Установка турботаймера на мерседес спринтер

Обновлено: 17.05.2024

Odessit писал(а): Заводской иммобилайзер тут совсем не при чем. Он опрашивается только при заводе авто, потом он уже не активен.
Т.е. можно ставить любой турботаймер и не париться. Ключ будет выниматься из зажигания и машина не будет глохнуть.

Проблема в другом - вы не сможете закрыть машину с родного брелка при работающем двигателе. Прийдется ставить вторую систему центрального замка.


Эх, понеслась.
А ведь точно. Не, закрыть то я закрою, но на сигналку она не встанет. Хорошо, а может есть такие турботаймеры, что на сигналку сами потом ставят.

Изображение

Mercedes-Benz V230 W638 Ambiente 1998
Mercedes-Benz ML430 W163 1999
Ех-Mercedes Benz E240 S210 1998 Elegance
Ex-SMART City Pulse 0,6 Turbo 1998
Ex-Mercedes Benz E320 W124 Coupe 1993
Ex-Mercedes Benz 300Е W124 1992

Многие должны были заметить, что в последнее время на дорогах все больше стало появляться автомобилей, которые работают на дизельном топливе.


Причина тому проста – более оптимальное использование топлива, ведь его расход, чаще всего, у дизельного двигателя заметно меньше, чем у бензинового.


Но практика показывает, что дизельные двигатели обычно уступают в мощности своим бензиновым аналогам. Именно поэтому начал набирать популярность турботаймер на дизель – довольно простое устройство, которое помогает продолжать двигателю работать даже на холостых оборотах.


Но нужен ли он вообще? С этим мы попытаемся разобраться в нашей статье.


Когда устанавливают турботаймер

Из того, что водитель реально видит, в салоне находится всего лишь небольшая часть устройства, которую можно увидеть на фото турботаймера на дизель.


Начнем с того, что турботаймер можно устанавливать не только на дизельный двигатель, но и на бензиновый. Единственным условием является наличие турбонаддува, без которого это устройство просто не будет работать.


Во время движения на высоких оборотах турбонагнетатель начинает нагреваться, причем довольно сильно, что вполне нормально.


Проблема заключается в другом – в том, что после относительно быстрой остановки, если заглушить двигатель, турбина тоже будет остывать, весьма быстро, к слову.


Практика показывает, что ничего хорошего в этом процессе нет. Почему? Все довольно просто – в пробках и подобных ситуациях нередко водители глушат двигатель, ведь давать ему прожигать топливо в часовой пробке не очень разумно.

Но ведь точно не можете знать, когда пробка начнет свое движение, хоть и минимальное, а потому в любой момент может понадобится включить двигатель и начать движение.


Если ехать на высоких оборотах, нагреть все узлы турбины, после этого довольно быстро остановиться, а потом через минуту-другую, например, опять начать движение – произойдет огромная нагрузка на турбины.


Решить эту проблему может установка турботаймера на дизель, который в этом случае нужен только для того, чтоб турбины не остывали при коротких остановках двигателя.


Турботаймера для дизеля. Принципиальная схема и принцип ее работы

Схема реализована на одном транзисторе. Был выбран транзистор КТ 816Б, думаю подойдет любой из этой серии. Турботаймер работает по следующему алгоритму. Транзистор VT1 при работающем двигателе закрыт подачей положительного потенциала от замка зажигания на минусовой вывод конденсатора, а также на базу транзистора через сопротивление R1. После выключения зажигания, пропадает соответственно и положительный потенциал. Начинает протекать ток в цепочках R2-R1-С1. Этого тока хватает чтобы открыть транзистор. При этом проходящий через транзистор ток (эмиттер — коллектор) питает обмотку реле, которое сразу же включается. То есть при пропадании питания с замка зажигания включается реле. Транзистор будет открыт до тех пор, пока не зарядится конденсатор. После того, как зарядится конденсатор, тока через сопротивление R1, будет недостаточно чтобы открыть транзистор. Соответственно пропадет ток коллектор — эмиттер и реле Р1 разомкнется. То есть реле будет работать пока заряжается конденсатор. При номиналах указанных на схеме время задержки выключения двигателя составит порядка 50 секунд. Увеличивая емкость конденсатора С1 можно увеличить и время задержки, уменьшая, уменьшить. Время также можно увеличить за счет увеличения номинала резистора R2. Увеличивать сопротивление можно примерно до 15 — 20 К, дальнейшее увеличение настолько ослабит ток на конденсаторе, что закроет транзистор. Особенностью схемы является тот факт, что при повторно заведенном двигателе в течении 1 — 2 минут конденсатор еще не успеет разрядится через сопротивление R1, соответственно реле повторно не включиться. Если можно так сказать, возвращение работоспособности схемы происходит по истечении примерно 10 минут после того, как завели двигатель.


Принципиальная схема турботаймера для дизельного двигателя.


Транзистор применяемый в схеме турботаймера

Теперь немного хотелось бы рассказать о режимах, снятых при тестировании данной схемы турботаймера для дизельного двигателя. Они будут представлены в виде таблиц.

Таблица 1. Ток питания турботаймера при различных режимах работы

№ п/пВремя работы турботаймераПотребляемый ток турботаймера
1с 1 по 50 секунду (до момента выключения реле)уменьшение с 140 до 40 мА
2после 5 минут (потребление в режиме ожидания)7 мА

При падении тока до 40 мА обмотке реле не хватит силы магнитного поля, чтобы удерживать контакты реле и оно размыкается. Также из таблицы видно, что ток в режиме ожидания составит порядка 7 мА, что не скажется на разрядке вашего аккумулятора.

Таблица 2 Время задержки реле при различном времени с момента последней остановки до пуска дизеля.

№ п/пРабота двигателяВремя задержки реле (сек)
1Двигатель заглушен после длительного пробега47
2двигатель заглушен через 5 минут (с времени пуска)27
3двигатель заглушен через 10 минут (с времени пуска)40

Из таблицы видно, что время восстановления работоспособности схемы составляет порядка 10 минут.

Предупреждения о безопасности при установке и подключении схемы турботаймера для дизеля. Все работы по установке проводить со скинутой минусовой клеммой аккумулятора. После установки схемы турботаймера, необходимо внимательно проверить все соединения и правильность их подключения.

Когда стоит ставить турботаймер

Поскольку стоимость труботаймера на дизель обычно находиться в пределах 5 тыс. рублей, то логично, что многим водителям стоит присмотреться к этому прибору.




Но когда же его именно стоит ставить на свой автомобиль? Прежде всего мы бы вам рекомендовали устанавливать турботаймер, если вам часто приходиться ездить по плохим дорогам или вообще бездорожью, ведь обычно это происходит именно на довольно больших оборотах, хоть и не большой скорости.


Более того, даже водители, которые часто ездят на шоссе могут воспользоваться таким устройством. Чтобы понять, нужен ли турботаймер на дизель, вам достаточно просто в течении нескольких дней обращать внимание на обороты, с которыми вам часто приходиться ездить.


В условиях трассы также довольно непростая ситуация, ведь там нередко приходиться обгонять других участников дорожного движения.



  • Какие амортизаторы лучше: обзор лучших моделей и рекомендации по их применению (115 фото)

  • Какой аккумулятор лучше для автомобиля — рекомендации как и какой АКБ выбрать для своего авто (135 фото)

  • Автомобильная антенна для радио — рейтинг лучших устройств и идеи как сделать антенну своими руками (125 фото)


При желании есть такой вариант, как сигнализация с турботаймером для дизеля, которая обойдется вам довольно дорого, но только из-за того, что это комплект, а хорошая сигнализация дешево не стоит, ведь не просто так на самых дешевых автомобилях ее нету.


Турботаймер на микроконтроллере


Пару LM7805 одна из которых обеспечивает питание, вторая логическую единицу, то есть входной сигнал. У турботаймера вход на 3 ножку и 3 выхода с 5, 6, 7 ножки. 5 ножка это управляющий сигнал, если надо, то можно использовать ключ-транзистор и силовое реле, и 6 и 7 ножки это ножки для индикации оставшегося времени. Можно просто заменить светодиодами, если нет индикатора или не ставить вовсе. Само собой важно будет залить микроконтроллер, то есть запрограммировать его небольшим и несложным СКЕТЧЕМ. О программировании я уже долго распылялся на этом сайте, поэтому заливаем и все! Теперь про принципиальную схему подключения сего турбодевайса к проводке в машине. Опять смотрим схему.


Здесь принципиально важно было сделать своеобразное самоподхватывание таймера, как это бывает с реле. Ведь напряжение питания от замка зажигания З.З. приходит и на питание и на управляющий вход. А вот после отключения замка зажигания, питание берется уже через силовое реле, а на входе сигнал логической 1 пропадает, что и является критерием начала отсчета, который в итоге отключит напряжение питания силового реле и в итоге обесточит себя сам. В этом есть некий плюс, так как таймер не будет потреблять ничего в режиме покоя! Итак, небольшое видео по работе таймера.

Фото турботаймеров на дизель



























Читайте тут! Какие литые диски лучше: обзор лучших производителей и рекомендации как правильно выбрать модель (135 фото)

Что такое турботаймер на дизель — владельцы четырёхколёсного транспорта с дизельным силовым агрегатом довольно часто задумываются о

целесообразности использования турботаймера и его предназначении на данном типе двигателей.

Основное предназначение турботаймера на дизельном силовом агрегате.

Ни для кого не является секретом, что большая часть дизельных автомобильных моторов оснащена турбиной. Основным предназначением, которой является нагнетание воздушного потока в камеру сгорания. А чтобы увеличить эксплуатационный ресурс турбина были разработаны турботаймеры.

Многие владельцы дизельных автомобилей знают о том, чтобы машина проработала как можно дольше без капитального ремонта, после любых поездок сразу глушить мотор противопоказано. Важно чтобы силовой агрегат немного поработал на холостом ходу. В противном случае из-за резкого остывания турбины, последняя может быстро сломаться. Именно для контроля времени и процесса уравнивания температуры автомобильной турбины после завершения движения на авто и устанавливается турботаймер, который принудительно заставляет двигатель работать, даже если ключ в зажигании повернут в выключенное положение.

что такое турботаймер на дизель

Целесообразность установки.

Установка данного прибора на автотранспорте — личное дело автолюбителя. Однако в большинстве случаев от данного устройства будет только польза. Так, например сервисы занимающиеся прокатом автомобилей должны снабжать турботаймером все дизельные силовые агрегаты. Это обусловлено тем, что неизвестно какой водитель будет управлять машиной и вряд ли он будет беспокоиться о состоянии узлов и систем транспортного средства, которое ему не принадлежит.

Естественно не только автомобилям, принадлежащим различным организациям нужна установка турботаймеров. Для владельцев частного транспорта данное устройство также сослужит хорошую службу. Особенно установка рекомендована на всех автомобилях, принадлежащих к типу внедорожников и микроавтобусов, поскольку эксплуатация последних происходит в режиме постоянно высоких нагрузок.

Не лишней будет установка и на легковом автотранспорте с дизельным мотором, особенно если его владелец любит агрессивный способ вождения, на высоких скоростях.

На заметку автолюбителю.

Что такое турботаймер на дизель — несмотря на все положительные стороны турботаймера, многие автопроизводители до сих пор не устанавливают данное устройство в процессе производства транспортного средства с дизельным мотором. А в случае самостоятельной установки данного устройства, можно утратить гарантию на новый автомобиль. По этому автовладельцам остаётся самим принимать решение об установке турботаймера на свою машину.

Пришедшая в мир автомобилестроения турбина позволила улучшить динамические характеристики машины и сократить выброс вредных веществ, но привнесла свои тонкости в эксплуатацию железного коня. Если турбированный двигатель глушить сразу после поездки, то происходит перегрев масла и закупоривание газов. Это не лучшим образом отражается на ресурсе силовой остановки, поэтому перед тем как останавливать мотор важно дать ему поработать на холостых оборотах, позволяющих остыть турбине.

Компрессор и турбина в разрезе

Основное назначение турботаймера

Основными задачами турботаймера является экономия времени автовладельца и увеличение срока службы силовой установки. Причин, почему автовладелец сразу заглушил двигатель по окончанию поездки, множество:

  • отсутствие времени ждать пока турбина остынет;
  • забывчивость, особенно если до этого эксплуатировались автомобили с атмосферным мотором;
  • незнание тонкостей эксплуатации турбодвигателя;
  • другие субъективные факторы.

При периодической неправильной остановке двигателя дорогостоящий ремонт турбины не заставит ждать. Очень часто закупоренные выхлопные газы и перегретое масло выводят механизм из строя за несколько месяцев неправильной эксплуатации. Для предотвращения негативных последствий не вовремя выключенного мотора служит турботаймер.

После установки турботаймера, автовладельцу больше не придется сидеть и ждать остывания турбины. Все происходит в автоматическом режиме. Устройство на протяжении нескольких минут не дает выключится мотору, несмотря на то, что автовладелец покинул салон. При этом автомобиль может находится под сигнализацией. Более того, турботаймер часто сам является частью охранных систем.

Структурная схема турбированного двигателя

Принцип работы турботаймера

После того, как автовладелец добрался до места назначения, он останавливает автомобиль и вынимает ключ из замка зажигания. В машине без турботаймера двигатель остановится в момент вытаскивания ключа и в турбомеханизме начнутся процессы, повреждающие систему. Железный конь, оборудованный, например, Starline не заглохнет сразу, а продолжит работать даже при отсутствии владельца в салоне. Автолюбитель может включить охранную систему и уйти по своим делам, не ожидая время, необходимое для остывания турбины.

Структура турбины

Турботаймер дает возможность автовладельцу задать время, которое мотор будет работать после постановки машины на сигнализацию. Помимо заглушивания двигателя через требуемый временной промежуток, устройство способно обеспечить дистанционный запуск. Особо актуально это в зимнюю пору, когда ожидать прогрева силовой установки и салона не очень комфортно.

Целесообразность установки

Наиболее целесообразна установка турботаймера в таких случаях:

  • Турбированный дизельный двигатель установлен на вседорожнике, преимущественно используемом на бездорожье. Режим эксплуатации преимущественно жесткий. Часто приходится ездить с максимально допустимой нагрузкой и при отсутствующем охлаждении встречным потоком воздуха;
  • Решение поставить турбину на атмосферный мотор было принято самостоятельно.

Менее актуальной выглядит установка турботаймера в таких случаях:

  • Бензиновый или дизельный мотор используются в щадящем режиме. Передвижение происходит преимущественно по городу. Стиль езды далек от динамичного. Перед остановкой обороты редко превышают 2000. В силовой установке используется высококачественное масло;
  • На автомобиле уже присутствует автосигнализация с турботаймером, например, Starline. Установка дополнительного устройства будет лишней;
  • Авто находится на гарантии и установка дополнительного оборудования приведет к ее потери. В таком случае необходимо получить консультацию в автосалоне, по поводу возможности установки девайса.

Устанавливать турботаймер или нет — это личное дело владельца. Многое зависит не только от режима эксплуатации железного коня, но и от загруженности автолюбителя. Следует учитывать, что даже после установки имеется возможность отключения турботаймера, позволяющая пользоваться машиной в прежнем режиме.

Выбор устройства

Перед началом монтажа, необходимо определиться с производителем турботаймера. Наиболее хорошо себя на рынке показали:

  • Старлайн;
  • Пандора;
  • Апекси;
  • Шериф;
  • Magicar;
  • Шерхан.

Немаловажной является комплектация. Например, приобретая сигнализацию с турботаймером Starline или Magicar автовладелец может рассчитывать получить:

  • блок управления;
  • дисплей, отображающий время до отключения двигателя и помогающий произвести настройка турботаймера;

Дисплей турботаймера

Большинство турботаймеров устанавливают под торпедой. Это сделано не только с эстетической целью, но и для сокрытия устройства от посторонних глаз, так как на него возложена функция сигнализации. При наличии предустановленной охранной системы данный критерий не столь актуален.

Настройка турботаймера

Настройка функций турботаймера Starline реализована в выборе двух параметров:

  • время работы двигателя на холостом ходу;
  • зависимость от температуры турбомеханизма.

Ранние версии Starline не имели возможности установки заданного времени работы с помощью брелка. В более поздних версиях, например, А93 имеется возможность установки времени работы двигателя после изъятия ключа зажигания от 1 до 60 секунд. Самое большое время позволяет задать А63. Он позволяет двигателю работать 240 секунд после покидания владельцем салона.

Magicar имеет алгоритм работы аналогичный с старлайном. Главным отличием является возможность установки 5 минут работы двигателя после поездки. Некоторые модели Agicar имеют несколько предустановленных режимов, для упрощения настройки пользователем.

Активация устройства

По завершению настройки необходимо выбрать нужный вариант включения устройство. Турботаймер Apexi позволяет произвести активизацию следующими способами:

  • после включения ручника и выключении зажигания;
  • при помощи брелка, после постановки машины под охрану;
  • при фиксации авто стояночным тормозом.

Реализация того, как отключить турботаймер у каждой модели, выполнена по разному. Обычно достаточно произвести действия, обратные активации. При невостребованности турботаймера следует деактивировать иконку на брелке.

Сравнение установки с сигнализацией и без

Если установить турботаймер совместно с сигнализацией, то главное преимущество в меньшем количестве элементов, по сравнению с раздельном монтажом каждого узла. Данный вариант хорошо подходит для новых авто, на которых отсутствует охранная система. При наличии старой ненадежной сигнализации, также рекомендуется комплексная замена.

При наличии хорошей, ранее установленной сигнализации выполнять ее демонтаж не следует. Даже при отсутствии отдельного канала для турботаймера существуют варианты для его монтажа. Преимуществом такой установки является возможность создания более защищенной от действий злоумышленников системы.

Проблемы, возникающие с устройством

Причины, почему не работает турботаймер:

  • некорректное подключение к цепи запуска двигателя;
  • неверные настройки;
  • не задействован ручник;
  • селектор не находится в режиме паркинга;
  • на брелке турборежим неактивен.

Начинать диагностику проблемы следует с проверки настроек. Если активация все равно не происходит, следует уделить внимание схеме подключения. Необходимо проверить надежность крепления шлейфов и отсутствие обрывов проводников, идущих к таймеру.

Самостоятельный монтаж и настройка турботаймера

От правильно установленного турботаймера зависит надежность работы системы и безопасность автомобиля, поэтому рекомендуется придерживаться нижеприведенной инструкции:

  1. разобрать нижнюю часть торпеды;
  2. подключить турботаймер, согласно изображению ниже;

Схема подключения турботаймера

Для проведения монтажа помимо таймера потребуются некоторые инструменты. С помощью пассатижей и отверток можно произвести разборку и сборку элементов салона автомобиля. Так как эксплуатация машины сопровождается повышенной вибрацией все провода должны быть зафиксированы хомутами, а места соединений заизолированы с применением термоусадок.

Уход от атмосферных моторов привнес свои особенности в эксплуатацию железных коней. Установленный таймер позволит заботиться об автомобиле, не теряя время на охлаждение турбины, а совмещенность с охранной системой обезопасит машину от угона.

Установка турботаймера позволяет существенно продлить срок службы турбины.

Данное устройство позволяет на протяжении определенного времени поддерживать работу мотора на холостых оборотах после выключения зажигания. Он может подключаться отдельным модулем или встраиваться в автомобильную сигнализацию.

Установка турботаймера

Для чего он нужен

Во время движения, особенно при серьезных нагрузках, температура турбины может достигать свыше 800 градусов Цельсия. Охлаждение деталей узла осуществляется за счет циркуляции моторного масла. Если двигатель перестает работать, а турбина еще не остыла, возникает перегрев деталей, приводящий к скорейшему износу.

Установка турботаймера обеспечивает работу мотора даже после извлечения ключа из замка зажигания. Благодаря этому масло продолжает циркулировать пока турбина не остынет. Конечно, если после остановки машины не спешить выключать двигатель и дождаться снижения температуры, можно избежать поломок. Но поскольку у водителей зачастую нет лишнего времени, монтаж данного устройства позволит снизить стоимость обслуживания автомобиля.

Особенно в турботаймере нуждаются внедорожники и коммерческие автомобили, двигающиеся по пересеченной местности. Его установка обойдется гораздо дешевле цены капитального ремонта или замены узла.

Монтаж в сервисе

Установка турботаймера имеет немало сложностей, поэтому доверять работу необходимо профессионалам. Серьезные трудности может вызывать подключение устройства к сигнализации дизельного авто. Поскольку после выключения зажигания мотор глохнет, синхронизировать работу оборудования бывает сложно.

Стоимость услуги составляет от 4500 рублей.

  • Двигатель
  • Трансмиссия
  • Подвеска и ходовая часть
  • Рулевое управление
  • Топливная система
  • Автокондиционер
  • Автоэлектрика
  • Малярные работы
  • Замена автостекол
  • Автоуслуги
1 – Нормо-час: 1850 руб.
Наименование работ Стоимость, рублей
Компьютерная диагностика ДВС от 800
Проверка системы зажигания от 800
Замена масла в ДВС от 600
Замена воздушного фильтра ДВС от 300
Замена свечей зажигания от 800
Замена турбины в сборе от 6000
Ремонт турбины от 3000
Капитальный ремонт ДВС 35000
Мойка радиаторов со снятием с автомобиля 7000
Мойка двигателя 2000
1 – Нормо-час: 1850 руб.
Наименование работ Стоимость, рублей
Замена сцепления от 3500
Замена МКПП от 3500
Капитальный ремонт МКПП от 8000
Замена масла МКПП от 800
Замена ШРУС наружный от 1600
Замена ШРУС внутренний от 2500
Замена масла в муфте Халдекс от 1500
Замена масла в редукторе заднего моста 800
Замена масла в редукторе переднего моста 800
Замена масла в раздаточной коробке передач 800
Замена масла в КПП/CTV вариаторного типа от 1800
Замена масла в АКПП 1800
Замена АКПП /CTV 9000
1 – Нормо-час: 1850 руб.
Наименование работ Стоимость, рублей
Сход развал от 1300
Замена подшипника передней ступицы от 1950
Замена подшипника задней ступицы от 750
Замена стойки переднего стабилизатора от 600
Замена стойки заднего стабилизатора от 600
Замена втулок переднего стабилизатора от 1200
Замена втулок заднего стабилизатора от 1200
Замена карданного вала от 1200
Замена крестовины карданного вала от 800
Замена масла в раздаточной коробке передач 800
Шприцевание точек смазки ходовой части и карданного вала от 800
1 – Нормо-час: 1850 руб.
Наименование работ Стоимость, рублей
Замена наконечника рул. тяги 700
Замена рулевой тяги от 1300
Замена жидкости в ГУР от 1200
1 – Нормо-час: 1850 руб.
Наименование работ Стоимость, рублей
Проверка топливной системы от 600
Проверка топливных форсунок на стенде 2500
Промывка инжекторов без с/у форсунок от 1800
Замена уплотнителя топливной форсунки от 2500
1 – Нормо-час: 1850 руб.
Наименование работ Стоимость, рублей
Антибактериальная обработка системы кондиционирования 1200
Промывка системы А/С 4500
Заправка А/С 950
Замена фильтра системы вентиляции салона от 400
1 – Нормо-час: 1850 руб.
Наименование работ Стоимость, рублей
Диагностика неисправности электрооборудования автомобиля от 500
Диагностика неисправности ABS 800
Диагностика неисправности SRS 800
Программирование нового брелка а/сигнализации 500
Установка сигнализации 7000
Установка механического противоугонного устройства от 4500
Установка иммобилайзера с одной блокировкой от 4500
Установка автомагнитолы в штатное место 1 DIN 1500
Замена штатной автомагнитолы 2 DIN 2500
Установка дополнительной антенны от 1200
Замена штатного динамика в двери от 1800
Установка датчиков парковки в задний/передний бампер 3500
Регулировка света фар 400
1 – Нормо-час: 1850 руб.
Наименование работ Стоимость, рублей
Проверка ЛКП металлических частей кузова с прибором 1200
Покраска переднего бампера 6000
Покраска заднего бампера 6000
Покраска капота 8000
Покраска передней двери 6000
Покраска крыши 9000
1 – Нормо-час: 1850 руб.
Наименование работ Стоимость, рублей
Замена ветрового стекла от 3000
Замена опускного стекла двери от 2500
Замена треугольного стекла двери от 3500
1 – Нормо-час: 1850 руб.
Наименование работ Стоимость, рублей
Проведение Гос.Тех.Осмотра 720
Шиномонтажные работы к-кт R 13-22 от 1480
Удаление секретных болтов/гаек от 1000/1шт.
Дополнительные слесарные работы от 1850

Установка турботаймера

Ремонт проводки автомобиля

Установка турботаймера

Ремонт генератора автомобиля

Установка турботаймера

Ремонт отопителя автомобиля (печки)

Установка турботаймера

Ремонт стартера

Установка турботаймера

Ремонт замка зажигания

Установка турботаймера

Замена аккумулятора (АКБ) автомобиля

Установка турботаймера

Замена бендикса на стартере

Читайте также: