему.


Попинал по колёсам

А вопрос чисто из любопытства - если вы Протехнициан, то следовательно мы все с нашими знаниями машин по опыту и книгам должны тихонько курить в сторонке ))) В смысле, у вас же опыта поболее нашего должно быть! Или этот опыт - только в рамках тойотовского сервиса? Свап АТ на МТ конечно в него не входит ))[/QUOTE]

Прошу прощения за флуд в теме, думаю мне это простится на первый раз, как новичку на форуме.

Отвечаю по порядку: на форум я пришел не для того, чтобы размахивать тойотовским паспортом механика, а чтобы вести с вами всеми равноправный, конструктивный и взаимоуважительный диалог. Да, тойотовский сервис дает очень много того, чего ни вкаких книгах не найдешь. Но он ни сколько не принижает опыт всех тех кто есть на этом форуме, опыт, полученный своими руками и головой. Прежде чем прийти в "официал" не мало пришлось перелопатиь и перенюхать бензина, да и сейчас приходится т.к работа посменная и после смен в тойоте, работаю в собственном боксе.
А свап двигателей, итд итп появилось канечно же зодолго до прихода в тойота.
Ну вот вкратце и все.
Так что надеюсь на плодотворное сотрудничество на благо всеми нами любимого 4а ge!

Хочу узнать все плюсы и минусы автоматической коробки передач и механической ,
чтобы сделать правильный выбор при покупке авто.
и кто какого мнения о шумоизоляции мазда-3??

автомат достаточно резвый для такого типа авто, но расход гораздо выше чем на МКПП. А в общем все зависит от того чего вы хотите от автомобиля, приятной и комфортной езды на АКПП или . Конечно для спортивного стиля езды на АКПП двигатель 1.6 слабоватый. Шумоизоляция на мой взгляд оставляет желать лучшего. А в общем сам пару лет езжу на 3-ке с АКПП - доволен, прекрасно держит дорогу при любых скоростях, комфортное управление, интересный дизайн. Шумку при желании можно самому проделать, но минус в том, что автосалон сразу снимет "жестянку" с гарантии на корозию. А что насчет двигателя, так сейчас в продаже имеются 2.0 на АКПП, его вполне достаточно для любого стиля и манеры езды.

3-ку если брать то 2-х литровую и на МКПП, зажечь можно не по детски, а для комфортной езды за эти деньги, другой авто стоит присмотреть, например тот же Авенсис. 3-ка на механнике грубовато, но больше отдачи ( КПД так сказать) и меньше расход топлива, на автомате приятней, но за это прийдеться платить, расход больше и набор скорости меньше, а по шумоизоляции в своем классе вполне достойно, на это можно и не заморачиваться.Для города АКПП удобнее, для трассы МКПП однозначно.Если париходится совмещать бери АКПП 2,0 литра и непарся.

3-ку если брать то 2-х литровую и на МКПП, зажечь можно не по детски, а для комфортной езды за эти деньги, другой авто стоит присмотреть, например тот же Авенсис. 3-ка на механнике грубовато, но больше отдачи ( КПД так сказать) и меньше расход топлива, на автомате приятней, но за это прийдеться платить, расход больше и набор скорости меньше, а по шумоизоляции в своем классе вполне достойно, на это можно и не заморачиваться.Для города АКПП удобнее, для трассы МКПП однозначно.Если париходится совмещать бери АКПП 2,0 литра и непарся.

Авенсис не для девушки! Грубовато! У меня троечка 1,6 МКПП, двушка это многовато, так если только погонять, а для городской езды 1,6 достаточно, она приемистая и достаточно резвая (проверено временем)! При выборе коробки, даже не заморачивалась, сразу решила, что будет механика!

на дворе 21 век. конечно автомат. до 60 тыс км пробега с ним точно ничего не случится. потом продадите и купите новую.

у меня М3 2.0 АКПП 150л.с. я в восторге!другую машину даже советовать не буду.про механику сразу забыла.

Автолюбители ,любители.Пордскажите Приобрел авто ноябрь 2008г Мазда-3 1.6 .5 МТ.проехал 2 т.км.необходимо подлить 50 гр. масло.Какого незнаю.ПОДСКАЖИТЕ.

Автолюбители ,любители.Пордскажите Приобрел авто ноябрь 2008г Мазда-3 1.6 .5 МТ.проехал 2 т.км.необходимо подлить 50 гр. масло.Какого незнаю.ПОДСКАЖИТЕ.

Автолюбители ,любители.Пордскажите Приобрел авто ноябрь 2008г Мазда-3 1.6 .5 МТ.проехал 2 т.км.необходимо подлить 50 гр. масло.Какого незнаю.ПОДСКАЖИТЕ.

Однозначно АКПП (у жены 1.6 АКПП),
сходите на тест-драйв, и вы обязательно полюбите простоту управления машины, если на ней АКПП.
Кстати на трассе, мне лично, тоже удобнее с автоматом, т.к. можно спокойно что-то параллельно хавать и пить.

Однозначно АКПП (у жены 1.6 АКПП),
сходите на тест-драйв, и вы обязательно полюбите простоту управления машины, если на ней АКПП.
Кстати на трассе, мне лично, тоже удобнее с автоматом, т.к. можно спокойно что-то параллельно хавать и пить.

Однозначно АКПП (у жены 1.6 АКПП),
сходите на тест-драйв, и вы обязательно полюбите простоту управления машины, если на ней АКПП.
Кстати на трассе, мне лично, тоже удобнее с автоматом, т.к. можно спокойно что-то параллельно хавать и пить.

Хавать и пить за рулем ? Ну что за народ! Если решил пополнить печальную статистику и щелкать клювом за рулем, то уже без разницы АКПП или МКПП

девушкам лучшу АКПП, если только ты не относишься к тем, очень редким девчатам, которые хулиганят (в разумных пределах) у меня жена (нам по 24г) если машин нет, в повороты на натянутом ручнике входит. долго ее учил, ща у самого так не всегда получается ))

в любом случае акпп переключит передачу быстрее чем рядовой пользователь на мкпп. и бензина машина ест почти столько же. все зависит от манеры езды, можно и на матизе в 10 литров не уложиться!

в любом случае акпп переключит передачу быстрее чем рядовой пользователь на мкпп. и бензина машина ест почти столько же. все зависит от манеры езды, можно и на матизе в 10 литров не уложиться!

в любом случае акпп переключит передачу быстрее чем рядовой пользователь на мкпп. и бензина машина ест почти столько же. все зависит от манеры езды, можно и на матизе в 10 литров не уложиться!

Что вы имеете под "переключает передачу автомат быстрее" ? Сам момент переключения - согласен, но когда этот момент наступит уже не в ваших силах. Это конкретно бесит после оттормаживании, с последующим ускорением. Особенно в гору. А в целом автомат удобная и комфортная фича, особенно в плотном городском трафике. Итог - каждому свое. Тестировал Audi ТТ 1.8турбо на палочке 2001 г., недолгое время колесил на VW Passat с тем же движком и того же года, но с автоматом. Обе машины супер и цена примерно одинаковая! Но. Passat это танцы (хоть и быстрые), а ТТ - секс. Если секс не нравиться, тогда танцуй. Сейчас у меня mazda 3 на МКПП, пока не будет денег на мощную дорогую машину, с действительно хорошим автоматом - буду ездить на ручной трансм. Машину выбираю умом, коробку на ней - сердцем!

в любом случае акпп переключит передачу быстрее чем рядовой пользователь на мкпп. и бензина машина ест почти столько же. все зависит от манеры езды, можно и на матизе в 10 литров не уложиться!

Что вы имеете под "переключает передачу автомат быстрее" ? Сам момент переключения - согласен, но когда этот момент наступит уже не в ваших силах. Это конкретно бесит после оттормаживании, с последующим ускорением. Особенно в гору. А в целом автомат удобная и комфортная фича, особенно в плотном городском трафике. Итог - каждому свое. Тестировал Audi ТТ 1.8турбо на палочке 2001 г., недолгое время колесил на VW Passat с тем же движком и того же года, но с автоматом. Обе машины супер и цена примерно одинаковая! Но. Passat это танцы (хоть и быстрые), а ТТ - секс. Если секс не нравиться, тогда танцуй. Сейчас у меня mazda 3 на МКПП, пока не будет денег на мощную дорогую машину, с действительно хорошим автоматом - буду ездить на ручной трансм. Машину выбираю умом, коробку на ней - сердцем!

Ну вообще-то, на автомате тоже надо уметь ездить. Даже если на нём нет ручного режима переключения, то передачи верх вниз можно с помощью педали перебирать.
Да если нет большого опыта езды на ручной коробке, то автомат быстрей будет переключатся.

Непойму что смотрите на расход ? ездийте на оке ! она жрет поменьше! автомат порикольней! мазда жгет что на механнике что на автомате а разница на какойто литр - два больше капейки тьфу больше тратиш та куриво и выпивку

Читайте также: