Мерседес датчик дождя как включить

Обновлено: 13.05.2024

День или ночь, сухо или влажно — автомобиль сам знает, чтó за бортом, опираясь на показания специального датчика. Эксперт ЗР рассказывает, как он устроен, какие системы получают от него информацию и как установить его на автомобиль своими силами.

Впервые датчик дождя применил в середине прошлого века американский автоконцерн General Motors на одной из премиальных моделей. Но серийное производство из-за несовершенства технологий освоено не было. И только к середине девяностых сначала японские автопроизводители, а затем и остальные начали устанавливать датчики дождя и света на дорогие модели.

Сейчас ими уже не удивишь даже владельцев компактных и совсем недорогих машин. Современные датчики дождя и света объединены в единый модуль, расположенный в верхней части ветрового стекла, за зеркалом заднего вида — но принципы работы у этих сенсоров разные .

Устройство датчика света и дождя фирмы Hella:

1 — связующая среда; 2 — верхний корпус датчика с оптикой; 3 — шторка; 4 — печатная плата с датчиком с разъемом коннектора; 5 — нижний корпус датчика; 6 — зажим.

Датчик дождя

а — сухое ветровое стекло; б — мокрое ветровое стекло.
1 — светодиод-передатчик; 2 — призма; 3 — фотодиод-приемник; 4 — капля воды.

Определяет наличие капель воды на ветровом стекле посредством оптоэлектронного метода измерений. Чувствительный элемент датчика состоит из одного или нескольких светоди­одов (передатчик), призмы и фотодиода (приемник).

Испускаемые светоди­одом инфракрасные лучи попадают через призму на ветровое стекло, отражаются от наружной поверхности и поступают на чувствительный фотодиод. От сухого и чистого стекла луч отражается практически полностью, а потому сигнал на фотодиоде имеет большую величину . При попадании на стекло капель воды лучи света преломляются, а потому лишь малая их часть попадает на приемник сигнала. Чем сильнее дождь, тем меньше лучей попадает на фотодиод.

Электронный блок непрерывно определяет количество воды на стекле и корректирует частоту взмахов и скорость работы дворников. Система даже умеет оценивать, грязное ли стекло: если после одного двойного хода дворников прозрачность не восстановилась, автоматически включается стеклоомы­ватель.

Датчик света

в — датчик фронтального света; г — датчик внешнего освещения.
1 — световод с линзой; 2 — световод со светофильтром.

В первых комбинированных датчиках света и дождя элемент, измеряющий освещенность, был только один. При наступлении темноты или въезде в туннель он включал фары, габаритные огни и подсветку приборов. Затем в тот же узел стали помещать до трех светочувствительных элементов, каждый со своей сферой ответственности.

Интенсивность освещения перед автомобилем измеряет узкоугольный датчик фронтального освещения. Используя сигнал с датчика, электроника распознаёт день и ночь и, соответственно, выключает или включает фары.

Зоны реагирования датчиков света:

С помощью широкоугольного световода датчик внешнего освещения (он же датчик солнечных лучей) регистрирует уровень освещенности над автомобилем. Дополнительно установленный светофильтр позволяет различать солнечный и искусственный свет . Это нужно для того, чтобы, например, автоматика включила фары при въезде днем в освещенный туннель; а если машина находится под палящим солнцем, климат-контроль должен интенсивнее охлаждать салон.

Если автомобиль оборудован проекционным дисплеем, устанавливается узконаправленный HUD-датчик. Он измеряет освещенность той зоны, куда проецируется информация. А электронная система корректирует яркость подсветки элементов, выводимых на дисплей.

Взаимодействие датчиков света и дождя с другими системами автомобиля

  1. Стеклоочистители. Если на стекле появились капли дождя, автоматика задействует стекло­очистители, а если капли не удаляются с одного прохода, включаются стеклоомыватели.
  2. Наружная светотехника. По сигналу датчика освещенности светотехника переходит из режима дневных ходовых огней в режим ближнего света.
  3. Внутренняя подсветка. Датчик освещенности управляет яркостью всех элементов подсветки салона и панели приборов.
  4. Система комфорта. При первых каплях дождя автоматика закрывает стёкла и люк в крыше, позволяя водителю не отвлекаться от управления автомобилем.
  5. Мультимедийная система. Датчик освещенности, отслеживая количество наружного света, выдает мультимедийной системе сигнал на изменение яркости экрана.
  6. Климат-контроль. По команде датчика дождя климат-контроль подсушивает воздух, включая кондиционер и направляя воздух на стёкла во избежание запотевания. Датчик внешнего освещения регистрирует интенсивность солнечного излучения, попада­ющего сквозь ветровое стекло, и сообщает о корректировках блоку управления климат-контролем.
  7. Head-Up-дисплей (HUD). Яркость дисплея регулируется по сигналу датчика освещенности.
  8. Система автоматической просушки тормозных механизмов. По сигналу датчика дождя насос антиблокировочной системы кратковременно и не более чем на 2 бара поднимает давление в тормозных контурах. Тормозные цилиндры подводят колодки, и они касаются враща­ющихся тормозных дис­­ков, удаляя с них влагу и грязь.

Своими силами

Если на вашем автомобиле нет штатного датчика дождя и света, его можно установить. Например, в продаже есть датчики дождя как отечественного, так и зарубежного (обычно китайского) производства. Они представляют собой небольшую пластиковую коробочку, которая клеится на ветровое стекло изнутри и соединяется с электросистемой автомобиля жгутом проводов. Имеется даже исполнение для 24‑вольтового электрооборудования. Простенькие универсальные датчики дождя стóят до тысячи рублей, самые навороченные — чуть дороже двух тысяч.

Если не хотите разбираться в электросхемах автомобиля, чтобы приспособить датчики, ищите готовые комплекты для конкретной модели . В набор помимо датчика входят центральный переключатель света с положением Auto, жгуты проводов, пластмассовые кожухи датчика, надевающиеся на кронштейн зéркала заднего вида. Цена таких наборов — в пределах 3800–4500 рублей, а в комплекте с самозатемняющимся зеркалом ­заднего вида они могут ­стоить до 9500 рублей.

2.11 Переключатели Mercedes-Benz W203

Выключен.

2.11 Переключатели Mercedes-Benz W203

Автоматическое переключение света фар

2.11 Переключатели Mercedes-Benz W203

Габаритные огни, освещение номерного знака.

2.11 Переключатели Mercedes-Benz W203

Ближний свет, габаритные огни,освещение номерного знака.

Дальний свет (комбинирован-ный подрулевой переключатель нажмите от себя).

2.11 Переключатели Mercedes-Benz W203

Парковочные фонари, правые.

2.11 Переключатели Mercedes-Benz W203

Парковочные фонари, левые.

Переключатель потяните до 1-го положения фиксации:

2.11 Переключатели Mercedes-Benz W203

Противотуманная фара дополнительно к стояночному, ближнему свету.

Горит зеленый контрольный светодиод.

Переключатель потяните до 2-го положения фиксации:

2.11 Переключатели Mercedes-Benz W203

Задний туманный фонарь дополнительно к противотуманным фарам.

Горит жёлтый контрольный светодиод.

Переключение света фар

Свет фар может включаться/выключаться вручную или автоматически или переключаться на постоянный режим.

2.11 Переключатели Mercedes-Benz W203

Ручной режим

Ближний свет, габаритные огни и освещение номерного знака включаются и выключаются через переключатель света.
(Переключатель света — см. выше).

Автоматический режим

Переключатель света в положении .

Поверните ключ в выключателе зажигания в положение 1.

Стояночный свет автоматически включается и выключается в зависимости от внешней освещённости.

Ключ в выключателе зажигания поверните в положение 2 (+ двигатель включён).

Ближний свет, стояночный свет и освещение номерного знака включается и выключается автоматически в зависимости от внешней освещённости.

Ближний свет, стояночный свет и освещение номерного знака могут и далее включаться вручную переключателем света.

В тумане свет фар не включается посредством функции автоматического переключения света фар.

При необходимости включите освещение автомобиля вручную.

Режим постоянного света 1

Ближний свет, стояночный свет и освещение номерного знака включены при работающем двигателе. Дальний свет и предупредительный световой сигнал могут и далее включаться и выключаться вручную.

1 В соответствии с законодательством некоторых стран.

Функция выключения света фар с выдержкой времени (ЗАМЕДЛЕННОЕ ВЫКЛЮЧЕНИЕ СВЕТА ФАР)

В темноте после выключения двигателя включаются стояночный свет, задний фонарь, фонарь освещения номерного знака и туманный фонарь.

После закрывания дверей начинается отсчёт времени задержки в рамках функции замедленного выключения света фар. Продолжительность задержки выключения может регулироваться несколькими ступенями между значениями 0 (выключено) и 60 секунд.

В течение 10 минут после закрывания дверей данную функцию можно снова активировать открыванием одной из дверей.

Временное отключение функции выключения света фар с выдержкой времени:

Перед выходом из автомобиля ключ в выключателе зажигания поверните в положение 0, затем в положение 2 и затем снова в положение 0.

Освещение для ориентировки

В темноте после отпирания автомобиля основным ключом загораются стояночный свет, задний фонарь, фонарь освещения номерного знака и туманный фонарь.

При открывании двери водителя или самое позднее через 40 секунд фонари гаснут.

Регулятор угла наклона фар

1 Регулятор угла наклона фар
0 Заняты передние сиденья.
1 Заняты передние и задние сиденья.
Занято сиденье водителя, и загружен багажник до допустимой нагрузки на задний мост.
2 Заняты передние и задние сиденья, и загружен багажник до допустимой нагрузки на задний мост.

Ключ в выключателе зажигания поверните в положение 1 или 2.

1 Ближний свет(положение переключателя света )
2 Дальний и ближний свет(положение переключателя света )
3 Предупредительный световой сигнал (дальний свет, независимо от положения переключателя света)
4 Фонари указателя поворота, правые
5 Фонари указателя поворота, левые

Указание поворота: зафиксируйте комбинированный переключатель. Возврат в исходное положение производится автоматически при повороте рулевого колеса.

Указание поворота при перестроении: переведите комбинированный переключатель только до точки сопротивления и придержите его в этом положении.

1 В соответствии с законодательством некоторых стран.

6 Слегка нажмите переключатель:
одно движение щёток стеклоочистителя без подачи воды (включайте только при мокром ветровом стекле)

Нажмите переключатель с преодолением точки сопротивления: стеклоомыватель, стеклоочиститель

(Доливание воды в резервуар стеклоомывателя рассмотрено в Главе Текущее обслуживание).

7 Стеклоочиститель
0 Выкл.
I Интервальный режим

Модели с датчиком дождя:

При включении выполняется один ход щёток стеклоочистителя. После этого, интервалы автоматически регулируются в зависимости от количества влаги на стекле.

II Нормальный режим
III Ускоренный режим

Модели без датчика дождя:

При остановке автомобиля происходит переключение режима работы стеклоочистителя на одну ступень вниз. В интервальном режиме работы – увеличивается интервал.

Блокирование рычага стеклоочистителя

При невозможности движения рычага стеклоочистителя устраните причину (например, снег). Для обеспечения безопасности выньте ключ из замка зажигания.

Затем снова включите стеклоочиститель (ключ в замке зажигания поверните в положение 1).

Разводы на ветровом стекле

При включённом стеклоочистителе включите стеклоомыватель — в том числе и во время дождя.

(Доливание воды в резервуар стеклоомывателя рассмотрено в Главе Текущее обслуживание).

Система аварийной сигнализации

Система аварийной сигнализации автомобиля может включаться вручную переключателем на средней консоли или она включается автоматически после срабатывания одной из подушек безопасности.

При включённой системе аварийной световой сигнализации во время включения комбинированного переключателя мигает только левый или только правый фонарь указателя поворота. После возврата комбинированного переключателя в исходное положение снова мигают все фонари указателя поворота.

От насекомых до дождя​

Вроде бы автоматические дворники пришли к нам не слишком давно. Однако желание избавить водителей от необходимости включать их вручную появилось очень давно. Появилось оно, конечно же, у американцев, которые уважают всё автоматическое очень и очень давно (как тут не вспомнить, например, автоматические коробки передач, которые серийно стали ставить на Олдсмобили ещё в 1940-х). С датчиком дождя первые эксперименты ставил Cadillac, который пытался оборудовать им свой Eldorado ещё в 1950-х. Но тогда ничего не вышло. Эти датчики были настолько несовершенными, что срабатывали от мух и комаров, а вот дождь за осадки считать они не слишком торопились. С этими датчиками немного помучились и в итоге отказались от них совсем. Ждали, пока электроника станет более совершенной, а человечество изобретёт что-то более умное и компактное


В общем, лидерство американцы утратили однозначно, но всё равно остались молодцами, попытавшись сделать датчик дождя серийным оборудованием первыми в мире.

Современный датчики, реагирующие исключительно на воду (реже на снег или грязь), комаров и прочей нечисти не боятся. Ничего сложного в них нет, но всё же иногда они начинают работать неадекватно. Вот только всегда ли в этом виноват сам датчик?

Свет и грязь

Как я уже говорил, датчик состоит из двух основных элементов – светодиода и фотодиода. Принцип работы очевиден: светодиод излучает инфракрасный свет, который отражается от стекла и попадает на фотодиод. Датчик оценивает количество вернувшегося на него света. Если свет был преломлен мокрым стеклом, его количество на фотодиоде будет меньше. И это расценивается как команда помахать дворниками.

Никаких движущихся частей в датчике дождя нет, а его электронная начинка очень проста. Почему же этот датчик иногда сходит с ума? Причина простая: что-то не так с преломляющимся у кромки стекла светом. Если на поверхности стекла есть какое-то препятствие, датчик думает, что идёт дождь и начинает включать щётки стеклоочистителя. Ну а дальше всё зависит от того, насколько интеллектуален блок управления с алгоритмом работы дворников.

В продвинутых блоках есть оценка эффективности работы дворников. Если они смахнули воду, которую увидел датчик, но последнему кажется, что это ещё не всё, то дворники начнут буйствовать. Чтобы этого не было, достаточно содержать стекло в чистоте. Причём чистота должна быть первостатейной: даже отпечаток пальца на жирном после мойки стекле может расцениваться датчиком как жуткий ливень. В общем-то, чаще всего из-за неправильного преломления света в грязном стекле и начинается ненормальная работа датчика дождя.

Вторая причина менее очевидна, но всё же она есть. Датчик дождя всегда стоит в зоне работы дворников (иначе он не смог бы понять, что они включились и работают). И стоит он обычно где-нибудь за зеркалом заднего вида, то есть, ближе к краю зоны работы щёток. А обычно именно в этих местах изношенные щётки начинают работать хуже всего. Получается, что датчик даёт команду, дворники пашут в поте поводков, а толку от этого нет. Мало того, если резинка на дворнике оставляет развод на том месте, где стоит датчик, то после первого взмаха датчик начинает паниковать: развод воды – это явный признак того, что дождь полил изо всех сил, и надо включать высшую скорость работы щёток. Тут уже система окончательно трогается кукухой и начинает жить своей жизнью. Поэтому хорошие дворники – это необходимое условие адекватной работы датчика дождя.

И ещё неплохо было бы помнить, что зачастую с датчиком дождя связаны не только дворники. Именно этот датчик может закрывать окна и люк, если вдруг пошёл дождь, или включать кондиционер для просушки воздуха (для избежания запотевания стёкол). Так что дворники – это ещё не всё, что может работать по собственному наитию в случае немытого лобового стекла.

Кстати, никто не обещал лёгкой жизни с датчиком дождя в снегопад. Часто он не видит снега (нет преломления на стекле – нет осадков), но это нормально, и считать это неисправностью нельзя.


К сожалению, не у всех производителей эта опция радует разумностью работы. Тут очень многое зависит от того, насколько качественно продуман алгоритм работы дворников в зависимости от данных датчика дождя (сами датчики принципиально не отличаются). Иногда даже с чистым стеклом и прекрасными щетками система бесит водителя неадекватной оценкой происходящего. Что ж, бывает.

Ставить или нет?


Так можно ли поставить такой датчик самому? Можно. Сейчас в Интернете продают кучу таких устройств, которые легко поставить на любую машину. Причём забавно, что не все они китайские – есть и российских производителей. Комплекты отличаются и ценой (можно купить буквально за 800 рублей), и дизайном, и функционалом. Трудно сказать, насколько хорошо они работают. В целом все те, кто не пожалел денег на нормальный комплект за 4-5 тысяч рублей, довольны его работой.

И хотелось бы предупредить: клеить линзу датчика суперклеем – это обычно плохая идея. Суперклей со временем теряет свойства и начинает немного иначе преломлять свет. Лучше пользоваться специальными средствами для установки и обезжиривания стёкол. Какими именно, называть не буду (не хочу делать бесплатную рекламу), но такие средства в продаже есть.

Современные автомобили оснащены большим количеством полезных функций. Одной из самых полюбившихся российскими автомобилистами считается датчик дождя. Принцип работы его сложен, но в общих чертах описать можно так – когда начинается дождь, капли воды попадают на лобовое стекло.

Из-за этого срабатывает специальный датчик, который запускает стеклоочистители. Конечно, такая функция идет не в базовой комплектации автомобиля. Тем не менее, многим водителям она нравится, и они стараются приобретать машину, на которой уже имеется датчик.

Польза режима AUTO


Такая функция, бесспорно, является очень полезной. Ведь она позволяет во время дождя избавиться от необходимости самостоятельно включать дворники, что облегчает вождение. Кроме того, датчик дождя позволяет увеличить безопасность на дороге. Например, всем прекрасно известно о качестве российских дорог. Часто, даже после дождя в ямах образуются большие лужи, по которым многие ездят, не сбавляя скорости.

В результате вас может обрызгать такой лихач и если вовремя не включить дворники, то можно потерять управление и создать аварийную обстановку. При наличии датчика дождя беспокоиться не о чем. Он моментально сработает, и стеклоочистители начнут работать.

Однако не всегда датчик дождя приносит только пользу. В некоторых случаях он сам может стать причиной поломки автомобиля. Например, я уже давно не использую его зимой.

Почему не стоит включать датчик дождя в зимнее время года

  1. Если ночью был резкий перепад температуры, то автомобиль может покрыться сплошной ледяной коркой.
  2. В таком случае водитель просто запускает двигатель, включает обогрев стекла и ждет некоторое время. Обычно, если время поджимает, то владелец машины уезжает, как только оттает зона напротив водительского сиденья.

В этом и заключается главная опасность. Обычно автоматический режим работы дворников включается, когда машина наберет некоторую скорость (точное значение зависит от марки автомобиля). В это время запускается датчик и если на стекле остались капли воды, то он активирует работу стеклоочистителей. И будет хорошо, если они уже успели оттаять от лобового стекла.


Есть, что добавить? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.

Читайте также: