Функции брелка форд фокус 3

Обновлено: 20.05.2024

В данной теме выкладываются инструкции включения дополнительных функций Форд Фокус 3, которые не включены в заводской конфигурации. Или же изначально включенные но не нужные.

В справочнике темы все то, что успел реализовать на своём Форд Фокус 3, и будет пошаговая инструкция по включению или отключению функций в центральной конфигурации.

Программа для Форд Фокус 3 FoCCCus.zip

Диагностический адаптер ELS27

Windows Driver для ELS27v3 PL2303_Prolific_DriverIns…2_0.zip

Исходный конфиг своего Форда можно посмотреть по VIN Тут

Введите имя файла прошивки, который вы хотите скачатьСтоковые прошивки

Перед выполнением данных действий сохраняйте конфигурацию в файле или в приборке, для восстанавления заводской конфигурации.

После изменения конфигурации программой FoCCCus, появляются ошибки, ошибки удаляем программой ForScan

После проделанной операции выходят ошибки на панели приборов, стираем ошибки с помощью программы Forscan , сохраняем в БК нормальное давление в шинах и всё работает.

В БКНастройкиПомощ водителюКонтр. двл.

Полно всяких обсуждений про это, но нет конкретной инструкции как это делать.

Помощь при трогании в гору(предотвращает откатывание автомобиля назад при начале движения на подъеме) для Форд Фокус 3 МКПП с ESP:

Дальше уже функцию помощь при трогании в гору можно отключать-включать в БК галочкой.

Включение логотипа ST

Подключаем адаптер ELS27, включаем программу FoCCCus. Заходим во вкладку IPS, считываем конфигурацию .

DE04 = FF(B)F0000 меняем B на F

DE22 = FBFFF7(0)7 меняем (0) на 8

Удаляем ошибки с помощью программы Forscan и радуемся результату

Напишите как стробоскопы активировать!

Пока так у меня

Авто запирание дверей при начале движения.

Готово, при начале движения двери запираются автоматически через центральный замок, открываются только изнутри.

цитата:
открываются только изнутри.

Дополню. Водительская дверь опирает изнутри замки всех дверей. Остальные двери: отпирает только ту, которую открыли.

Расшифруйте, пожалуйста, СДС. И что дает включение спорт-режима?

Система Динамической Стабилизации.

Не полное отключение ЕСП.

Пока не проверял как работает, нужен мокрый асфальт, а на сухом что то не охота проверять резкое торможение.

По идее при резком торможении должна включатся аварийка.

Сегодня получил клубный кабель ELS27, активировал несколько опций, дополню список:

Активация сигнализации в машинах без пакета безопасности (ПБ) в комплектациях Ambiente и Trend

При отпирании дверей без снятия с сигнализации, (например, ключом) — орет штатным клаксоном

Индикация постановки на охрану морганием воскл.знака на приборке

Сновья на моём Форд Фокус 3 было завышение скорости +10кмчас, при скорости 110кмчас по спидометру, навигатор GPS показывал всего 100кмчас.

Включаем навигатор c GPS для сравнения скоростей спидометра и по спутнику, и в путь:

спидометр 40кмчас- в навигаторе 37кмчас

спидометр 60кмчас- в навигаторе 56кмчас

спидометр 100кмчас- в навигаторе 96кмчас.

Вот и результат, разница всего 3-4кмчас, спидометр показывает чуть больше чем навигатор по спутнику,

Такая разница уже не существенна, доволен как слон!

12.БК с функцией ЭКО-Mode для комплектации Ambient. А про это напишите?

Попробуй выключить и включить АПС. У меня ошибки появлялись после этого, нужно было модуль ABS передергивать после изменения окружности. ELS нормально это делает, а вот всякими ELM опасно дергать.

А на Амбиенте разве не нужно поменять руль, с кнопками нужен для управления БК, и ещё приборка РП32.

Если это всё есть, то:

БК с функцией ECO-mode.

У меня ошибок вроде нет сейчас, но я уже несколько раз делал инициализацию в АБС:

Сейчас поеду на работу, проверю, отключу курсовую устойчивость, анти пробуксовку и ForScanом прочту ошибки.

С Китайским ELS327 я конечно не рискнул бы, да у меня и не получилось, покупал два раза и сдал обратно.

Попробуй выключить и включить АПС. У меня ошибки появлялись после этого.

Всё чисто, отключал, включал динамическую стабилизацию (СДС), анти пробуксовку(АПС), поездил.

Проверял ForScanом, не в одном модуле ошибок нет, всё чётко.

Так ты же уже сделал инициализацию ABS, ошибок не будет.

А возможно ли как то сделать, чтобы задние двери и изнутри при начале движения не открывались? (не считая механической блокировки в замке). Часто сзади сидит ребенок, а постоянно блокировать замок задних дверей неудобно.

А возможно ли как то сделать, чтобы задние двери и изнутри при начале движения не открывались? (не считая механической блокировки в замке). Часто сзади сидит ребенок, а постоянно блокировать замок задних дверей неудобно.

На Российских сборках нет задних замков с датчиком блокировки, нужно менять сами замки или ставить датчик, а сама система электронной блокировки существует.

Блокируются электро приводом только опускания окон(Детский замок) , в принципе можно сделать блокировку замков, но дело упирается в сэкономленную в Российской сборке датчик блокировки замка.

При включении через программу FoCCCus блокировку замков задних двирей выходит вот такая ошибка.

Изменение октанового числа используемого на Форд Фокус 3 бензина.

21 мая 2016mobile

Bari после смены октанового числа, какие изменения? На сколько я понимаю все равно нужно лить 95й

Пробовал ставить на 91 ROM, нечего полезного не ощутил, ездит так же как и раньше

Может в системе зажигания что то и происходит, но это на эксплуатационных характеристиках не отражается.

Даже средний расход бензина не изменился 6.5л100км до и после.

Отключение на Форд Фокус 3 сигнала не пристёгнутых ремней безопасности. Может у кого авто экстренных служб или учебный, где не нужно пристёгиваться

2.Напоминание водитель+ передний пассажир.

3.ST вариант, только водитель.

21 мая 2016mobile

Muxa_Kazan так я к этому же и говорю, что можно не менять этот параметр

Настройка скрытых возможностей Форда Фокус 3

Третье поколения Фокуса является довольно современным, а его оснащение может удовлетворить самых требовательных автолюбителей. В зависимости от комплектации, машина оснащается различными системами, которые позволяют достичь максимального комфорта в процессе эксплуатации. Помимо этого, есть также определенные функции, о которых знают далеко не все владельцы этой модели. Какие скрытые возможности Форд Фокус 3 можно активировать самостоятельно? Для чего это делать? Давайте разберемся.

Некоторые особенности в работе Фокуса нравятся не всем и могут раздражать. Казалось-бы, отключить их нельзя, поскольку такой кнопки не предусмотрено. Если знать о секретных функциях, то можно максимально настроить автомобиль под свои потребности. Конечно же, ничего глобального в работе машины без наличия специальных знаний и оборудования изменить не получится. Тем не менее, есть определенные возможности, которые можно активировать своими руками. Среди них можно выделить:

  • отключение плафона подсветки при открывании дверей;
  • отключение сигнала о не пристёгнутом ремне безопасности;
  • открытие окна при неработающем двигателе;
  • функция сопровождения домой;
  • настройка автоматического запирания замков;
  • программирование брелоков.

Отключение сигнала о непристегнутом ремне

Форд Фокус 3

Итак, давайте более детально остановимся на различных функциях и расскажем, как их самостоятельно активировать.

Процедура активации этой функции стандартная. Для начала вставляем ключ в замок зажигания и закрываем все двери. Коробка передач должна быть переведена в нейтральное положение в случае механики и в режим парковки, если на Фокусе 3 стоит автомат.

После этого нужно следовать такому алгоритму:

  • отстегиваем ремень безопасности с водительской стороны;
  • переводим ключ во второе положение, но машину не заводим;
  • ждем 20 секунд, после чего пристегиваем и отстегиваем ремень 9 раз

На выполнение этих действия дается 1 минута. Для того чтобы программирование прошло успешно, ремень должен остаться не пристегнутым. Крайне важно вынимать ремень полностью, иначе активация функции не будет выполнена.

Если вы все сделали правильно, то на приборной панели лампочка ремня безопасности должно три раза потухнуть и загореться. Это является подтверждением того, что процедура была выполнена успешно. После этого выключаем зажигание, что является последним этапом.

Автоматическое закрытие дверных замков

На Форд Фокус третьего поколения есть возможность активации функции, которая закрывает все двери автомобиля при начале движения. На некоторых машинах она доступна прямо с завода, в то время как на других моделях придется сделать все самостоятельно. Итак, чтобы на Фокусе двери закрывались при движении, нужно следовать следующие алгоритмам:

  • вставляем ключ в замок и включаем зажигание (на приборной панели должны загореться лампочки), при этом мотор заводить не нужно;
  • используя кнопку на водительской двери, закрываем и открываем замки (эту манипуляции нужно произвести 3 раза);
  • выключаем зажигание, переведя ключ в крайнее положение;
  • выполняем действия, описанные ранее (открываем и закрываем двери 3 раза);
  • включаем зажигание, не заводя автомобиль (прозвучит короткий сигнал);
  • закрываем двери с кнопки, что должно сопровождаться длительным звуковым сигналом;
  • переводим ключ в исходное положение.

На этом все, при начале движения двери будут автоматически закрываться. Для того чтобы дезактивировать эту функцию, нужно будет выполнить те же действия.

Программирование брелоков

Форд Фокус 3

Форд Фокус 3 может управляться с пульта, причем их количество ограничено. При покупке машины в комплекте идет 2 ключа. Помимо этого, самостоятельно можно приобрести еще другие брелоки и самостоятельно их запрограммировать. В сумме допускается использование не более 8 пультов. Для того чтобы выполнить активацию ключей, необходимо находится внутри Фокуса.

После этого пристегиваем все ремни безопасности, закрываем двери и окна. Это нужно для того чтобы избежать каких-то непредвиденных конфликтных ситуаций в работе электрооборудования в ходе программирования. Когда все готово, выполняем следующие действия:

  • вставляем ключ в замок заживание и устанавливаем его во второе положение, причем такую манипуляцию нужно выполнить 4 раза за 6 секунд;
  • далее возвращаем ключ в исходное положение и получаем 10 секунд на выполнение настройки брелоков (активация режима программирования должна сопровождаться определенным звуковым сигналом);
  • нажимаем на кнопку пульта, которую мы хотим запрограммировать, после чего произойдет подтверждающий сигнал.

На этом процесс практически окончен. Для завершения процедуры нужно либо подождать 10 секунд и ничего не делать, либо повернуть ключ в замке и включить зажигание. Настройка всех остальных брелоков осуществляется по такому же алгоритму. Отметим, что после этого нужно выполнить программирование всех остальных ключей, включая те, которые шли с завода. Открывать замки можно будет только с тех пультов, которые были по-новому настроены.

Помните, что всегда может произойти какой-то сбой и выполнить настройку не получиться. В итоге, все ключи перестанут работать или возникнет другая проблема. В таком случае, нужно будет выполнить процесс заново, следуя всем рекомендациям. Это также возможный вариант развития событий.

Другие функции

Описанные выше возможности являются наиболее популярными среди владельцев Фокусов, однако этим список скрытых функций не ограничивается. Одной из полезных является функция сопровождения домой. Ее суть заключается в том, что автомобиль подсвечивает дорогу водителю к подъезду или к другому месту, когда тот ставит машину на стоянку.

Активируется эта функция так: необходимо заглушить Фокус 3 и непрерывно начать моргать дальним светом. После этого должен включиться ближний, который будет гореть на протяжении 40 секунд. Закрываем машину и идем по освещенной дороге. Отметим, что активировать эту функцию получается не всегда и не на всех модификациях Фокуса. В некоторых экземплярах она не реализована вовсе или была отключена на программном уровне.

Секреты Форд Фокус 3 включают в себя и другие функции. Одной из них является возможность открывания окон при выключенном зажигании. Делается это следующим образом: автомобиль глушится, а двери остаются закрытыми. В таком случае, опустить окна получится. Однако спустя несколько минут такая возможность пропадет, и чтобы управлять стеклоподъемниками, придется включить зажигание.

И это не все скрытые функции Форд Фокус 3. Еще одной интересной функцией является возможность программирования пульта таким образом, чтобы нажатием на кнопку открывалась только водительская дверь. Для этого нужно вставить ключ в замок зажигания и четыре раза повернуть его во второе положение и обратно. Далее нажимаем кнопку отпирания замка на брелоке. Теперь при нажатии на эту кнопку будет открываться лишь водительская дверь. Для того чтобы открыть остальные двери, на кнопку нужно начать 2 раза. Как и в случае других функций Форд Фокус 3, активация этой возможности происходит не всегда.

Вот таким не хитрым способом можно мониторить ситуацию в отношении работы мотора и других систем Форд Фокус 2.

Настройка усилителя рулевого управления на электрогидравлическом принципе

На остановленном Форд Фокус 2 система устанавливает нужные параметры для коэффициента усиления.

При этом доступно три варианта:

Для переключения режимов сделайте следующее:

Устранение писка в случае не пристегнутого ремня

Многим автовладельцам известна проблема, когда при не пристегнутом ремне появляется надоедливый писк. Если такой звук надоедает, его можно убрать.

Для этого сделайте следующие шаги:

  1. Садитесь в автомобиль и поставьте ручник.
  2. Включите зажигание, но не заводите машину.
  3. Пристегните и отстегните ремень восемь раз.
  4. На девятый раз не отстегивайте его и заведите авто.
  5. Отстегните ремешок и обратите внимание на лампу ремней — она должна засветиться и погаснуть.
  6. Отключите зажигание.

Пункты со 2 по 6 должны быть выполнены в течение минуты. В ином случае ничего не получится.

Некоторые утверждают, что достаточно трех нажатий со скоростью от 1 до 3 секунд, чтобы добиться результата. Попробуйте разные варианты.

Изменение логики открытия дверей

В Форд Фокус 2 можно сделать так, чтобы при одинарном нажатии кнопки открытия разблокировалась только дверь водителя и багажный отсек.

Такой вариант удобен, когда машиной пользуется один человек и нет необходимости открывать все двери. При этом процесс закрытия производится также — путем двойного нажатия.

Алгоритм действий такой:

  1. Зажмите две кнопки на ключе — открытия и закрытия.
  2. Дождитесь мигания поворотных огней.

Для возврата первоначального режима необходимо нажать на кнопки блокировки / разблокировки одновременно, после чего снова должны моргнуть поворотные огни.

Доводка стекол

Некоторые автовладельцы отмечают, что в Форд Фокус 2 предусмотрен секрет в виде доводчика окон.

Важно: у кнопок открытия и закрытия стекол есть 4 положения, два вниз и два вверх.

Условие – стекло закрыто.

Сделайте следующие шаги:

  1. Нажмите клавишу до первого щелчка — стекло опустится.
  2. Отпустите кнопку.
  3. Нажмите снова на два щелчка вниз до упора.
  4. Ждем 4 секунды.
  5. Отпускаем кнопку.
  6. Поднимаем клавишу на один щелчок вверх тем самым закрывая стекло.
  7. Отпускаем.
  8. Снова поднимаем, но уже на два щелчка вверх.
  9. Ждем 4 секунды.
  10. Отпускаем.
  11. Стеклоподъемник запрограммирован.
  12. Откройте окно и попробуйте его закрыть в автоматическом режиме (при одном нажатии). Если окно не закрывается, восстановите настройки памяти.
  13. Аналогичные действия проводим для других стеклоподъемников.

Схему стеклоподъемника Форд Фокус 2 можно найти ниже.


К основным элементам стоит отнести:

  • М122 — подъемник стекла с водительской стороны;
  • Р91 — главный блок с предохранителями;
  • С100 — реле времени;
  • N300 — переключатель подъемников стекла;
  • А77 — блок управления иммобилайзером / ЦЗ;
  • М 123, М 124 и М 133 — остальные стеклоподъемники.

Двойное запирание замков

Суть опции в том, что при ее активации открыть двери не получится даже из салона. Единственным выходом будет разбитие стекол или деактивация функции.

В инструкции написано следующее:

  1. При 2-кратном нажатии на кнопку с двойным замком включается система центрального закрытия машины и охранная сигнализация.
  2. На авто без двойной блокировки поворотники дважды мигают, что свидетельствует о включении системы. На машинах с такой опцией поворотники никак не реагируют.
  3. При наличии на машине функции двойной блокировки жмите на кнопку с двойным замком два раза в течение 3-х секунд для двойного блокирования дверных замков и сканирующих датчиков салона. Двойное срабатывание поворотников свидетельствует о том, что опция активирована.

Проводи меня домой

Этого времени хватает, чтобы дойти до нужного места по хорошо освещенной дороге.

Для этого сделайте следующее:

  1. Отключите зажигание.
  2. Сработайте один раз дальним светом.
  3. Закройте машину и уходите.

Если опция предусмотрена, ближний свет сам включается на 40-секундный промежуток и гаснет.

Программирование новых брелков

При необходимости в Ford Focus 2 можно запрограммировать дополнительные брелоки. Максимальное количество подключаемых пультов не больше восьми с учетом тех, которые были получены при покупке машины.

В процессе программирования ключи должны находиться внутри авто.

Обязательно пристегните ремни безопасности передних кресел и закройте двери во избежание появление посторонних звуков и конфликтов в работе электроники.

Для программирования ключей сделайте следующее:

После выполнения работы можно открыть и закрыть замки авто только с помощью ключей, которые прошли процесс программирования. Остальные ключи работать не будут.

Дополнительные полезные моменты

Кроме рассмотренных выше, выделим еще ряд секретов и наблюдений:

  1. При одновременном нажатии на газ и тормоз работает только тормозной механизм.
  2. Если нажать на клавишу задних стеклоподъемников, когда они выключены, подсветка на кнопках сзади выключается.
  3. Задний дворник сам включается при дожде или включении задней скорости. В некоторых авто он активируется только параллельно с основными стеклоочистителями лобового стекла.

Также прописать другой ключ можно с помощью ELM 327, подключив его в специальный диагностический разъем и ноутбука с установленной программой FORScan.


Выходит для реализации автозапуска нужен обходчик имобилайзера и ключ в машине?


Ну тут вопрос. а попробовать?

Делал тренд без ключа

Попробовать пока не на чем. Сигнализацию S96 только заказал. А теперь задумался..не пролетаю ли с функционалом. Детальной информации нет..а хотелось бы иметь автозапуск без ключа в машине.

Какго года Тренд? Модель сигнализации? если не секрет

без ключа можно сделать в любом случае, если вдруг не пойдет обход сигналкой, можно сделать через Fortin Evo-key (он же Старлайн F1), этот точно обойдет

Спасибо за ответ! Установил S96, все работает. Обход штатными средствами сигнализации, как и заявлено в Beta прошивке на CAN/

У меня на Trend Sport 2011 года, ключ в машине. Если штатная сигнализация была, то должна ставится со штатного брелка.

Штатной сигнализации не было. Была только "открывашка/закрывашка". Установил S96. Со штатного брелка ставится и снимается. Но после длительной стоянки бывает что не с первого раза. Пока не выяснил с чем это связано.

А блокировка двигателя iCan работает?

Вроде бы работает. Проверял так: Поставил на охрану со штатного брелка. Двери закрылись S96 уведомила что авто в охране.И попытался запустить двигатель с ключа. Включил зажигание. Сработала сирена. Двигатель на поворот ключа не реагировал. Не уверен что нужно проверять именно так, но других идей как проверить не было. Дополнительных блокировок пока еще не ставил. Изучаю матчасть.

PS: прошивка блока 2.10.1, прошивка CAN 4.6.0.15511 Beta.
В движении проверю позже. Только вчера закончил ставить


у меня на Trend Sport 2013г.в. обход штатного иммо не получилось сделать. Пришлось оставить чип в обходчике. все прошивки последней версии.


Когда установлено оборудование:
23.04.2013

Где установлено оборудование:
Фирменный установочный центр StarLine


про установку оборудования. ошибочка моя. оборудование установлено 20.06.2018..место установки указано в профиле. в профиле введены исправления


Добавлю свои пять капель нервов. 4 часа пытаюсь прописать ключ в Focus 2013 года комплектации Trend (с двумя стеклоподами). Всё безуспешно. Все прошивки перепробовал, начиная с 2.14, заканчивая 2.16. И снимал акум на 10 минут, как советовали в службе поддержки, и подключался возле ключа на иммобилайзере и на блоке в ногах у пассажира - не помогло. Бывает при обучении сразу выдает 4 звуковых сигнала, или через некоторое время или вообще не перестает прописываться.

Подскажите пожалуйста, что делать.


Здравствуйте. Согласно Правилам форума, прошу Вас создать отдельную тему для обсуждения Вашего вопроса. Также прошу Вас корректно заполнить Ваш профиль.

Сергей приветствую . Проблема точно также же как у вас. Один в один. Если помните , подскажите как победили


Здравствуйте. Согласно Правилам форума, прошу Вас создать отдельную тему для обсуждения Вашего вопроса. Также прошу Вас корректно заполнить Ваш профиль.


такая же ситуация.не обучается иммо.4 часа конечно не ждал максимум 30 мин

Фокус 3

Стандартная приборка Форд Фокус 3 поколения выделяется среди аналогов первых модификаций (до рестайлинга) улучшенной эргономикой. Элементы здесь легче считываются водителем, а световые индикаторы расположились в окулярах спидометра и тахометра. Это позволило сэкономить полезное пространство и разместить между приборами широкий дисплей.

Далее приведено описание индикаторов популярного хэтчбека, попадающихся на щитке различных модификаций.

Обозначение значков на приборке Форд Фокус 3

Обозначения



На фото выше приведено расположение всех лампочек, установленных в большинстве версий авто. Далее указана их расшифровка и подробное описание.

Фокус 3: насосик на панели щитка

Указанный индикатор имеет только одно значение – нарушена работа турбины или снизилась ее эффективность. При появлении подобной лампочки, рекомендуется немедленно обратиться на СТО.

Снежинка на приборке Фокус 3

индикатор на приборке


В разных комплектациях авто значок может немного отличаться визуально, но целевое назначение индикатора одинаково. Лампочка обычно говорит, что на дороге имеется риск обледенения полотна и водителю следует соблюдать осторожность.

Загорелся значок аккумулятора на приборке Focus 3

Индикатор указывает, что АКБ не заряжается или сильно изношен до критической потери емкости. В этой ситуации следует внимательно изучить генераторную установку, проводку и состояние батареи.

Ошибки на щитке

Ошибки



Самостоятельная диагностика автомобиля при помощи БК для пользователей ФФ3 недоступна. Считать ошибки получится только при подключении стороннего оборудования. Далее приведены неисправности, встречающиеся наиболее часто.

Не работает приборка: причины

Фокус 3

Существует ряд поводов, способных вызвать подобные проблемы.

  1. Перегорание соответствующего предохранителя. Плавкая вставка заменяется на заведомо исправную.
  2. Повреждение проводки, прилегающей к приборной панели. Провода нередко перетираются из-за повышенной вибрации. Истертая изоляция восстанавливается. Также требуется проверить фишки проводки на предмет расшатывания и деформации.
  3. Повреждение панели. Модуль не ремонтируется и его следует заменить исключительно целиком.

Потухла приборка Фокус 3

Если панель внезапно погасла, но приборы работают, это указывает на перегорание соответствующего предохранителя. Плавкую вставку нужно заменить на исправную и перезапустить бортовую цепь. Если же гаснет только часть лампочек, рекомендуется разобрать панель и проверить контактные группы на предмет повреждения. Здесь вероятно имеется расшатывание клемм или их окисление. Аналогично выполняется процедура, когда подсветка моргает.

В случаях, где не горит только одна лампа, ее достаточно заменить.

Фокус 3: не включается зажигание и не работает приборка

Если при повороте ключа щиток тухнет, и двигатель не заводится, первым делом рекомендуется проверить заряд аккумуляторной батареи. Когда происходит подобное – это явный признак глубокого разряда АКБ.

Также потребуется выполнить диагностику бортовых систем и проверку модуля ЭБУ.

Как снять щиток

Для выполнения операции потребуется соблюдать определенную последовательность действий.

  1. Обесточить автомобиль.
  2. Аккуратно потянуть на себя пластиковый кожух панели, преодолевая сопротивление защелок.
  3. Под накладкой покажутся два винта – их нужно выкрутить.
  4. Далее потребуется потянуть приборку на себя и аккуратно отключить клеммы питания на задней стороне модуля.
  5. Теперь панель полностью демонтируется с машины.

Приборка Фокуса 3 поколения отличается от предыдущих аналогов улучшенной информативностью и легким считыванием данных. Модуль достаточно прост в эксплуатации и на интуитивном уровне понятен даже новичкам.

Специализация: Закончил государственный автомобильный университет, проработал 20 лет на ГАЗ-56, сейчас езжу на жигулях.

Читайте также: