Чем отличается форд от ваджиб
Обновлено: 07.05.2024
По мнению ханафитов, фардом обозначается такое строго обязательное предписание, обязательность которого подтверждается на основе имеющейся неопровержимой и однозначной аргументации в канонических источниках.
Индивидуальной фард (араб. فرض العين) — строгое предписание для каждого верующего человека, например, совершение обязательной молитвы-намаза.
Коллективный фард (араб. فرض الكفاية) — общая обязанность всех верующих людей той или иной местности, например, совершение заупокойной молитвы. В последнем случае достаточно, если лишь часть верующих людей выполнит его.
В том случае, если индивидуальный и коллективный фард возникнут одновременно и совпадут (например, обязательная молитва и заупокойная), то, по мнению некоторых ученых-богословов, если будет иметься достаточное количество времени, то сначала следует выполнить коллективный, а уже потом индивидуальный фард. Если же время не будет позволять, то сначала следует выполнить индивидуальный, а уже потом коллективный.
Вовремя не выполненный какой-либо индивидуальный фард (фард аль-‘айн) должен быть как можно быстрее восполнен, ведь его невыполнение является грехом, за который придется отвечать пред Богом в День Суда[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Фард // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 32. С. 95–97.
Он низвел тебе Книгу [Священный Коран], в которой есть аяты (строки) ясные и понятные, они составляют основу Книги, а есть неясные (непонятные). Те, в чьих сердцах болезнь (отклонение) [удаленность от золотой середины], следуют за тем, что неясно (сложно, сомнительно) [при этом стараясь дать свою личную трактовку]. Их цель — посеять смуту и истолко
Согласно мазбаху ханафитского толка, одной из четырёх общепризнанных богословско – правовых школ, которые в вопросах аспекта веры едины, а в вопросах практического поклонения несколько отличны друг от друга. Фарды хаджа состоят из одного шарта – внешнего условия, и двух рукнов – внутренних условий.
- шарт – это вхождение в состояние ихрам;
- рукны – это пребывание в Арафате и таваф.
Шарты хаджа
- Шарт – внешнее условие. По мазхабу Ханафи шарт хаджа – это ихрам Шарт хаджа это одежда мужчины паломника – ихрам, состоящий из двух одинаковых не прошитых материй белого цвета. Нижняя часть – это изар, верхняя – это рида.
Для женщин специальной одежды не предусмотренно. Они совершают хадж в своей повседневной одежде, за исключением чадры – вуали для лица и перчаток. Но как для мужчин, так и для женщин обязательно состояние ихрама.
Рукны ихрама
По ханафитскому мазхабу у ихрама есть два внутренних условия:
Первое – Намерение войти в состояние ихрам осознавая сердцем, что поклонение, которое будет совершено, будет умрой или хаджем.
Посланник Аллаха, мир ему, так совершал тальбию.
Абу Дауд, Манасик,27
Произнесение тальбии, начинается с одного из пяти установленных пророком, мир ему,- микатов – (зон, границ) является обязательным вслух для мужчин, и про себя или тихо для женщин. Обычно паломники произносят тальбию с облачения в ихрам и совершения дополнительной молитвы.
Согласно мазхабу абу Ханифы, пусть будет милостлив к нему Аллах, вхождение в ихрам до наступления месяцев хаджа дозволено, но порицаемо.
А согласно мазхабу Шафии, пусть будет милостлив к нему Аллах, вхождение в ихрам не может быть раньше месяцев хаджа.
Рукны хаджа
Рукн – внутренее условие. По мазхабу Ханафи их два:
Первое. – Стояние (пребывание) в долине Арафат девятого числа месяца зул. – хиджа до захода солнца, либо нахождение как минимум одного часа до восхода солнца десятого числа зуль – хиджи.
Второе. – Таваф посещение Каабы в один из праздничных дней.
Первое условие – это пребывание в длине Арафат, находящийся в двадцати километрах к Северо – Востоку от Мекки с девятого на десятое число месяца зуль – хиджа.
Второе условие – это фардовый таваф – обход Каабы, именуемый ифада или зияра и выполняемый в один из праздничных дней курбан – байрама.
Микаты для ихрама
Существует пять микатов – пунктов, пересекая которые, паломник должен быть в состоятии и одежде ихрама. Будь то намерение совершить хадж или умру.
Эти микаты предназначены для всех, кроме тех, кто живёт в самой Мекке и близлежащих поселений, жители которых облачаются в ихрам для совершения хаджа в своих домах, а для совершения умры входят в состояние ихрама в Тангиме, это 7,5 км севернее от Каабы, мечеть Аиши, да будет доволен ею Аллах, или в долине Арафат, на северо-востоке от Мекки.
Второй микат – Аль – Джухфа (Рабиг) – этот микат предназначен для тех, кто прибывает со стороны Египта и Сирии 187 км от Мекки.
Третий микат – Ялямлям - этот для паломников со стороны Емена и Сирии 54 км от Мекки.
Четвёртый микат – Зату – Ирк – этот для паломников со стороны И рака 97 км от Мекки.
Пятый микат – Карн – аль – Маназиль – он для совершающих паломников со стороны Кувейта и Неджда 96 км от Мекки.
В любом случае для паломников будет правильным вхождение в ихрам с любого из этих микатов, даже если он пересекает его на самолёте, заранее облачившись в одежду ихрама.
Ваджибы ихрама (необходимые действия)
От миката паломник должен быть в ихраме.
– Если мужчина пересёк границу миката, не облачившись в одежду ихрама, состоящий из двух непрошитых материй, белого цвета, верхней риды, и нижней – изара, то он может вернутся в микат для облачения в ихрам.
– Если это уже невозможно, то ему нужно будет в качестве искупления принести в Мекке или её окрестностях жертву – барана (овцу, козу) и раздать все мясо беднякам Мекки.
Сунны ихрама
Перед вхождением в ихрам желательно:
– сбрить волосы в подмышках и паху;
– принять полное омовение всего тела – гусуль или частичное – уду;
– мужчинам умаститься благовонными маслами;
– мужчинам обернуться в одежду паломника изар и накинуть на плечи риду;
Запреты ихрама
Вошедшему в состояние ихрам запрещается:
– Сексуальная связь с женой (мужем), обнимание и ласки;
– Применять косметику и парфюм;
– Для мужчин носить шитую или вязанную одежду, перчатки, носки или обувь с задником, скрывающим пятку;
– Для женщин носить чадру (вуаль) и (или) перчатки;
– Рвать, ломать растения. Охотится или подсказывать охотнику;
– Спорить или конфликтовать
– Совершать любой грех, например сплетничать.
Разрешение ихрама
В состоянии ихрама можно:
– Менять (стирать) полотна ихрама;
– Мыться, купаться и пользоваться не душистым мылом;
– Удалять зубы, делать кровопускание, уколы, перевязки;
– Отрезать сломанный ноготь;
– Носить оружие, браслет, кольцо, часы, телефон;
– Носить пояс, сумку, рюкзак;
– Нюхать благовония, цветы, фрукты;
– Набрасывать на плечи (не продевая рук) одежду;
– Накрываться одеялом, оставляя открытой голову;
– По ханафитскому мазхабу – жениться или женить.
Бракосочетание находящегося в ихраме
Сборник Муслима, Никах.46
Однако, тем, кто придерживается остальных трёх мазхабов, бракосочетание в состоянии ихрам запрещено.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Читайте также: