Самый быстрый опель 90 годов

Обновлено: 18.05.2024

В конце 1980-х — начале 1990-х, когда в стране массово стали появляться подержанные иномарки, не было никаких источников информации о зарубежном автомобилестроении, кроме журнала "За рулём" да рубрики "Автосалон", которая была в журнале "Наука и жизнь". Переводные автокаталоги появятся чуть позже, как множество автомобильных журналов и газет, а первые иномарки автолюбители учились различать на глазок — что написано на крышке багажника, так оно и называется. И здесь-то и ждал увлечённых автомобилями людей подвох и разрыв шаблонов: ведь ввозили в страну машины разных лет и поколений, шильдики были одинаковые, а машины — очень разные. Поди разберись — написано Opel Rekord, а автомобили совсем непохожие: к началу девяностых везли и Rekord D, и Rekord E1, и Rekord E2, и попадались даже стариканы Rekord C изредка. Да ещё и Opel Commodore в таком же кузове был, а некоторые машины несли шильдик Berlina. Это сейчас в два счёта можно найти выжимки википедиков про любой автомобиль и поразглядывать фотографии машин разных поколений — вплоть до начала XXI века широкой публике такие подробности были не особо-то и доступны


Opel Rekord D появился в самом начале 1972 года и продержался на конвейере пять с половиной лет, до 1977-го — за это время успели изготовить более 1,1 млн. экземпляров среднеразмерного автомобиля — даже энергетические кризисы 1970-х и возникшая вслед за ними мода на малолитражки не обрушила продажи удачной машины. Этот Rekord даже сравнивали с BMW, как впрочем и другие удачные машины во все времена, — с баварскими машинами Opel роднил и изгиб Хофмайстера, и комфорт, и поведение на дороге. Двигатели на машину ставили объёмом от 1,7 до 2 литров, в 1972 году в линейку добавился дизель объёмом 2,1 литра и мощностью 60 л.с. — без турбины дизели тех времён сильно отставали по мощности от бензиновых собратьев: даже младший для Рекорда двигатель на бензине объёмом 1698 куб.см. развивал 66 л.с., а двухлитровый выдавал сотню лошадиных сил. Занятно, что в 1975 году на Западе начали законодательно снижать содержание свинца в бензине и двигатели большинства автопроизводителей были дефорсированы для работы на бензине с более низкими октановыми числами — степень сжатия понизили на единицу-полторы, и опелевский двигатель объёмом 1,9 литра модификации 1900S лишился семи лошадиных сил — мощность упала с 97 до 90 л.с. (степень сжатия снизили с 9,8:1 до 8,8:1). В том же 1975-м под капотом Opel Rekord D прописался низкофорсированный двигатель того же объёма — модификация назвалась просто "1900" и с того же объёма снимали лишь 75 л.с. при степени сжатия 7,6:1 — зато можно было ездить на более дешёвом топливе.
В конце 1980-х — начале 1990-х для граждан СССР этот Opel Rekord был десяти-пятнадцатилетней иномаркой — и машины тогда было принято покупать чуть ли не на всю жизнь, и зарубежный автомобиль казался верхом технического совершенства после привычных Москвичей, "Жигулей" и "Волг", да и на самом деле машина ещё не сильно устарела — примерно как для наших современников Opel Omega последних лет выпуска — не самый свежий автомобиль на дорогах, но и далеко ещё не раритетная рухлядь. Приличная машина для пионеров кооперативного движения. Отъездили своё эти Рекорды и сгинули, лишь изредка всплывая в объявлениях о продаже где-нибудь далеко в глубинке отечества.

PS
В отечестве Opel Rekord если и составил конкуренцию нашим машинам, то скорее остромодным изделиям ВАЗа второй половины 1980-х. "Вишнёвая девятка" была, пожалуй, даже попрестижнее "старого Опеля". Шильдики на кузове данного автомобиля гласят, что это Opel Rekord Berlina 1900. Модель хороша, выкрашена в симпатичный синий цвет по имени Blau и имеет светло-серый салон. Год выпуска автомобиля 1975, пробег 2 179 км. Считай новая машина…



Mercedes-Benz E55 AMG. Фото Mercedes

5 место – Mercedes-Benz E55 AMG

Отличный пример того, как можно из модели бизнес-класса сделать настоящий спорткар, при этом не слишком утратив в комфорте. Под капотом E55 AMG был установлен модернизированный V8 объемом в 5.4 литра, который развивает мощность в 354 л.с. и крутящий момент в 530 Нм. Это позволяло машине разгоняться до 100 км/час за 4.8 сек и достигать максимальной скорости в 250 км/час.


BMW M5. Фото BMW

4 место – BMW M5 E39


Mitsubishi Lancer Evo 5. Фото Mitsubishi

3 место – Mitsubishi Lancer Evo 5


Maserati Quattroporte. Фото Maserati

2 место – Maserati Quattroporte


Lotus Omega. Фото Opel

1 место – Lotus Omega

Спортивные седаны выпускаются и сегодня, причем с еще большей мощностью и лучшей динамикой. Тем не менее, настолько дикими и бескомпромиссными, как их предшественники из эпохи 90-х, они уже вряд ли станут.

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Что объединяет Opel Manta, Ford Capri и Renault Fuego? Все три автомобиля обожаемы на исторической родине, но на постсоветском пространстве по достоинству оценены лишь единицами. В России и граничащих странах эти машины либо уже давно сгнили в оврагах, либо продаются за бесценок с тонной сомнительного тюнинга в придачу. Но на Западе эти машины стали иконами. А одна из них — полноценным мемом.

Успех оригинального Ford Mustang заставил многих автопроизводителей (даже тех, которые не представлены на североамериканском рынке) по-новому взглянуть на свой модельный ряд. И автогиганты с удивлением обнаружили, что их линейки лишены важного элемента — машин для молодежи. Которые были бы яркими, быстрыми, надежными и недорогими.

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Opel GT, 1968 год

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Если Opel GT воздавал дань уважения Корвету своими формами, то Opel Manta — своим именем. Как и Corvette Stingray, Opel Manta был назван в честь скатов — надотряда рыб. Имя было утверждено в начале 1969-го. В том же году главный дизайнер Opel Джордж Галлион, присоединившийся к немецкой фирме в 1966-м, тайно отправился в Париж, чтобы найти вдохновение для создания эмблемы Манты.

Когда дизайнер увидел фотографию, где скат был запечатлен на фоне искрящейся на солнце воды Красного моря, он понял — это то, что нужно. И силуэт рыбы поселился в нижней части передних крыльев автомобиля.

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Технически Manta была типично молодежным, маскулинным купе того времени: посадочная формула 2+2, 4,3 метра от носа до хвоста, задний привод, меньше тонны снаряженной массы. Те же составляющие были и у главного конкурента — Ford Capri.

В основе первого поколения Manta лежала платформа и шасси от Opel Ascona, с независимой передней подвеской на неравнодлинных рычагах спереди и зависимой подвеской с тягой Панара сзади. Удивительно, но на Манте компоненты Асконы работали даже лучше, чем на оригинале — сказывалась большая жесткость кузова. Вообще, сравнивая управляемость оригинальных Manta и Capri, журналисты отмечали, что именно Opel лучше ведет себя в поворотах и на неровностях. Но по всем остальным статьям Manta уступала конкуренту.

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Двухдверный седан Opel Ascona

Другой проблемой Манты был не до конца продуманный маркетинг. Автомобиль поставлялся во многие страны, в том числе в США и Великобританию. Однако на американском рынке его продавали через дилерскую сеть Buick, что вводило в недоумение многих покупателей. И если Opel GT, который какое-то время продавался параллельно с Мантой, американцы готовы были взять с любой эмблемой на капоте (это же мини-Корвет!), то к новой модели поначалу относились осторожно.

С Великобританией тоже была беда: там Manta A (так официально называлось первое поколение) продавалась под брендом Opel, который британцам тоже был мало знаком. Именно по этой причине на Туманном Альбионе купе первого поколения вчистую проиграло схватку с Ford Capri.

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Но, учитывая, что Manta рождалась в рекордные сроки, немцам эти мелочи можно простить. Журналисты, как уже отмечалось, о машине отзывались очень хорошо: Manta выиграла сравнительный тест против Toyota Celica, проведенный журналом Car в 1972 году, заслужила много теплых слов от издания Motor в 1971-м. Ну а в Opel, тем временем, не сидели без дела, постепенно дорабатывая свое скороспелое детище.

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Небазовая — естественно дороже. Хотя опций, помимо моторных и трансмиссионных, у Манты было не так много. Например, версия L (от слова Luxury) предлагала дополнительные хромированные элементы кузова, подсветку багажника, моторного отсека и бардачка, пепельницу, прикуриватель, электронные часы, а также открывающиеся вбок задние окна. Версия Berlinetta, в свою очередь, отличалась от нее лишь резиновой полосой на бамперах, винилом на крыше, спортивным рулем и обогревом заднего стекла. Была еще модификация для автоспортсменов, Manta SR, которую выделяли тахометр на щитке приборов, а также подиум с дополнительными приборами (часы, амперметр, давление масла). И гоночные полосы.

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Естественно, суетились и тюнинг-компании. Известны по меньшей мере два больших тюнинг-проекта на базе Manta A. Оба они по-своему интересны, оба зародились в 1972 или 1973 году, но отличаются друг от друга кардинально.

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

142-сильное купе, оснащенное четырехступенчатой механикой, разгонялось до 100 километров в час за 7,5 секунды и развивало скорости за 200 километров в час. Однако из-за огромной цены (более чем вдвое дороже топовой заводской Манты), а также топливного кризиса, который снизил популярность больших моторов, фирма Transeurop Engineering смогла продать лишь 79 экземпляров ТЕ 2800. Причем один из них был приобретен партнерами из Steinmetz, форсирован до 230 сил и выставлен на немецких этапах по ралли.

Второй известный проект на базе Manta A — так называемая Turbomanta. Она тоже создавалась на базе версии 1.9SR и тоже была малочисленной: построили лишь 33 машины, пять из которых были прототипами. Идея турбированной Manta принадлежит ателье Broadspeed из Бирмингема и, в отличие от проекта ТЕ 2800, тут Opel пришел на помощь, так как проект казался фирме перспективным.

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

После установки турбонагнетателя Holset 3LDG, новой прокладки ГБЦ, а также уменьшения степени сжатия с 9,0:1 до 7,6:1 мотор Манты стал развивать 156 лошадиных сил. Что положительно сказалось на динамике (разгон до 100 километров в час сократился с 13 секунд до 8), но отрицательно на всем остальном. Во-первых, характер двигателя стал очень нервным: турбояма была огромной, а турбоподхват — резким. Во-вторых, почти в два раза увеличился расход топлива, что в условиях топливного кризиса было равносильно смертному приговору. Да и фирма Holset стала банкротом. Поэтому программа Turbomanta была свернута, толком даже и не начавшись. Компания Opel пробовала создавать турбированные Манты и в США, но об этих проектах информации еще меньше. Надо полагать, они были абсолютно провальными.

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

По меркам 1974 года Manta GT/E уже была вполне себе спортивным автомобилем: благодаря бошевскому L-Jetronic мощность 1,9-литрового мотора увеличилась до 105 сил, а крутящий момент — со 145 до 153 Нм. Динамика тоже была на уровне: с 0 до 100 километров в час — 11,5 секунды, максимальная скорость — 190 километров в час. К сожалению, в таком виде Manta A выпускалась всего два года. Лебединой песней первого поколения стала ограниченная серия, название которой сгодилось бы для дорогого стирального порошка — Manta Black Magic. Купе было выпущено в 1975 году на базе версии GT/E и выделялось черным кузовом с желтыми полосами.

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Несмотря на преимущественно слабые двигатели, Manta A стала настоящим хитом. За пять лет производства было выпущено 498 553 машины, из которых около 170 тысяч попали в Соединенные Штаты. В 1975 году, в силу ряда причин, Opel покинул США. И второе поколение Manta, которое дебютировало в августе 1975-го, за океан официально не поставлялось.

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Несмотря на полностью переработанную внешность в стиле Chevrolet Monza, технически Manta B не сильно отличалась от оригинала: та же платформа GM-H, то же родство с моделью Ascona. Разве что колесная база прилично выросла, увеличившись с 2430 до 2520 миллиметров. За счет этого силуэт машины стал более стремительным.

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

В первый год производства Manta B была доступна с тремя двигателями: 1,2-литровым, 1,6-литровым и 1,9-литровым. Все моторы были карбюраторными, из линейки CIH. Коробки передач были теми же, комплектации тоже. В 1976 году появилась версия GT/E с 1,9-литровым инжекторным двигателем — тоже плоть от плоти мотор Manta A. В это самое время Гюнтер Ирмшер, любимый тюнер компании Opel, приобрел несколько экземпляров Manta B с целью создать Irmscher i2800. Несложно догадаться, что фактически это был брат-близнец проекта Transeurop Engineering. Но в мелочах он был более продуманным.

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Помимо шестицилиндрового двигателя от Admiral B мощностью 150 лошадиных сил и крутящим моментом 225 Нм, ателье Irmscher установило задний дифференциал с 40-процентной блокировкой, амортизаторы Bilstein, новую пятиступенчатую коробку передач, диски ATS, сиденья Recaro и, конечно же, обвес, разработанный совместно с дизайн-студией Opel. Поскольку Ирмшер и его детища на базе Опелей успешно выступали в гонках, Гюнтер и его компания были у Opel на особом счету. И поэтому Opel поддержал Irmscher в стремлении создать i2800. Построили лишь 27 подобных машин, большая часть которых была окрашена в пятицветную комбинацию (опция за 2200 марок).

Начиная с 1977 года Manta B начинает плавно отходить от наследия поколения А. C конца 1977 года Opel Manta можно было приобрести не только в кузове купе, но и в практичном варианте трехдверного хэтчбека, который стоил на 450 марок дороже. А 1978 году Manta B получила два новых двигателя: 1,9-литровые моторы с карбюратором и инжектором заменили двухлитровыми аналогами, развивающими 100 и 110 лошадиных сил соответственно. Именно двухлитровая инжекторная версия будет очень популярной и продержится на Manta B до конца жизни модели.

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

В следующем году дебютирует Opel Kadett D, и его двигатель объемом 1,3 литра перепадает Манте. Стало быть, отпадает потребность в более архаичном моторе объемом 1,2 литра. В это же самое время автоспортивное отделение Opel начинает разработку наследника успешной раллийной модели Ascona 400. Речь идет о знаменитой Manta 400, которая дебютирует на Женевском автосалоне в качестве прототипа в марте 1981-го.

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Ну а до того Manta B обзаведется версией GT-J (известной как GT/E для бедных) и переживет легкий рестайлинг в 1980 году, который серьезно сократит использование хрома снаружи. Линейка двигателей начнет сокращаться, чтобы соответствовать ужесточающимся экологическим требованиям. Но автомобиль не растеряет своей популярности среди европейской молодежи.

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Даже не самое яркая карьера в ралли не поставила на продажах Манты крест. Как было отмечено, разработка раллийной версии Manta 400 началась в 1979-м. Помимо автоспортивного подразделения Opel в проект были вовлечены компания Cosworth, а также Irmscher: i2800, который был не только быстрым (0-100 километров в час — 8,7 секунды, максимальная скорость — 212 километров в час), но и отлично управляемым, убедил Opel, что опыт тюнинг-ателье может быть ценным.

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Имя Manta 400 было выбрано, чтобы уважить Ascona 400. Последняя была подготовлена под регламент Группы 4 и, согласно правилам омологации, должна была быть изготовлена в 400 экземплярах. Manta 400, в свою очередь, строилась с прицелом на зарождающуюся Группу Б, а ее тираж был существенно скромнее: в период с 1981 по 1984 год изготовили лишь 245 купе — при требуемых 200 по регламенту.

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Проект забуксовал на самом старте: по предварительным расчетам двухлитровый двигатель Cosworth, который планировалось использовать на Manta 400, был слишком маломощным. Пришлось спешно вносить изменения. Благодаря расточке цилиндров, использованию более крупных поршней, а также распредвала от дизельного мотора Opel мотористам Cosworth удалось увеличить объем рядного четырехцилиндрового мотора до 2,4 литра.

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Параллельно с выпуском обновленной Manta компания Irmscher стала предлагать разные модификации, которые напоминали Manta 400, но были менее мощными и ультимативными. Назывались они i200, i240, i300 и i400. Последняя представляла собой почти полную копию Manta 400, i200 — GT/E (позднее — GSi) с парой фишек в стиле раллийной версии, а i300 — редчайшую модификацию с трехлитровым мотором от Opel Monza. В 1987 году фирма Irmscher создала красивейший концепт, посвященный прощанию с моделью. Он представляет собой симбиоз кузова Manta с элементами Omega.

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Но не только Irmscher занимался тюнингом этой машины. Mantzel, Piecha, Mattig — список фирм, которые приложили свою руку к Манте, поистине огромен. И немудрено, ведь жизнь Manta B пришлась аккурат на 80-е — время расцвета безумного тюнинга. Молодежь и самостоятельно дорабатывала купе и хэтчбеки, в надежде выделиться. Что привело к созданию стереотипа о том, кем является водитель Манты.

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

Opel Manta — 50 лет: история автомобиля, который стал культурным феноменом

По мере приближения к логическому финалу своей жизни Manta B избавлялась от устаревших двигателей и претерпевала небольшие изменения, чтобы уместно смотреться в линейке Opel. Так, в 1984 году Manta GT/E была переименована в Manta GSi, потому что именно так начали называться самые быстрые Опели. Начиная с 1987 года Манту можно было купить только в версии GSi. Ну а в 1988 году производство модели было окончено. За 13 лет производства Manta B была выпущена тиражом 557 940 экземпляров, что, учитывая отсутствие американского рынка, можно назвать достойным результатом. Общий же тираж модели составил 1 056 436 машин.

После того, как Manta ушла на покой, ее место заняла переднеприводная Calibra — машина нетривиальная, но которой не удалось стать иконой своего времени. Тем не менее, на постсоветском пространстве именно Calibra была популярнее.

Opel Manta B1 Ханса-Олафа Бекмана. Автомобиль 1981 года с 1994 года регулярно участвует в 24 Часах Нюрбургринга. В прошлом году автомобиль сошел на 28 круге из-за аварии

В 90-е к Манте и в Европе, и у нас относились наплевательски, тюнингуя ее всеми доступными способами, участвуя в нелегальных гонках. Немудрено, что многие машины либо сгнили, либо были разбиты. Но сейчас, когда цены на нее поползли вверх, к ней стали относиться с должным уважением. Олдтаймер все-таки.

OPEL GT

Дружим с Опелем GT, ставшим одним из самых ярких автомобилей семидесятых.

Автор Сергей Канунников, фото: Георгий Садков

Л юблю старые автомобили давно и верно. Однако сейчас ездить на них далеко не всегда одно удовольствие – создавались они совсем для других скоростей и ритмов, для другой жизни. Но этот пятидесятилетний (1969 года рождения) Opel GT – совсем другое дело. Его не ощущаешь ни олд-, ни даже янгтаймером. Он молод, свеж, мускулист и энергичен, как ритмы рок-групп семидесятых, чьи неумирающие композиции звучат из не очень мощных, но и не хрипящих динамиков в салоне этого купе. А вот и первые такты Highway Star от Deep Purple. Это нам с Опелем как раз подходит!

Звезда автострад

Семидесятые начинались, конечно же, в конце шестидесятых. С новой музыки и новой моды. Раскованной, смелой, порою эпатажной. Если уж расклешенные джинсы, так настолько, что прежде этой материи хватило бы на три пары приличных брюк. Если юбки-мини, то такие, чтобы выше некуда. Если уж автомобиль с кузовом купе…

OPEL GT

Европа к тому времени стала уже достаточно зажиточной, чтобы интересоваться не только практичными и вместительными семейными машинами, но и чем-то другим – ярким, неординарным. Машинами, которые просто любят. Многие европейцы мечтали тогда о заокеанских автомобилях. А одним из самых вожделенных был, конечно, спортивный Chevrolet Corvette. И в середине 1960‑х руководство концерна GM решило подготовить некий уменьшенный и удешевленный аналог культового купе. Opel GT и новый, очень похожий на него Chevrolet Corvette 1968 модельного года вышли на рынок практически одновременно.

OPEL GT

Девяносто лошадиных сил, причем честных, не задушенных экологическими нормами, разгоняют Opel GT до максимальных 185 км/ч

Прототип (теперь сказали бы: концепт-кар) показали на европейских автосалонах еще в 1965 году. Велосипед изобретать никто не собирался – у фирмы Opel были вполне подходящие для небольшой и легкой машины узлы и агрегаты. Под изящным приземистым кузовом с мускулистыми, немного гипертрофированными по моде тех лет крыльями поставили стандартную подвеску массовой модели Kadett: спереди – независимую, на поперечной рессоре, сзади – жесткий мост на продольных рычагах и пружинах. Ничего выдающегося, но в результате получилось очень неплохо!

OPEL GT

Легкая жизнь

Уверен, специальной настройкой выхлопа здесь никто не занимался, – но звучит мотор столь сочно и ярко, что заглушить его может разве что композиция Easy Livin’ команды Uriah Heep, зазвучавшая в салоне, аккурат когда я первый раз отпустил педаль сцепления. Кстати, о легкости…

Уже через пару километров стало понятно: автомобиль не только хорошо держит напра­вление на прямых участках, но и задорно, уверенно ведет себя в поворотах. Бесхитростные по конструкции подвеска и рулевое настроены столь грамотно, что вместе с веселым мотором подначивают ехать всё смелее, а порой (сознаюсь!) даже немного хулигански. Благо, загородная провинциальная дорога пуста, а двигатель предельно отзывчив.

Девяносто лошадиных сил, причем честных, не задушенных драконовскими экологическими требованиями, на 1160 кг полной массы – совсем не мало. Opel GT 1900 достигал 100 км/ч за 11,5 секунды и развивал максимальные 185 км/ч. Вполне сравнимо с характеристиками современных автомобилей среднего класса, с двигателями мощностью 120–125 л.с., но с куда большей массой и худшей аэродинамикой.

OPEL GT

Задние фонари выполнены в типичном американском стиле тех лет.

А еще этот Opel легко потягается с ними по части обзорности. Поначалу, опускаясь в бесхитростное по форме, но вполне удобное кресло, я ждал от низенькой машины обзорности если не на уровне бронетранспортера, то близкой. Однако низкая линия боковых окон и тоненькие передние стойки позволяют вполне уверенно ездить даже по городу. Крошечные кругленькие наружные зеркалá смешны? Зато изящны! И привыкнуть к ним совсем не сложно.

Разумеется, нет противобуксовочной системы и даже АБС. Высокие шины 165НR/13 по нынешним меркам смешны и, конечно, дают о себе знать в быстрых поворотах большими боковыми уводами и ранними скольжениями.

Читайте также: