Чем отличается форд от ваджиб

Обновлено: 07.05.2024

По мнению ханафитов, фардом обозначается такое строго обязательное предписание, обязательность которого подтверждается на основе имеющейся неопровержимой и однозначной аргументации в канонических источниках.

Индивидуальной фард (араб. فرض العين) — строгое предписание для каждого верующего человека, например, совершение обязательной молитвы-намаза.

Коллективный фард (араб. فرض الكفاية) — общая обязанность всех верующих людей той или иной местности, например, совершение заупокойной молитвы. В последнем случае достаточно, если лишь часть верующих людей выполнит его.

В том случае, если индивидуальный и коллективный фард возникнут одновременно и совпадут (например, обязательная молитва и заупокойная), то, по мнению некоторых ученых-богословов, если будет иметься достаточное количество времени, то сначала следует выполнить коллективный, а уже потом индивидуальный фард. Если же время не будет позволять, то сначала следует выполнить индивидуальный, а уже потом коллективный.

Вовремя не выполненный какой-либо индивидуальный фард (фард аль-‘айн) должен быть как можно быстрее восполнен, ведь его невыполнение является грехом, за который придется отвечать пред Богом в День Суда[1].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Фард // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 32. С. 95–97.

Facebook
Twitter
VK
LinkedIn

Что пьют ваши дети?

Он низвел тебе Книгу [Священный Коран], в которой есть аяты (строки) ясные и понятные, они составляют основу Книги, а есть неясные (непонятные). Те, в чьих сердцах болезнь (отклонение) [удаленность от золотой середины], следуют за тем, что неясно (сложно, сомнительно) [при этом стараясь дать свою личную трактовку]. Их цель — посеять смуту и истолко

Согласно мазбаху ханафитского толка, одной из четырёх общепризнанных богословско – правовых школ, которые в вопросах аспекта веры едины, а в вопросах практического поклонения несколько отличны друг от друга. Фарды хаджа состоят из одного шарта – внешнего условия, и двух рукнов – внутренних условий.

- шарт – это вхождение в состояние ихрам;

- рукны – это пребывание в Арафате и таваф.

Шарты хаджа

- Шарт – внешнее условие. По мазхабу Ханафи шарт хаджа – это ихрам Шарт хаджа это одежда мужчины паломника – ихрам, состоящий из двух одинаковых не прошитых материй белого цвета. Нижняя часть – это изар, верхняя – это рида.

Для женщин специальной одежды не предусмотренно. Они совершают хадж в своей повседневной одежде, за исключением чадры – вуали для лица и перчаток. Но как для мужчин, так и для женщин обязательно состояние ихрама.

Рукны ихрама

По ханафитскому мазхабу у ихрама есть два внутренних условия:

Первое – Намерение войти в состояние ихрам осознавая сердцем, что поклонение, которое будет совершено, будет умрой или хаджем.

Посланник Аллаха, мир ему, так совершал тальбию.

Абу Дауд, Манасик,27

Произнесение тальбии, начинается с одного из пяти установленных пророком, мир ему,- микатов – (зон, границ) является обязательным вслух для мужчин, и про себя или тихо для женщин. Обычно паломники произносят тальбию с облачения в ихрам и совершения дополнительной молитвы.

Согласно мазхабу абу Ханифы, пусть будет милостлив к нему Аллах, вхождение в ихрам до наступления месяцев хаджа дозволено, но порицаемо.

А согласно мазхабу Шафии, пусть будет милостлив к нему Аллах, вхождение в ихрам не может быть раньше месяцев хаджа.

Рукны хаджа

Рукн – внутренее условие. По мазхабу Ханафи их два:

Первое. – Стояние (пребывание) в долине Арафат девятого числа месяца зул. – хиджа до захода солнца, либо нахождение как минимум одного часа до восхода солнца десятого числа зуль – хиджи.

Второе. – Таваф посещение Каабы в один из праздничных дней.

Первое условие – это пребывание в длине Арафат, находящийся в двадцати километрах к Северо – Востоку от Мекки с девятого на десятое число месяца зуль – хиджа.

Второе условие – это фардовый таваф – обход Каабы, именуемый ифада или зияра и выполняемый в один из праздничных дней курбан – байрама.

Микаты для ихрама

Существует пять микатов – пунктов, пересекая которые, паломник должен быть в состоятии и одежде ихрама. Будь то намерение совершить хадж или умру.

Эти микаты предназначены для всех, кроме тех, кто живёт в самой Мекке и близлежащих поселений, жители которых облачаются в ихрам для совершения хаджа в своих домах, а для совершения умры входят в состояние ихрама в Тангиме, это 7,5 км севернее от Каабы, мечеть Аиши, да будет доволен ею Аллах, или в долине Арафат, на северо-востоке от Мекки.

Второй микат – Аль – Джухфа (Рабиг) – этот микат предназначен для тех, кто прибывает со стороны Египта и Сирии 187 км от Мекки.

Третий микат – Ялямлям - этот для паломников со стороны Емена и Сирии 54 км от Мекки.

Четвёртый микат – Зату – Ирк – этот для паломников со стороны И рака 97 км от Мекки.

Пятый микат – Карн – аль – Маназиль – он для совершающих паломников со стороны Кувейта и Неджда 96 км от Мекки.

В любом случае для паломников будет правильным вхождение в ихрам с любого из этих микатов, даже если он пересекает его на самолёте, заранее облачившись в одежду ихрама.

Ваджибы ихрама (необходимые действия)

От миката паломник должен быть в ихраме.

– Если мужчина пересёк границу миката, не облачившись в одежду ихрама, состоящий из двух непрошитых материй, белого цвета, верхней риды, и нижней – изара, то он может вернутся в микат для облачения в ихрам.

– Если это уже невозможно, то ему нужно будет в качестве искупления принести в Мекке или её окрестностях жертву – барана (овцу, козу) и раздать все мясо беднякам Мекки.

Сунны ихрама

Перед вхождением в ихрам желательно:

– сбрить волосы в подмышках и паху;

– принять полное омовение всего тела – гусуль или частичное – уду;

– мужчинам умаститься благовонными маслами;

– мужчинам обернуться в одежду паломника изар и накинуть на плечи риду;

Запреты ихрама

Вошедшему в состояние ихрам запрещается:

– Сексуальная связь с женой (мужем), обнимание и ласки;

– Применять косметику и парфюм;

– Для мужчин носить шитую или вязанную одежду, перчатки, носки или обувь с задником, скрывающим пятку;

– Для женщин носить чадру (вуаль) и (или) перчатки;

– Рвать, ломать растения. Охотится или подсказывать охотнику;

– Спорить или конфликтовать

– Совершать любой грех, например сплетничать.

Разрешение ихрама

В состоянии ихрама можно:

– Менять (стирать) полотна ихрама;

– Мыться, купаться и пользоваться не душистым мылом;

– Удалять зубы, делать кровопускание, уколы, перевязки;

– Отрезать сломанный ноготь;

– Носить оружие, браслет, кольцо, часы, телефон;

– Носить пояс, сумку, рюкзак;

– Нюхать благовония, цветы, фрукты;

– Набрасывать на плечи (не продевая рук) одежду;

– Накрываться одеялом, оставляя открытой голову;

– По ханафитскому мазхабу – жениться или женить.

Бракосочетание находящегося в ихраме

Сборник Муслима, Никах.46

Однако, тем, кто придерживается остальных трёх мазхабов, бракосочетание в состоянии ихрам запрещено.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также: