Генри форд железная дорога

Обновлено: 04.05.2024

Миллиардное состояние, собственные шахты, леса, электростанции, порты, металлургические и сборочные предприятия — к середине 1920-х у Генри Форда, владельца заводов, газет, пароходов, было все, чтобы обеспечить американцев доступным автомобилем. Точнее, почти все. У него не было своей резины, что мешало эксцентричному промышленнику спокойно спать. Устав от диктата британских торговцев каучуком, он загорелся идеей создать собственное производство сырья для автомобильных шин. В жарких бразильских джунглях должны были появиться крупнейшие в мире плантации гевеи, а рядом с ними — идеальный город-мечта, созданный по американским канонам. О каучуковой лихорадке в стране, где много диких обезьян, ее стремительном закате и сокрушительном крахе тропической утопии Форда — в обзоре Onliner.by.

Эльдорадо, богатая золотом и драгоценными камнями легендарная страна, затерянная где-то на просторах Южной Америки, волновала душу и сердце тысяч авантюристов. Ее поиски, растянувшиеся на столетия, были бесплодными, но главный результат они все же принесли: охваченные жаждой наживы искатели приключений проложили дорогу вглубь континента, в засушливые бразильские саванны и непроходимые дождевые леса Амазонии. Оставшись без вожделенного золота, они проходили мимо богатств, ценность которых стала очевидной лишь поколения спустя.





Настоящая революция произошла в 1839 году. Один американский инженер обнаружил, что при нагревании каучука и добавлении в него небольшого количества серы негативные свойства материала исчезали, он сохранял свою эластичность и непроницаемость и зимой, и летом при любой погоде. Так были изобретены вулканизация и резина — и наш мир в очередной раз навсегда изменился. Фамилия же автора выдающегося открытия, Чарльза Гудьира, спустя почти 60 лет была увековечена в названии компании Goodyear, ставшей впоследствии одним из мировых шинных гигантов.




Кишинёв, 30 июля 2013 г. – компания Ford в Молдове, официальный импортёр компания DAAC Hermes, вместе со всем миром отмечает 150-летие со дня рождения великого основателя Ford Motor Company.

Вклад Генри Форда в мировых масштабах непросто измерить. Организованное им производство автомобилей, предназначенных для массового потребления, преобразовало не только США, с преобладающей сельскохозяйственной экономикой, но и весь мир в процветающее индустриальное и урбанистическое общество. Многие историки также связывают имя Генри Форда с появлением среднего класса в США. Революционное по тем временам увеличение минимальной оплаты труда стало беспрецедентным решение, которое впоследствии сильно повлияло на многие управленческие теории.

И, конечно, мир помнит его автомобили. Любопытство и предприимчивость Форда привели к созданию большого количества автомобильных инноваций – от двигателя V8 до безопасного стекла.

Дух новаторства и сегодня направляет Ford Motor Company, находя отражение в таких разных автомобилях, как F-150, Mustang и Fusion Hybrid, технологиях, подобных SYNC и EcoBoost, а также в работе сотрудников, трудящихся в интересах клиентов компании на шести континентах.

Генри Форд родился 30 июля 1863 года в округе Уэйн (штат Мичиган), в окрестности позднее ставшей городом Дирборн. Он был старшим из шести детей. Много времени Генри уделял работе на семейной ферме, однако свою истинную страсть к машиностроению и механике он обрел в результате поездок с отцом в город, где увидел первые машины, двигатели и станки.

В юности Форд разбирал все, что попадало в его руки; он быстро стал известным среди соседей благодаря своему умению чинить часы. Взрослея, он использовал любые возможности для изучения механики, например, учился ремонтировать паровые двигатели и пользоваться станками. В 90-х годах девятнадцатого столетия Форд сфокусировал свое внимание на двигателях внутреннего сгорания.

После этой гонки Э. Малкомсон, детройтский торговец углем, заинтересовался Генри Фордом и его автомобилями. Совместно они стали партнерами нового предприятия, и Форд занялся разработкой новой модели. В начале 1903 года появились и другие инвесторы. Ford Motor Company была основана 16 июня 1903 года.

Спустя месяц Генри Форд попал в затруднительную ситуацию – денежная наличность компании не превышала 250 долларов. Крайне необходимое финансовое вливание поступило 13 июля 1903 года – один полный платеж и два задатка на общую сумму в 1320 долларов за три первые модели А позволили Ford Motor Company остаться на плаву.

В конце 2012 года один из этих трех автомобилей – красная модель А 1903 года – был куплен на аукционе Биллом Фордом, правнуком Генри Форда, и вернулся в компанию. Он считается автомобилем, выпущенным под №3, с шасси №30, и единственным сохранившимся автомобилем из трех проданных в тот день.

После улучшения финансового положения компании, Форд расширил предлагаемый ассортимент автомобилей и усовершенствовал процесс сборки.

Дополнительные сведения о модели Т доступны здесь.

В 1913 году в Ford Motor Company изобрели интегрированную движущуюся сборочную линию для производства автомобилей. Части доставлялись к ней с помощью транспортеров и двигавшихся сверху крюков. Это новшество позволило увеличить объем производства и снизить стоимость автомобиля.

В 1914 году Форд вместе с 13 000 сотрудников изготовил примерно 300 000 автомобилей; в то время как другие 299 компаний, с общим штатом в 66 350 человек, выпустили примерно 280 000 автомобилей.

В 1917 году было начато строительство завода Форд Руж -это был первый шаг на пути к мечте Форда – созданию производственного комплекса с замкнутым циклом, позволяющего в одном месте перерабатывать сырьевые материалы, изготавливать детали и собирать автомобили.

Успешным Генри Форда делали не только его автомобили, но и понимание их потенциала для преобразования общества.

До Форда автомобили были предметами роскоши, и большинство его первых конкурентов продолжало производить и продавать автомобили только для богатых. Форд осознал, что правильные технологии позволяют сделать автомобили доступными для обычных людей, а также то, что эти люди захотят покупать их. Форд сконцентрировал усилия на повышении эффективности производственного процесса, чтобы выпускать больше автомобилей и продавать их по более низким ценам.

Форд также понял, что он предлагал людям не просто автомобили – речь шла о передвижении, мобильности, изменении стиля жизни. Он предвидел также такие последствия массового производства, как появление новых рабочих мест, которые в свою очередь помогут большему количеству людей приобретать производимые им экономичные автомобили.

Он сделал свою компанию международной гораздо раньше, чем кто-либо из его конкурентов. Когда слава и деловая мощь Генри Форда находились в зените, его компания осуществляла деятельность в 30 с лишним странах, включая Китай, Бразилию и большую часть Европы.

Некоторые инновации, осуществленные Фордом в его компании:

Первый раз Генри Форд ушел в отставку в 1919 году, когда он передал руководство своей компанией сыну Эдселу. В этом же году Генри вместе со своей женой и сыном приобрели акции миноритариев за фантастическую (для 1919 года) сумму – 105 820 894 доллара США – и стали единственными владельцами Ford Motor Company, что сделало эту компанию действительно семейной.

В 1943 году, после того, как 49-летний Эдсел умер от рака, Генри снова возглавил компанию, однако многие говорят, что после смерти любимого сына он уже не был прежним Генри Фордом.

21 сентября 1945 года совет директоров Ford Motor Company получил письмо от Генри Форда, в котором сообщалось о его уходе с поста президента компании и рекомендовалось утвердить в качестве приемника Генри Форда II, старшего сына Эдсела и старшего внука Генри. Таким образом, в возрасте 82 лет Генри Форд окончательно отказался от руководства Ford Motor Company.

Генри Форд - парадоксальный гений-антисемит и его наследие

Для американского обывателя фигура бизнесмена Генри Форда до сих пор считается своеобразной иконой стиля. Он известен как изобретательный и предприимчивый инженер, создавший крупнейшую промышленную корпорацию, по сей день находящуюся под семейным контролем. И действительно, во многом благодаря ему США стали такими, какими их привыкли видеть современники – страной с развитой сетью автодорог, по которым передвигаются миллионы автомобилей. Но как ни стараются масс-медиа канонизировать имя Форда, в его жизни есть момент, мешающий этому. Увы, но это раздувание антисемитизма, как в самих Соединенных Штатах, так и в других странах мира.


К концу 1910-х годов Генри Форд входил в число наиболее успешных бизнесменов мира. На тот момент его совокупное состояние превышало 1 млрд. долларов. Предприниматель контролировал более половины автомобильного рынка США. И все было бы хорошо в биографии бизнесмена, если бы не его воинственный антисемитизм, продвигавшийся Фордом на любых доступных ему площадках. А возможности у него были, согласитесь, немалые.


Можно упомянуть еще несколько структурных звеньев компании, которыми заведовал Либольд. Это железные дороги Толедо и Айронтона, госпиталь имени Генри Форда, бухгалтерия подчиненных бизнесмену фондов. Так вот из подчиненного Либольду госпиталя все врачи еврейской национальности были уволены. Понятно, что имея такого помощника, Форду не обязательно было лично заниматься выпуском и распространением антисемитской литературы. И публично он даже отрицал это, но зато незаметно для граждан страны поощрял данный процесс. Благо, для этих целей у него существовал фонд наличных средств, составлявший не менее 1 млн. долларов. За распределением средств из него следил лично Либольд.

В дальнейшем Фонд Форда стал крупной благотворительной организацией, правда, весьма своеобразной. С его помощью американские спецслужбы вмешивались после окончания Второй мировой войны в дела европейских стран. Множество работников фонда были кадровыми сотрудниками ЦРУ, что упрощало задачи по вмешательству в дела других государств, причем, вовсе необязательно отрицательно настроенных относительно США.

Однако это было позже, а в 1930-е годы ситуация выглядела несколько по-другому. Между Фордом и Гитлером процветали дружба и взаимопонимание, уровень которого был очень высок. Доказательством этому является такой факт. В 1938 на свой 75-летний юбилей Генри Форд получил от германского канцлера высшую награду Рейха, которой только мог быть награжден иностранный гражданин, Большой крест Немецкого орла высшей степени. Нацистскую награду вручили юбиляру на праздничном обеде, куда пригласили более полутора тысяч самых известных детройтцев.

Никого из гостей мероприятия совершенно не смутило, что награда из Германии пришла Форду всего лишь спустя 4 месяца после принудительного присоединения Австрии к Германии, сопровождавшегося массовым террором венских евреев. Сам же Форд был в настоящем восторге от полученного Большого креста. Он не отрекся от него, даже узнав о нацистских зверствах, творимых ими в годы войны. Еще почти десятилетие старик Генри продолжал антисемитскую деятельность, не раскаявшись в этом до самой своей кончины.

За грехи деда пришлось отвечать его внуку Генри Форду II. Он встал у руля компании в сентябре 1945 года, когда его родственник отошел от дел. Молодой Форд круто поменял политику фирмы относительно евреев. Едва на политической карте мира появилось независимое еврейское государство, он немедленно начал продумывать возможности активной торговли с новой страной. В частности, он хотел продавать в Израиль запчасти для автомобилей, что существенно облегчило бы транспортный кризис, который буквально душил молодое еврейское государство.


Но только размышлениями Генри Форд II не ограничился. В 1949 президенту Израиля Хаиму Вейцману он лично подарил Ford Lincoln Cosmopolitan, очень дорогой и престижный автомобиль. Кстати, эта машина сейчас хранится в доме-музее Вейцмана, расположенном в городе Реховот. Но только этим молодой Форд не ограничился. В последующие годы он безвозмездно передавал израильским организациям крупные суммы денег. Генри Форд не испугался даже угрозы бойкота со стороны стран арабского мира, когда после Шестидневной войны решил построить в Назарете завод по сборке автомобилей Ford.

Уже весной 1968 с конвейера этого предприятия сошел первый автомобиль Ford Escort, а спустя три с половиной года их уже было 15 тысяч. В дальнейшем завод только наращивал выпуск машин, расширяя ассортимент моделей. И что интересно, арабским государствам пришлось смириться с подобным положением вещей. Завод же Форда в Назарете достиг таких вершин в производстве, что начал импортировать свою продукцию в африканские страны.

фордляндия утопия генри форд отвратительные мужики

Есть много историй, из которых получился бы великолепный сеттинг — хоть для хоррора, хоть для гипотетической Far Cry. Например, недавние похождения пророка-каннибала из Папуа — Новой Гвинеи, который создал собственный культ и построил крепость в горах. Или республика Фиуме, экономика которой держалась за счет авиапиратства и кокаина. Дистопический город Фордландия, построенный по указу Генри Форда в непроходимых джунглях Бразилии — один из таких случаев. Здесь есть все: слетевший с катушек гений, решивший построить собственный рай; бунтовщики с мачете; антиутопические социальные эксперименты и запустение, напоминающие постапокалипсис.

Немного о том, как Генри Форд возомнил себя мессией

фордляндия утопия генри форд отвратительные мужики

фордляндия утопия генри форд отвратительные мужики

Фордландия — колхоз имени Генри Форда

фордляндия утопия генри форд отвратительные мужики

Бразилия была выбрана не просто так. К концу 1920-х предприятиям Форда был нужен каучук для нового автомобиля — модели A. Однако рынок монополизировала Британия, которая научилась выращивать гевею на Цейлоне. Форд хотел убить двух зайцев сразу: организовать собственное производство каучука и поиграть в градостроительный симулятор с живыми людьми. Еще Бразилия переживала застойные времена. Она не могла конкурировать с Британией в производстве каучука. Города, построенные вокруг добычи сока гевеи, пустели. Рабочие слонялись по стране без дела, как какие-нибудь свэгмены. В общем, Форд со своим мессианством возомнил себя еще и спасителем Бразилии.

фордляндия утопия генри форд отвратительные мужики

А какое он выбрал для этого место! В 1926 году поверенные Форда выкупили 14 тысяч квадратных километров земель у реки Тапажос. В самом что ни на есть полюсе недоступности Южной Америки. Иначе говоря, это были наиболее далекие от цивилизации и транспортных узлов земли на всем континенте. Сделка обошлась в 125 тысяч долларов. Как позже выяснилось, эти территории можно было выкупить просто за бесценок, в десятки раз дешевле — и кто-то явно на этом нажился.

В 1928 году строительство Фордландии наконец началось. Для колонии выбрали вершину холма, чтобы ее не затопило во время наводнений. Из-за этого у города постоянно были проблемы с поставками стройматериалов и еды. А река Тапажос и так в этом смысле не лучшая — она становится судоходной только в сезон дождей. Ответственным за обустройство колонии Форд назначил норвежца Эйнара Оксхольма. Правда, продержался он недолго — едва успел заложить фундамент. Потом пришел другой уполномоченный, третий, четвертый… За несколько лет существования колония сменила несколько управляющих. Они либо сбегали, либо оказывались некомпетентными.

Самая унылая утопия

фордляндия утопия генри форд отвратительные мужики

Вся эта затея с Фордландией была проклята с самого начала. Но надо признать, один из наместников Форда по имени Арчибальд Джонстон сумел-таки привести колонию в божеский вид. При нем здесь появились современные больницы, школы, библиотека, электрогенераторы и лесопилка, а также водонапорная башня и маяк — символ идей Форда, которые несут свет посреди никому не нужных джунглей.

фордляндия утопия генри форд отвратительные мужики

И не забывайте, что все это было на фоне авитаминоза, желтухи, малярии и прочих болезней. Но как работяги Фордландии справлялись со стрессом в таких условиях? А никак. Они бунтовали — то открыто, то тайно.

Бунт!

фордляндия утопия генри форд отвратительные мужики

фордляндия утопия генри форд отвратительные мужики

Ко всеобщему унынию, болезням и национальной напряженности добавилась еще одна сводящая с ума деталь. Все годы активного существования Фордландии — с 1928 по 1934 — она была абсолютно бесполезна. Плантация, ради которой все затевалось, не дала ни капли каучука. Менеджеры Форда абсолютно ничего не понимали в выращивании гевеи. Деревья посадили близко друг к другу — в итоге они выросли чахлыми. Из-за этого же вся плантация заразилась грибком и клещами — и вымерла. Представьте: вы приезжаете в унылую дыру посреди джунглей, а здесь нет ни развлечений, ни достойной компании. И даже нормальной работы нет — только высаживай гевеи и следи за тем, как результаты всех твоих трудов дохнут. Раз за разом.

Неудивительно, что вскоре рабочие начали бунтовать против режима. Сначала тайно: они контрабандой провозили в город алкоголь, сигареты, карты и прочие запрещенные вещи. Однако по Фордландии постоянно ходили соглядатаи, выслеживающие нарушения. Да и стучать друг на друга в этом высокодуховном раю стало нормой.

фордляндия утопия генри форд отвратительные мужики

фордляндия утопия генри форд отвратительные мужики

Восстание шло несколько дней, за это время рабочие с мачете в руках перерезали телеграфные провода, разрушили генераторы, общественные здания и даже собственные дома. Менеджеров и повара выгнали в джунгли. Руководство Фордландии сбежало на корабле. Чтобы угомонить восставших, Форду пришлось обратиться к авиамагнату Хуану Триппе, чтобы тот доставил к месту побоища солдат бразильской армии. Только прибытие десанта спасло колонию от полного разрушения.

Чем все закончилось

фордляндия утопия генри форд отвратительные мужики

Фордландия как коммерческий проект была обречена изначально. Генри Форд потратил на нее в общей сложности 20 миллионов долларов (более 200 млн по нынешнему курсу), но она не принесла ни цента доходов. Земли колонии оказались неподходящими для гевей, выращивать их никто не умел, а грибок окончательно уничтожил плантацию. Даже вырубленная во время расчистки территории древесина оказалась бесполезной и не стоила ни гроша. Решить проблему попытались, пригласив именитого ботаника Джеймса Р. Уэйра. Но он лишь осмотрел округу, поторговал персоной, дал несколько абсолютно идиотских советов, забрал положенную плату и сбежал, даже не сообщив об уходе.

фордляндия утопия генри форд отвратительные мужики

Тем, кто хочет узнать о Фордландии больше, советуем прочитать о ней статьи в The Giardian и New York Times, а также соответствующую главу в Atlas Obscura.

Читайте также: