Опель зафира белый дым

Обновлено: 18.05.2024

Здравствуйте . Столкнулся с такой проблемой,примерно год-полтора уже. Сразу не ругайте и не смейтесь,я не совсем чайник и И-НЕТ налопатил уже ого-го . Скажу сразу,"Лавр" уже делал,без изменений,только по началу туже стартер вращаться стал. В общем, проблема,как у многих,с дымом. НО . Он не маслянный,(во-первых,нету запаха и он не синий,(а на Жигулях я 7 лет отъездил,поэтому запах масла знаю очень хорошо.) Во-вторых,масло на 10.000 км - 1 литр.И то,сальники заменил 3 дня назад,дубовые были. Он,в смысле дым,не белый и антифриз стоит как вкопанный.И дымит она не 30 сек.,и не в сырую прохладную погоду(от 0 до +10 градусов),как все пишут. В общем описываю,как оно всё выглядит. Хоть в 30-ти градусную жару,хоть в мороз запускаю двигатель,жду 5-10 сек. и. Понеслась . Белый дым,но воняет выхлопными газами,не маслом! Проходит 3-4 минуты и он постепенно становится меньше,но полностью не исчезает.Грею 10-15 минут на ХХ,затем поехал. Дымит,как С*КА,как при запуске.Ещё 5-7 минут еду,как на тракторе и он ПОЛНОСТЬЮ исчезает. Затем как ни газуй,как ей ни вставляй - ни дымка. Но на следующий день или после 4-5-ти часов простоя - начинается "день сурка".Приезжаю к мотористам,а они:"погазуй". И что? газую - ни дыминки,(я-то ведь уже на прогретой).С улыбкой пожимают плечами и говорят :"Ну раз ничё не жрёт - так и катайся".А я так не могу,да и перед соседями как-то стрёмно уже :-))) (Шутка! Пофиг мне конечно!). Ещё направляют на диагностику. У одних нету разъёма,у других - программы,а третьим вообще OBD-2 под рулём нужен.Но что-то я там его не нашёл. Подскажите,плиз,что может быть. Я уже все датчики поперебирал,перечистил. Как же мне его победить? Обнаружил,что датчик детонации вытекший,из-за этого детонация на горячую,(я так думаю).И не может ли это всё катализатор погонять? Я уж и не знаю что думать.

Кстати,во время этой дымовухи к выхлопной трубе подставлял белы чистый листок бумаги.Никаких жирных пятен,как в рекламе . :-))) Подставляешь руку - влажные капельки,как мелкая роса появляется,через 10 сек. как не бывало.Многие говорят,что масляный дым оставляет жирное пятно на бумаге. Но почему-то этот пар стоит столбом и долго рассеивается. Вот и загадка.

Вложение 2458346 Вложение 2458347 Вложение 2458348 вот такая фигня у меня : утро, +10,около 25 сек такая картина.на днях сменил масло(еннеос синька),грм и остальные ремни.фриз в норме,на трассе поднимается на три деления,масло на одном уровне

Во-во,точно такой же,только ещё гуще. Но главное,маслом-то не воняет. Зато вода из глушака льётся и льётся! Конденсат? Тогда откуда его там столько? И,кстати,свечи сегодня выкрутил - нагара масляного нет,но до хрена чёрного нагара.

Во-во,точно такой же,только ещё гуще. Но главное,маслом-то не воняет. Зато вода из глушака льётся и льётся! Конденсат? Тогда откуда его там столько? И,кстати,свечи сегодня выкрутил - нагара масляного нет,но до хрена чёрного нагара.

тоже самое один в один. один писал что после промывки форсунок пропало,я мыл химией на сто нихрена. мои подозрения сальники.кольца. сегодня увидел что дт тоже поплыл.делал диагностику -все в норме ошибок нуль

Народная мудрость гласит, что нет дыма без огня. Однако, когда дело касается двигателя, дым – это просто дым. Сам по себе он может и не причинять вреда, но его появление зачастую является признаком серьезных проблем, требующих немедленного вмешательства. В противном случае они могут прожечь дыру в вашем кошельке.

При работе двигателя чувствуется запах гари, наблюдается густой дым

Дым из выхлопной трубы

Существует три базовых цвета отработавших газов: черный, белый и сизый. Черный дым обычно сопровождается запахом несгоревшего топлива и указывает на избыток топлива или недостаток воздуха, поступающего в цилиндры, а также на возможную неисправность свечи, вызывающую пропуски зажигания. Белый или серый дым говорит о наличии воды в цилиндре. Как правило, она попадает туда из-за утечки охлаждающей жидкости через прокладку головки блока или впускного коллектора. Сизый дым является признаком сгорания масла в цилиндрах. Оно может оказаться там вследствие износа сальников клапанов или поршневых колец. При любом цвете дыма могут наблюдаться пропуски зажигания, потеря мощности и увеличение расхода топлива.

Сизый дым из-под капота

Сизый дым сопровождается характерным запахом, похожим на запах расплавленного асфальта или дегтя. При появлении дыма любого цвета из-под капота высока вероятность наличия утечки масла, при которой оно попадает в выпускной коллектор или каталитический нейтрализатор. Наиболее распространенной причиной такой ситуации является износ сальников клапанов. Особенно часто это происходит у V-образных двигателей. Масло накапливается с внутренней стороны сальника, и любое его повреждение может привести как к незначительной утечке, так и к устойчивому потоку масла, которое будет попадать в выпускной коллектор.

Дым из маслозаливной горловины

Это распространенное явление, особенно характерное для старых двигателей. Практически на всех двигателях можно наблюдать слабый дым из маслозаливной горловины, который возникает вследствие расхода масла на угар. В старых двигателях часто образуются зоны перегрева, которые вносят свою лепту в этот дым. Однако, скорее всего, настоящая причина явления заключается в износе поршневых колец или цилиндров. Изношенные поршневые кольца пропускают масло в цилиндры, где оно сгорает. Иногда клапан вентиляции картера засасывает дым от горения масла, где он повторно воспламеняется. При засорении клапана или трубки дым выходит через маслозаливную горловину.

Дым, вызванный электрическими неисправностями, пар и др.

Дым от электрических компонентов обычно едкий, его трудно спутать с каким-либо другим. Но это только в случае, если дым вызван плавлением изоляции. Оголенные медные провода дают менее заметный запах озона и горячего металла. Очень редко можно наблюдать дым от генератора, только если он полностью не сгорел. В последнем случае на панели приборов загорятся контрольные лампы Check Engine и низкого уровня зарядки. Если двигатель неожиданно выбросил клубы белого дыма, то это может быть пар из расширительного бачка системы охлаждения. При утечке и горении трансмиссионного масла может появляться дым, похожий на тот, что возникает при горении моторного масла, но при этом запах будет немного более химическим.

Белый дым из выхлопной трубы: стоит ли волноваться

Обычно зимой большинство автовладельцев не придают значения тому, что идет белый дым из выхлопной трубы. Однако в теплое время года это выглядит как минимум странно, вне зависимости от того, дизельный мотор у машины или бензиновый. В статье рассказывается о том, каковы могут быть причины сильного белого выхлопа и насколько они серьезны.

Почему идет густой белый дым из выхлопной трубы: возможные причины

Не стоит сразу думать, что это признак серьезных проблем с двигателем. Чаще всего дым появляется из-за образовавшегося в выпускной системе водяного пара. Обычно это случается в холодный сезон, когда на улице температура не выше плюс пяти градусов. Тогда при запуске непрогретого мотора наружу выходит пар. Это явление характерно и для сырой погоды, если на улице дождливо, пасмурно или туманно. В процессе работы двигателя выхлопная система прогревается, и дым перестает идти.

Белый дым.jpg

Однако если валит сильный белый дым из выхлопной трубы на прогретом двигателе, то это может сигнализировать о неисправностях. Вот как это проявляется:

Автовладельцы со стажем легко ориентируются в подобных неисправностях, безошибочно определяют причину и знают, как ее устранить. А вот начинающему водителю приходится труднее, потому что при сырой погоде интенсивный белый дым из выхлопной трубы — это обыденное явление, и тут надо разбираться в его интенсивности, продолжительности. Подобное может возникать по разным причинам.

Кому-то это покажется странным, но именно из-за грязных фильтров двигателя система может выдавать обильные выхлопы, нередко даже черные. Это происходит потому, что воздуха поступает меньше, а топлива — больше.

Сильный белый дым из выхлопной трубы в теплое время года, даже при холостой работе двигателя, — верный признак наличия неисправностей.

Хладагент может попасть в коллектор. Как распознать, что это произошло? Будет видно, что охлаждающая жидкость расходуется намного быстрее, а обороты двигателя стали неравномерны. Важные элементы двигателя внутреннего сгорания — головка с распределительным валом и блок цилиндров. Эти конструктивные составляющие разделены прокладкой. В целом вся система должна быть герметично смонтирована, чтобы не было утечки антифриза, обеспечивающего защиту от перегрева. Проблема может возникнуть, если головка блока цилиндров установлена неправильно, появились незначительные прогибы или прогорел клапан.

В двигателе моторный поршень снабжен кольцом, ограничивающим попадание смазочных материалов в топливную смесь. В процессе работы происходит непрерывное трение, кроме того, рядом находится камера сгорания, поэтому детали изнашиваются, становятся жесткими или совсем выходят из строя. В результате зазоры увеличиваются, масло может попадать в топливо.

Рекомендуем

Особенности конструкции силовой установки

Все автомобили очень разные, и встречается много таких, которые отличаются некоторыми конструктивными особенностями. К примеру, шведские SAAB, выпущенные в девяностых годах, снабжены особым клапаном с вакуумным шлангом. И если через него масло трансмиссии оказывается в моторе, то появляется белый дым из выхлопной трубы.

Автомобиль.jpg

Это не критично для двигателя, однако работать он будет хуже. Смазочные вещества, необходимые для нормальной работы конструктивных элементов коробки передач, в итоге забивают свечи накаливания. Это в свою очередь подавляет искру и, естественно, сказывается на эффективности работы мотора.

Причины появления белого дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя

Есть несколько дефектов, которые становятся причиной белого выхлопа:

  • На момент запуска и прогревания мотора в глушителе была большая влажность.
  • В дизельном моторе остается несгоревшее топливо.
  • Антифриз проникает в камеру сгорания.

Что касается появления белых выхлопов из-за влаги, собравшейся в глушителе, — это нормальное явление. В момент запуска мотора немного скопившейся влаги просто вытекает, а то, что не вытекло, — стремительно испаряется в процессе прогрева и придает выхлопу белый цвет. Дым перестает идти после того, как система достаточно прогрелась, а конденсат полностью испарился.

Вторая из указанных причин — неполное сгорание топлива, задержка его воспламенения. Причем это бывает не только при неисправностях в дизельном моторе, но и в нормальном рабочем двигателе в холодное время года.

Если дизельный мотор исправен, но топливо все же не воспламеняется в нужный момент, возможно, это из-за того, что стенки цилиндра недостаточно прогреты. Белый дым при этом не считается проблемным явлением, и его не станет после того, как мотор нормально прогреется.

Однако же появление белого дыма из выхлопной трубы на прогретом двигателе может сигнализировать о том, что:

  • В топливном насосе пришли в негодность плунжерные пары.
  • Есть неполадки в свечах зажигания.
  • В цилиндрах недостаточное давление.
  • Впрыск в форсунки происходит под слишком большим давлением.

К чему приводят такие неполадки? В двигателе угол впрыска горючего изменяется, момент его воспламенения в цилиндрах задерживается, поэтому мотор бывает трудно завести, причем не только остывший, но и хорошо прогретый. При этом могут наблюдаться подергивания, когда дизель работает вхолостую, или он может троить, если дать нагрузку.

Дым из выхлопной трубы.jpg

Третья причина, почему валит белый дым из выхлопной трубы, самая серьезная и представляет наибольшую опасность именно для дизелей. Антифриз, попавший в цилиндры мотора, провоцирует появление оксида серы, который значительно сокращает срок его службы.

Чаще всего охлаждающая жидкость оказывается в моторе, потому что:

  • Уплотняющая прокладка в головке блока цилиндров износилась или повреждена.
  • Треснула головка блока цилиндров или сам блок (случается реже).

Бывает, что повреждается прокладка впускного коллектора, тогда антифриз оказывается в камере сгорания через систему впуска горючего.

Важно обратить внимание на проблему вовремя, иначе это может стать причиной гидроудара, выйдут из строя шатуны, а то и вовсе возникнет необходимость в капитальном ремонте движка.

Рекомендуем

Как определить, почему из выхлопной трубы бензинового двигателя идет белый дым

Сначала проведите простой осмотр: вытащите масляный щуп и проверьте не только объем масла, но и как оно выглядит, не появился ли белесый цвет, не образовалась ли эмульсия? Попадание в масло воды нередко выводит из строя двигатель.

Характерное проявление такой проблемы — не белый, а даже сизый дым. Он оставляет за автомобилем целое туманное облако.

Загляните в расширительный бачок. Если пахнет выхлопными газами, а на антифризе есть едва заметная масляная пленка — это плохие признаки.

Еще один способ понять, что в цилиндр попала вода — осмотреть нагар на свече зажигания. В таком случае она будет совершенно чистой, как будто только что из магазина, или даже мокрой.

Нагар на свече зажигания.jpg

Понять, почему валит белый дым из выхлопной трубы, можно с помощью простой белой салфетки, которую нужно поднести к глушителю при включенном двигателе. Салфетка не загрязнится, если причина дыма — обычный конденсат. В противном случае на ней проявятся заметные масляные следы. Подтекающий антифриз оставит кислый запах и желтоватые или голубоватые отпечатки. Если проявился какой-нибудь из этих признаков, следует забираться в двигатель и находить причину проблемы.

Возможно, повреждена прокладка, треснула головка блока или сам блок. Кстати, когда пробита прокладка, двигатель троит.

Чтобы обнаружить видимые дефекты, следует изучить очень тщательно все поверхности: сам блок, головку блока, поверхность изнутри, клапаны впуска и выпуска и прилегающие к ним области. Не всегда удается визуально заметить трещину, часто приходится проводить тестирование давлением. При крупных дефектах происходит скопление жидкости над поршнем. В таком случае не откладывайте на потом ремонт авто, иначе может произойти гидроудар.

Например, осмотр показал, что давление в радиаторе нормальное и выхлопными газами от него не пахнет, однако белый дым все же идет, в масле пошел процесс эмульсации, жидкость расходуется слишком быстро. Все это верные знаки того, что впускная система пропускает жидкость. Тогда головку можно не снимать, а просто внимательно обследовать коллектор.

Вообще первопричиной густого светлого выхлопа бывают сбои в работе охлаждающего устройства, что приводит в свою очередь к перегреву мотора. Поэтому решать нужно именно эту проблему, недостаточно будет просто устранить мелкие дефекты, из-за которых появляется белый дым.

Диагностика причины белого дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя

В первую очередь следует выполнить два простых шага:

  • Присмотреться, какого цвета дым. Если он не чисто белый, а слегка с синевой — это верный признак того, что горит масло.
  • Убедиться, что масло не попадает в охлаждающую систему, и проверить уровень антифриза на наличие выхлопа.

Если идет белый (или бело-серый) дым из выхлопной трубы на холодную, значит, происходит задержка воспламенения горючего. В глушителе скопился газ, который должен быть в цилиндре и двигать поршень. Вообще, если зажигание исправно, дым прекратится после того, как авто прогреется. Так же бывает, когда пары появляются из-за большой влажности в трубе глушителя.

А вот если густой выхлоп продолжает выходить, даже когда машина уже прогрета, значит, скорее всего, в цилиндр мотора просачивается антифриз: либо сквозь микротрещину, либо через изношенную прокладку. Есть характерные проявления, которые указывают на то, что утечка действительно происходит:

  • на поверхности охлаждающей жидкости в радиаторе или в расширительной емкости видна тонкая пленка масла;
  • запах угарного газа из бачка;
  • мелкие пузыри внутри расширительного бачка;
  • как только запускаете двигатель, уровень жидкости поднимается. Когда выключаете мотор, он приходит в норму;
  • поднимается давление в охлаждающей системе. Самый простой способ проверки — при включении движка попробовать передавить ругой верхний радиаторный шланг.

Белый дым из выхлопной трубы появляется по разным причинам, но если оказалось, что в цилиндры просачивается охлаждающая жидкость, нужно как можно скорее решать проблему, прекратить ездить на автомобиле. Потому что в этом случае масло теряет свои свойства, что может нанести серьезный вред мотору.

Совет: не пытайтесь разбирать и ремонтировать двигатели современных автомобилей самостоятельно в гараже. Если необходим ремонт, обратитесь сразу к грамотному специалисту, а не любителю-кустарнику, чтобы не пришлось платить дважды и устранять после еще более серьезные проблемы с движком. Работники на СТО сразу проведут вам диагностику, выявят неполадки и исправят их.

Белый дым из выхлопной трубы не обязательно является причиной серьезных неисправностей, однако не помешает лишний раз проверить и убедиться в том, что с машиной все в порядке.

несколько дней назад отвезла машину в сервис чтобы заменить гремящие на холодную гидрокомпенсаторы и заодно прокладки головки, маслосъемные колпачки ( машина подъедала масло где-то 250 мл на 1000 км.). машина не дымила совсем.
сегодня утром мне позвонили из сервиса, сказали что после замены маслосъёмных колпачков и установки головки блока , машина начала дымить, очень сильно. сказали, что надо менять поршневые кольца.
после снятия головы позвонили опять, сказали посмотрели поршни, кольца, цилиндры, всё без признаков выработки, и сказали, что видимо маслосъемные колпачки , мне продали не того диаметра. и к тому же неоригинальные . я привезла другой комплект, правда оригинальные не удалось купить, купила неоригинал.
поставили их. машина дымит опять. дымит сизым дымом.
мне говорят, что это наверное из-за того, что колпачки неоригинальные.
опять пришлось оставить машину в сервисе , обещали разобраться, детально разобрать голову и т.д.

у меня закралась мысль, что может они что-то делают не так, и дело не в колпачках совсем. она не дымила раньше вообще. забирать её и везти в другой сервис - с такой дымовой завесой сзади далеко не уеду.
причём в сервисе работают в общем-то не совсем незнакомые люди, все мои коллеги у них обслуживают свои авто.
в общем я расстроилась и теряюсь в догадках, кто виноват и что делать.
да, машина Опель Астра, двигатель Z 16 SE

В даигателях я не особо разбираюсь. Но на астрах Г 1,6 двигатель спроектирован с расходом масла как раз 250 гр на 1000 это норма для этого движка. А то что стучало на холодную так вот я не уверен что гидрокомпинсаторы стучали поскольку за это не чего не слышал. А вот то что помпа может стучат это да. И вобще судя по тому что там мастера делают с твоим авто это просто кащунство. Хорошему мастеру надо лишь посматреть на запчасть чтоб сказать подходит она для двигателя или нет а не делать предположения что видемо маслосъёмные колпачки не оригенальные как они это опредилили. Мой совет забирай авто и постарайся забрать так чтоб не дать им не копейки за работу и ехай искать хороших мастеров а не сервис.

у Омеги Б (2,0) допустимый расход по мануалу - 600 г / 1000 км. (!) Реальный расход сейчас около 50 - 100 граммов (пробег 160 000).
От многих мастеров я слышал, что для "немцев" расход в пределах 300 и даже 500 г на тысячу км это норма, особенно это касается высокофорсированных движков.
Вот только большой вопрос, что ТЕПЕРЬ делать с машиной. В Вашем случае, скорее всего, действительно мастера - непрофессионалы. На некоторых современных моторах даже такие мелкие детальки, как колпачки маслосъемные, устанавливаются по специальным меткам или с помощью фирменных приспособлений. Делать такую работу может только специально подготовленный мастер, или, по крайней мере, хороший мастер, который перед этим изучил инструкцию по ремонту.
Грустная ситуёвина

На 100% не уверен, но очень похоже на то, что рассухаривали клапана чем попалось под руку, и оставили забоины на стеблях клапанов, а забоины впоследствии быстро надрали рабочие кромки колпачков(и первого комплекта и второго).Еле заметные риски могут сильно увеличить расход масла, ну и возможно большой люфт клапанов во втулках. А насчет неоригинала так по моему это просто чушь- свои косяки признавать не хотят.

неоригинал, конечно, не совсем чушь. но они должны были сразу, увидев деталь, сказать об это и о возможном риске

ситуация коненчо грустная. дело ещё в том ., что этот мастер хороший знакомый моего шефа, он много лет уже его машины ремонтирует, и в общем-то проблем не было. шеф за него очень ручался.

развод на деньги конечно никогда нельзя исключить. но неужели человеку интересно в третий раз снимать голову двигателя.
причём по его словам цилиндры не изношены, виден хон (или как его там), в плане поршней ни капли люфта, кольца в норме, клапаны он притёр.
и ещё говорит что раньше голову уже снимали (видимо ещё на неметчине), потому как на клапана нанесены риски, но поскольку раньше машина не дымила, видимо риски эти не при чём.
компенсаторы кстати после замены больше не стучат. зато дымит как паровоз. и весь четвёртый цилиндр в масле. дымить стала сразу после первого завода.
он высказал предположение, что это может быть направляющая клапана.
но поскольку этой проблемы раньше не было, возможно что он накосячил во время ремонта?
или поставил что-то не совсем так , как надо.
собирается опять снять голову и если колпачки все на месте, везти её на диагностику.
дурдом.

ситуёвина печальная. скорей всего направляющие клапанов 4го цилиндра , причина . Но если они вытаскивали поршни, то запросто могли заломить или неправильно поставить кольца. Иначе как механик может утверждать что поршень и кольца хорошие?? не сняв - не увидишь. и не померить!
Тебе надо деликатно разрулить: платить за ремонт ты согласна, но не за тот, который дополнительный, ибо раньше такого не было.. и зачем он вообще полез голову делать? жор масла прекрасно виден по нагару на свечах. Так что это их ответственность(не говори слово проблема). Удачи.

dimaest писал(а): ситуёвина печальная. скорей всего направляющие клапанов 4го цилиндра , причина . Но если они вытаскивали поршни, то запросто могли заломить или неправильно поставить кольца. Иначе как механик может утверждать что поршень и кольца хорошие?? не сняв - не увидишь. и не померить!
Тебе надо деликатно разрулить: платить за ремонт ты согласна, но не за тот, который дополнительный, ибо раньше такого не было.. и зачем он вообще полез голову делать? жор масла прекрасно виден по нагару на свечах. Так что это их ответственность(не говори слово проблема). Удачи.

спасибо:)
поршни вроде он не вынимал, просто попробовал их подвигать, проверил есть ли люфт. кольца тоже визуально оценивал. но поскольку раньше не дымила, значит кольца были в более или менее нормальном состоянии.
голову он снимал чтобы гидрокомпенсаторы поменять. они стучали на холодную периодически дотаточно громко. заодно решили поменять прокладки и маслосъёмные колпачки, поскольку масло она кушала, 200 грамм на 1000 многовато было. из-за этого жора постоянно засирался клапан ЕГР со всеми вытекающими.

нет пока, приходится ждать четверга, когда механик выйдет на работу, он три дня в другом сервисе работает:( в четверг обещал разобрать снова и искать проблему

маслоотражатели меняются без снятия головы! развод на дополнительный ремонт.
значит он направляющую клапана повредил, они мягкие.
и зачем ты полезла в мотор? т.е согласилась на это? 200гр. это фигня! залила-б полусинтетику и забыла все проблемы.

я на свою на 10000 подлил чуть больше литра, при этом никакого жора, признаков пожарания и вытекания масла не было.

Я на в свою подливаю где-то 1,1-1,4л на 10000. Пробег сейчас 242000. Это нормальный расход? Да, заливаю оригинальную синтетику 5W-30

dimaest писал(а): маслоотражатели меняются без снятия головы! развод на дополнительный ремонт.
значит он направляющую клапана повредил, они мягкие.
и зачем ты полезла в мотор? т.е согласилась на это? 200гр. это фигня! залила-б полусинтетику и забыла все проблемы.

я в общем-то больше проблему стучащих гидрокомпенсаторов хотела решить. уж больно сильно они колотили иногда по утрам. иногда минуту-две.
сказали, что чтобы их поменять надо снимать голову. ну заодно и прокладки и колпачки тогда поменять. у меня и антифриз в масло попадал, немного правда.
а масло итак было залито полусинтетика. и мне показалось, что жор со временем усиливался. к тому же заводиться стала не очень хорошо с наступлением холодов, и одна свеча была в маслянном нагаре. да и клапан ЕГР , который только летом поменяли после долгих мучений с глохнущей машиной , быстро загадился опять и машина опять стала глохнуть иногда на холостых. мне сказали, что смена прокладок и колпачков снимет эту проблему с маслом.
колпачки я потом эти видела, которые стояли раньше, твёрдые как камень и скукоженные все.

Читайте также: