Замена заднего тормозного цилиндра рено дастер 4х4

Обновлено: 17.05.2024

Здравствуйте форумчане. Вот и настал момент замены тормозных цилиндров задних, а конкретно левого. Есть оригинал в районе 3 т.р, есть asam sa (Румыния) в районе тысячи и есть еще LPR (Италия) в районе 800.
Как думаете, какой лучше брать, кто нибудь ставил тормозные цилиндры фирмы asam sa?
И еще вопросик, как думаете, втоой ндао менять, или лучше не ндао если все работает?

Я кое что брал АСАМ но не тормозные-нормальное по моему мнению детали-они на конвейер дачии что то поставляют.Менять парами-а какой смысл-это ж не мортеры. имхо.А что НЕ ТАК с о штатным торм цил.?

Основными признаками износа фрикционных накладок являются:

  • уменьшение объема рабочей жидкости в компенсационном баке при отсутствии протечек;
  • снижение КПД механизмов при сильном ударе по педали;
  • наличие посторонних звуков при использовании тормозов.

Производитель не регламентирует срок службы тормозных колодок, так как скорость износа материала зависит от условий эксплуатации и стиля вождения. На некоторых машинах установлена ​​система ESP, стабилизирующая траекторию за счет торможения колес.

Работа электроники также нагружает механизмы и ускоряет износ колодок. Производитель станка рекомендует устанавливать новые детали с остаточным слоем трения 2 мм. Срок службы деталей, по утверждениям владельцев, от 40 до 80 тысяч км.

Какие детали выбрать на замену

Перед заменой задних тормозных колодок на Рено Дастер закупаются запчасти, конструкция которых зависит от типа трансмиссии. Для переднеприводных кроссоверов выпускается оригинальный комплект с артикульным номером 7701210109 (стоимость от 2,7 тыс. Руб.).

Модификация Renault Duster 4×4 оснащается накладками под номером 440607493R (цена 3,6 тыс. Руб.). При ремонте может понадобиться ремкомплект 7701205518 (стоимость 2 тыс. Руб.). Набор не зависит от типа привода, возможно использование аналога ATE (код 03013792282).

Аналоги колодок модификации 4х2:

  • Brembo S68546 (от 1,85 тыс. Руб.);
  • Girling 5187809 (от 1,8 тыс. Руб.);
  • TRW GS8780 (от 2,2 тыс. Руб.);
  • Valeo 564104 (от 2,1 тыс. Руб.);

Brembo S68546

Аналоги колодок для модификации 4х4:

  • Brembo S68524 (от 1,48 тыс. Руб.);
  • Valeo 564210 (от 2,6 тыс. Руб.);
  • Textar 91082900 (от 3 тыс. Руб.);
  • Ferodo FSB4194 (от 3,2 тыс. Руб.);

Выбираем задние колодки для Дастера, какие лучше

Выбор подшипников Дастер 2х4, артикулы и цены на 2021 год:

  • 77 01 210 109, оригиналы Renault, производитель рекомендует их, хотя не факт, что они лучше других представленных ниже, цена за комплект около 90 долларов;
  • REMSA, артикул 423700, прокладки дешевые и хорошие, цена 11;
  • Asam 30299, Румыния, имеют одну из самых привлекательных цен, не рекомендуются к покупке из-за конструктивных отличий, требуют доработки;
  • Bosch 0986487784 — известная немецкая компания, хорошая альтернатива оригиналу, если не подделка, тщательно проверяем подлинность, вероятность подделки очень высока, цена 32.
  • Ferodo FSB4031, США, признанный производитель колодок и тормозных систем, возможна подделка, качество печати проверяем, код на коробке и качество колодки, цена 73.
  • Fenox BP53009, Беларусь доступен по цене, в доработке не нуждается, но качество оставляет желать лучшего, пользуемся, когда под рукой просто ничего нет, цена 28.

тряпка

Схема привода пылезащитных чехлов
Выбор колодок Duster 4 × 4, артикулы, цены:

  • 44 06074 93R оригинальный Renault, около 80 долларов;
  • 0986487774 Bosch, цена 38;
  • BP53002 Fenox, 22 доллара.

Для замены понадобятся плоскогубцы, две плоские отвертки, гаечный ключ TORX 40.

Меняем своими руками

Для замены задних колодок Рено Дастер необходимо поставить на ровную поверхность. Также в процедуре следует использовать весь набор деталей. То есть во время операции замены должно быть установлено 4 колодки. Если процедура затрагивает только один тормоз, во время движения автомобиль откатится в сторону.

Процедура начинается с того, что тормозная жидкость удаляется из бачка, расположенного под капотом, с помощью шприца. Впоследствии колесо снимается (или оба одновременно). Чтобы снять барабан, вам понадобится плоская отвертка. Последний необходимо поместить в отверстие, куда вкручивается болт крепления колеса. Затем отверткой необходимо найти и открутить гайку храповика, уменьшив тем самым длину проставки.

Процедура замены тормозных колодок на кроссоверах 4WD и 4WD немного отличается.

Замена на Renault Duster 4х4

С помощью гаечного ключа Torx-T40 открутите 2 винта, удерживающих барабан. После завершения операции не нажимайте педаль тормоза. Это может привести к тому, что поршни выступят из колесного цилиндра.

Тормоз заднего колеса на моделях Дастер 4х4 включает в себя следующие элементы:

  • пружинная чашка;
  • опорная поддержка;
  • передние и задние колодки;
  • нажимная пружина;
  • пружины верхнего и нижнего растяжения;
  • распорная планка;
  • колесный цилиндр;
  • губернаторская пружина;
  • приводной рычаг и трос стояночного тормоза;
  • тормозной щит.

Замена четырех тормозных колодок (по две на колесо) на Рено Дастер осуществляется в следующие этапы:

4х4-2

4x4-4

  • С помощью отвертки или плоскогубцев снимите пружину регулятора люфта.
  • С помощью плоскогубцев вращается чашка пружины стойки опоры заднего подшипника. Он должен остановиться, когда канавка совпадет с хвостовиком.
  • Убирается чаша с пружиной.
  • Опора снимается с тормозной прокладки.

После завершения манипуляций необходимо проделать аналогичные действия в отношении детали, расположенной впереди.

После этого необходимо:

Перед установкой новых деталей очистите резьбу гайки с храповым механизмом и кончик распорной планки. Затем на эти элементы наносится жир. Механизм, отвечающий за регулировку зазора, смонтирован сзади. Для этого вручную вкрутите кончик пробела в соответствующее отверстие.

Установка новинок на Дастер осуществляется в обратной последовательности. Перед установкой барабана необходимо удалить с поверхности следы грязи и металлической стружки.

В конце концов, следует отрегулировать положение деталей, установленных на Дастере. Для этого нужно несколько раз нажать на педаль тормоза, а затем заблокировать ее. Затем несколько раз поднимите и опустите рычаг стояночного тормоза. Выполняя эти манипуляции, можно услышать щелчки, возникающие в результате работы механизма регулировки расстояний между тормозными колодками и тормозными барабанами. Процедуру необходимо проводить до исчезновения посторонних звуков.

Наконец, проверьте уровень тормозной жидкости.

Пошаговая инструкция для полноприводных авто

Замена прокладок проводится целиком; запрещается использовать элементы с разной толщиной фрикционного слоя. При неравномерном износе автомобиль при торможении имеет тенденцию смещаться вбок.

Перед заменой колодок проверяется количество жидкости в резервуаре. Уровень доводится до отметки Max (например, резиновым шприцем или медицинским шприцем). При установке новых накладок излишки жидкости могут вытекать в моторный отсек.

Алгоритм действий при замене колодок:

  1. Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности и выключите двигатель.
  2. Зафиксируйте машину клиньями и отпустите рычаг стояночного тормоза.
  3. Поднимите кузов и поместите под порог стальную стойку для защиты от падения.
  4. Откручиваем болты и снимаем колесо со ступицы.
  5. Используйте отвертку с плоским лезвием, чтобы подтолкнуть колодки к центру, который вставляется в барабан через каналы для колесных болтов. В устройство механизма автоматической регулировки зазора входит распорная вставка с храповым колесом. Наконечник отвертки перемещается снизу вверх, уменьшая длину планки и отодвигая колодки от рабочей поверхности тормозного механизма. Работа блока регулировки показана на видео, снятом владельцами автомобиля Рено Дастер.
  6. С помощью головки Torx 40 открутите 2 винта, расположенные на передней части барабана.
  7. Открутив болты, нужно потянуть металлический кожух на себя. Если деталь снять сложно, то колодки нужно дополнительно уменьшить. После снятия крышки категорически запрещается нажимать на педаль тормоза, так как поршни выдавлены из тормозного цилиндра.
  8. Отсоедините наконечник верхней пружины от металлического каркаса переднего блока с помощью отвертки или плоскогубцев.
  9. Извлеките противоположный пружинный крючок из отверстия в задней обшивке.
  10. По аналогии снимаем нижнюю пружину.
  11. Снимите дополнительный эластичный элемент, поддерживающий расстояние между фрикционной накладкой и беговой поверхностью барабана.
  12. Утопите и поверните плоскогубцами формованную шайбу, удерживающую подушку на опорной планке.
  13. Вытяните шток с противоположной стороны барабанного механизма.
  14. Аналогичным образом снимите фиксатор передней колодки.
  15. Оттяните задний блок от щита, что позволит вам снять кончик троса, идущего к рычагу ручного тормоза.
  16. Снимите фиксатор и пружину, установленные на конце троса.
  17. Снимаем передний фиксатор, который снимается вместе с проставкой и регулировочным механизмом.

Автомобильные колодки

Сборка механизма

Пружины и позиционер очищены от пыли, поврежденные детали необходимо заменить на детали из ремонтного комплекта. Промытый винтовой механизм и трещотка покрыты слоем термостойкой смазки. При установке полосы учитывайте разнонаправленную резьбу в левом и правом отверстиях. Регулятор установлен на передней крышке, закрепленной опорной штангой. На тросе закрепляется задний фиксатор, затем устанавливаются упорная и регулировочная пружины.

С поверхности кожуха стальной щеткой удаляется слой пыли (от износа покрытий и металлической поверхности), если высота бортика превышает 2-3 мм, рекомендуется заменить деталь. После сборки группы положение колодок регулируется.

Для проведения регулировки необходимо нажать педаль тормоза, затем 4-5 раз поднять рычаг стояночного тормоза до упора (при нажатой кнопке храповика). При каждом подъеме активируется храповик, который направляет колодки по рабочей поверхности.

Правильность настройки проверяется по количеству щелчков, нормой считается вращение колеса на 7-8 зубьев. Регулировка прекращается после прекращения щелчков в механизмах. Затем проверяется уровень рабочей жидкости в баке, при уменьшении объема производится дозаправка.

Когда нужно производить замену колодок


Определяя степень необходимости замены тормозных колодок, можно ориентироваться на рекомендации производителя.

На Дастер могут устанавливаться разные типы тормозов. В зависимости от этого минимальная толщина перекрытий должна составлять 7,5 или 8,1 мм. Допускается толщина 7,5 мм для тормозных дисков 280 мм с дизельным двигателем 1,5 dCi или бензиновым двигателем F4R. 8,1 мм допускается для дисков диаметром 269 мм, которые устанавливаются на машинах с двигателем К4М объемом 1,6 л.

Если при диагностике обнаружится, что тормозной диск изнашивается неравномерно, необходимо будет заменить колодки

, причем степень износа здесь не играет роли. Чтобы измерить толщину колодок, вам нужно будет ослабить болты крепления колес и домкратом поднять автомобиль. После снятия колеса нужно подготовить глубиномер и штангенциркуль. Заодно проверьте толщину дисков — она ​​должна быть не менее 21,8 мм для автомобилей с двигателями K9K и F4R и 19,8 — для двигателей K4M.

Большинство автолюбителей начинают задумываться о замене колодок, когда степень износа приближается к критической

Косвенные признаки стирания колодок

Индикаторы износа тормозного механизма делятся на косвенные и прямые. В Рено Дастер есть индикатор износа: металлическая полоса, расположенная под фрикционным материалом. Когда его большая часть изношена, степень торможения ослабляется и при нажатии на тормоз раздается характерный неприятный звук. Если индикаторной полоски нет, свист появляется уже тогда, когда она полностью износилась.

Еще один признак проблемы — это прилагаемое усилие при нажатии на тормоз.

Еще один признак износа — когда педаль тормоза не возвращается после нажатия на нее.

Это говорит о том, что фрикционный материал практически полностью изношен.

Точные признаки

также визуально определить неисправность можно по состоянию электродов и других узлов:

  • толщина покрытия стала меньше установленной производителем нормы;
  • на покрытии появились механические повреждения: сколы, трещины и т д;
  • микрометр показал, что толщина диска уменьшилась ниже нормы, на диске образовались сколы, одна сторона выступила на его краю;
  • основание обуви имеет трещины или сколы.

И самый очевидный признак значительного износа колодок — наличие налета под накладкой колеса, в котором присутствуют частицы металла. Это свидетельствует о полном разрушении покрытия и наличии трения о металлическую часть тормозного узла.

Снятие тормозного барабана на Рено Дастер 4х2

У переднеприводного кроссовера такой же тормозной механизм, но другая конструкция ступицы. Здесь ступица и тормозной барабан составляют одно целое. На переднеприводном Рено Дастер ступичный подшипник запрессован в барабан. Подходим к колодкам так же, как к полноприводному Дастеру с помощью отвертки, проворачивая через отверстие, куда вставляется колесный болт.




После этого можно начинать процесс замены колодок. При этом ни в коем случае нельзя нажимать педаль тормоза при снятом барабане.

Поднимая отверткой, освобождаем зацеп верхней пружины сжатия. Снимаем пружину. Таким же образом снимите нижнюю пружину сжатия.



Поддеваем отверткой и снимаем пружину регулятора зазора. С помощью плоскогубцев вращаем пружинную чашку заднего башмака до тех пор, пока паз в чашке не совместится с хвостовиком крепления.


Снимаем чашку с пружиной и вытаскиваем опорную стойку из отверстия в тормозном щите. Аналогичным образом снимаем передний держатель колодки.

Снимаем заднюю тормозную колодку с тормозного щита. Отсоедините конец троса стояночного тормоза от рычага заднего башмака.


Снимаем фиксатор и пружину конца троса. Снимаем передние тормозные колодки вместе с распорной штангой и отсоединяем их, предварительно отсоединив пружину.


Устанавливаем задние тормоза Рено Дастер в обратной последовательности. После этого также нужно отрегулировать тормоз.

Чтобы отрегулировать положение тормозных колодок, нажмите педаль тормоза несколько раз. Зажимаем и затем многократно поднимаем и опускаем стояночный тормоз (при перемещении рычага нужно все время удерживать кнопку отпускания стояночного тормоза на рычаге, чтобы храповик не сработал).

При этом в тормозах задних колес будут слышны щелчки от работы механизма автоматической регулировки зазоров между тормозными колодками и тормозными барабанами. Поднимите и опустите рычаг стояночного тормоза до тех пор, пока не прекратятся щелчки тормозов. Добиваемся настройки стояночного тормоза на рабочий ход рычага в пределах 7-8 щелчков. Проверяем уровень тормозной жидкости в бачке гидросистемы трансмиссии и при необходимости доводим до нормы.



Безопасная эксплуатация рено дастер, как и любого автомобиля, во многом зависит от состояния тормозной системы. Если все элементы, включая задние дисковые тормоза, исправны и в хорошем состоянии, автомобиль будет тормозить эффективно. В противном же случае остановка авто существенно затруднена, а иногда невозможна вовсе. Нельзя пренебрегать регулярным осмотром и, тем более, необходимой заменой повредившихся элементов. Ситуация только продолжит усугубляться. На рено дастер производители установили барабанный тип тормозной системы. Такая система устойчива к загрязнению, более надёжна. Эффективность тормозного потенциала снижается при износе накладок (замасливание, сколы, отслоения) или поверхности барабанов. Их нужно заменять.

Такой ремонт хозяин рено дастер может сделать сам, без применения профессиональных инструментов и оборудования. Это не особо сложная процедура, если изучить принцип работы механизмов и ознакомиться с соответствующей инструкцией. Тогда замена задних тормозных колодок пройдет без проблем. Как на рено дастер с колесной формулой 4х4, так и на модели с формулой 4х2. Чтобы замена задних колодок прошла максимально гладко можно дополнительно посмотреть видео.

Задние колодки рено дастер 4х4 и 4х2 — цена, артикул

Как покупать запчасти чтобы заменить — решать хозяину машины, стоить задние тормозные колодки на рено дастер могут по-разному. Это зависит от страны производителя, типа привода, а также предложений конкретных автомобильных магазинов, разброс цен от 1000 до 4000. Для модификации рено дастер 4х2 DC486 артикул — 7701210109, задние тормозные колодки из оригинального набора стоят 2700 рублей, 4х4 артикул — 440607493R, цена — 3600 рублей. Кроме непосредственных деталей при самостоятельной замене нужен комплект инструментов.

Снятие тормозного барабана на Рено Дастер 4х2

Переднеприводный кроссовер имеет тот же тормозной механизм, но другую конструкцию ступицы. Здесь ступица и тормозной барабан единое целое. На переднеприводном Renault Duster ступичный подшипник запрессован именно в барабан. Сводим колодки так же, как и на полноприводном Дастере с помощью отвертки, вращая через отверстие куда вставляется болт колеса.



Далее можно приступать к процессу замены колодок. При этом ни в коем случае не стоит нажимать на педаль тормоза пока барабан снят.

Поддев отверткой, выводим из зацепления с колодкой крючок верхней стяжной пружины. Снимаем пружину. Аналогично снимаем нижнюю стяжную пружину.


Поддеваем отверткой и снимаем пружину регулятора зазоров. Пассатижами поворачиваем чашку пружины опорной стойки задней колодки до совмещения паза в чашке с хвостовиком стойки.


Снимаем чашку с пружиной и вынимаем опорную стойку из отверстия щита тормозного механизма. Аналогично снимаем опорную стойку передней колодки.

Отводим от тормозного щита заднюю тормозную колодку. Отсоединяем наконечник троса стояночного тормоза от рычага задней колодки.


Снимаем колодку и пружину наконечника троса. Снимаем переднюю тормозную колодку вместе с распорной планкой и разъединяем их, предварительно отсоединив пружину.


Сборку задних тормозов Рено Дастер производим в обратной последовательности. После этого предстоит еще и отрегулировать тормоз.

Замена задних тормозных колодок на Дастере

При замене накладок лучше использовать комплект целиком, так как при неравномерном износе автомобиль может уводить в сторону. Перед установкой новых деталей, необходимо обязательно проверить уровень жидкости в отсеке. При работе излишки могут вытекать, это нужно учитывать. Перед работой нужно установить автомобиль на ровной поверхности, обязательно заглушить двигатель. Необходимо зафиксировать машину с помощью упоров, опустить ручник, приподнять с помощью домкрата кузов (установив специальную стойку).

После всех подготовительных действий можно приступать к замене запчастей. Последовательность действий следующая:

  1. Снять колесо.
  2. Сдвинуть колодки к центру.
  3. Открутить винты на барабане и снять деталь.
  4. Отсоединить пружины.
  5. Снять дополнительный эластичный элемент.
  6. Вытащить стержень и фиксатор.
  7. Демонтировать наконечник троса.
  8. Изъять колодку.

По аналогии, но в обратном направлении, ставится новая деталь. Остальные детали, не участвующие в замене, нужно тщательно очистить от загрязнений, а также проверить наличие дефектов. Перед монтажом все детали необходимо покрыть смазкой, устойчивой к высоким температурам. Для настойки тормозной системы надо нажать на педаль тормоза, затем неоднократно поднять ручник до упора. Корректность работы проверяется количеством характерных щелчков, которое в норме составляет 7-8 единиц. Регулировка считается оконченной после завершения щелчков. Перед началом эксплуатации автомобиля также проверяется уровень жидкости в бачке.

Как поменять задние колодки Duster 4х4

  • Опустите ручник, зафиксируйте автомобиль.
  • Проверьте уровень тормозной жидкости, если он находится на отметке MAX, следует выкачать часть жидкости.
  • Ослабьте колесные болты.
  • Поднимите заднюю часть автомобиля.
  • Выкрутите колесные болты, демонтируйте колесо.
  • Сведите колодки. Для этого просуньте отвертку в левое верхнее посадочное место колесного болта. Нащупайте там храповую гайку регулятора зазоров. Далее вращайте её отверткой снизу-вверх.













Интересное по теме: Замена бензонасоса Киа Спектра, как снять и заменить топливный фильтр

Неисправности задних колодок


Есть несколько признаков, по появлению которых можно понять, что нужно менять эти запчасти. Неисправности элементов системы выражаются:

  • в уменьшении объёма жидкости без видимых на то причин;
  • заметном снижении эффективности торможения;
  • наличии настораживающих звуков.

Срок службы не регламентирован, поэтому появление неисправности не должно быть неожиданным. Долговечность деталей, эффективность работы и их исправность зависит исключительно от манеры езды водителя, интенсивности эксплуатации транспортного средства. При появлении малейших признаков неисправности и их игнорировании водитель в скором будущем может столкнуться с длительным дорогим ремонтом или просто не справится с управлением во время очередной поездки.

Пошаговый порядок замены 4х4

Подробно о замене передних тормозных колодок на Рено Дастер в материале: замена передних тормозных колодок.

Перед тем как приступить к замене задних тормозных колодок, откройте бачок с тормозной жидкостью под капотом, и если её уровень близок к отметке MAX, то заблаговременно откачайте её с помощью шприца.

Обратите внимание!

Замену тормозных колодок на Рено Дастер следует менять только комплектом – т.е всех четырех элементов. Замена же их только с одной стороны, может привести не только к неравномерному износу самих колодок, но и частичному уходу автомобиля в сторону при движении.

  • Первым делом, надежно фиксируем автомобиль на земле и снимаем колёса, которые с завода идут 14-го радиуса.
  • Для того, чтобы демонтировать барабан, колодки между собой нужно сжать.

Чтобы свести их, и освободить барабан, необходимо плоскую отвёртку поместить в отверстие предназначенное для болта фиксации колеса.

Далее на ощупь нужно найти храпововую гайку в механизме управления зазором колодок и барабана, и поворачивать её снизу-вверх, уменьшая длину в распорном приспособлении.


Гайка находится в верхней части тормозного барабана.

Для наибольшей наглядности предлагаем вам фотографию устройства без барабана.


Так должно выглядеть положение отвертки внутри барабана.

Замена тормозных колодок на полноприводном автомобиле

  1. С помощью ключа TORX-40 откручиваем два винта, которые крепят барабан к ступице.


Необходимо открутить всего 2 болта.


После того, как колодки сведены и болты откручены, барабан легко снимется с посадочного места.



Для того, чтобы снять пружину, достаточно поддеть лишь одну из сторон.


Снятую пружину необходимо заменить.


Эту пружину также стоит менять.


Аккуратно поддев отвёрткой, пружина легко выйдет из посадочного места.


Опора легко выйдет когда опорная стойка будет находится ровно относительно отверстия.


Эти детали не меняются, их необходимо просто отложить в сторону.


Старые колодки необходимо просто выбросить.


Снимать трос следует аккуратно, дабы не повредить оплётку.


Отсоединённые элементы откладываем в сторону.


Снятый храповый механизм прицепляем к новым тормозным колодкам.

Перед установкой новых колодок проверяем на наличие протечек тормозной цилиндр, а также очищаем всю поверхность от пыли и грязи. Далее очищаем всю резьбу на наконечнике разборной планки и гайки, смазываем храповый механизм смазкой.

Монтируем новые колодки в аналогичном порядке снятию.

Регламент замены — на скольких километрах менять

По статистике с этой проблемой автовладельцы сталкиваются на каждых 40000-80000 км. Эта периодичность говорит о том, что при прошествии этого расстояния лучше провести диагностику деталей на предмет износа. А при обнаружении несоответствий срочно заменить запчасти. Неисправность может обнаружиться и раньше. Водителя должен насторожить соответствующий индикатор на приборной панели или нехарактерный ранее звук. При появлении такой симптоматики нужно провести диагностику системы на предмет повреждений раньше.

Снимаем тормозной барабан: порядок работы и инструмент

Работа осуществляется на автомобиле, находящемся в подвешенном состоянии. Для этого используется домкрат (или подъёмник). Также с помощью домкрата можно установить автомобиль на опоры.


Тормозной барабан ржавый, значит прикипел, ВАМ потребуется WD-40 или аналогичная жидкость

Обязательно опустите рычаг стояночного тормоза до ограничения вниз.

Инструменты:

Чтобы выполнить работу, потребуется набор инструментов:

Порядок работы

Для снятия тормозного барабана понадобится следовать определенному алгоритму:

  1. Сначала потребуется включить 1-ю передачу, после чего поставить упорные бруски под колеса.
  2. Теперь демонтируется декоративный колпак заднего колеса.
  3. Откупорьте защитные колпаки ступицы, используя тонкое зубило, молоток (выполняйте эту работу осторожно).
  4. Открутите два болта звёздочка.


Два болта, которые держат тормозной барабан


Следуя установленному порядку действий, Вам удастся быстро и без особых сложностей демонтировать тормозной барабан.

Артикулы тормозных барабанов на Дастер

Стоимость оригинальных тормозных барабанов 30 000 рублей!

Оригинальный код — 8200 835 832. Сейчас присядьте, ценник барабана равен 30 000 рублей.

Цена работы на сто

  • недостаточная или неравномерная тормозная сила;
  • прихватывание тормозов после прекращения воздействия на педаль;
  • чрезмерный ход педали тормоза;
  • недостаточная интенсивность работы стояночного тормоза.

Когда менять колодки, признаки износа

колодки Дастер

Конструкция тормозного механизма Рено Дастер
Полноприводный Renault Duster имеет заднюю независимую многорычажную подвеску, передниприводная версия комплектуется торсионной полузависимой балкой. Вследствие этого есть различия в расположении и креплении троса ручника к колодкам. Важно учитывать, что задние колодки на Дастер 4х2 и 4х4 отличаются механизмом привода тормозов ручного тормоза. Минимально допустимый внутренний диаметр тормозного барабана составляет 229,5 мм, а новый барабан имеет номинал 228,5 мм.

ьарабан Дастер

Максимальный диаметр указан на барабане
Регламентно производить замену следует раз в 60 тыс. км. Однако стоит учитывать, что износ колодок зависит не от указаний производителя, а от качества колодок, степени износа тормозного барабана, нашего стиля вождения. Поэтому пробег не будет показателем износа. Основные признаки изношенных задних колодок:

  1. Снижение эффективности торможения.
  2. Шум, скрип при торможении.
  3. Большой рабочий ход рычага ручника.
  4. Вибрации при нажатии педали тормоза, хотя это скорее говорит об износе тормозного барабана.

Интересное по теме: Ford Focus II: как поменять масло в АКПП. Регламент и фотоотчет

Чтобы определить износ надо измерить толщину фрикционной накладки тормозной колодки включая основание. Толщина новой колодки составляет 4.9 мм. Максимально допустимый износ 3.5 мм. При показателях ниже 4мм необходима оперативная замена.

Важно произвести замену всех четырех элемент обоих колес. В противном случае при торможении машину может повести в сторону.

Обозначение каталожный номер для передних тормозных колодок Рено Дастер

Итак оригинальные передние тормозные колодки на российских автомобилей Renault Duster с 2,0 двигателем производит фирма. Их каталожный номер Ferodo – 440603905R. В качестве альтернативы могут быть применены также колодки: – SANGSIN SP1390 (для Duster с двигателем 2.0 литра) под торговой маркой HI-Q; – Renault 4106 084 81R; – TRW GDB3332; – Nipparts J3601085; – Girling 6133321; – Bosch 0 986 424 795. Из отзывов автомобилистов наиболее мягкими являются тормозные колодки фирмы Bosсh, что в случае их применения позволит уменьшить износ тормозных дисков, но при этом также несколько уменьшит и период эксплуатации тормозных колодок, за счет более интенсивного износа.

Замена передних колодок на Renault Logan подробная инструкция с фото


Замена передних колодок Рено Логан довольно не сложная операция, которую может выполнить практически любой человек, без особых знаний и навыков. Но сначала немного расскажем об устройстве передних тормозных механизмов Renault Logan.

Тормозной механизм переднего колеса Рено Логан — дисковый, с плавающей скобой, включающей в себя суппорт и однопоршневой колесный цилиндр, стянутые между собой двумя болтами. Тормозные механизмы передних колес французского автомобиля весьма схожи с устройством передних тормозов переднеприводных моделей Lada.

Так что если вы уже имеете опыт замены передних колодок на отечественных ВАЗах с передним приводом, то проблем не возникнет.

Металлическая направляющая тормозных колодок двумя болтами прикреплена к поворотному кулаку, а скоба крепится двумя болтами к направляющим пальцам, установленным в отверстиях направляющей колодок. На пальцах установлены защитные резиновые чехлы.

В отверстия для пальцев направляющей колодок закладывается пластичная смазка, но не любая а специальная высокотемпературная, для тормозных суппортов. Если пальцы не смазывать, то эффективность торможения со временем окажется хуже некуда. Тормозные колодки поджаты к пазам направляющей пружинами.

Устройство переднего тормозного механизма.

  • 1 — винт крепления корпуса цилиндра к суппорту
  • 2 — корпус колесного цилиндра
  • 3 — штуцер прокачки гидропривода тормозов
  • 4 — болт крепления скобы к направляющему пальцу
  • 5 — направляющий палец
  • 6 — щит тормозного механизма
  • 7 — диск тормозного механизма
  • 8 — чехол направляющего пальца
  • 9 — направляющая колодок
  • 10 — суппорт
  • 11 — тормозные колодки

Замена передних колодок Рено Логан должна осуществляться после снятия колеса. При этом вы должны четко убедится, что кузов надежно вывешен и не рухнет на землю. Ведь это может серьезно вас травмировать. Желательно конечно эту операцию проводить на подъемнике, но если такой возможности нет, то кроме домкрата обязательно используйте надежную подставку.

Стоит отметить, что заменять колодки только на одном колесе не допустимо, меняются колодки на всех передних колесах. Так же колодки необходимо менять обязательно, если вдруг вы решили заменить тормозной диск Рено Логан. Неравномерная выработка может привести к потери эффективности торможения и даже уводу машины с траектории в сторону (при торможении).

А теперь к замене – после снятия колеса необходимо утопить поршень в тормозной цилиндр, что бы освободить колодки и отодвинуть плавающую скобу на такую величину, что бы можно было вставить новые колодки. Для того, что бы сдвинуть скобу понадобится небольшая монтажка, в виде лопатки или большая отвертка. Что бы утопить тормозной поршень было проще можно открутить крышку у бачка с тормозной жидкостью.

Как только скоба была сдвинута и колодки начали свободно болтаться внутри значит их можно вынуть.

Накидным ключом на 13 отворачиваем болт крепления скобы к нижнему направляющему пальцу, удерживая палец рожковым ключом на 17. Смотрим фото.

Затем просто откидываем скобу вверх, поэтому откручиваем именно нижний палец. Если сделать по другому, то тормозной шланг просто не позволит откинуть скобу вниз. Поэтому не стоит усложнять себе жизнь. После того как откинули скобу, вот вам и колодочки, которые легко и просто вынимаем из направляющих.

Металлической щеткой очищаем от грязи и коррозии посадочные места колодок в их направляющей. Желательно еще заменить две пружинные скобы колодок Рено Логан. Перед установкой новых колодок проверяем состояние защитных чехлов направляющих пальцев.

Порванный или потерявший эластичность чехол заменяем. Желательно выкрутить пальцы (колючем на 17) и смазать специальной высокотемпературной смазкой, о чем мы уже упоминали. Это позволит скобе свободно и плавно перемещаться эффективно прижимая колодки к диску.

Не стоит игнорировать эту операцию.

После замены передних колодок Рено Логан в обязательном порядке несколько раз нажмите на педаль тормоза, это позволит встать колодкам на место, а тормозному поршню занять рабочее положение. Затем проверяйте уровень тормозной жидкости в бачке. Следует отметить, что замена передних колодок на Рено Сандеро проводится так же.

Выбор задних тормозных колодок на Рено Дастер

Вне зависимости от типа колодки на Дастер должны соответствовать следующим параметрам:

  • размер барабана — 228х40 мм;
  • толщина фрикционной накладки — 4,9 мм;
  • минимальная толщина фрикционной накладки — 3,5 мм.

На полно- и моноприводных версиях Дастера устанавливаются различные тормозные колодки. Для кроссовера первой модификации подойдут оригинальные детали с артикулом 440607493 R, для второй версии — 7701210109.

Помимо колодок необходимо заменить стягивающие пружины, которые входят в состав тормозов. Эти элементы также подвергаются серьезным нагрузкам и сравнительно быстро изнашиваются. Артикул оригинальных стягивающих пружин — 7701205518.

Если стоимость оригинальных деталей слишком высока, либо в наличии нет таких тормозных колодок, то можно приобрести изделия следующих марок (артикул 2х4 и 4х4):

  • Remsa (423700 и 415200);
  • LPR (9890 и 1131);
  • Meyle (16145330016 и 16145330012);
  • Lucas TRW (GS8780 и GS8455);
  • Nibik (FN43551 и ABS8455);
  • Brembo (S68546 и S68525).

Существуют и другие неоригинальные задние тормозные колодки, подходящие для Рено Дастер. Основное достоинство подобных изделий заключается в низкой цене. Для полноприводных модификаций Дастера разница в стоимости деталей доходит до 2-3 тысяч рублей.

Renault Duster de dust 1.6 ГБОAdact Бортжурнал Задние тормозные колодки

А всему виной такого исхода — это заклинивший рычаг троса ручника. Это известная проблема. Ситуевина такая происходит…При использовании ручника, колодка остается разжатой и возвратные пружины не могут осилить этот заклинивший рычаг. В итоге после периодических таких циклов, колодки истираются быстрее обычного…


Полный размерРуками еле расшатал это рычагСледующая засада, это выбор новых колодок! А вернее отсутствия — этого самого выбора! У официалов эти самые колодки стоят где то 3700 рупий. Если забивать код этого изделия, то там вообще 7р может выдать(напр Экзист) А если смотреть аналоги, то вообще белебирда. Наши колодки должны быть размером 230мм, а аналоги идут 203мм. Люди покупают такие колодки и при замене офигивают…как так то! Да еще и фиксатор троса ручника на дастере то, ферзиперстовый мля. Такие не каждый делает…только бош и он же оригинал))) Поэтому выбора два — купить оригинал или клепать накладки от ваза классики. Хотел уже пойти последним путем, но случайно обнаружил колодки Асам, похожие на наши Дастеровские.Да, некоторые не хвалят Асам, но пока больше альтернативы нет. Даже если они сотруться быстро, наклепаю тогда нах САМ!)))… A sam сделать сможешь? (шутка)Короче, на вид довольно таки качественно сделано то…По сравнении есть такие моменты.


Полный размерУ асама, накладка не так укорочена, как на оригинале. Не знаю хорошо это или плохо!


Полный размерВид с другой стороны.


Полный размерВид сверху.



Полный размерЗазор 1-2мм присутствует…Перед установкой обязательно капнуть маслом в это место!Далее пытаюсь понять работу этого самого механизма сводящего колодки. Это особенно трудно, когда этот механизм неисправен)))


Полный размерВычищаем его карчеткой


Полный размерВот таким я его снял с колодок.Так и не поняв его работы, установил все на место и принялся разбирать второй колесо. И когда я взял в руки противоположное устройство, то увидел немного изменений в конструкции. Да еще и в руках если расдвигать и сдвигать, то гайка действительно трещит и крутиться))) Жалко фотик сел и видос не успелся сохраниться…Короче, пришлось еще раз все снимать и реанимировать это сломанное устройство…


Полный размерС какого то хрена левую пружинную пластинку загнуло, а она должна быть прямой. Правая должна быть вдоль корпуса, а ее отогнуто в сторону.Рихтануть пружину сложно, но можно…


Полный размерРазворачиваем и выгибаем, как на надо, иначе никак.Все заработало, как часы))Устанавливаем колодки на местоЭти винты еле открутил ударной отверткой…Потому при обратной сборке, просто смазал и закрутил от руки! Они нужны, только для удержания барабанов при снятии колеса.Последние дни тормоза были ватные. Работали только передние колодки. При нажатии на педаль, начиналось заамеедлееениие))) И только, когда педаль проваливалась за среднее положение, начиналось само торможение. Сейчас все, как надо…чуть нажал и уже оно пошло! Ручник пока не подтягивал, но там проблем не должно быть…

Цена вопроса 1600р Номер 32123 размер 228х42

Снятие тормозного барабана на Рено Дастер 4х4

Естественно заменять колодки нужно только комплектом — все четыре колодки. Замена колодок только одного тормозного механизма может привести к уводу автомобиля в сторону при торможении.

Перед снятием барабана тормозного механизма опускаем рычаг стояночного троса до упора — автомобиль должен быть расторможен. Снимаем заднее колесо и надежно фиксируем автомобиль. Для того чтобы снять барабан, колодки нужно свести вместе. Для этого шлицевой отверткой через резьбовое отверстие, в которое вворачивается болт крепления колеса, вращаем храповую гайку механизма автоматической регулировки зазора между колодками и барабаном, уменьшая тем самым длину распорной планки.


Для наглядности операция показана со снятым барабаном Рено Дастер.


Храповую гайку на левом и на правом колесах вращаем за зубцы снизу вверх.

Затем ключом Torx-T40 отворачиваем два винта крепления тормозного барабана к ступице. Снимаем тормозной барабан.



Безопасная эксплуатация рено дастер, как и любого автомобиля, во многом зависит от состояния тормозной системы. Если все элементы, включая задние дисковые тормоза, исправны и в хорошем состоянии, автомобиль будет тормозить эффективно. В противном же случае остановка авто существенно затруднена, а иногда невозможна вовсе. Нельзя пренебрегать регулярным осмотром и, тем более, необходимой заменой повредившихся элементов. Ситуация только продолжит усугубляться. На рено дастер производители установили барабанный тип тормозной системы. Такая система устойчива к загрязнению, более надёжна. Эффективность тормозного потенциала снижается при износе накладок (замасливание, сколы, отслоения) или поверхности барабанов. Их нужно заменять.

Такой ремонт хозяин рено дастер может сделать сам, без применения профессиональных инструментов и оборудования. Это не особо сложная процедура, если изучить принцип работы механизмов и ознакомиться с соответствующей инструкцией. Тогда замена задних тормозных колодок пройдет без проблем. Как на рено дастер с колесной формулой 4х4, так и на модели с формулой 4х2. Чтобы замена задних колодок прошла максимально гладко можно дополнительно посмотреть видео.

Задние колодки рено дастер 4х4 и 4х2 — цена, артикул

Как покупать запчасти чтобы заменить — решать хозяину машины, стоить задние тормозные колодки на рено дастер могут по-разному. Это зависит от страны производителя, типа привода, а также предложений конкретных автомобильных магазинов, разброс цен от 1000 до 4000. Для модификации рено дастер 4х2 DC486 артикул — 7701210109, задние тормозные колодки из оригинального набора стоят 2700 рублей, 4х4 артикул — 440607493R, цена — 3600 рублей. Кроме непосредственных деталей при самостоятельной замене нужен комплект инструментов.

Снятие тормозного барабана на Рено Дастер 4х2

Переднеприводный кроссовер имеет тот же тормозной механизм, но другую конструкцию ступицы. Здесь ступица и тормозной барабан единое целое. На переднеприводном Renault Duster ступичный подшипник запрессован именно в барабан. Сводим колодки так же, как и на полноприводном Дастере с помощью отвертки, вращая через отверстие куда вставляется болт колеса.



Далее можно приступать к процессу замены колодок. При этом ни в коем случае не стоит нажимать на педаль тормоза пока барабан снят.

Поддев отверткой, выводим из зацепления с колодкой крючок верхней стяжной пружины. Снимаем пружину. Аналогично снимаем нижнюю стяжную пружину.


Поддеваем отверткой и снимаем пружину регулятора зазоров. Пассатижами поворачиваем чашку пружины опорной стойки задней колодки до совмещения паза в чашке с хвостовиком стойки.


Снимаем чашку с пружиной и вынимаем опорную стойку из отверстия щита тормозного механизма. Аналогично снимаем опорную стойку передней колодки.

Отводим от тормозного щита заднюю тормозную колодку. Отсоединяем наконечник троса стояночного тормоза от рычага задней колодки.


Снимаем колодку и пружину наконечника троса. Снимаем переднюю тормозную колодку вместе с распорной планкой и разъединяем их, предварительно отсоединив пружину.


Сборку задних тормозов Рено Дастер производим в обратной последовательности. После этого предстоит еще и отрегулировать тормоз.

Замена задних тормозных колодок на Дастере

При замене накладок лучше использовать комплект целиком, так как при неравномерном износе автомобиль может уводить в сторону. Перед установкой новых деталей, необходимо обязательно проверить уровень жидкости в отсеке. При работе излишки могут вытекать, это нужно учитывать. Перед работой нужно установить автомобиль на ровной поверхности, обязательно заглушить двигатель. Необходимо зафиксировать машину с помощью упоров, опустить ручник, приподнять с помощью домкрата кузов (установив специальную стойку).

После всех подготовительных действий можно приступать к замене запчастей. Последовательность действий следующая:

  1. Снять колесо.
  2. Сдвинуть колодки к центру.
  3. Открутить винты на барабане и снять деталь.
  4. Отсоединить пружины.
  5. Снять дополнительный эластичный элемент.
  6. Вытащить стержень и фиксатор.
  7. Демонтировать наконечник троса.
  8. Изъять колодку.

По аналогии, но в обратном направлении, ставится новая деталь. Остальные детали, не участвующие в замене, нужно тщательно очистить от загрязнений, а также проверить наличие дефектов. Перед монтажом все детали необходимо покрыть смазкой, устойчивой к высоким температурам. Для настойки тормозной системы надо нажать на педаль тормоза, затем неоднократно поднять ручник до упора. Корректность работы проверяется количеством характерных щелчков, которое в норме составляет 7-8 единиц. Регулировка считается оконченной после завершения щелчков. Перед началом эксплуатации автомобиля также проверяется уровень жидкости в бачке.

Как поменять задние колодки Duster 4х4

  • Опустите ручник, зафиксируйте автомобиль.
  • Проверьте уровень тормозной жидкости, если он находится на отметке MAX, следует выкачать часть жидкости.
  • Ослабьте колесные болты.
  • Поднимите заднюю часть автомобиля.
  • Выкрутите колесные болты, демонтируйте колесо.
  • Сведите колодки. Для этого просуньте отвертку в левое верхнее посадочное место колесного болта. Нащупайте там храповую гайку регулятора зазоров. Далее вращайте её отверткой снизу-вверх.













Интересное по теме: Замена бензонасоса Киа Спектра, как снять и заменить топливный фильтр

Неисправности задних колодок


Есть несколько признаков, по появлению которых можно понять, что нужно менять эти запчасти. Неисправности элементов системы выражаются:

  • в уменьшении объёма жидкости без видимых на то причин;
  • заметном снижении эффективности торможения;
  • наличии настораживающих звуков.

Срок службы не регламентирован, поэтому появление неисправности не должно быть неожиданным. Долговечность деталей, эффективность работы и их исправность зависит исключительно от манеры езды водителя, интенсивности эксплуатации транспортного средства. При появлении малейших признаков неисправности и их игнорировании водитель в скором будущем может столкнуться с длительным дорогим ремонтом или просто не справится с управлением во время очередной поездки.

Пошаговый порядок замены 4х4

Подробно о замене передних тормозных колодок на Рено Дастер в материале: замена передних тормозных колодок.

Перед тем как приступить к замене задних тормозных колодок, откройте бачок с тормозной жидкостью под капотом, и если её уровень близок к отметке MAX, то заблаговременно откачайте её с помощью шприца.

Обратите внимание!

Замену тормозных колодок на Рено Дастер следует менять только комплектом – т.е всех четырех элементов. Замена же их только с одной стороны, может привести не только к неравномерному износу самих колодок, но и частичному уходу автомобиля в сторону при движении.

  • Первым делом, надежно фиксируем автомобиль на земле и снимаем колёса, которые с завода идут 14-го радиуса.
  • Для того, чтобы демонтировать барабан, колодки между собой нужно сжать.

Чтобы свести их, и освободить барабан, необходимо плоскую отвёртку поместить в отверстие предназначенное для болта фиксации колеса.

Далее на ощупь нужно найти храпововую гайку в механизме управления зазором колодок и барабана, и поворачивать её снизу-вверх, уменьшая длину в распорном приспособлении.


Гайка находится в верхней части тормозного барабана.

Для наибольшей наглядности предлагаем вам фотографию устройства без барабана.


Так должно выглядеть положение отвертки внутри барабана.

Замена тормозных колодок на полноприводном автомобиле

  1. С помощью ключа TORX-40 откручиваем два винта, которые крепят барабан к ступице.


Необходимо открутить всего 2 болта.


После того, как колодки сведены и болты откручены, барабан легко снимется с посадочного места.



Для того, чтобы снять пружину, достаточно поддеть лишь одну из сторон.


Снятую пружину необходимо заменить.


Эту пружину также стоит менять.


Аккуратно поддев отвёрткой, пружина легко выйдет из посадочного места.


Опора легко выйдет когда опорная стойка будет находится ровно относительно отверстия.


Эти детали не меняются, их необходимо просто отложить в сторону.


Старые колодки необходимо просто выбросить.


Снимать трос следует аккуратно, дабы не повредить оплётку.


Отсоединённые элементы откладываем в сторону.


Снятый храповый механизм прицепляем к новым тормозным колодкам.

Перед установкой новых колодок проверяем на наличие протечек тормозной цилиндр, а также очищаем всю поверхность от пыли и грязи. Далее очищаем всю резьбу на наконечнике разборной планки и гайки, смазываем храповый механизм смазкой.

Монтируем новые колодки в аналогичном порядке снятию.

Регламент замены — на скольких километрах менять

По статистике с этой проблемой автовладельцы сталкиваются на каждых 40000-80000 км. Эта периодичность говорит о том, что при прошествии этого расстояния лучше провести диагностику деталей на предмет износа. А при обнаружении несоответствий срочно заменить запчасти. Неисправность может обнаружиться и раньше. Водителя должен насторожить соответствующий индикатор на приборной панели или нехарактерный ранее звук. При появлении такой симптоматики нужно провести диагностику системы на предмет повреждений раньше.

Снимаем тормозной барабан: порядок работы и инструмент

Работа осуществляется на автомобиле, находящемся в подвешенном состоянии. Для этого используется домкрат (или подъёмник). Также с помощью домкрата можно установить автомобиль на опоры.


Тормозной барабан ржавый, значит прикипел, ВАМ потребуется WD-40 или аналогичная жидкость

Обязательно опустите рычаг стояночного тормоза до ограничения вниз.

Инструменты:

Чтобы выполнить работу, потребуется набор инструментов:

Порядок работы

Для снятия тормозного барабана понадобится следовать определенному алгоритму:

  1. Сначала потребуется включить 1-ю передачу, после чего поставить упорные бруски под колеса.
  2. Теперь демонтируется декоративный колпак заднего колеса.
  3. Откупорьте защитные колпаки ступицы, используя тонкое зубило, молоток (выполняйте эту работу осторожно).
  4. Открутите два болта звёздочка.


Два болта, которые держат тормозной барабан


Следуя установленному порядку действий, Вам удастся быстро и без особых сложностей демонтировать тормозной барабан.

Артикулы тормозных барабанов на Дастер

Стоимость оригинальных тормозных барабанов 30 000 рублей!

Оригинальный код — 8200 835 832. Сейчас присядьте, ценник барабана равен 30 000 рублей.

Цена работы на сто

  • недостаточная или неравномерная тормозная сила;
  • прихватывание тормозов после прекращения воздействия на педаль;
  • чрезмерный ход педали тормоза;
  • недостаточная интенсивность работы стояночного тормоза.

Когда менять колодки, признаки износа

колодки Дастер

Конструкция тормозного механизма Рено Дастер
Полноприводный Renault Duster имеет заднюю независимую многорычажную подвеску, передниприводная версия комплектуется торсионной полузависимой балкой. Вследствие этого есть различия в расположении и креплении троса ручника к колодкам. Важно учитывать, что задние колодки на Дастер 4х2 и 4х4 отличаются механизмом привода тормозов ручного тормоза. Минимально допустимый внутренний диаметр тормозного барабана составляет 229,5 мм, а новый барабан имеет номинал 228,5 мм.

ьарабан Дастер

Максимальный диаметр указан на барабане
Регламентно производить замену следует раз в 60 тыс. км. Однако стоит учитывать, что износ колодок зависит не от указаний производителя, а от качества колодок, степени износа тормозного барабана, нашего стиля вождения. Поэтому пробег не будет показателем износа. Основные признаки изношенных задних колодок:

  1. Снижение эффективности торможения.
  2. Шум, скрип при торможении.
  3. Большой рабочий ход рычага ручника.
  4. Вибрации при нажатии педали тормоза, хотя это скорее говорит об износе тормозного барабана.

Интересное по теме: Ford Focus II: как поменять масло в АКПП. Регламент и фотоотчет

Чтобы определить износ надо измерить толщину фрикционной накладки тормозной колодки включая основание. Толщина новой колодки составляет 4.9 мм. Максимально допустимый износ 3.5 мм. При показателях ниже 4мм необходима оперативная замена.

Важно произвести замену всех четырех элемент обоих колес. В противном случае при торможении машину может повести в сторону.

Читайте также: